Е или о после шипящих в суффиксах – 🎓 О, Ё после шипящих
Гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку 5-9 класс
- Орфография
- Гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных
После шипящих и Ц в суффиксах имён существительных -ок/-ек, -онок/-енок, -онк/-енк, -еньк/-оньк пишем букву О под ударением, а букву Е – без ударения.
Пример:
- снежо́к, ручо́нка, зайчо́нок – под ударением;
- оре́шек, ко́шечка, до́ченька – без ударения.
В суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения – буква -Е.
Пример:
- ежо́вый (ёж), свинцо́вый (свинец), холщо́вый (холст) – под ударением;
- плю́шевый (плюш), лицево́й (лицо), дрожжево́й (дрожжи) – без ударения.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-
Буквы Ы и И после приставок
Слитное и раздельное написание приставок ПОЛ-/ПОЛУ-
Соединительные гласные О и Е в сложных словах
Слова с чередованием гласных букв в корне
Орфография
Правило встречается в следующих упражнениях:
6 класс
Упражнение 302, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 306, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 313, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 362, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 частьУпражнение 363, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 389, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 391, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
7 класс
Упражнение 95, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 267, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 293, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 338, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 365, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 411, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 437, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 503, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
© 2019 – budu5.com, Буду отличником!
budu5.com
буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных
Употребление гласных букв О – Е (Ё) после шипящих в суффиксахПравило 1
После шипящих под ударением в суффиксах пишется О в соответствии с произношением (если слышится О, без ударения – Е:
1) у существительных.
Например, под ударением – мешок, пирожок, бережок, половичок, пушок, деньжонки. И без ударения – грибочек, ножечек, цветочек, реченька, ноженька.
2) у прилагательных в суффиксах -ов-, -ев-.
Например, под ударением – ежовый, парчовый, но без ударения – вещевой, биржевой.
3) у притяжательных прилагательных:
Например, Кузьмичов (сапог) .
4) в суффиксе -он- у кратких прилагательных мужского рода (с беглым о) , а также в родительном падеже множественного числа у существительных женского рода.
Например, смешон, княжон (с ударением) ; но: важен, грешен, нужен (без ударения) ;
4) у наречий.
Например, под ударением – горячо, общо, свежо, но без ударения – неуклюже, жгуче.
Исключения из правила: ещё.
Правило 2
После шипящих под ударением пишется Е (Ё), хотя произносится О:
1) у глаголов в суффиксе -ёвыва-.
Например, выкорчёвывать, перекочёвывать, пережёвывать.
2) у страдательных причастий прошедшего времени в суффиксе -ённ- (-ён- в краткой форме) .
Например, в полной форме – искажённый, возмущённый, прокажённый, взбешённый, огорчённый.
В краткой форме – заряжён, огорчён, возмущён.
3) у отглагольных прилагательных, образованных от глаголов на -ить и на -чь
Например, гружёный, копчёный, бережёный.
4) у существительных, причастий и прилагательных, образованных от глаголов на -ить и на -чь
Например: сгущёнка, тушёнка, удручённость.
При этом следует отличать существительные, подчиняющиеся данному правилу, от существительных, образованных от прилагательных с суффиксами -oв-, -ев-. Например, ножовка, поножовщина.
5) в иноязычных словах с ударным суффиксом -ёр-
Например, дирижёр, коммивояжёр, монтажёр, стажёр, а также образованное по аналогии русское слово ухажёр.
Исключение: менеджер.
otvet.mail.ru
Правописание «о» и «ё» после шипящих в оканчаниях существительных
Правописание «о» и «ё» после шипящих в суффиксах и окончаниях:1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:
а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом) , листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой, (ср. безударные окончания: вирáжем — в фотографии, пейзáжем, престúжем, тоннáжем, хронометрáжем, плáчем, апáшем, óвощем, бáржей, дáчей, нóшей, пúщей) ;
б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого, большого (ср. безударные окончания: рыжего, хорошего) ;
в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок) , -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок) , -онк-а (книжонка, клячонка, душонка) , -овк- — от имен существительных и прилагательных (мелочовка, алычовка, грушовка — хотя: грушевый, плащовка — хотя: плащевой) . Буква о пишется в словах чащоба, трущоба, хрущоба (суффикс -об-а) , но: учеба, трещотка (суффикс -отк-а) , поножовщина (суффикс -овщин-а) ;
г) в суффиксах имен прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый, ножовый, но: ножевая рана) ; -он (с беглым о: смешон) ;
д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом» , «после») , горячо, вечор (в значении «вчера вечером») , общо, хорошо.
2. После шипящих под ударением пишется е (ё), хотя произносится о:
а) в окончаниях личных форм глаголов, например: лжёт, течёт;
б) в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать;
в) в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка) ;
г) в суффиксе существительных -ёр-, например: стажёр, тренажёр, ретушёр;
д) в суффиксе страдательных причастий -ённ- (-ён-), например: сражённый, орошённый, прекращённый, сражён, орошён, прекращён; в суффиксе отглагольных прилагательных -ён-, например: жжёный, копчёный, лишён; ср. : нужен — смешон — краткие прилагательные и учён — краткое отглагольное прилагательное; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость;
е) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём; в словах причём, нипочём, а также в образованном от местоимения прилагательном никчёмный.
Примечание. В соответствии с общим правилом в мужских отчествах в форме творительного падежа под ударением пишется о — Кузьмичом, Лукичом, в безударном положении — е — Сергеевичем (Сергеичем) . Исключение — Ильичём (о Ленине) . В русских фамилиях на шипящий плюс -ов- (-ев-) возможны отступления от общего правила, например: Куз (ь) мичев и Куз (ь) мичов.
otvet.mail.ru
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных
Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы.
· Когда в суффиксах существительных после шипящих пишется о?
· Когда в суффиксах существительных после шипящих пишется е?
· От чего зависит написание о и е после шипящих в суффиксах существительных.
За время своего знакомства с курсом русского языка мы не раз встречались с шипящими. И успели запомнить, что они доставляют нам немало неприятностей!
Проблема в том, что буквы ж, ш, ч, щ обозначают всегда твёрдые звуки или всегда мягкие.
Поэтому некоторые гласные после них читаются одинаково. Вот, например, буквы о и ё после шипящих не различаются по звучанию.
Поэтому непонятно, что нужно писать в таких словах: девч…нка, реч…нька, творож…к, горош…к.
О? Ё? Может, что-то другое?
Посмотрим на эти слова. Когда-то мы уже говорили о правописании о и ё после шипящих.
Например, жёлтый мы писали через ё, а жонглёр – через о, потому что в корне существительных после шипящих ё пишется под ударением.
Так может быть, нам стоит применить то же самое правило?
Но ведь корень – это не суффикс!
В суффиксах дела обстоят с точностью до наоборот.
В корне под ударением находилась буква ё, а вот в суффиксе под ударением стремится постоять буква о.
Вот только буква ё без ударения стоять не собирается. Поэтому она в суффиксах вообще не желает появляться. Вместо этого без ударения в суффиксах мы пишем букву е.
Рассмотрим это правило подробнее.
В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется о.
Например: мальчонка, ручонка, бережок, порошок, волчонок. Во всех этих словах гласная в суффиксе находится под ударением, поэтому мы пишем после шипящей о.
Без ударения в суффиксах существительных после шипящих пишется е. Например, дороженька, ноженьки, кусочек, орешек, Алёшенька и так далее. Во всех словах ударение падает не на суффикс. Поэтому после шипящих мы пишем е.
И значит, мы будем рассуждать так.
Девчонка. Под ударением напишем о.
Реченька. Без ударения напишем е.
Творожок. Под ударением в суффиксе напишем о.
Горошек. Без ударения в суффиксе напишем е.
Но неужели всё так просто, и в нашем правиле нет хотя бы какого-нибудь маленького, пустячного исключения?
Конечно, есть. Кое о чём нам нужно помнить.
Рассмотрим два маленьких стишка для походов:
Откуда же эти буквы ё в словах, ведь мы сказали, что ё в суффиксах после шипящих вообще не появляется?
Буква ё всё-таки появляется. Но только в суффиксе существительных, которые образовались от глаголов.
Тушёнка – тушить, ночёвка – ночёвать. В таких словах ударение падает на суффикс, но под ударением всё равно пишется ё. Потому что и в глаголах после шипящих всегда пишется ё.
Копчёность. Обречённость. Размежёвка.
Таких слов не так много, и их несложно запомнить.
А ещё ни в коем случае нельзя путать суффикс с корнем!
В словах пшёнка и бечёвка, а ещё дешёвка, печёнка и так далее потому и пишется ё, что оно стоит под ударением в корне, а не в суффиксе!
Корневое ё после шипящих легко проверить, потому что при изменении слова на его месте часто появляется е.
Например, пшёнка – пшено.
Буква ё пишется также и в заимствованном суффиксе -ёр. В таких словах, как дирижёр, стажёр, ухажёр, массажёр, тренажёр и так далее. Суффикс -ёр является исключением из правил. Правда, слов с ним тоже не так много, и они встречаются нечасто.
А теперь немного дополнительной информации. Мы уже сказали о том, что в суффиксах после шипящих под ударением пишется о.
Но это правило распространяется не только на существительные!
Камышовый. В суффиксе прилагательного после шипящего под ударением напишем о.
Свинцовый. В суффиксе прилагательного под ударением напишем о.
Хорошо. В суффиксе наречия под ударением напишем о после шипящего.
Более того – в окончаниях после шипящих под ударением тоже пишется о. Причём, и у существительных, и у прилагательных. Например, этажом, карандашом, свечой, небольшой и так далее. Во всех этих словах в окончаниях пишется о, потому что оно стоит под ударением.
Не под ударением в окончаниях и суффиксах пишется после шипящих е. В существительном чашечка мы напишем е в суффиксе, потому что оно не под ударением.
В существительном сторожем мы напишем е в окончании, потому что оно не под ударением.
Грушевый – прилагательное, но в суффиксе после шипящего мы пишем е, потому что оно не под ударением.
Старшей – в окончании прилагательного без ударения мы тоже напишем е.
Блестяще – и в суффиксе наречия без ударения мы тоже напишем е после шипящего.
Получается, что это правило – общее для существительных, прилагательных и наречий.
Что же нам требуется сегодня запомнить?
В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется о.
Не под ударением пишется е.
При этом в суффиксах существительных, образованных от глаголов, пишется ё (например, тушёнка).
В заимствованном суффиксе -ёр пишется ё. Например, дирижёр.
videouroki.net
Правописание гласных о – е после шипящих в суффиксах существительных
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Цель: дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных ; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование : карточки, учебник для 6 класса( Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И. И. Кулибаба)
Ход урока : 1 Проверка Д) з упр.251 (повтор. Орф. 14, 18)
2. Актуализация.
1) Беседа
– Когда пишутся Ё –О после шипящих в корне слова?(орф.14) примеры
-Когда пишутся О – Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных?(орф.18)примеры
2) Орфографическая разминка.
– Как называется плод дуба?(жёлудь)
– Цвет одуванчика ?(жёлтый)
– предмет для чистки зубов?(щётка)
– профессиональный наездник на скачках?(жокей)
– водитель автомобиля?(шофёр)
– в саду слышен шум и …(шорох)
– все дети любят сладкий?(шоколад)
3) Индивидуальная работа по карточкам (о –е после шипящих в корне и окончаниях существительных и прилагательных)
Вариант №1
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Ш..фёр, капюш..н, ч..рный, встреч..й, чертеж..м, плеч..м, ш..в, ш..потом, ч..рточка, кож..й, плащ..м, улиц..й.
Вариант №2
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Крыж..вник, ш..рох, ж..рдочка, ч..рный, медрец..в, солнц..м, сто..рож..м, огурц..в, щ..тка, деш..вый, ключ..м, пч..лка.
Вариант №3
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Уч..ба, ш..рстка, ш..колад, ч..рточка, ж..нглёр, ш..рты, пш..нка, рощ..й, крыш..й, туч..й, румянц..м, свеч..й.
Вариант №4
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Овц..й, лапш..й, удач..й, бойц..м, ж..сткий, ч..рствый, прич..ска, щ..лкнуть, храбрец..м, тысяч..й, пальц..м, расч..ска.
Вариант №5
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Товарищ..м, душ..й, задач..й, ч..лка, отч..т, ш..лк, поч..т, передач..й, ж..кей, карандаш..м, рубеж..м, ш..ссе.
Вариант №6
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Щ..ки, расч..т, ш..тландец, ж..рдочка, оч..ртания, приш..л, уч..ный, гараж..м, этаж..м, ландыш..м, ерш..м, душ..м.
3. Объяснение нового материала.
А) запись предложений под диктовку
Душистый горошек ползёт по прутику, цепляется за него усиками.
Жили – были кот, дрозд да петушок – золотой гребешок.
– Сравните слова ГОРОШЕК, ПЕТУШОК, ГРЕБЕШОК.( сингл раунд робин) – уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз
– Чем они похожи и чем отличаются?( Корень каждого из этих слов оканчивается на шипящий звук, но в суффиксе слова горошек после шипящего пишется Е, а в суффиксе слов петушок, гребешок – О)
– От чего зависит выбор гласных после шипящих ( от ударения)
– Какую цель мы ставим на уроке? Что вы должны знать?
– Что должны уметь? (научиться правильно писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных)
Б) Работа с учебником. Прочитать орфограмму № 35 стр.106
4. Выработка умений и навыков.
А) Распределительный диктант(распределить слова с гласными о и е после шипящих в суффиксе существительных на 2 столбика) О – Е(выписываем только существительные)
Мягкий снежок, густой ельничек, клетчатая рубашонка , симпатичная собачонка, детский утюжок, теплый дождичек.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни : (подумай – запиши –обсуди в команде- финк райт –раунд робин)
1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок (пчела)
2) Сеюсь как из сита, но не порош..к.заползаю в жито, но не червяч..к(дождь)
3) Красный колпач..к надет на суч..к (малина)
4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках (берёзы)
5) В синем меш..чке белых пуговок полно.(небо, звёзды)
6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет( ветер, облака)
7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает( пчела)
Н А ДОСКЕ :
В) Задание по группам. Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс. Обсудить в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным(уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу 1 раз – сингл раунд робин )
1-2-3 группы:
Башмак – башмачок, друг – дружок, пятак – пятачок, сапог – сапожок
( суффикс придаёт уменьшительное значение)
4 – 5 группы :
Медведь – медвежонок, кукушка – кукушонок, галка – галчонок, лягушка – лягушонок.
( суффикс обозначает детёнышей животных)
6- 7 группы :
Одежда – одежонка, книга – книжонка, шапка – шапчонка, бумажка – бумажонка.
( суффикс придаёт пренебрежительное значение)
Итог урока
Д)Запись под диктовку. Работа в группах: обсуди и сделай вывод, когда в корне, суффиксе и окончании после шипящих пишется О – Е, Ё ( каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени – таймд раунд робин )
Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила.
Ш..рстка ч..рна соболя, очи ясна сокола.
Герасим толкнул дверь плеч..м и ввалился в дом со своей нош..й.
( В корне после шипящих под ударением пишется Ё. Слова – исключения : крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон)
( В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется О, без ударения – Е)
( В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения – Е)
5. Домашнее задание. Упр.253; или записать, используя словосочетания, сочинение – миниатюру «В зимнем лесу».
Пушистый снеж..к, кусоч..к зимнего неба, храбрый зайч..нок, удивительная девч..нка, застывшая реч..нка, великолепный овраж..к, молодой сосняч..к.
3 – 2 – 1
3 Какие значения суффиксов вы узнали?
2 Когда в суффиксах существительных после шипящих пишется о – е?
1 От чего зависит правописание суффиксов существительных после шипящих? (от ударения)
Вариант №1
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Ш..фёр, капюш..н, ч..рный, встреч..й, чертеж..м, плеч..м, ш..в, ш..потом, ч..рточка, кож..й, плащ..м, улиц..й.
Вариант №2
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Крыж..вник, ш..рох, ж..рдочка, ч..рный, медрец..в, солнц..м, сто..рож..м, огурц..в, щ..тка, деш..вый, ключ..м, пч..лка.
Вариант №3
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Уч..ба, ш..рстка, ш..колад, ч..рточка, ж..нглёр, ш..рты, пш..нка, рощ..й, крыш..й, туч..й, румянц..м, свеч..й.
Вариант №4
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Овц..й, лапш..й, удач..й, бойц..м, ж..сткий, ч..рствый, прич..ска, щ..лкнуть, храбрец..м, тысяч..й, пальц..м, расч..ска.
Вариант №5
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Товарищ..м, душ..й, задач..й, ч..лка, отч..т, ш..лк, поч..т, передач..й, ж..кей, карандаш..м, рубеж..м, ш..ссе.
Вариант №6
Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.
Щ..ки, расч..т, ш..тландец, ж..рдочка, оч..ртания, приш..л, уч..ный, гараж..м, этаж..м, ландыш..м, ерш..м, душ..м.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: 1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок .
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни : 2)Сеюсь как из сита, но не порош..к, заползаю в жито, но не червяч..к.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни :
3) Красный колпач..к надет на суч..к .
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни :
4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках .
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни :
5) В синем меш..чке белых пуговок полно.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни :
6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет.
Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни : 7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает.
Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу : берег – Бережок. Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным
Башмак, друг, пятак, сапог.
Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу : волк – волчонок. Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным
Медведь, кукушка, галка, лягушка
Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу собака – собачонка. Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным
Одежда, книга, шапка, бумажка.
Самоанализ урока
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок проведён в русском классе, шестиклассники отличаются любознательностью. Желанием учиться и познавать новое, но есть в классе учащиеся со слабо развитыми познавательными интересами и повышенной утомляемостью.( 4 чел.)
Цель : дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных ; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.
Тип данного урока: сообщение новых знаний
Этапы урока направлены на совершенствование знаний, умений и навыков, а также использование их в нестандартной ситуации.
По содержанию учебно – познавательной деятельности учащихся выбраны методы от репродуктивного до проблемно – поискового
На содержание работали приёмы и формы: индивидуальная , самостоятельная работа.
В ходе урока были использованы обучающие структуры:
Сингл раунд робин (учащиеся проговаривали ответы на данный вопрос по кругу 1 раз)
Финк райт –раунд робин (учащиеся обдумывали высказывание на вопрос, записывали и по очереди обсуждали свои ответы в команде)
Раунд тейбл (учащиеся по очереди выполняли письменную работу по кругу на одном листе бумаги)
Таймд раунд робин ( каждый ученик проговаривал ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени)
3 – 2 – 1
На данном уроке помимо предметных навыков формировала такие общепредметные навыки :
1. Учебно – организационные: (подвели итог урока)
2. Учебно – информационные : ( работа с учебником)
3. Учебно – интеллектуальные (перечислены выше)
4.Учебно – коммуникативные умения и навыки формировались за счёт устной монологической речи, умения управлять собственным вниманием, умением слушать.
Выбранные методы и формы работы, использованные приёмы способствовали совершенствованию знаний, умений и навыков по обозначенной теме и работали на цель урока.
Считаю, что урок проходил в оптимальном режиме, достиг цели.
kopilkaurokov.ru
Гласные -о-/-ё-/-е- после шипящих и -ц- в корнях, суффиксах и окончаниях
Правописание гласных -о-/-ё-, -е- после шипящих и ц зависит от того, в какой морфеме находится орфограмма.
В корне
В корне пишется ё, если можно подобрать такое слово, в котором было бы чередование ё с е.
Например: чёрный — чернеть, жёлтый — желтеть.
Если слово с чередованием подобрать невозможно, в корне пишется «О». Кроме того, в корне почти всех исконно русских слов всегда пишется е за исключением некоторых слов:
крыжовник, вечор, шорох, шов, капюшон.
Также о пишется в корнях некоторых иностранных слов:
шорты, шоколад, жокей, шоссе.
Следует различать корни -жог- и -жёг-. Корень -жог- пишется в именах существительных, корень — в глаголах и отглагольных словах:
ожог руки (имя существительное) — ожёг руку (глагол).
В корне после ц под ударением пишется о, без ударения — е, которую можно проверить, подобрать проверочное слово.
Например:
В суффиксе
В суффиксе под ударением пишется о, без ударения — е.
Например:
Исключение: ещё.
В заимствованном из французского языка суффиксе -ёр- всегда пишется ё.
Например:
В окончаниях
В окончаниях под ударением пишется о, без ударения — ё.
Например:
Внимание! В глаголах и отглагольных словах во всех морфемах под ударением пишется ё.
Например: ночёвка — от глагола ночевать; тушёный — от глагола тушить; печёт (глагол).
Следует запомнить правописание следующих слов: шомпол, мажордом, трущоба, трещотка, чопорный, шорник, шофер, шоколад, шоры, мажор, чокнутый, крюшон, жом, чащоба, чокаться.
xn—-7sbfhivhrke5c.xn--p1ai
правила правописания Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных
После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом) , листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вира́жем – в фотографии, пейза́жем, прести́жем, тонна́жем, хронометра́жем; пла́чем; апа́шем, плю́шем; о́вощем; ба́ржей, да́чей, но́шей, пи́щей) ;
б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого, большого (ср. безударные окончания: ры́жего, хоро́шего) ;
в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок) , -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок) , -онк-а (книжонка, клячонка, душонка) ;
г) в суффиксах имен прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый, ножовый) , -он (с беглым о: смешон) ;
д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом» , «после») , горячо, вечор (в значении «вчера вечером») , общо, хорошо.
2. После шипящих под ударением пишется е (ё), хотя произносится о:
а) в окончаниях личных форм глаголов, например: лжёт, течёт;
б) в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать;
в) в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка) ;
г) в суффиксе существительных -ёр, например: стажёр, тренажёр, ретушёр;
д) в суффиксе страдательных причастий -ённ-(-ён-), например: сражённый, орошённый, прекращённый, сражён, орошён, прекращён; в суффиксе отглагольных прилагательных -ён-, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость;
е) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём; в словах причём, нипочём.
Примечание. В соответствии с общим правилом в мужских отчествах в форме творительного падежа под ударением пишется о – Кузьмичом, Лукичом, в безударном положении – е – Сергеевичем (Сергеичем) . Исключение – Ильичём (о Ленине) .
§35. Гласные после ц
1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о, без ударения е. Например: концо́м – па́льцем, купцо́в – торго́вцев, пальтецо́ – пла́тьице, берцо́вый – си́тцевый, окольцо́вывать – окольцева́ть.
2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в отличие от написания в корнях, см. §5, п. 3), например: бойцы, улицы, краснолицый, сестрицын.
Примечание. В фамилиях гласные после шипящих и ц пишутся независимо от приведенных в §34 и 35 правил, в соответствии с написаниями в официальных документах. Ср. : Пугачёв – Ткачов, Шишов – Чернышев, Солженицын – Ельцин, Те́лешов, Кара́ченцов.
otvet.mail.ru