Разное

Духовно нравственное воспитание учащихся: Программа духовно-нравственного воспитания

Духовно-нравственное воспитание школьников посредством школьных предметов географии и духовного краеведения Подмосковья

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Назрела необходимость создания принципиально нового документа, в котором были бы сформулированы система базовых общенациональных российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структура и содержание программ воспитания и социализации гражданина России.

Таким документом стала Концепция духовно – нравственного развития и воспитания.

Концепция является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В Концепции под духовно-нравственным развитием гражданина России понимается процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок[1,c.

34].

Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. А ведь духовность, нравственность есть базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Обратимся к определению понятия духовности, данному в Толковом словаре С.И. Ожегова: «Духовность это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными»[2,123c].

Таким образом, духовность может быть определена как ощущение и осознание человеком своего единства, своей неразрывной связи со всем окружающим миром.

Духовность включает в себя разум, культуру мышления, уровень и качество знаний, эмоциональное и нравственное развитие. На этом духовность не исчерпывается, так как данное определение подчеркивает в духовном приоритет просветительского, то, что можно достичь образованием[3,58с].

В этом аспекте изучением феномена духовности занимались такие педагоги и психологи, как В.

С. Соловьев, И.А. Ильин, Ш.А. Амонашвили, В.И. Додонов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, Л.А. Степашко, П.В. Симонов, В.Н. Шердаков, В.П. Зинченко и др.

По мнению ученых, духовность включает в себя три начала: познавательное, нравственное и эстетическое.

Условия успешности процесса воспитания духовности включает в себя

  • Культуросообразное целеполагание
  • Личностно-ориентированное образование
  • Гуманитарно-творческое воспитание
  • Субъективно-ориентированную диагностику

Таким образом, предполагается формирование духовно-нравственных ценностей, таких как гражданственность, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, экологические знания, нравственность, гражданская идентичность, семейные ценности, ответственность за общее благополучие.

На основе этих составляющих духовности выстраивается наша система обучения и воспитания, которая учитывает новые образовательные запросы общества, семьи и государства, и соответствует новой цели образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Данная программа воспитания и обучения реализуется на основе взаимодействия учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, родителей, а также при участии общественных организаций: ДК «Цементник», Воскресенский молодежный центр, районная библиотека, ЦВР, музыкальная школа, организация «Боевое братство».

Исходя из методической темы школы, выстраивается название личной методической темы: «Развитие личности ребенка на основе духовно-нравственных ценностей посредством школьных предметов географии и духовного краеведения Подмосковья

».

Цель: формирование духовных ценностей личности посредством предметов географии и ДКП.

Задачи: 1) включение учащихся в активный познавательный процесс

 2) включение учащихся в общественно-значимую деятельность

 3) формирование гражданственности на основе краеведческого материала

Объект: личность учащегося.

Предмет: формирование духовно-нравственных ценностей личности.

Актуальность: гуманизация образования выделяет проблему воспитания духовности как приоритетную. Духовно-нравственное развитие является важнейшим аспектом социализации личности. Современным школьникам для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса необходимо усвоить духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством.

Особую роль в развитии духовно-нравственных ценностей играют учебные предметы школьного образования. Одним из самых оптимальных вариантов интеграции обучения и воспитания является изучение предметов географии и ДКП.

Элементами этой системы являются следующие направления деятельности:

– краеведческое, которое реализуется через предметную деятельность. Изучение географии опирается на широкое использование краеведческого материала. Перед педагогом стоит задача создать образ родного края. В программу изучения курса географии 6, 8 и 9 классов включен региональный компонент. Это отражено в программах и календарно-тематическом планировании. Интересно проходят интегрированные уроки по географии и духовному краеведению Подмосковья. Большим интересом у учеников пользуются нетрадиционные формы обучения, такие как музейные уроки, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, библиотечные уроки, КВН-ы, научно-практические конференции. С удовольствием ребята принимают участие в деловых играх и проектной деятельности. Самыми удачными проектами оказались «Народные промыслы Подмосковья» и проект «Мы путешествуем по свету».

Краеведческое направление также реализуется и через внеурочную деятельность. На базе нашей школы действует кружок от Центра внешкольной работы, который называется «Юный краевед» для учащихся 6-8 классов. Воспитанники кружка с интересом изучают историю родного города. Согласно новому Федеральному Образовательному Стандарту в нашем образовательном учреждении проводятся занятия по внеурочной деятельности. Ученики 1,2,3 классов занимаются по программе «Азбука краеведения» и «Азбука духовности». В школе уже стали традиционными предметные Недели географии, они всегда бывают интегрированными: география – духовное краеведение Подмосковья, география – МХК, география – биология.

-гражданско-патриотическое направление,

которое реализуется в рамках школьного проекта «Живая память», цель – воспитание в каждом ученике гражданина и патриота на основе краеведческого материала истории родного города. Этапами проекта являются:

  •  Сбор материала о земляке-участнике Афганского конфликта – Ю. Шумилине, имя которого носит наша школа.
  • День памяти воина-интернационалиста Юрия Шумилина.
  • Уход за памятником, находящимся на территории школы.
  • Уход за мемориальной доской памяти.

Всегда интересно проходят интегрированные уроки география-история-МХК-литература. В рамках муниципального фестиваля детского и юношеского творчества «Родная Земля» наши ученики приняли участие в конкурсе презентаций «Посети мою малую Родину».

Воспитанники краеведческого кружка заняли призовые места в конкурсе «Жизнь малой Родины через фотообъектив», который проводился ЦВР. Наши ребята принимают участие в митингах памяти, акциях «Салют, Победа» и «Георгиевская ленточка».

-экологическое направление,

которое реализуется посредством элективных курсов для старшеклассников «Экология Воскресенска», традиционными в школе стали экологические уроки, результатом которых являются экологические акции «Мы за экологию», «Земля наш дом».. В рамках интегрированной недели географии – МХК проходил конкурс «Вторая жизнь пластика», выставка газет и плакатов «Спасем планету».

взаимодействие с социумом:

данная система образования и воспитания одобрена родительской общественностью. В школе проходят совместные мероприятия родителей и детей: тематические праздники «Масленица», «Рождественские встречи». Педагоги проводят открытые уроки для родителей. Традиционными стали совместные субботники по благоустройству школы и пришкольной территории.

Для родителей организован лекторий, с беседами на гражданско-патриотические темы.

Школа активно сотрудничает с общественными организациями:

ДК «Цементник», Воскресенский молодежный центр, районная библиотека, ЦВР, музыкальная школа, организация «Боевое братство», музей.

На основании нашего опыта в школе создана программа духовно-нравственного воспитания школьников. Результаты внедрения данной системы отражены на сайте школы, на персональном сайте учителя.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение. 2010.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. : Оникс.2010, 736с.

Степанов Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М. : ТЦ Сфера. 2004.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательно-образовательном процессе

Автор(ы): Кайдалова Светлана Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 22464
Показать PDF версию Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательно-образовательном процессе

Кайдалова Светлана Викторовна
учитель географии МОУ «Отрадненская ООШ»,
Россия, Белгородская область Белгородский район
E-mail: kaidalova. [email protected]

В статье идёт речь о роли гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в формировании личности современного школьника.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, патриотизм, гражданственность.

В условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.

Главной задачей школы является формирование личности, проникнутой духом родной культуры.

Понимая, что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности, гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом. Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родителям. Изучая историю своей родины, своего родного края, ученики не только приобретают знания, они знакомятся с отличительными чертами и характером народов, который формировался на протяжении многих столетий. Патриот — человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание, в настоящее времяот школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся.

Для достижения цели по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:

• изучение истории своего края;

• воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

•развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

• создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Правильное определение цели и задач работы данных направлений помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий: конкурсы сочинений, рисунков, стихотворений, просмотр видеофильмов, экскурсии по родному краю, беседы встречи с интересными людьми.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.

Задача педагогов школы – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у школьников, и тогда вступление в ряды взрослых и отважных граждан, будет происходить по инициативе самих учеников.Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности, а этому способствуют воспитательные мероприятия – День защитников Отечества, День Победы, встречи с ветеранами ВОВ, День народного единства, информационные часы на тему: «Моя малая Родина», «Они защищали нашу землю», акция «Ветеран живёт рядом», уроки мужества, уход за братскими могилами. Так как именно на основе патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность.

Планирование и организация воспитательной работы в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитаниядолжны содействовать развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся. Воспитательная работа будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории России, познакомятся с традициями и обычаями русского народа и народов, которые проживают на территории России, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Россию, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики России, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы и семьи.

Будущее любой страны, любой нации – это подрастающее поколение. В зависимости от того, как воспитывать детей, как готовить их к взрослой жизни, зависит судьба государства и всех в нем живущих.

Список литературы

  1. Галицкая И. А. Понятие «духовно – нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. – 2009. – №10. –с. З6- 46
  2. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-208с.- (Растим патриотов России)
  3. Чадина, К.С. Гражданско-патриотическое воспитание школьников / К.С. Чадина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru . свободный. Загл. с экрана

Духовно-нравственные ценности

Перейти к содержимому

Дом / Мемориальная часовня университета / Духовно-нравственные ценности

ПОДМЕНЮ &nbsp

  • Мемориальная часовня университета
    • Сотрудники
    • Привет от декана
    • Приветственное письмо студента
    • История
    • Духовно-нравственные ценности
    • Капелланские услуги
    • Экуменизм/Межконфессиональность
    • Религиозные услуги
    • События

Университетская мемориальная часовня


Философия университетской мемориальной часовни заключается в том, что образование должно учитывать важность духовных ценностей студента. Признание духовно-нравственных ценностей наполняет жизнь истинно образованного человека. Когда это происходит, дается моральный контекст тому, что человек делает с полученными знаниями. Часовня существует, чтобы дать направление реализации духовных и религиозных ценностей в формировании характера. При таком направлении жизненные решения должным образом обоснованы.

Мемориальная часовня университета существует также как постоянный символ актуальности моральных ценностей в высшем образовании. Таким образом, это признано не только университетом, но и обществом в целом. Его помещения предоставляют пространство для различных мероприятий для студентов, преподавателей, а также для различных организаций и частных лиц в районе Балтимора.

  • Мемориальная часовня университета
    • Сотрудники
    • Привет от декана
    • Приветственное письмо студента
    • История
    • Духовно-нравственные ценности
    • Капелланские услуги
    • Экуменизм/Межконфессиональность
    • Религиозные услуги
    • События

Духовное, нравственное, социальное и культурное воспитание

Духовное, нравственное, социальное и культурное (ДУМК) образование – это развитие человека в целом.
По мере того, как учащиеся проходят обучение в школе Highbury Fields, мы стремимся развивать не только их академические стандарты и уровни успеваемости, но и их духовное, моральное, социальное и культурное сознание. Это позволяет каждому из наших учеников сформировать свою собственную сильную идентичность, чувство места и цели и дает им уверенность в том, чтобы задавать вопросы и узнавать, кто они в мире. Это также готовит их к встрече с захватывающими проблемами, которые ждут их впереди в жизни. Пожалуйста, смотрите ниже, чтобы узнать, как обучение SMSC предлагается в Highbury Fields.

Духовный

• Мы даем учащимся возможность изучить ценности и убеждения, включая религиозные убеждения и то, как они влияют на жизнь людей.

• Мы даем учащимся возможность понять человеческие чувства и эмоции, то, как они влияют на людей, и как их понимание может быть полезным.

• Мы призываем учащихся соотносить свое обучение с более широкой системой отсчета, например: задавать вопросы «почему?», «как?» и «где?», а также «что?».

Мораль

• Мы предоставляем четкий моральный кодекс в качестве основы для поведения, который последовательно продвигается во всех аспектах школы.

• Мы продвигаем меры по предотвращению дискриминации по признаку расы, религии, пола, сексуальной ориентации, возраста и других критериев.

• Мы призываем учащихся брать на себя ответственность за свои действия, например: уважение собственности, забота об окружающей среде и разработка кодексов поведения.

• Мы предоставляем модели моральной добродетели через литературу, гуманитарные науки, науки, искусство и собрания.

Социальные

• Мы развиваем чувство общности с общими, инклюзивными ценностями, которые гарантируют, что каждый, независимо от этнического происхождения, национальности, пола, способностей, сексуальной ориентации и религии, может процветать.

• Мы помогаем учащимся развивать личные качества, которые ценятся в обществе, например: внимательность, честность, уважение к различиям, моральные принципы, независимость, взаимозависимость и самоуважение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *