Разное

Для детей пространство: советы по организации игрового и образовательного пространства для детей

Содержание

советы по организации игрового и образовательного пространства для детей

Что такое личное пространство

«Надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».
                                                                                                      Фёдор Достоевский 

Личное пространство — это территория, которую человек воспринимает как продолжение своей личности. Место, где можно быть собой, расслабиться в окружении любимых вещей, где всё организовано в соответствии со вкусом и привычками хозяина. 

Это нечто большее, чем просто помещение, так как у личного пространства есть два типа границ. Когда мы входим в комнату к подростку, мы пересекаем физическую границу — порог. Если мы входим туда без спроса, берём его вещи, заглядываем в портфель, то нарушаем психологическую границу. Вторжение в личное пространство равносильно вторжению в границы личности. 

<<Перелинковка>>

Почему личное пространство необходимо 

Если у подростка не сформировалось ощущение своего пространства — он не чувствует себя целостной личностью. Не может полностью осознать, что за своё тело, мысли, эмоции и отношения ответственен он и никто другой. Это приводит к тяжёлым последствиям как для самого человека, так и для его окружения: 

  • Психология жертвы. «От меня ничего не зависит» — страшная в своей удобности позиция. Люди, которые так думают, всегда сдаются обстоятельствам, легковнушаемы, не имеют собственного мнения и не могут постоять за себя. 
  • Низкая эффективность. Человек, который не понимает, где начинается и где заканчивается его зона ответственности, не может эффективно учиться и работать: чаще всего он прокрастинирует в ожидании, что его задачи выполнит кто-нибудь другой — сильный и авторитетный.
  • Склонность к зависимостям. Люди, обделённые личным пространством, склонны сооружать его подобие внутри себя, отгораживаясь от мира психоактивными веществами. А неумение говорить «нет» превращает злоупотребление в зависимость. В отношениях они часто привязываются к деспотичным партнёрам либо сами становятся такими.
  • Неврозы и психологические расстройства. Неспособность выстраивать здоровые отношения с людьми делает человека тревожным, нелюдимым, подрывает психическое здоровье.

Конечно, ни один родитель не хочет такого будущего для своего сына или дочери. И всё же взрослые не всегда задумываются, как организовать пространство для ребёнка. Для начала разберёмся, когда и сколько места ему необходимо.

<<Форма демодоступа>>

С какого возраста ребёнку нужно личное пространство

С года до трёх ребёнку постоянно требуется присутствие взрослого рядом, который всегда поможет, утешит и развлечёт. Без посторонней помощи малыш не может даже поесть или уснуть. В этом возрасте нужны забота и контроль, а не своя территория. Но постепенно всё меняется. 

Примерно в три года ребёнок начинает чувствовать себя отдельной личностью со своими желаниями и потребностями, которые часто не совпадают с волей взрослых. 

Привязанность к родителям подвергается первым серьёзным испытаниям — ребёнок пробует принимать самостоятельные решения, тестирует границы дозволенного. Взрослым важно научиться правильно реагировать на детские истерики, сохранять ведущую роль и продолжать делать пространство вокруг ребёнка безопасным. И в то же время позволять малышу первые самостоятельные шаги в большом мире. У ребёнка должны появиться первые личные вещи, пространство для игр и возможность выбора — что надеть, на какую площадку пойти, во что поиграть. 

К шести-семи годам ребёнку нужен хотя бы отдельный угол, стол для занятий, отдельное место хранения одежды, книжек и игрушек. В этом возрасте детям важно научиться понимать свою зону ответственности и уважать чужие границы. 

В младшем школьном возрасте своя территория становится необходимостью. Подростку жизненно важно иметь пространство, которое он будет считать только своим, которое будет заполнять вещами и украшать как ему нравится и где сможет просто побыть один. 

Мало отвести ребёнку своё место в доме — важно, чтобы он ощущал его личным и неприкосновенным. Как это сделать — расскажем далее.  

Как сделать пространство ребёнка личным

Не каждая семья может выделить ребёнку отдельную комнату, особенно если детей несколько. Но это не повод отказывать сыну или дочери в личной территории. Даже в маленькой квартире можно зонировать пространство так, чтобы у ребёнка был свой отдельный уголок, где он может делать всё что нравится без страха быть раскритикованным. Собственная территория и личное имущество — возможность не только почувствовать себя свободным, но и научиться ответственности: заботиться о своих вещах, следить за порядком, поддерживать чистоту. 

При организации личного пространства для ребёнка соблюдайте следующие принципы:

  • Неприкосновенность жилища. Территория подростка не должна быть проходной, в ней не должно быть посторонних вещей. Не входите туда без стука. Не переставляйте вещи в отсутствие ребёнка. Если сын или дочь просит помочь с уборкой — помогите, но сами ничего не выбрасывайте, даже если это кажется вам мусором.
  • Неприкосновенность тела. Важно, чтобы ребёнок воспринимал единоличной собственностью не только свою комнату, но и своё тело. Это поможет ему избежать нездоровых привычек и нежелательных контактов. Позаботьтесь о том, чтобы к шести годам ребёнок научился мыться сам. Не принуждайте к прикосновениям, если видите, что ребёнку неприятно. Не заставляйте съедать всю тарелку. Ни в коем случае не применяйте телесных наказаний. И научите «правилу трусиков».
  • Право на своё мнение. Чтобы ребёнок вырос свободной личностью, позвольте ему высказывать свою точку зрения. Обязательно учитывайте его пожелания при выборе обоев и мебели для детской комнаты. Никогда не говорите «ты слишком мал(а), чтобы иметь своё мнение» и «здесь у тебя ничего своего нет». Это возводит между вами стену непонимания и уничтожает самооценку ребёнка.
  • Право распоряжаться временем. Какие кружки посещать, с кем общаться, как выглядеть, к чему стремиться в жизни — всё это подросток выбирает сам. Вы можете давать советы и показывать перспективы, но не настаивать. Ребёнок должен научиться жить своим умом и брать ответственность за свои поступки. 
  • Право на секреты. Оно есть как у вас, так и у вашего ребёнка. Шкатулочка с сокровенными вещами, личный дневник, содержимое сумки, файлы на компьютере, переписка в соцсетях — всё это неприкосновенно. Как бы вы ни беспокоились о благополучии подростка, не пытайтесь выведать его тайны, иначе рискуете навсегда потерять его доверие.
  • Уважение к чужому пространству. Чтобы ребёнок уважал свои границы, учите его уважать чужие. Научите не брать вещи без спроса, не заходить к вам в комнату без стука. Выделяйте себе время для отдыха и договоритесь, чтобы ребёнок не беспокоил вас в эти часы. Будьте другом своему ребёнку, но не допускайте панибратства. Стройте отношения на взаимных договорённостях, а не на авторитарных запретах. 

Организация игрового пространства для ребёнка

Обустройство детской комнаты зависит от количества места в доме и, конечно, от возраста и интересов ребёнка. Поэтому приведём универсальные рекомендации, как организовать пространство для игр и занятий:

  • Безопасность. Важно позаботиться о том, чтобы у ребёнка была прочная и устойчивая мебель без острых углов. Полки располагайте так, чтобы ребёнок мог дотянуться до них без необходимости вставать на стул или стол. Шкафы желательно прикрепить к стенам. Пока ребёнок маленький, электророзетки стоит закрыть специальными заглушками. Вопреки распространённым страхам, пальцы в розетку засунуть невозможно, зато спицы, гвозди и другие металлические предметы — вполне.
Источник: rosby.ru

  • Пространство для активных игр. У ребёнка должно быть достаточно места, чтобы построить дом для кукол, покатать машинку или просто поскакать и побегать. Так что центр комнаты должен быть свободен. Дети много времени проводят на полу, поэтому стоит застелить его ковром с приятной для кожи текстурой. Его рисунок может стать дополнительным антуражем для игр. Если в доме холодно, используйте коврик с электроподогревом.
Источник: teplokryma.ru

  • Укромный уголок. Кто из нас в детстве не строил дом из подушек или не устраивал секретный штаб под столом? Закрытое пространство, где можно уединиться, нужно каждому ребёнку. Сегодня это каюта космолёта, завтра купе поезда, корабельный трюм или хижина старого шамана — укромный уголок позволяет реализовать любые фантазии. Сейчас в продаже есть детские палатки на любой вкус: в виде вигвама, замка, ракеты. Домик для ребёнка нетрудно сделать самостоятельно: например, оклеить обоями большую коробку, расписать её красками и задрапировать тканью.
Источник: dom74mebeli.ru

  • Пространство для творчества. При помощи рисования, лепки и аппликаций дети осваивают мир. Чтобы малышу было удобно воплощать свои творческие замыслы, ему нужен отдельный стол со стулом или парта. Они должны подходить по росту ребёнка и хорошо освещаться. Рядом расположите шкаф или стеллаж, где будет храниться бумага и канцтовары, пластилин и кинетический песок. Всё это должно быть у малыша в свободном доступе, чтобы он мог выбрать, чем заняться. Также рекомендуем повесить в комнате магнитно-меловую доску и оборудовать отдельную полочку под шедевры ребёнка.
Источник: skazmebel.ru

  • Сортировка игрушек. У современных детей много игрушек, и это хорошо. Но пока малыш наслаждается игрой с одной-двумя любимыми, остальные обычно пылятся по углам. Поддерживать порядок в детской помогут контейнеры или красивые коробки. Забытые игрушки можно убрать и достать снова, когда малыш утратит интерес к тем, с которыми играет сейчас. Они будут для него как новые. А когда ребёнок станет постарше, можно будет приучить его к сортировке игрушек по определённой логике — виду, размеру, степени важности. Подпишите коробки или наклейте на них стикеры, чтобы ребёнку было понятно, что куда класть. Тогда уборка из нудной обязанности превратится в интересное занятие.
Источник: nazya.com

  • Спортивный уголок. Шведская стенка, канат и турник не займут много места. Они позволят ребёнку высвобождать энергию, развиваться физически и придумывать ещё больше весёлых игр. Современные спортивные уголки для детей легко трансформируются: например, к ним можно пристроить качели и даже горку.
Источник: stroisochisnab.ru

  • Модульность. С возрастом потребности детей меняются. Важно, чтобы пространство «росло» вместе с ребёнком. Многие производители детской мебели делают её трансформируемой: например, кровати-чердаки, на нижнем ярусе которых можно организовать укромный уголок для игр, а в будущем — рабочее место школьника. Будьте готовы всегда что-то изменить в детской, чтобы личное пространство ребёнка оставалось для него актуальным.
Источник: ikea. com

Организация образовательного пространства для детей

О том, как обустроить удобное рабочее место школьника, мы подробно писали ранее:

<<Перелинковка2>>

Также читайте наши рекомендации, каким должен быть идеальный письменный стол и стул для учёбы, как создать правильное освещение рабочего места и выбрать актуальный компьютер для подростка.

Иллюстрация: Moy Lee / Dribbble

Как детям и родителям отдыхать в Москве? Отвечают создательницы детских креативных пространств

Москва — город, где можно целый месяц ходить с детьми по музеям, паркам, креативным кластерам и развлекательным центрам и ни разу не повториться. Мы поговорили с создательницами лучших детских городских пространств о том, чего ждут от города современные дети и их родители.

Инициатором создания «Ателье» в 2020 году была экс-кураторка V-A-C Foundation Катя Порутчик. Изначально мы обсуждали пространство-мастерскую, похожую на дедушкин гараж. В нем обязательно должна была появиться зона для свободной игры. Так как фонд занимается современным искусством, решили, что делать это надо вместе с художником, — в рамках закрытого конкурса выбрали Свету Шуваеву. После чего мы втроем взялись за разработку проекта.

Я сама начала иначе смотреть на потребности родителей в городе, после того как стала мамой и ощутила дефицит пространств и социальную депривацию. Так что эта тема была мне близка.

Пространство «Ателье» создано по методике Реджио Эмилии. В его основе — проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество.

«Ателье» разделено на две зоны: мастерская, где дети могут поработать с разными техниками и материалами, и игровая — наш волшебный лес. Для нас было важно сделать все материалы и инвентарь максимально доступными; так появились стеллажи, где дети могут брать все, что хотят, и исследовать это самостоятельно.

Когда нет «правильно» и «неправильно» или четкой инструкции, как нужно делать, возникает удивительное чувство свободы.

Игровая — это еще одно пространство, где дети могут пережить опыт свободы. Там есть волшебные ветки дерева, а еще шары и палки, которые можно свободно перемещать. Они помогают создать пространство игры без четко определенных правил. Можно перетаскивать элементы, что‑то строить, сражаться на них — в общем, делать что угодно.

Мне кажется, в Москве больше всего не хватает креативных пространств для самых маленьких детей, от рождения до 1–2 лет. Мы думали об этом, создавая «Лес»: там есть потрясающий безопасный и мягкий «снег», на который можно положить или посадить ребенка, который пока даже не умеет ходить. Он тоже сможет исследовать, перемещаться и открывать для себя что‑то новое.

В целом Москва — удобный город для жизни с ребенком: у нас большое разнообразие сервисов, много интересных мест, игровых площадок. За последние несколько лет город стал намного удобнее. Когда мой ребенок, которому сейчас пять, был младенцем, в разных пространствах уже появлялись пеленальные комнаты и столики. И сейчас я вижу, что их стало больше, — миллениалы-предприниматели сами становятся родителями и обустраивают свои пространства для детей.

Москва дает огромное количество вариантов разного досуга с детьми. Вчера, например, мы с ребенком ходили в «ГЭС», потом зацепили по бургеру, заглянули в магазинчик издательства «Самокат», где был спектакль, — посмотрели его, накупили книг. Так что, как говорится, check your privilege. У нас очень много альтернатив. В том же «Музеоне» можно пойти в музей, а можно лазать по крутой площадке от Berliner — это дорогое оборудование, которое мало где есть.

В 2012 году у меня было двое маленьких детей. Я остро ощущала нехватку места, где бы мне самой нравилось проводить с ними время. Я не искала кружки, куда можно привести детей и оставить. Скорее думала о пространстве, где и мне, и моим детям будет интересно вместе. Так мне пришла в голову идея создания некоего детского центра, а в итоге получилась «Зеленая школа».

Успех «Школы» — в первую очередь заслуга команды, которая тогда перепридумывала парк Горького. Ребята поняли, что нужна какая‑то площадка, где дети могли бы изучать природу; они же придумали название «Зеленая школа». А что именно будет происходить внутри, предложили решить мне самой.

Мы все понимали, что в городе у детей очень мало соприкосновения с природой.

А парк Горького — это гигантская зеленая территория, больше 200 га в самом центре Москвы. Конечно же, именно здесь совершенно необходимо рассказывать и показывать городским детям, что такое природа и как с ней взаимодействовать.

Сегодня «Зеленая школа» — место досуга, куда дети приходят круглый год в свободное от учебы время Здесь мы много говорим с детьми о том, что все можно сделать своими руками: можно научиться лепить из глины и сделать себе посуду, можно самому построить мебель, можно научиться выращивать овощи и готовить что‑то из них.

В этом году мы отпраздновали десятилетие и открыли новую площадку на территории «Музеона». В парке Горького продолжим развивать линию экологии, крафта, создания вещей своими руками, а в «Музеоне» сфокусируемся на занятиях, связанных с искусством.

У детей, которые сегодня растут в мегаполисе, меньше свободы, чем было у нас в детстве.

Родители уже не отпустят их гулять во двор одних так же смело, как нас. Самостоятельно, без присмотра, они могут побегать разве что на даче или в школьном дворе. В «Зеленой школе» во время летних каникул работает программа «Кампус» — это современный формат свободной прогулки и творчества. С детьми всегда есть сопровождающие взрослые, но никто ничего не навязывает. Они получают возможность расслабиться и отдохнуть: много общаться друг с другом, гулять и играть. В следующем году мы планируем увеличить количество мест в «Кампусе» и сделать смены двухнедельными.

Сегодня гаджеты — неотъемлемая часть жизни детей. Мне кажется особенно важным создавать пространства, где их не будет, предлагать какой‑то альтернативный вариант существования среди зелени и природных материалов. Это дает детям шанс просто побыть собой. Без больших идей, без ощущения, что ты кому‑то что‑то должен. Ведь современные дети постоянно кому‑то что‑то должны: учителям — выучить урок, родителям — принести хорошие оценки, социальным сетям — выдать какой‑то уникальный контент. «Зеленая школа» — это пространство, где дети никому ничего не должны и делают только то, что им действительно нравится.

Десять лет назад детских пространств в Москве было очень мало.

Конечно, сейчас ситуация совершенно другая. Теперь в каждой большой институции есть классный детский центр, в каждом районе — развивающие клубы, а в каждом ТЦ — игровые комнаты. Но говорить о перенасыщении я бы не стала, потому что качество заведений разное. Что у москвичей точно есть — это возможность выбора.

В Европе детские центры зачастую совсем не такие рафинированные, как московские; там детей меньше тренируют и обучают, а вместо этого дают им возможности испытать себя, нащупать свои границы. Например, в Берлине есть один детский проект, куда родителей вообще не пускают. Дети там могут свободно разводить костер, пилить дрова, сами строить из настоящих материалов серьезные сооружения: качели, мост, дом, куда можно зайти по-настоящему.

Все это сделано порой не слишком качественно, но цель именно в том, чтобы ребенок понимал, что он несет ответственность за то, что делает. Если он плохо сколотит качели, то может упасть, когда будет на них качаться. И ему позволят упасть, чтобы он понял, что вообще-то сколачивать надо посерьезнее. В Москве, думаю, такой проект не смог бы существовать, потому что московские родители не готовы к тому, что их ребенок построит качели, а потом с них упадет.

Мне кажется, что главная потребность детей, растущих в мегаполисе, — это живое общение с родителями. Им нужно место, где родители будут посвящать все время и внимание им, а не отвлекаться на решение рабочих вопросов. Наша экспозиция специально устроена так, что для работы большей части экспонатов нужны два человека.

Современные дети остро нуждаются в среде, где можно попробовать все самому, на практике, провести собственное исследование. Их стало очень сложно чем‑то заинтересовать, они существуют в огромном количестве цифровой информации.

Сегодня научный музей конкурирует с виртуальным миром, в котором дети чувствуют себя привычно и уютно.

При этом не виртуальные, а физические объекты стали для детей чем‑то необычным. Их всерьез удивляет, что с нашими экспонатами нужно взаимодействовать, чтобы что‑то увидеть и понять. Наверное, именно за счет этого у «Экспериментаниума» получается быть интереснее, чем компьютерная игра. Мы стараемся увлечь детей исследованиями, предлагаем задуматься, как на самом деле устроен мир, и перестать воспринимать его как данность.

Дети, увлеченные процессом, могут даже сломать какой‑то экспонат. Такое случается во время экспериментов, и в нашем музее ребенка не будут за это ругать. У нас же нет смотрителей, которые следят за каждым шагом и запрещают дышать или облокачиваться на объекты! Наоборот, все можно и нужно потрогать, попробовать и испытать самому.

Детская возможность познавать безгранична, поэтому хороших мест никогда не бывает слишком много.

Сейчас мы надеемся возродить музей «Живые системы», который существовал пять лет и пользовался большой популярностью, но закрылся во время пандемии. Экспозиция «Живых систем» была основана на том же подходе, что и экспозиция «Экспериментаниума», — edutainment, то есть образование через развлечение. Это был интерактивный музей с коллекцией из более чем 200 экспонатов, которые помогали узнать и почувствовать, как устроены живые существа, а главным объектом изучения становился сам посетитель. Помимо этого, мы продолжаем работать над экспозицией «Экспериментаниума», разрабатываем новые музейные программы и готовимся к открытию научно-просветительского сезона.

Москва — огромный город с парками, сотнями торговых центров и развлечений для детей с рождения. Но специальных мест для подростков здесь практически нет. Я недавно сформулировала почему: подростки в общественном восприятии похожи на бездомных. Взрослые часто относятся к ним предвзято, опасаются и не хотят рядом с ними находиться, потому что они шумные, мусорят, нарушают общественный порядок — в общем, по-разному проверяют границы.

Подростки отличаются от детей тем, что их нельзя заставить куда‑то пойти.

Они хотят проводить время отдельно от взрослых, но у них обычно нет денег, поэтому подросткам не очень рады в кафе или магазинах. Они могут где‑то собраться, но это не нравится окружающим. Поэтому их не ждут на детских площадках, где гуляют малыши. А специальных пространств для подростков, которые не хотят ходить в какой‑то кружок, в городах почти никогда нет.

В подростковое пространство «Шалаш.Спот» ребята приходят сами. Оно находится в ТРЦ «Вегас» в Москве, и чаще всего сюда приходят дети, живущие в соседних районах. Наше пространство открыто для всех, но обычно те, у кого есть альтернатива — деньги или другие места, где можно провести время, — в нем не задерживаются. Остаются те, кому это действительно нужно и интересно.

Поэтому наша задача — создать такую атмосферу и предложить такие способы провести время, чтобы те, кто действительно нуждается в помощи, захотели остаться. В этом суть «Спота»: быть альтернативой безнадзорному времяпрепровождению на улице или где‑то еще.

«Спот» бесплатный, красивый, светлый, там есть стол для настольных игр, есть две консоли PlayStation, которые нам подарили Sony, а «Спортмастер» подарил настольный теннис и настольный футбол. Это пространство, где можно хорошо провести время. С другой стороны, особенность «Спота» в том, что в нем есть правила и взрослые, которые следят за их исполнением. Взрослые — это обученные нами ведущие и волонтеры.

В целом наше пространство не рассчитано на большое количество ребят — не больше 30–40 в один момент. Но за месяц набирается около 1000 человек. А еще в «Споте» есть постоянные посетители.

Мы верим, что не существует трудных подростков. Но совершенно точно есть подростки, которым трудно.

Мы не стараемся их социализировать или развлечь — у них с этим все неплохо. Все, что мы делаем, — это учим их проводить время и вести себя по-другому. Трудное поведение — это в том числе и неумение выражать свои чувства конструктивно, и обычно человек, проявляющий трудное поведение, сам в первую очередь от этого страдает. Поэтому наша задача — научить ребенка выражать свои чувства и мысли разными способами. Например, словами: на самом деле далеко не все взрослые умеют корректно говорить о том, что им грустно.

Наш основной инструмент — безопасное и предсказуемое пространство. Это значит, что там понятные правила, и ты знаешь, что их нужно соблюдать, чтобы в нем оставаться. Потому что часто подростки зависят от эмоционального состояния взрослого — сегодня оно одно, завтра другое, а ребенок вынужден подчиняться. Мы же создаем среду, где взрослый является гарантом исполнения этих правил. И только в таком безопасном пространстве у ребенка могут найтись силы на обучение новым навыкам и новому поведению. В будущем мы хотим создавать больше таких пространств, чтобы они были в разных районах города, чтобы дети и подростки могли применять новые навыки не только в «Споте», но и в жизни.

«Каскад» я придумала вместе с Лидой Лобановой больше пяти лет назад. Лида тогда занималась психологическими исследованиями в образовательной сфере, а я — организацией образовательных фестивалей и программ. Весной 2018 года меня пригласили провести небольшой курс в одной московской школе, и я обратила внимание, что в старших классах активно вводится новая дисциплина — проектная деятельность, и мне показалось, что это может стать отличной точкой входа. В то же время мы с Лидой работали в Политехническом музее и видели, что подростки редко ходят на выставки. Мы окунулись в невероятное количество данных, но больше всего нас заинтересовали программы глубокого вовлечения, и мы решили создать свою альтернативу, которая бы объединила школы, музеи, галереи и подростков.

В этом году вместе с региональными направлениям у нас выпустилось около 300 ребят. А общее количество выпускников «Каскада» за все время — 1000–1200 человек. У нашей программы два модуля. Первый — образовательный, где мы рассказываем об основах проектной деятельности. Второй модуль направлен на обучение через опыт. На занятиях у ребят повышается уровень свободы, одновременно повышается уровень самостоятельности, и фокус обучения постепенно смещается на реализацию их собственных проектов. Итогом каждого учебного года в «Каскаде» становится выставка, на которой могут быть представлены работы в самых разных жанрах — от традиционной живописи до саунд-арта. Также у нас есть программа для тех, кто хочет продолжить обучение, — второгодники получают уже более углубленные знания.

Сейчас в Москве много интересных проектов для подростков и молодых взрослых — почти у каждого музея есть своя программа для этой аудитории.

И это отрадно, потому что долгое время в этом возрастном поле ничего не происходило — были программы для маленьких детей и для студентов, а подростки были заброшены. За ними закрепилось клише сложных и инертных, а родителям было проще загрузить их репетиторами.

Мы в «Каскаде» долгое время верили, что любая библиотека, галерея или музей может стать для подростка «третьим местом» — пространством за пределами дома и школы, куда ему приятно прийти и заняться тем, что его вдохновляет. Но в прошлом году мы всерьез задумались о том, чтобы найти постоянную городскую локацию, где бы ребята могли работать как в собственной мастерской — над любыми идеями и в любое время. Нас поддержала и помогла найти то самое место Анна Трапкова, директор Музея Москвы — нашего главного партнера, где мы несколько лет подряд проводили итоговые выставки. Работы также выставлялись в галерее «Триумф», ЦТИ «Фабрика», Центре Вознесенского.

В июле в рамках летней резиденции «Каскад + digital» мы начали осваивать один из павильонов на ВДНХ, в котором в сентябре, надеемся, откроется наше постоянное пространство. На вопрос, каким оно будет, мы отвечаем вместе с подростками — их интересы на первом месте. Сейчас это просто пустая коробка, которую мы наполняем: участники резиденции вместе с кураторами придумывают архитектурный план, phygital-скульптуры, инсталляции и мурал, который появится на одном из фасадов павильона: одно изображение объединит разные художественные стили. Такая концепция будущего мурала транслирует основную ценность «Каскада» — внимание к индивидуальности каждого участника.

Программа «Каскада» призвана давать ребятам свободу самовыражения, поэтому довольно сложно диктовать им свои условия, ведь в большом городе подросткам очень важно найти место, где их не будут дергать взрослые и указывать, что им стоит делать. Единственное наше ограничение — правила безопасности.

Многие нынешние родители наверняка все еще помнят странную советскую парадигму: музей не место для детей. Им быстро становится скучно, на них строго смотрят и шикают суровые смотрители, запрещают бегать и трогать предметы.

Но сегодня всем понятно, что без детей современный музей просто невозможен.

Поэтому еще на этапе реконструкции здания, которое отводилось под Музей русского импрессионизма, здесь уже была запланирована детская мастерская. Это удобное пространство с разноцветной мебелью, которая легко трансформируется под разные форматы занятий; там дети могут рисовать, лепить, придумывать свои арт-объекты. Также для детей у нас есть мультимедийный зал, где можно посмотреть спектакль, послушать концерт и даже стать дирижером оркестра.

У нас есть туалетная комната с пеленальным столиком и детские стульчики в кафе, и, если мама решит покормить малыша, ей подогреют еду. Мы всегда рады видеть мам с младенцами: пространство музея доступно — коляску можно взять прямо в зал.

Тем не менее, удобная инфраструктура — это скорее аргумент «за» для родителей. Что же делает музей интересным местом для детей?

Мы стараемся придумывать разные занятия, на которых можно говорить с детьми о музее, об искусстве, о кино, о театре на понятном им языке. Если ребенок хочет смеяться над автопортретом, к примеру, Александра Родченко, мы не будем его одергивать, а посмеемся над шуткой вместе. Если он высказывает невероятные точки зрения на происхождение восьми рук у модели на картине Давида Бурлюка, то мы поддержим его гипотезу и пофантазируем вместе.

Мы, наверное, первый музей в Москве, в котором купили разноцветные подушки и разрешили детям сидеть в залах возле картин и рисовать. Долгое время у нас проходили занятия по живописи прямо в экспозиции.

В целом понятно, что без музея ребенок сможет спокойно прожить, как и мы с вами. Но есть ощущение, что доступ к культуре и искусству с раннего детства — это самый верный способ сделать лучше не только каждого отдельного человека, но и общество в целом. Поэтому детям нужны музеи, а музеям нужны дети.

Если говорить откровенно, у нас все еще полно мест, где мало рады детям. Наши смотрители никогда не делают замечаний детям, но иногда их начинают одергивать посетители в зале. Недавно нам написали в книге отзывов: «давайте искусство будет отдельно, а дети — отдельно». Мы не разделяем эту точку зрения, потому что музей — место, которое делает людей лучше, толерантнее друг к другу.

Любое пространство, в том числе музейное, должно быть дружелюбным к ребенку и его маме, туда должно быть не страшно прийти. Даже памятник архитектуры можно сделать доступным для детей, не меняя его пространство.

Если вы не можете организовать доступную среду, то сделать пространство доступным можно через отношение к посетителям.

Можно провести тренинги для персонала, можно придумать и сделать бесплатные раздаточные материалы с интерактивными программами для детей. Например, в Les Collettes, доме-музее Ренуара в Кань-сюр-Мер, мемориальная строгая обстановка, но при этом есть квесты, которые они разработали вместе с детьми. А значит, это уже интересно, потому что сотрудники заметили и услышали тех, для кого они это делают. Это огромный шаг для музея.

В Москве очень много хороших просветительских проектов для детей: музей AZ, музей «Гараж», Музей Москвы, «Зеленая школа» в парке Горького. Но это все расположено в пределах Садового кольца. В паре станций метро от Кольцевой линии уже сложнее найти интересные занятия. С этим стараются справляться библиотеки, но часто желающих посещать мастер-классы и интерактивные программы больше, чем мест там. Поэтому важно, чтобы качественная образовательная и культурная инфраструктура была и у тех, кто живет не в центре. Это направление точно необходимо развивать.

лучших детских книг 2021 года | Журнал Air & Space

Из «Здравствуй, звезда», написанной Стефани В.В. Лучанович и проиллюстрировано Вашти Харрисон.

Этой осенью мы представляем наш ежегодный список лучших детских и юношеских книг, изданных в 2021 году, на темы полетов и освоения космоса. Эти праздничные дни порадуют юных читателей рассказами о юном Эдвине Хаббле, лунном камне Нила Армстронга и невероятных книжках-раскладушках, которые не от мира сего. Наш выбор включает в себя названия для всех возрастов, от тех, кто только учится читать, до подростков.

Гигантский прыжок Бока: путешествие скалы одной луны сквозь время и пространство

Автор Нил Армстронг; проиллюстрировано Грэмом Бейкер-Смитом. Корона; 17,99 долларов США; 48 страниц. В 2006 году НАСА назначило Нила Армстронга послом-исследователем и подарило ему небольшой фрагмент камня, который он принес на Землю с Луны в 1969 году. Во время приветственной речи Армстронг назвал этот фрагмент «Бок» и описал все вещи, которые Бок, должно быть, видел за миллиарды лет. Эта очаровательная книга, адаптированная из этой речи, сочетает в себе роскошные иллюстрации Бейкер-Смит и историю, которая обязательно очароват читателей. История начинается с небесного кранца, создавшего луну, и продолжается тем, что Бок — кусок базальта, отколовшийся от более крупной скалы, — столкнулся с астероидом, на что ему потребовалось «около полумиллиарда лет, чтобы оправиться».

». Когда он переключается между сном и взглядом на Землю, Бок выживает, пока на Земле формируются континенты, бродят динозавры и рождается Нил Армстронг. Он вырывается из дремоты, когда Армстронг бросает его в ящик «с некоторыми знакомыми, которых он знал лишь немного», возвращаясь на Землю с экипажем «Аполлона-11». Приложение включает дополнительную информацию о Луне, Земле и Армстронге. Возраст от 4 до 8.

Камень с неба

Написано и проиллюстрировано Джоном Классеном. Кэндлвик; 18,99 долларов США; 96 страниц. Упрямая черепаха в котелке стоит под хмурым небом рядом с обнадеживающим розовым цветком. Мне нравится стоять на этом месте. Это мое любимое место для стояния. Я никогда не хочу стоять где-либо еще, говорит он. Но ситуация вот-вот станет рискованной: метеор мчится к его точному местоположению. Будет ли черепаха раздавлена ​​вдребезги, или она прислушается к совету своего (тоже в котелке) друга-броненосца-крота-гибрида, у которого плохое предчувствие, и убежит? Пять замечательных глав мрачного веселья от Caldecott Medalist Klassen. Возраст от 4 до 8.

S для космоса

Автор Эшли Мирелес; проиллюстрировано Ольгой Каляхой. Книги Фамилиус; 8,99 долларов США; 20 страниц. Самые маленькие читатели могут выучить свои азбуки, отправившись в космос с этой прочной настольной книгой. Направляясь в космос, маленькие читатели узнают, что A — астронавт, B — черная дыра, C — созвездие… вплоть до Z — зенит . Простые иллюстрации с улыбающимися лицами антропоморфизированных планет знакомят новых читателей с космосом. Возраст от 0 до 4.

Ты моя планета?

Автор Лори Хаскинс Хуран; проиллюстрировано Эдвардом Миллером. Пресс для дверей коттеджа; 10,99 долларов США; 32 страницы. Космический инопланетянин Бип потерялся и вместе со своим далматинским щенком бродит по Солнечной системе в поисках своего дома. Это самая большая планета? Самый горячий? У него есть кольца? Или крутиться на боку? Самые маленькие читатели могут следить за тем, как Бип ищет свою «маленькую, красную и красивую» планету, а те, кто постарше, могут узнать о планетарных фактах, представленных на каждой странице этой изящной настольной книги.

Возраст от 2 до 6.

Спокойной ночи, космонавт

Написано Скоттом Келли с Эмили Истон; проиллюстрировано Иззи Бертон. Корона; 17,99 долларов США; 40 страниц. Чтобы успокоить своих буйных мальчиков-близнецов, Патриция Келли мягко уговаривала их уснуть, говоря: «Если вы закроете глаза и посмеете мечтать, вы сможете отправиться куда угодно. Ты можешь делать что угодно.” Астронавт будущего космического корабля “Шаттл” Скотт Келли принял ее слова близко к сердцу, и его девиз “Если мы мечтаем об этом, мы можем это сделать” стал предметом этой истории, рассказывающей о многих местах, где Келли спала и мечтала о будущем. Спит ли он в своей детской спальне, отдыхает ли в домике на дереве на заднем дворе или дремлет в самолете F-14 на кабине экипажа авианосца, Келли все ближе и ближе приближается к своей мечте об освоении космоса. Альбом с фотографиями лишь некоторых мест, где Келли спала — на планете и за ее пределами — завершает историю.

Ярко-красные иллюстрации Бертона усиливают сонливость книги. От 3 до 7 лет.

Здравствуй, звезда

Автор Стефани В.В. Лучанович; проиллюстрировано Вашти Харрисон. Маленькие, коричневые книги для юных читателей; 17,99 долларов США; 40 страниц. Когда безымянная маленькая девочка узнает, что яркий свет, который она видит в ночном небе, исходит от умирающей звезды, она клянется составить ей компанию, пока она не погаснет. С годами она узнает о планетах все, что может, и в конце концов становится астронавтом. И каждый вечер она говорит «своей» звезде потерпеть еще немного. Когда она, наконец, добирается до Луны, наш молодой астронавт оказывается там, когда ее усталый синий друг достигает конца. Прекрасный урок эмпатии. Цветные карандашные иллюстрации Харрисона изысканны, что делает это название выдающимся. Возраст от 4 до 8.

Ада и галактики

Авторы: Алан Лайтман и Ольга Пастухив; проиллюстрировано Сюзанной Чапман. Детская пресса Массачусетского технологического института; 17,99 долларов США; 40 страниц. Летний день предлагает множество удовольствий юной Аде, которая посещает дом своих бабушки и дедушки на острове Мэн. Ада с нетерпением ждет наступления темноты — она обожает смотреть на звезды больше всего на свете — она проводит время, наблюдая за гнездом скопы, катаясь на байдарках и играя на пляже. Не нарушит ли вечерние планы ранний туман? Пышные акварели Сюзанны Чапман прекрасно дополняют рассказ физика-теоретика Алана Лайтмана и соавтора Ольги Пастухив. Множество деталей на каждой странице — ракушки, туманность, скрытая туманом хижина — привлекут внимание юных читателей. Возраст от 4 до 6.

ХО, экзопланета

Автор Дебора Андервуд; проиллюстрировано Хорхе Ласера. Маленькие, коричневые книги для юных читателей; 17,99 долларов США; 40 страниц. Когда планеты вращаются вокруг Солнца, они внезапно замечают что-то новое за пределами Солнечной системы. Совершенно по старинке они посылают неопознанному объекту письмо, и начинается переписка. Меркурий, Венера и другие называют этот объект экзопланетой, но так ли это? Неопознанный объект считает их экзопланеты и обижается на приветствие в письме. Может быть, это всего лишь вопрос точки зрения. Образный способ рассмотреть другие точки зрения. От 4 до 8 лет.

Всплывающая Земля

Автор Энн Янкелиович; проиллюстрировано Аннабель Бакстон; бумажная инженерия Оливье Шароннеля. Темза и Гудзон; 29,95 долларов США; 20 страниц. Вам не нужно покидать нашу родную планету, чтобы увидеть чудеса, о чем свидетельствует эта ослепительная всплывающая книга. Включая захватывающую бумажную инженерию, книга знакомит читателей с различными экосистемами Земли, переносит читателей в огненное ядро ​​Земли, в ее атмосферу и глубоко в океаны, а также объясняет, как все живые существа связаны между собой. Каждая всплывающая страница — и чередующиеся 2D-развороты — охватывают полную тему, позволяя детям проводить столько времени, сколько они хотят, исследуя внутреннее устройство планеты. Возраст от 6 лет.

Ваша жизнь была отложена

Автор Мишель И. Мейсон. Блумсбери; 17,99 долларов США; 374 страницы. В августе 1995 года, когда 17-летняя Дженни садится на рейс из Нью-Йорка домой в Сент-Луис, она думает только о своем потенциальном бойфренде и возможности поступить в Колумбийский университет после окончания средней школы. Когда три часа спустя самолет приземляется, Дженни и другим пассажирам сообщают, что их рейс исчез — 25 лет назад. В новом мире Дженни — сейчас 2020 год — трое ее бабушек и дедушек мертвы, ее лучшему другу сейчас 42 года, и она перегружена попытками ориентироваться в мире, где доминируют социальные сети и смартфоны. Дженни и другие пассажиры также являются мишенью растущей группы все более агрессивных сторонников теории заговора, которые думают, что правительство каким-то образом причастно к загадочному появлению самолета. Возраст от 12 лет.

Девушка, которая могла все исправить: Беатрис Шиллинг, инженер времен Второй мировой войны

Автор Мара Роклифф; проиллюстрировано Дэниелом Дунканом. Кэндлвик Пресс; 17,99 долларов США; 48 страниц. В детстве Беатрис Шиллинг любила все механическое и предпочитала тратить карманные деньги на инструменты, а не на конфеты. К 14 годам у нее был собственный мотоцикл, и она работала учеником инженера, снабжая электричеством сельские английские деревни. Поощренная своим инженерным наставником «мисс Партридж» поступить в университет, Беатрис окончила его с отличием, но как женщине ей было трудно найти работу. В конце концов, нанятая Королевским авиастроительным предприятием для написания справочников по авиационным двигателям, Беатрис узнала, что у пилотов «Спитфайров» и «Харрикейнов» возникают проблемы с брызгами двигателей. Она определила проблему с топливопроводом и предложила недорогое решение, которое было легко изготовить в военное время. «Шиллинг» — фантастическая история, увлекательно рассказанная и прекрасно дополненная иллюстрациями Дункана. Трехстраничное примечание автора содержит дополнительную информацию о шиллинге, а также библиографию.

От 5 до 9 лет.

Вещи между звездами: как Вера Рубин открыла большую часть Вселенной

Автор: Сандра Никель; проиллюстрировано Эме Сикуро. Книги Гарри Н. Абрамса, 18,99 долларов; 48 страниц. Наблюдая за ночным небом из окна своей спальни, Вера Рубин решила стать астрономом, когда вырастет. По мере развития карьеры Веры коллеги-мужчины отвергали ее работу как «диковинную» и «нелепую». Так Вера начала изучать не только далекие галактики, которые больше никому не казались интересными, но и тайны между звездами. Она изменит дисциплину астрономии своими исследованиями темной материи — того, что находится между звездами. Это прекрасная история о настойчивости и личном блеске. Иллюстрации акварелью и тушью в стиле ретро хорошо сочетаются с 19Период 50-х годов. Примечание автора, хронология и библиография завершают рассказ об исключительном ученом. От 6 до 9 лет.

Мальчик, чья голова была полна звезд: жизнь Эдвина Хаббла

Автор Изабель Маринов; проиллюстрировано Деборой Марсеро. Книги зачарованного льва; 17,95 долларов США; 52 страницы. В детстве в штате Миссури Эдвин Хаббл сидел в одиночестве ночью на улице, смотрел на звезды и задавался вопросом: Сколько звезд на небе? Как началась Вселенная? Откуда это? В 1897 году, на свой восьмой день рождения, Эдвин получил замечательный подарок: телескоп, построенный его дедом. Хотя Эдвин любил астрономию, его отец настоял на том, чтобы он изучал право; после получения степени Эдвин стал учителем средней школы и тренером по баскетболу в Индиане. Только в 1914 году, после смерти отца, Эдвин вернулся к астрономии, в конце концов сделав поразительные открытия: он определил, что туманность Андромеды является отдельной галактикой, а позже обнаружил, что Вселенная расширяется. В 1990, в честь этих и других открытий на орбиту был запущен космический телескоп Хаббл. Впечатляющие иллюстрации Масеро подчеркивают необъятность пространства; предыстория, включая заметки автора и иллюстратора, знакомит юных наблюдателей за небом с юным Эдвином и вопросами, которые его волновали. От 7 до 10 лет.

Всплывающая луна

Автор Энн Янкелиович; Иллюстрировано Аннабель Бустон; бумажная инженерия Оливье Шарбоннеля. Темза и Гудзон; 29 долларов0,95; 18 страниц. Откуда взялась луна? Почему кажется, что он меняет форму? Действительно ли Луна влияет на океаны Земли? Ответы на эти и другие вопросы даны в другой великолепно изданной книге Thames & Hudson. Искусно спроектированные всплывающие окна начинаются с истории Луны и заканчиваются миссией Аполлона-11 в 1969 году, когда Нил Армстронг и Базз Олдрин стали первыми людьми, ступившими на лунную поверхность. Возраст. 6-в.

Бумажный мир: Космос

Автор: Templar Company; проиллюстрировано Гейл Армстронг. пресса для больших изображений; 24,99 доллара США; 30 страниц. Книги, посвященные поднятию крылышек, всегда популярны, и в этой большой книге их более 30. Путешествие начинается с определения того, чем занимаются астрономы и как лучше всего наблюдать звезды (вдали от светового загрязнения), прежде чем знакомить юных читателей с планетами в нашей Солнечная система и их местонахождение. Великолепный разворот охватывает солнце («Оно такое огромное, что внутри него может поместиться более миллиона Земель!»), а дополнительные страницы знакомят с различными типами звезд и галактик, космическими станциями и будущей марсианской базой. Глоссарий завершает книгу. Возраст от 8 до 12.

Примечание для наших читателей
Журнал Smithsonian участвует в программах рекламы партнерских ссылок. Если вы покупаете товар по этим ссылкам, мы получаем комиссию.

Рекомендуемые видео

Изучение космоса в начальной школе

Узнайте, что дети узнают о космосе и нашей Солнечной системе в начальной школе, из нашего руководства для родителей, а также узнайте, как поддержать астрономические занятия вашего ребенка дома.

или Зарегистрируйтесь, чтобы добавить к своим сохраненным ресурсам

Что дети узнают о космосе в начальной школе?

Солнце — звезда в центре нашей Солнечной системы. (Не забудьте напомнить ребенку, что смотреть прямо на Солнце опасно, даже в темных очках. )

В настоящее время считается, что наша солнечная система включает восемь планет: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, а также «карликовая планета» Плутон. Земля, Солнце и Луна имеют сферическую форму (приблизительно).

Луна — небесный объект, вращающийся вокруг планеты. У Земли одна луна, а у планеты Юпитер четыре и много маленьких. Луна Земли — одна из самых больших лун по сравнению с планетой, вокруг которой она вращается, в нашей Солнечной системе. На Луне нет жизни, потому что у нее есть атмосфера (нет воздуха или погоды). Сила тяжести Луны составляет одну шестую силы тяжести Земли, а это означает, что объекты на Луне весят меньше, чем на Земле.

Загрузите фантастические научные ресурсы сегодня!

  • Набор «Эксперименты и наука». Один оборот занимает примерно месяц (почти 28 дней). Мы видим только ту часть Луны, которая освещена солнцем, поэтому в разное время месяца она кажется разной формы.

    Земля вращается вокруг своей оси. Одно вращение занимает 24 часа, и это причина ночи и дня. Когда Земля поворачивается лицом от Солнца, наступает ночь, а когда она обращена лицом к Солнцу, наступает дневной свет.

    Поскольку Земля вращается вокруг своей оси, кажется, что Солнце движется по небу; на самом деле это Земля движется.

    Земля также вращается вокруг Солнца. Один оборот занимает 365 дней (год).

    Когда детей учат космосу?

    В классе 5 детей узнают о космосе, а именно:

    • Понимание причин дня и ночи
    • Понимание того, как Луна вращается вокруг Земли
    • Понимание того, как Земля движется относительно Солнца
    • Изучение того, что Земля, Солнце и Луна имеют примерно сферическую форму

    Как дети учили о космосе в начальной школе?

    • Дети могут изучать мнемонику или сочинять рифмы, чтобы запомнить порядок расположения планет.
    • Учителя будут использовать модели солнечной системы и/или Земли, Солнца и Луны для объяснения таких понятий, как день и ночь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *