Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста: Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Духовно-нравственное воспитание в детском саду
У нас, воспитателей, великая и почётная миссия –
вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы.
Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа.
Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать:
«Я постиг цель воспитателя».
Василий Александрович Сухомлинский
На фоне снижения многих показателей качества жизни современных детей, их телесного, психического и духовного здоровья, вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем нашего общества. Современный мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения.
Детство – это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека, как душевные, так и телесные. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка. Основным фактором духовно-нравственного воспитания в детском саду является его интеграция в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и методики дошкольного образования.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Исходя из цели, формулируются задачи:
– формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
– воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;
– воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;
– развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
– развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Наша задача, т.е. задача воспитателя – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи. В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для родителей предлагается: консультативный материал по вопросам духовно- нравственного воспитания детей, тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Образовательное направление, предполагающее проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного воспитания и развития детей. Данные встречи посвящаются семейным традициям, годовому кругу праздников, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи. Примером может быть работа с родителями, например: оформление фотовыставок, изготовление поделок, конкурс рисунков. Педагоги задействуют родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывание герба и девиза, составление родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.
Организационно-методическое направление – взаимодействие с семьей, проведение семейных праздников с участием и родителей и детей. Данное взаимодействие предполагает совместную досуговую деятельность, экскурсии, театрализованные представления, подготовку и проведение мероприятий духовно-нравственного содержания.
Зимой, после новогодних каникул в старшей группе в рамках проекта «Рождественские святки» я организовала весёлый и задорный мастер-класс. На протяжении всего проекта воспитанники мастерили атрибуты Святочных гуляний – звезду на шесте, раскрашивали маски ряженых, знакомились с народным костюмом, а также участвовали в оформлении приглашений для родителей. Всё это приобщает детей к истории, традициям своего народа, его корням. Благодаря проекту дети познакомились с русским народным костюмом, научились видеть в современной одежде элементы старинных костюмов, фрагменты орнаментов, украшений. Дети участвовали в подборе различных шумовых инструментов: погремушек, трещёток, деревянных ложек, бубнов. Затем, на репетициях, дети учились исполнению песен-колядок без музыкального сопровождения, используя эти инструменты.
Следующим этапом было проведение Святочных гуляний. Очень важно, что такие праздники включают в себя фольклор: заклички, песни-колядки, старинные православные детские игры. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.
Вместе с нами, педагогами, ребята одевались в костюмы ряженых, а затем с удовольствием заходили в группы нашего ДОУ, приветствуя воспитателей и детей традиционными песнями-колядками.
Конечной частью проекта стало проведение красочного музыкального мастер-класса «Рождественские пряники» для родителей и гостей нашего ДОУ, подготовленного воспитанниками группы. Этот праздник напомнил о том, как на Руси наши предки встречали и праздновали «Рождество Христово» и следующие за ним Святки.
Совместная работа родителей и детей привела к полнейшему удовлетворению с обеих сторон. В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально-эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.
При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интегрировать в различные виды деятельности. Таким образом, семья играет центральную роль в становлении сознания ребенка, которая является для него примером и образцом для подражания.
Драгоценное время детства дано для того, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувство любви и долга, приобщился к делам сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.
«В детстве, – писал В.А. Сухомлинский, – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников
Духовно-нравственное воспитание личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях оно приобретает особое значении, обеспечивает формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно-нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности старших дошкольников. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому детский сад, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ребенку определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.
В данный период происходит формирование духовно-нравственной позиции ребенка, его эмоций, чувств, мышления, социальной адаптации в обществе, то есть, начинается процесс осознания себя в окружающем ребенка мире. Это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении.
Наше общество нуждается в образованных и нравственных людях; в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности; вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Ребенок, который может понять и правильно оценить чувства другого человека, в сознание и сердце которого прочно вошли такие понятия, как Доброта, Дружба, Справедливость, Сострадание, Любовь, Щедрость (материальная и духовная) имеет намного более высокий уровень эмоционального развития, коммуникативных навыков, личностного потенциала в будущем, устойчивости в стрессовых ситуациях [2, с. 12].
Духовность и нравственность – два понятия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.
Духовность – традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воли – в отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом.
Детский сад призван в первую очередь, воспитывать в ребенке носителя духовных и культурных ценностей своего народа, глубоко знающего и трепетно относящегося к своей истории, вере и культуре. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами [3, с. 22].
В своей работе, направленной на формирование духовно – нравственного воспитания старших дошкольников, мы ставили перед собой следующие задачи:
- гармонизация духовно- нравственной сферы личности старших дошкольников;
- способствовать формированию положительных черт характера (уважение к другим людям, доброта, честность и др. ) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей;
- формирование отрицательного отношения к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления;
- способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество;
- формирование устойчивой положительной нравственной самооценки ребенка, воспитание желания и готовности помогать другим людям;
- развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.
Только опираясь на систему тесного взаимодействия с педагогами и родителями детей, мы содержательно выстроили работу по разработке комплекса развивающих мероприятий, направленных на гармонизацию духовно-нравственной сферы.
Одухотворенный русский язык – душа России, ее святыня, нерушимое историко-культурное достояние. Мы должны показывать старших дошкольников, что слово дано для правильного общения. Судьба наша в словах, которые мы произносим. Наша будничная речь привычна для нас как дыхание, но она у одних людей наполнена светом, добротой, у других искалечена лукавой лексикой, нецензурной бранью.
Основным инструментом, посредством которого мы направляем и организуем деятельность ребенка, обычно являются задания, которые ставим перед ребенком при слушании и анализе притч, басен, назидательных рассказов; этических бесед. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от этого зависит правильность выполнения задания. Методы достигают цели, когда у детей сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у дошкольников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение [3, с.29].
Рассказ мы сопровождаем иллюстрациями о живописи, художественными фотографиями, изделиями народных умельцев. Усиливает восприятие и хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Немаловажное значение придаем обстановке для беседы. Стараемся, чтобы знания по обсуждаемой теме сохранялись как можно дольше.
Объясняем детям, что жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обсуждаем поведение литературных персонажей, учимся анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы, что не только желательно, но и так необходимо в нашей жизни. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать ребенка от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном поведении и поступке.
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера учителя, его поведения, отношения к детям, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда дети убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно [2, с. 5].
В своей деятельности мы использовали следующие формы работы с детьми:
- индивидуальные занятия с детьми;
- интегрированные занятия;
- совместно с родителями детей создание «Книги Добрых дел» наших групп;
- обмен между группами «Книгами Добрых дел»;
- беседы с детьми на духовно-нравственные темы;
- проведение выставки «Уроки Доброты» (демонстрация изготовленных детьми поделок, рисунков по мотивам рассказов из серии книг;
- тематические беседы с детьми;
- посещение Успенского храма в городе.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к различным мероприятиям считаем создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание и интерес ребенка. Обсуждение просмотренных презентаций, в которых затрагиваются вопросы морали, являются богатым источником для выработки этических норм, необходимых в повседневной жизни общества и в жизни ученического коллектива. Успешность данного вида деятельности в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых технологий [4, с.22].
Родители регулярно привлекаются к проведению мероприятий, что ведет к укреплению престижа семейного образа жизни в обществе, повышение ответственности семьи, отцовства и материнства за рождение, воспитание и благосостояние детей, благоприятных условий воспитания детей и укрепление связей поколений.
Жизнь сложна и каждый день может предложить всякие нестандартные ситуации, и очень важно знать, как проявят в будущем себя наши воспитанники. Всем ли хватит мужества совершить добро?
Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно, в любую минуту всегда.
И если кому-то, кому-то поможет, твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, годы живешь ты не зря!
Духовно-нравственное развитие — Кармель Монтессори Академия и Детский дом
«Нравственное воспитание является источником того духовного равновесия, от которого зависит все остальное и которое можно сравнить с физическим равновесием или чувством равновесия, без которого невозможно стоять прямо или двигаться в какое-либо другое положение».– Мария Монтессори, От детства к юности, с. 116.
Развитие внутреннего мира ребенка как является важным аспектом Монтессори-метода. Ребенок — духовное существо; духовное развитие, однако, не обязательно означает религиозное развитие, хотя оно может иметь место и имеет место для отдельных детей и их семей. Дети узнают о пяти основных религиях мира — христианстве, иудаизме, исламе, буддизме и индуизме — изучая их священные писания, узнавая об их праздниках и обсуждая их основные принципы и обычаи.
Духовное развитие в среде Монтессори начинается в классах Toddler и Preprimary с естественными и логическими последствиями, развитием самодисциплины с использованием принципов уважительного участия, свободы в пределах и взрослых моделей стремления к внутренней силе характера.
По мере того, как ребенок взрослеет в начальных и начальных классах, изучение мировых религий в учебной программе по общественным наукам, линия текущих событий, сократовские нравственные дискуссионные группы, экуменический опыт и философские/психологические исследования дают ребенку опыт, формирующий его или ее собственной личности, души и бытия.
Духовному развитию учащегося Erdkinder (12–18 лет) способствуют директор/директор и семья, но оно также расширяется за счет независимости, уверенности и компетентности в его или ее собственном духовном сознании, личных решениях и социальных обязанностях. присуще мировому гражданству. Уроки морали и этики (включая вечерние занятия, которые родители посещают раз в месяц в течение трехлетнего цикла) и развитие личной философии являются неотъемлемой частью уровня Erdkinder.
Окружающая среда устроена так, чтобы направлять ребенка к позитивным моделям поведения. Ребенок свободен двигаться лично, социально и академически в пределах окружающей среды. «Ребенок имеет право (свободу) поступать правильно». Ребенок, нарушающий эти права, может быть перенаправлен, отделен от ситуации или, что еще лучше, сама среда предложит логические последствия. Ребенок, который пролил воду, вытирает ее шваброй.
Духовное развитие связывает все дисциплины в значимое целое. Это сосредотачивает ребенка, давая ему или ей место, чтобы найти отдельные понятия и навыки в космическом представлении. Духовность не может быть «предписана»; это можно только прожить. Дети, родители и преподаватели Академии Кармель Монтессори продолжают стремиться к индивидуальному и коллективному духовному совершенству.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на христианских ценностях
– Сіданіч И., Богуш А.М. и Сучок, В.Є. (2016) Духовно-нравственное воспитание дошкольников на христианских ценностях [Учебный ресурс]
Учебный план и календарно-тематический план является самодостаточным комплектом христианской литературы Всеукраинского благотворительного фонда «Восточноевропейская гуманитарная миссия», используется в дошкольных образовательных учреждениях и носит внеконфессиональный характер. Предназначено для руководителей дошкольных образовательных учреждений, методистов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, научно-педагогических работников, учителей христианской этики и всех, кто интересуется проблемами духовно-нравственного воспитания дошкольников на христианских ценностях.