Духовные ценности нравственные: Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти \ КонсультантПлюс
Духовно-нравственные ценности – основа Российской государственности. — Русское Космическое Общество
Без малого три месяца прошло со дня, когда 11.11.2021 года мы провели в Санкт-Петербурге конференцию о влиянии традиционной культуры на нравственное состояние нашего народа в прошлом и настоящем.
В тот день в Смольном институте Российской академии образования собрались учёные, философы, фольклористы, общественные деятели, специалисты в области традиционной культуры, которые сердцем и трудом радеют за сохранение истинного культурно-нравственного фундамента в настоящем и в будущих поколениях русского народа. Выразив в своих выступлениях отношение к незыблемым устоям мира, где жизнеродность является смыслом, а приумножение счастья отцовства и материнства – целью жизни, они решили:
– Традиционная культура народа – оплот его нравственности.
– Нравственность народа – есть совесть народа. Это естественное, данное Богом состояние человека и общества. Категория «нравственность» соотносима с категорией «гармония».
– Мораль – есть искусственный установленный в обществе порядок вещей. Мораль далеко не всегда соотносится с нравственностью.
– Жизнеродность народа определяется его нравственностью.
– Времена попрания традиционных культурных отношений проходят. Эти времена породили в обществе вопиющую безнравственность, грозящую гибелью нашей страны и народа.
– Участники Конференции поднимают знамя Культуры развития Жизни, где нравственность каждого человека и общества в целом обретается путём формирования целостного, созидательного человека, обладающего набором высоких благородных качеств. Такой человек благочестив, нравственен и совестлив. Мера его культуры позволит задать высокую планку общественной морали.
– Собравшиеся согласились, что предлагаемая АНО «Интелрост» методика воспитания человека, известная как «Киноуроки в школах России и Мира», есть всенародное достояние и инструмент коллективного стратегического действия по формированию будущего.
– Соединившиеся Общим Делом утвердили, что время разлада тех, кто осознан и ответственен за прошлое и будущее прошло. На кону сохранение страны и русской цивилизации. Взявшись за руки, соединив ресурсы, сключив жизни, сумеем решить задачу – качнуть маятник русской жизни в сторону жизнеродности.
Спустя совсем немного времени, это решение тех, кто свои мысли, слова и дела кладёт на алтарь служения Отечеству и Жизни, нашло закрепление в Проекте Указа Президента России, который сейчас проходит общественное обсуждение.
30 декабря 2021 г. в развитие Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, Министерство культуры России подготовило проект Указа «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей » (Далее – Основы).
Содержание документа носит революционный характер. Никогда в истории постсоветской России государственные документы не содержали столь конкретных, чётких и безапелляционных приоритетов в области государственной политики, направленной на обретение культурного и духовно-нравственного суверенитета.
Основы определяют традиционные ценности, как «формирующие мировоззрение граждан России нравственные ориентиры, передающиеся от поколения к поколению, обеспечивающие гражданское единство, лежащие в основе российской цивилизационной идентичности и единого культурного пространства страны, нашедшие своё уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России».
Ключевым положением документа является перечисление традиционных ценностей:
1. Жизнь.
2. Достоинство.
3. Права и свободы человека.
4. Патриотизм.
5. Гражданственность.
6. Служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
7. Высокие нравственные идеалы.
8. Крепкая семья.
9. Созидательный труд.
10. Приоритет духовного над материальным.
11. Гуманизм.
12. Милосердие.
13. Справедливость.
14. Коллективизм.
15. Взаимопомощь и взаимоуважение.
16. Историческая память и преемственность поколений.
17. Единство народов России.
Данный перечень является могучим основанием для выстраивания государственной политики в области формирования среды, в которой указанные нравственные ориентиры станут основой созидания мировоззрения нашего народа. Он же является опорным фундаментом для народных инициатив в сфере культуры, образования, воспитания, науки, техники, искусства, здоровьесбережения и т.д.
Радуемся этой неожиданной поддержке «сверху». Горячо приветствуем эту операцию той части государственников, которые, несмотря на общую, трагическую ситуацию в сфере культуры, воспитания, образования и других сферах жизни Российского общества, тем не менее, отчаянно борются за сохранение нашей государственности.
Основы утверждают:
«Целями государственной политики в сфере традиционных ценностей являются:
1) сохранение и укрепление системы традиционных ценностей, передача их от поколения к поколению;
2) противодействие распространению деструктивной идеологии;
3) обеспечение морального лидерства России в международных отношениях как хранителя традиционных общечеловеческих ценностей».
Последний пункт обязывает ко многому. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. «Моральное лидерство» просто так, написанием на бумаге, не завоёвывается. Это шаг. За ним непременно останется след. Предложившие это в качестве стратегического документа должны отдавать себе отчёт в том, что сказанное потребует серьёзной работы над собой и для других. Призывать к нравственности, справедливости и единству можно лишь по праву. По праву можно только быть, а не казаться. Это смелое заявление. И это серьёзная заявка. Мы радуемся этому. И горячо поддерживаем стремление к преображению во имя служения Отечеству у некоторых представителей Российских правящих элит.
Перечень традиционных ценностей в Указе вместил в себя семнадцать идеалов. Это рывок, но ещё не прорыв. Поясним. Все перечисленные идеалы есть категории «сохранения». Целенаправленное формирование этих ценностей способно обеспечить устойчивое состояние общества и государства на определённое время. Но не развитие. Для преображения России сегодня требуются цели. Высокие цели и мечты, а также способ их измерения и достижения. Это не критика предлагаемых инициатив. Это факт. Ведь существует не только сохранение, но и изменение любой системы, включая общество и государство. Сохранение и изменение – вот две равновесомые части целого, процесса устойчивого, гармоничного развития Жизни. Наша научная школа определяет его как «хроноцелостный процесс неубывающих темпов роста полезной мощности, не возрастания потребляемой мощности и уменьшения мощности потерь за счёт повышения коэффициента совершенства технологий и качества на всех уровнях управления. Это хроноцелостный процесс, управляемый на основе законов сохранения и развития Жизни».
Для устойчивого, гармоничного развития жизни нашего общества и государства, требуется ещё одна базовая традиционная ценность, присущая как русскому государствообразующему народу, так и другим, коренным народам-созидателям нашей страны. Эта ценность – стремление к развитию и созидательному творчеству. “Лучший способ сохранить Землю и страну для будущих поколений – это формировать Человека, способного и реализующего свою способность к творчеству во имя развития Жизни“. Б.Е.Большаков.
Этот базовый принцип, являющийся фундаментальной потребностью каждого человека, проявлен в культурно-генетических кодах нашего народа. Именно он, этот восемнадцатый идеал, станет тем сшивающим семнадцать традиционных ценностей, и подведёт могучее основание под утверждение о том, что Жизнь, как космопланетарное явление, является наивысшей ценностью, и по праву занимает первое место в перечне традиционных ценностей русской, российской цивилизации.
Мы стоим на этом утверждении и подкрепляем его метким высказыванием нашего выдающегося соотечественника П. Г.Кузнецова: «Общество, способное использовать идеи, появляющиеся в сознании отдельного человека, для роста возможностей общества как целого, и использующее рост возможностей общества для формирования человека, способного генерировать новые идеи — будет обладать наиболее быстрыми темпом роста возможностей».
Итак, проект Указа «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» сегодня проходит стадию доработки и общественного обсуждения. Вокруг него поднялась огромная волна критики и агрессивной риторики. И это понятно, ведь как показано в самом документе: «Усилия, предпринятые Российской Федерацией с целью развития духовного потенциала страны, привели к повышению сплочённости российского народа, к осознанию гражданами необходимости сохранения и укрепления традиционных ценностей перед лицом глобального ценностного кризиса, ведущего к утрате человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов». А это для врагов нашего народа и нашей государственности смерти подобно. Если русские обретут опору в лице государства Российского и выступят с ним за одно – за ноосферно-космическое будущее, в котором человек и человечность станут играть определяющую роль в деле сохранения развития Жизни – мало не покажется никому. Никому из тех, кого перечислили в проекте Указа его составители, показав, что: «угрозу традиционным ценностям несёт деятельность экстремистских и террористических организаций, действия США и их союзников, транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих организаций» и тех, кого они не перечислили.
Вперёд, друзья! Стратегические инициативы Русского Космического Общества: «Культура развития Жизни», Российское общественное движение «Семья Отечества», Проект нашего будущего «Русское Космическое Общество 2045», а также деятельность в области образования, воспитания, культуры, искусства, экологии, науки, творчества, здоровьесбережения и, конечно, всенародная стратегическая воспитательная инициатива «Киноуроки в школах мира», получают мощное, правовое основание! Давайте поддержим проект данного Указа имеющимися у нас средствами, а также пожелаем успеха тем государственникам в системе управления страной, которые продолжают борьбу за своё – за наше. Вместе победим!
Глава Русского Космического Общества
Алексей Алексеевич Гапонов
национальная безопасность, культура развития жизни, русское космическое общество, гапонов алексей алексеевич
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | Статья на тему:
Эссе на тему:
«Духовные ценности и нравственные идеалы
в жизни человека и общества».
На мой взгляд, тема данного эссе в настоящее время весьма актуальна и современна, так как многие нравственные ориентиры в жизни современного общества сейчас утрачены, оно больно бездуховностью, безнравственностью, чёрствостью и равнодушием. Я считаю, своевременно был введён предмет по изучению основ духовно-нравственной культуры. Именно на этих уроках дети осознают и понимают, что настоящий человек начинается там, где есть святыни души. К важнейшим вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится внутренняя духовная жизнь человека, т.е. основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр. Поэтому то, одной из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Важную роль в этом играют ценности, особенно духовные.
В настоящее время в реальной повседневной жизни мы можем встретить самые различные уровни воплощения нравственных ценностей, самые различные уровни моральности, от святости до низменности, цинизма. Духовные ценности включают в себя мудрость, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе. Поэтому, когда мы говорим о духовных ценностях, нам не избежать вопроса о социальном характере ценностей. В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражается общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Но, к сожалению, в нашей стране произошла утрата ценностей. Сейчас произошла смена ценностных ориентиров у общества и подрастающего поколения, в частности. Понятия «честность», «справедливость», «доброта» не выдерживают конкуренции перед «престижностью». Наше общество больно: оно пронизано корыстью, жаждой накопительства, отсутствием твердых моральных устоев, что отрицательно влияет на развитие нравственных потребностей школьников. Ведущими мотивами стали эгоистические и прагматические: мы забыли и не понимаем, как можно жить для других; как можно жертвовать собой ради других. Под влиянием окружающего мира и пропаганды СМИ у детей формируется антиидеал. Основной проблемой развития духовно-нравственной культуры в школьном возрасте стала потеря
нравственного идеала. Поэтому, на мой взгляд, важнейшей задачей педагога в современном обществе стало: формирование у детей потребности в идеале; необходимость найти и указать образец, достойный подражания. Ведь у человека, особенно у молодого, существует острая потребность в достойном, авторитетном идеале, который в определенной мере определяет содержание нравственных ценностей той или иной личности. Поэтому вполне резонно можно заключить: каков у человека идеал, таков он и сам. Духовно-нравственное развитие личности – это сложный, продолжительный процесс. На протяжении всей жизни человек усваивает опыт прошлых поколений, определяет свою жизненную позицию, и мы, педагоги должны постараться, чтобы этот процесс шел не стихийно, под влиянием сомнительных идеалов, а целенаправленно. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно – нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Как же привить российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру? Основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России – это систематическое преподавание в школе духовно – нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа
Основным содержанием духовно-нравственного воспитания должны быть базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии. Процесс воспитания нравственности представляет собой довольно сложное явление, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.
Задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию.
Таким образом, духовные ценности играют важную роль в гармоническом
развитии личности и являются необходимыми предпосылками участия каждого человека в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Основа нравственного поведения – это поступок, и человеку в жизни нужен конкретный пример для подражания – нравственный идеал, нечто возвышенное и недосягаемое. В нашем современном обществе, с низким уровнем нравственной культуры и поведения, задача нравственного воспитания состоит прежде всего не в нравственном просвещении, а в формировании умений реализовать нравственные ценности.
Духовные, нравственные, социальные и культурные ценности
Духовный
Исследуйте убеждения и опыт; уважать веру, чувства и ценности; получать удовольствие от изучения себя, других и окружающего мира; использовать воображение и творчество; отражать. (Офстед определение « духовного развития»)
О духовном развитии учащихся свидетельствуют их:
- способность размышлять о своих собственных убеждениях, религиозных или иных, которые определяют их взгляды на жизнь, а также их интерес и уважение к верованиям, чувствам и ценностям разных людей.
- чувство удовольствия и увлечения познанием себя, других и окружающего мира
- использование воображения и творчества в обучении
- готовность осмыслить свой опыт.
Мораль
распознавать правильное и неправильное; уважать закон; понимать последствия; исследовать морально-этические вопросы; предлагать аргументированные взгляды. (определение Офстеда
О нравственном развитии учащихся свидетельствуют их:
- способность распознавать разницу между правильным и неправильным и легко применять это понимание в своей жизни, признавать правовые границы и при этом уважать гражданское и уголовное право Англии
- понимание последствий своего поведения и действий
- интерес к исследованию и аргументированному мнению по моральным и этическим вопросам, а также способность понимать и ценить точки зрения других по этим вопросам.
Социальный
Используйте ряд социальных навыков; участвовать в жизни местного сообщества; ценить различные точки зрения; участвовать, волонтерить и сотрудничать; разрешить конфликт; участвовать в «британских ценностях» демократии, верховенства закона, свободы, уважения и терпимости.
(Офстед определение « социальное развитие»)О социальном развитии учащихся свидетельствуют их:
- использование ряда социальных навыков в различных контекстах, например, работа и общение с другими учащимися, в том числе из разных религиозных, этнических и социально-экономических групп
- готовность участвовать в различных сообществах и социальных условиях, в том числе путем волонтерства, хорошего сотрудничества с другими и способности эффективно разрешать конфликты
- принятие и приверженность фундаментальным британским ценностям демократии, верховенства закона, личной свободы и взаимного уважения и терпимости к тем, кто исповедует другую веру и убеждения; они развивают и демонстрируют навыки и взгляды, которые позволят им в полной мере участвовать и вносить положительный вклад в жизнь современной Британии.
Культура
Цените культурные влияния; оценить роль парламентской системы Великобритании; участвовать в культурных мероприятиях; понимать, принимать, уважать и приветствовать разнообразие.
О культурном развитии учащихся свидетельствуют их:
- понимание и оценка широкого спектра культурных влияний, которые сформировали их собственное наследие и наследие других
- понимание и оценка различных культур в школе и за ее пределами как важный элемент их подготовки к жизни в современной Британии
- знание демократической парламентской системы Великобритании и ее центральной роли в формировании нашей истории и ценностей, а также в дальнейшем развитии Великобритании
- готовность участвовать и положительно реагировать на творческие, музыкальные, спортивные и культурные возможности
- заинтересованность в изучении, улучшении понимания и проявлении уважения к различным религиям и культурному разнообразию, а также степень, в которой они понимают, принимают, уважают и приветствуют разнообразие, о чем свидетельствует их терпимость и отношение к различным религиозным, этническим и социально-экономическим группам в местные, национальные и глобальные сообщества.
Духовность и нравственные ценности | SHS Web of Conferences
Открытый доступ
Проблема | Веб-конференция SHS. Том 50, 2018 Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы языкознания и дидактики: междисциплинарный подход в гуманитарных и социальных науках» (CILDIAH-2018) | |
---|---|---|
Номер статьи | 01050 | |
Количество страниц) | 4 | |
DOI | https://doi.org/10.1051/shsconf/20185001050 | |
Опубликовано онлайн | 12 октября 2018 г. |
SHS Web of Conferences 50 , 01050 (2018)
Евгения Еренчинова и Елена Прудченко
Кафедра международных коммуникаций, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия
* Автор, ответственный за переписку: deutsche2011@mail. ru
Реферат
С древних времен философы занимались вопросами духовности. Характеристика личности с точки зрения духовности дает возможность увидеть в человеке уже созданные нравственные ценности. Эти ценности отражаются в его воспитании и реакциях на возникающие ситуации, требующие мгновенных действий. Важно подчеркнуть, что духовный мир человека формируется как в религиозной, так и в светской системе. В данной статье авторы попытались показать разницу между духовностью и нравственностью и представить духовность с позиции таких нравственных ценностей, как «свобода» и «совесть». В связи с этим был проведен теоретический анализ и предложены определения «духовности», данные философами некоторых эпох. Более того, авторы считают необходимым представить такие понятия, как «дух», «нравственность», связанные с понятием «духовность», а также взгляды некоторых древних, западных и русских философов. В статье также описываются такие духовные ценности, как «нравственность», «свобода» и «совесть».