Эксперимент простой – Занимательные химические опыты для детей дома
10 психологических экспериментов, которые показывают, как жестоко можно ошибаться в людях
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Развитие психологии и в частности экспериментальной психологии в XIX–XX веках позволило изучить сложные биологические процессы человеческого мозга, исследовать эмоции, поведение, реакцию. Эти данные во многом помогли понять основы наших поступков и очень сильно упростили жизнь тем, кто хочет руководить или успешно продавать. Не верите?
Тогда познакомьтесь с 10 психологическими экспериментами, которые мы в AdMe.ru собрали для вас. Они помогут понять не только природу общества, но и заставят заглянуть в себя, а еще наверняка шокируют вас.
Эксперимент Carlsberg: «Даже у маленького ребенка может быть нож за спиной»
Суть эксперимента: представьте кинозал со 148 татуированными байкерами и только 2 свободных места в центре, на которые вы купили билеты. Вы сели бы на свои места или ушли? Именно такой эксперимент провела компания Carlsberg.
Результат: тех, кто все-таки решился занять свободные места, развеселые и добрые парни приветствовали аплодисментами и, конечно же, пивом. Эксперимент показал, что не стоит судить о человеке по его внешности.
Эффект конформности Соломона Аша: «Соглашусь со всеми, не хочу быть белой вороной»
Серия экспериментов: Соломон Аш хотел показать власть конформности в группах, то есть изменение поведения человека под давлением чужого, пусть даже ошибочного мнения. Участникам эксперимента предлагалось оценить длину линий на карточках и найти одинаковые, назвать цвет пирамидки или даже собственное имя. Во всех экспериментах все участники кроме одного были подсадными утками, и этот единственный всегда отвечал последним.
Результат:
в 75 % случаев испытуемый следовал за большинством, даже если четко видел, что отвечает неверно. Те же, кто высказывал собственное мнение, испытывали жуткий дискомфорт. Кстати, в случаях, когда кто-то из подсадных уток высказывал мнение, противоречащее большинству, испытуемые охотнее отвечали правильно.Эффект ложного консенсуса: «Если ты думаешь по-другому, значит, ты не прав»
Суть эксперимента: профессор Стэнфордского университета Ли Росс предложил испытуемым некую проблемную ситуацию с двумя вариантами реакции на нее. Он попросил выбрать вариант и предположить, как ответят другие испытуемые, а также описать тех, кто выбрал первый и второй вариант.
Результат: эксперимент показал, что подавляющее большинство людей думали, что остальные участники ответили абсолютно так же, как и они сами, а остальных описывали в негативной форме.
Эффект свидетеля и диффузия ответственности: «Моя хата с краю или кто кроме меня?»
Суть эксперимента: после громкого убийства Китти Дженовезе, когда никто из свидетелей так и не пришел на помощь, ученые Джон Дарли и Биб Латане провели серию экспериментов на реакцию.
Результат: было доказано, что люди гораздо быстрее реагируют в чрезвычайной ситуации и вообще пытаются помочь другому человеку, если действуют одни. Если же вокруг множество людей, большинство будет медлить и думать, что поможет кто-то другой. В дальнейшем это явление также активно исследовалось, вот показательный эксперимент «Комната в дыму». Люди, которые оставались в комнате одни и замечали дым, гораздо быстрее сообщали о проблеме, чем те, кто находился в присутствии пассивных посторонних.
www.adme.ru
Домашний Эйнштейн: занимательные опыты на кухне | Материнство
Ваши дети изнывают от скуки, не зная, чем заняться? Хотите порадовать их чем-то необычным? А может быть, планируете детский день рождения, и думаете, чем занять гостей? У вас в руках есть неисчерпаемый ресурс познавательного времяпрепровождения! Этот ресурс – законы природы, демонстрируя действие которых вы можете не только занять время, но и выступить в роли учителя физики и химии для ваших детей.Демонстрация опытов – хорошая возможность заинтересовать ребенка естественными науками. Для этого нужно лишь желание, элементарные познания в области физики, простейшие реактивы и оборудование (которые есть у вас на кухне).
Главные принципы домашнего физика
- Правило первое (самое главное). Сначала демонстрация опыта, потом – его объяснение и применение закона! Именно такая последовательность привлекает максимальное внимание, и вызывает главный вопрос исследователя – «Почему?»
- Правило второе. Ребенок должен видеть, осязать, обонять запах, участвовать в изготовлении образцов, реактивов и оборудования, самостоятельно сделать еще раз то, что вы продемонстрировали ему! Это будет свидетельствовать о том, что физика и химия – реальность, окружающая нас, подвластная ему. Это будет говорить ему о том, что законы природы – в его руках! Он – творец, оказывающий влияние на окружающий мир!
- Правило третье. Ваше объяснение совершенного опыта должно быть простым, кратким и ясным. Оно должно восходить к конкретному физическому или химическому закону, демонстрировать его работу. Объяснение должно не усложнять понимание, а упрощать. Ключевым словом в этой части занятия должно быть «Потому что…».
- Правило четвертое. Предваряйте и сопровождайте опыт атмосферой таинственности, создайте интригу! Представьте демонстрацию в виде волшебного действа, чуда, удивительного открытия! Но после его завершения обязательно объясните, что волшебство и таинственность проясняются научными знаниями. Что за всеми этими чудесами стоят не феи и гномы, а законы природы.
- Правило пятое. Обратите внимание на безопасность при проведении демонстрации! Даже если вы работаете с обыкновенной водой, позаботьтесь, чтобы не разлить ее на паркет, не испортить мебель, или электроприборы.
Какие опыты можно провести в домашних условиях?
Выбирая тему, вовсе не обязательно ограничивать себя рамками школьных знаний: можно сделать опыт на любую тему, доступную пониманию и объяснению. Достаточно назвать общеизвестные предпосылки (возможно, о них уже говорили в школе), от которых вы будете отталкиваться в демонстрации опыта и последующем объяснении закона природы. Например, начать опыт можно вопросом: «Вы, конечно же, знаете, что все предметы падают вниз. Кстати, почему они падают вниз? Правильно, потому что существует закон земного тяготения! А вот давайте посмотрим, что будет…»
Перед вами несколько примеров опытов, которые легко провести в домашних условиях.
1. Варим яйцо в бумажной кастрюле
Возьмите лист плотной бумаги, сверните из него колпачок. Стыки проклейте быстросохнущим клеем и скрепите скобами степлера. В эту бумажную емкость налейте воды, положите сырое яйцо. Согните из проволоки держатель (его можно сделать, проткнув стенки колпачка у кромок) и закрепите держатель над пламенем свечи. Даже если пламя свечи будет облизывать бумагу, она не загорится! Таким образом, воду в этой бумажной кастрюле можно довести до кипения и даже сварить яйцо. Но пока вода не испарится, пламя не сможет навредить этому сосуду.
Объяснение этого опыта довольно простое: вода может быть нагрета только до температуры кипения (+100°С), после этого происходит превращение ее в пар. Вода поглощает избыток тепла от нагретой бумаги и не дает ей нагреться выше 100°С, т.е. не дает воспламениться.
2. Иголка в воде не тонет
Налейте в кастрюлю воды. Осторожно, при помощи пинцета, положите на поверхность воды лоскуток тонкой бумаги, а на бумагу положите стальную иголку. Необходимо условие – иголка должна быть сухой! Затем, также аккуратно, используя пинцет, удалите из под иглы бумагу. Делается это так: погрузите сначала краешки листа в воду, а затем и весь листок. Вы увидите, что игла останется плавать на поверхности воды!
Почему стальная игла не тонет в воде? Ведь все металлические предметы (за исключением тех, в которых есть воздух) тонут? Разгадка заключена в силе поверхностного натяжения. Именно им пользуются клопы-водомерки, скользящие по воде.
3. Вода не выливается из стакана
Еще один опыт, демонстрирующий работу атмосферного давления, известен всем. Для его исполнения не требуется особых приготовлений. Возьмите стакан, наполните его водой, накройте плотным листом бумаги. Крепко прижимая лист рукой, переверните стакан вверх дном. Аккуратно уберите руку, поддерживающую лист. Вода из стакана не будет проливаться, потому что лист прижмется к отверстию. Лист бумаги создаст границу между водой и воздухом. Внутри стакана создается низкое давление, которое прижимает лист и не дает воде разлиться.
4. Вода морская и пресная
А этот опыт демонстрирует плотность воды. Для его реализации возьмите две прозрачные емкости с водой (можно взять две литровые банки), в одну из которых добавьте три столовых ложки соли. Дайте соли раствориться. Затем возьмите два сырых куриных яйца и положите в каждую из банок. Вы увидите, что в соленой воде яйцо не тонет, а всплывает на поверхность. Почему это происходит? Все дело в том, что плотность соленой воды гораздо выше, чем пресной. Жидкости, имеющие большую плотность, легче удерживают тело на поверхности. Для иллюстрации можно рассказать о Мертвом море в Израиле: концентрация соли в его воде более 30%. Именно поэтому в Мертвом море невозможно утонуть!
5. Непослушный лёд
Еще один опыт, демонстрирующий плотность жидкостей, можно провести, используя лёд, воду и растительное масло. Возьмите прозрачную емкость (можно стакан), налейте в него воды до половины. Затем в воду поместите кубик льда. Вы увидите, что лед плавает на поверхности воды. Влейте в этот же стакан растительного масла, доведя объем жидкостей но полного наполнения сосуда. Оказывается, что лёд не будет всплывать сквозь масло, а «зависнет» между двумя жидкостями! Это доказывает, что лед имеет меньшую плотность, чем вода, но большую чем масло. По этой причине он всплывает в воде, но тонет в масле.
6. Течет ли вода вверх?
Опыт демонстрирует свойства воды, способной подниматься вверх по капиллярам корней растений. Возьмите салфетку, отрежьте от нее ленточку шириной 3 – 4 см. На этой полоске отметьте маркером деления, с расстоянием в один сантиметр.
Опустите один кончик ленты из салфетки в тарелку с водой, а второй конец закрепите на высоте 10 см от поверхности воды. Можно пронаблюдать, как вода поднимается по салфетке вверх (это очевидно, если смотреть на деления, нанесенные на ленту). На этом простом примере можно объяснить, что вода заполняет пустоты целлюлозы и поднимется вверх. Благодаря таким свойствам воды, растения через корни получают питание.
7. Облако в домашних условиях
Для того, чтобы объяснить ребенку процесс образования облаков, можно предложить его вниманию простой эксперимент. Возьмите стеклянную банку (2–3 литровую), наполните ее горячей водой на ? часть от общего объема. На отверстие банки положите металлическую пластину (можно использовать противень из духовки). Сверху на пластину положите несколько кусочков льда.
Через несколько минут, когда крышка охладится, внутри банки будет образовываться пар: теплый воздух, поднимаясь вверх, будет встречаться с холодной поверхностью, и выделять в виде пара мельчайшие частички воды. Этот простой опыт показывает механизм образования облаков.
8. Вода в твердом состоянии
Продолжая опыты с водой, объясните, что она может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Жидкое состояние воды – привычное для всех, его не нужно специально демонстрировать. Газообразное состояние можно показать в опыте «Облако в домашних условиях». Для того чтобы продемонстрировать третье состояние воды, и объяснить механизм образования льда, проделайте простые действия.
Налейте в небольшую емкость воды до самых краев, прикройте ее крышкой из картона. Поставьте емкость в морозильную камеру на несколько часов. Когда вода полностью замерзнет, вы обнаружите, что крышка уже не прикрывает плотно отверстие сосуда. Это свидетельствует о том, что при замерзании вода расширяется и «ищет место» куда бы ей «вылезти». Поскольку крышка – самое «слабое место» у емкости, вода приподнимает ее. Этот опыт не только демонстрирует третье состояние воды (лёд), но и показывает то, как она себя ведет при замерзании.
9. Что мы выдыхаем?
Этот опыт из области химии, он иллюстрирует тему о газах в природе. Для его исполнения возьмите пластиковую бутылку, наполните ее водой на одну треть. В эту воду всыпьте одну ложку пищевой соды и три ложки уксуса. Все это нужно делать быстро! Затем наденьте на горлышко бутылки воздушный шарик и крепко обхватите горлышко руками. Воздушный шарик будет надуваться! Углекислый газ, образующийся в результате химической реакции соединения воды, соды и уксуса, будет наполнять шарик!
Объясните ребенку, что это за газ, и как он образуется. Для ребенка будет интересно узнать, что этот же самый газ мы выдыхаем.
Что почитать?
Все перечисленные опыты взяты из замечательной книги Я. Перельмана «Занимательная физика». Это довольно старая книга. Сегодня легко найти массу литературы, в которой можно почерпнуть идеи для проведения домашних опытов по физике и химии. Вот некоторые из источников:
1. Книги из серии «Мастерилка»
- Забавные физические опыты. Репьев С.А. Издательство: Карапуз.
- Крутится-вертится. Мудрак Т.С. Издательство: Карапуз.
- Забавные химические опыты. Репьев С.А. Издательство: Карапуз.
2. Увлекательные опыты. Биология, физика, химия, науки о земле. Ненси К. О Лири, Сьюзен Шелли.
3. Большая книга занимательных наук, Я. Перельман.
4. Научные развлечения с простыми вещами. Опыты и эксперименты для детей. Шапиро А.И.
5. Увлекательные опыты с магнитом. Булкагов В.Н.
Материнство.ру желает приятного развивающего досуга вам и вашим детям!
Фото – фотобанк Лори
Дата публикации 01.12.2014
Автор статьи: Владимир Ворожцов
materinstvo.ru
10 удивительных экспериментов с жидкостями :: Инфониак
НаукаВ домашних условиях можно сделать множество интересных научных экспериментов. В этой статье мы поговорим об экспериментах с разными жидкостями.
Чтобы вы могли попробовать некоторые опыты с жидкостями в домашних условиях, вам понадобится несколько простых ингредиентов, которые можно найти дома или купить в любом магазине.
На подготовку этих экспериментов вам не понадобится много времени, но результаты вас поразят.
Вот эти эксперименты:
Интересные эксперименты и опыты
(Детальное описание нужных ингредиентов и опытов после видео)
1. Эксперимент в домашних условиях: замедленный шар
Вам понадобится:
– мед
– металлический шарик
– пластиковый контейнер в виде шарика.
2. Налейте в контейнер немного меда.
3. Закройте контейнер и пустите его с горки.
Глядите, как шарик медленно опускается, будто в замедленном действии.
2. Простой эксперимент: огонь с помощью воды.
Вам понадобится:
– черный маркер
– лист бумаги
– вода
– бутылка округлой формы.
1. Сложите лист бумаги пополам, и еще раз пополам.
2. Нарисуйте на сложенном листке бумаги черный прямоугольник.
3. Налейте в бутылку воды.
4. При солнечном свете наведите бутылку с водой на черный прямоугольник так, чтобы она действовала как лупа, и вы заметите, как бумага быстро поджигается.
3. Эксперимент с водой: волшебный не рвущийся пакет
Вам понадобится:
– заточенные карандаши
– плотный полиэтиленовый пакет (желательно с застежкой)
– вода.
1. Налейте в пакет воды и закройте его.
2. Держа пакет с водой, начните протыкать его карандашами, и вы заметите, что из пакета не выливается вода.
Читайте также: 7 экспериментов с яйцами, которые можно сделать дома
4. Домашние опыты: радуга из жидкостей
Вам понадобится:
– пустая ровная бутылка
– жидкость для мытья посуды (в данном примере синего цвета)
– растительное масло
– темный кукурузный сироп
– изопропиловый спирт
– вода
– 2 пищевых красителей (желтый и красный).
Начните наливать жидкости в бутылку в следующей последовательности: 1. темный кукурузный сироп, 2. жидкость для мытья посуды, 3. Вода, покрашенная в желтый цвет, 4. Растительное масло, 5. Покрашенный в красный цвет изопропиловый спирт.
У вас получится радуга из жидкостей, налитых в одну емкость. Из-за разной плотности жидкости не сливаются.
Читайте также: 10 интересных экспериментов для детей
5. Опыт в домашних условиях: невидимая бутылка
Вам понадобится:
– стеклянная емкость
– глицерин
– маленькая стеклянная бутылка.
1. Наполните стеклянную емкость глицерином.2. Вставьте в нее бутылку, и вы заметите, как она исчезает.
Все это связанно со светом и детальное объяснение данного феномена вы найдете в видео:
6. Физический опыт: танцующая жидкость
Вам понадобится:
– кукурузный крахмал
– динамик (колонка)
– полиэтиленовый пакет
– вода
– миска.
1. Насыпьте в миску 1/2 стакана кукурузного крахмала.
2. Добавьте 1/4 стакана воды и размешайте.
3. Постелите полиэтиленовую пленку на динамик.
4. Налейте в пакет содержимое миски.
5. Включите музыку, чтобы динамик заработал, и смотрите, как “танцует” ваша смесь.
7. Простой эксперимент: волшебное препятствие для воды
Вам понадобится:
– горячая и холодная вода
– два пищевых красителя (в данном примере синий и желтый)
– 2 маленьких стакана
– пластмассовая доска или карточка.
1. Налейте в оба стакана холодную воду.
2. В одном стакане окрасьте воду в синий цвет, а в другом в желтый.
3. Поставьте пластмассовую доску на один стакан, переверните его и поставьте поверх другого стакана.
4. Аккуратно уберите пластмассовый барьер и наблюдайте, как смешиваются жидкости, становясь одной зеленой водой.
Но если в один стакан налить горячую воду и проделать шаги 1-4, то жидкости не будут смешиваться, оставаясь каждая своего цвета.
Читайте также: 10 занимательных научных экспериментов для детей и взрослых
8. Эффект Лейденфроста
Вам понадобится:
– кастрюля
– вода
– горячая плита.
1. Поставьте кастрюлю на холодную плиту и налейте воду – ничего не происходит.
2. Нагрейте плиту до средней температуры и добавьте холодную воду – вода начинает бурлить.
3. Нагрейте плиту до максимальной температуры и добавьте немного холодной воды – вы заметите, как капли воды скользят по дну кастрюли, соединяясь в одну большую каплю, которая не бурлит, а спокойно скользит по кастрюле.
9. Простой опыт с водой: обратная иллюзия
Вам понадобится:
– рисунок или надпись на бумаге
– стакан
– вода.
1. посмотрите на рисунок или надпись на бумаге через стакан.
2. теперь добавьте воду в стакан и снова посмотрите – изображение перевернулось.
10. Интересный эксперимент дома: возвращение жидкости
Вам понадобится:
– 3 пипетки
– широкая стеклянная емкость
– узкая стеклянная емкость
– 3 стакана
– кукурузный сироп
– пищевые красители
– офисные зажимы.
1. Наполните широкую и узкую стеклянную емкость кукурузным сиропом.
2. Вставьте узкую емкость внутрь широкой.
3. Прикрепите несколько офисных зажимов к краю широкой стеклянной емкости, чтобы они придерживали узкую емкость.
4. Налейте на дно каждого из трех маленьких стаканов кукурузный сироп, и окрасьте жидкость в каждом из них разными пищевыми красителями.
5. Возьмите 3 пипетки и наберите в каждую из них по одной окрашенной жидкости.
6. Из каждой пипетки выдавите по 1 капле жидкости внутрь кукурузного сиропа, находящегося в широкой стеклянной емкости.
7. Начните медленно поворачивать узкую емкость по часовой стрелке и следите за тем, как ведут себя капли раскрашенной жидкости – кажется, что они смешались и теперь образовывают размытые линии.
8. Теперь начните поворачивать узкую емкость в обратном направлении и следите за цветными полосками.
Описание данного феномена:
Некоторые считают жидкости нестабильными, и если их перемешать, то их больше невозможно вернуть в прежнее состояние.
Но если мы говорим о ламинарном течении, то все иначе. Если созданы определенные условия, то жидкости в одной емкости не перемешиваются, двигаясь параллельно, имея возможность вернуться в первоначальное состояние.
Главным показателем в этом случае является число Рейнольдса. В случае если данное число мало, то жидкости двигаются в параллельных слоях и не перемешиваются.
Автор: Филипенко Д. С.
www.infoniac.ru
Простой эксперимент по физике в основной школе
Единый принцип подбора опытов – простота используемой материальной базы экспериментатора. Большинство экспериментов не требует специальных приборов, т.к. используются любые подсобные бытовые материалы. Это позволяет сделать физический эксперимент простым, доступным, вынести его за рамки урока и, таким образом, решить задачу формирования экспериментальных методов познания.
Организационные формы эксперимента |
||
демонстрационный |
|
домашний |
Требования к физическому эксперименту
Эксперимент должен быть
- Выразительным – при постановке эксперимента должны быть максимально убраны отвлекающие побочные явления.
- Надежным – при повторении эксперимента не должно быть расхождения результатов.
- Кратковременным – при демонстрации должна выдерживаться оптимальная скорость поступления информации.
- Доступным – необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и имеющиеся знания, умения, навыки.
- Конкретным – эксперимент должен отражать смысл конкретного учебного материала.
- Оформленным – наблюдения, результаты и выводы должны быть представлены в письменной или устной форме.
Этапы мыслительной деятельности при проведении эксперимента
- Предварительный анализ ожидаемого результата на основе теории урока, интуиции и жизненного опыта.
- Выделение главного фактора.
- Отделение внешних помех.
- Объяснение результатов, в том числе и отрицательных.
Рекомендуемая схема оформления результатов.
Делали:
Наблюдали
Вывод
Первоначально отрабатывается на уроке в ходе фронтального эксперимента в классе.
Задания домашних экспериментов желательно сопровождать схематическими рисунками.
7 класс.
Тема “Силы”
Опыт 1. Проверьте значение силы трения в нашей жизни (для этого предложите ученикам поднять наполненную водой бутылку, предварительно намылив руки). |
|
Опыт 2. Возьмите линейку и положите ее горизонтально на указательные пальцы рук. Не торопясь, перемещайте пальцы к центру линейки. Почему линейка двигается неравномерно: то по одному, то по другому пальцу? |
|
Опыт 3. Продемонстрируйте значение трения покоя, показав как на одной спичке можно поднять 14 спичек. Положите на стол спичку так, чтобы ее головка выступала за край стола, сверху поперек нее положите еще 14 спичек, попеременно головками в разные стороны. Если поверх них положить еще одну строго над первой, то всю конструкцию можно поднять в воздух за головку нижней спички. |
|
Опыт 4. “Утонувший наперсток”. Воткните в пшено, насыпанное в стакан, наперсток отверстием вверх, погрузив его полностью. Постукивайте стакан ладонью по дну легкими и частыми ударами, при этом от сотрясения уменьшается трение покоя между зернами, пшено становится похожим на жидкость и наперсток немного всплывает, затем наклоняется набок, черпает крупу и постепенно тонет. |
|
Опыт 5. “Вихревые кольца”. Разведите темно-фиолетовый раствор марганцовки. В стеклянную банку, заполненную водой, с помощью пипетки влейте несколько капель марганцовки с высоты 1-2 см. Капля, упав в воду, превращается в кольцо правильной формы, которая, опускаясь на глубину, постепенно увеличивается в размере. Капля в воде в результате сопротивления расплющилась, а при движении, в результате трения о воду, края капли заворачиваются. |
|
Опыт 6. “Тормоз в яйце”. Натяните на 2 яйца (сырое и крутое) по длине резиновое колечки. С помощью проволочных крючков привяжите к ниткам и подвесьте. Теперь каждое яйцо поверните на равное количество оборотов. Отпустите яйца. Крутое будет быстро вращаться, а сырое быстро остановится. |
|
Опыт 7. “Воздушные кольца” (опыт Роберта Вуда). Прорежьте на дне плотной картонной коробки (размером около 20х15х15 см) круглые отверстия диаметром 5 см. Затяните резиной от воздушного шарика или заклейте хорошей рисовальной бумагой противоположную отверстию часть коробки. Положите готовую коробку на бок. Удар по мембране выгонит из противоположенного отверстия невидимое кольцо воздуха. Толчок воздуха можно почувствовать ладонью. Более чувствительно будет пламя свечи. Кольца воздуха можно сделать видимыми, если внутрь коробки положить консервную банку с куском тлеющей ваты. |
Тема “Давление”
Опыт 1. Изготовьте простейший датчик давления жидкости. Для этого нужна полупрозрачная пластиковая бутылка, например от шампуня. Отрежьте у бутылки дно и замените его резиновой мембраной. Сначала налейте в бутылку подкрашенной жидкости – мембрана прогнется. У детей напрашивается ложный вывод о зависимости давления жидкости от ее массы. Теперь опустите бутылку в аквариум, чем глубже -тем меньше становится прогиб мембраны. И когда уровни жидкости в банке и аквариуме сравняются, мембрана примет горизонтальное состояние, что говорит о равенстве давлений, т.е. давление жидкости зависит от высоты столба. Эксперимент можно продолжать погружая банку дальше, при этом мембрана прогнется вверх. |
|
Опыт 2. “Банка — хулиганка”. Сделайте с помощью гвоздя и молотка много отверстий в дне жестяной банки из-под кофе (наподобие решета), и одно отверстие большего размера – в крышке. Теперь наполните банку водой, закройте крышку и поднимите вертикально из воды, закрывая пальцем отверстие в крышке – вода не льется, но стоит только приподнять палец с дырки в крышке, снизу хлынет поток, похожий на душ. |
|
Опыт 3. Подберите две пробирки разных диаметров так, чтобы одна легко входила в другую. В большую налейте воды и вставьте меньшую, между стенками пробирок будет вода, с помощью резинки отметьте место уровня дна меньшей пробирки, а теперь переверните пробирки вверх дном. Пробирка, находящаяся внутри, медленно начнет подниматься вверх, причина - атмосферное давление |
|
Опыт 4. Опыт с бананом. Всем известен опыт с яйцом, которое втягивается через горлышко молочной бутылки, после того, как внутри сгорает бумага. Этот опыт можно сделать интереснее, если в горлышко бутылки вставить не до конца очищенный банан. Втягиваясь в бутылку, он одновременно и очистится. |
8 класс.
Тема “Температура”
Опыт №1 |
|
Возьмите 2 одинаковых стакана, налейте в один стакан кипяток на 3/4 и сразу накройте его листом бумаги. Поставьте на лист вверх дном пустой стакан так, чтобы его края совпадали с нижним. В верхнем будет наблюдаться конденсат. | |
Опыт №2 |
|
Демонстрация расширения воздуха при нагревании. Пустую колбу с широким горлом затяните тонкой резиновой пленкой от воздушного детского шара. Подогрейте колбу на малом огне. Пленка, закрывающая отверстие колбы, раздувается и принимает форму шарообразного купола. | |
Опыт №3 |
|
“Ползущий стакан”. Под один край стекла длиной около 40 см подложить два спичечных коробка. Смочить края стакана из тонкого стекла водой и поставить вверх дном на стекло. Поднести к нему горящую свечу и стакан медленно поползет. Это объясняется тем, что при нагреве воздух в стакане расширяется и чуть приподнимает стакан, но не может выйти наружу т.к. мешает вода, трение уменьшается и стакан ползет вниз. |
Тема “Внутренняя энергия”
Опыт №1 |
|
Возрастание внутренней энергии при нагревании. Стеклянную колбу, наполовину заполненную водой, закройте пробкой с резиновой трубкой со стеклянным наконечником, который опустите в стакан с водой. Воздух в колбе нагрейте на пламени спиртовки или свечи. Нагретый воздух вытесняет из колбы воду. Вода переходит в стакан, отчего плавающий в нем брусок, опущенный в воду в качестве ориентира, поднимается вверх, то есть совершается работа. | |
Опыт №2 |
|
Выделение тепла
при гашении извести. Вариант 1. В пробирку положите немного негашеной извести и залейте ее водой. Вода быстро закипит. Вариант 2. 1,5 стакана мелко раскрошенной негашеной извести уложите горкой посреди глубокой тарелки и измерьте температуру термометром. Внутрь извести поместите сырое яйцо. Смочите водой в количестве 0,5 литра. При соприкосновении с водой известь начинает превращаться в рыхлый белый порошок – гашеную известь. Измерьте температуру. Когда процесс гашения извести прекратится, выньте яйцо и убедитесь, что оно сварилось. |
|
Опыт №3 |
|
Над двумя спиртовками установите металлические подставки с двумя листами железа и асбеста размером 15*15 см. На них положите по спичке и начните нагрев. Через некоторое время спичка на железном листе вспыхивает, а асбест слегка нагреется. | |
Опыт №4 |
|
Теплопроводность меди. На конце толстой медной проволоки длиной 15-20 см сделайте петлю так, чтобы в ней удерживалась спичечная головка. Закрепите проволоку горизонтально в лапке штатива, в петлю вставить спичку. На расстоянии 5 см от спички нагревайте проволоку на пламени свечи или спиртовки | |
Опыт №5 |
|
Возьмите учебные весы и закрепите в лапках штатива. Уравновесьте. Если снизу под одну из чашек поднести горящую спичку на расстоянии 10 см, весы быстро выходят из равновесия. |
Тема “Электрический ток”
Опыт №1 |
|
Изготовьте тестер для определения, является ли вещество проводником электрического тока. Для этого нужны источник тока (батарейка), лампа, соединительные провода. Всю конструкцию желательно поместить в корпус, изготовленный например из пластиковой бутылки, выведя наружу сигнальную лампочку и электроды – щупы. Замыкая электрическую цепь тестера исследуемым проводником, по наличию свечения определите, является вещество проводником или изолятором. | |
Опыт №2 |
|
Термоэлемент из электролампы. Возьмите электрическую лампу без стеклянного баллона, вверните ее в патрон, укрепленный на небольшой подставке. Клеммы прибора соедините с гальванометром. Горящей спичкой нагревайте место соединения спирали с проволочкой – электродом. При этом гальванометр показывает наличие тока. | |
Опыт №3 |
|
Для демонстрации зависимости сопротивления проводника от температуры соберите электрическую цепь состоящую из источника тока, лампы на 3,5 В на подставке, лампы на 220 В, 100 Вт без баллона, соединенных последовательно. Подайте в цепь переменный ток 10 – 15 В. Слегка подуйте на спираль лампы без баллона, вторая лампа горит ярче. Чуть нагрейте спираль лампы спичкой, накал второй лампы уменьшается. | |
Опыт №4 |
|
Для демонстрации зависимости сопротивления проводника от его длины можно использовать металлическую рулетку, которую в растянутом виде нуж но укрепить между двумя штативами. Соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра, вольтметра в которую включите в качестве проводника металлическую рулетку. С помощью скользящего контакта (или “крокодильчика”) изменяйте длину включенной в цепь части проводника. | |
Опыт №5 |
|
Продемонстрировать наличие свободных электрических зарядов в жидкости можно следующим образом. Металлический чайник (или самовар) и алюминиевый сосуд от калориметра соедините проводниками с гальванометром. В чайник налейте воду, в которой растворите немного соли. Перемешивая воду обнаруживаем электрический ток. Изменяя длину и толщину струи, отмечаем изменение силы тока. |
9 класс
Тема : “Колебания и волны”
Опыт №1 |
|
Продемонстрируйте явление резонанса и условия его существования следующим способом. В комнате упруго натяните нить, к ней привяжите три маятника различной длины (в классе удобно использовать 100 граммовые грузы). К четвертому маятнику привяжите нить подлиней. Этот маятник подвесьте, просто перекинув через горизонтальный подвес, и удерживайте внизу за свободный конец. Регулируя длину четвертого маятника в соответствии с длинами первых трех, приведите его каждый раз в колебания – наблюдается резонанс маятника равной длины. Маятник переменной длины так же удобно использовать для демонстрации зависимости периода от длины маятника |
|
Опыт №2 |
|
Для демонстрации стоячих волн соберите следующую установку: в стеклянную трубку диаметром 4-5 см, длиной около 50 см, закрытую с одного конца насыпьте мелко накрошенную пробку, так что бы она рассыпалась по трубке тонкой ленточкой, затем слегка поверните трубку по оси так, что бы крошка осталась на стенке, не сползая вниз, закрепите трубку горизонтально и к открытому концу поднесите звучащий камертон. Крошка осыплется, оставшись только в узлах стоячей волны. |
|
Опыт №3 |
|
Звук тушит свечу. В дне пластмассового ведерка из под майонеза проделайте отверстие около 1см в диаметре, закроите ведерко крышкой, напротив отверстия поставьте горящую свечу. Ударьте рукой по крышке как по мембране – свеча погаснет. |
|
Опыт №4 |
|
Получите пучок параллельных лучей с помощью фонарика и расчески расположив их вдоль плоскости на которой и получится картина, далее эти лучи можно отражать зеркалом, собирать или рассеивать линзой. |
|
Опыт №5 |
|
urok.1sept.ru
Простые психологические эксперименты, которые открывают удивительные секреты о нас самих
Что движет нашими поступками? Какие веские причины? Почему мы поступаем так или иначе? В попытке разобраться в мотивах своих и чужих действий психологи пишут книги, с успехом защищают диссертации и проводят мотивационные тренинги. И, тем ни менее, мы остаемся в совершеннейшем неведении о принципах действия нашего разума и его побудительных мотивах к этим действиям.
В ХХ веке, чтобы проникнуть в тайны нашего восприятия действительности и мотивации поведения, ученые прибегли к психологическим экспериментам, результаты которых в корне изменили представление о поведении людей. Многие из этих экспериментов вряд ли можно назвать гуманными и этичными, но на что только ученые не идут ради науки. Предлагаем вашему вниманию некоторые классические эксперименты, которые могут, если не полностью изменить ваше представление о самих себе, то расширить его — наверняка.
Мы все способны подавлять и подчиняться
Перед вами эксперимент, подтвердивший, что при определенных социальных условиях даже считавшиеся до этого психологически адекватными люди способны проявлять агрессию по отношению к своим же товарищам, которые, в свою очередь, становятся безвольными жертвами. Эксперимент этот провел в Стэнфордском университете психолог Филлип Зимбардо. Изначальная цель была весьма невинной — исследовать поведение людей, попавших в непривычные для них условия. Для этого в подвале университета создали «тюрьму», а студентов-добровольцев разделили на «охранников» и «заключенных». Но эксперимент, рассчитанный на две недели, пришлось прекратить через 6 дней — настолько участники с обеих сторон вжились в своих роли.
Напомним, все добровольцы были психически здоровы и уравновешены, но буквально с первых же дней эксперимента «охранники» стали вести себя агрессивно по отношению к «заключенным», били и всячески унижали их, причем их агрессия росла с космической скоростью, и эксперимент вышел из-под контроля. Опасаясь уже не только за безопасность, но и за жизнь «заключенных», которые тоже настолько приняли предлагаемые условия, что полностью подчинялись садистам-охранникам, Зимбардо прекратил исследование.
Мы не обращаем внимания на то, с чем сталкиваемся нос к носу
Можете ли вы в подробностях описать людей, с которыми сталкиваетесь по дороге на работу? И вообще, замечаете ли вы то, что происходит вокруг? «Конечно» — скажите вы, но сдержите свой первый порыв ответить «Да». Мы приведем вам пример, опровергающий ваше самонадеянное утверждение. Этот опыт провели в Гарвардском студенческом городке в 1998 году. Цель эксперимента заключалась в изучении того, насколько реально человек осознает окружающую его действительность. К спешащим на лекцию студентам подходил «подставной» прохожий и спрашивал, к примеру, классическое «Как пройти в библиотеку?».
В тот момент, когда студенты начинали объяснять заблудившемуся дорогу, между ними рабочие проносили дверь, которая на пару секунд разделяла беседующих. За эти пару секунд актера, изображавшего недотепу-прохожего, меняли на другого, абсолютно непохожего на «предыдущий экземпляр»: он отличался ростом, телосложением, одеждой, цветом волос, не говоря уже о цвете глаз. Но более 60 процентов участвовавших в эксперименте не заметили подмены и продолжали рассказывать, как же все-таки найти эту библиотеку. Этот нехитрый опыт продемонстрировал, насколько мы, скажем так, избирательно замечаем детали окружающего нас мира.
Мы способны стать успешными, если ожидание нам по силам
Помните Стэнфордский эксперимент, о котором мы рассказывали в начале нашей статьи? Похоже, этот университет просто-таки специализировался на «садистских» опытах над человеческой природой. В этом же Стнэнфорде был проведен так называемый «Зефирный тест». На этот раз участниками эксперимента были дети 4-х и 5-ти лет. Цель опыта — выявить способность противостоять сиюминутному соблазну в пользу самодисциплины и последующего за ней вознаграждения. Детей оставляли в комнате одних наедине с тарелкой зефира. Оговаривалось, что зефир можно съесть когда угодно, но те, кто дождется возвращения взрослых, вместо одной порции зефира получат две.
В начале эксперимента все дети утверждали, что подождут и получат две зефиринки, но в итоге некоторые не удерживались и съедали сладости. Но из 600 детей, подвергшихся мучениям, ну то есть, мы хотели сказать, участвовавших в эксперименте, большинство все же дождалось взрослых и получили заслуженную удвоенную порцию зефира. Сложнее удержаться оказалось тем детям, которые не отводили глаз от вожделенной «вкусняшки», те же, кто закрывал глаза, отворачивался или всячески отвлекался от соблазнительной тарелки, выдержал 15 положенных минут. Кстати, дети, которым ожидание оказалось по силам, в дальнейшем были менее склонны к ожирению, курению и употреблению наркотиков, а также были более успешными, став взрослыми.
Часть 2
В первой части нашей статьи мы попытались разобраться в мотивах своих и чужих действий на примерах наиболее известных психологических экспериментов. Предлагаем вам продолжить наше «путешествие» по лабиринтам человеческой психики.
Мы можем слепо подчиняться власти
У каждого человека есть свои убеждения и моральные принципы. Они, как предохранители, но иногда эти принципы и установки, также как предохранители, ломаются под давлением силы. Пример тому — весьма жестокий эксперимент психолога из Йельского университета Стэнли Милгрэма. В 1961 году он провел исследования с целью выяснить, как далеко могут зайти порядочные, абсолютно не склонные к насилию в обычной жизни люди, подчиняясь имеющими над ними власть лицам, если те прикажут им совершить нечто, ранее казавшееся им чудовищным, и нанести вред другим людям. Цель эксперимента — исследовать глубокий внутренний конфликт между моральными убеждениями и необходимостью подчиниться власти.
Для участия были выбраны два человека, один из которых выполнял роль «учителя», а второй «ученика». Участников развели по разным комнатам. Смысл опыта заключался в том, что, когда ученик неправильно отвечал на заданный учителем вопрос, последний пропускал по нему разряд тока. В действительности, никакого удара током ученик не испытывал. Но учитель об этом не знал, а слышал только предварительно записанные крики боли. Если учитель пытался остановить жестокий «экзамен», руководитель эксперимента запрещал ему останавливаться и вынуждал продолжать мучительный процесс.
Результаты оказались поразительными: 65% участвовавших, несмотря на все свои моральные мучения и протесты, доводили разряд тока до 450 вольт, наказывая своих учеников. Оправдывает ли их то, что они делали это под давлением? Есть ли объяснение такому слепому подчинению чужой воле? Результаты эксперимента подтверждают, что человек, заботливый и терпеливый с близкими, одновременно под определенным давлением может быть абсолютно жесток по отношению к людям, которые не входят в его ближний круг.
Печенька как символ власти
Вот еще один, казалось бы, совершенно безобидный эксперимент, в результате которого можно сделать нелицеприятный для человека вывод: власть портит людей. Этот нехитрый эксперимент дает психологическое подтверждение тому, что люди, обладающие властью, подчас относятся к другим неуважительно и с необоснованным превосходством. Во время исследования трое студентов должны были написать общую работу, при этом двое из них должны были выполнять работу, а третий — ее оценивать и решать вопрос с оплатой.
Во время работы студентам приносили тарелку с пятью печеньками. Последнее всегда оставалась на тарелке, но «босс» всегда умудрялся съесть на одну печеньку больше. Причем делал он это нагло и небрежно. Таким образом, когда кому-то из участников эксперимента дается власть, они начинают вести себя непозволительным образом. Печально, но этот опыт доказывает, что это есть в каждом из нас.
Мы лояльны лишь к своей социальной группе
К данному эксперименту были привлечены две группы подростков, отдыхавшие в летнем лагере: команда «Орлов» и «Змей». Изначально дети не знали о том, что они не одни, и по отдельности прекрасно провели время в лагере. А вот когда команды объединили, начались проблемы: взаимные обвинения, конкуренция, конфликты, которые постоянно усиливались. Этот эксперимент доказывает, что мы, как правило, лояльны лишь к своей социальной группе, но весьма склонны к межгрупповым конфликтам.
Мы занимаемся самообманом
Следующий эксперимент подтверждает то, что человеку свойственно обманывать самого себя, находя оправдание даже самым бессмысленным своим поступкам. Участникам предложили в течение определенного времени выполнять неинтересную и ненужную работу, за которую им платили от 1,5 до 20 долларов. А по завершении работы они должны были рассказать тем, кто ожидал своей очереди, что задание было весьма увлекательным.
Заработавшие 20 долларов рассказывали о проделанной работе довольно вяло, те же, кто получил всего лишь полтора доллара, дабы оправдать самих себя и не чувствовать себя неудачниками, были очень убедительны и в красках расписывали, как им было интересно и весело. Таким образом, можно сделать вывод: мы часто занимаемся самообманом, как будто бы это заставит мир быть гармоничнее и радостнее.
Стереотипы — наше все
Конечно, всем нам неприятна даже мысль о том, что мы подвержены стереотипам, и мы всячески пытаемся от них избавиться и убедить себя и мир в собственной оригинальности и креативности, но простой эксперимент доказывает обратное. Группе молодых людей предложили назвать все слова, связанные со старостью, которые они могут вспомнить. После получаса разговоров о беспомощности, слабости, болезнях и т.д. участники теста шли по коридору шаркающей походкой и гораздо медленнее тех, кто говорил о молодости.
источник
intofact.ru
Простой эксперимент, который навсегда изменит вашу жизнь
Во многом жизнь человека определяется не каким-то роком или сверхъестественными силами. От настроя и мировоззрения человека зависит почти все, что с ним происходит. Поэтому так важно иметь положительный настрой и не зацикливаться на пессимистичных мыслях.
Когда человек уверен в своем провале, зачастую он перестает действовать совершенно, впадает в депрессию и не знает, как от нее избавиться, или же начинает завидовать более успешным людям. Получается, что отрицательный настрой и негативная энергетика возвращается к вам, только усугубляя положение.
По этой причине наверняка и появилось выражение: «Хочешь изменить мир — изменись сам». Как минимум, стоит попробовать настроиться на оптимистический лад. Небольшой и не слишком продолжительный эксперимент, который мы вам предлагаем, при своей внешней несложности мало у кого получается довести до конца с первого раза.
Смысл его заключается в том, чтобы надеть фиолетовый браслет на руку и носить его на ней 21 день. Казалось бы, ничего сложного? Как бы не так. Есть одно условие: браслет остается на руке до тех пор, пока у вас не появится какая-то злая или негативная мысль. Или, к примеру, желание сплетничать. Как только такая мысль возникает в голове, браслет сразу же надевают на другую руку. Так до тех пор, пока в течение 21 дня вы не проносите браслет на одной и той же руке, эксперимент не завершен.
Количество дней (21 день) выбрано не случайно. Считается, что этого достаточно для закрепления привычки. Но почему выбран именно фиолетовый цвет? У каждого цвета есть свое значение, и все цвета определенным образом влияют на нервную систему человека. Фиолетовый цвет достаточно часто используют при медитации. Синий, его составляющая, помогает погружаться в собственное подсознание, а красный, активный цвет лидеров, достаточно хорошо стимулирует работу мозга.
Смысл этого эксперимента в том, чтобы дисциплинировать мысли и отучить себя жаловаться или мыслить негативно. Таким образом вы также можете поверить в свои силы и научиться добиваться всего самостоятельно. Для этого, конечно же, необходимо быть честным с собой. Предложил этот эксперимент Уилл Боуэн, у которого на его выполнение ушло 3 месяца. У многих на это уходит еще больше, до 5-6 месяцев. Конечно же, первоначально получается так, что браслет переходит с руки на руку в течение дня по нескольку раз. Но постепенно это начинает происходить раз в день, потом раз в неделю и так далее. Как только браслет меняет свое положение, 21 день эксперимента отсчитываются с начала.
Такой интересный эксперимент, даже если вы не очень верите в его действие, в любом случае разовьет вашу силу воли и поможет лучше узнать себя. Вы также можете предложить проходить этот же эксперимент своим друзьям и близким.
Жизненный успех зависит именно от вас. Одна из важнейших его составляющих — это саморазвитие, которым полезно заниматься ежедневно. Стремитесь к своей цели и не забывайте нажимать на кнопки и
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
26.05.2016 00:13
gurutest.ru
Эксперименты для детей
Как привить ребенку любовь к наукам? Конечно же наглядно, при помощи экспериментов и увлекательных опытов. Чтобы дети увидели в тебе настоящего волшебника и по уши увлеклись учебой, нужна лишь ловкость рук и безграничная фантазия. Всё остальное сделает за тебя матушка-наука. Так и подумала учительница из Северной Каролины, и организовала для своих учеников потрясный эксперимент, который вмиг разлетелся по социальным сетям.
Проект воодушевленной учительницы — самый простой и увлекательный способ рассказать детям о важности личной гигиены. Так, использовав всего 3 ломтика хлеба, женщине удалось наглядно рассказать первоклассникам, почему так важно мыть руки перед едой.
Хлеб в первом пакете — это контрольный образец. Во второй пакет преподаватель поместила ломоть хлеба мытыми руками. Ну а третий — это кусок хлеба, который перетрогали все малыши в классе немытыми руками. Спустя всего неделю дети смогли на собственном опыте убедиться, что гигиена — это хорошо.
«Так Просто!» предлагает тебе не ограничиваться лишь одним опытом, а с головой погрузиться в увлекательный мир науки!
Эксперименты для детей
Захватывающие опыты и эксперименты для детей — лучший способ обуздать бурлящую энергию и не знающую устали любознательность малыша, подтолкнуть его к наглядному познанию мира и развитию творческого начала. К слову, такие простые эксперименты потрясут не только ребенка, но и его родителя. Ну что, попробуем?
- Прогулка по яйцам
Для такого эксперимента тебе понадобятся два лотка со свежими куриными яйцами и хорошее настроение. Опыт предельно прост: постели на пол мусорный мешок или клеенку (в гигиенических целях) и поставь сверху 2 лотка с яйцами. Равномерно распределив вес и правильно поставив ноги, тебе удастся буквально походить по сырым и хрупким яйцам босыми ногами.Не секрет, что разбить яйцо ничего не стоит. Однако архитектура яйца настолько уникальна, что при равномерном давлении напряжение распределяется по всей скорлупе гармонично и не дает хрупкому яйцу треснуть. Сегодня же попробуй, это очень увлекательно!
- Магический пакет
Для следующего эксперимента тебе понадобится полиэтиленовый пакет, вода и заточенные карандаши. Дело в том, что если пакет сначала проткнуть карандашом, а затем заполнить водой, то она утечет без остатка. Но если пакет сначала наполнить водой до половины, а потом сделать отверстие так, чтобы заостренный карандаш остался воткнутым в пакет, жидкость вытекать из пакета не будет.В чем секрет? При разрыве полиэтилена его молекулам свойственно притягиваться друг к другу. В данном эксперименте полимеры полиэтилена затягиваются вокруг карандаша, удерживая жидкость внутри поврежденного пакета.
- Электромагнит своими руками
Если у тебя в закромах завалялась батарейка, медная проволока и гвоздь, значит время для следующего эксперимента! Смастерить самый настоящий электромагнит своими руками очень просто. Всё, что тебе нужно сделать, это обернуть изолированную медную проволоку вокруг гвоздя и соединить эту же проволоку с батарейкой с обеих сторон.В результате ты получишь самый настоящий электромагнит! Дети будут в восторге, а времени затрачено всего ничего.
- Воздух — могучая сила!
Для последнего эксперимента тебе понадобится картофель и две соломинки. Возьми одну из соломинок и попробуй проткнуть ею картофель. Ну что, получилось? Кажется, не так удачно, как хотелось бы. А теперь возьми вторую соломинку и проделай тот же трюк, но положив большой палец поверх отверстия соломинки. В этом случае соломинка должна в два счета проткнуть картофелину.Когда ты закрыл трубочку пальцем и воткнул ее в картофель, то воздуху ничего не оставалось как сжаться и сделать соломинку достаточно твердой, чтобы она смогла проткнуть клубень насквозь.
Ну как тебе подобные опыты? Сохраняй эти увлекательные эксперименты для детей себе в копилку, и не забудь рассказать о них друзьям в Facebook.
Автор статьи
Кристина Миронюк
Поклонница живописи, особенно Моне и Климта. Обожает кино, ценит музыку на виниле. Архитектура и скульптура — то, что вдохновляет любознательную личность круглосуточно! Кристина занимается изучением цифровых технологий для протезирования в стоматологии. Девушка выбирает минимализм и простоту как в интерьере, так и в жизни. Вдохновляющий горный вид и книга «Двадцать тысяч льё под водой» Жюля Верна — вот что нужно для счастья нашему очаровательному автору!
takprosto.cc