Разное

Для чего нужны скороговорки детям 2 класс – ? –

Статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Статья. Для чего надо использовать скороговорки.

Для чего надо использовать скороговорки

Так зачем нужны скороговорки.

Со скороговорками в детстве сталкивались практически все.                                 Кто-то просто учил их для развлечения, а кто-то с их помощью решал проблемы с дикцией и произношением отдельных трудных букв.

 Что такое скороговорка.

Большинство авторов толковых словарей под скороговоркой понимают короткую фразу, которая синтаксически правильно выстроена, но нарочно усложнена для произношения.                                                                                          Для подобного усложнения фразы подбираются слова, содержащие близкие по звучанию фонемы.

Как научиться читать скороговорки

Умение быстро и красиво говорить ценится в обществе, независимо от времени или места.

 Популярность политиков или публичных персон во многом зависит от того, будут ли их речь понимать люди.

Чтобы научится четче выговаривать слова, существует много методик, одной из которых являются скороговорки.

Инструкция1

  • Скороговорки представляют собой словосочетания или фразы, состоящие из слов, которые в большинстве своем содержат одинаковые звуки.                         Из-за этого проговорить их быстро с первого раза получается не всегда. Необходимы время и тренировки, чтобы этому научиться.

2

  • Для начала возьмите понравившуюся вам скороговорку и попробуйте произнести ее медленно.                                                                 Обращайте внимание на каждый слог, не проглатывайте окончания.                 Если пропустить это и сходу прочитать скороговорку, то дикция может только ухудшиться.

3

  • Затем обратите внимание на артикуляцию.                                         Проговорите скороговорку, не произнеся ни слова вслух.                         Работать должны только губы.                                                                 Когда вы будете уверенны, что четко обозначаете каждый звук, попросите кого-нибудь из родных или друзей проверить вас.                                                 Если он по губам поймет, какую скороговорку вы прочли, то цель достигнута. В противном случае, потренируйтесь еще.

4

  • Далее следует произнести скороговорку шепотом. Не путайте с шипением. Говорить следует тихо, но четко и ясно. Те, кто находятся с вами рядом, должны понимать то, что вы произносите. Большой упор на этот этап делают некоторые суфлеры в театрах, так как их речь должны слышать даже на другом конце сцены.

5

  • После этого, если скороговорка не отложилась в памяти, уделите внимание ее заучиванию. Причем делать это нужно не на несколько дней, а на длительный период, чтобы в любой момент произнести ее. Сделав это, попробуйте использовать разную интонацию и манеру. Произнесите скороговорку с весельем или грустью в голосе. После попробуйте прочитать ее как стих: плавно и мелодично. Далее можно напеть фразу.

6

  • Затем необходимо лишь увеличивать темп произношения, добиваясь необходимой скорости. Не старайтесь побыстрее выговорить ее. Помните, что главной целью является понимание вашей речи другими людьми. Постепенно скорость будет возрастать. Главное, не забрасывайте тренировки и хотя бы раз в неделю возвращайтесь к занятиям.

7

  • Если скороговорки не доставляют вам особого труда, можно попробовать произнести их с набитым ртом. Так, некоторые древнегреческие философы клали за щеки речную гальку или орехи, улучшая тем самым дикцию. Тренируйтесь до тех пор, пока у вас не начнет получаться достаточно хорошо. Когда вы начинаете запинаться или заглатывать окончания, снижайте темп. Если это не помогает, то поймите причину неудач и повторите один из вышеперечисленных шагов, чтобы исправить это.

110 СКОРОГОВОРОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ДИКЦИИ

Отработка звуков: 
б, п, в, ф, г, к, д, т, х 


1. Добыл бобов бобыль. 
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. 
3. От топота копыт пыль по полю летит. 
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. 
5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. 
б. Верзила Вавила весело ворочал вилы. 
7. Около кола колокола, около ворот коловорот. 
8. Шакал шагал, шакал скакал. 
9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи. 
10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал. 
11. Ткет ткач ткани на платки Тани. 
12. Водовоз вез воду из-под водопровода. 
13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил. 
14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит. 
15. В один, Клим, клин колоти. 
16. Стоит копна с подприкопёночком. 
17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. 
18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь! 
19. У елки иголки колки. 
20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! 
21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы. 
22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат. 
23. На меду медовик, а мне не до медовика. 
24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. 
25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича. 
26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая. 
27. Волховал волхв в хлеву с волхвами. 
28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень. 
29. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи. 
30. У нас гость унес трость. 
31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит. 
32. Рододендроны из дендрария даны родителями. 
33. К Габсбургам из Страсбурга. 
34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке. 
35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат. 
36. Хвалю халву. 
37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. 

Отработка звуков: 
р, л, м, н 


38. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. 
39. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась. 
40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену. 
41. Клара-краля кралась к ларю. 
42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал. 
43. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора. 
44. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор. 
45. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова. 
46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта. 
47. Рапортовал да не до рапортовал, дорапортовывал да зарапортовался. 
48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. 
49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. 
50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. 
51. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня? 
52. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 
53. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. 
54. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. 
55. Дробью по перепелам да по тетеревам. 
56. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. 
57. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои. 
58. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. 
59. Протокол про протокол протоколом запротоколировали. 
60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру. 
61. Король-орел. 
62. Курьера курьер обгоняет в карьер. 
бЗ. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. 
64. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии. 
65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. 
66. Гонец с галер сгорел. 
67. Талер тарелка стоит. 
68. Идти на рать, так бердыш брать. 
69. Интервьюер интервента интервьюировал. 
70. Либретто Риголетто. 
71. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал. 
72. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели. 
73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. 
74. Во мраке раки шумят в драке. 
75. На дороге с утра тарахтят трактора. 
76. Жри во ржи, да не ржи во ржи. 
77. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером. 
78. Город Нерль на Нерли-реке. 
79. На горе Арарат рвала Варвара виноград. 
80. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки. 
81. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей. 
82. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку. 
83. А мне не до недомогания. 

Отработка звуков: 

з, с, ж, ш, ч, щ, ц 


84. У Сени и Сани в сетях сом с усами. 
85. У осы не усы, не усища, а усики. 
86. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. 
87. Осип охрип, а Архип осип. 
88. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. 
89. Сачок зацепился за сучок. 
90. По семеро в сани уселися сами. 
91. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. 
92. Свиристель свиристит свирелью. 
93. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью. 
94. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе. 
95. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 
96. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. 
97. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша. 
98. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. 
99. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки. 
100. Четверть четверика гороха без червоточинки. 
101. Инцидент с интендантом. 
102. Прецедент с претендентом. 
103. Константин констатировал. 
104. У ежа ежата, у ужа ужата. 
105. Жутко жуку жить на суку. 
106. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. 
107. Тщетно тщится щука ущемить леща. 
108. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится. 
109. Яшма в замше замшела. 
110. В Чите течет Читинка.

СКОРОГОВОРОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ДИКЦИИ

nsportal.ru

Зачем детям нужны скороговорки?

Скороговорки для детей помогут вашему ребенку научиться четко и красиво говорить, а также будут способствовать улучшению дикции и памяти. Скороговорки помогают малышу более точно и правильно произносить слова, тренируют речь для выразительного, понятного и четкого произношения.

Для ребенка важным является не только учить произношение, но и научиться слушать и понимать.

Читайте ему побольше сказок, скороговорок, стихов, объясняйте их смысл, придумывайте дополнительные истории, которые будут связывать разные фразы. Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром.

Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.

Чем полезны скороговорки?

  • Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
  • Несмотря на то, что скороговорки читаются быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
  • Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
  • Он также учится не только говорить красиво, но и слушать.

Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, Но, заскороговорившись, выскороговорил – Что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

geronimo.org.ua

Игры для всех, или Зачем нужны скороговорки? | Культура

У Карла кораллы. У Клары кларнет. Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет. У Карла караулов нет, у Клары кларнета нет.

Потренировавшись некоторое количество раз, мы улучшаем произношение, язык уже не так заплетается, и в какой-то момент мы обнаруживаем, что скороговорку мы победили.

А самые известные скороговорки, настолько всем знакомы с детства, что каждый знает их наизусть. Помните, как «кукушка кукушонку купила капюшон» или про Сашу, которая шла по шоссе?

Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками».

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Но нельзя сказать, что скороговорки могут служить вспомогательными речевыми упражнениями для достижения внятности и выразительности дикции только у детей. Они также популярны и среди взрослых.

Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал. Записи этих древних скороговорок отражают давно минувшие века. В качестве примера приведу только одну скороговорку, которая, похоже, возникла еще во времена татаро-монгольского нашествия: «Семь те стрел каленых, страшилище».

Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь.

Существует множество скороговорок, которые по своей тематике могут быть самыми разнообразными, от детских шуточных, похожих на сказку, до всяких прибауток с профессиональным оттенком, например:

Портной пыхтел, поров пальто, Пришил петельки прочно, Почистил пыльное пятно, Пел песенку побочно.

Есть также скороговорочные шедевры в том же шуточном духе с национальными мотивами, например, английские, японские или индейские. В качестве примера предлагаю попробовать повторить маленькую индейскую скороговорку.

Большие бизоны бегут по-бизоньи.

А следующая смешная скороговорка из мира животных, возможно, многих заставит улыбнуться.

Жабы жарили желуди жирные, Жадно жрали жасмин, жожоба, Жабы жили жизнью прежирною. Ждали жалобы, жарко жуя.

Очень увлекательно попробовать самим заняться сочинением скороговорок. Занятие это кропотливое, но творческий результат обычно получается уникальным, не похожим ни на что уже существующее. А если Вы предложите кому-то из своих друзей поупражняться в быстром произношении новых скороговорок, то это можеть стать началом дружеского соревнования. Можно долгими зимними вечерами тренировать свои умения в скороговорочном искусстве, а можно даже попробовать устроить маленький конкурс в какой-нибудь праздник для гостей.

А напоследок хочу предложить большое скороговорочное стихотворение, которое можно использовать в качестве повторения алфавита для школьников.

Азбука-скороговорка

Ах, абрикоса аромат! Бесшумно бабочки болтают. Ветвистый вьется виноград! Грустит гвоздика голубая.

Дубравы древней дремлет дух. Едят ежата ежевику. Жужжит жеманно желтый жук. Здесь загорает земляника.

Индюшка ищет изумруд. Кот камышовый кличет кошку. Лоснится луг — лесной лоскут! Мечтают маленькие мошки.

Немая наступает ночь. Окрасят остров орхидеи. Прохладой пролетают прочь Раздумья радостных растений!

Смешные совы сеют сон. Темнеют тучи, тропы, травы. Улыбкой утра упоен Фламинговый фокстрот фиалок!

Художник- хвоя холодит. Циклон целует цикламены. Черешня чарами чудит. Шафрану шепчет шелк шалфея.

Щебечут щуплые щеглы. Эх, эдельвейса эпилоги!.. Юрок-юнец юлой юлит. Явился ястреб ясноокий.

Пусть время, потраченное на скороговорочные тренировки, принесет радостные эмоции, а возможно даже и какую-то определенную пользу!

shkolazhizni.ru

Для чего нужны скороговорки? – modelruru

В детстве каждого человека был период увлеченного изучения скороговорок. С невероятным азартом мы старались повторить труднопроизносимые звуки. Неудачные попытки нас смешили, мы старались снова и снова, и успокаивались только победив скороговорку.
Скороговорка — это отличный инструмент, для улучшения дикции. Первые скороговорки появились во времена древней Руси. Их разучивали с детьми, чтобы они быстрее осваивали родную речь. Постепенно скороговорки начали использовать и взрослые для тренировки дикции. До сих пор скороговорки являются обязательным упражнением для ораторов, актеров, ведущих, дикторов и тех кто просто хочет научиться красиво, внятно и разборчиво говорить.

Какие скороговорки вы помните с детства?
Вот результат нашего опроса:
– Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
– На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
– Корабли лавировали лавировали, да не вылавировали.
– Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.

Первым серьезное внимание на скороговорки обратил В.И.Даль. Он их собирал так же усердно, как прочий русский фольклор.
Старинные скороговорки:
– Около ямы три хвоя вялы; на хвой стану, хвой достану.
– На семеры сани, по семеры в сани.
– Семь те стрел каленых, страшилище.
– Белогубы огурцы, молодцы белопупы.
– У нас на дворе подворье погода размокропогодилась.
– Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
– Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
– Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

Регулярные тренировки по произношению сложных сочетаний звуков совершенствуют нашу речь. Постепенно наше произношение становится более чистым и отчетливым.
На сегодняшний день, скороговорок существует огромное множество, от смешных до профессиональных. Чем интереснее и сложнее скороговорка, тем интереснее ее проговаривать.

– Портной пыхтел, поров пальто,
Пришил петельки прочно,
Почистил пыльное пятно,
Пел песенку побочно.

– Жабы жарили желуди жирные,
Жадно жрали жасмин, жожоба,
Жабы жили жизнью прежирною.
Ждали жалобы, жарко жуя.

– Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
– Калеченый клюв колченогой курицы корявым крючком в кормах колупается.
– К Габсбургам из Страсбурга.
– Стаффордширский терьер ретив, а черношёрстный ризеншнауцер резв.
– Невзначай зачали чадо до бракосочетания.
– На винте, видать, видна виды видавшая Винда.
– Лили ли лилипуты воды на лилию? Не залили ли? Не перелили ли лилию?
– Пакет из-под поп-корна.

– Тощая тёща зятя щадила.
Кучу овощей, щей да борщей,
Щучьих щёчек и лещей
Немощному зятю тёща тащила,
Щедро пищей угощала,
Райские пущи предвещала.

– Азбука-скороговорка

Ах, абрикоса аромат!
Бесшумно бабочки болтают.
Ветвистый вьется виноград!
Грустит гвоздика голубая.

Дубравы древней дремлет дух.
Едят ежата ежевику.
Жужжит жеманно желтый жук.
Здесь загорает земляника.

Индюшка ищет изумруд.
Кот камышовый кличет кошку.
Лоснится луг – лесной лоскут!
Мечтают маленькие мошки.

Немая наступает ночь.
Окрасят остров орхидеи.
Прохладой пролетают прочь
Раздумья радостных растений!

Смешные совы сеют сон.
Темнеют тучи, тропы, травы.
Улыбкой утра упоен
Фламинговый фокстрот фиалок!

Художник- хвоя холодит.
Циклон целует цикламены.
Черешня чарами чудит.
Шафрану шепчет шелк шалфея.

Щебечут щуплые щеглы.
Эх, эдельвейса эпилоги!..
Юрок-юнец юлой юлит.
Явился ястреб ясноокий.

В Интернете можно отыскать великое множество самых разнообразных скороговорок. Самыми интересными являются авторские скороговорки, придумывать их довольно сложно, но результат можно считать уникальным. Вы можете попробовать придумать их самостоятельно.
Самое сложное в скороговорках – это помнить о них и тренироваться регулярно. Организуйте регулярные соревнования по скороговоркам в кругу семьи или друзей, тогда, благодаря дополнительному азарту будет проще дисциплинированно заниматься.
Желаем, чтобы время потраченное на скороговорки, подарило радостные эмоции и принесло пользу!
Ждем ваших скороговорок в комментариях!

Серия сообщений “Актерское мастерство”:

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

modelruru.livejournal.com

Методическая разработка по чтению (2 класс) на тему: Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК “Гармония” ФГОС СКОРОГОВОРКИ

Конспект  урока чтения во 2 классе

Тема: Скороговорки.

Цель: знакомство с жанровыми особенностями скороговорок, обучение чтению скороговорок.

Задачи:

  1. познакомить с особенностями жанра скороговорок, совершенствовать  беглость, правильность, выразительность чтения;
  2. создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих  способностей детей;
  3. создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
  4. создать условия для формирования УУД:
  1. личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
  2. познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
  3. коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё  отношении к  чему-либо;
  4. регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Мотивация к работе, правильной посадке. (2 мин)

Слайд 1

        -Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умете. Поприветствуйте наших гостей.  Садитесь за парты.

        -Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!

II. Актуализация полученных ранее знаний.

Повторение знаний о жанрах устного народного творчества. Работа в группах. (10 мин)

        -Первый этап нашей работы я обозначу вот этим символом. Объясните его значение. (работа в паре или группе). 

        -Верно. Каждая группа получит текст. Ваша задача: прочитав его,

определить жанр, выбрать жанровые особенности и вспомнить с какой

целью был создан этот жанр.

ПОМНИТЕ О ПРАВИЛАХ РАБОТЫ В ГРУППЕ.

Докажите свою точку зрения.

           

        (ученики работают в группах, затем представляют свой ответ , параллельно записи выводятся на экран)

Слайд 2-7

Оцените свою работу в группе.        

Слайд 8

                        + я внес большой вклад в работу группы;

                              √ я внес вклад в работу группы;

                             – у меня не получилось сотрудничество.

-Что объединяет все произведения, которые мы услышали? (это жанры фольклора, устное народное творчество)

Слайд 9

II. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми.

(3 мин)

-Сегодня на уроке нам предстоит поработать над ещё одним жанром фольклора. Как называется этот жанр вы узнаете из записи на экране.

Слайд 10

«ВСЕХ СКОРОГОВОРОК

НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ

И НЕ ПЕРЕВЫГОВОРИШЬ»

-Итак, о каком жанре пойдет речь? (скороговорка) 

Слайд 11  (вопросы выходят по щелчку)

-Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы с уверенностью сказать, что я всё знаю об этом жанре? (что такое скороговорка, её цель, для чего она нужна в жизни, её признаки, отличия от других жанров)

Молодцы!

Нам предстоит поразмышлять над названием жанра и его назначением.

Мы будем наблюдать за строением скороговорок и находить признаки этого жанра.

Помогать нам будет наш учебник.

В середине урока мы непременно устроим минутку отдыха.

Я предложу вам интересное творческое задание.

И я уверена, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний!

III.Открытие нового знания. (20 мин)

  1. Выяснение значения слова скороговорка. (5 мин)

-Что же такое скороговорка? (Высказывания детей.)

-Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать научное определение этого жанра? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете)

-Попробуем это сделать. 1,2,3 группы ищут значение слова в словарях;

4,5,6 – в Интернете (открыть 1, 4 и 7 вкладки!!!)

Итак, что нам говорят словари? 

Слайд 12

СКОРОГОВОРКА 1. Быстрая речь.

2. Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

СКОРОГОВОРКА 1. Быстрая, торопливая  речь.

2. Шуточный жанр народного творчества – фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. 

Попробуем сравнить значения слов, найденные в различных источниках. Найдите сходства.

А какую информацию вы нашли с помощью сети интернет?

Слайд 13

Скороговорка – жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

Скороговорки – это фразы со специально подобранными труднопроизносимыми звукосочетаниями или быстро произнесенные поговорки, прибаутки.

Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

Слайд 15

Оцените свою работу:                 

                + Я узнал значение слова;

                    √ Я не совсем разобрался со значением слова;

                   –  Я пока не могу сказать что такое скороговорка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ДРОВА)

(1 мин)

2. Выяснение цели жанра. (5 мин)

-Уже в самом названии жанра скрыта одна его особенность. Какая? (быстро говорить)

-Откройте содержание учебника и найдите название раздела в котором могут содержаться скороговорки. (Читаем быстро)

-На какой странице учебника авторы предлагают нам работу со скороговорками? (с. 143)

-Откройте с.143, прочитайте сведения, подготовленные для вас авторами учебника. (Для того чтобы научиться говорить быстро и чётко, люди придумали много скороговорок. Читай их так:……)

-Для чего же люди начали сочинять скороговорки? (чтобы говорить быстро и чётко)

-А для чего людям нужно говорить быстро и четко? (чтобы речь была понятной и красивой)

-Какова же главная цель скороговорки? (развитие красивой, правильной речи).

3. Чтение скороговорок. (5 мин)

-Переходим к чтению скороговорок.

Слайд 16 (способ чтения выходит по щелчку)

-Сколько раз авторы предлагают нам читать скороговорки? (3 раза)

-Как читаем первый раз?

-Как читать второй раз?

-Каким должно быть третье чтение?

-Попробуем прочитать первую скороговорку по этому алгоритму. 1 и 2 раз читаем хором, а 3 раз – у каждого свой. (троекратное чтение)

ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ

-Что значит тараторить?

-Кого называют тараторкой?

-Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка?

-В скольких словах встретились звуки [р],  [р,]?

-Прочитайте три следующих скороговорки самостоятельно, соблюдая план. Работать будем рядами. 1 ряд – 2 скороговорка (с.143)

2 ряд – 3 скороговорка (с.143)

3 ряд – 1 скороговорка (с.144)

-Произнесите скороговорку своему соседу.

-У кого получилось произнести без ошибок?

-Кто готов произнести свою скороговорку вслух?

4. Работа в группах. (5 мин)

-Сейчас вам снова предстоит работа в группах. Найдите следующую скороговорку в учебнике. Прочитайте её по правилу 3 раза самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе.

-Договоритесь, кто будет читать  первым.

-Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух.

Слайд 17

Оцените свои умения произносить скороговорку.

        +         я научился говорить скороговорки;

        √         у меня  бывают ошибки;

        –         я пока не смог проговорить скороговорку.

5. Выявление особенностей скороговорки. (5 мин)

-Многие наши одноклассники научились произносить скороговорки. Переходим к выявлению признаков скороговорки.

-Из скольких предложений чаще всего состоит скороговорка? (1-2)

-Как вы думаете, почему? (трудно запомнить и произнести)

Мы определили первую особенность жанра:  Краткость (1, 2 предложения)

-Легко ли произносить скороговорки?

-Почему? (путаются звуки, не слушается язык)

И это второй признак: Трудность произношения

-В чём трудность? (Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова)

-И это третий признак жанра: Сочетание звуков, которые трудно произносить

-Какие сочетания разных звуков в скороговорках вам было трудно произносить?

-Итак, назовите все признаки скороговорки.

-Молодцы.

Слайд 18

Оцените свою работу по выявлению признаков жанра:

        +         я сумел увидеть все признаки скороговорки;

        √         у меня  возникали небольшие затруднения;

         –          я пока не смог найти признаки скороговорки.

IV. Творческое задание.

А теперь настало время интересного творческого задания. Совестными усилиями вам нужно будет создать свою скороговорку и красиво оформить её.

Помните о соблюдении признаков жанра.

Решите в группе, кто внёс больший вклад в составление скороговорки.

Итог. Рефлексия

-Обратимся к нашему плану.

-Какие виды работ мы планировали?

-Поднимите руки те, кто считает, что нам удалось выполнить все задания.

-Какая работа показалась самой интересной?

-Что вызвало затруднения?

-Что вы теперь знаете о скороговорках?

-Посмотрите на свои оценочные листы. Кто может сказать, что количество + больше, чем других знаков?

Это значит, что вы успешные ученики.

-Какую ещё работу со скороговорками можем делать в дальнейшем?  (Продолжить работу дома, читать книги со скороговорками, учиться их правильно произносить, использовать в речевых разминках на уроке)

-Для чего это нужно?

-Завтра в начале урока я предлагаю устроить конкурс скороговорок.

Слайд 19

Запишите домашнее задание: с. 145-146 учебника, поработать над скороговорками; по желанию читать книги со скороговорками и подобрать самую интересную скороговорку на конкурс к завтрашнему уроку; поработайте в сети интернет и расскажите, какую информацию удалось найти.

nsportal.ru

Игры для всех, или Зачем нужны скороговорки?: olenenyok — LiveJournal

Помните давно всем известную скороговорку про Клару, которая украла у Карла многострадальные кораллы? С каким азартом, услышав впервые эти труднопроизносимые словосочетания, мы пытались повторить их без запинки и терпели неудачу. Это вызывало смех у окружающих и веселило нас самих.

У Карла кораллы. У Клары кларнет.
Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
У Карла караулов нет, у Клары кларнета нет.

Потренировавшись некоторое количество раз, мы улучшаем произношением, язык уже не так заплетается, и в какой-то момент мы обнаруживаем, что скороговорку мы победили.

А самые известные скороговорки, настолько всем знакомы с детства, что каждый знает их наизусть. Помните, как «кукушка кукушонку купила капюшон» или про Сашу, которая шла по шоссе?

Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками».

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Но нельзя сказать, что скороговорки могут служить вспомогательными речевыми упражнениями для достижения внятности и выразительности дикции только у детей. Они также популярны и среди взрослых.

Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал. Записи этих древних скороговорок отражают давно минувшие века. В качестве примера приведу только одну скороговорку, которая, похоже, возникла еще во времена татаро-монгольского нашествия: «Семь те стрел каленых, страшилище».

Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь.

Существует множество скороговорок, которые по своей тематике могут быть самыми разнообразными, от детских шуточных, похожих на сказку, до всяких прибауток с профессиональным оттенком, например:

Портной пыхтел, поров пальто,
Пришил петельки прочно,
Почистил пыльное пятно,
Пел песенку побочно.

Есть также скороговорочные шедевры в том же шуточном духе с национальными мотивами, например, английские, японские или индейские. В качестве примера предлагаю попробовать повторить маленькую индейскую скороговорку.

Большие бизоны бегут по-бизоньи.

А следующая смешная скороговорка из мира животных, возможно, многих заставит улыбнуться.

Жабы жарили желуди жирные,
Жадно жрали жасмин, жожоба,
Жабы жили жизнью прежирною.
Ждали жалобы, жарко жуя.

Очень увлекательно попробовать самим заняться сочинением скороговорок. Занятие это кропотливое, но творческий результат обычно получается уникальным, не похожим ни на что уже существующее. А если Вы предложите кому-то из своих друзей поупражняться в быстром произношении новых скороговорок, то это может стать началом дружеского соревнования. Можно долгими зимними вечерами тренировать свои умения в скороговорочном искусстве, а можно даже попробовать устроить маленький конкурс в какой-нибудь праздник для гостей.

Азбука-скороговорка

Ах, абрикоса аромат!
Бесшумно бабочки болтают.
Ветвистый вьется виноград!
Грустит гвоздика голубая.

Дубравы древней дремлет дух.
Едят ежата ежевику.
Жужжит жеманно желтый жук.
Здесь загорает земляника.

Индюшка ищет изумруд.
Кот камышовый кличет кошку.
Лоснится луг – лесной лоскут!
Мечтают маленькие мошки.

Немая наступает ночь.
Окрасят остров орхидеи.
Прохладой пролетают прочь
Раздумья радостных растений!

Смешные совы сеют сон.
Темнеют тучи, тропы, травы.
Улыбкой утра упоен
Фламинговый фокстрот фиалок!

Художник- хвоя холодит.
Циклон целует цикламены.
Черешня чарами чудит.
Шафрану шепчет шелк шалфея.

Щебечут щуплые щеглы.
Эх, эдельвейса эпилоги!..
Юрок-юнец юлой юлит.
Явился ястреб ясноокий.

(Э.Ахматова)
с

olenenyok.livejournal.com

Скороговорки: Скороговорки: – Начальные классы

Скороговорки:

1. Дробью по перепелам да по тетеревам.

2. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

3. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

4. Клара-краля кралась к Ларе.

5. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

6. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

7. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

8. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

9. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

10. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

1. Добыл бобыль бобов.

2. От топота копыт пыль по полю летит.

3. Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

4. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

6. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

7. Около кола колокола, около ворот коловорот.

8. Шакал шагал, шакал скакал.

9. Купи кипу пик.

10. Купи кипу пуха.

1. У Сени и Сани в сенях сом с усами.

2. У осы не усы, не усища, а усики.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

4. Осип охрип, Архип осип.

5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

6. Сачок зацепился за сучок.

7. По семеро в сани уселись сами.

8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

9. Свиристель свиристит свирелью.

10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *