Разное

Доверительные отношения с мамой: Как наладить отношения с матерью

Содержание

Как наладить отношения с матерью

1 Почему родители не отпускают детей

1.1 Манипуляция чувством вины

2 Как наладить отношения с родителями

3 Как наладить отношения со взрослым ребенком

4 Задайте вопрос психологу

4.1 Похожие записи:

«У меня никогда не было доверительных отношений с мамой. А сейчас моей дочери 19, и у нас нет взаимопонимания», — сказала моя клиентка. И за этими словами были слышны накопившиеся за годы взаимные обиды, упреки, боль и сожаления.

Казалось бы, с возрастом взаимопонимание должно улучшиться, проходит подростковый негативизм, появляются свои дети, но часто отношения становятся еще хуже, чем в юности. Что же мешает выстроить и сохранить добрые и доверительные отношения с мамой в зрелом возрасте? Сделаем небольшую попытку разобраться, для этого надо вернуться в детство.

В младенчестве мама и ребенок — одно целое. Она заботится, утешает, помогает справляться со всеми трудностями, она знает, когда нам есть, спать, гулять. И это нормально, и просто необходимо для нашего полноценного развития. На этом этапе ребенок воспринимает маму как всемогущую, которая знает и может все.

Но проходит время, и ребенок понимает, что никто не обладает неограниченными возможностями. У него появляются свои собственные мысли, чувства и желания. Обычно это уже хорошо заметно к трем годам, когда все чаще малыш говорит: «Я сам». Запускается процесс отделения, необходимый, для того, чтобы у ребенка смогли развиться новые психологические приобретения. Согласно возрастной периодизации американского психолога Э. Эриксона, к 3 годам при благоприятных условиях у детей формируется самостоятельность (и как результат этого — независимость), в 3-6 — инициатива (результат — целеустремленность), в 6-12 — компетентность (овладение знаниями, умениями, навыками и как результат — трудолюбие), в 12-20 — идентичность личности (самоопределение).

А что же мама? Готова ли она принять и согласиться с этим? Готова ли она увидеть в своем ребенке отдельную личность и помочь развить все нужные качества? К большому сожалению, не все и не всегда.

Почему родители не отпускают детей

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка благополучным, счастливым, с успешной карьерой и семьей. И мама искренне верит, что она знает, как этого добиться. Она считает, что чем сильнее она будет контролировать и учить, тем лучше будет для ребенка. Мамы решают, что нам хорошо, а что плохо, с кем дружить, где учиться, на ком жениться, они заботятся и любят изо всех сил. А ребенку столько заботы и любви уже не нужно. Это можно сравнить с растением, которое поливают без меры, не давая ему возможность нормально развиваться.

Теперь добавим к этому подростковый возраст с его трудностями и нагрузками, которые встают перед вчерашним ребенком: поиск себя, своего предназначения, общение со сверстниками, половое созревание. Мир становиться другим, взрослым миром, со своими законами и проблемами. И сейчас, как никогда нужна мамина поддержка, не контроль, а поддержка. Помните в детстве, когда нас учили плавать, кататься на коньках или на велосипеде, родители поддерживали, но в какой-то момент, они должны были пойти на риск, преодолеть свои страхи за нас и отпустить. У тех, кого отпускали, была возможность овладеть чем-то новым, продолжить свое развитие. В то же время мы знали, если упадем или не справимся, мама пожалеет и успокоит.

Так же и подросток, для собственного самоуважения, ему надо попробовать сделать что-то самому, понять кто он и что он хочет. И если мама дает этот шанс, рискует уменьшить свой контроль, то отношения будут развиваться, переходить на новый уровень. Уровень общения «взрослый-взрослый», где его уважают, считаются с его мыслями, чувствам, поступками. И если нужна поддержка или совет, можно обратиться к маме.

А зачем к ней обращаться, если мысли и желания в лучшем случае натыкаются на критику, а в худшем вообще ни у кого не вызывают интереса. Если здесь не понимают, то можно пойти к друзьям. Там поддержат, пожалеют, поймут.

Манипуляция чувством вины

Со временем эмоциональный разрыв все увеличивается. Дети считают, что родители их не понимают и не стремятся делиться с ними своими переживаниями, родители обвиняют детей в скрытности и выращивают чувство вины на почве неблагодарности. Чем больше они пытаются надавить, тем сильнее возникает желание отстраниться от их заботы и контроля.

А если мама одинокая, сама свою судьбу не смогла устроить и вся ее надежда на ребенка. Все ее мысли только о том, чтобы дать, то что не получила сама. В этом случае, ее энергия и знание «как надо», увеличиваются в разы. И что остается подростку? Бунтовать и искать понимания в подростковых субкультурах, или запрятать свой гнев и раздражение поглубже, и начать повторять мамину судьбу. Как вариант — побыстрее выйти замуж, убежать из дома, чтобы избавиться от родительского контроля. Но многие мамы догоняют и там…

А что дальше? Вот, уже самим скоро 40 или 50, подрастают свои дети, но отчего наладить отношения с ними еще сложнее, взаимопонимания еще меньше, а обид все больше? Я же любила, кормила, заботилась так же, как и моя мама. Отчего все повторяется?

В период взросления мама не знала или не смогла решить одну задачу: увидеть и начать уважать в ребенке отдельную личность, а не продолжение себя и своих надежд. Поэтому так трудно принять и понять это в своих детях. Не было возможности получить этот опыт, нет знаний как это должно быть.

Конечно, каждая семья уникальна, и отношения в силу огромного количества причин у всех развиваются по-своему. Разобраться в этом, найти ответ и понимание что делать лучше при личной встрече с психологом, но есть рекомендации, которые пригодятся всем.

Как наладить отношения с родителями

  • Понять и простить

Постарайтесь понять, что ваша мама хотела для вас лучшего и делала все из любви к вам. Она просто не знала и не могла по-другому. Пока обиды на нее живут в вашем сердце, они не оставляют место для близких отношений.

  • Разговаривайте

Часто непонимание возникает от недостатка информации, поэтому старайтесь прояснять свои чувства и желания, аргументировать ваши действия.

  • Пересмотрите свои поступки и высказывания

Человек претендует на то, чтобы к нему относились по-взрослому, но не замечает, как часто находится в позиции ребенка или бунтующего подростка. Капризничает, упрекает, использует знакомые способы манипуляции. Этим просто вынуждает маму оставаться в роли контролирующего родителя.

  • Уверенно заявляйте свою позицию

Обсудите, каким вы видите ваши отношения, и что вас не устраивает. Помогите маме понять, что вы несете ответственность за свою жизнь. Вместе подумайте, что нужно сделать для выстраивания отношений «взрослый-взрослый».

  • Проявляйте внимание

Немного заботы и интереса с вашей стороны, помогут быстрее наладить отношения. Если есть возможность, показывайте маме её ценность для вас, включайте в заботу о внуках, спрашивать советы по приготовлению и др.

Как наладить отношения со взрослым ребенком

  • Принимать детей такими какие они есть

А не такими, какими вы хотите их видеть. Принимать — это допускать различия и не осуждать за это, не стараться изменить. Принимать, не значит одобрять. Можно не одобрять какие-то поступки, мысли и чувства других, но допускать, что они имеют на это право.

  • Дать детям возможность проживать свою жизнь

У детей могут быть совершенно другие ориентиры в жизни. И, возможно, ваши мечты и надежды им чужды.

  • Отпустить

Дети выросли и, как ни тяжело признать это маме, но приходит время, когда их надо отпустить. Отпустить — это значит передать им ответственность за их жизнь. Верить, что они справятся со своими жизненными трудностями, что у них хватит на это сил.

  • Уважать выбор своих детей

Научиться уважать мнение и решения своих детей. Дать возможность им совершать свои ошибки, если они этого хотят. Только человек может решить, что для него важно и нужно на данный момент. И выбор, который делают дети, не всегда может вас устраивать.

  • Поддержка

Это то, что нужно любому человеку в любом возрасте. Знать, что есть кто-то, кто тебя поддержит. А мамина поддержка может творить чудеса.

Самое важное, что могут дать родители: помочь детям найти себя, научить осознавать свой выбор, нести за него ответственность и дать уверенность, что тебя поддержат, примут любого. И тогда у человека появляется неуловимая легкость и обаяние, которое он несет по жизни, потому что он научается понимать и принимать других людей. А все просто от того, что его мама не осуждала и контролировала, а принимала и поддерживала его.

Психолог Грошева Елена Александровна

Статью прочитали 611 чел.

Задайте вопрос психологу

На этой странице вы можете задать вопрос психологу. Заполнить форму и получить профессиональный, развернутый ответ. Ответ будет размещен на сайте, вместе с вашим вопросом. Данная услуга бесплатная

 

Как выбрать хорошего психолога

Может ли психолог помочь за один час

Когда консультация психолога не помогает

Стереотипы о скайп-консультациях с психологом

В чем заключается работа психолога онлайн

Семейные конфликты и пути их разрешения

Жизненный сценарий в семейной психологии

Сколько нужно консультаций психолога

Как понять чего я хочу

 

Как строить отношения с матерью во взрослом возрасте

115 320

Старшее поколениеЧеловек среди людейПрактики how to

Многие женщины не понимают, насколько важны хорошие отношения с матерью. Они страдают от того, что она занимает слишком много места в их жизни. Образ осуждающей или одобряющей фигуры, необходимость заслужить ее признание гнетет, не позволяет начать собственную жизнь. «Наладить отношения с матерью — значит добавить спокойствия и уверенности в жизнь, почувствовать себя счастливее», — говорит психолог Терри Аптер.

Нередко дочери властных, раздающих указания и всезнающих матерей предпочитают переехать в другой город, страну или еще как-то дистанцироваться. За грандиозно-доминантной фигурой матери им бывает сложно разглядеть обычную женщину, такую же, как они: со взлетами и падениями, успехами и разочарованиями, с правом на ошибку, чувствами и желаниями.

Для того чтобы мать и дочь могли идти дальше, но не потерять друг друга, обеим надо пережить траур по детско-родительским отношениям, которые связывали их раньше. К сожалению, плавный переход от отношений матери и ребенка к дружбе или хотя бы взаимоуважению происходит не всегда.

На стороне матери: траур по дочери-ребенку

Взрослеющая дочь — радость и гордость. Результаты вложенных трудов, бессонных ночей, выплаканных слез. Отражение материнского облика, характера и привычек в новом человеке. Но взрослеющая дочь — это и печаль по собственной юности, ушедшим радостям и несбывшимся мечтам. Скорбь по своей малышке, невозвратному материнству, ощущению собственной значительности.

Матери необходимо увидеть в дочери женщину, которая сама скоро станет или уже стала матерью

Матери необходимо отказаться от всемогущества — реального или воображаемого, стать более гибкой, увидеть в дочери женщину, которая сама скоро станет или уже стала матерью. Задача матери — передать дочери правильную материнскую идентификацию: умение видеть и уважать в своем ребенке отдельную личность.

По словам Каролин Эльячефф и Натали Эйниш, французских психоаналитиков и соавторов книги «Дочки-матери: третий лишний», только при таком подходе мать получает возможность «выстроить отношения с дочерью, которые, не перечеркивая прошлого, позволяют найти компромисс в настоящем».

На стороне дочери: траур по детству

Иногда мать оказывается не готовой отпустить дочь, принять в ней женщину. Тогда дочь может преподать ей урок, показав, что уже достаточно взрослая, а значит, их отношения предполагают равенство и уважение. Но отделившись, важно сохранить уважение к матери.

Для женщины отношения с матерью осложняются тем, что, несмотря на все обиды и недопонимание, ей рано или поздно придется идентифицироваться с ней, чтобы обнаружить материнскую функцию в себе. Чем больше принятия дочь сможет найти в себе по отношению к матери, тем менее конфликтным для нее окажется собственное материнство.

Взросление дочери неизбежно сопровождается старением матери — рано или поздно асимметрия власти и заботы перевернется с ног на голову, дочери придется принять на себя заботы о собственной матери. Обеим важно суметь договориться и найти компромисс до того, как мать потеряет физическую и/или психическую способность к этому.

Наблюдая за постепенным угасанием матери, дочь прощается с человеком, который привел ее в этот мир, прощается со своим детством и одновременно теряет последнюю преграду, отделяющую ее саму от смерти.

Поиск баланса: реалистичные ожидания

Глубоко внутри всем нам хочется, чтобы отношения с матерью были особенными и близкими. К сожалению, реальность часто расходится с идеалом. Это не так плохо, как может показаться на первый взгляд.

Попробуйте представить реальные отношения — вместо воображаемой идиллии в них есть место взаимным обидам и радостям. Вместо безупречно прекрасного или, наоборот, дьявольски-ужасного образа матери, который живет в вашей душе, — реальный человек со своими достоинствами и недостатками. Так вы сможете установить более живой и искренний контакт, увидеть в матери обычные человеческие проявления.

Как бы труден ни был ваш диалог, важно понимать, что вы обе уже взрослые люди

Американский психолог Пола Каплан советует проявить интерес к материнской истории — посмотреть на ее жизнь со стороны, чтобы по-новому оценить ее поступки. Как ребенок вы можете хранить обиду и злость за какие-то слова, действия или бездействие вашей матери, но будучи взрослой женщиной и оценивая ее жизнь с высоты своего опыта, возможно, сможете в чем-то понять, простить и принять.

Поколение женщин, которым сейчас за 60, было воспитано в условиях острого дефицита и жестких моральных устоев, что не могло не наложить отпечаток на них, в том числе как на матерей.

По мере того как и мать, и дочь взрослеют, начинают лучше узнавать характер, взгляды и ценности друг друга, желание прорваться сквозь установленные роли «дочки-матери», достигнув более глубокого понимания, становится сильнее.

Терри Аптер уверен, что возврат к более ранним ролям — придирчивой матери или капризного ребенка — может помешать развитию отношений во взрослом возрасте. «Говорите в полную силу вашей взрослой личности, — советует психолог. — Тогда мать с большей вероятностью ответит вам как взрослой, а не как ребенку». Как бы труден ни был ваш диалог, важно понимать, что вы обе уже взрослые люди.

Уважение — первый шаг к дружбе

38-летняя Мария вспоминает, что была совершенно разбита, когда ее всегда активная и успешная мать вдруг впала в депрессию, развелась с отцом и уехала в другую страну. «Долгие годы я винила ее и желала только одного: чтобы она сделала все иначе и исправила свою ошибку, — рассказывает Мария. — Только сейчас я понимаю, как тяжело ей далось это решение, как мудро она поступила — перестала мучить себя, отца и всех нас». Мария считает, что жизнь в разных странах помогла им обеим дистанцироваться от ситуации и переоценить прошлое. Теперь они относятся друг к другу с большим уважением.

Время в разлуке помогло 60-летней Александре сблизиться с дочерью. «Когда Анна уехала в Канаду, мы стали переписываться. В письмах было легче, чем по телефону, выразить мысли и чувства, которые мы никогда не озвучивали в живой беседе. Я сильно скучала по ней, но в первый год не приезжала в гости. Написала однажды: «Это твое время, наслаждайся им».

Не существует ни идеальных матерей, ни идеальных дочерей

Подобные отношения с матерью похожи на дружбу. И мать, и дочь вовлечены в жизнь друг друга, но с уважением относятся к личному пространству. Это позволяет им преодолевать испытания и вместе радоваться хорошим новостям. «Когда у меня обнаружили рак, Анна повела себя очень благородно — пригласила к себе жить, и я каждый день могла видеть свою внучку, — рассказывает Александра. — Мы как будто дали негласное обещание: можем быть вместе, но в то же время каждая живет и занимается своей жизнью, какой бы тяжелой она ни была».

Не существует ни идеальных матерей, ни идеальных дочерей. Главное — у вас точно не будет другой матери. Осознав это, вы сможете если не перестать злиться на мать за ее ошибки, то хотя бы попробовать вести себя как взрослая женщина и строить общение с этой позиции. Тогда отношения между вами станут пусть не идеальными, но осознанными, а ваша жизнь — более спокойной и счастливой.

Как сделать отношения с матерью более зрелыми

Проявляйте интерес. Что было в жизни вашей мамы помимо материнства? Как прошли ее детство, юность? О чем она мечтала, что сбылось, о чем она жалеет? Попробуйте взглянуть на родного человека со стороны, не только как дочь. Это даст возможность по-новому оценить мотивы ее поступков.

Ищите сходство. Да, вы разные, но мама дала вам не только жизнь, но и 50% своих генов. Может быть, у вас есть общие увлечения или вам нравится готовить близким, совсем как когда-то вам готовила мама. В конечном счете вы обе — женщины. Чем больше ее сторон вы готовы принять, тем меньше обид будут отравлять вашу жизнь.

Общайтесь. Попробуйте поговорить о том, о чем раньше никогда не говорили. Так вы сможете отойти от привычного стиля общения, сформировавшегося еще в детстве, и заодно узнать что-то новое о близком человеке.

Говорите прямо. Чего вы ждете от матери, какими видите ваши отношения? Если вы четко и уверенно выражаете свою позицию, другая сторона, скорее всего, отнесется к ней с уважением. Прямо спрашивайте маму: «Что я могу для тебя сделать?» Помните, ей самой в силу воспитания сказать об этом, вероятно, сложнее. Приятные мелочи, которыми вы можете порадовать друг друга, помогут сблизиться. Как правило, матерям нужно так немного.

Напишите письмо. Поработайте над внутренним отношением к матери, которое вы в себе носите. Один из способов простить и отпустить — написать письмо, изложив все чувства, претензии и пожелания.

Текст:Юлия КолотыркинаИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Влюбилась в женатого коллегу, но не хочу быть любовницей»

«Муж уделяет все внимание нашей двойне, а обо мне заботиться перестал. Как наладить отношения?»

Отцы-паразиты: почему психопаты тоже становятся родителями

Знакомые незнакомцы: насколько хорошо вы знаете своего партнера?

Личный опыт: я живу с циклотимией

Станет ли Конор Маккрегор умнее, когда уйдет с ринга? Ученые нашли ответ

«Боюсь показывать близким свою любовь и обижаю их этим»

Пропаганда: почему она нам необходима

Правила доверительных отношений — Сноб

Главный принцип воспитания — не врать ни себе, ни ребенку — был актуален вчера, остается таковым сегодня и вряд ли изменится во всех последующих поколениях

Иллюстрация: Veronchikchik

Пишу по свежим следам, потому что тема кажется вообще важной, да еще и ситуация усугубляется тем, что часть школьников уже перевели на дистанционное обучение, а часть, вполне может быть, переведут в самое ближайшее время, и никто не может пока предсказать на сколько. В некотором смысле речь пойдет о подстилании пресловутой соломки.

Вчера пришли мама с дочкой. Очень симпатичные, блондинистые, большеглазые (больше-то ничего толком под маской и не разглядишь), явно похожие между собой. Девочка 13 лет больше молчит, а у мамы полный набор стандартных запросов современного российского интеллигентного родителя, соответствующим образом сформулированных.

Раньше (допустим, четверть века назад и дальше вглубь) это формулировалось так:

— Доктор, вот как нам его заставить, чтобы сам уроки делал и учился как следует, и мне не приходилось все время орать, и чтобы матери по дому помогал без постоянных одергиваний и повторений по сто раз? Да, и чтобы вообще родителей слушал и уважал — мы ж взрослые и лучше знаем, а он — чего он вообще пока в жизни понимает? Вот меня с братом отец порол за двойки как сидорову козу, а мы и пикнуть против него не смели. Мы с женой современные люди и против этого, и мы сына никогда не били, и он — подумайте только — теперь на родителей огрызаться пытается.

Сейчас, в эпоху толерантности и политкорректности, это же самое при визите к психологу формулируется следующим образом:

— Мне очень хотелось бы установить с моим ребенком доверительные отношения и способствовать его эффективной самореализации, которая — вы же понимаете — невозможна без получения хорошего образования. Но как мне правильно донести это до нее и развить соответствующую мотивацию? Вы знаете, у меня с моей матерью были очень сложные отношения, и поэтому мне всегда хотелось, чтобы мы с дочерью стали друзьями, чтобы не было насилия и она сама понимала, и мне казалось, что я со своей стороны делала все возможное, и читала соответствующие книги, и ваши в том числе. Но в последнее время между нами очевидно нарастает непонимание.

Так вот, вчера у меня был второй вариант в его обычной форме. Девочка, как уже упоминалось, в основном молчала, а матери я все время задавала один и тот же вопрос: сформулируйте, чего и как вы бы хотели? — и мы с ней с той или иной степенью конструктивности обсуждали разные аспекты их семейной повседневности и даже какие-то профориентационные вещи.

Поговорили об «установлении доверительных отношений» и прочем, вроде даже к чему-то конкретному пришли. Но в конце мне показалось правильным все-таки обратиться и к девочке, и я обратилась:

— Может, ты хотела бы еще что-то затронуть? Твои какие-нибудь вопросы? То, что мы с мамой не обсудили еще?

И вдруг девочка едва слышным голосочком говорит:

— А вот про мою учебу… мама не сказала.

Я сначала почти опешила. То, что все подростки ненавидят, — ах, он мог бы лучше учиться, но совершенно не старается, и не хочет напрягаться, и гаджеты, и я ему сто раз говорила «если ты не будешь сейчас, то потом…» — она хочет, чтобы мать сейчас все это актуализировала? Ей это зачем?

Помолчала полминуты, прокрутила в голове весь наш только что состоявшийся разговор и вдруг поняла. Девочка-то, оказывается, очень умна, тонка и наблюдательна. И, несмотря на свою стеснительность, решилась обратить наше внимание на свое понимание явного лицемерия беседы двух взрослых, произошедшей в ее присутствии.

Ведь вот это вот, совсем в запросах матери не прозвучавшее, и составляет бо́льшую (и худшую) часть их повседневных коммуникаций.

— Ты уроки сделала? Ты понимаешь, что нужно учиться? Если бы ты сейчас вот села и все сделала, то потом могла бы быть свободной и делать что хочешь. Ты понимаешь, что от этого зависит твое будущее? Почему ты не подошла к Марье Петровне и не договорилась исправить? А кто должен за тебя следить, что тебе задали? Ты понимаешь, что для того, чтобы хоть куда-то поступить, нужен приличный аттестат?

И так изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год. И вместо того, чтобы обсуждать эту проблему, мы час говорили о «личном пространстве», поисках себя, распределении домашних обязанностей, сложностях межличностных отношений у разновозрастных сибсов и т. д. и т. п.

«Товарищи взрослые, а вы понимаете, что я понимаю, что вы лицемерите?» — вот что спросила нас светловолосая большеглазая девочка 13 лет.

Что же с этим делать?

Пункт первый. В отличие от некоторых моих коллег, я не считаю, что правильным решением здесь будет «все немедленно прекратить, плюнуть на все уроки и говорить с ребенком только о вечном, умном и добром». Родители не роботы, а живые люди, и если сейчас их почему-то больше всего «вечного, умного и доброго» волнует то, что будет у их ребенка в четверти по русскому языку в четвертом классе или по геометрии в девятом, то так тому и быть. Других родителей у этого ребенка просто нету и в ближайшее время не предвидится. Если они будут регулярно ребенку врать и наступать на горло собственной песне, то либо у ребенка разовьется тревожность от двойственности ситуации (которой вообще не было у братьев из моей первой цитаты, ибо они четко знали, как устроен их мир: принес двойку — получи по заднице, и до следующей двойки свободен от родительского внимания к твоей учебе), либо у самих родителей разовьется психосоматика — а кому это надо?

Пункт второй. Оставайтесь собой, но возьмите на себя ответственность. Это вам важно, что будет у вашего ребенка по английскому. Так ему и говорите, без ссылок на то, что вы заботитесь о его будущем и, не исправив сейчас двойку, он потом не сможет найти своего места в жизни, получать достойную зарплату и заслужить уважение людей. Признайте, что вы вообще почти ничего не знаете о мире, в котором будет жить взрослым человеком ваш ребенок. Значит, так честно и скажите (сначала себе, а потом ребенку): тебе, дорогой, досталась такая мать, которая вот так специфически реагирует на тройки по основным предметам, возбуждается и начинает истошно орать про всякие прогностические вещи, о которых не имеет на самом деле ни малейшего представления.

Пункт третий. Старайтесь быть максимально конкретными в описании своих ритуальных (успокаивающих вас) действий, чтобы ваш ребенок понимал происходящее по крайней мере не хуже тех братьев, которых пороли за двойки 40 лет назад. Например: каждый день, начиная с 17 часов дня, я, потому что мне так удобно, буду по семь раз торжественно возглашать: «Садись за уроки, сын мой!» — а потом, если ты еще не сел, хватать твой телефон и убегать с ним из дома, громко стеная о неудавшейся жизни и потерянном поколении. Ну или любой другой алгоритм, который кажется вам более или менее отвечающим вашей внутренней конституции. Главное, чтобы ребенок знал, как оно устроено и чего ему ожидать. И понимал, что все это имеет отношение к вам, а не к нему. Дети могут спокойно принять почти любым образом устроенных родителей — помните это. Но наиболее неврогенны родители лживые и непредсказуемые.

И наконец, пункт четвертый. Последовательно реализовав предыдущие три пункта и обнаружив себя ежедневно исполняющим тот или иной ритуал, касающийся учебы вашего ребенка, спросите себя: а мне это зачем? Какую свою задачу я этим решаю? И честно ответьте самому себе на этот вопрос. 

Это было мое мнение. Призываю вас высказать свое. Мне интересно соотнести свое видение с ви́дением других людей. Кроме того, спектр высказанных мнений, несомненно, поможет сориентироваться еще трем-пяти десяткам тысяч читателей.

Если вам есть что сказать по теме, но вы не являетесь подписчиком и членом клуба «Сноб», пишите по этому адресу: [email protected]. Указывайте, пожалуйста, откуда вы: пишет Елена из Петербурга, пишет Анна из Германии и т. д.

Доверительные отношения – как их установить?

Актуальное

Почти все роди­тели хотят, чтобы между ними и детьми были теп­лые дове­ри­тель­ные отно­ше­ния. Это не только при­ятно, но и опре­де­лен­ная гаран­тия без­опас­но­сти: плохо, когда роди­тели узнают о чем-то таком последними.

Однако в реаль­ной жизни боль­шин­ство роди­те­лей стал­ки­ва­ются с тем, что их дети недо­ста­точно откро­венны с ними, не хотят или не могут бесе­до­вать с роди­те­лями о личном.Установить дове­ри­тель­ные отно­ше­ния с ребен­ком очень не про­сто. Это целое искус­ство, и сразу надо ска­зать, что полу­чится это не у всех. Вос­пи­та­ние дове­рия начи­на­ется с ран­него дет­ства. Едва научив­шись гово­рить, дитя есте­ственно стре­мится поде­литься с папой или мамой тем, что его вол­нует. И в этот период очень важно дать понять ребенку, что его внут­рен­ний мир для вас очень важен. Малыш тычет паль­чи­ком в окошко и лепе­чет “Абачка, абачка!” — маме сле­дует тоже гля­нуть в окно и тоже поди­виться, вос­хи­титься этой собач­кой, пока­зать свою заин­те­ре­со­ван­ность, погла­дить ребенка по голове, пока­зать ему одоб­ре­ние его жела­ния поде­литься. Если мама най­дет в себе силы про­яв­лять инте­рес к пере­жи­ва­ниям ребенка каж­дый раз, как он их выра­жает, то кон­такт уже будет уста­нов­лен. А вот тем роди­те­лям, кото­рые на этом началь­ном этапе на авто­мате отве­чают “Да-да, нор­мально” или вообще отма­хи­ва­ются: “Мне неко­гда, не при­ста­вай!” — на всю остав­шу­юся жизнь вобьют ребенку в голову, что им не инте­ресно, о чем он думает, что чув­ствует и пере­жи­вает — любая попытка быть откро­вен­ным закан­чи­ва­ется болез­нен­ным щелч­ком по носу: “Не бес­по­кой меня сво­ими глупостями”.

Это очень обидно для малень­кого чело­вечка, это ранит, при­чи­няет боль. Маме и папе — самым близ­ким для него людям, он ока­зы­ва­ется без­раз­ли­чен. Раз за разом отма­хи­ва­ясь от ребенка, роди­тели воз­во­дят стену отчуж­де­ния, оттор­же­ния. Откуда же затем в отро­че­ском и под­рост­ко­вом воз­расте взяться откро­вен­но­сти? Тем более в юно­ше­стве, когда дети ста­но­вятся особо ранимы и ухо­дят в рако­вину, стре­мясь защи­тить свои чув­ства от грубости.

Когда ребе­нок дости­гает такого воз­раста, что уже может связно изла­гать свои мысли, очень важно, чтобы роди­тели при­слу­ши­ва­лись к тому, что он гово­рит, осо­бенно к теме “нра­вится — не нра­вится”. Такие беседы необ­хо­димо под­дер­жи­вать и раз­ви­вать. Допу­стим, ребе­нок уви­дел нечто кра­си­вое, что при­влекло его вни­ма­ние, вы видите, что он заин­те­ре­со­вался. Самое время спро­сить: “Ты видишь вот это дерево (лошадь, вечер­нее небо, облако)? Нра­вится? Мне тоже. Ты зна­ешь, когда я была малень­кая, я  очень любила смот­реть на облака. Они очень кра­си­вые, правда? Мы с моей мамой часто рас­смат­ри­вали облака и уга­ды­вали, на кого они похожи”. И дальше можно рас­ска­зать попо­дроб­ней эпи­зод из сво­его дет­ства, при­от­крыть свое лич­ное, поде­литься с ребен­ком — он будет знать, что обмен эмо­ци­ями и чув­ствами это нормально.

Есть еще один очень хоро­ший спо­соб уста­нов­ле­ния и укреп­ле­ния дове­ри­тель­ных отно­ше­ний с детьми: в воз­расте лет от 3 и при­мерно до 10 мно­гие дети очень любят рас­сказы из серии “Когда ты был малень­ким”. Они очень любят рас­смат­ри­вать свои фото­гра­фии, ком­мен­ти­ро­вать их и вспо­ми­нать. Трудно ска­зать, почему так, воз­можно, детишки ощу­щают более ран­ний период в своей жизни как наи­бо­лее без­за­бот­ный, но эти вос­по­ми­на­ния для них очень дороги. Мои дети то и дело достают из недр шкафа коробки, в кото­рых я храню их пер­вые боти­ночки, пер­вые рисунки, спи­сок их пер­вых слов и пере­би­рают это все с боль­шим вооду­шев­ле­нием и с боль­шим удо­воль­ствием. Вме­сте со мной “вспо­ми­нают”, как они начи­нали гово­рить, ходить, какие кро­ватки и коляски у них были, кто пере­ма­зался пюре, а кто попро­бо­вал отку­сить пла­сти­лин. Такие сов­мест­ные вечера вос­по­ми­на­ний тоже очень укреп­ляют дове­рие. Годам к 11–12 дети уже начи­нают стес­няться сво­его мла­ден­че­ства и даже могут отри­цать его, поэтому важно успеть пройти это период с детьми, иначе будет поздно.

Очень плохо вли­яет на вза­и­мо­от­но­ше­ния между детьми и роди­те­лями небреж­ное отно­ше­ние к чув­ствам детей, осо­бенно высме­и­ва­ние чего-то сокро­вен­ного. Неко­то­рые взрос­лые почему-то счи­тают, что для ребенка высме­и­ва­ние — “ничего такого”, но на самом деле дети реа­ги­руют на него гораздо ост­рее, чем взрос­лые. Был такой эпи­зод в одной семье: вось­ми­лет­нему маль­чику понра­ви­лась одно­класс­ница. И он поде­лился этим с папой. А папа начал под­шу­чи­вать, сме­яться — ему это пока­за­лось смешно. Ребе­нок оби­делся и ска­зал: “Я больше ничем делиться не буду”. Про­шло уже несколько лет, а он до сих пор пом­нит эту обиду и не заво­дит с отцом откро­вен­ных раз­го­во­ров. И тем более нельзя пре­да­вать огласке то, что было ска­зано в лич­ном раз­го­воре — такие беседы не для посто­рон­них ушей.

И в заклю­че­нии сле­дует ска­зать, что дети имеют право на лич­ные сек­реты, и чем старше ребе­нок, тем больше у него этих сек­ре­тов. Не стоит устра­и­вать шмон в дет­ской душе под деви­зом “Я мать и должна знать все!” Роди­те­лям нужно пом­нить, что откро­вен­ность не выби­вают поли­цей­скими мето­дами. Нельзя заста­вить быть откро­вен­ным, как нельзя заста­вить полю­бить. Скан­да­лами и угро­зами можно, конечно, добиться того, что сын или дочь рас­ска­жут все, но это не будет откро­вен­но­стью, это будет вынуж­ден­ное при­зна­ние, и в сле­ду­ю­щий раз в ответ на оче­ред­ную пор­цию кри­ков вы услы­шите звук хлоп­нув­шей двери.

Лилия Коз­лова

  • 10 тыс. 0