Эмоциональный интеллект упражнения для детей: 6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей
6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей
74 546
Познать себяЧеловек среди людей
Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.
Emotional intelligence, EQ — основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.
Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.
Эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие, уверенность в своих силах и спокойствие
Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе.
А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.
Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.
Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример — это умение быть счастливым.
1. Коробочка эмоций
Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:
- Зрение — счастливая улыбка ребенка;
- Слух — шум морской волны;
- Вкус — сладкая клубника;
- Обоняние — ароматы леса после дождя;
- Осязание — объятия любимого человека.
2. Язык эмоций
Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую…, потому что…, и я хотела бы…».
На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».
3. Что я чувствую сегодня
Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда…». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.
4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие
Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус — надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».
Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.
5. Эмоции в красках
Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина — это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.
6. Компас эмоций
Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.
Детям сложно говорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их
Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.
Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка — «страх». Детям сложно говорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.
И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.
Об эксперте
Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Мать двоих детей.
Текст:Нина НабоковаИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Родители считают, что без мужчины я — никто»
«Муж уехал к себе на родину и там женился»
Психологи выяснили, почему на самом деле женщины так любят постить селфи
Безразличие, замкнутость, заторможенность: что такое эмоциональная бесчувственность — 8 признаков
«Я рано узнала, что такое богатство и бедность»: история одного детства в 1990-е
Тест: Какая черта личности Большой пятерки свойственна вам?
Симптомы ПТСР и его последствия: мнение психиатра
«Должен ли коллектив терпеть тяжелый характер коллеги?»
Развитие эмоционального интеллекта у детей: игры и упражнения
На сегодняшний день большинство родителей стремится развивать своё чадо со всех сторон. Этому способствует огромное количество кружков и «развивашек» с самого раннего возраста. Однако, стремясь как можно раньше отдать ребёнка на обучение чтению или иностранному языку, взрослые оставляют без внимания один важный нюанс.
Ранний и дошкольный возраст – основа не только для закладывания знаний и умений, но и становление эмоционально развитой эмпатичной личности, способной понимать свои мысли и эмоции. В этой статье мы объясним, почему так важно развивать эмоциональный интеллект ребёнка и как это сделать правильно.
Содержание статьи:
- Что такое эмоциональный интеллект
- Зачем развивать эмоциональный интеллект
- Признаки низкого эмоционального интеллекта
- Особенности эмоционального интеллекта в разных возрастах
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста
- Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей
- Вывод
Что такое эмоциональный интеллект
Данное понятие появилось сравнительно недавно, в 1990 году, и означает способность человека распознавать и выражать свои собственные эмоции и чувства, а также понимать эмоции других людей.
Основоположники данного понятия – Питер Сэловей и Джон Майер – в своей модели эмоционального интеллекта выделяют 4 компонента:
- восприятие, оценка и выражение эмоций: способность понимать свои эмоции и других, определять потребности, исходящие от эмоций и различать подлинные и ложные эмоции;
- использование эмоций в мышлении и деятельности: возможность применения эмоций для решения неординарных задач;
- понимание эмоций: интерпретация причины тех или иных эмоций, способность к пониманию комплекса чувств или противоречивых эмоций, например, любовь и ненависть;
- осознанное управление эмоциями: способность принимать все чувства от отрицательных до положительных, контролировать эмоции и сознательно использовать их, в зависимости от ситуации.
Иначе говоря, ребёнок сначала научается понимать свои эмоции, но основе этого вырабатывается понимание чувств других людей и в дальнейшем это умение способствует выстраиванию положительных отношений с другими людьми.
Зачем развивать эмоциональный интеллект
Дети очень эмоциональны от природы и имеют целую гамму чувств. Однако научиться управлять ими – задача не из лёгких. Почему так важно научить ребёнка понимать, что он чувствует в различных ситуациях?
- Во-первых, когда ребёнок знает, почему у него возникает определённая эмоция, ему становится легче управлять ей и регулировать в целом своё поведение.
- Во-вторых, понимая себя, ребёнок учится понимать других. Это важная составляющая для вхождения в общество детей и взрослых. Ребёнок овладевает таким важным качеством, как эмпатия – способностью сопереживать другим людям.
Понимая чувства окружающих людей, ребёнок становится ответственным за свои действия, прогнозирует возможные последствия.
Признаки низкого эмоционального интеллекта
Определить уровень эмоционального интеллекта возможно посредством различных методик. Основные признаки низкого эмоционального интеллекта следующие:
- неумение контролировать свои эмоции, а также определять их;
- неспособность сопереживать другим людям или радоваться за них;
- неспособность просить или принимать помощь и поддержку других людей;
- невозможность выстраивания близких отношений с другими людьми или выстраивание отношений без эмоциональной составляющей;
- неспособность понимать последствия своих эмоций для себя и других.
Особенности эмоционального интеллекта в разных возрастах
Рассмотрим, как развивается эмоциональный интеллект у детей по возрастам.
Ранний возраст
Ребёнок от рождения и до трёх лет максимально активно впитывает всю поступающую информацию. С самых первых месяцев жизни он реагирует на эмоции мамы и папы. Улыбается и смеётся в ответ или плачет, если слышит негативные интонации. По мере взросления учится считывать эмоции людей и применять эти знания для достижения своих целей.
Дошкольный возраст
В три года ребёнок впервые начинает отделять себя от мамы и папы и пытается стать самостоятельным. Это непростое для родителей время называется «кризисом трёх лет», или «Я – сам», и несёт в себе огромный потенциал для развития у ребёнка индивидуальности. Чаще всего именно в этом возрасте ребёнок будет отрицать даже те факты, которые нелогично отрицать. Специально надевать шорты на голову, а футболку на ноги и говорить, что так и должно быть.
Родители должны дать малышу возможность на своём опыте определить, как правильно и лучше поступить. Не стоит наказывать за строптивое поведение, лучше запаситесь терпением и дождитесь окончания первого серьёзного кризиса.
После его окончания ребёнок-дошкольник вступает в активную социальную среду. Теперь его окружают не только мама, папа, бабушка и дедушка, но и другие взрослые и дети. На протяжении всего дошкольного детства ребёнок приобретает коммуникативные навыки, учится понимать эмоциональный мир, что помогает ему выстраивать социальные связи и готовит к дальнейшим этапам жизни.
Школьный возраст
Обычно по достижению семи лет дети поступают в школу. На этом этапе ребёнка ждут не только новые знания, но и более строгие требования от взрослых, новые знакомства, которые всё больше отдаляют ребёнка от взрослого. Школьник выходит на новый уровень эмоционального интеллекта и становится способным более полно проявлять эмпатию.
Как развивать эмоциональный интеллект
Зарождение эмоционального интеллекта происходит непосредственно в семье, и способствуют этому, конечно же, родители. Этот процесс естественен, так как через общение с ребёнком, через проявление к нему чувств малыш учится понимать эмоции.
Взрослый должен объяснить ребёнку все многообразие эмоций и чувств, объяснить, что испытывать те или иные эмоции нормально, даже если это злость или страх. Важно не обесценивать эмоции ребёнка распространёнными фразами типа «мужчины не плачут». Так Вы поселите в душе ребёнка стыд за собственные ощущения, а это негативно скажется на развитии высокого уровня эмоционального интеллекта.
Когда малыш плачет, в первую очередь родители пытаются его как можно скорее успокоить быстрыми методами. Попробуйте объяснить ему, почему возникла такая эмоция. Например, «ты расстроился, потому что не хочешь идти домой с прогулки». Испытывая собственные эмоции, также рассказывайте ребёнку, какие они и почему возникли.
Проявление и понимание всех эмоций, вне зависимости от того, негативные ли они или положительные, очень важно для здоровой психики у ребёнка. Подавленные эмоции в детстве негативно отражаются на качестве жизни уже во взрослом возрасте. Поэтому взрослым так важно помогать ребёнку улучшать эти навыки.
Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста происходит поэтапно:
- Ребёнок начинает понимать свои чувства. На этом этапе родители вместе с ребёнком обсуждают эмоции, обращаясь к художественной литературе или мультфильмам, обсуждают чувства героев и свои собственные. Здесь также важно ежедневно интересоваться у ребёнка, какое у него настроение, какие он испытывал эмоции за день.
- Ребёнок начинает понимать чувства других. Этот этап даёт родителям возможность показать ребёнку, что мама или папа не всегда бывают в хорошем настроении и что это нормально. Здесь уже можно объяснить ребёнку, что Вы не хотите играть в догонялки, потому что сильно расстроились из-за проблем по работе и хотите спокойно посидеть с малышом.
- Ребёнок учится управлять своими эмоциями. На этом этапе родители показывают, как можно выразить негативные чувства, не причиняя никому вреда, например, громко покричать и попрыгать, поколотить подушку и т.д. Важно также научить поднимать себе настроение подходящими для ребёнка способами. Выясните, что ребёнку больше всего нравится и от чего у него улучшается настроение.
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей
Самое приятное для каждого ребёнка занятие – игра. С помощью игр можно научить малыша понимать и принимать все чувства и эмоции, которые он испытывает. Мы подобрали небольшой список игр, которые нацелены на то, чтобы повысить эмоциональный интеллект у ребёнка.
Игры с эмоциональными пиктограммами
Для этой игры нужны специальные карточки с изображениями эмоций. Предложите ребёнку вытянуть любую карточку, лежащую картинкой вниз, и изобразить эмоцию, которая на ней нарисована так, чтобы другие участники игры смогли её отгадать.
Игра «Что я чувствую сегодня»
Для этой игры можно использовать те же карточки с эмоциями, что и в предыдущей. Каждый день предлагайте ребёнку взять картинку с той эмоцией, которую он сегодня ощущал, и попросите рассказать о ней.
Кукольный театр
Прекрасное занятие для закрепления любимых сказок, улучшения выразительности речи и развития эмоционального интеллекта через обыгрывание персонажей сказки.
Игры с мячом
Поиграйте с ребёнком в мяч, поочерёдно передавая его друг другу и называя эмоции и их причину. Например, «мне приятно, когда…», а дальше предлагайте свои варианты («меня хвалят», «ты мне улыбаешься» и т.д.). Предлагайте разные эмоции для закрепления у ребёнка всего спектра человеческих чувств.
Игра «Угадай эмоцию по голосу»
Выберите любые фразы и произносите их с разной интонацией, а ребёнку предложите угадать по голосу, что Вы чувствуете, затем поменяйтесь ролями. Для этой игры подойдут самые обычные фразы, например: «Я сегодня пойду в магазин», «На праздниках мы поедем в деревню».
Вывод
Уделяя внимание интеллектуальному и физическому развитию своего малыша, не забывайте про то, что счастливый человек – здоровый человек, который понимает себя и свои чувства. Родитель – самый важный источник развития ребёнка, но, к счастью, не единственный.
Сеть детских центров развития «Бэби-клуб» реализует программу развития эмоционального интеллекта у детей. Более 168 клубов с опытными профессионалами своего дела делают счастливыми родителей детей от 8 месяцев и до 7 лет. Запишитесь к нам на пробное занятие через форму на сайте, чтобы помочь своему ребёнку стать человеком с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта и уверенной в себе частичкой общества.
8 упражнений для развития эмоционального интеллекта учащихся
Что такое эмоциональный интеллект и почему его так важно развивать всем учащимся? В своей новой книге The Social Emotional Learning Toolbox автор Кэти Перес дает краткий ответ, который хорошо подводит итог:
Эмоциональный интеллект можно кратко определить как способность управлять своими чувствами и позитивно взаимодействовать с другими людьми. Это имеет первостепенное значение в классе, потому что классы по своей сути являются эмоциональными условиями. Школы должны развивать культуру, в которой учителя и ученики свободно говорят о своих чувствах.
Для развития такой культуры школы должны сделать своим приоритетом помощь всем учащимся распознавать и называть широкий спектр чувств, которые они испытывают, и развивать положительные эмоции и взаимодействия.
Хорошие вещи
Вашим учащимся понравится это быстрое и простое задание, особенно если вы используете его во время утреннего собрания, чтобы позитивно начать свой выходной день. Указания просты: просто попросите каждого ученика обратиться к партнеру и поделиться с ним «чем-то хорошим» — будь то текущая ситуация, которая делает их счастливыми, или что-то, чего они с нетерпением ждут в будущем. Вот несколько примеров основ предложений, которыми вы можете поделиться со своими учениками, чтобы облегчить обсуждение:
- Одна хорошая вещь в моей жизни это…
- Что хорошо во мне, так это…
- Произошло что-то хорошее…
- Одна хорошая вещь, которую я с нетерпением жду, это…
Пой с чувством!
Еще один способ начать свой день с усилителя эмоционального интеллекта — это спеть «эмоциональную приветственную песню» со своим классом. Начните с живой, отзывчивой и ритмичной песни: «Привет, привет, привет, и как дела? Я рад, я рад, и я надеюсь, что вы тоже». Попросите учащихся присоединиться к другим способам, которыми они могли бы чувствовать, и/или показать им изображения лиц с чувствами на выбор. Спойте эту простую песню другими способами со своими учениками, каждый раз изображая разные эмоции в выражении лица, голосе и действиях.
Журнал «Хорошее самочувствие»
Еще один способ помочь учащимся определить положительные эмоции — создать классный журнал или книгу хороших чувств. Вы можете начать занятие, рассказав немного о многих видах хороших чувств: «Вы можете чувствовать себя счастливым, веселым, глупым, в безопасности, расслабленным, гордым или взволнованным. Что заставляет вас чувствовать себя хорошо? Иногда особые события могут поднять вам настроение, например отпуск или вечеринка по случаю дня рождения. Маленькие повседневные вещи тоже могут доставить вам удовольствие, например, игра на перемене, времяпровождение с друзьями, общение с домашним животным или когда кто-то делится с вами игрушками и играми».
После введения предложите учащимся составить список вещей, которые вызывают у них хорошее самочувствие, и используйте элементы из этих списков для создания дневника класса «Хорошее самочувствие», иллюстрирующего эти вещи, вызывающие положительные эмоции. Младшие школьники, которые еще не умеют писать, могут нарисовать картинку, а затем продиктовать вам предложение, которое вы подпишете под своими иллюстрациями.
Истории ролевых игр
Ролевые игры — отличная стратегия для обучения учащихся различным способам проявления эмпатии и развития навыков межличностного общения, самосознания и самовыражения. Это также дает учащимся возможность практиковать, применять и совершенствовать свой эмоциональный интеллект посредством взаимодействия с другими.
Начните это задание, предложив учащимся разыграть разные сценарии. По мере того, как они инсценируют сценарии, они смогут расширить свой собственный чуткий словарный запас. Вот несколько ситуаций, которые вы можете использовать в качестве подсказок:
- Вы на карнавале стоите в очереди, чтобы покататься на своих любимых американских горках, которые идут очень быстро и высоко. Как вы себя чувствуете?
- Звонок на перемену! Вы планируете играть на качелях, но когда вы добираетесь до детской площадки, все качели уже используются. Как вы себя чувствуете?
- Вы с друзьями играете в шашки. Вы выигрываете. Внезапно ваша собака бежит через гостиную к вашей шахматной доске. Шашки летят повсюду, и вы теряете свое место на доске. Как вы себя чувствуете?
- Вы в Диснейленде и ждете очереди, чтобы сфотографироваться и дать автограф любимому персонажу Микки Маусу. Как вы себя чувствуете?
- Ваша лучшая подруга пригласила вас на свидание к себе домой в субботу. Но в то утро звонит мама вашего друга и говорит, что ваш друг болен, и поэтому ваше свидание отменяется. Как вы себя чувствуете?
Пластиковые лица для яиц
Приобретите различные цветные пластиковые пасхальные яйца (обычно продаются в долларовом магазине). На верхних половинках пластиковых яиц тонким перманентным черным маркером нарисуйте много разных выражений глаз; на нижней половине нарисуйте различные выражения рта. Затем позвольте учащимся поменять местами верхние и нижние части яиц, чтобы создать всевозможные лица и эмоциональные выражения. Попросите их рассказать о чувствах, которые они видят на лицах яиц, и о том, что могло произойти, чтобы вызвать такое выражение лица.
Куклы и чувства
Куклы — хороший способ сделать ролевую игру более увлекательной и полезной, особенно для детей младшего возраста. Используйте простые куклы из носков, чтобы разыгрывать различные ситуации — например, пусть одна марионетка берет игрушку у другой марионетки, и спросите детей, какие эмоции могут испытывать куклы (вы можете попробовать предложить им выбрать из изображений детей, демонстрирующих разные эмоции).
). После обозначения чувств попросите детей:- рассказать о том, каково это, когда кто-то не разделяет
- тренируйтесь вызывать эмоции собственным лицом
- обсудите, что марионетка должна делать дальше, когда почувствует эту эмоцию
В качестве художественного проекта вы также можете предложить каждому ребенку сделать свою собственную марионетку и попросить его использовать куклы для передачи своих чувств во время других ролевых игр.
Чувство ногами
Если сегодня хороший день и есть возможность поиграть на свежем воздухе, попробуйте эту эмоциональную игру-прогулку со своими учениками на улице. Перед занятием начните с разговора о языке тела, связанном с различными чувствами. Затем позвоните в колокольчик, и пусть ученики будут ходить по игровой площадке, как будто они рассержены. Еще раз позвоните в колокольчик и пусть дети ходят так, как будто они счастливы. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не потренируетесь воспроизводить множество различных эмоций.
Чудо слов: Обучение эмоциональным словам
• Спокойный | • Фантастический |
• Веселый | • Щедрый |
• Запутался | • Смущенный |
• Разочарование | • Щедрый |
• Храбрый | • Облегченный |
• Любопытный | • Неудобно |
• Перегружен | • Гордый |
• Напряженный | • Скучно |
• Удовлетворено | • Нетерпеливый |
• Упрямый | • Ревнивый |
• Разочарование | • Завистливый |
• Неловко | • Игнорируется |
• Удивлен |
Поговорите об этих эмоциональных словах со своими учениками, предложите им разыграть эти слова и попросите их определить ситуации, в которых они могут испытать эти чувства.
Используйте упражнения из сегодняшней публикации, чтобы углубить понимание вашими учащимися собственных чувств и укрепить их эмоциональный интеллект в классе и за его пределами. И обязательно изучите набор инструментов для социально-эмоционального обучения, чтобы получить полное руководство по высококачественным, основанным на фактических данных инструкциям SEL!
The Social Emotional Learning Toolbox
Созданное опытным преподавателем с тридцатилетним опытом, это вводное руководство, основанное на исследованиях, наполнено проверенными в классе советами и методами, которые помогут любому учителю K-5 сделать SEL неотъемлемой частью каждой школы. день.
ПОЛУЧИТЬ КНИГУ
Будьте в курсе последних сообщений, новостей, стратегий и многого другого!
Подпишитесь на одну из наших БЕСПЛАТНЫХ информационных бюллетенейЭмоциональный интеллект для детей
(обновлено: 05.01.19)
Я читал вслух Эмоциональный интеллект 2. 0 Трэвиса Брэдберри и Джин Гривз своей 13-летней дочери. Это было школьное задание. Она не хотела его читать, поэтому мы читаем его вместе. Что интересно, это действительно помогло. Это помогает AJ маркировать эмоции, а также предоставляет стратегии для улучшения ее эмоционального самосознания и эмоционального самоконтроля. Делая это, я нашел значимые занятия по эмоциональному интеллекту для детей, которые родители и учителя могут использовать со своими детьми.
«Эмоциональный интеллект — это ваша способность распознавать и понимать эмоции в себе и других, а также ваша способность использовать это осознание для управления своим поведением и отношениями. ”Успешное выполнение этого задания для взрослых — это важный предиктор успеха (высокая производительность на рабочем месте), а для детей — успех в учебе и позитивное социальное поведение.
Не только для подростков способность называть эмоции является жизненно важным навыком для детей всех возрастов. Автор Мозговой штурм , Доктор Дэн Сигел говорит, что если дети могут идентифицировать свои эмоции (то, что он придумывает « назовите это, чтобы заявить об этом »), тогда дети смогут использовать эту информацию для управления этими эмоциями.
Авторы Эмоциональный интеллект 2.0 пишут, что только 36% протестированных людей смогли точно определить свои эмоции по мере их возникновения. Ой! Это означает, что только 36% опрошенных смогли управлять своим эмоциональным миром. Хм.
Влияние EQ (эмоционального интеллекта) на жизнь ребенка значительно. Хорошие новости? EQ можно научить, изучить и улучшить. В отличие от статического IQ, эмоциональный интеллект является гибким.
Потому что, когда вы спрашиваете своих детей (что я и делаю часто): « Что вы сейчас чувствуете? », а они говорят: « не знаю », наверное, не знают.
Работая со своими детьми над внимательностью и эмоциональным интеллектом, я понял, что мне нужно явно учить своих детей эмоциям , названия эмоций, потому что мои дети не могли самостоятельно идентифицировать свои чувства. Почему-то я думал, что они просто «получат» это — от моделирования, чтения, осмоса или чего-то еще. Не так много.
Пора заняться этим. Пришло время помочь моим детям с явными, поддерживающими действиями, чтобы научить их эмоциям.
Эмоциональный интеллект для детей
Мы чувствуем пять основных эмоций
Я ЛЮБЛЮ таблицу в Эмоциональный интеллект 2.0 , которая определяет пять основных эмоций — счастливый, грустный, сердитый, испуганный и пристыженный — и слова, описывающие разную интенсивность этих эмоций. (Другие точки зрения иногда говорят, что их 7.)
Одна из самых важных вещей, которым мы можем научить наших детей об этих эмоциях, состоит в том, что НЕТ ЭМОЦИИ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ «ХОРОШИМИ» ИЛИ «ПЛОХИМИ». Им не нужно судить об эмоциях, просто замечайте их и ощущайте. Мне нравится называть их неудобными и удобными.
Я знаю, легче сказать, чем сделать. Но поверьте мне, это НАСТОЛЬКО важно. Если мы определяем эмоции как плохие, мы обычно пытаемся игнорировать или заглушать эти более неприятные чувства. Не. Просто скажите своим детям, чтобы они замечали и чувствовали. Вот и все.
Вот вам признание… Я тоже не чувствовала своих чувств (чего даже не осознавала!) пока не начала ходить к соматическому терапевту. Я использовал ту же самую диаграмму, помещенную в конце моего журнала, чтобы попытаться понять, что я чувствовал. Когда я начал терапию, мне потребовалось около двух дней, чтобы понять, что я чувствовал — два дня назад. Сумасшедший, да!? После большой внутренней работы я так горжусь тем, что могу чувствовать чувства в реальном времени!!
Одна вещь, которую я узнал от терапевта моей дочери (подробнее об этом ниже), заключается в том, что работа, которую я проделала и продолжаю делать, бесценна для моего воспитания. Почему? Потому что я лучший пример здорового эмоционального выражения моей дочери. Все эти действия прекрасны, но они не очень полезны, если я не являюсь эмоционально здоровым образцом для подражания.
из книги «Эмоциональный интеллект 2.0» Трэвиса Брэдберри и Джин ГривсСортировка эмоций
Попробуйте провести с детьми занятие по сортировке эмоций. Посмотрите, можете ли вы использовать приведенную выше таблицу, чтобы увидеть, как ваши дети определяют и понимают различные чувства.
1. Запишите пять основных эмоций на стикерах или карточках.
2. Запишите все или некоторые эмоции для каждой категории. Сократите эти слова.
3. Обсудите с детьми каждую эмоцию и ее место в одной из 5 основных категорий эмоций. Поместите эти эмоции в соответствующую категорию.
Имя Ваши эмоции Активность
Как родители, мы можем поделиться с детьми собственными эмоциями. « Я чувствую себя . . . ”
Доктор Сигел предлагает вам помочь детям определить свои собственные эмоции, спросив их: ” Интересно, вы чувствуете . . . ” (Использование «Интересно» не дает им слов в уста, но дает им возможность понять, что они могут чувствовать.)
Эмоциональный интеллект 2.0 Воспитание эмоционально интеллектуального ребенка Сердце воспитания
Мышление: новая психология успеха Hape Eggspressions Деревянная обучающая игрушка с книжкой-иллюстрацией
Другие упражнения с эмоциями и сопереживанием
1. Когда вы читаете рассказ вместе, попытайтесь обозначить эмоции персонажей.
2. При просмотре телепередач или фильмов остановите передачу и спросите, могут ли ваши дети определить по языку тела и словам, какие эмоции испытывает этот человек.
3. Используйте мою бесплатную страницу раскраски эмоций с пустыми лицами, чтобы нарисовать разные эмоции.
4. Спросите своих детей, : «Вы когда-нибудь испытывали эти эмоции? «Можете ли вы относиться/сочувствовать тому, что чувствует этот человек?»
5. Используйте бесплатные карточки с эмоциями от Autism Teaching Strategies, чтобы развивать у своих детей навыки общения/сопереживания.
Другие упражнения и игры для развития эмоционального интеллекта
1. Посмотрите фильм «Головоломка» и обсудите.
2. Используйте семейные цитатники для обсуждения и применения важных идей.
3. Играйте в Emotion-oes или в игру Feelings in the Wild.
4. Читайте отличные книжки с картинками, посвященные темам эмоционального интеллекта, или книги для начинающих, которые определяют эмоции.
5. Научите детей внимательности с помощью учебной программы MindUp.
Emotion-oes Настольная играMy Feelings Game. Увлекательная образовательная семейная игра, которая поможет детям выразить свои эмоции и научиться саморегуляции. Одобрено доктором Темпл Грандин и другими всемирно известными клиницистами и педагогами.
eeBoo Watch This Face, Emotions Literacy Matching Game
Купите все эти продукты и закажите рекомендации на Amazon.
P.S. Терапия может помочь – особенно для детей старшего возраста
Моя дочь-подросток всегда боролась с выражением и чувством своих чувств. Может быть, это ее расстройство сенсорной обработки. Может она просто так устроена. Неважно, почему.
Она находит большую поддержку в посещении хорошего психотерапевта. (Нам понадобилось трое, чтобы подобрать подходящую модель.) В получении профессиональной помощи НЕ ПОЗОРНО. В частности, потому что, когда дети вырастают и вступают в подростковый возраст, они обращаются за мудростью не к своим родителям, а к другим людям.