Духовное воспитание это: Понятие духовно-нравственного воспитания и развития — Студопедия
Понятие духовно-нравственного воспитания и развития — Студопедия
Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Духовно-нравственное развитие гражданина России обеспечивает развитие страны, процесс ее глубокой модернизации в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.
Законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» [14].
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. [7]
Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.
Носителями ценностей и традиций являются народы России. Соответственно задача духовно-нравственного развития гражданина России должна быть осуществлена путем последовательной интеграции личности обучающегося в культуры составляющих российское общество народов и мировую культуру, приобщение обучающихся к изучению существующих в с в нашей стране религиозные и культурных традиций.
Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая:
– общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;
– условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом» [24].
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Открытость миру, диалогичность с другими культурами – важное свойство духовно-нравственного развития гражданина России.
Основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие гражданина России является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания и социализации, такими, как семья, институты гражданского общества, конфессии, общественные организации, СМИ.
Традиции отечественной педагогики в воспитании духовности
Основоположник русской научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский в свое время писал: “Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди…” Этим выражением ученый метко указывает на то, благодаря чему отечественная педагогика зародилась, прошла становление и без чего она превращается в напрасное дело.События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков.
Первое, что отличает эту традицию, – приоритет духовно-нравственных начал в воспитании и образовании, которые во все времена были обусловлены влиянием Православной Церкви. Чтобы убедиться в этом влиянии, рассмотрим кратко историю формирования русской школы.
Наше образование берет начало от святого равноапостольного Великого князя Владимира. В первые века русской государственности оно формировалось исключительно в Православной Церкви и осуществлялось ею. Вплоть до петровских времен Церковь определяла тип учебных заведений, цели, характер и содержание педагогической деятельности. Образование всецело оказывалось функцией Церкви и осуществлялось непосредственно в стенах монастыря или внутри церковной ограды. В качестве учебной литературы использовались Псалтирь, Библия и Часослов. Церковная школа того времени, говоря современным языком, была мало вариативной. Духовные лица, дворянская аристократия, первая русская интеллигенция – все получали примерно одинаковый набор знаний.
Во второй половине XVII века формируется единая школьная система. Петровские реформы, направленные на подчинение Церкви государству, изменили и характер отечественной педагогики. От заботы о духовном устроении личности она развернулась к обслуживанию государственных интересов. Появляются профессиональные учебные заведения (морские, инженерные, медицинские, промышленные и т.
В XVIII веке снова в образовании довлеет церковная школа, представляя собой “налаженную и раскиданную” учебную сеть.
Во второй половине XIX века создается система народного образования, активную роль в которой играют государство и Церковь. Развивается сеть как государственных, так и церковноприходских школ. Последние, согласно принятым по инициативе обер-прокурора Священного Синода К.И. Победоносцева “Правилам о церковно-приходских школах”, рассматривались как начальные образовательные учреждения и должны были утверждать в народе учение православной веры и христианской нравственности.
Таким образом, на протяжении более чем 900 лет образование и воспитание в России неразрывно связано с Православной Церковью. Что касается светского образования в дореволюционной России, то оно не исключало конфессиональной ориентации, а, наоборот, предполагало ее. Это было светское православное образование, ориентированное на подготовку специалистов к деятельности в государственных или других внецерковных структурах.
Сегодня школа поворачивается к духовно-нравственному воспитанию, и это приветствуется всеми. Но многие считают, что духовность вполне можно отделить от Православной Церкви, от православной традиции. Все инновации последнего времени, которые мы наблюдаем в системе образования, заключены именно в этом, в попытках срочно найти замену православной духовности и создать новую нравственность, пригодную для “интегрирования” в различные международные системы.
Какие альтернативы Православию выдвигаются в области духовно-нравственного воспитания? Прежде всего, атеизм. Нужно сказать, что это тоже религиозная система. Атеизм вырос и сформировался в европейских сектах, основными идеями которых было уничтожение частной собственности, семьи и национальных государств. Данные положения были в ходу в сектах альбигойцев, анабаптистов (предшественников современных баптистов), катаров, “богемских братьев”, таборитов и других. Церковь вызывала наибольшее неприятие в этих сектантских воззрениях и в вышедших из них утопических учениях, принявших затем наукообразные формы. И у нас в стране победивший атеизм начал с реализации заложенных в нем принципов. Число браков стало резко падать, а количество разводов – расти. Известно, что это привело к колоссальной детской беспризорности.
В соответствующем духе формировалась система образования и воспитания. Искажались такие предметы, как история, литература, русский язык, то есть те, где церковная проблематика играет первостепенную роль. Эти же предметы несут в себе и наибольший нравственный заряд.
Начавшееся в советское время разложение семьи усугубилось в перестроечный период. В 1994 году в России на 100 тысяч населения было 740 браков и 460 разводов. В 1998 году это отношение составляло 580 к 340. Таковы плоды духовно-нравственных основ атеизма.
Последнее время в систему образования проникает язычество как альтернатива Православию. Это проявляется в попытках внедрения валеологии, различных ноосфер-ных и других технологий с ярко выраженным оккультным уклоном. Все это делается в расчете на безграмотность нашего населения в религиозных вопросах.
Нужно отметить, что многочисленные секты буквально штурмуют школы. Сектантам вообще чужда какая-либо целостность в подходах к образованию. Они пытаются навязать нам некие обтекаемые “общечеловеческие ценности”, которые перечеркивают нашу собственную культуру.
Знакомство детей с традиционными православными духовно-нравственными ценностями происходит в системе образования очень медленно, хотя около 80 процентов родителей нашей страны считают себя православными и хотят, чтобы их дети получали в школах знания об основах веры своего народа.
Однако русская школа в настоящее время лишена официальной возможности приобщения к естественной для нее православной духовно-нравственной традиции, без которой невозможно реальное воспитание и целостное образование.
Традиции русской школы заключаются также в предметности знаний, в методической обоснованности и разработанности педагогических техник и технологий, в умении учитывать возрастные особенности и психолого-педагогические характеристики обучающихся. Судя по всему, в современной школе происходит плавное уничтожение самого принципа предметности путем сокращения количества предметов, а также содержания образовательных программ или их существенная переориентация. Образование вдруг повернулось к медицинским проблемам. Школу ни с того, ни с сего обвинили виновной во всех бедах человечества, и в особенности в ухудшающемся здоровье нации. Перед ней, похоже, поставили задачу, заведомо не выполнимую, – научить здоровью детей при плохом питании, врожденных патологиях и отсутствии нравственных норм поведения. Не грозит ли ей вообще ликвидация в случае невыполнения этой программы?
По крайней мере, все эти, по выражению классика, “благоглупости” явно уводят в сторону от действительно важных и необходимых преобразований школы. Необходимых, в том числе, и для здоровья детей. Утрата духовной компоненты в жизни общества приводит к тому, что теряются нравственные ориентиры, теряется смысл жизни. Не стоит забывать, что нарушение заповеди о почитании родителей грозит последствиями потери благ в жизни и ранней смертью, что фактически мы и наблюдаем в настоящее время. Отсюда корни и последующих трагедий: ранние и беспорядочные половые связи, то есть блуд и прелюбодеяние, а затем убийство зачатых детей. Далее разрушение семьи, потеря ценности жизни, возрастание духовной немощи, при которой любые бытовые неурядицы воспринимаются как катастрофа всемирного масштаба, поиск иллюзорного счастья в блуде, водке или наркотиках.
Греховная жизнь родителей отражается на потомстве, которое от утробы рождается слабым, с задатками психической и физической патологии. В этом состоят истинные причины болезней и проблемы детей, в частности то, что более 50 процентов российских школьников не осваивают половину содержания учебного материала по физике, химии и биологии, а 40 процентам поступившим в вузы запрещены занятия физкультурой.
Виновата ли система образования в данной ситуации? Ответ не может быть однозначным. В том, что эта система вместе со всем обществом потеряла духовно-нравственные ориентиры, очевидно. Вместо того чтобы вернуть эти ориентиры, школе предлагается некий набор организационно-технических решений, которые, возможно, нужны и полезны, но без должного внимания к духовным основам жизни не могут дать положительного эффекта.
Таким образом, мы втягиваемся в порочный круг: нарушения в духовной сфере отражаются на психическом и физическом здоровье детей. Для улучшения их здоровья предпринимаются реформы, которые нередко приносят новый вред. Например, под предлогом борьбы с негативными явлениями – растущей наркоманией, преступностью и прочей порочностью – вводятся антипедагогические техники и технологии, обучение “методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных возможностей организма”. Все это из области небезопасного для здоровья оккультизма.
На всех перекрестках нам твердят о перегруженности детей в школе. Не станем отрицать, что это плохо. Но посмотрим, какие же предметы перегрузили наших детей. В школах уменьшены часы на русский язык и литературу, физику и химию, то есть именно на фундаментальные дисциплины. Зато появилось большое количество новых дисциплин-однодневок.
Одной из приоритетных задач русской и советской школы являлась задача научить ребенка думать, то есть развитие его познавательной активности и привитие навыков логического мышления. Количество подаваемого материала, методика его усвоения, с учетом возрастных особенностей ребенка, всегда были точно выверены. Несмотря на незавершенность этой работы и отдельные ее недостатки, в образовании сложилась система информационно-педагогической безопасности. Медицинский принцип “не навреди” в педагогике действовал достаточно определенно. И это позволило создать учебные программы высокого качества.
Сейчас предлагаются новые программы обучения, рассчитанные на слабых учащихся: разгрузить начальную школу, изменить содержание и структуру среднего звена. При этом, например, не подвергается изменению уже явно отживший взгляд на происхождение человека якобы от обезьяны. А для чего со второго класса детей пытаются обучать иностранному языку? Ребенок с несформированным еще сознанием сразу же попадает в чужую языковую среду, что мешает ему правильно воспринимать русскую культуру. Ни для кого не секрет, что раннее приобщение детей к английскому языку облегчает усвоение западных образцов жизни. Можно, конечно, сослаться на пример русского образованного общества XVIII-XIX столетий. Можно привести и прекрасную фразу из стихов С. Михалкова “Должен каждый ученик изучать чужой язык”. Но весь вопрос в приоритетах: что для наших детей, для нашего народа, государства главное, а что второстепенное. Должны ли для детей оставаться родными русский язык и литература, или более близкими станут западные мерила жизни и ценности, зафиксированные в соответствующих оборотах английской (упрощенно американизированной) речи.
Конечно же, школа должна готовить человека к реальной жизни, а не к витанию в облаках. Перед школой, как и перед обществом, стоят два пути: возвращение в русло нашей национальной, государственной традиции с приоритетом духовно-нравственных начал, а значит, возвращение русской школе статуса сильнейшей среди образовательных учреждений мира, из которой выходили великие ученые, строители, писатели, военачальники, герои; или же сползание на задворки постриженной на западный манер системы подготовки средних унифицированных личностей, плывущих по течению, личностей без представления о смысле жизни, о высоком назначении человека.
Судя по отдельным официальным реформам и преобразованиям сегодняшней жизни, кажется, что мы обречены на второй путь. Но внимательному взору видится и другая картина – разворачивающаяся в столице и регионах России инициатива педагогов, обращающихся к традиционным началам в воспитании и обучении, духовным истокам, освоению традиционного духовно-нравственного наследия и соединению его с современными формами обучения.
Русская школа всегда помогала человеку помнить о его высоком предназначении, высоком призвании. Продуманная философия образования способствовала духовному обогащению личности, способствовала тому, что наши дети уже при изучении конкретных предметов находили если не ответы, то хотя бы наиболее верный, пoнятый их отцами, дедами и прадедами путь к познанию главного для каждого человека, каждого общества, каждого государства вопроса – в чем смысл бытия? Несомненно, мы должны держаться основополагающего принципа нашего традиционного образования – союза науки и религии. Мы должны беречь и приумножать традиции отечественной педагогики, ибо они всегда были направлены на воспитание полноценных, великих духом граждан, осознающих смысл жизни и поступающих сообразно правильному мировоззрению.
Об авторе: иеромонах Ефрем (Просянок), благочинный, директор библиотеки Хабаровской духовной семинарии
http://pravostok.ru/ru/journal/society/?id=472
Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе христианских ценностей
Сотрудничество с церковью
Тамара Николаевна Петровская, учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа №6 г. Слуцка»
Почему нужно заниматься духовно-нравственным воспитанием на основе христианских ценностей? Потому что развал страны начинается с развала душ. Это закон бытия. О нем свидетельствуют многочисленные факты мировой истории.
А развал душ начинается с развала смысла жизни. Ведь именно смысл жизни пробуждает мужество, ставит моральные границы, через которые не может переступить человек, если только не уничтожит духовно-нравственную часть себя, не заглушит свою совесть. Но развал душ плох не только потому, что поражает страну и жизнь в ней. Душа сама по себе самоценна. Она является главным содержанием жизни. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). «Дом человек построит, а сам расстроится. Кто ж в доме жить будет?» – размышляет герой «Котлована» Андрея Платонова.
Все силы души, отлученные от Божьей красоты, Истины, Святости, не знающие слова «добродетель», предающиеся злу, не верящие ни во что, все эти силы приходят в расстройство, становятся негодными.
Вот почему вера должна быть частью нашей жизни.
Когда мы говорим о вере, мы неизбежно приходим к вопросу осмысления существования Бога. И здесь я хотела бы обратиться к высказываниям известных всему миру людей.
Макс Планк. Немецкий физик-теоретик, основатель квантовой механики.
«Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога».[4]
Луи Пастер. Французский микробиолог и химик, основатель современной микробиологии и иммунологии.
«Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам ученых-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя».[4]
Александр Пушкин
«…Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать.., потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же. Как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать Библию вместе со мною…» [6, с.470]
Русский философ Иван Ильин сказал:
«Жить на свете – значит, выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую он верит. Все люди верят: и образованные, и необразованные, и умные, и глупые, и сильные, и слабые. Одни сознают, что они верят, другие верят, не сознавая этого. Одни знают и то, что они верят, и то, во что они верят, а может быть и то, на каком основании они верят.
Но вера всегда остается первичной силой человеческой жизни – совершенно независимо от того, понимают люди это или нет».[3, с.130]
Если мы продолжим мысль Ильина и спроецируем его слова на сегодняшних наших детей, то перед нами неизбежно встанет вопрос: а во что верят наши дети? Поколение их родителей, воспитанное на советских материалистических воззрениях и беспределе 90-ых… Какую веру и веру во что прививает оно своим чадам? На этот вопрос не ответить одним словом. Но мы видим результаты такого воспитания, они налицо.
Свято место пусто не бывает! Так гласит русская пословица. Место христианских ценностей в душах наших детей займут другие. Только вот к чему это приведет?
Давайте обратимся к словам великого педагога К.Д.Ушинского.
О значении христианства в жизни человека.
«Христианская идея выведена из глубокого понимания души человеческой и ее законов. Такого глубокого понимания души и ее свойств мы не встречаем нигде больше: ни в философско-религиозных системах Востока, ни в философских системах классического дохристианского Запада».[1, с.256]
О значении христианства в деле воспитания.
«Все, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, воспитанию остается только прежде всего и в основу всего вкоренить истины христианства».[1,с.257]
Сегодняшний процесс воспитания в школе мы с полной уверенностью можем назвать материалистическим. Давайте посмотрим, что говорил Ушинский о материалистическом воспитании.
Ушинский о материалистическом воспитании.
«Каждый, кто принимается за дело воспитания, прежде, чем сеять в душах детей семена материалистических воззрений, должен посмотреть на плоды, которые могут вырасти из этих семян: оправдание деспотической власти одного человека над другим, презрение к человеческой личности, равнодушие к праву и правде, полная бесправность отношений, уважение к одной силе, жестокость, словом, все те страшные явления, которые мы замечаем в обществах дикарей и разбойников».[1,с.257]
О педагогике в свете христианства.
«Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод, деятельность без цели и без результата впереди».[1,с.258]
Нельзя не согласиться с этими словами. Ведь во все времена все народы проявляли особую заботу о духовно-нравственном воспитании своих детей – будущего семьи, нации, государства. В настоящее время эта проблема исключительно актуальна для нашего общества. Долгие десятилетия воинствующего атеизма, отрицающего духовную основу нравственного поведения человека, привели к искажению смысла понятия «духовность», подорвали нравственные устои семьи, создали фундамент для развития безнравственности в обществе, которая, в свою очередь, активно культивируется средствами массовой информации. В существующих условиях дети и молодежь теряют нравственные ориентиры, не умеют отличать добро от зла, красоту от безобразия, высокие человеческие чувства от низменных. Чтобы активно противостоять этим негативным явлениям, необходимо возрождать и развивать духовные традиции нашего народа, восстанавливать духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения.
Если уяснять сущность православной культуры, то следует учитывать следующее: именно православие является историеобразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни нашего народа. Именно православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя.
За многие века своего существования православие накопило колоссальный эстетический материал. Православная культура –это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева, и фрески Дионисия. Это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая музыку и поэзию.
Одним из самых актуальных обстоятельств, характеризующих православную культуру, является то, что вся она была и остается духовно, нравственно, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш прагматичный век.
Итак, в самом начале был 5-ый класс. И вот я на уроке литературы. Читаем мы Алексея Толстого. Отрывок из повести «Детство Никиты». После прочтения, пересказа, анализа предлагаю написать детям творческую работу «Как отмечают новогодние праздники у меня в семье». Сдали они свои небольшие рассказы, я прочитала и ужаснулась.
Почему ставим елку, не знает никто. Новый год и Рождество Христово связал только один ученик. Подарки под елку и дары волхвов… Никто не знает. Почему звезда на елке (какая звезда, ее уже нет, есть «верхушка»).
Дети наши не знают ни-че-го о христианстве! В большинстве своем! То, что для нас естественно, для них грамота китайская. И как с ними изучать русскую литературу? Она выросла на христианстве, стоит на христианстве. Пропитана христианством.
Как объяснить детям, зачем ехал Илья Муромец к обеденке в Муром? И какая-такая это обеденка? Один ученик сказал: обед праздничный.
А почему Маша Троекурова просит Дубровского: «Пустите нас». Не «меня пустите», как, кстати, в черновике было написано сразу. А потом писатель зачеркивает и поправляет «пустите нас». «Поздно, я обвенчана» Это почему поздно. Она ж его не любит. «Точно, Верейского она не любит»,- говорят дети.
А Алена Дмитриевна, которую Кирибеевич поцеловал да обнял? Муж ее, Калашников, опричника на смертный бой вызывает. У детей опять глаза круглые… За что? За один поцелуй?! (дети наши сегодняшние в большинстве ведь на сериалах воспитаны)
Ребенок, который не знает основ христианской культуры, не поймет или понять ему будет очень непросто, что черт у Гоголя – не метафора, не сказочный герой, а реальное духовное бесплотное существо, против которого Вакула борется сознательно. И побеждает его, кстати, крестным знамением.
И тем более не будут читать дети «Отцов и детей». Да им спор Базарова и Кирсанова «до лампочки», потому что они не понимают, ЧТО Базаров отрицал, и во что это вылилось в 1917г.
Наши дети не умеют и не привыкли смотреть внутрь себя, оценивать себя со стороны критически. А ведь христианство учит этому. В школе же учат быть креативным, свободным и независимым.
Коренной же мыслью христианской педагогики является следующая: если мы воспитываем детей для Бога, то мы освещаем и земную жизнь.
«Цель воспитания есть та же, как и цель жизни человеческой. Сама жизнь здешняя не иное что, как воспитание для будущей; а вся будущая – не иное что, как бесконечное воспитание для Бога», – пишет В. А. Жуковский. [2, с.25]
Уроки русской литературы. Их воспитательную значимость трудно переоценить.
В четвертом веке Тертуллиан высказал замечательную мысль: душа любого человека уже по природе своей – христианка. Любой человек тоскует по Истине. Если даже он и живет по лжи, то ощущение Абсолютной Истины все равно не исчезает и нет-нет да и прорывается в человеке. В своем временном поведении человек может быть весьма далек от Истины, но природа его все равно остается христианской.
Так и русская литература. Она тоже по природе своей христианская. Хотя в реальности она этот принцип очень часто искажает. «Стремиться к небу должен гений», – пишет Пушкин в «Египетских ночах». «Русская литература ищет истину. Истина находится в Евангелии. Нельзя изучать литературу, игнорируя Евангелие. А вот Евангелие вполне обходится без литературы. Вера без культуры обойтись может, а вот культура без веры неизбежно погибает»[5, с.38]
Ни одному из учеников не нравится старуха из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Но многие из нас в жизни живут по законам этой старухи и смеются над стариком. Зачем же Пушкину понадобилось писать сказку? Разве он не знал, как живут люди? Знал. Но оставил для нас Евангельский критерий. И вся русская классика такая же. Разве мало среди нас Чичиковых разного масштаба? Зачем понадобилось Гоголю рисовать своего героя? Да потому что его интересует искажение Идеала. «Все книги наших великих классиков с одной целью написаны: чтобы читатели стали христианами» [5, с.33].
Литературу невозможно оторвать от процесса формирования духовно- нравственной личности. Из всех предметов школьного цикла она является главным помощником в этом нелегком деле.
Использование потенциала православной культуры дает возможность учителю и классному руководителю решать следующие образовательные и воспитательные задачи:
Изучение праздников и традиций годового календарного круга, образующих систему духовных ценностей и ориентиров жизни человека, семьи, общества.
Культурное и интеллектуальное развитие учащихся при усвоении нравственных норм и правил, выработанных на протяжении многовековой истории христианства на Беларуси.
Формирование потребности здорового образа жизни и умения с пользой для себя и близких проводить свободное время и праздничные дни.
Воспитание патриотических чувств, любви к традициям своего народа.
На протяжении трех лет в классе, в котором я являюсь классным руководителем, действовал кружок «Православные праздники и традиции».
Работа кружка дополнялась подготовкой и проведением паломнических поездок, экскурсий, а также исследовательской работой по изучению истории родного края.
Проведение паломнических поездок и экскурсий:
1.Участие в республиканской выездной конференции «Духовно-нравственное воспитание средствами православного краеведения».
2. Участие в республиканской научно-практической конференции «Православные святыни белорусского народа».
3. Участие в международной научно-практической конференции «Истоки духовной силы Н.В. Гоголя».
4.Экскурсионно- паломническая поездка в г.Туров.
5.Экскурсионная поездка в г.Могилев.
6.Экскурсионно – паломническая поездкав г. Полоцк.
Какова польза от участия в такихмероприятиях?
Польза огромная. Дети узнают смысл христианских праздников и знакомятся с традициями родного края на кружковых занятиях, а затем в паломнических поездках через беседы с живыми людьми.
Вот обычай ставить обетные кресты, описанный местными жителями. Это в Брестской области. Старожилы рассказали, что, по преданию, на этом месте маленькая девочка-сирота пасла коров. Целый день шел дождь, и ребенок стал молиться Заступнице Небесной о защите. И вот на этом месте в одночасье выросла дикая груша, под которой сирота и смогла спрятаться от непогоды. После чего она дала обет уйти в монастырь. Предание имеет реальное продолжение в наши дни. Когда образовывались колхозы, председатель приказал дерево выкорчевывать, дескать, земля колхозная, пахать надо, а религия,как известно, опиум для народа. Грушу выкорчевали с корнем гусеничным трактором, но… она выросла вновь. С тех пор и стали появляться здесь обетные кресты. Их ставят люди и дают при этом обет Богу. Кто-то – бросить пить, кто-то – не ругаться с соседом, ну и т. д.
Вот храм на территории Брестской крепости, храм, сохранившийся вопреки всякой здравой логике, потому что все вы знаете, что там происходило во время войны, сколько бомбежек пережила крепость…. Храм уцелел. Если присмотреться, видны своды, покалеченные, изуродованные, со следами пуль и артиллерийского обстрела. В беседе настоятель говорил, что их так и оставят, реставрировать не будут… В храме изумительно красивое паникадило, подаренное Леонидом Кучмой в бытность его президентом.
А вот икона Божьей матери в одном из деревенских православных храмов в Брестской области. Явственно чувствуются католические мотивы, а внизу вы можете видеть надпись. Это день, в который эту деревню должны были сжечь. За связь жителей с партизанами. Всех согнали и заперли в большом сарае. Ждали прилета офицера, который руководил операцией. А жители в это время стали молиться о спасении, просить Божью Матерь о помощи. В сарае. Все вместе. Офицер прилетел и отдал неожиданный приказ: акцию отменить, всех отпустить. Икона была подарена храму сравнительно недавно, в 80-ые, когда рухнула стена между Востоком и Западом. Привез ее из Германии на Полесье, в маленькую деревню, тот самый офицер. Он выжил, хотя за невыполнение приказа его разжаловали и отправили рядовым на фронт. Так вот этот офицер рассказал, что, когда он летел в самолете, в иллюминаторе вдруг увидел Деву необычайной красоты и услышал голос, который повелел ему огня не разжигать. Прошло около 40 лет. Икону с изображением этой Девы и привез офицер в храм, когда это стало возможным. А жители еще сразу после войны стали отмечать этот день, как день рождения всей деревни. В храме правится служба, потом накрываются столы, в этот день приезжают родные и близкие, чтобы еще раз помолиться и чтобы не забыть.
Вот кресты в Турове, растущие из земли. Живое свидетельство силы Божьей.
Чего больше в таких путешествиях-занятиях? Патриотического воспитания? Духовного? Нравственного? Сложно определить. Здесь все вместе: и нравственность, и духовность, и патриотизм. И земное, и небесное. Наверное, цель таких поездок: через земное научиться видеть небесное.
Конечно, потом будет классный час. И появляется желание узнать родной город глубже. Краеведческий музей, местный архив, беседы с мамами, папами, бабушками и дедушками. Наши истоки. Откуда мы? Что значил храм в жизни наших предков? Слуцкий пояс, Анастасия Слуцкая, Святая Праведная Княгиня София Слуцкая и Слуцкое Евангелие. Оказывается, нам есть что помнить!
Отдельно нужно остановиться на возможности проведения целого ряда классных часов, которые можно объединить под названием «Наши традиции». Обычно класс можно разделить на три группы. Осмысление наших традиций на трех уровнях: 1. Христианская история праздника; 2.Традиция празднования на Слутчине; 3. Попытка философского обобщения.
Например, Радоница. 1 уровень. Христианские истоки праздника. Донести пасхальную радость умершим. 2 уровень. Традиции празднования в Беларуси, конкретно, на Слутчине. Почему идем на кладбище, почему служим панихиду. Возможность собраться всем родным. 3 уровень. Радоница – это радость и память рода.
А вот праздник Крещения Господня. 1 уровень. Истоки праздника. 2 уровень. Крещенская вода, окропление водою жилища, обычай ставить кресты на Случчине. 3 уровень. Что значит «нести свой крест». Интересно отметить, что при попытке философского обобщения дети используют фотографии из паломнических поездок и создают своеобразные видеоролики на заданную тему.
Естественно, что постепенно, шаг за шагом происходит накопление информации. Тогда возникает необходимость поделиться ею. И вот мы уже участвуем и побеждаем в конкурсе «Описание народных праздников и обрядов своей местности».
Далее будет конкурс «С объективом в природу». Девизом в работе послужат слова М. Ломоносова о том, что природа-это вторая Библия. Получится великолепный фотоальбом.
Отдельно необходимо остановиться на такой форме работы как беседы со священником. Обычно они проходят на базе Слуцкой городской библиотеки. Беседы тематические (о совести, о значении семьи в нашей жизни, о христианских добродетелях). Беседы, приуроченные к таким праздникам как Рождество Христово, Пасха, Радоница, Покров Пресвятой Богородицы. Это неправда, что наши дети ничем не интересуются, что они растут потребителями. Это мы, взрослые, делаем их потребителями, если лишаем духовной составляющей жизни.
От духовного состояния человека, его нравственного поведения зависит то, станет ли он личностью, ориентированной на такие ценности как милосердие, сострадание, терпимость, забота, целомудрие, Любовь, уважение. На протяжении последних десятилетий атеистическая позиция педагогики привела к тому, что духовная основа нравственного поведения либо игнорировалась, либо отрицалась. В современном обществе понятие «духовность» зачастую трактуется поверхностно или превратно, что существенно осложняет решение основной задачи школы – воспитать личность, готовую к человеческому общежитию, делающую в самостоятельной жизни правильный нравственный выбор. В связи с этим актуальным для педагогов в настоящее время является переосмысление теоретических основ и практических методов духовно-нравственного воспитания учащихся с позиции традиционных народных принципов нравственности, основанных на незыблемых христианских православных ценностях.
«Современный мир переживает глубокий кризис – религиозный, духовный, и национальный. Из него необходимо найти выход. Этот выход надо каждому из нас найти прежде всего в самом себе, творчески создать его, убедиться и удостовериться в его верности. И только потом можно будет указать его другим. Надо самому начать быть по-новому. Обновленные люди, одолевающие соблазн, найдут друг друга. Найдя, они заткут новую ткань духовного бытия. Это единственный путь. Иного нет». [3, 126-127]
Список литературы
1.Воспитание здорового ребенка. Хрестоматия в двух частях. – М.: Паломник, 2004.
2.Жуковский В.А.Полное собрание сочинений в 12т. Т.11. СПб, 1902.
3.Ильин И.А.Почему мы верим в Россию. – М.:Эксмо, 2006.
4.Интернет-ресурсы: – http: // gool – is – real, n.
5.Лобастов Н.А. Записки сельского учителя. – М.: РОССПЭН, 2013.
6.Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10т. Изд.3-е. – М.: Наука, 1964.
Основы духовного образования
Содержание
|
стр. Ix
ПРЕДИСЛОВИЕ
Развитие человеческого духа – предмет, который вызывает огромный интерес у религиозных ученых, педагогов и родителей на протяжении бесчисленных веков. Фактически, одна из основных целей явления Явителей Бога – способствовать духовному развитию человечества.
Писания бахаи утверждают, что духовное образование лежит в основе образовательного процесса, ведущего к возвышению и преобразованию человеческого духа.Духовное образование и обучение детей способствует реализации присущего им духовного потенциала, развитию их духовных способностей и проявлению духовных способностей в их жизни. Духовное образование – незаменимая основа для всего остального обучения; это причина как индивидуального, так и коллективного прогресса в обществе.
Фонды духовного образования предлагает подборку отрывков из писаний бахаи о духовном образовании для тех, кто интересуется развитием программ духовного образования для детей.Его публикация является частью основной учебной программы Национального духовного собрания бахаи Соединенных Штатов. Его цель – помочь ученым-бахаи, учителям, родителям и учреждениям – индивидуально или коллективно – изучать писания бахаи о духовном образовании.
При разработке Основной учебной программы Национальная целевая группа по образованию бахаи учитывала важность удовлетворения разнообразных потребностей в духовном образовании внутри общины бахаи.По этой причине презентация исследования писаний бахаи в поддержку разработки программы духовного образования была разделена на три отдельные части:
- Часть 1, «Сборник Писаний бахаи по духовному образованию», содержит отрывки из писаний бахаи, относящиеся к духовному воспитанию детей и связанным темам. Часть 1 будет полезна для углубления и изучения, поскольку она представляет всеобъемлющие принципы и характеристики духовного образования, которые должны направлять работу образования бахаи.
- Часть 2, «Основы духовного образования: основной учебный план» объединяет выдержки из Части 1 в предварительную основу духовного образования.
стр. X
- образование экстраполировано Национальной целевой группой бахаи по образованию. Эта часть будет особенно полезной для тренеров и учителей, участвующих в разработке и внедрении Основного учебного плана. В нем собраны отрывки из Части 1, чтобы поддержать философию, принципы и характеристики духовного образования, как указано в Основном учебном курсе для учителей, программах поддержки родителей и в буклетах учебного плана 6-12, всех программах, предлагаемых в Национальном учебном заведении. Центр подготовки учителей в школе бахаи Лоуэлен.Включены краткие введения по каждой из тем, а также краткое изложение концепций, представленных в отрывках.
- Часть 3, «Краткое изложение отличительных принципов и характеристик духовного образования», в краткой форме определяет сущность и процессы духовного образования, предлагаемые писаниями бахаи. Он может служить либо кратким обзором, либо указателем диапазона и содержания духовного образования и может служить руководством при разработке учебных программ и методик.
Каким бы образом бахаи ни начали изучать руководство, данное в писаниях Бахауллы, Баба, Абдул-Баха, Шоги Эффенди и Всемирного Дома Справедливости, мы надеемся, что этот сборник будет поощрять и помогать им в углублении и участии в их собственных исследованиях и экстраполяции писаний бахаи о духовном образовании. Такие поиски и размышления будут способствовать развитию и разработке новых моделей общественной жизни, планирования образования и повышения квалификации учителей.Он создаст новые учебные программы, новые стратегии обучения и мероприятия, которые позволят детям понять реальность религии, достичь более высоких уровней духовного совершенства и внести более значительный вклад в «постоянно развивающуюся цивилизацию». 1
- 1. Бахаулла, Сборник писаний Бахауллы , стр. 215.
стр. Xi
БЛАГОДАРНОСТИ
Основы духовного образования: исследование Писаний бахаи представляет собой важный шаг вперед в развитии мышления национального сообщества бахаи в отношении образования и воспитания детей.Это исследование священных писаний послужило толчком для основной учебной программы, систематического процесса, с помощью которого сообщества сосредотачивают свои усилия на развитии ребенка и расовом единстве, родители получают понимание и опыт в задаче воспитания детей, учителя принимают на себя должное положение и роль руководства для наших детей, и, что наиболее важно, дети учатся и получают поддержку в их духовном росте.
Национальное Духовное Собрание благодарно за вклад и приверженность, в течение многих лет самоотверженных усилий, членам Национальной Целевой Группы Бахаи, работа которых включает этот том: Саба Айман-Нолли, Энн Бренеман, Барбара Джонсон, Терри Кнайслер, Джон Смит, Леонард Смит и Ирен Таафаки.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ СОБРАНИЕ БАХАНОВ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
стр. Xii
стр.1
ЧАСТЬ 1
СОБРАНИЕ ПИСАНИЙ БАХАИ О ДУХОВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
стр.2
Божественное образование – это образование Царства Божьего: оно состоит в приобретении божественных совершенств, и это истинное образование; ибо в этом состоянии человек становится средоточием божественных благословений, проявлением слов: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему».«Это цель человечества.
– Абдул-Баха
стр.3
ВВЕДЕНИЕ
- Вы попросили его [Шоги Эффенди] дать подробную информацию об образовательной программе бахаи; пока не существует такой вещи, как учебная программа бахаи, и нет публикаций бахаи, посвященных исключительно этому предмету, поскольку учения Бахауллы и Абдул-Баха не содержат определенного и подробная система образования, но просто предлагает определенные основные принципы и излагает ряд идеалов обучения, которыми должны руководствоваться будущие педагоги-бахаи в их усилиях по формулированию адекватной учебной программы, которая полностью соответствовала бы духу Учения бахаи. , и, таким образом, отвечал бы требованиям и потребностям современности.
- Эти основные принципы изложены в священных писаниях Дела, и их следует внимательно изучать и постепенно включать в различные программы колледжей и университетов. Но задача формулирования системы образования, которая была бы официально признана Делом и применялась бы как таковая во всем мире бахаи, – это та задача, за которую современное поколение верующих, очевидно, не может взяться, и которую необходимо постепенно выполнять. Ученые-бахаи и педагоги будущего. 1
Выдержки, включенные в Часть 1, взяты из писаний и высказываний Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди и Всемирного Дома Справедливости. Отрывки были отобраны с учетом их важности для духовного образования детей в семье и общине бахаи. Эти отрывки не составляют всего руководства, которое можно найти в писаниях, касающихся предмета духовного образования; однако они обеспечивают начальный ресурс и основу для текущих исследований и разработок в направлении системы духовного образования бахаи и педагогики бахаи.
- 1. От имени Шоги Эффенди, в Bahá’í Education , pp. 55-56, no. 139 [Цифровое изд. примечание – нет. 121]
стр. 4
В настоящее время тщательное изучение писаний о духовном образовании и формулировка результирующих «идеалов обучения» – это то, что необходимо «для того, чтобы сформулировать адекватную учебную программу», чтобы «отвечать требованиям и потребностям современной эпохи». 2 Развитие принципов духовного образования в Части 2 представляет собой шаг к цели достижения глубокого понимания видения бахаи одухотворенного человечества.Он также представляет собой попытку понять роль образования и попытку улучшить процесс, посредством которого оно способствует преобразованию общества.
Учреждения бахаи, учителя, семьи и общины, желающие установить соответствующую программу образования для детей, могут счесть полезным начать с изучения отрывков из следующих писаний. Выдержки сгруппированы по пяти категориям для удобства. Однако их применимость не ограничивается категорией, к которой они были отнесены, и многие выдержки повторяются, когда они имеют особое отношение к более чем одной категории.Пять категорий включают
- A. Сущность, цель и результаты духовного воспитания
- Б. Духовная реальность ребенка
- C. Содержание духовного образования
- Знание 3
- Мудрость 4
- Духовное восприятие 5
- Красочная речь 6
- 2. Shoghi Effendi, p. 2056, нет. 139. [Цифровое изд. примечание – нет. 121]
- 3. Знание определяется как глубокое знание информации и фактов; запоминание и вспоминание ранее изученного материала.
- 4. Мудрость определяется как истинное понимание и проницательность; открытие на опыте значения информации и фактов. Мудрость приобретается через опыт, консультации, размышления, вдохновение и развивающееся понимание духовной истины.
- 5. Духовное восприятие определяется как проницательное внутреннее видение и использование точки зрения бахаи; открытие цели и смысла; применение духовных ценностей, принципов и законов бахаи к расширяющемуся сознанию человека в вопросах и проблемах. Как таковая, она включает в себя способность искать связи, анализировать, оценивать и применять – используя законы, принципы и ценности бахаи в качестве стандарта проницательности.
- 6. Красноречивая речь определяется как способность ясно и всесторонне сформулировать знания, понимание и убеждения.Для целей ядра
стр. 5
- D. Процесс духовного воспитания
- Этапы погашения
- Индивидуальные возможности, возможности и интересы
- Обучающие методы
- Инструменты обучения
- Организация, оценка и методы дисциплины
- E. Роли и обязанности
- Учебный план, определение красноречивой речи выходит за рамки вербализации и включает все виды поведения, которые отражают усвоение учений Бахауллы.Это включает интеграцию и синтез обучения в активное выражение знаний, мудрости и духовного восприятия. Красноречие – это стремление жить жизнью бахаи и служить человечеству.
стр. 6
A. ПРИРОДА, ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мы постановили, о люди, что высшим и последним концом всего обучения должно быть признание Того, Кто есть Объект всякого знания. . . .
– Бахаулла, Сборник писаний Бахауллы , стр.199
Пророки и Посланники Бога были ниспосланы с единственной целью – направить человечество на прямой Путь Истины. Цель, лежащая в основе Их откровения, состояла в том, чтобы обучить всех людей, чтобы в час смерти они могли взойти в предельной чистоте и святости и с абсолютной непривязанностью к престолу Всевышнего.
– Бахаулла, Сборник писаний Бахауллы , стр. 156-57
Ты написал как детям: с самого начала дети должны получать божественное образование и постоянно напоминать о том, что они должны помнить своего Бога.Пусть любовь Бога пронизывает их самое сокровенное существо, смешиваясь с молоком их матери.
– Абдул-Баха, Избранные из Писаний Абдул-Баха , стр. 127
О верный друг! В школе Бога читайте уроки духа и узнавайте от Учителя любви сокровенные истины. Найдите секреты Небес и расскажите о всепоглощающей благодати и милости Бога.
Хотя приобретение наук и искусств – величайшая слава человечества, это возможно только при условии, что человеческая река впадает в могучее море и черпает из древнего источника Бога Его вдохновение.Когда это происходит, каждый учитель становится безбрежным океаном, каждый ученик – расточительным источником знаний. Итак, если погоня за знанием ведет к красоте Того, Кто есть Объект всех Знаний, как прекрасна эта цель; но если нет, то простая капля, возможно, отключит человека от наводнения благодати, потому что с познанием приходят высокомерие и гордыня, и это приводит к ошибке и безразличию к Богу.
Сегодняшние науки – мосты к реальности; если тогда они не приведут к реальности, останется только бесплодная иллюзия.Клянусь единым истинным Богом! Если обучение не является средством доступа к Нему, Самому Явному, это не что иное, как очевидная потеря.
Тебе надлежит овладеть различными отраслями знания и обратить свое лицо к красоте Явной Красоты, чтобы ты мог быть знаком спасительного руководства среди народов мира и средоточием всего мира. понимание в этой сфере, от которого не допускаются мудрые и их мудрость, за исключением тех, кто ступил в Царство Светов и узнал о завуалированной и скрытой тайне, хорошо охраняемой тайне.– Абдул-Баха, Избранные из Писаний Абдул-Баха , стр. 110
Воспитание и воспитание детей являются одними из самых достойных дел человечества и привлекают благодать и благосклонность Всемилостивого, поскольку образование является неотъемлемой основой всего человеческого совершенства и позволяет человеку пробиваться к вершинам вечная слава. Если ребенка воспитывать с младенчества, он, благодаря любящей заботе Святого Садовника, будет пить кристально чистые воды духа и знания, как молодое дерево среди бурлящих ручьев.И непременно он соберет к себе яркие лучи Солнца Истины, и благодаря его свету и теплу будет всегда свежим и прекрасным в саду жизни.
– ‘Абдул-Баха, Избранные из Писаний’ Абдул-Баха , стр. 129-30
Они должны отдавать предпочтение характеру и поведению выше наук и искусств. Хорошее поведение и высокие моральные качества должны быть на первом месте, поскольку, если персонаж не обучен, получение знаний окажется только вредным. Знания достойны похвалы, когда они сочетаются с этичным поведением и добродетельным характером; иначе это смертельный яд, страшная опасность.
– Абдул-Баха, в Bahá’í Education , p. 29, нет. 74
Этим детям необходимо хорошо обучать с самого раннего детства. Им необходимо дать систематическое обучение, которое будет способствовать их развитию изо дня в день, чтобы они могли получить более глубокое понимание и расширить их духовную восприимчивость.
– ‘Абдул-Баха, в Мир бахаи , т. IX, стр. 534
Ты должен непременно продолжать эту организованную деятельность [воскресную школу для детей] без перерыва и придавать ей большое значение, чтобы день за днем она могла расти и оживляться дыханием Святого Духа.Если эта деятельность хорошо организована, будьте уверены, что она принесет большие результаты. Однако твердость и стойкость необходимы, иначе это будет продолжаться какое-то время, но позже будет постепенно забыто. Настойчивость – необходимое условие.
– Абдул-Баха, Избранные из Писаний Абдул-Баха , стр. 143-44
Я хочу, чтобы эти дети получили образование бахаи, чтобы они могли развиваться как здесь, так и в Царстве, и радовались твоему сердцу.
стр.8
В будущем мораль выродится до крайней степени. Очень важно, чтобы дети воспитывались в духе бахаи, чтобы они могли обрести счастье как в этом мире, так и в следующем. В противном случае их будут окружать печали и неприятности, поскольку человеческое счастье основано на духовном поведении.
– Абдул-Баха, Избранные из Писаний Абдул-Баха , стр. 127
Образование бывает трех видов: материальное, человеческое и духовное.Материальное образование связано с прогрессом и развитием тела через обретение поддержки, материального комфорта и легкости. Это образование присуще животным и человеку.
Человеческое образование означает цивилизацию и прогресс, то есть правительство, администрацию, благотворительность, ремесла, искусство и ремесла, науки, великие изобретения и открытия, а также сложные институты, которые являются видами деятельности, необходимыми для человека в отличие от животных.
Божественное образование – это образование Царства Божьего: оно состоит в приобретении божественных совершенств, и это истинное образование; ибо в этом состоянии человек становится средоточием божественных благословений, проявлением слов: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему».«Это цель всего человечества.
—’Абдул-Баха, Некоторые ответы на вопросы , стр. 8
Образование бывает разное. Это тренировка и развитие физического тела, обеспечивающее силу и рост. Есть интеллектуальное образование или умственная подготовка, для которых основаны школы и колледжи. Третий вид воспитания – образование духа. Дыханием Святого Духа человек возносится в мир нравственности и озаряется светом божественных посвящений.Моральный мир достигается только сиянием Солнца Реальности и оживляющей жизнью божественного духа. По этой причине в человеческом мире появляются святые Явители Бога. Они приходят, чтобы просвещать и просвещать человечество, даровать духовные способности, ускорять внутреннее восприятие и тем самым украшать реальность человека – человеческий храм – божественной благодатью.
– Абдул-Баха, Провозглашение всеобщего мира , стр. 330
Школы должны сначала обучить детей принципам религии, чтобы Обещание и Угроза, записанные в Книгах Бога, могли удержать их от запретных вещей и украсить их мантией заповедей; но это в такой степени, чтобы это не могло повредить детям, приводя к невежественному фанатизму и фанатизму.
– Бахаулла, Скрижали Бахауллы , стр. 68
стр.9
Обучение в школах должно начинаться с изучения религии. После религиозного обучения и привязки сердца ребенка к любви к Богу
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ▷ испанский перевод
духовное образование formación espiritual
В поисках духовного учителя – изучайте буддизм
Качества духовного учителя
Вы упомянули, что существует много уровней духовных учителей.На какие качества учителя мы должны обращать внимание, когда ищем его?
Да, существует много уровней духовных учителей и разные списки квалификаций. Для каждого последующего уровня учителю необходимы дополнительные квалификации в дополнение к уже полученным на более ранних уровнях. Наиболее важные из них:
- Этическая дисциплина
- Хороший уровень концентрации
- Умиротворение в значительной степени их беспокоящих эмоций
- Большой энтузиазм в обучении и радость от этого
- Больше знаний и опыта в практике Дхармы, чем у нас
- В качестве единственной мотивации искреннее желание помочь студентам проявить любящую доброту, сострадание и т. Д.
- Честность и отсутствие лицемерия, никогда не претендовать на качества, которых у них нет.
Как говорится во многих текстах, найти учителя, обладающего всеми необходимыми качествами, крайне редко. Но хотя бы у человека должны быть какие-то качества из этого списка и больше положительных, чем отрицательных. Самые важные качества – это быть этичным человеком, иметь искреннюю мотивацию помогать другим, иметь больше знаний и опыта, чем у нас, и быть честным в этом. Это действительно очень и очень важно. Человек не должен быть лицемером.
Проверка потенциального учителя
Что касается духовных качеств, которые мы ищем в духовном учителе, одно из них состоит в том, что у них есть правильная мотивация, бодхичитта.Но как мы можем проверить, есть ли у человека бодхичитта, если мы сами еще не развили ее?
Когда мы смотрим на квалификации, термин, который появляется в списках, означает любящую доброту ( brtse-ba ). Этот список обычно используется для наставника, дающего обеты, и он не содержит бодхичитту как квалификацию, потому что он должен быть действителен как для учителей хинаяны, так и для учителей махаяны. В списке квалификаций специально для учителя махаяны, того, кто дает нам обеты бодхисаттвы, очевидно, что этому человеку нужна бодхичитта, это правильно.
Как мы узнаем об этих качествах, если сами не достигли их? Часто используется аналогия: мы не можем увидеть рыбу, плавающую глубоко в воде, но мы можем обнаружить ее присутствие по ряби, которую она вызывает на поверхности. Итак, с точки зрения любящей доброты, действительно ли учитель заинтересован в различных учениках и учениках, а не только в богатых покровителях, особенно в более бедных и обычных? Беспокоятся ли они о своем благополучии и так далее? Или они просто используют их для получения денег, славы, сексуальных услуг и т. Д.? И над чем они работают с точки зрения бодхичитты? Стараются ли они сами стать Буддой? Продолжают ли они ходить на учения? Продолжают ли они проводить ретриты для медитации? Или они просто пытаются стать самым большим, самым известным учителем в большой империи? Действительно ли они работают на благо других? Это то, что нам нужно проверить, например, искать рябь на поверхности озера.
Нам нужно своими глазами увидеть взаимодействие с учителем. Спросите и других об их личном взаимодействии с ним или с ней, а затем оцените – используйте различающую осведомленность.И помните: чтобы оценить чью-то реализацию какого-либо хорошего качества, поищите, какой эффект это должно было оказать на человека. Какого рода трансформация произошла?
Учителя, которые действуют неэтично
Что мне делать, если человек, которого я считал одним из моих учителей более пятнадцати лет, внезапно начинает вести себя странным образом, который я считаю неприемлемым? Следует ли мне использовать такого человека как источник информации и при этом читать, слушать и посещать их лекции? Следует ли мне продолжать считать этого человека одним из моих учителей, в то же время считая некоторые его действия неприемлемыми?
Во многих текстах очень ясно говорится, что если мы вступили в отношения с духовным учителем, возможно, преждевременно, не очень хорошо изучив человека в течение длительного периода времени, а позже мы обнаружим, что у них есть серьезные недостатки, мы сохранять уважение к благам, которые мы могли бы получить от этого учителя, но мы должны сохранять почтительную дистанцию.
В текстах также четко говорится, что на протяжении всех отношений с духовным учителем мы никогда не должны терять различающее осознавание. Если учитель просит нас сделать что-то неэтичное или неподобающее, мы должны сказать «нет», но без гнева или обвинений. В качестве альтернативы мы могли бы сказать: «Вы просили меня сделать что-то неэтичное или необоснованное» – это не должно быть неэтичным, это может быть неразумным – «не могли бы вы объяснить, почему вы так сказали? Что вы думаете об этом? ”
Я расскажу вам о своем личном опыте.Однажды Его Святейшество Далай-лама попросил меня и двух Ринпоче, с которыми я переводил для него небольшие сочинения, перевести Ocean of Infinite Knowledge ( Shes-bya kun-khyab ), эту огромную буддийскую энциклопедию Джамгона Конгтрула. Обратите внимание: несколько лет спустя над этим проектом приступила переводческая группа Калу Ринпоче. Они работали над этим последние, я не знаю, двадцать пять лет, и они до сих пор не завершили его, несмотря на то, что над разными его частями работает множество команд.Когда Его Святейшество прислал нам эту просьбу, мы не просто беспрекословно повиновались, но вместо этого на следующей аудиенции мы очень вежливо попросили Его Святейшество: «Большое спасибо за ваше доверие к нашим переводческим способностям, но этот проект так хорош. огромный, на его завершение, вероятно, уйдет остаток нашей жизни. Не могли бы вы объяснить, что думаете по этому поводу? Почему вы хотите, чтобы мы потратили остаток своей жизни на перевод этой энциклопедии? » Его Святейшество засмеялся и ответил: «Ну, я подумал, что было бы хорошо, если бы это было переведено, но, возможно, вы правы.Оно слишком велико для вас троих. Итак, он освободил нас от этого.
Но есть и другие вещи, которые Его Святейшество просил меня сделать, которые казались невозможными – то, что я часто называю «невыполнимой миссией», – но, используя свое различение, я принял их. Основываясь на предыдущем опыте, я был уверен, что Его Святейшество способен видеть кармические причины и следствия и то, какие связи имеют люди. Приведу пример.
Однажды Его Святейшество спросил меня: «Я хочу, чтобы ты нашел для меня и привез в Дхарамсалу черного суфийского мастера из Западной Африки.«Он был очень конкретным. И это было потрясающе: я действительно смог найти такого мастера практически без всяких усилий. Вскоре после этой аудиенции, когда я был с лекциями по Европе, я встретил немецкого дипломата, который служил в Африке. Я спросил его, знает ли он кого-нибудь, кто подходит под описание. Он сказал: «О, у меня есть хороший друг, потомственный суфийский лидер Гвинеи» – страны в Западной Африке. Я связался с этим человеком, и так случилось, что он собирался в Индию для некоторого аюрведического лечения, и просто так случилось, что оно было закончено именно тогда, когда я вернусь в Индию, и просто так получилось, что он будет в Дели в то же самое время. время, как я был бы.И так получилось, что у него было несколько дополнительных дней, поэтому я мог сопровождать его в Дхарамсалу, чтобы встретиться с Его Святейшеством. Я так и сделал.
Хотя вы могли пошутить и сказать, что это было чистым совпадением, что все так легко получилось, но очевидно, что Его Святейшество был в состоянии знать все кармические причины и так далее, что могло привести к чему-то подобному. Итак, я использовал свое различение, чтобы оценить, что я могу сделать, когда мой духовный учитель попросил меня сделать что-то для него: перевести энциклопедию или найти и привести ему западноафриканского суфийского мастера.Как советовал сам Будда, всегда все проверяйте, как при покупке золота.
.