Разное

Для первоклассников психологические тесты: учебные тесты для первоклассника перед поступлением в школу онлайн

Содержание

Интересные психологические тесты для детей от 5-6 лет на самоконтроль, самооценку и отношения в семье / Малютка

От автора: «Многие люди специфически относятся к психологическим тестам. И в принципе правильно делают — многие тесты это всего лишь инструмент, с которым ещё надо уметь обращаться и правильно истолковывать. Но всё равно их бывает интересно проходить и просто для веселья.»
Мне нравятся проективные методики — они хороши в отношении детей (не требуется каких-то особых знаний) и того, что тут невозможно предугадать правильный/неправильный ответ — то есть, человек в них невольно показывает то, что есть на самом деле.
Чаще всего их используют для определения самооценки, отношений ребенка с окружающими, наличия тревожности и пр. Сегодня я покажу вам несколько таких тестов и напишу как их толковать. Прошу отнестись к любым результатам спокойно. Чтобы делать какие-то выводы, надо понимать, что тесты рассчитаны на детей старше 5 лет и убедиться, что ребёнок точно понял их условия.

Кроме того, результаты приблизительны, поэтому к ним не надо относиться как к диагнозу.

Тест самоконтроля и произвольности

Его иногда включают в диагностику готовности к школе — хорошо отражает развитость эмоционально-волевой сферы. Сразу скажу, что в 5 лет результаты могут быть ещё не очень, хотя некоторые дети с ним уже могут справиться, но чаще справляются 6-7-летки.
Ребёнку показывают серию картинок




После чего просят описать, что на них происходит, в чем причина событий, как бы поступил он.
Если в неудачах персонажей «виноваты» скамейка, лейка и прочие вещи, то это отражает то, что малыш пока до конца не осознаёт причинно-следственные связи некоторых событий, некритичен к своим действиям и с высокой долей вероятности, столкнувшись с трудностями, откажется проявлять волевые усилия, так как от него якобы ничего не зависит. В школе у таких детей, скажем, в некрасивых прописях «виноваты» карандаши и тетрадка, но не он сам, считавший ворон.


Хорошим знаком будет понимание со стороны ребёнка того, что именно персонажи ошиблись, например, мальчик с 1-ой картинки перецепился через скамейку потому, что «был невнимательным». Также хорошо, когда ребенок дает советы, адекватные ситуации, допустим, мальчику на 4-ой картинке надо потренироваться или девочке на 2-ой набрать меньше воды в лейку.
Ребёнок может давать и двойственные ответы. Например, девочке на 3-ей картинке не помешало бы попросить помощи у взрослых или подрасти, но в то же время качеля не очень хорошая — её кто-то сделал слишком высокой для малышей. Такой подход говорит не только об умении понимать причинно-следственные связи событий и регулировать свое поведение в связи с ними, но и о способности видеть ситуацию с нескольких сторон.

Методика «Лесенка»

Часто используется для определения адекватности самооценки у ребёнка и того, каким он видит отношение к нему других людей.
Предъявляется такая картинка:

Тестирующий, показывая на первую ступеньку (но не называя вслух её номер!), говорит, что, если бы можно было всех детей расставить на лестнице, то тут стояли бы самые-самые лучшие дети. Показывая на 2-3 ступеньку: «А тут были бы хорошие ребята», на 4-ую: «Ни хорошие, ни плохие — средние», на 5-6-ую: «Плохие», а на 7-ой «Самые-самые плохие». Потом спрашивает: «Куда поставил бы себя ты?»
Нормальным вариантом является выставить себя на 2-3 ступеньки.
2-3 ступенька — это дозревшая, адекватная самооценка. Ребенок хорошо, но без лишней самовлюблённости, оценивает себя и свои поступки.
1-ая ступенька тоже хорошо, но только для детей до 7-8 лет — для них ещё нормально иметь завышенную самооценку.

Всё, что ниже, говорит о заниженной самооценке. Чем ниже будет ступенька, на которую поставил себя ребенок, тем большее давление он чувствует и тем сильнее негативно себя оценивает. Тут полезно расспросить его что не так, почему он решил встать именно сюда.
Кроме того, лесенка может использоваться для понимания того, как ребёнок видит к нему отношение других людей. Можно спросить: «А куда бы тебя поставила мама?», «А куда папа?», «А куда воспитатели?». Если, например, с условием «Папа» ребёнок ставит себя вниз, то обычно это значит, что этот взрослый видится как требовательный и давящий (тем сильнее, чем ниже на лестнице себя располагает ребенок).

Методика «Рисунок семьи»

Думаю, много кто слышал про то, что можно попросить ребёнка нарисовать всю семью на листе бумаги и на базе этого получить примерное понимание того, как он относится к тому или иному человеку в ней.

Эта методика хороша тем, что даже на этапе рисования «головоногов» (первых человечков, которые обычно появляются на листе в 3-3,5 года), уже многое понятно. Но всё же лучше использовать её в 5+ лет — ответ будет более подробным, поскольку у ребенка будут достаточно развитые навыки рисования — он сможет изображать разные детали, использовать те цвета, которые правда хочет. Например, многие дети до 5 лет рисуют черным и темно-синим потому, что эти цвета лучше видно на белой бумаге. Из-за этого взрослые иногда ошибочно делают далеко идущие выводы про депрессии и прочее, хотя по факту этого может и не быть.
В этом тесте много параметров для оценки и его хорошо проводить под руководством грамотного и опытного психолога, но приблизительную картину вы можете составить сами по следующим критериям:

Состав семьи. Если все на месте, то у малыша хорошие отношения со всеми членами семьи.Если кого-то не хватает, то или он не занимает весомого места в жизни ребенка, или отношения на данные момент испорчены. При этом ребенок может как прямо сказать: «Я не хотел рисовать маму — она ругается», так и завуалированные вещи типа: «Она пошла в магазин».
С сестрами/братьями чуть другая картина. Ребёнок может их любить и на данный момент с ними не конфликтовать, но на рисунке может хотеть быть как бы единственным в семье — так он в своём творчестве «монополизирует» родительскую любовь.
Размер — кто выше, тот, по мнению ребенка, сильнее и влиятельнее. Кто ниже — у того меньше весомости.На этот параметр иногда обижаются взрослые, особенно соперничающие друг с другом за любовь малыша. Но на самом деле тут надо трезво подходить к оценке. Дети, как правило, рисуют большими тех взрослых, которые проводят с ними много времени, решают их проблемы, защищают и заботятся о них. Это нормально. Но вот варианты, когда мама 3-метрового роста рядом с лилипутами детьми/мужем, обычно не повод для гордости — они могут значить, что мама весит не просто много, а слишком много, и даже, возможно, подавляет собой других.
Хороший знак, когда все примерно одинакового роста или с небольшими вариациями — ребенок считает, что в семье сбалансированные отношения.
Количество деталей и очередность — самый весомый член семьи обычно рисуется в первую очередь и имеет больше всего деталей, особенно в области головы.Голова очень важна — как я уже писала выше, даже у трехлетних малышей в рисунке человека она появляется одной из первых. Но поначалу может быть много пропусков черт лица.
Тем не менее, в возрасте старше 5 лет дети в отсутствие аутизма, как правило, уже не пропускают «неважных» деталей типа носа, глаз, рта. Но могут «вредничать»: не дорисовывать что-то или вообще заштриховывать лицо членам семьи, с которыми у них складываются непростые отношения. При этом остальные могут быть нарисованы весьма подробно.
Детальность имеет весомое значение — значит человек по-настоящему важен для ребёнка, но надо учитывать и то, что не все детали хороши. Например, зубы — признак словесной агрессии со стороны того, кому он принадлежат, а гипертрофированные руки говорят про властность и ту же агрессию, но не словесного, а физического плана.

Детские психологические тесты: комментарий экспертов

28 сентября 2021 в 13:28

Психологические тесты для детей — это опросы разных видов, проводимые с целью анализа психологического состояния или умственного развития ребёнка. Такие тесты часто проводит школьный психолог.

Ведь они помогают собирать важную информацию об учащихся, вовремя выявлять проблемы и принимать решения. Особенно полезно проводить подобные тестирования в младших классах.

По словам специалистов, на раннем этапе школьного обучения тесты дают возможность:

  • определить уровень интеллектуального развития ребёнка;
  • узнать степень готовности ребёнка к обучению;
  • выявить, нет ли у ребёнка проблем с коммуникацией и самооценкой;
  • улучшить условия адаптации детей к школе;
  • определить способности и интересы каждого отдельного ученика.

Примеры психологических тестов для детей. Как их проводить?

Существует множество видов тестирования, в том числе и для детей школьного возраста. Зачастую их проводят в каждом классе 2-4 раза в год. При надобности родители могут попросить школьного психолога протестировать их ребёнка индивидуально. Вот перечень наиболее распространенных тестов:

  • тест Кеттелла – 120-144 вопроса, разработанные американско-британским психологом Реймондом Кетеллом, автором 16-факторной модели личности. Тест рассчитан на возраст от 8 до 12 лет и может определить наличие 12 факторов детской личности. По времени он длится 30-40 мин. Главной целью теста является изучение характера ребёнка. По тесту можно определить степень уверенности, тревожности, вспыльчивости, быстроты реакции, уровень самоутверждения, склонности к риску, ответственности;
  • тест на готовность к школе Джеральдины Чейпи – может проводиться в начале первого класса психологом или родителями будущего первоклассника. Количество вопросов – 15-30. Тест состоит из вопросов, оценивающих базовый опыт ребёнка, физическое, эмоциональное, речевое и когнитивное развитие, коммуникативные навыки;
  • тест на учебную мотивацию – диагностирует основные составляющие мотивации: интерес к занятиям, ощущение собственной компетентности, усидчивость и упорство, самоорганизованность, понимание своих способностей. Такие опросники включают 30-40 вопросов. Результат зависит от характера ответов: «полностью не согласен», «частично не согласен», «частично согласен» и «полностью согласен»;
  • «Простые аналогии» и «Сложные аналогии». Цель этих тестов – выявить связи между аналогичными понятиями. Такого рода тестирование проверяет степень развития словесно-логического мышления: первый вариант – у детей 6-7 лет, второй – у детей 13-17 лет. Количество вопросов – 20-30. Больше половины правильных ответов означает нормальное развитие мышления.

Почему некоторым детям нужна регулярная психологическая помощь?

Постоянное сопровождение психолога или социального педагога необходимо для детей с особенностями развития, в частности нарушением речи, проблемами умственного развития. Такие дети обучаются по индивидуальной программе, также им нужно помогать адаптироваться к обществу и учебному процессу. Но психологические трудности могут возникнуть и у обычных детей.

Например, ребёнка совершенно не готовили к первому классу. Он отстаёт в обучении и сильно переживает из-за этого. Или школьник может испытывать трудности в общении со сверстниками. Часто дети проявляют себя как слишком гиперактивные или наоборот — слишком замкнутые. Здесь понадобится помощь квалифицированного специалиста. Искать психолога для ребёнка можно на сайте Буки.

Когда вместо психолога ребенку нужен репетитор?

Не всегда застенчивость или зажатость связаны с психологическими проблемами. Если дело касается учебных вопросов, то школьнику понадобится помощь репетитора. А тревожность или психосоматические проявления могут быть лишь следствием плохой успеваемости ребёнка. Особенно это касается учащихся младших классов, для которых очень важны оценки и похвала учителя.

В таком случае родителям стоит не медлить с поиском хорошего педагога. Вам нужен именно репетитор младших классов — универсальный учитель, который может одновременно помочь с математикой, русским, английским, логикой и другими предметами. Адаптировавшись к учебной программе, ребёнок будет чувствовать себя намного спокойней и уверенней.

Фото: архив А42.RU

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее

Что должен знать каждый учитель о психологической оценке способностей детей к обучению

Служба детской психологии и школьной психологии Мельбурна, Порт Мельбурн

За последние несколько лет наши психологи провели более 500 оценок обучения детей и подростков.

Вот 23 вещи, которые мы узнали.

Почему учащийся должен проходить оценку успеваемости?

1. Чтобы узнать, каков их потенциал обучения . Другими словами, чего они могут достичь, учитывая их способность поглощать, обрабатывать и вспоминать информацию?

2. Показать, как они изучают и обрабатывают информацию – их «учебный профиль» – показывая их сильные и слабые стороны.

3. Чтобы выяснить, есть ли у них конкретное расстройство обучения — в чтении, письме, математике или внимании (или, реже, чтобы выяснить, могут ли они быть «одаренными»).

4. Определить конкретные стратегии обучения и виды поддержки, которые могут им пригодиться – дома и в школе.

5. Чтобы помочь им лучше понять свои способности к обучению . Дети могут начать замечать различия между своим обучением и обучением других детей уже в первом или втором классе. И это может повлиять на их самооценку и уверенность в себе. Часто бывает полезно простое понимание своих сильных и слабых сторон.

6. Таким образом, можно принимать обоснованные решения об их образовании , например, о выборе подходящих путей и программ или подачи заявки на дополнительное время на экзаменах.

Когда следует проводить оценку?

7. Ясно одно: Лучше раньше, чем позже . Исследования неизменно показывают, что раннее вмешательство улучшает долгосрочные результаты обучения. Наши психологи оценивают детей от 4 лет (на готовность к школе) до подросткового возраста.

8. Как насчет других проблем со здоровьем или развитием? Если есть опасения по поводу значительной задержки или дефицита социального, эмоционального или физического развития, родителям лучше сначала проконсультироваться с педиатром.

Что включает в себя оценка?

9. Полная оценка обучения включает когнитивную оценку (тест IQ) и оценку академических навыков . Комбинация этих тестов предоставляет ценную информацию, которую нельзя раскрыть ни в одном отдельном тесте. Например, когнитивный тест сам по себе не может быть использован для диагностики расстройства обучения. Дополнительные тесты или анкеты могут быть полезны в зависимости от имеющихся проблем, таких как трудности в обучении, потенциальная одаренность или проблемы с вниманием.

10. Правильные условия испытаний имеют решающее значение для получения точных результатов . Дети должны чувствовать себя комфортно, непринужденно и бодро, чтобы делать все возможное. Мы нашли следующие шаги полезными.

11. Лучше всего разбить оценку на несколько сеансов . Мы проводим тесты в течение двух или трех сеансов по 75-90 минут. Попытка сделать все это за один день слишком много, особенно для детей младшего возраста.

12. Середина утра — хорошее время для тестирования . Мы планируем большинство сеансов тестирования примерно с 9:30 до 10:00, когда дети, как правило, более бодрствуют и проявляют бдительность.

13. Среда тестирования должна быть тихой и свободной от отвлекающих факторов, а температура воздуха должна быть комфортной . В нашем офисе в Порт-Мельбурне есть тихие комнаты с автономным отоплением и охлаждением.

14. Сломайте лед первым . Задав несколько дружеских вопросов и сыграв в пару быстрых игр, вы сможете наладить взаимопонимание и дать детям возможность расслабиться перед началом теста. (И небольшой «приз» в конце поощряет их вернуться!)

15. Не называйте это «тестом» . Мы советуем родителям сообщить своему ребенку, что он идет к психологу, который поможет детям узнать больше о том, как они учатся. Они сыграют в пару игр, ответят на несколько вопросов и решат головоломки. Это будет весело!

16. Не все отчеты об оценке создаются равными . Случайная орфографическая или грамматическая ошибка неизбежна в любом подробном отчете. С другой стороны, существенные ошибки или упущения при подсчете баллов, интерпретации результатов или диагнозов недопустимы, поскольку могут иметь серьезные последствия. Наши отчеты тщательно подготовлены в соответствии с высокими стандартами и дважды проверены.

17. Не сиди на заборе . Основная цель оценивания — не просто «навесить ярлык» на учащегося; это должно получить представление о том, как они учатся, и определить способы улучшить свое обучение. Но если результаты соответствуют критериям расстройства обучения, важно указать это в отчете, чтобы ребенок не упустил соответствующую помощь.

18. Длинный список рекомендаций по обучению вряд ли будет полезен и оставит родителей и учителей в замешательстве и подавленности. Краткий план действий с несколькими ключевыми пунктами, которые будут реализованы, намного лучше, чем 25 предложений, которые никогда не используются. Еще лучше выделить ОДНУ самую важную вещь, которую нужно сделать в первую очередь.

19. Родителям необходимо понять отчет и рекомендации . Все должно быть подробно объяснено понятным языком с использованием как можно меньшего количества жаргона. Подробная консультация с обратной связью является неотъемлемой частью процесса.

Что происходит после оценки?

20. Учителя также должны понимать результаты , чтобы обеспечить правильную поддержку обучения каждого учащегося в классе. Наши психологи разговаривают с учителями (с согласия родителей), чтобы убедиться, что все находятся «на одной волне».

21. Обучающий коучинг может быть полезен . Некоторым учащимся будут полезны целенаправленные индивидуальные занятия с психологом, которые помогут им улучшить свою успеваемость различными способами — от снижения беспокойства и стресса до мотивации, постановки целей, учебных навыков и организации. Эти занятия адаптированы к индивидуальным потребностям и целям.

22. Проверяйте прогресс каждые 3-6 месяцев. Определите, какие стратегии эффективны. Делайте больше того, что работает, и отбрасывайте то, что не работает. Отмечайте достижения и ставьте новые цели.

23. Повторная оценка может быть полезна через 2-3 года для поиска любых изменений в профиле обучения учащегося и для обеспечения того, чтобы все рекомендации и вмешательства были актуальными и по-прежнему актуальными для их конкретных сильных и слабых сторон.

Откройте для себя истинный учебный потенциал каждого учащегося и как помочь ему его реализовать

Это лишь некоторые из соображений, связанных с оценкой способностей детей к обучению. Нам известно гораздо больше, и все они служат одной цели: раскрыть потенциал обучения ребенка и осветить путь к его реализации.

>> Подробнее об оценке профиля обучения
(для детей без каких-либо подозрений на трудности в обучении)

>> Узнайте больше об оценке сложности в обучении
(для детей с подозрением на трудности в обучении, например дислексию)

>> Подробнее об оценке одаренности
(Для детей, которые кажутся очень продвинутыми в своих навыках обучения.)

Чем мы можем помочь?

Запишитесь на первичную консультацию для родителей, чтобы получить правильный совет, соответствующий потребностям вашего ребенка

Забронировать »

Есть вопросы перед бронированием? Нажмите здесь, чтобы заказать телефонный звонок, и психолог позвонит вам в удобное время (только для потенциальных клиентов). Пожалуйста, имейте в виду, что мы часто заняты с клиентами, но мы делаем все возможное, чтобы ответить на все запросы в течение одного рабочего дня. 🙂

Почему нас выбрали 2866* родителей?

(*по состоянию на 24 июля 2019 г.)

  • Конфиденциально и конфиденциально: Мы являемся частной службой, поэтому вы получите 100% независимые и конфиденциальные консультации.
  • Детские и подростковые специалисты: Мы работаем только с детьми школьного возраста, подростками и родителями.
  • Эксперты в области образования и школы: Мы поможем вам сориентироваться в школьной системе, чтобы добиться наилучших результатов для вашего ребенка.
  • Квалифицированный и опытный: У нас работают только психологи со степенью магистра или выше и опытом работы в школах.
  • Быстрые встречи: Мы не держим лист ожидания и принимаем новых клиентов в течение 7 дней.
  • Удобное расположение: Мы находимся в Миддл-парке, откуда легко добраться из многих районов Мельбурна и есть неограниченная уличная парковка.
  • Надежные методы: Мы используем подходы, полностью подтвержденные научными данными или клиническим опытом.
  • Прекрасный офис на берегу моря: Вам понравится наш тихий, современный и привлекательный офис с его комнатами, оформленными в пляжной и морской тематике.

Как психологическая оценка может помочь вашему ребенку

Детей направляют на психологическую оценку по многим причинам. У них могут быть проблемы с вниманием или поведением дома или в школе, они могут подвергаться издевательствам, испытывать депрессию или тревогу или иметь расстройство обучения. Часто, когда дети плохо учатся в школе или кажутся отстающими в развитии от своих сверстников, консультант или учитель предлагает ребенку пройти психологическую оценку. Результаты этого типа оценки позволят нам узнать, в чем ребенок преуспевает и в каких областях ему или ей, возможно, необходимо заняться (например, недиагностированная неспособность к обучению). Доктор Райан Сейдман, клинический директор нашего Детского центра, отмечает, что «обследование вашего ребенка может способствовать улучшению академических и эмоциональных показателей».

Кто проводит психологическую оценку?

Психологическую оценку проводят высококвалифицированные детские психологи, являющиеся специалистами в своей области. Эти специалисты в области психического здоровья оценивают сильные и слабые стороны ребенка, а затем работают с родителями и учителями, чтобы разработать подход, который поможет ребенку развиваться.

Как проводится тест на детскую психологию?

Эти оценки не похожи на «настоящие» тесты, и они не являются чем-то, к чему ребенок может готовиться. На самом деле, лучше всего, если ребенок во время оценки находится в расслабленном состоянии, чтобы оценка не была тестом «пройдено или не пройдено». Во время психологической оценки психолог:

  • Поговорите с ребенком (а позже и с его родителями), чтобы узнать больше об их поведении и эмоциональных навыках. Они также рассмотрят неврологическое функционирование ребенка в таких областях, как пространственная обработка. В некоторых случаях они могут также поговорить с учителями ребенка или другими людьми, которые хорошо его знают.
  • Наблюдайте за ребенком во время осмотра. В зависимости от причины оценки детский психолог может также посетить ребенка дома или в школе, чтобы дополнительно оценить его взаимодействие с другими людьми.
  • Предложите ребенку пройти стандартный тест. Эти тесты прошли множество разных людей, и они позволят психологу сравнить результаты вашего ребенка с результатами других, чтобы оценить ряд способностей. Психологи хотят знать, как ребенок функционирует в таких областях, как движение (ловкость) или поведение, а также в таких предметах, как чтение, письмо и математика.
  • Может ознакомиться со школьными записями, медицинскими записями или тестовым собеседованием, а также с родителями или учителями ребенка, чтобы больше узнать о нем.

Психологическое тестирование — это не быстрая оценка. Оценка, скорее всего, займет несколько часов и часто включает более одного сеанса, чтобы убедиться, что у психолога есть все подробности о ребенке. Собирая эту информацию воедино, детский психолог приходит к пониманию того, где ребенку нужна помощь, и может разработать стратегии, которые помогут ему полностью раскрыть свой потенциал.

Результаты психологического обследования

Когда тестирование завершено, детский психолог обсуждает результаты с родителями ребенка. Имейте в виду, что результаты не раскрывают всего о потенциале, способностях или навыках ребенка. Скорее, оценка используется как способ узнать об их «текущем функциональном уровне» эмоционально, в школьной и домашней обстановке, о том, как они учатся, а также об их сильных и слабых сторонах. Детский психолог обсудит области, в которых ребенок преуспевает, и предложит предложения, которые помогут ему улучшить те области, которые необходимо решить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *