Эстетическое развитие: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | это… Что такое ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ?
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
В соответствии с ФГОС ДОО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
ФГОС ДОО в сфере эстетического воспитания направлен на решение следующих задач:
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно – выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления. Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности (словесной, музыкальной, изобразительной) могут быть эффективными при условии, если будет обеспеченно эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание, методы и формы, обеспечивающие ему активность в этих видах деятельности. При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность экспериментировать, находить свои способы передачи образа в изобразительном искусстве.
Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях показала, что художественно-эстетическая деятельность оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Изобразительное искусство имеет большое значение в решении задач эстетического восприятия, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Это способность, дающая возможность в мир художественной культуры, позволяющая порождать новые художественные миры на основе собственного мировосприятия. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира.
Для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства нужна система развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя следующие направления:
- работа по развитию художественного восприятия с детьми;
- работа с педагогами по развитию художественного восприятия старшего дошкольного возраста;
- работа с родителями по развитию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста;
- создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию;
- художественного восприятия.
Работая по первому направлению, с целью побуждения детей к творчеству, развитию чувства удивления, восхищения, любования, разработаны конспекты занятия для детей старшего дошкольного возраста, основанные на игровых и сказочных сюжетах, например: «В стране волшебных натюрмортов», «В гостях у художника», «Уроки Королевы Кисточки», «Волшебные замки» и т.д.
В ходе бесед об искусстве, рассматривании репродукций картин известных художников стоит активизировать детей на высказывание своих суждений, впечатлений, эмоций, чувств.
На занятиях с детьми следует проводить сравнительный анализ работ разных художников посвященные одной теме, например, «Зимние пейзажи», «Портреты» и разных работ одного художника.
В процессе работы, необходимо использовать дидактические игры («Теплые и холодные цвета», «Цвета спорят», «Цвета дружат», «Ты большой, я маленький», «Далеко – близко» и др.) знакомить детей с изобразительным искусством различных видов (живописью, графикой, архитектурой, народным декоративно-прикладным искусством) и жанров; учить детей понимать выразительные средства искусства: линии, форму, цвет, колорит, ритм, композицию; главную мысль художника.
В процессе развития художественного восприятия большую роль играет руководство педагога. Взрослый должен быть тонким, внимательным, знающим руководителем, режиссером, проводником, направляющим, показывающим ребенку путь к искусству. С целью повышения педагогической компетентности педагогов по проблеме развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста можно провести:
- консультации: «Какое все разное!», «В мастерской художника», «Я – маленький художник». Цель – формировать интерес детей к изобразительному искусству.
- мастер-класс «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности», Нетрадиционные приемы работы по развитию художественного восприятия», «Использование мультипликации как средства развития художественного восприятия». Цель – дать представление о разнообразии изобразительного искусства.
Повышению уровня педагогической компетентности воспитателей по вопросу развития художественного восприятия дошкольников способствует и организация мультимедийных игр.
В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.
Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:
- Тесная связь с искусством.
- Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
- Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.- Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
- Создание эстетической развивающей среды.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Таким образом, художественно-эстетическая деятельность – это деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Художественно-эстетическое развитие. Родителям. Хочу все знать! (Консультации для родителей по направлениям детского развития). Хочу все знать! (Консультации для родителей по направлениям детского развития). ООО “СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО”Д/С”КАПИТОШКА”
«ООО “СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО”Д/С”КАПИТОШКА”» — Родителям — Хочу все знать! (Консультации для родителей по направлениям детского развития) — Художественно-эстетическое развитие
Консультация_Воспитание эстетических вкусов у ребенка (511,38kb)
Консультация_Музыкальное воспитание дошкольников (255,03kb)
Консультация_Художестенно-эстетическое развитие дошкольников (230,45kb)
Консультация _Художественно-эстетическое воспитание детей_ (777,77kb)
Консультация_Роль фольклора в развитии детей (361,29kb)
Консультация_ХЭР детей раннего возраста (567,22kb)
Консультация_ХЭР детей в домашних условиях (451,76kb)
Консультация_Нетрадиционная техника лепки – пластилинография (525,56kb)
Консультация_Развивайте своих детей (263,40kb)
Консультация_Нетрадиционные техники рисования (534,61kb)
Консультация_Художественно-эстетическое развитие детей (2,05Mb)
Консультация_ХЭР детей в домашних условиях (621,42kb)
Консультация_Лепка из пластилина (617,21kb)
Консультация_Аппликация для детей раннего возраста (617,72kb)
Консультация_ХЭР детей дошкольного возраста (332,95kb)
Консультация_Художественно-эстетическое развитие детей (pdf. io) (185,27kb)
Косультация ХЭР Колокольчики (439,56kb)
Консультация для родителей по ХЭР (357,18kb)
Консультация_Эстетическое развитие дошкольника (612,25kb)
Консультация_Как развивать творческие способности (496,33kb)
Как развивать творческие способности дошкольников (148,47kb)
Консультация для родителей Нетрадиционные техники рисования (298,06kb)
Консультация_Рисуем вместе с ребенком (1,41Mb)
Рекомендации родителям по художественно-эстетическому развитию детей (525,61kb)
Художественно-эстетическое развитие (410,45kb)
Консультация_Развивайте творчество детей (949,34kb)
Консультация_Изодеятельность детей от 1 до 2 лет (2,44Mb)
Дата публикации: Просмотров: 7074Автор: Ерастова Инна Васильевна
Администраторы сайта
Руководители
Заведующий
Ерастова Инна Васильевна
Воспитатели
- Шибко Таисия Сергеевна
- Михайлова Мария Викторовна
- Алексеенко Алёна Сергеевна
- Головина Анастасия Валерьевна
- Гарипова Светлана Ралифовна
- Абумислимова Аида Балабеговна
- Махнёва Оксана Юрьевна
- Сайфуллина Эльвина Александровна
- Лещенко Лариса
Горячие ссылки
Инстаграм https://www. instagram.com/kapitoshka_surgut/Вконтакте https://vk.com/kapitoshka86
Стадии эстетического развития Эбигейл Хаузен
Обзор статей:
1) «Краткое руководство по теории развития и эстетическому развитию» Карин ДеСантис и Эбигейл Хаузен
2) «Искусство и эстетика»3 Развитие: проектирование для зрителя» Эбигейл Хаузен
В 1970-х годах Эбигейл Хаузен исследовала то, что она позже назвала эстетическим развитием , или то, как люди развивают свои способности обрабатывать визуальные стимулы. Благодаря своим исследованиям она разработала пять стадий эстетического развития, которые, как она утверждает, представляют собой модели поведения, пересекающие как культурные, так и социально-экономические границы. Эти этапы показывают, что люди обрабатывают визуальные образы в установленной последовательности и что благодаря частым встречам с тщательно продуманными последовательностями произведений искусства эти люди могут обрабатывать визуальную информацию предсказуемым образом. У каждого этапа есть набор атрибутов, которые связаны с атрибутами на других этапах эстетического развития, а также коррелируют с количеством времени, которое люди потратили на просмотр произведений искусства. Важно отметить, что человек в любом возрасте, которому не хватает опыта созерцания произведений искусства, всегда будет начинать с первой стадии. Открытие себя искусству — единственный способ развить свои эстетически восприимчивые части своего разума. Каждый этап одинаково важен.
Стадии эстетического развития следующие:
1) Первая стадия: ОТЧЕТНОСТЬ (Большинство людей находятся на этой стадии или стадии 2)
Аккуратные зрители, как правило, это люди, которые рассказывают истории или составляют списки. Рассматривая произведение искусства, они делают простые, конкретные наблюдения, используя свои чувства, опыт и воспоминания. Эти наблюдения обычно вплетаются в повествовательную форму, где зритель входит в произведение искусства. Эмоции наполняют их комментарии произведениями искусства, поскольку их суждения основаны на том, что они знают и что им нравится.
2) Стадия вторая: КОНСТРУКТИВНАЯ (Большинство людей находится на этой стадии или на стадии 1)
Конструктивные зрители используют свое собственное восприятие, знание и ценности своего мира, чтобы построить рамки для взгляда на искусство. Свои наблюдения как всегда из конкретных деталей в работе. Поскольку эти зрители полагаются на то, что они считают реалистичным, чтобы определить ценность, если произведение не соответствует тому, как, по мнению этих зрителей, должно быть создано изображение, они считают его странным и лишенным ценности. Хотя на этом этапе зрители проявляют повышенный интерес к замыслам художника по созданию произведения, они начинают эмоционально дистанцироваться от произведений искусства.
3) Третий этап: КЛАССИФИКАЦИЯ
Классифицирующие зрители начинают критически относиться к произведениям искусства, поскольку они берут на себя роль аналитической станции искусствоведов. Они идентифицируют произведения искусства по школе, стилю, времени, технике, месту и происхождению и углубляются в эти произведения, используя свои знания фактов и цифр истории искусства. Они хотят знать все, что они могут знать о художнике и его работах. В конечном счете, этот зритель полагает, что если он сможет правильно классифицировать произведение, основываясь на своих знаниях истории искусства, то значение этого произведения станет рационализированным.
4) Этап четвертый: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Интерпретирующие зрители стремятся взаимодействовать с искусством, поскольку они стремятся найти и лелеять тонкие элементы произведения. В результате зрители позволили раскрыться скрытому смыслу (тому, что он символизирует) произведения. Критические навыки, доминировавшие на предыдущих стадиях, теперь служат интуиции и чувствам. С каждой встречей с произведением искусства появляются новые перспективы и озарения. Поскольку эти зрители понимают и ценят процесс переосмысления искусства, они считают, что их собственные идеи уязвимы для изменений.
5) Стадия пятая: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Зрители-восстановители «готовы приостановить недоверие», поскольку теперь они рассматривают произведения искусства как старых друзей, которых они знают в деталях, но которые, как они знают, остаются полными сюрпризов. Хотя они признают, что произведения искусства живут своей собственной жизнью, они также чувствуют сильную связь с ними из-за своего понимания их истории. Они начинают смотреть на искусство с детской открытостью. Как утверждает Хаузен, «этот зритель сочетает личное созерцание с взглядами, которые широко охватывают универсальные проблемы. Здесь память пронизывает пейзаж картины, причудливо сочетая личное и универсальное» (ДеСантис и Хаузен 11).
Каковы образовательные последствия эстетического развития?
Теория эстетического развития Хаузена и ее изложение его в виде пяти описанных выше стадий, безусловно, параллельны работам Льва Выготского, особенно его признанию зоны ближайшего развития. «… исследования Хаузена показали, что преподавание чего-либо, кроме того, что ученики находятся на пороге изучения или того, что находится в пределах их «зоны ближайшего развития», не станет для ученика действенным» (DeSantis and Housen 12). Я нахожу это особенно ценным. Как утверждает Хаузен, «Обучение заключается в том, чтобы дать вкус к следующему, ближайшему способу мышления (Хаузен 13). В этом режиме обучения / содействия учащийся помещается в ситуацию, когда потенциал для дальнейшего обучения находится прямо перед ним. Среда приспособлена к их учебному потенциалу на основе выбранных изображений.0005
——
Давайте посмотрим, что Хаузен говорит о роли учителя:
——
“Роль учителя не столько в том, чтобы сообщать факты или управлять тренировать и практиковать, а облегчать процесс открытий учащегося.Учитель способствует развитию, создавая и управляя благоприятной учебной средой, которая побуждает учащихся открывать новые способы находить ответы на свои собственные вопросы, конструировать смысл, испытывать и рассуждать о том, что они видят. Акту построения смысла нельзя чему-то научить; учащийся должен открыть свое значение самостоятельно» (Хаузен 14).
—-
Такое внимание к развитию у учащихся навыков, которые служат для облегчения и поощрения способности учащихся открывать и исследовать, несомненно, доказывает свою ценность для нас, музейных педагогов. Не это ли мы стремимся создать? Разве мы не стремимся развивать у наших посетителей навыки, которые закладывают основу для обучения на протяжении всей жизни? Возможно, мы ищем большего, чем просто предоставление информации (подробнее об этом в следующем посте). Несмотря на это, мы не можем пренебрегать важностью развития базовых навыков, которые впоследствии помогут нашим зрителям организовать значимые посещения музеев.
Эстетичные мамы в Instagram мешают развитию детей?
Конечно, младенцы тоже любят сосать пальцы ног. Действительно ли важно, какие цвета они предпочитают? Мама знает лучше? Скелтон говорит, что ученые «все еще пытаются создать четкое представление» о том, как наши визуальные истории влияют на наше восприятие в более позднем возрасте, «но это больше вопрос того, насколько и что влияет на него, а не влияет ли он на него», добавляет она. В 2007 году норвежские ученые исследовали людей, родившихся за полярным кругом, сравнив тех, кто родился осенью, когда длительная темнота означала, что они подвергались воздействию большого количества искусственного света, с теми, кто родился летом, когда нет ночи. Ученые обнаружили, что у взрослых, родившихся осенью, наблюдается «общее снижение цветовой чувствительности», и утверждали, что «влияние окружающей среды на цветовое зрение может проявляться в раннем младенчестве, по всей вероятности, в первые месяцы жизни». Таким образом, говорит Скелтон, явно существуют «способы, которыми ваше восприятие формируется историей вашего восприятия», но мы пока мало знаем о менее экстремальных примерах. Мы не можем толком сказать, вырастет ли малыш с ярко-синей детской воспринимать мир иначе, чем младенец с коричневой.
Тем не менее, Скелтон считает, что нейтральные детские комнаты не «оптимизированы» для младенцев, отмечая, что более мелкие детали в монохроматической среде невидимы для младенцев. В конечном счете, говорит она, это, вероятно, нормально — дети эстетичных мам по-прежнему будут подвергаться воздействию множества цветов в мире — «но это просто немного стыдно».
«Я думаю, что люди недооценивают младенцев и недооценивают их зрение. А младенцы хотят смотреть на вещи, и они вынуждены искать новую информацию, поэтому немного стыдно не предлагать им это», — говорит Скелтон. Кроме того, отмечает она, высококонтрастный принт может надолго привлечь внимание ребенка, давая родителям прекрасную возможность передохнуть.
Наука верна и полна нюансов, но это не обязательно оправдывает осуждающие мемы (хотя в TikTok некоторые люди теперь называют себя эстетическими мамами, используя это прозвище). Когда Тришу Сколер спросили о тренде нейтральной детской, она Профессор психологии Городского университета Нью-Йорка, изучающий развитие мозга младенцев, говорит: «Лично мне это нравится».
Исследование Сколера сосредоточено на «совместном внимании», когда взрослые и дети сосредотачиваются на одном и том же объекте, и, следовательно, дети учатся более оптимально. Сколер утверждает, что если у родителей есть общий интерес к окружению своего ребенка, они смогут лучше развивать совместное внимание. «Вы не хотите создавать ситуации, которые мы так часто видим, когда у вас есть одна часть дома, предназначенная для ребенка, а затем у вас есть пространство для взрослых где-то еще, — говорит она. — Мне нравится видеть игрушки, которые вписываются в дома, что это нормально — оставлять свои игрушки, потому что они хорошо выглядят».
Аманда Гаммер, психолог по развитию ребенка и основатель Good Play Guide, подчеркивает, что не существует единственно правильного способа воспитания детей, и «быть счастливым, здоровым родителем, делая то, что заставляет вас чувствовать себя хорошо в вашей семейной жизни, очень ценно». и действительный». Возьмем, к примеру, Paw Patrol -less торт ко дню рождения: кто может судить, спрашивает Гаммер, родителей, которые пекут своему ребенку торт без добавок с нуля? Точно так же, быстро добавляет она, кто может судить родителей, которые покупают готовый продукт с добавками 9.