Эмоций развитие: Развитие эмоций и их значение в жизни человека
Развитие эмоций и чувств
27.12.2014
Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Под влиянием усложняющихся контактов формируются эмоциональные процессы. Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями.
Младенцы часто реагируют на острую боль мимическим выражением гнева, то есть боль является врожденным активатором гнева и агрессивных тенденций. Проявления гнева, наблюдаемые у младенцев, не сопровождаются прямым выражением агрессии, что потом, однако, отмечается у более старших детей (1,5—2 года), которые, переживая гнев, бросают на пол игрушки, пинают их. Эти показные формы поведения, по-видимому, являются результатом социального научения. В одном из исследований было обнаружено, что маленькие дети могут усваивать агрессивные формы поведения, наблюдая за родителями.
У детей также очень рано проявляются сочувствие и сострадание. Так, двухлетний ребенок может плакать, когда ему показывают плачущего человека. Некоторые трехлетние дети чутко реагируют, когда обижают животных.
Положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно, через игру. Исследования К.
Бюлера показали, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается от радости до удовольствия в момент получения результата в процессе игры, у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия.С формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Первые представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо», связаны с личными интересами как самого ребенка, так и других людей. К началу школьного обучения у детей отмечается высокий уровень контроля за своим поведением, тесно связанный с развитием нравственных чувств (чувство ответственности, стыда).
Эстетические чувства начинают формироваться достаточно рано, источником их развития являются занятия рисованием, пением, музыкой, посещение театров, картинных галерей, концертов. Однако дошкольники и учащиеся младших классов в ряде случаев еще не могут должным образом оценить художественные произведения.
В школьном возрасте меняются жизненные идеалы, появляются новые источники проявления чувств. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их носителя. Такое развитие может проходить в трех направлениях:
- при включении в эмоциональную сферу переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей;
- в повышении уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств;
- при постепенном включении в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности.
Ключевые слова: Эмоции, Чувства
Источник: Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Материалы по теме |
---|
Определение эмоции и чувства Штейнмец А.Э., Общая психология |
Физиологические основы чувств и эмоций Вербина Г.Г., Психология эмоций |
Эмоции и чувства в норме Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб… |
Выражение эмоций и чувств Максименко С.Д., Общая психология |
Эмоции (чувства) как инструмент сознания Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Чувства и эмоции … |
Функции эмоций и чувств Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности |
Классификация эмоций и чувств Ефимова Н.С., Основы общей психологии |
Развитие эмоций
У всех высших психических функций имеется один путь развития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. Эмоциональная сфера – не исключение.
На базе врожденных реакций и инстинктивных схем у ребенка формируется и развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. В дальнейшем под влиянием усложняющихся социальных контактов формируются эмоциональные процессы.
Конечно самые ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями и особенностями:
– проявления удовольствия или неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т.п.,
– комплекс оживления,
– негативные эмоции страха и гнева.
Вначале эти проявления носят безусловный характер. Если взять в руки новорожденного ребенка и поднять его вверх, затем быстро опустить вниз, то можно увидеть, что ребенок весь сожмется, хотя он еще не имел в своей жизни опыта падения и – соответственно – воспоминаний о боли, которая может следовать за падением. Сжимание – инстинктивное реакция группирования, с тем чтобы получить минимум травм.
Первые проявления гнева также безусловны. Обычно они являются результатом сильного неудовольствия. Гнев – также имеет инстинктивное происхождение, по сути он является угрозой, предупреждением окружающим живым существам. Пусть малыш еще не способен никому причинить вреда, тем не менее его гневные интонации способны изменить поведение родителей, дать им сигнал, что что-то далеко не в порядке.
Дети довольно рано начинают понимать мимику других людей. Во многом это тоже носит инстинктивный характер. Для животных принципиально важно знать настроение другого животного. Ошибка может стоить жизни. Если животное не поймет угрожающую позу другого животного, то это закончится дракой с непредвиденным исходом. Ошибка другого рода – неумение распознать дружелюбное настроение. Существование союзника очень сильно облегчает борьбу за выживание. Поэтому у всех более-менее развитых животных заложено в инстинктах распознание враждебного, дружелюбного или нейтрального настроения.
В два-три года дети могут уже проявлять сострадание, сочувствие по отношению к другим людям, животным.
Большое значение в развитии эмоций имеет игра ребенка и его исследовательское поведение. В процессе такой деятельности ребенок сначала получает эмоции лишь от конечного результата, но постепенно у него получается получать удовольствие/неудовольствие и от самого процесса деятельности. Благодаря этому взаимопроникновению эмоций и деятельности первые обогащаются, становятся значительно разнообразнее. Также в игре оттачиваются заимствованные эмоции – те, которые раньше ребенок мог лишь наблюдать у других детей, взрослых (или в реальной жизни, или в фильмах). Так, например, к ребенку может прийти спортивный азарт или эмоции, связанные с самопожертвованием.
Эмоциональная сфера ребенка развивается и за счет развития умения предвосхищать удовольствие. Понимая, что скоро он может получить что-то приятное, ребенок приходит в хорошее настроение (то есть эмоции как бы “отпускаются в кредит”). Это тоже значительно разнообразит эмоциональную жизнь. Появляется эмоция разочарования (фрустрации): когда на смену положительным ожиданиям внезапно приходят неприятные результаты.
Со временем ребенок начинает осознавать роль воображения в возникновении эмоций. Оказывается, что просто воображая что-то можно испытать удовольствие или неудовольствие. В итоге ребенок начинает обильно фантазировать, воображая получение разного рода благ. Формируется даже своего рода зависимость от фантазий. Если в реальной жизни ребенок часто подвергается тем или иным психологическим травмам, он может совсем замкнуться, уйти в мир своих и заимствованных фантазий.
На формирование эмоций большое влияние оказывает окружение ребенка, представления этого окружения о допустимости или недопустимости тех или иных эмоций. Например, на мальчика может оказываться давление в стиле “мужчины не плачут”. Сами по себе эмоции ярости, гнева обычно не приветствуются. Под влиянием окружения ребенок учится контролировать и управлять собственными эмоциями.
Большое значение для развития личности имеют эмоции, связанные с достижением. Чем раньше ребенок испытает удовольствие от того, что сам поставил какую-то сложную цель, сам ее добился, приложив изрядно усилий, тем конструктивнее его будет развитие в целом. Ранний опыт самостоятельных достижений закладывает на всю жизнь высокий уровень мотивации достижения. Поэтому любой, даже самый строгий, родитель должен оставлять своему ребенку хотя бы маленькую лазейку для проявления самостоятельности.
Стиль воспитания вообще оказывает очень большое влияние на структуру эмоций подрастающего человека. В семьях, где принято довольно жестко наказывать за проступки, чаще вырастают дети, склонные к внезапным всплескам агрессии, ярости, гнева. В семьях, где наказания вообще не применяются, чаще вырастают дети, слабо контролирующие свои эмоции и поведение в целом, склонные к сугубо гедонистическому образу мыслей и действий.
Огромное влияние на формирование эмоций имеет усваиваемая система ценностей, этические принципы (что такое хорошо и что такое плохо). С одной стороны эмоции обогащаются за счет того, что появляются эмоции и чувства, связанные с пониманием долга, ответственности, взаимопомощи, сострадания и т.д. С другой стороны ребенок понимает, что некоторые эмоции (например обиды или зависти) сами по себе – это плохо. Просто переживая обиду или зависть, желая зла кому-то, можно тем самым совершать плохой поступок. Характер долга носит для ребенка весьма смутный характер. В своем воображении он проигрывает разные сценарии, в некоторых он поступает плохо, после чего наступает какое-то смутное возмездие. Несмотря на эту смутность, а где-то и благодаря ей, ребенок испытывает страх.
Эмоции развиваются и за счет появления эстетических чувств. Прослушивание музыки, наблюдение красивых вещей и людей с одной стороны развивает вкус к прекрасному, а с другой – обогащает эмоциональный мир ребенка. В созерцании прекрасного ребенок понимает, что удовольствие не всегда связана с очевидным (едой, питьем, забавными играми), но в нем может быть элемент загадочности.
Уже с детского сада у ребенка начинают формироваться эмоции, связанные с социальным статусом его семьи. Материальное благополучие, полная или не полная семья, должности родителей и их образ жизни – все это может быть как предметом гордости, так и стыда. В значительной мере это сказывается на формировании самооценки ребенка. При этом любые изменения в самооценке – как в большую, так и в меньшую сторону – сопровождаются выплеском эмоций, положительных или отрицательных. Сила подобных эмоций может определить характер человека, особенности его эмоциональной сферы на всю жизнь.
С приходом ребенка в школу активно развиваются когнитивные эмоции. У ребенка появляются любимые и нелюбимые школьные предметы. Радость познания может быть эпизодической, но может целиком поглотить ребенка. Успехи в обучении также очень сильно влияют на самооценку ребенка.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
См. также
Эмоция
- Базальные эмоции
- Биологическая теория эмоций Анохина
- Выражение эмоций
- Двухкомпонентная теория эмоций С. Шехтера
- Катарсис
- Компоненты эмоций
- Методы исследования эмоций
- Надежда
- Негативные эмоции
- Обзор книги В. О. Леонтьева “Классификация эмоций”
- … и другое
Эмоциональное развитие – Будь собой
Эмоциональное развитие и ощущение себя
Самоощущение человека сильно зависит от его восприятие себя.
Зная, что они могут быть успешными в том, что они позволяет детям чувствовать себя компетентными и уверенными, что, в свою очередь, влияет на их эмоциональное развитие.
Дети, у которых мало опыта успеха, чаще приходится справляться с разочарованием, которое может привести к развитие негативного самоощущения.
Получая поддержку в обучении ценить свои сильные стороны и усилия, а также силы и усилия других, дети и молодые люди развивают устойчивость , чтобы оправиться от проблем и трудностей.
Как педагоги могут поддерживать эмоциональное развитие детей и молодежи?
Обеспечение эффективной поддержки эмоционального развития детей и молодых людей начинается с обращения внимания на их чувства и наблюдения за тем, как они с ними справляются.
Многие учебные сообщества включают специальные программы для обучения социальным и эмоциональным навыкам. Этим навыкам также можно обучать и изучать посредством повседневного взаимодействия.
Настройтесь на чувства и эмоции детей и молодежи
Некоторые эмоции легко распознать, а другие менее очевидны. Чтобы настроиться на эмоции детей и молодых людей, нужно смотреть на язык их тела, слушать, что они говорят и как они это говорят, и наблюдать за их поведением. Это позволяет вам более эффективно реагировать на потребности детей и молодых людей и предлагать более конкретные рекомендации, помогающие им управлять своими эмоциями.
Помощь детям и подросткам в распознавании и понимании эмоций
Общение с детьми и подростками и обучение их эмоциям помогает им лучше осознавать свои собственные эмоции, а также эмоции других людей. Это также помогает им лучше управлять своими эмоциями с течением времени.
Установите ограничения на неуместное выражение эмоций
Сообщите детям и подросткам, что испытывать разные эмоции и чувства — это нормально и нормально. Обучайте языку и навыкам, позволяющим справляться с сильными или трудными эмоциями, такими как гнев и разочарование, в позитивном ключе. Также важно установить ограничения на агрессивное, небезопасное или ненадлежащее поведение.
Будьте образцом для подражания
Демонстрируя детям и молодежи различные способы понимания и управления эмоциями, вы помогаете им учиться на вашем примере. Если вы выйдете из себя, извинитесь и покажите, как вы можете загладить свою вину.
Be You Professional Learning
Ознакомьтесь с материалами по социальному и эмоциональному обучению (SEL) и обучению устойчивости в области обучения устойчивости.
Рекомендации
Совместное для академического, социального и эмоционального обучения (CASEL) (2018). Основные компетенции SEL. Чикаго: КАЗЕЛЬ. Получено с https://casel.org/core-competencies/.
Национальный научный совет по развитию ребенка (2004). Маленькие дети развиваются в среда взаимоотношений. Бостон: Гарвардский университет. Извлекаются из http://developingchild.harvard.edu/resources/wp1/.
Шонкофф, Дж.П., и Филлипс, Д.А. (2000). От нейронов к районам: наука развития раннего детства. Вашингтон: Издательство Национальной академии.
Эмоциональное развитие | Определение, примеры, дети и подростки
- Связанные темы:
- развитие человека эмоция психологическое развитие
Просмотреть весь связанный контент →
эмоциональное развитие , появление опыта, выражение, понимание и регулирование эмоций с рождения, а также рост и изменение этих способностей в детстве, юности и взрослой жизни. Развитие эмоций происходит в сочетании с нервным, когнитивным и поведенческим развитием и возникает в определенном социальном и культурном контексте.
Младенчество
Выражение эмоций в младенчестве способствует переходу от полной зависимости к самостоятельности. Выражение интереса способствует исследованию и когнитивному развитию. Социальные (преднамеренные) улыбки и другие выражения радости способствуют социальному взаимодействию и здоровым отношениям привязанности с основными опекунами. Выражение грусти побуждает к сочувствию и помогает, а выражение гнева сигнализирует о протесте и дискомфорте. Уникальная склонность младенцев испытывать и выражать определенные эмоции, а также порог выражения этих эмоций обычно называют их темпераментом или характерной эмоциональностью.
Исследователи в целом согласны с тем, что неонатальные (непреднамеренные) улыбки присутствуют при рождении и что социальная улыбка и выражение эмоционального интереса появляются уже в шестинедельном возрасте. К четырем-пяти месяцам младенцы выборочно улыбаются знакомым лицам и другим младенцам, и их опекуны начинают обмениваться с ними положительным эмоциональным обменом.
Исследователи расходятся в своих объяснениях развития и времени возникновения дискретных негативных эмоциональных проявлений. В соответствии с мнением о том, что младенцы выражают негативные эмоции в раннем младенчестве, ученые показали, что младенцы по-разному воспринимают и реагируют на негативные эмоциональные выражения (например, грусть, гнев) других в возрасте четырех месяцев.
Викторина “Британника”
Назовите эту эмоцию! Викторина по лексике
В течение вторых шести месяцев жизни, когда младенцы приобретают рудиментарные когнитивные способности и память, они начинают выражать определенные эмоции в зависимости от контекста. Эмоции начинают проявляться динамично по мере того, как младенец начинает играть более непосредственную роль в эмоциональном обмене с опекунами. Эмоциональная связь с опекуном становится все более важной, поскольку младенцы ищут поддержки для исследования и ищут сигналы опасности.
Детство и раннее детство
В период дошкольного возраста в сочетании с быстрым созреванием лобных долей и лимбического контура в головном мозге возникает осознание себя. В результате малыш стремится стать более независимым, и в этой борьбе за автономию усиливается выражение гнева и неповиновения. Способность отличать себя от других также способствует базовому эмпатическому поведению и моральному пониманию. К концу второго года жизни малыши реагируют на негативные сигналы от других и имеют специфические эмоциональные реакции на собственные негативные действия. Эмоции, возникающие при рудиментарном представлении о себе, часто называют эмоциями самосознания и включают стыд, смущение, вину и гордость. Некоторые самосознательные эмоции, такие как гордость и вина, не проявляются до тех пор, пока малыши и маленькие дети не научатся концептуализировать интернализированные стандарты поведения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Когда дети поступают в дошкольные учреждения, они начинают обозначать свои эмоции и полагаться на разговоры об эмоциях в семье, чтобы облегчить себе понимание основных эмоций. Маленькие дети сначала отличают счастье от отрицательных эмоций, а затем начинают отличать отрицательные эмоции, такие как печаль, гнев и страх, друг от друга. Они начинают распознавать эти эмоции по выражению лица, а затем, в среднем детстве, начинают понимать ситуационные детерминанты эмоций. Понимание эмоциональной субъективности также развивается по мере того, как дети узнают, что то, что делает одного ребенка счастливым, может не заставить другого ребенка чувствовать то же самое.
Появление эмоциональной саморегуляции особенно важно в раннем детстве и происходит в контексте отношений в семье и со сверстниками. Открытое выражение положительных эмоций и теплые поддерживающие отношения между родителями и детьми способствуют эффективной эмоциональной саморегуляции. С другой стороны, частое выражение негативных эмоций в семье и жесткие карательные дисциплинарные меры усиливают переживания тревожных и нерегулируемых эмоций, которые могут привести к психопатологии. Соответствующие отношения со сверстниками, характеризующиеся совместной игровой деятельностью, также важны для развития эмоциональной регуляции в раннем детстве. Дети приобретают эмоциональное понимание и способность к сопереживанию и помогающему поведению благодаря хорошо отрегулированному эмоциональному обмену со сверстниками.
Среднее и позднее детство
В среднем и позднем детстве формируются устойчивые представления о себе, основанные на типичных эмоциональных переживаниях ребенка. Благодаря повышенной способности к саморефлексии дети начинают понимать свои сознательные эмоции. В результате постоянное переживание паттернов самосознательных эмоций оказывает влияние на самооценку ребенка. Например, склонность испытывать стыд, а не вину в ответ на негативные проступки, влияет на зарождающуюся самооценку ребенка и может стимулировать склонность реагировать агрессией или насилием.
Также в среднем и старшем детстве дети начинают понимать, что одна ситуация или событие может привести к возникновению множества смешанных эмоций. Например, дети старшего возраста понимают, что прощальная вечеринка для брата или сестры, который уезжает в колледж, может быть как радостным, так и печальным событием для ребенка и его брата или сестры.