Дополнительные задания для 2 класса по русскому языку школа россии: Карточки для дополнительных занятий по русскому языку. 2 класс
Карточки по русскому языку ( 2 класс)
Карточки по русскому языку ( 2 класс).
Из слов каждой строчки составь
предложения. Напиши, подчеркни
главные члены.
1).Колючий, храбро, ёрш, в, плавает, озере.
2) Наливается, под, спелым, солнцем, рожь,
ярким, зерном.
3) Чёрный, по, грач, дороге, важно, бродит.
4) Под, частой, построил, ёлочкой, дом,
свой, заяц-беляк.
5) Белочка, с, ветки, ветку, на,
перепрыгивает, быстро, рыжая.
Из данных слов составь предложения. У
тебя получился рассказ. Озаглавь его.
Напиши.
Заиграло, весёлое, зимнее, над, солнышко,
лесом.
Ночных, глубоких, тетерева, из, лунок,
вылетели
Берёзе, птицы, красивые, расселись, на.
Тетерева, почками, душистыми, кормились,
берёзовыми.
За, лесник, издалека, следил, красивыми,
старый, птицами.
Составь предложения из слов каждой
группы. Напиши. Подчеркни главные
члены.
Над, высоко, поднялось, солнце, землёй.
Сосульки, тают, длинные, солнце, на.
Зачирикали, воробьи, весело, деревьях, на.
Ручейки, зазвенели, по, говорливые,
дорогам.
Грачи, возвратились, и, скворцы, из, стран,
далёких.
Составь предложения из слов каждой
группы. Напиши. Подчеркни главные
члены во 2, 3, 4 предложениях.
Чаща, полна, лесная, звуков, разных.
По, дятел, стучал, пёстрый, старому, дубу,
огромному.
Над, кружились, высокой, елью, клесты,
шумные.
Искали, птицы, пищу, для, птенцов,
маленьких.
Составь предложения. Запиши.
Подчеркни главные члены.
1)Бродит, по, важно, огороду, ворона,
большая.
2)В, закружились, листья, воздухе, осенние.
3)На, перелётные, осенью, юг, улетают,
птицы.
Сделай зв-букв. разбор слова ЮГ
Из слов каждой строчки составь
предложения. Напиши, подчеркни главные
члены.
1).Колючий, храбро, ёрш, в, плавает, озере.
2) Наливается, под, спелым, солнцем, рожь,
ярким, зерном.
3) Чёрный, по, грач, дороге, важно, бродит.
4) Под, частой, построил, ёлочкой, дом,
свой, заяц-беляк.
5) Белочка, с, ветки, ветку, на,
перепрыгивает, быстро, рыжая.
Прочитай. Подумай, какие буквы в
словах пропущены. Составь их данных
слов предложения. Напиши.
Прогулка в зимний лес.
Старшеклассники, на, в, прогулку,
пригласили, лес, малышей.
В, школ_ники, воскресен_е, у, собралис_,
школы, под_езда.
От_ехали, школы, от, р_бята, гур_бой,
лыжах, на.
Дети, лес, в, в_ехали, и, разные, в, стороны,
раз_ехалис_ .
Из данных слов составь предложения. У
тебя получился рассказ. Озаглавь его.
Напиши.
Заиграло, весёлое,зимнее,над, солнышко,
лесом.
Ночных, глубоких, тетерева, из, лунок,
вылетели
Берёзе, птицы, красивые, расселись, на.
Тетерева, почками, душистыми,кормились,
берёзовыми.
За, лесник, издалека, следил, красивыми,
старый, птицами.
школьная программа и дополнительные занятия с отзывами учеников
- Главная
- Для детей
- 2 класс
- Русский язык и литература 2 класс
Проходить школьную программу и дополнительные занятия по русскому языку и литературе для 2 класса можно дистанционно. Мы собрали онлайн-сервисы с уроками для второклассников. Каждый день мы проверяем актуальность учебных программ и стоимость курсов.
Все курсы русского языка и литературы для 2 класса
Фильтры
По возрастанию ценыПо рейтингу отзывовРекомендованныеПо возрастанию ценыПо убыванию цены
Курс по русскому языку «Пишем грамотно» для 1-2 класса
5 490 р./курс
2 196 р./курс
Фоксфорд
4.9 / 5
25 отзывов о школе
Формат: 30 занятий в записи, каждый урок состоит из вебинара, домашнего задания и теории.
Особенности: Курс поможет расширить активный словарь и улучшить навыки правописания. На занятиях дети учатся составлять и записывать разные виды текстов по вопросам, плану, иллюстрации.
Скидка 60%
5 490 р./курс
2 196 р./курс
Курс по литературе «Сказочная мастерская» для учеников 1–2 классов
6 990 р./курс
2 796 р./курс
Фоксфорд
4.9 / 5
25 отзывов о школе
Формат: 30 живых вебинаров, которые проводятся 1 раз в неделю и длятся 1 ак. час, чат для общения с учителем, домашние задания с проверкой. В личном кабинете остаются записи уроков и конспекты.
Особенности: Курс по литературе, на котором дети расширяют словарный запас, знакомятся с литературными жанрами и биографией писателей и поэтов, учатся читать осмысленно, а также излагать свои мысли грамотно и писать тексты собственного сочинения.
Скидка 60%
6 990 р./курс
2 796 р./курс
Русский язык (Эльконин-Давыдов) для 2 класса (базовый уровень)
3 290 р. /курс
Фоксфорд
4.9 / 525 отзывов о школе
Формат: Курс включает 60 занятий в записи, каждое длится 1 академический час. Доступ к новым вебинарам открывают 2 раза в неделю. У каждого урока есть дополнительные учебные материалы и домашнее задание.
Особенности: Курс основан на системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. На занятиях ребенок научится делать фонетический анализ слов, изучит базовые правила словообразования и орфографии, приобретет навыки работы с орфографическим словарем.
3 290 р./курс
Литературное чтение для 2 класса (базовый уровень)
3 290 р./курс
Фоксфорд
4.9 / 5
25 отзывов о школе
Формат: Курс включает 60 занятий в записи, каждое длится 1 академический час. Доступ к новым вебинарам открывают 2 раза в неделю. У каждого урока есть дополнительные учебные материалы и домашнее задание.
Особенности: Курс основан на УМК “Школа России” Л. Ф. Климановой. На занятиях ребенок познакомится с фольклором, русскими народными сказками, книгами о природе и животных, юмористическими рассказами, зарубежной литературой.
3 290 р./курс
Курсы по русскому языку для 2 класса в Тетрике
Индивидуальное занятие
от 890 ₽/урок
Групповое занятие
от 300 ₽/урок
Тетрика
4.9 / 5
23 отзыва о школе
Особенности:
- Индивидуальная программа.
- Игровой формат с физкультминутками.
- Для разных целей – улучшить оценки, подготовка к контрольной и т.д.
- Профессиональные преподаватели.
- Собственная онлайн-платформа для занятий.
Первый урок – бесплатно!
Курс на сайте школы
Сравнение всех курсов
Сравните все онлайн-курсы в одной таблице, чтобы выбрать лучший для себя.
Сортировать по:
Цене
Сроку
Курс | Школа | Цена | Для кого | Срок | После обучения | Сайт курса |
---|---|---|---|---|---|---|
Курс по русскому языку «Пишем грамотно» для 1-2 класса | 4.8 / 5 26 отзывов | 2 196 р./курс 5 490 р./курс | 7 месяцев | Сертификат | Открыть | |
Курс по литературе «Сказочная мастерская» для учеников 1–2 классов | 4.8 / 5 26 отзывов | 6 990 р./курс | 7 месяцев | Сертификат | Открыть | |
Русский язык (Эльконин-Давыдов) для 2 класса (базовый уровень) | 4. 8 / 5 26 отзывов | 3 290 р./курс | 7 месяцев | Сертификат | Открыть | |
Литературное чтение для 2 класса (базовый уровень) | 4.8 / 5 26 отзывов | 3 290 р./курс | 7 месяцев | Сертификат | Открыть | |
Индивидуальные занятия Курсы по русскому языку для 2 класса в Тетрике | 4.9 / 5 23 отзыва | Индивидуальное занятие Групповое занятие | 55 минут | Открыть |
Рейтинг онлайн-школ
Подробнее о школе
4.9 / 5
23 отзыва
Тетрика – это онлайн-сервис, где можно подготовиться к школе, подтянуть оценки по всем школьным предметам, пройти подготовку к ОГЭ или ЕГЭ. А также Tetrika проводит дистанционные уроки английского для детей и взрослых. В онлайн-школе есть бесплатные курсы и платные обучающие программы. Ниже мы собрали все ее курсы и отзывы реальных учеников. Вы можете оставить свой отзыв о Тетрике и поделиться опытом, что будет полезно для потенциальных учеников.
Скрыть курсы
Все курсы русского языка и литературы для 2 класса в Тетрика
Название | Цена | Срок | Скидка |
---|---|---|---|
Курсы по русскому языку для 2 класса в Тетрике На сайте школы | Индивидуальное занятие Групповое занятие | 55 минут | Нет |
Подробнее о школе
4.8 / 5
26 отзывов
Фоксфорд – это онлайн-школа для детей 1-11 классов, работает с 2009 года. Здесь можно подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам на курсах, улучшить оценки по школьным предметам, пройти подготовку к поступлению в ВУЗ, а также школа подойдет для тех, кто выбрал домашнее/семейное обучение (экстернат). Фоксфорд ведет свою деятельность на основании государственной лицензии, входит в состав онлайн-университета Нетология и является участником Сколково.
Раскрыть курсы
Скрыть курсы
Все курсы русского языка и литературы для 2 класса в Фоксфорд
Название | Цена | Срок | Скидка |
---|---|---|---|
Курс по русскому языку «Пишем грамотно» для 1-2 класса На сайте школы | 2 196 р./курс 5 490 р./курс | 7 месяцев | 60% |
Курс по литературе «Сказочная мастерская» для учеников 1–2 классов На сайте школы | 2 796 р. /курс 6 990 р./курс | 7 месяцев | 60% |
Русский язык (Эльконин-Давыдов) для 2 класса (базовый уровень) На сайте школы | 3 290 р./курс | 7 месяцев | Нет |
Литературное чтение для 2 класса (базовый уровень) На сайте школы | 3 290 р./курс | 7 месяцев | Нет |
Статьи по теме
Все статьи
Все статьи
Все категории раздела “2 класс” Перейти в раздел
Часто задаваемые вопросы
Как проходят уроки по русскому языку и литературе для 2 класса?
Дополнительные занятия по русскому языку и литературе проводятся в двух форматах:
- готовые видеоуроки в записи, которые можно смотреть в любое время;
- уроки с преподавателем по видеосвязи – проводятся по расписанию, но если ребенок пропустит занятие, то сможет посмотреть его в личном кабинете.
Онлайн-обучение – это удобно, ваш второклассник занимается в привычной домашней обстановке, учеба не мешает школьным урокам, а также ее можно совмещать с детскими кружками.
Дистанционные курсы будут полезны любознательным детям 2 класса для общего развития и тем, кто хочет улучшить оценки, подготовиться к контрольной работе или к школьной программе по русскому языку и литературе.
Есть ли бесплатные занятия для второклассников?
В большинстве онлайн-школ не нужно платить за пробное занятие. В течение такого урока вы оцените качество учебных материалов, уровень профессионализма и подготовки преподавателя.
Можно оплачивать каждый урок или сразу купить весь курс удаленного обучения. При желании вы сможете вносить оплату раз в месяц, оформив рассрочку.
Что нужно для дистанционного обучения?
Для онлайн-уроков достаточно смартфона, планшета или ноутбука с выходом в интернет. Все учебные пособия предоставит обучающий сервис.
Как родители могут контролировать учебный процесс?
При дистанционном обучении для каждого второклассника заводится личный кабинет. Через него вы сможете проверять успеваемость ребенка, просматривая количество выученных уроков, пропущенных занятий и отслеживая строчку в рейтинге учащихся.
Оцените полезность страницы
Общая оценка 4 / 5
Нашли неточность или ошибку?
Не нашли подходящий курс?
Воспользуйтесь поиском
Поищите в рубрикаторе
Экстремальный школьный эксперимент моей семьи
Реклама
Продолжить чтение основной истории
Проблема образования
Видео
расшифровка
такты
0:00/10: 07
-0:00
стенограмма
Трое американских братьев и сестер посещают экспериментальную школу в Москве, где обучение ведется только на русском языке, а занятия записываются на видео для улучшения преподавания.
Даня: Конечно, было очень-очень тяжело, когда я впервые попал в русскую школу. Я был достаточно взрослым, чтобы как бы подготовиться к этому. Это было что-то вроде: «Хорошо, ты не узнаешь, что происходит… просто сиди и ничего не делай.
Зазвонил телефон, и мой желудок сжался, когда я услышал ее голос. “Папочка? Я хочу домой», — сказала моя 8-летняя дочь Арден. Двумя часами ранее я подвез Арден и двух ее братьев и сестер к их новой школе в приземистом доме среди многоквартирных домов советской эпохи на Красноармейской улице в Москве. Они обняли меня на прощание, прижавшись слишком долго, и, пока я ехала на метро в свой офис, я произнесла про себя что-то вроде безмолвной молитвы, чтобы они пережили день и не развалились.
Но Арден только что провел несколько минут между уроками, прячась в ванной, чтобы никто не видел, как она плачет. Наконец она взяла себя в руки, нашла своего учителя и показала, что ей нужно поговорить со мной. “Я не понимаю . . . ничего, — сказала она мне. Я пытался ответить успокаивающими словами, но я понятия не имел, что делать. Вы можете сказать своему ребенку, чтобы он терпел, когда он переходит из одной школы в другую в вашем родном городе. Это было другое.
Трое моих детей когда-то были среди нянчившихся отпрысков Парк Слоуп, Бруклин. Но когда я стал иностранным корреспондентом The New York Times, мы с женой решили, что хотим погрузить их в жизнь за границей. Нет международных школ, где обучение ведется на английском языке. Наши бы поехали в местную, с настоящими русскими. Когда мы рассказывали друзьям в Бруклине о наших планах, они, как правило, говорили что-то вроде: «Вау, ты такой смелый». Но мы-то знали, о чем они думали на самом деле: ты что, спятил? Было достаточно плохо, что мы покидали любимый Парк Слоуп с его коричневыми домами и органическими кофе-барами ради страны, которая до сих пор часто представляется в воображении американцев черствой и неприступной. Бросить наших детей в русскую школу — это выглядело как жестокое обращение с детьми.
Большинство иностранных корреспондентов, как и экспатриантов в целом, отдают своих детей в международные школы. Тем не менее, нам это показалось вдохновляющей идеей. Ведь дети якобы быстро схватывают язык. Ну и что, что мой не говорил ни слова по-русски и не мог найти Россию на карте. Они были умны и выносливы. Они приспособятся, станут беглыми и проникнут в Россию — страну Достоевского и Чайковского, Большого балета и Эрмитажа — способами, почти невозможными для иностранцев.
Но фантазия о создании двуязычных вундеркиндов тут же столкнулась с реальностью. Мои дети — Даня (пятый класс), Арден (третий класс) и Эммет (детский сад) — были одними из первых иностранцев, поступивших в Новую Гуманитарную Школу, Новую Гуманитарную Школу. Все инструкции были на русском языке. Никаких переводчиков, никакой поддержки. И вот в то утро, как и во многие другие дни той осенью 2007 года, я боялся, что подвергаю их кросс-культурному эксперименту, который навсегда оставит у них шрамы.
Я сказал Арден, что перезвоню ей, а потом позвонил своей жене Джули Дресснер. “Что нам делать?” Я спросил. Мы вместе решили русскую школу, но это стало источником напряженности между нами. Наши дети были несчастны, что заставляло нас сомневаться в переезде за границу, а иногда и враждовать друг с другом. Я хотел уделять школе больше времени и не требовать большего от учителей. Джули встревожилась и подумала, что мы должны что-то сделать. Но Джули была разочарована нашими вариантами, если не считать того, что они отказались от них. В какой-то момент, после продолжительного обсуждения с несколькими учителями, она вышла из школы почти в слезах. Она изучала русский язык, но поняла, что пропустила многое из того, что было сказано. Как вы можете помочь своим детям, если вы едва можете общаться с их учителями?
Мы с Джули поговорили. Я подумал, не будет ли лучше, если я пойду в школу и уговорю Ардена остаться до конца дня, хотя бы в тихой комнате, и почитать книгу на английском языке. Джули хотела, чтобы ее забрали, рассудив, что будет разумнее начать завтра с чистого листа. Я не хотел спорить об этом. Когда я нашел ее в школе, она оживилась. Ее как будто спасли. Я держал ее за руку, когда мы шли к метро, и сказал ей, что понимаю, что то, что она делала, было тяжелым. Я мягко добавил, что было бы неплохо, если бы это был последний раз, когда она рано ушла из школы, потому что расстроилась. Я подозревал, что не будет.
Когда мы начали искать школу, то предполагали, что большая государственная школа в Москве будет слишком сложной. Джули наткнулась на веб-сайт «Новой гуманитарной науки», частной школы, в которой учится около 150 учеников, а классы небольшие. Он обещал просвещенную и новаторскую интерпретацию классического советского образования — всю строгость, но без удушающей конформности. Московские прогрессисты! Может быть, переход не будет слишком трудным.
Мы были, конечно, наивны. «Новая гуманитарная программа», которая ведет от детского сада до старшей школы, по-прежнему укоренена в российских образовательных и социальных традициях. Учащиеся читают наизусть пушкинского «Евгения Онегина» («Мой дядя был человек добродетели…») и берутся за алгебру уже в четвертом классе. Дети старше 9 летрегулярно оцениваются на основе результатов тестов. Студенческие рейтинги размещены на центральной стене, чтобы все могли поглазеть на них, как и последняя спортивная статистика.
В первые месяцы наши дети были сбиты с толку и изолированы. Даня был типичным старшим ребенком, копером, который редко терял самообладание. Но ночью у нее была бессонница. В классе она приготовилась к тому моменту, когда ее попросили сделать домашнее задание. Иногда она не знала, было ли оно назначено. Во время русской грамматики слова на доске выглядели как иероглифы. Она пыталась успокоить себя, повторяя мантру: «Все в порядке. чувствовать себя идиотом. Это займет время». Но она чувствовала себя преданной. Мы уверяли ее, что дети схватывают язык без особых усилий, и вот она, немая иностранка.
Утром Арден сопротивлялась вставанию с постели, обхватив одеяло в своей комнате, где мы покрасили стены, чтобы они напоминали зеленые холмы и голубое небо. На перемене, пока другие играли в , вышибали , русскую версию вышибалы, она проводила время, гуляя взад и вперед по бордюру, в полном одиночестве, словно на бревне. Вернувшись в P.S. 321 в Парк-Слоуп, она наслаждалась своими отношениями с учителями, иногда предпочитая тусоваться с ними, а не ходить на перемены. В «Новой гуманитарной» она едва могла с ними разговаривать.
Изображение
Сын автора, Эммет, обедает со своими одноклассниками в Новой гуманитарной школе в Москве. Кредит… Джеймс Хилл для The New York TimesМы надеялись, что Эммету будет лучше, потому что ему было всего 5,5 лет, когда он начал. Но однажды утром он так плохо справился с небольшим упражнением по рисованию линий на миллиметровой бумаге, что отказался сдать его. «Пожалуйста, дайте мне посмотреть», — умолял его учитель. «Здесь все только учатся». В конце концов, он скомкал бумагу и уткнулся в нее лицом.
Однажды ночью он пожаловался, что его не вызывают в класс, и он знал почему.
«Почему?» Я спросил.
«Потому что я американец», — сказал он.
Я старался не смеяться. Хотя я мог бы посмеяться.
Я убедил себя, что то, что они делают, ничем не отличается от того, что постоянно делают миллионы иммигрантов в Соединенных Штатах. И все же мое беспокойство было связано не только со школой. Когда мы приехали в Россию, страна все еще страдала от последствий унизительного распада СССР в 1919 году.91. Владимир Путин, бывший сотрудник КГБ. агент, презиравший демократию западного образца, правил бесспорно. Многие россияне, сытые по горло постсоветским беспорядком, аплодировали ему.
При резком росте цен на нефть экономика, основанная на природных ресурсах, процветала. В Москве недавно разбогатевшие русские приняли захватывающий дух материализм, компенсируя советские лишения. Они мчались по Тверской улице на внедорожниках Lexus, оборудовали свои дома кухнями Poggenpohl и набивались в Cantinetta Antinori и другие рестораны, которыми управляют знаменитые повара из Европы. В Москве 10 миллионов человек, и большинство из них небогаты. Но через несколько месяцев я помню, как подумал: было ли это общество, в которое я хотел бы внедрить своих детей?
Впервые мы посетили Новый гуманитарный институт, когда Даня, Арден и Эммет проходили обследование для поступления. Нас встретил мужчина с копной стальных волос и зубов, цвет и расположение которых указывали на десятилетия советской стоматологии и заядлого курения. Его звали Василий Георгиевич Богин, и он был основателем и маэстро школы.
Мы только что выехали из Бруклина и первый год в России проводили в Санкт-Петербурге, втором по величине городе страны, где я интенсивно изучал русский язык, прежде чем устроиться на работу в Москву. Дети учились в частной школе в Санкт-Петербурге, где была программа для иностранцев, желающих изучать русский язык. Их языковые навыки были в зачаточном состоянии.
В школе в Москве Богин провел 45 минут с каждым из троих, разговаривая с ними по-английски. Он дал Дане задачку по алгебре, которая явно оказалась для нее не по силам. Он построил контур рыбы с помощью зубочисток и попросил Ардена повернуть рыбу лицом в противоположном направлении, переместив всего несколько кусочков. Он приказал Эммету разобрать и перестроить дом из блоков. Казалось, его заботило то, как они думали, а не то, что они знали. Дети нашли его странным. Но Богин давал нам попробовать свои методы.
Богин, которому за 50, был бы почти шести футов ростом, если бы у него была лучшая осанка, но он, кажется, всегда наклоняется вперед, привлеченный чем-то другим, когда бродит по школе. В его глазах есть озорной блеск человека, готовящего головоломку для следующего человека, которого он встретит. («Тот, кто думает, что 2 + 2 = 4 — идиот», — любит говорить он. Но об этом позже.)
Когда Богин рос в советское время, партия использовала школы для формирования лояльных коммунистов. Учителя вплетали пропаганду в уроки и заставляли заучивать наизусть, как сержанты по строевой подготовке. Богин ненавидел это. «Я не хотел быть рабом, — сказал он мне. «Я не хотел быть человеком, которому приказывают и который должен подчиняться приказам, не задумываясь. Я не считал себя человеком, который повторяет тексты без какой-либо критики, размышлений или каких-либо альтернатив».
Как политические диссиденты боролись с советским режимом, так и другие выступали против системы образования. Богин был одним из них. После изучения английского языка в колледже и службы в армии он решил стать таким учителем, о котором мечтал в детстве. В школе в Подмосковье в конце 1980-х он предложил ученикам бросить ему вызов — и всем остальным. Это был пик перестройки при последнем советском лидере Михаиле Горбачеве.
Вскоре после падения коммунизма Богин открыл «Новую гуманитарную», одну из первых частных школ в России, в тесном здании бывшего детского сада для детей рабочих военного завода. «Новый гуманитарный» остается там, и неспособность Богина отремонтировать здание или найти здание побольше отражает в какой-то степени двойственное отношение истеблишмента к его блестящему воспитательному провокаторству. (Хотя школа является частной, она по-прежнему строго регулируется государством.)
После того, как Богин встретился с моими детьми в тот день в 2006 году, он сказал нам, что очень редко принимает не говорящих по-русски, не говоря уже об американцах, и ясно дал понять, что не может проводить отдельные занятия для моих детей. Мы думали, что он готовит нас к отказу. Затем он сказал: «Но я возьму их».
Василий Богин, директор школы, обучает ученика математике. Кредит… Джеймс Хилл для The New York Times школа в любое время. Тем не менее, даже когда мы беспокоились, они самостоятельно развивали навыки выживания. Они просили учителей о дополнительной помощи после уроков. Чтобы доказать одноклассникам, что они не невежественны, они старались хорошо успевать по предметам, не требующим большого знания русского языка, например, по математике. Девушки использовали тактику, которую они назвали «улыбка и кивок», когда они не понимали, что кто-то говорит. Они помнили слова и украдкой искали их.Все трое начали разговаривать по-русски, хотя и с акцентами и грамматическими ошибками, как будто язык просачивался в их сознание. «Это было похоже на разгадывание кодекса, потому что каждый день ты просто должен придумывать что-то новое, чтобы сказать и как-то по-новому действовать», — позже сказал мне Даня.
Даже уроки русской литературы казались менее устрашающими. Учительница Арден однажды утром обсуждала русские сказки, когда поняла, что Арден не знает классического для многих конца. Это было похоже на «. . . и жили они долго и счастливо.”
Она попросила Ардена повторить каждое слово. Арден сделал. Она сказала Арден, чтобы она читала предложения сама. Арден колебалась, словно собиралась отказаться, как делала это много раз раньше.
Но потом она это сделала. Одноклассники аплодировали, и она сияла.
В начале года остальные дети относились к Дане, Ардену и Эммету как к курьезам. Время от времени они высмеивали троих за их искаженный синтаксис, хотя школа пресекала это. Богин даже придумал уловку для класса Эммета: один из школьных учителей английского проводил урок исключительно на английском языке. «Вот каков каждый день для Эммета», — объяснила учительница. Один мальчик так мучился, пытаясь следовать за ним, что расплакался.
В конце концов поддразнивания прекратились, и некоторые дети начали присматривать за моими, помогать им с домашними заданиями и приглашать на дни рождения.
Богин беспокоился, что наши дети не выживут. Но он видел, что они прогрессируют и служат примером для остальной школы. К этому моменту мы были очарованы Богиным — он был персонажем из нашего романтизированного представления о русской интеллигенции. Он мог брать банальные темы — например, как дети поднимают руки в классе — и превращать их в длинные диалоги, которые никогда не надоедали. Однажды мы с Джули встретились с Богином, чтобы обсудить учебные привычки Эммета. Ехали почти три часа. Богин начал верить в наших детей и вложился в их успех. Мы черпали в этом силы.
Поздней весной 2008 года Даня пришел домой с ошеломляющим известием: Богин выбрал ее в команду академической олимпиады, в основном за ее математические способности. Мы не могли этого понять. Как она могла понять вопросы? Она заверила нас, что ей это удалось. Впервые нас охватило чувство оптимизма.
Мы с Джули рано запаниковали, в основном потому, что чувствовали себя бессильными. Наша склонность как родителей состояла в том, чтобы вмешаться, чтобы защитить наших детей. Но, может быть, было бы лучше, если бы они сами выиграли эти сражения. Как часто говорит Богин, «жизнь — лучший учитель».
Когда все утряслось, мы обнаружили, что Нью-Гуманитарное общество было весьма примечательным местом. Богин создал систему, которую он назвал кураторами, двумя или тремя учителями, чья работа заключалась в присмотре за 10–15 детьми в каждом классе. Кураторы обычно не проводят уроки, а наблюдают за занятиями, выявляют проблемы и водят детей на обеды и занятия. Все завтракали, обедали и перекусывали в столовой, где заботливые повара подавали еду, от борща до блинов и булочек с корицей. Мои дети сожрали его, а Эммет перестал орудовать вилкой и ножом, как пещерный человек. Многие дети, в том числе и наши, оставались в школе до 18 часов, делая уроки с кураторами. Это было для нас находкой, потому что нам было трудно помогать с заданиями.
Новый гуманитарный университет имел стандартные предметы, такие как история и математика, а у Дани было много часов домашних заданий в неделю. Но Богин добавил такие курсы, как антиманипулирование, предназначенное для того, чтобы дать детям инструменты для расшифровки коммерческих или политических сообщений. Он вел обязательный класс под названием мышление , что означает «мышление», как в критическом мышлении. Частично он был основан на работах диссидента советского философа-педагога Георгия Щедровицкого, который утверждал, что существует три способа мышления: абстрактный, вербальный и репрезентативный. Чтобы понять смысл чего-либо, нужно было использовать все три.
Когда я попросил Богина объяснить Щедровицкого, он задал вопрос. «Разве 2 + 2 = 4? Нет! Потому что два кота плюс две сосиски это что? Два кота. Две капли воды плюс две капли воды? Одна капля воды».
Первоклассники наслаждаются игрой в классики. Кредит… Джеймс Хилл для The New York TimesС этого момента теории стали более сложными. На практике, однако, философия означала, что Богину нравилось забрасывать детей задачками и головоломками, чтобы заставить их мыслить широко. Это было противоположностью зазубривания советской системы.
Во время обеда дети дразнили меня загадками. «Десять ворон сидят на заборе», — объявил Арден. «Кошка набрасывается и съедает одну ворону. Сколько осталось?” — Ммм, девять, — сказал я, опасаясь ловушки. «Нет, ни одного!» — радостно ответила она. — Ты действительно думаешь, что после того, как одну ворону съедят, остальные останутся?
У Богина было еще одно нововведение: занятия записывались на видео. Это не было пережитком советской слежки. Скорее, он хотел подвергнуть критике то, как учителя взаимодействовали с детьми и поддерживали отношения между ними. Богин и его сотрудники часто работали до поздней ночи, просматривая отснятый материал и обсуждая методологию.
Жизнь в Новой Гуманитарной была полна академических олимпиад, конкурсов декламации стихов и викторин. В школе особое внимание уделялось устным экзаменам, даже по математике, когда дети должны были решить уравнение у доски и объяснить методологию. Дети были оценены и ранжированы, с опубликованием результатов. Мы к этому не привыкли: в Бруклине школа привила дух «все победители». В «Новой гуманитарной организации», по словам Дани, «детям посылают совершенно другое сообщение: «Учиться трудно, но ты должен это делать. Вы должны получать хорошие оценки».
Сначала, когда публиковались рейтинги, школа не включала Даню и Арден, чтобы не смущать их. (Эммет был слишком молод, чтобы попасть в рейтинг.) По мере того, как девочки привыкали к русскому языку, их имена начали появляться. Шли месяцы, и я заметил, что они ползут вверх по списку.
Новая гуманитарная помощь стоила около 10 000 долларов на ребенка первого года жизни. Мы могли себе это позволить — как и многие компании, отправляющие работников за границу, The Times платила за обучение. И все же для москвичей школа была чужой породой. Это было слишком дорого для большинства, но не нравилось богатым, которые часто предпочитали послушных учителей и роскошные удобства. Со своими кривыми полами и узкими коридорами «Новая гуманитарная помощь» выглядела как старая пристройка к государственной школе в Квинсе.
В школу пришли родители из высших слоев среднего класса, которых Богин впечатлил. В моих детских классах родители были юристами, профессорами, банкирами, архитекторами, издателями, рестораторами и производителем косметики. Они ездили на хороших машинах, жили в приватизированных в постсоветское время квартирах и отдыхали в Западной Европе.
Я смотрел на них как на русскую версию родителей, населяющих Верхний Вестсайд, Трайбеку или Парк Слоуп. В Москве есть несколько сильных государственных школ, но система в целом удручает, отчасти потому, что ее разъедает постсоветский бич коррупции. Родители часто дают взятки, чтобы их дети поступили в лучшие государственные школы. Есть дополнительные выплаты за хорошие оценки.
Родители из Нью-Гуманитарной школы демонстрировали одно резкое отличие от своих коллег из Нью-Йорка: они были аполитичны и часто фаталистичны в отношении будущего своей нации. Как и многие россияне путинской эпохи, они замкнулись в себе, избегая публичной жизни и сосредоточиваясь на личном. Поступать иначе было рискованно. Вы можете сколько угодно критиковать правительство в частном порядке — КГБ. шпионы больше не прячутся. Но что-нибудь еще, и вас могут уволить, потерять контракт или вызвать полицию. Эта тревога присутствует всегда.
Алексей Скворцов, руководитель отдела розничной торговли, отец мальчика из класса Эммета, напомнил мне преданных отцов, которых я видел, когда они вели своих детей в поликлинику. 321. Когда я спросил Скворцова, что случилось с его поколением, он ответил: «Я думаю, что большинство людей в России никоим образом не верят, что они могут влиять на изменения в обществе. Поэтому они концентрируются на тех изменениях, которые затрагивают их личную жизнь».
Тем не менее, выбор родителями «Новой гуманитарной помощи» был в некотором смысле актом бунта. Они поняли, что после того, как Богин покончит с их детьми, они не поддадутся ничьей демагогии.
Богин недолюбливал российское руководство, особенно Путина, который казался ему слишком советским. Но Богин не был активен в политике, зная, что поддержка оппозиции вызовет неблагоприятное внимание со стороны властей. Мне было любопытно, однако, как правительство восприняло его. Он разработал убедительную модель, которая могла помочь спасти систему образования. Но его проигнорировали.
Второклассники на уроке музыки и танцев. Кредит… Джеймс Хилл для The New York TimesВесной прошлого года я был у Валерия Фадеева, известного журналиста, члена Общественной палаты, совещательного совета Кремля, и тесно связанного с либеральным крылом путинской правящей партии. Дочь Фадеева учится в Новой Гуманитарной, и он в восторге от школы. Он сказал мне, что кремлевская образовательная бюрократия знала о Богине, но была слишком закостенела, чтобы заботиться о нем.
«Власти не мешают ему работать, но и толку от него нет», — сказал Фадеев. «Они не понимают, что реформа образования — единственный реальный источник возрождения нашей страны».
Каким-то образом, когда второй год плавно перетек в третий и четвертый, жизнь в Новой Гуманитарной стала нормальной. Даня собиралась в кофейню со своими подругами Машей и Дашей. Арден отлично знала русскую грамматику, возможно, потому, что выучила правила с нуля, в отличие от носителей языка. Обе девушки были на вершине академического рейтинга. Эммет, еще слишком молодой, чтобы его оценивали, тоже процветал.
Когда я подвозил их утром, я был поражен, как они шутили с другими детьми. Они уже не переводили с английского на русский в голове — нужные слова вываливались. На улицах Москвы их принимали за аборигенов. (Иностранные жители уже давно возмущаются тем, что российские театры и музеи берут с иностранцев большие надбавки. Мы с большим удовольствием отправляли детей покупать наши билеты по более низкой цене.)
Их беглость и знакомство с культурой отпирали двери повсюду. Во время долгой поездки на поезде в Эстонию они подружились со строителем средних лет и его женой, врачом, которые были с юга России. Супруги поставили детям черный хлеб, маринованные овощи и копченую рыбу, и все часами сидели, перекусывая и болтая.
Арден присоединился к труппе, которая занималась не только балетом, но и современным танцем. В школе Дане задавали Толстого и Чехова, а потом самостоятельно она начала читать «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, один из самых известных русских романов ХХ века, в оригинале.
Чувство принадлежности детей подняло неловкий вопрос: стали ли они больше русскими, чем американцами? Они ассимилировались, как везде иммигранты? Джули и я полюбили Россию и ее людей, но некоторые аспекты страны — ее склонность к авторитаризму, ее консервативные социальные нравы — все еще беспокоили нас.
Дети, как всегда, сообразили раньше нас. Они интегрировали свою американскую идентичность в школу, а не отвергали ее. Им помогали учителя английского языка. Они описали жизнь в Соединенных Штатах друзьям. Я понял, что нам не о чем беспокоиться, когда один из кураторов Ардена, Галина Лебедева, рассказала, как Арден требовал, чтобы девочки передвигали столы во время уборки, как и мальчики. «Арден, наша американская феминистка, сказала, что девочки так же способны поднимать тяжести, как и мальчики, — с улыбкой сказала мне Лебедева. «Мы сказали: «Хорошо»».
А потом, после пяти лет в России, пришло время вернуться в Бруклин.
Даня, которому сейчас почти 14 лет, относился к отъезду неоднозначно, тяготея к тому, чтобы быть подростком в Нью-Йорке. Но Арден и Эммет с удовольствием остались бы. «Я чувствую, что меня тянут с двух сторон, и я понятия не имею, что делать», — сказал мне Арден прошлой весной. «Это единственная проблема жизни за границей. В конце концов, вы испытываете такие странные чувства, как: «О, я не могу уйти; Я не могу остаться».
В последний день детей Богин созвал собрание, чтобы попрощаться с ними. Он начал хвалить их за все, что они преодолели, но потом остановился. Это тоже будет не просто лекция.
«Чего бы у нас не было, если бы не эти трое?» он спросил. «Как они обогатили нашу школу?»
«Театр!» — крикнул кто-то в ответ.
«Школьная газета!»
«Отличная дружба!»
Началось пение. « Спа-си-бо! Спа-си-бо! » («Спасибо!»)
У некоторых учителей и детей на глазах были слезы.
Я вышел на сцену, чтобы выразить свою глубокую признательность, но был слишком подавлен, чтобы говорить. Внезапно Арден шагнул вперед и взял микрофон. Уверенным и безупречным русским языком она поблагодарила школу за всех нас.
Так выглядит «русификация» системы образования Украины на оккупированных территориях
Львов, Украина Си-Эн-Эн —
Когда однажды в конце апреля российские солдаты в масках обыскали дом Нины на северо-востоке Украины в 6 часов утра, они искали не оружие. Вместо этого они искали ее украинские учебники.
Солдаты держали ее мужа и дочь под прицелом, но 48-летняя женщина сказала CNN, что знала, что они пришли за ней. Как директор школы, она считает, что они видели в ней врага.
«Они искали везде, даже в канализации и уличном туалете», — объяснила она. «Они нашли учебники и учебники по украинскому языку».
Нина не одинока. Украинские официальные лица говорят, что педагоги в новых оккупированных Россией районах страны сообщают об участившихся случаях запугивания, угроз и давления с целью адаптации школьных программ в соответствии с пророссийской риторикой.
По мере того, как война бушует в Украине, образование стало жертвой конфликта и потенциальным полем битвы в борьбе за контроль над страной.
Согласно данным, собранным Украинским государственным институтом образовательной аналитики, до вторжения российских войск 24 февраля в школах по всей стране обучалось около 4,23 миллиона учащихся. Теперь миллионы детей школьного возраста стали внутренне перемещенными лицами или вынуждены бежать за границу вместе со своими семьями.
После обыска в ее доме Нина сказала, что солдаты, заставившие ее говорить по-русски, «дали мне минуту, чтобы одеться, и отвезли в школу».
Поврежденная детская площадка рядом со зданием детского сада «Барвинок» в Макарове, Украина, 19 апреля.
Алексей Фурман/Getty ImagesКогда они прибыли, ей приказали передать учебники истории и расспросили о школьной программе. «Они пришли с требованиями, но разговаривали очень вежливо», — вспоминает воспитатель. «Из сейфа взяли ноутбук — он даже не мой; это был ноутбук учителя начальных классов и два учебника по истории для восьмого класса».
Она сказала, что похитители надели ей на голову черный капюшон, прежде чем запихнуть ее в машину и отвезти в другое место, где продолжался ее допрос.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_2925CB67-3910-D74A-C1E3-BE167620308A@published” data-editable=”text” data-component-name=”paragraph”> «Они спрашивали, как я отношусь к «войсковой операции», обвиняли меня в том, что я слишком патриотична, слишком националистична», — сказала она. «Они спрашивали, почему я использую украинский язык… почему я хожу в украинскую церковь».Нина сказала, что они хотели, чтобы она вновь открыла школу и обеспечила возвращение детей, но она утверждала, что это небезопасно для учеников и учителей.
«Не знаю, как долго меня держали, я не чувствовала времени, сидела в этом черном капюшоне, его сняли только на допросе», — продолжила Нина, фамилию которой CNN не назвал из соображений безопасности.
В конце концов ее отпустили, но не раньше, чем похитители «подчеркнули, что знают о моем сыне, и напомнили мне, что у меня есть дочь», — сказала она, добавив: «Я посчитала это угрозой».
Через несколько дней, опасаясь возвращения русских войск, Нина и ее семья бежали.
Случай с Ниной — не единичный случай. По мере эскалации конфликта неуклонно растет количество сообщений об угрозах в отношении преподавателей в недавно оккупированных регионах.
Одна учительница рассказала CNN, что российские войска подошли к директору ее школы и «приказали ей отдать все учебники по украинскому языку и истории, но директор отказалась. Позиция у нее была такая строгая, что как-то другого давления не оказывали… Ушли ни с чем».
Некоторые учителя смогли возобновить занятия для учащихся онлайн, используя виртуальные классы, аналогичные тем, которые были созданы во время пандемии коронавируса. Но для других уроки прекратились, поскольку интернет-услуги были нарушены, а школы, находящиеся рядом с местами боевых действий, были вынуждены закрыть свои двери.
‘Некоторые из них разучились писать:’ Внутри новой школы для детей, спасающихся от войны
02:44 – Источник: Си-эн-эн
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_86E79666-1730-0A4E-0766-C1DA652CE590@published” data-editable=”text” data-component-name=”paragraph”> По меньшей мере 1570 учебных заведений были разрушены или повреждены в результате обстрелов с начала российского вторжения, заявил президент Украины Владимир Зеленский в своем ночном обращении 2 мая. Заявления президента не были подтверждены независимыми СМИ CNN.Украина обвинила Россию в том, что 7 мая в Луганской области была сброшена бомба на школу, где укрывались 90 человек. Глава Луганской областной военной администрации Сергей Гайдай заявил, что в результате удара здание было снесено. Шестьдесят человек считаются погибшими.
Уполномоченный по вопросам образования страны Сергей Горбачев сообщил CNN, что с февраля правительство получило более 100 обращений и обращений о помощи от учителей, родителей и учащихся в оккупированных регионах.
Видео показывает последствия смертельного взрыва в школе
02:49 – Источник: Си-Эн-Эн
«Сотрудники образовательных учреждений, оставшиеся в оккупации, рискуют собственной жизнью и здоровьем, [и] подвергаются принуждению, насилию и давлению», — сказал Горбачев.
«Известны случаи похищения руководителей органов образования и директоров школ», — добавил он. «Учителя вынуждены сотрудничать и работать в школах под прицелом автоматов».
По словам Сергея Хлана, представителя областного совета, который в последние недели неоднократно обвинял оккупационные войска в угрозах педагогам, в южной части Херсонской области можно увидеть новые примеры попыток российских сил искоренить украинскую идентичность на недавно оккупированных территориях.
Хлан заявил в четверг, что российские силы совершают набеги на деревни и проводят интенсивные поиски, а также проводят перепись тех, кто остался в некоторых районах. Он также заявил, что русские заявили, что «будут привозить учителей из Крыма, потому что наши учителя не согласны работать по российским программам. Тех немногих учителей, которые соглашаются работать, мы знаем лично, и они будут нести за это уголовную ответственность».
Хлан ранее предупреждал, что директорам в городе Каховка угрожали в конце апреля.
Его последние замечания прозвучали после того, как появилось сообщение о том, что новый директор был назначен «оккупантами» в школу в Каховке после того, как предыдущий директор, как сообщается, был похищен 11 мая, по словам местного журналиста.
Попытки заставить украинскую систему образования привести ее в соответствие с российскими школьными программами отражают аналогичные усилия по русификации в районах, захваченных российскими войсками и поддерживаемыми Россией сепаратистами в предыдущие годы. Президент России Владимир Путин, чьи безосновательные заявления о повсеместном притеснении русскоязычного населения Украины послужили предлогом для российского вторжения 24 февраля, ясно дал понять в своих публичных заявлениях, что не считает Украину законным государством.
Олег Охредько — педагог-ветеран с более чем двадцатилетним педагогическим стажем и аналитик Центра гражданского образования «Альменда» — организации, изначально созданной в Крыму и занимающейся мониторингом образования на оккупированных территориях. Он сказал CNN, что это стратегия, свидетелем которой он стал после аннексии Крыма Россией в 2014 году.
«Крым стал таким экспериментальным полем для России. Здесь началась милитаризация образования в целом», — пояснил он.
Он сказал, что российская пропаганда, переосмысливающая исторические события, была включена в школьную программу Крыма, что, по его словам, оказало чрезвычайно пагубное влияние на местных детей.
«Украина полностью исключена из школьных учебников, и все становится «историей России», — пояснил Охредько. «Дети в оккупации действительно очень сильно зависят от воспитания в системе, которая постоянно нуждается в враге. Теперь враги США и Украина. И эта неприязнь начинает проявляться у детей в форме агрессии».
Он добавил: «Те дети, которые учились в школе шесть-восемь лет назад, когда им было от 11 до 13 лет, сейчас воюют против Украины. Граждане Украины, к сожалению, воюют против своей страны».
На данный момент многие педагоги в оккупированных районах Украины пытаются сопротивляться попыткам России скорректировать их школьную программу, опасаясь последствий любых изменений для их учеников в долгосрочной перспективе.
В Луганской области Мария, учитель математики и член областной школьной администрации, рассказала CNN, что ее членам был поставлен ультиматум, чтобы преподавать по русской программе. Марии дали псевдоним, чтобы защитить ее личность.
«Конечно, мы сказали им, что не будем этого делать. И они ответили: «Посмотрим». У нас есть файл на каждого из вас». Это страшно», — сказала Мария, добавив, что позже им прислали российские учебники по электронной почте с просьбой «хотя бы прочитать, а потом решить, потому что программа действительно хорошая».
Переселенцы из Киевской области размещены в спортзале местной школы в Ивано-Франковской области на западе Украины.
Юрий Рыльчук/Укринформ/Future Publishing/Getty Images«Нас пытались уговорить. Но мы им сказали, что у нас здесь нет интернета и ничего не получали», — пояснила она.
«Они даже спрашивали: «А какая разница — почему важно учиться на украинском или на русском?» Вы преподаете математику — на любом языке она одинакова». Меня это возмутило… и я им сказал, ваше образование, ваши документы нигде не признаются, дети не смогут поступить в университеты. И они ответили: «Какие университеты? Зачем? Нам нужны рабочие и солдаты».
Поскольку вторжение России в Украину продолжается, Мария по-прежнему напугана, но полна надежд.