Разное

Духовно нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы: Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности | Материал на тему:

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности | Материал на тему:

 «Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности»

 

  Проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовно-нравственной сферы в цикл гуманитарных дисциплин является приоритетным направлением в развитии и воспитании школьников в отечественной педагогике.

  Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Национальная доктрина образования Российской Федерации, определяющая стратегические цели и задачи воспитания и обучения до 2025 года, нацеливает систему образования на преодоление духовного кризиса, создание условий для воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности.

  Категория «духовно-нравственное развитие» в девятой статье закона «Об образовании» определяет иерархическую структуру результатов образования. Образовательные программы, которые надлежит освоить обучающемуся, должны обеспечить: во-первых, духовно-нравственное развитие, во-вторых, воспитание, в третьих, качество подготовки обучающихся. Такая формулировка предписанных результатов деятельности образовательных систем содержит в себе целых ряд предпосылок и задает новую методологию образования.

  Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования, ключевое требование ФГОС. В педагогике до недавнего времени духовно-нравственное воспитание сводилось к воспитанию патриотизма, интернационализма, трудолюбия, коллективизма, дисциплины, атеизма, честности, правдивости. Другими словами, философской основой педагогических технологий являлось диалектико-материалистическое философское направление.

  На формирование ребенка в целостную личность должны быть направлены усилия всего учебно-воспитательного процесса, то есть необходима такая же целостная программа воспитательного влияния, охватывающая не только сугубо воспитательные мероприятия, но и урочную деятельность, так как школа – это, прежде всего, уроки. Воспитательные мероприятия по своему характеру эпизодичны, проводятся в соответствии с планом работы школы и охватывают далеко не всех детей, а наиболее активных. Таким образом, именно обучение должно быть могущественным органом воспитания. 

  Принцип всестороннего развития личности ориентирует на такую постановку обучения, чтобы оно способствовало формированию основ мировоззрения, морали, развитию мышления, воли, характера, духовных потребностей, способностей учащихся. Как правильно относиться к богатству? Что такое счастье? В чем смысл жизни? Что такое нравственность и безнравственность? Что считать грехом? Над такими вопросами рано или поздно размышляет каждый человек. И чем раньше сформируется его мировоззрение, тем крепче будет «его самостоянье».

  Воспитание духовных ценностей на уроках русского языка и литературы напрямую связано с использованием метапредметного подхода, так как способствует более глубокому постижению смысла многих нравственных понятий.

  Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Использование метапредметной технологии на уроках литературы, русского языка направлено, прежде всего, на формирование мировоззрения детей.


 На уроках литературы каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Говоря о духовном становлении молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру.. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.

  В работе учителя гуманитарных предметов не последнее место занимают литературные дискуссии, они весьма ценны в гражданском воспитании. Уроки –дискуссии особенно эффективны в старших классах. Изучая творчество А.Ахматовой, А.Т.Твардовского, А.И.Солженицына, звучит слово о национальной и человеческой ответственности, о печальном опыте тоталитаризма, о несправедливости и лжи, об исторической памяти. Дискуссии развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия…

  Большое значение в становлении ребенка как личности играют уроки доброты, ведь «с доброты человек начинается…». Живой отклик получают уроки, на которых школьники знакомятся с необыкновенными историями любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских», в «Алых парусах» Александра Грина, в «Гранатовом браслете» Александра Куприна. На таких уроках главная воспитательная цель – развивать нравственное отношение к жизненным ценностям – любви, преданности, верности, семье.

  Проблема воспитания духовной личности в образовательном процессе порождает необходимость реализации межпредметных связей. Нельзя не согласиться, что интеграция – средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Она является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определённые наблюдения, выводы учащихся по предметам. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Использование интеграции на уроках русского языка и литературы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию не только интеллектуально развитых учащихся, обладающих целостным мировоззрением, способных к анализу, синтезу, но и, благодаря богатой по содержанию программе литературы, реализовать воспитательную задачу по формированию духовно-нравственной личности.

Большие воспитательные и познавательные возможности несет интеграция духовного компонента в русский язык: формирует культуроведческую компетенцию — осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширяет знания о взаимосвязи развития языка и истории народа, способствует формированию национального самосознания.

Обращение к истокам языка у учащихся всегда вызывает интерес и делает язык живым, во всех смыслах говорящим, если мы, например, расскажем о том, что в житии святых Кирилла и Мефодия славяне названы «простой чадью».  “Простая” – значит ясная, прямая, не лукавая, не искривленная, не искаженная. И у этой “простой чади” был и язык такой. Следы этого слова дети без труда увидят в таких словах, как чадо, чадушко, домочадцы. Слова обогащаются новым смыслом.

  На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Помогают в этом размышление над словом, его анализ. Примером может служить исследовательская работа «Энциклопедия одного слова», в которой учащиеся проследят  этимологию слова, его лексическое значение, употребление  в устном народном творчестве. Такое размышление над словом духовно обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа.

  Следует акцентировать внимание на том, что каждый образованный человек должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Говоря о богатстве и красоте русского языка, можно вспомнить слова К.Г.Паустовского: «Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык…» Помогают увидеть красоту языка изобразительно-выразительные средства, а передать свои мысли, впечатления, затруднения учащиеся могут в синквейнах.

  Обращение к этимологии слова помогает понять глубже художественное произведение и его нравственный, духовный смысл. Что означает слово «счастье»? Исходя из этимологии этого слова, счастье человека состоит в том, что он живет не один. «Счастье» – то есть «соучастие» в другой жизни. «Я часть тебя, а ты – часть меня. Мы – со-части друг друга». Человек, который никого не любит, – это бесконечно одинокий и несчастный человек. Такие размышления об этимологии слова сделают более глубокими и понятными многие произведения русской литературы, например, стихотворение Ф.Тютчева «Silentium!» («Молчание!»)

Обращение к истории языка способствует формированию ответственного и бережного отношения к языку, пробуждению интереса, повышению грамотности.  Например, при изучении правила о правописании приставок на з- и с- полезно рассказать, что приставкабез- в русском языке обозначала отсутствие чего-то. Но после 1917 года большевики поменяли орфографию, и появились слова с написанием бесценный, бесполезный. Почему? Нетрудно догадаться. После такой беседы запоминание изучаемой орфограммы идет лучше. А этимология слова безобразный откроет детям истинный смысл понятия «образование», что это не банальное “просиживание” за школьной партой с целью получения аттестата. Мы должны помнить, что образование – это формирование образа.

  Уважению, любви к языку, пробуждению самосознания способствует, например, при изучении темы «Словообразование» замечание учителя о том, что русский язык – очень ласковый язык. Из двух тысяч живущих на Земле языков ни один язык не знает такого изобилия уменьшительно-ласкательных суффиксов, такого многообразия ласковых синонимов к словам. Это говорит о том, что русский человек по природе своей очень добрый и сострадательный.

  На уроках русского языка для работы над развитием орфографической зоркости, обогащением словарного запаса, расширением лингвистического кругозора, развитием памяти, внимания, логического мышления, речи автор опыта использует отрывки из литературных произведений русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев и др.), наполненных “светлым” мироотношением. В данной работе соединяется работа над смыслом произведения и работа по изучению языка. Эти произведения позволяют почувствовать мелодичность и ритмичность русской речи.

При изучении темы «Союзная и бессоюзная связь между предложениями» дает богатые воспитательные возможности стихотворение современного поэта Н.Зиновьева «Молитва»:

Как  ни темна, как ни трудна
Жизнь россиян, как ни  убога,
К Творцу есть просьба  лишь одна,
Лишь  об  одном прошу  я Бога:
Не  дай  такого, Боже мой,
Чтоб наша Русь,  ругаясь матом,
Пошла по миру не с  сумой,
А с  самым  лучшим автоматом…

В процессе восприятия художественного произведения школьник имеет возможность усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных ориентиров, получать опыт нравственной оценки, опираясь на произведения русской литературы.

  Еще в 19 веке не только отечественные исследователи, но и зарубежные обратили внимание на одну особенность русской литературы. Так, Стефан Цвейг писал: «Раскройте любую книгу из пятидесяти тысяч ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы, у Бальзака – замок с титулом пера. Кто из героев Достоевского стремится к этому? Никто. Ни один». Другими словами, различия русской и западной словесности определялись именно разнонаправленностью внутренних стремлений: западных писателей к сокровищам сугубо земным, русских – к неземному. Герой русской литературы страдает, обладая всеми земными сокровищами (Болконский, Безухов, героиня «Чистого понедельника»). Эти слова Стефана Цвейга можно с полным правом отнести ко всем произведениям русской литературы.

  Библейскими легендами, образами наполнены произведения Толстого, Достоевского. Эта традиция продолжается в творчестве Булгакова, Горького, Пастернака, Блока, Мандельштама, Айтматовой… Нельзя понять философию жизни этих писателей, без их эстетики, без знания духовной литературы. Без этих знаний нельзя осмыслить многие произведения. Начиная с древнерусской литературы в 5 классе и заканчивая литературой 20 века в выпускных классах, так или иначе учащиеся соприкасаются с ними в ходе анализа литературных произведений:

  • Роль библейского сюжета в романе «Мастер и Маргарита» и интерпретация его Булгаковым;

Образ Иисуса Христа в поэме А.Блока «двенадцать», который «и от пули невредим»;

Библейские мотивы в творчестве А. Платонова и многие другие.

  Своеобразие русской литературы требует и особенного подхода при ее анализе. Этот подход должен акцентировать внимание читателей прежде всего на духовно-нравственном содержании литературы. Его назначение должно состоять не столько в интеллектуальном, рациональном, сколько в духовно-нравственном анализе и интерпретации литературных произведений.

  Большой воспитательный потенциал несет в себе не только творчество наших писателей, но и их биография.

Например, анализируя творческий путь поэта В. Маяковского, нельзя равнодушно пройти мимо таких строчек:

Всё чаще думаю —
не поставить ли лучше
точку пули в своём конце.

Школьники осмысляют трагедию поэта.

Поскольку процесс формирования ценностных ориентаций обучающихся на уроках осуществляется через их деятельность, можно выделить основные виды этой деятельности:

Виды деятельности

Содержание деятельности

Эстетический

Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений

Интеллектуальный

Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления

Познавательный

Формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний

Творческий

Создание творческих работ, проектов и т. п.

Исследовательский

Выполнение различных исследовательских работ

   Немаловажным фактором реализации проекта является вопрос о педагогических технологиях. Деятельностный подход требует использования личностно-ориентированных технологий.

  Безусловно, на уроках литературы всегда было актуальным и остается в настоящее время проблемное обучение, так как проблемные ситуации требуют личного самоопределения учеников.

  В процессе учебной дискуссии происходит диалогическое взаимодействие, обладающее большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. Рецептов готовых урок не дает, но всегда должен давать пищу для ума.

  В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые предлагаются учащимся для дискуссий при изучении литературных произведений:

Сильный или слабый человек Кирибеевич? («Какая сильная, могучая натура» (Белинский). В чем истинная сила характера: в страстях, влекущих человека за собою в грех, или в духовной стойкости, побеждающей страстные порывы?

Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?

“Облако в штанах” – поэма о любви или бунт человека против Творца?

Печорин и Онегин – «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?

Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?

Почему М.Ю.Лермонтов любит свою Родину «странною любовью»?

Н.А.Бердяев назвал Лермонтова «самым религиозным из русских поэтов». Почему?

Грех, возмездие и покаяние в драме А.Н.Островского «Гроза». Был ли иной путь у Катерины?

Проблема «отцов» и «детей» – актуальна ли данная проблема сегодня?

Почему Н.А.Бердяев сказал о Достоевском: «…художник… бездны человеческой, человеческой бездонности»?

Нравственный идеал Л.Н.Толстого. Кого из героев романа «Война и мир» автор называл «любимыми», а кто вызывал у него духовное отторжение?

Святость и грех в поэме А. Блока «Двенадцать». Мистика и реальность в поэме – почему до сих пор не стихают споры вокруг творчества поэта?

Поэтический мир С.Есенина – взаимосвязь его творчества и христианского мировоззрения;

В чем символическое значение переклички жизни – «крестного пути» Христа и доктора Живаго (Б. Пастернак «Доктор Живаго»)?

Споры вокруг романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» – кто из героев вам симпатичен, а кто вызывает неприятие?

Поэты Серебряного века – патриоты или диссиденты?

Любовь в поэзии Серебряного века – великая сила или темная, испепеляющая страсть?

Как решает проблему человека и власти в своих произведениях А.И.Солженицын?

Проблема нравственного выбора и поиск правды в прозе М.Шолохова: однозначны ли в своей человеческой сути Григорий Мелехов, Семен Давыдов, Макар Нагульнов, дед Щукарь, Андрей Соколов?

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Духовность или душевность?

Обитатели дна (М.Горький «На дне») – утонувшие или утопленные?»

 «Хорош божий свет. Одно нехорошо – мы» (А.П.Чехов). (По произведениям ХХ века) – ваша человеческая, нравственная позиция в оценке поступков героев произведений В.Шукшина, В.Распутина, В.Астафьева, Ч.Айтматова, В. Войновича, В.Пелевина, Т.Толстой, В.Токаревой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой.

  Среди современных образовательных технологий достойное место должна занимать технология критического мышления, имеющая большой развивающий потенциал, и информационно-компьютерная технология, помогающая учителю эффективно, интересно проводить уроки.

И, наконец, необходимо помнить, чтобы воспитывать нравственность и духовность, самому воспитателю нужно быть нравственным.

Литература

1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе) / Г.И. Беленький. – М.: Просвещение, 1990. – с. 188

2. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды / ред. – сост.Л.Г. Новикова, И.В. Сиземская. – М.: Флинта, Наука 1999.

3. Берхин, Н.Б. Обучение и развитие на уроках литературы / Н. Б.

4. Браже Т.Г. Изучение литературы в вечерней школе как путь духовного обогащения учащихся / Т.Г. Браже. – М.: Просвещение, 1979. –с.175

5. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. – М.: Дрофа, 2006. – с.172

6. Доманский В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе: учебное пособие / В.А. Доманский. – М.: Флинта, Наука, 2002. – с.386

7. Донченко Л.М. Звено между душой и телом // Ж. Квартирьер №9 – 10 2002г. – М. ООО Самшит–издат.

8. Донченко Л.М. На уроке и вне урока // Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». – М.,2001, с.17 – 27.

9. Донченко Л.М. Уроки русской литературы // Альманах №3 – 4 2003г. Православная культура в школе. – М., с. 20 – 166, 187 – 192.

10. Дунаев М.М. Православие и русская литература в 6-ти частях. / М.М.Дунаев Ч.I-II. – М., Христианская литература, 2001. – С.3 – 17.

11. Ильин И.А. Основы христианской культуры. / И.А.Ильин – СПб.: Изд-во «Шпиль», 2004. – с.11.

12. Русская литература XX века. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – в 2-х ч. / под ред. В. В. Агеносова. – М.: Просвещение, 1996. – с.125

13. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – с. 49.

14. Мамонова И.Ф. Русская литература в контексте православия –

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка



В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления может осуществляться не только во внеклассной работе, но и на уроках. В статье описывается урок русского языка для 5 классов, одной из важных задач которого является духовно-нравственное воспитание обучающихся.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственность, нравственные ценности, воспитательная работа, учебный процесс.

This article presents the characteristics of spiritual-moral education, its essence and features. The scientific views of famous scientists who spoke about the importance of spiritual and moral education are considered. The implementation of this direction can be carried out not only in extracurricular work, but also in the classroom. The article describes a Russian language lesson for 5 classes, one of the important tasks of which is the spiritual-moral nutrition of students.

Keywords: spiritual and moral education, morality, moral values, educational work, educational process.

Что такое нравственность? Нравственная ценность? Нравственность — это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. Нравственные ценности — это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения. Благодаря этим установкам мы стремимся к добру, проявляем любовь к людям, природе, Родине, своему народу. Главная ценность — это личность, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями [1, c. 468].

Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Цель духовно-нравственного воспитания — научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства. Объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания [2, с. 254]. К сожалению, в современном мире происходит утрата ценностей. У детей нет ролевой модели поведения, идеала. А ведь большую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал, как совершенное воплощение представлений о человеке.

Идеал служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, он является той высшей целью, к которой стремятся люди, и которая руководит их деятельностью. [3, с. 26–27]

Духовно-нравственное направление ставит перед собой конкретные цели и задачи, которые достигаются учителем с помощью соответствующих форм воспитательной работы. Педагог становится ответственным за качественное проведение данной деятельности. Эффективность и результативность воспитательного процесса будет напрямую зависеть от профессионализма и грамотности учителя.

Нравственное воспитание рассматривал великий русский писатель Л. Н. Толстой (1828–1910).

Он утверждал, что из всех наук, которые обязан знать каждый человек, главной является наука о том, как жить, делая меньше зла и как можно больше добра. [4, с. 51]

Проблема духовно-нравственного воспитания своей остротой занимает умы теоретиков и практиков воспитания. Отечественный специалист по эстетике Никитина Наталья Николаевна (1951) отмечает, что духовность является качественной характеристикой сознания и самосознания личности, отражающей единство и слаженность ее внутреннего мира, возможностью выступать через свои границы и гармонизовать собственные взаимоотношения с окружающим миром. Духовность обуславливается не столько образованностью, широтой и глубиной цивилизованных запросов и интересов, сколько подразумевает непрерывный труд души, желание усовершенствовать себя, преобразованию места собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Помимо того, можно считать, что духовность — это особенный чувствительный строй личности, который проявляется в возможности к высоким внутренним состояниям и установлению тонких духовных взаимосвязей между людьми, в основе которых — внимательное отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии.

Выдающийся советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) говорил о том, что нужно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить умению чувствовать другого человека, быть внимательным к тем, кто тебя окружает. Взрослому человеку порой трудно сделать нравственный выбор. А что уж говорить о ребенке, который вступает каждый раз в новые коллективы. Он ошибается, исправляется, но в любом случае о духовности и нравственности нужно говорить, беседовать, показывать ему, где правильный поступок. [5, с. 93]

Помимо внеклассных мероприятий воспитательная работа осуществляется на уроках. Исходя из нашей темы, мы будем говорить об уроках русского языка.

Русский язык — один из самых богатых языков мира, а уроки русского языка всегда наполнены добротой и нравственностью.

На уроках русского языка используется языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но и формировать нравственные позиции. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играют и творческие работы (сочинения, изложения). [3, с. 27]

Исходя из всего вышеперечисленного, мы делаем вывод о том, что, важную роль в реализации духовно-нравственного воспитания в педагогической деятельности играет учебная деятельность учителя русского языка и литературы.

Мы представим небольшой план урока, с помощью которого обучающиеся могут ближе познакомиться с нравственностью. Тема занятия: «Духовно-нравственное воспитание личности на уроках русского языка»». Данный урок предназначен для 5 классов.

На организационном этапе осуществляется приветствие между учителем и учениками. Педагог настраивает класс на работу.

Домашнее задание к такому занятию может быть следующим: заранее поделиться на группы, подготовить доклады на тему «Что такое нравственность?», а также найти пословицы, поговорки на тему нравственности, дружбы и проанализировать их.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. На данном этапе учителю необходимо вместе с учениками сформулировать цель и задачи урока.

К образовательным относятся: формирование умений составлять собственное связное высказывание, развивать речь. Развивающие задачи: развитие умения выражать свое мнение; развитие умений выделять главное. Воспитательными являются следующие: воспитание патриотизма; воспитание нравственности; воспитание потребности в заботе о других.

Следующий этап — актуализация опорных знаний : здесь учитель должен напомнить ученикам, почему важна данная тема на данном уроке и вообще в жизни каждого человека. Возможно, у них сложились мнения по данном вопросу, и они самостоятельно смогут определить или предположить, насколько актуальны знания, которые обучающиеся получат в ходе занятия.

Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. На данном этапе начинается взаимодействие всего класса. Учитель рассаживает учеников по группам. Это облегчит работу во время урока и сплотит коллектив.

Применение знаний и умений в новой ситуации. Здесь начинается уже непосредственно работа групп, каждая из которых выступает с докладом. После докладов школьники переходят к анализу пословиц и поговорок о нравственности. Учитель следит за дисциплиной, если нужно, помогает ученикам, но не вмешивается в учебный процесс без необходимости. Важно, чтобы ученики научились взаимодействовать друг с другом, помогать и выслушивать мнения друг друга.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. На данном этапе обучающиеся завершают свои выступления и обсуждения. Дается слово педагогу. Учитель дополняет, комментирует и корректирует ответы групп.

Рефлексия. Под конец урока необходимо подвести итоги. Здесь ученики делятся своими впечатлениями, интересно ли им было работать в таком формате, высказывают предположения о том, как эти знания могут им пригодиться. Ученики оценивают свои ответы и урок. Педагог благодарит учеников за работу, высказывает свое мнение и выставляет оценки.

Для того, чтобы урок был эффективным, а цели и задачи достигнуты, важно, чтобы ученики ответственно подошли к подготовке домашнего задания. Многое будет зависеть именно от обучающихся. Но не стоит забывать о профессионализме учителя, который играет важную роль в проведении уроков.

В первую очередь мы говорим о духовно-нравственном воспитании учеников, передаче им нравственных ценностей. Внедрение воспитательной работы в учебный процесс — это является особенностью данного урока.

Литература:

  1. Агибалова, С. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей / С.
    В. Агибалова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 468–471. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14937/ (дата обращения 2.11.2021)
  2. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей: Учеб. пособие / Л. И. Божович // Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 2012. — С. 254.
  3. Дамова Ф. Г. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы / Ф. Г. Дамова // Проблемы педагогики. — 2018. — С. 26–27. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения 2.11.2021)
  4. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. — М.: Просвещение, 1977. — С. 51
  5. Каиров И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. — М.: Просвещение, 1979. — С. 93

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, русский язык, воспитательная работа, урок, нравственность, учебный процесс, ученик, внутренний мир, домашнее задание, задача урока.

«Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи на примере деятельности известного русского врача и писателя А. П. Чехова» (1860-1904)

«С 19 по 23 апреля 2022 года на кафедре русского языка ГОУ «ТГМУ им. деятельности известного русского врача и писателя А. П. Чехова».

В конференции приняли участие студенты 1 курса всех факультетов университета и кураторские группы.

Конференцию открыл и.о. заведующего кафедрой русского языка, д.ф.н., профессор Ю.Р. Юлдошев, поприветствовавший участников, пожелал всем успехов в учебе и научной деятельности. Затем он напомнил студентам, что в условиях современной действительности формирование духовно-нравственных качеств личности студенческой молодежи является весьма актуальным. Главной целью духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи является формирование нравственной личности. пропаганда духовного опыта и приобщение к ценностям традиционной культуры, в том числе гуманизма, культуры поведения. Медицинский работник – это не только специальность, но и призвание, требующее особых качеств личности.

Среди многочисленных ученых-медиков большое значение в формировании мировоззрения и воспитании будущего поколения имеет деятельность известного русского врача и писателя Антона Павловича Чехова, которому в этом году исполняется 162 года (1860-1904).

Доцент кафедры Назарова М.Р., к.м.н. пед. наук. ЯВЛЯЮСЬ. Мирзоев, старший преподаватель С.А. Хотамова, преподаватели М.А. Холматова, О.А. Лысых, Д.Х. Султонова, Н.Ш. Алиева Р.Р. Камолова и другие в своих выступлениях отмечали, что изучение произведений великих мыслителей и произведений известного русского врача и писателя А.П. Чехова формирует мировоззрение и знания подрастающего поколения, повышает культуру речи студентов-медиков в занятия по русскому языку.

Мероприятие прошло в рамках просветительского плана. Студенческие доклады были посвящены чеховской тематике. Особый интерес у слушателей вызвали доклады, посвященные литературному творчеству писателя. Участники конференции имели прекрасную возможность познакомиться с творчеством Антона Павловича Чехова и с мнением современников о самом писателе. Конференция завершилась просмотром документального фильма «А.П. Чехов».

С.А. Хотамова, Р.Р. Камолова, Д.Х. Султанова, преподаватели кафедры русского языка,

Нажмиддинова Д.М. преподаватель кафедры иностранных языков ГОУ «ТГМУ им.Авиценны».


23.04.2022 239

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА – ЦИТИСЕ

Джиоева Г.Х., Ортабаева Ф.Х.

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

УДК 371

002 Джиоева Г.Х. 1 (Владикавказ, Российская Федерация) – [email protected], Ортабаева Ф.Х. 2 (Владикавказ, Российская Федерация) – dzhioeva_55@mail. ru

1 Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

2 Школа №1 им. Д. Хугаева

Аннотация. В статье раскрываются основные направления формирования способности учащихся общеобразовательной школы к нравственно-эстетическому восприятию окружающей действительности на уроках литературы в условиях современной образовательной среды. В последнее время значительно возросло внимание к теории и практике нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения, как к важнейшему средству формирования гармонично развитой, духовно богатой личности с позиций устоявшихся эстетических и социальных идеалов. Система нравственно-эстетического воспитания направлена ​​на то, чтобы научить учащихся воспринимать себя в реальном мире, который их окружает. Среди нравственно-эстетических ценностей, отвечающих требованиям современного общества, особое внимание авторы уделяют способности чувствовать, осмысливать и создавать условия, делающие жизнь людей более полноценной и расслабленной. Нравственно-эстетическое воспитание школьников, выступая органичной частью образовательного процесса, способствует цивилизованному выявлению личности учащегося через знакомство с культурно-историческими ценностями, литературно-художественным творчеством. Данная образовательная система направлена ​​на развитие творческой личности, стремящейся к самосовершенствованию и саморазвитию, способной использовать и ценить духовные и материальные ресурсы общества. Авторы рассматривают нравственное воспитание студентов, прежде всего, как одну из существенных составляющих многостороннего процесса формирования личности в целом, овладение ими этическими нормами и ценностями, ориентацию личности на идеалы, соответствующие к общественно установленным принципам, нормам и правилам. Значимым направлением совершенствования процесса нравственно-эстетического воспитания, в условиях девальвации нравственных ценностей и приоритетов, является использование в педагогической деятельности целевых образовательных программ и проектов, способствующих развитию у учащихся знаний о душевности, милосердии. , благородство, верность, культура, ответственность.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, литература, методы и средства нравственно-эстетического воспитания, творчество.

Ссылки :

  1. Агибалова С.В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей. Молодой ученый. 2015, вып. 2 (82), стр. 468-471. (На русском). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22843764
  2. Бекоева М.И., Дудиева З.К. Формирование творческого мышления учащихся на основе социально-педагогического проектирования. Примо Аспекту, 2021 г., №. 4 (48), стр. 41-45. (На русском). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47330138
  3. Бенин В.Л., Василина Д.С. Организационно-методические проблемы внедрения курса «мировая художественная культура» в общеобразовательной школе. Педагогический журнал Башкортостана, 2008, №1. 2 (15), стр. 124-131. (На русском). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12797320
  4. Волкова М.В. Формирование нравственно устойчивой личности школьника: направления развития теории и практики. Перспективы науки, 2011, № 1, с. 9 (24). стр. 29-32. (На русском). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17869260
  5. Гетоева Л.К., Кадиев А.Х. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами художественного медийного творчества. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2017, вып. 6, нет. 4 (21), стр. 46-49. (На русском). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32283557
  6. Заруцкий М.В., Дутова Л.А., Дубовая Т.А. Нравственное воспитание школьников. Вестник научных конференций. 2019, вып. 12-1 (52), стр. 51-53. (На русском). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42440466
  7. Иванов А.В. Духовно-нравственное развитие подростков: Социально-психологические особенности. СИТИЗ. 2018, вып. 3 (16), с. 10. (на русском языке). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36663889
  8. Каргаполова Е.В., Дарчук М.Б., Давыдова Ю.А. Художественная литература как средство нравственного воспитания молодежи. СИТИЗ. 2021, вып. 2 (28), стр. 282-29.2. (на русском языке). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46336249
  9. Мардахаев Л.В. Целенаправленное воспитание подрастающего поколения. СИТИЗ. 2022, вып. 2 (32), стр. 191-205. (На русском). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49134213
  10. Перепелкина Л.П. Нравственное воспитание учащихся в процессе изучения устного народного творчества. Нива господа. Вестник Пензенской духовной семинарии , 2019, №1. 4 (14), стр. 69-72. (На русском). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43839807
  11. Попова С.В. Влияние этнокультурных традиций на духовно-нравственное воспитание детей. Тенденции развития науки и образования, 2021, вып. 76-4, стр. 113-115. (На русском). URL: https://www.elibrary.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *