Деятельность детей в разное время суток картинки: Конспект занятия “Части суток”
КОНСПЕКТ НОД «СУТКИ» Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Непосредственная образовательная деятельность | План-конспект занятия по развитию речи:
КОНСПЕКТ НОД «СУТКИ»
Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Непосредственная образовательная деятельность
Цель: формирование представления о частях суток: утро, день, вечер, ночь.
Задачи:
– расширить знания детей о временных понятиях: утро, день, вечер, ночь, их последовательность;
– закреплять понятие – «сутки»;
– развивать умение определять названия частей суток по действиям людей и по природным явлениям на картинках.
Демонстрационный материал: игрушка Незнайки.
Раздаточный материал: картинки, обозначающие действия людей в разное время суток и природные явления.
Ход.
«Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
– Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.
Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит:
– Долог день до вечера,
Когда делать нечего.
Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен,
А ребятам – вкусный ужин.
Ночью на небе – луна,
Очень строгая она:
Наблюдает – все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи.
Всем – спокойной ночи!
От утра и до утра
Сутки знает детвора».
(Н. Григорьева)
П.: Я вам прочитала стихотворение, но не сказала, как оно называется. Кто отгадает название?
Р.: Сутки.
Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Ребенок: О сутках.
П.: Что же такое сутки? Из чего они состоят?
Р.: Утро, день, вечер, ночь.
П.: Молодцы.
Раздается стук в дверь, смотрим с детьми, кто там. За дверью – грустный Незнайка.
Воспитатель спрашивает у Незнайки, что случилось, он «рассказывает», что перепутал все части суток, просит детей его научить.
П.: Поможете ему?
Р.: Да.
П.: Тогда слушайте. Прочитали Незнайке стихотворение:
«Над рекой заря встает,
На дворе петух поет.
Умываются котята,
Просыпаются ребята».
(В. Степанов)
П.: А он сказал, что это вечер. Правильно?
Р.: Нет, это утро.
П.: Почему вы так думаете?
П.: Слушайте дальше.
«Солнце в небе высоко.
До заката далеко.
Зерна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш».
(В. Степанов).
П.: Незнайка сказал мне, что это утро.
Р.: Нет, это день (и объясняет, почему он так думает).
П.: «Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрема в гости к нам идет,
Сказку он с собой ведет».
(В. Степанов).
П.: Это ночь, так думает Незнайка.
Р.: Нет, это вечер (объясняет, почему так думает).
П.: «В небе звездочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну а мы – в своих кроватках.
(В. Степанов).
П.: Это ночь, сказал Незнайка.
Р.: Правильно, потому что ночью все спят.
Физкульт – минутка.
Игра малой подвижности «Совушка» (на слово ведущего «День», мышки бегают; на слово «Ночь» – летит «сова», мышки засыпают.)
П.: А теперь Незнайка, мы предлагаем поиграть с нами в игру «Части суток угадай». Подойдите все к столам, у вас лежат картинки с действиями людей и природными явлениями в разные части суток. Я буду называть части суток, а вы поднимать картинку с правильным ответом. (Проговаривание с детьми, почему они так считают).
П.: Ну что, Незнайка, понравилось тебе у нас? Ты запомнил, что бывает утром, днем, вечером, ночью?
П.: Незнайка поблагодарил вас и сказал, что придет еще.
Незнайка «уходит».
П.: Молодцы, ребята. Научили Незнайку правильно называть все части суток.
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
| Учебно-методический материал по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа):Арапова – Пискарёва Наталья Александровна. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 96 с.
Вторая младшая группа. Ориентировка во времени.
Программный материал.
Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-
вечер.
Методические рекомендации к организации обучения по программе.
Формировать временные понятия следует в повседневной жизни. Строго установленное время подъёма, утренней гимнастики, игр, занятий, питания, сна является отличным условием для такой работы. В течение дня воспита-тель неоднократно обращает внимание детей на связь различных времен-ных отрезков с характером их деятельности.
Он называет часть суток и перечисляет соответствующие ей виды деятельности: «Сейчас утро. Вы сделали гимнастику, умылись и теперь будете завтракать». Или: «Сейчас день. Днём папы и мамы работают, а мы будем заниматься». Беседуя с одним ребёнком или с небольшой группой детей, воспитатель предлагает рассказать, что они делали ночью, утром (когда встали), днём и т. п.
На занятиях закрепляются представления о частях суток. Воспитатель показывает детям картинки (фотографии) с изображением разного времени суток и различных видов деятельности, характерных для каждого временного отрезка, и спрашивает: «Что делают дети?», «Когда они это делают?», «А ты когда играешь (гуляешь, спишь)?». Малышам можно предложить найти картинку, где нарисованы день, ночь, утро, вечер. Можно использовать также чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для разных частей суток практические действия людей.
К концу года ребёнок может
- Понимать смысл временных понятий: утро, вечер, день, ночь.
Средняя группа. Ориентировка во времени.
Программный материал.
Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь).
Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Методические рекомендации к организации обучения по программе.
Воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращает внимание на последовательность их смены. Дети наблюдают, что утро всегда настаёт после ночи и сменяется днём, день – вечером, а вечер – ночью. Таким образом, ориентироваться во времени дети учатся в повседневной жизни.
Для развития представлений о закономерной смене частей суток целесообразно также рассматривать иллюстрации, картинки с изображением деятельности людей в разное время суток, составлять по ним короткие рассказы, акцентируя внимание на времени суток. Можно также дать задание разложить картинки в правильной последовательности и назвать части суток по порядку. На основе этих упражнений к концу года у детей формируются обобщённые представления о сутках, они начинают понимать значение слова сутки.
Дети учатся различать понятия вчера, сегодня, завтра в результате
постоянного употребления воспитателем соответствующих понятий. Например, прежде чем показать детям новую игрушку, воспитатель предупреждает: «Сегодня вы будете играть с новой игрушкой». Предлагает вспомнить, чем они занимались вчера, что делали сегодня утром, когда был (будет) праздник (вчера, завтра) и т. д.; объясняет, чем они занимались (или будут заниматься) сегодня (завтра) днём: «Сегодня мы с вами лепили, а завтра будем рисовать», «Вчера мы гуляли на участке детского сада, а сегодня пойдём в лес (парк)». Так в повседневном общении с педагогом дети постепенно усваивают эти временные понятия.
К концу года ребёнок может
- Определять части суток.
Старшая группа. Ориентировка во времени.
Программный материал.
Дать детям представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.
Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день
был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
Методические рекомендации к организации обучения по программе.
Детей продолжают знакомить с понятием сутки. Новые сведения даются с учётом того, что они уже знают о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Части суток ребёнок усваивает в повседневной жизни по явлениям природы (солнце ярко светит – день; стемнело – вечер и пр.). Закрепить представления детей о частях суток позволяют картинки, фотографии, где изображены дети и взрослые, занятые различными видами деятельности в разное время дня; дидактические игры: «Наш день», «Продолжай!», «Наоборот»; словесные дидактические игры, в которых дети придумывают предложения, рассказы со словами, обозначающими время, отгадывают загадки.
Воспитатель объясняет, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки, но чаще, имея в виду сутки, люди употребляют слово день; один день сменяется другим, семь дней составляют неделю, каждый день в неделе имеет своё название. Названия дней недели ребёнку легче запомнить, если связать их с какой – то конкретной деятельностью или событием (по вторникам – занятия математикой и физкультурой, по четвергам –
музыкальные занятия и т. д.).
Когда дети освоят порядковый счёт, воспитатель учит их связывать название каждого дня недели с его порядковым номером (первый день недели – понедельник, второй – вторник и т. д.).
Опираясь на имеющиеся представления, дети вместе с воспитателем рассказывают, что было вчера, что они делают сегодня, какое событие (например, праздник) будет завтра.
Используя также задания на воспроизведение последовательности событий, упорядоченных во времени, например, предлагается разложить картинки, чтобы было понятно, что было сначала, а что потом, раньше (позднее (позже)), и составить по ним небольшой рассказ.
К концу года ребёнок может
- Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; уметь устанавливать последовательность частей суток.
- Называть текущий день недели.
Подготовительная к школе группа. Ориентировка во времени.
Программный материал.
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, о последовательности всех дней недели,
месяцев, времён года.
Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до,
после, раньше, позже, в одно и то же время.
Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Методические рекомендации к организации обучения по программе.
С детьми шести лет проводится работа по формированию и закреплению понятий о движении времени, его периодичности, сменяемости и в то же время необратимости. Она осуществляется постепенно – на основе накопления у детей личного опыта. Воспитатель закрепляет представления о последовательности дней недели, времён года, месяцев; знакомит с тем, что их последовательность постоянна (весна сменяет зиму, лето – весну и т. д.; на смену январю приходит февраль, затем март т. д.; за понедельником следует вторник, среда и т. д.
Детям дают элементарное представление об изменении времени: семь суток составляют неделю, двенадцать месяцев – год.
На основе ежедневных наблюдений и организации игровых упражнений воспитатель формирует у детей понимание временных отношений: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; учит пользоваться этими понятиями в жизни.
Особое место в работе по развитию представлений о времени занимают дидактические игры: «Что за чем следует?», «Наоборот», «Дни недели», «Продолжай», «Который час?», «Вчера, сегодня, завтра», а также словесные игровые упражнения: «Расскажи о времени», «Расскажи о своём распорядке дня», «Дополни предложение словами о времени», «Придумай вопрос о времени» и др., загадки о времени и часах.
При знакомстве с названиями и последовательностью месяцев целесообразно использовать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
В подготовительной к школе группе у ребёнка развивают «чувство времени», учат беречь его, соблюдать режим, что очень важно будущему школьнику. Для этого полезно упражнять ребёнка в дифференцировании длительности различных временных интервалов: одна минута, десять минут, один час и др., давать задания типа «Что ты можешь успеть сделать за одну минуту (десять минут, один час)? и т. п.
Можно организовать увлекательные занятия и игры с календарём,
познакомить детей с часами (в том числе песочными) и циферблатом, научить определять время по часам с точностью до одного часа.
К концу года ребёнок может
- Определять временные отношения (день, неделя, месяц), время
по часам с точностью до 1 часа.
- Знать название текущего месяца года, последовательность всех
дней недели, времён года.
Александр Владимирович Запорожец. Детским садам – новая, усовершенствованная программа. «Дошкольное воспитание», 1968, № 11, стр. 24.
Психолого-педагогические исследования, проведённые в последнее время, показали, что у ребёнка могут быть «сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей».
Татьяна Владимировна Тарунтаева. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., «Просвещение», 1973. 80с. с ил.
«Последний, пятый, раздел программы – «Ориентировка во времени» – так же, как и предыдущий, осуществляется в повседневной жизни и лишь уточняется на занятиях. В основном предусматривается обучение детей умению различать части суток и называть их: утро, день, вечер, ночь.» «Ориентируясь во времени, четырёхлетние дети должны
уметь различать части суток (программа предыдущей группы), и, кроме
того, правильно пользоваться словами: сегодня, завтра, вчера.»
«Усложняется и программа ориентировки во времени: дети старшей группы должны знать последовательность дней недели и уметь определять и называть, какой день сегодня, какой был вчера и какой будет завтра.»
«Выполнение последнего раздела программы – «Ориентировка во времени» – предполагает прежде всего формирование у детей подготовительной группы умения укладываться в определённые отрезки времени, отведённые на игры, бытовую деятельность, занятия. У детей должно сформироваться чувство времени (что можно сделать, например, за 5, 10 минут), которое будет им необходимо в школьной жизни. Дети должны уметь пользоваться часами, определять время с точностью до получаса. Таким образом, данная задача больше связана с морально – волевой сферой личности дошкольника. Однако программа не ограничивается ею, а включает и образовательные задачи: дети должны знать последовательность дней недели и времён года, уметь назвать текущий месяц.
Увлекательные занятия фотографией для детей всех возрастов
Есть что-то волшебное в фотографии и детях. От пролистывания изображений на телефоне до восторга от школьных фотографий — эти фотографии, запечатлевшие момент времени, всегда захватывают воображение и сердце детей.
Картинки также являются отличной темой для занятий с детьми. Хотите ли вы развлечься дождливым днем или хотите провести время со своими детьми с пользой, вот шесть уникальных фото-мероприятий, которые обязательно понравятся вашим детям:
Что делает вас счастливым?: Научить детей благодарности может быть трудным делом, но есть простой способ сосредоточиться на хорошем — дать им камеру и отправить их в путешествие, чтобы фотографировать то, что делает их счастливыми. . Скажите им, что это может быть все, что доставляет им радость, от хлопьев, которые они едят по утрам, до их любимого одеяла, с которым они прижимаются к дивану. Не удивляйтесь, если они сфотографируют и вас, ведь кто еще доставляет больше счастья, чем тот, кто любит их больше всех?
Фотоохота за мусором: Наслаждайтесь этим забавным поворотом традиционной охоты за мусором с фотографической темой: отправьте детей на забавную миссию по поиску фотографий разных видов по всему дому! Например, ваш список может включать в себя поиск их детской фотографии, фотографии семьи, фотографии из детского сада, сделанной в День фотографий, и изображения свадьбы мамы и папы. Это весело, потому что вы можете настроить его в соответствии с историей вашей семьи и тем, что у вас есть в вашем доме.
Ищите буквы: Предметы повседневного обихода могут иметь рисунок, напоминающий буквы алфавита. Сколько вы можете найти, исследуя свой дом или окрестности со своими детьми? Сфотографируйте буквы, которые вы обнаружите, будь то крупный план кованых перил или абстрактный снимок облаков. Бонусная идея: идите домой, распечатайте буквы и составьте из них разные слова. Это даже может быть интересным проектом по созданию кадра, если вы можете создать фамилию или специальные слова, такие как «любовь».
Совершите путешествие по переулку памяти: Достаньте старые ежегодники и пролистайте их вместе с детьми. Получайте удовольствие, вспоминая и делясь историями, а также смеясь над винтажной одеждой и прическами. Затем сравните школьные фотографии со своими детьми, чтобы увидеть сходство в разном возрасте. Может быть даже весело воссоздать некоторые образы из прошлого со своими собственными детьми сегодня!
Начните собирать коллекцию школьных фотографий: Потратьте время на создание специальной книги со школьными фотографиями и интересной информацией за последний год. Включите такие вещи, как оценка, учитель, лучший друг и то, кем ваш ребенок хочет стать, когда вырастет. Тогда добавляйте в книгу каждый год! Помните, что начиная с этой осени, когда вы покупаете соответствующий пакет Shutterly на сайте mylifetouch. com (K-12) или preschoolsmiles.com (дошкольный возраст), цифровая школьная фотография вашего ребенка будет доставлена в вашу учетную запись Shutterfly и сохранена в удобном для вас виде. ваша цифровая коллекция, а также.
Создавайте истории с игрушками: Игрушки ваших детей оживают, когда вы используете их, чтобы создавать сцены для их собственной книжки с картинками. Расставляйте мягкие игрушки, фигурки и другие игрушки и фотографируйте на разных этапах истории. Затем распечатайте картинки и используйте их для создания книжки с картинками, написав захватывающий текст рядом с каждой картинкой. Это обязательно будет перелистывание страниц! Кроме того, какой замечательный подарок на память, который вы можете оглядываться назад из года в год.
Десять веселых занятий в дождливый день, которыми можно заняться с детьми
Кэрри Шриер, Расширение Мичиганского государственного университета –
Апрельские дожди приносят… много веселья!
Есть много занятий, которыми вы можете заняться с ребенком в дождливый день. Фото кредит: PixabayАпрельские дожди могут принести майские цветы, но те же самые дожди могут привести к долгим дням с маленькими детьми. Дождь не обязательно означает скучные дни. Вот 10 забавных занятий, которыми можно заняться с детьми в дождливые дни.
1. Отправляйтесь на прогулку в дождливый деньИспользуйте эти резиновые сапоги и отправляйтесь на прогулку под дождем. Пусть дети прыгают по лужам! Что вы видите под дождем, что отличается от того, когда он сухой? Есть ли черви на тротуаре? Куда девается вода, когда течет по дороге? Вы видите птиц снаружи?
2. Измерьте уровень дождяВместе с ребенком дошкольного или младшего школьного возраста сделайте дождемер. Сколько дождя выпало во время грозы этим утром? Это больше или меньше того, что случилось под дождем на днях? Нарисуйте свои результаты за апрель. В конце или в начале месяца сухо?
3. Создание рисунка дождяМногие различные художественные материалы растекаются, когда намокают. Дети могут насыпать сухую краску на бумагу и вынести ее под дождь, а могут раскрасить бумагу маркерами и дать ей промокнуть. Попросите детей посыпать бумагу порошковой темперной краской и дать ей впитаться.
4. Пойте под дождемПредставьте, что вы Джин Келли, и выходите на улицу с зонтиком! В каких песнях идет дождь? «Этот, маленький паук», «Дождь, дождь, уходи», «Дождь идет, идет дождь» и многое другое! Наденьте резиновые сапоги, возьмите зонт и идите петь под дождем!
5. Давай, промокниЗабудь о попытках остаться сухим! Выйдите на улицу, планируя промокнуть. Когда тепло и идет дождь, весело играть под дождем! Прыгайте по лужам и почувствуйте, как высоко поднимается всплеск. Встаньте на край крыши и посмотрите, насколько сильнее дождь падает с края крыши, чем когда он падает с неба.
6. Играйте в грязиВзрослые всегда говорят детям держаться подальше от грязи. На этот раз дайте им разрешение поиграть в нее. Помните, что землю в грязи бывает очень трудно вывести, поэтому носите старую одежду. Сделайте грязевые пироги, грязевые отпечатки ладоней, грязевые следы и грязевые лужи. Рисуйте грязью на картоне и получайте массу удовольствия! Не забывайте фотографировать.
7. Оставайтесь дома и постройте крепостьЧто может быть веселее в дождливый день, чем построить фантастическую крепость из одеял? Прижмитесь к своим детям в дождливый день и присоединитесь к веселью. Постройте крепость в гостиной. Знаете ли вы, что лапша для бассейнов является отличной опорой для крыш из одеял? Как только ваш форт будет построен, захватите несколько подушек или мешков с фасолью и большую стопку книг! Читайте любимые книги вашего ребенка, пока вы слушаете дождь.
8. Читайте о дождеЕсть много замечательных книг, действие которых происходит в дождливые дни. Отправляйтесь в библиотеку, пока небо не разверзлось, и посмотрите книги, действие которых происходит в дождливые дни. Goodreads предлагает список книг для дождливых дней, которые стоит прочитать.
9. Узнайте о дождеПочему идет дождь? Делает ли дождь что-нибудь для людей? А растения? Найдите время, чтобы узнать о дожде вместе с ребенком. Откуда берется вода во время дождя? Куда он пойдет, когда упадет на землю? Что такое гром? Что с осветлением?
10. Ищите радугуАпрель приносит много ливней, но дождь не должен мешать вам выходить на улицу, учиться и играть с детьми. Узнайте больше о занятиях, которыми вы можете заняться со своим ребенком, программах в вашем районе, вебинарах и многом другом, посетив веб-страницу раннего развития Мичиганского государственного университета.