Детский календарь дидактический материал для развития детей: Детский календарь – Под редакцией Т.Н. Дороновой. Декабрь. Для трех возрастов 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет
“Детский календарь” – технология совместно-партнерской деятельности с семьями воспитанников. | Консультация (средняя группа) на тему:
«Детский календарь» – технология совместно-партнерской деятельности с семьями воспитанников».
Новое время ставит перед нами, воспитателями, новые задачи. Также и ФГОС ДО предполагает индивидуализацию при развитии ребенка с обязательным участием семьи.
Возможность реализации таких требований дает программа «Миры детства: конструирование возможностей» под редакцией Дороновой Т.Н. Программа продолжает традицию сотрудничества с родителями в решении образовательных задач на качественно новом уровне.
С января 2017 года наш детский сад «Метелица» является экспериментальной площадкой по реализации программы Т.Н.Дороновой «Миры детства: конструирование возможностей». (Почему с января месяца? Сама программа предусматривает такие временные рамки.) Работа в детском саду осуществляется третий год, конкретно наша группа занимается второй год. Сегодня мы бы хотели поделиться с вами нашими наработками.
Что представляет собой Детский календарь?
Детский календарь – это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. В нем столько же страниц, сколько дней в месяце. Календарь предполагает ежедневное отрывание страницы ребенком, который охотно будет выполнять это действие. На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребенком задание. При этом для этого не надо искать сопутствующие материалы – они находятся на данной странице. Родителям не надо заботиться о форме преподнесения материала детям. Все обращения к детям представлены в тексте календаря. Взрослые только читают текст, адресованный ребенку, и действуют в соответствии с рекомендациями.
Как же все происходило на практике?
Для того, чтобы вовлечь родителей в совместную воспитательно – образовательную работу, была организована презентация «Детского календаря» на родительском собрании, где рассказали родителям, какой развивающий эффект будет иметь деятельность для ребёнка. На данную информацию родители не выразили свое мнение ни «за», ни «против». Возмущения были позже, когда началась непосредственная работа родителей дома с детьми. Некоторые родители жаловались на нехватку времени. Им мы предложили выполнять задания на выходных.
Если в начале работы мы требовательно относились к родителям по поводу выполнения заданий с детьми (Вы выполнили задание? Почему не выполнили? Чем же сегодня ваш ребенок будет заниматься?), то сейчас нет такой необходимости, и родители сами спрашивают «А сегодня будет задание на дом?» И тут мы видим, что систематичность в работе родителей и детей выработалась. Хочется отметить, что ни один из родителей не жаловался, что их ребенок не хочет выполнять задание и капризничал. Значит, познавательный интерес в нашем возрасте (3-4, 4-5) есть и он развивается.
Хотелось также отметить, что изменилось и общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребенку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу.
Родители нашей группы с удовольствием откликнулись на просьбу фотоотчёта по работе с «Детским календарём».
Родители наших малышей с удовольствием дома день за днем осваивают интересные задания, а мы в детском саду «подхватываем» выполненную работу и обыгрываем в совместной деятельности с детьми.
В каждом календаре есть много страниц, где предлагается вырезать и склеить (не без помощи родителя) фигурки животных и птиц: лисы, медведя, волка, зайца и многих других. Утром ребенок с радостью и гордостью приходил в группу, показывал свое творение и рассказывал, как он трудился, и кто ему помогал. Тут же происходило обыгрывание детьми и нами того или иного персонажа.
Особенно нас порадовали книжки – малышки, которые собирались тоже из «Детского Календаря». К концу учебного года мы собрали целую мини-библиотечку.
Большое внимание в планировании по календарю отводиться театрализованной деятельности.
Итогом работы по «Детскому календарю» был обмен мнениями на родительском собрании и презентация в форме фотоотчета. Родители в непринужденной обстановке делились своими впечатлениями и опытом занятий с детьми по «Детскому календарю» дома, рассказывали о том, каких успехов добились их дети, а мы рассказали родителям об успехах детей, достигнутых в группе.
В этом году мы совместно с родителями и детьми работаем над проектом «Осень, зима, весна и лето в Календаре – это интересно!». Он предполагает формирование представлений детей о временах года через создание лэпбука «Чудо-дерево». Все продукты деятельности по «Детским календарям» мы помещаем в наше «Чудо-дерево» согласно временам года.
Работа по программе «Миры детства: конструирование возможностей» Доронова С.Г. и Дороновой Т.Н. оправдывает наши ожидания. Работа по Детским календарям развивает все психические процессы, ответственность, желание доводить начатое дело до конца, самостоятельность – то есть, все то, что нужно ребенку для учебы в школе. А главное, она призывает родителей к сотрудничеству и делает их активными участниками образовательного процесса.
Детский календарь: взаимодействие родителей и ребенка в процессе формирования детских инициатив | Современный урок | Педагогическое мастерство
Автор: Завалишина Светлана Павловна
Организация: МАДОУ – детский сад «Росинка»
Населенный пункт: Свердловская область, г. Новоуральск
Автор: Овчинникова Наталья Васильевна
Организация: МАДОУ – детский сад «Росинка»
Населенный пункт: Свердловская область, г. Новоуральск
Автор: Набокова Елена Николаевна
Организация: МАДОУ – детский сад «Росинка»
Населенный пункт: Свердловская область, г. Новоуральск
Результаты диагностики по методике Н.А. Коротковой, Нежнова П.Г. «Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе» на начало 2020-2021 учебного года у детей группы определили дефицитарную сферу – познавательное развитие. Было рекомендовано расширить контексты познавательно-исследовательской деятельности, включая всевозможные опыты, наблюдения, классификационную работу, организуя исследование как совместную партнерскую деятельность со взрослым.
«Детский календарь» – дидактическое пособие Т.Н. Дороновой, С.Г. Доронова, по которому в нашей подготовительной группе для воспитанников с ТНР взаимодействовали педагоги, дети и родители. Дидактический материал, представленный в нем, позволил организовать совместную деятельность взрослых и детей во всем многообразии форм, создавая условия для формирования детских инициатив.
В начале учебного года родители предложили изучать совместно с ребенком познавательную информацию по Детскому календарю дома с целью представления ее в группе. Мы, педагоги, поддержали инициативу родителей и большая часть заданий, предлагаемых родителям для выполнения в домашних условиях, находила продолжение в детском саду. Воспитанники самостоятельно представляли результаты совместной деятельности с родителями своим ровесникам. Мы использовали следующие формы представления познавательной информации:
– познавательные минутки,
– минутку «Расскажу сказку, рассказ»,
– игротеки общения.
На познавательных минутках «Я знаю и расскажу всем», «Мастер-класс ребёнка», «Мой проект» дети представляли опыты с предметами и их свойствами, делились своими знаниями по изучаемой теме, рассказывали о своих коллекциях, путешествовали по карте и «Реке времени». В течение учебного года всем воспитанникам предоставлялась возможность демонстрировать свои знания, личные достижения и умения, создавая условия для овладения культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников, что особенно актуально для детей с речевыми нарушениями. Познавательные минутки, подготовленные семьями воспитанников, позволили нам, педагогам группы, совместно с родителями формировать у детей целостную картину мира и предпосылки учебной деятельности. Также данные формы способствовали улучшению межличностных отношений в группе, развитию коммуникативных навыков и речи детей. В процессе представления подготовленного совместно с родителями материала познавательной направленности у детей формировались самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция.
«Расскажу сказку, рассказ» – минутка, на которой дети пересказывали произведения художественной литературы со страничек Детского календаря после семейного чтения. Совместные чтения детей и родителей с последующим обсуждением прочитанного удовлетворяют потребность ребенка в общении с самыми близкими для него людьми. Именно чтение
- расширяет представление ребёнка о мире;
- знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п.;
- влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка;
- развивает мышление — как логическое, так и образное;
- расширяет словарный запас, память, воображение и фантазию;
- учит правильно составлять предложения.
Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слушать – и это немаловажно. Знакомясь с произведениями различных жанров, ребёнок лучше узнаёт родной язык.
Пересказ прочитанного дома произведения, рассказ сочиненной совместно с родителями сказки – отличное средство развития связной речи. Особый интерес вызывало обыгрывание произведений с использованием разных видов театра. Детям нашей группы нравились теневой театр и театр на палочках с самостоятельным изготовлением героев произведений.
Игротека общения – любимая форма взаимодействия родителей и детей. Обоснование необходимости данной формы работы мы нашли в словах американского лингвиста Д. Холта: «Если учить детей говорить, а не общаться, они говорить не научатся». Игротеки общения – это сближение двух уровней – детского и взрослого – очень важный фактор как игровой, так и эмоциональный, объединяющий ребенка и родителей. Обучение родителей игровым приемам по коррекции речи может идти разными путями. Но, чтобы ими овладеть, нужны практикумы как система навыков. Такие игры как «Домино», «Лото», «Парные картинки», «Бродилки», изготовленные из Детского календаря, позволяют вооружить родителей соответствующими способами коммуникации. Дети самостоятельно выбирали формы представления игры из Календаря: научиться играть в них дома, а затем научить играть детей в группе или, наоборот, научиться этому в детском саду и представить дома. Также у детей была возможность самим придумывать новые игры, изменять правила по предварительной договоренности с другими игроками.
Представление результатов продуктивной деятельности – другое направление взаимодействия родителей и детей. Задания Детского календаря открывают перед ребенком широкие возможности проявить свою творческую активность, выступая в роли созидателя. У него развивается способность к целеполаганию и продолжительным волевым усилиям, направленным на достижение результата. Вместе с тем, ребенок приобретает конкретные умения, связанные с процессом преобразования материала: овладевает орудиями и инструментами, приобретает навыки работы по схемам и чертежам.
Мы, педагоги, практиковали организацию выставок в группе детского сада – как индивидуальных, так и коллективных, объединенных общим сюжетом. Это были именные работы или общее панно детей группы. Выставки – это достижения детей, мир детского творчества, мир талантливых изобретателей.
В течение учебного года воспитанники группы дарили изготовленные совместно с родителями книги, игры, украшения или поделки другим детям. Это были дети нашей группы и дети других групп – сверстники и малыши. Данная форма работы способствовала межвозрастному общению, обогатила коммуникативный опыт детей через разноплановое взаимодействие и предоставила возможность полноценно использовать развивающий потенциал продуктивной деятельности.
Каковы результаты сформированности инициатив на конец этого учебного года? У всех воспитанников группы «Вишенка» – положительная динамика. Только 18% воспитанников остались на втором уровне сформированности коммуникативной и познавательной инициатив; один ребенок – на втором уровне развития всех форм инициатив. Он был представлен на Психолого-медико-педагогическую комиссию с целью определения образовательного маршрута на этапе начального общего образования.
Таким образом, дидактический материал Детского календаря позволил организовать совместную деятельность педагогов, родителей и детей, создавая условия для формирования
– творческой инициативы,
– инициативы как целеполагание и волевого усилия,
– коммуникативной,
– познавательной и
– двигательной инициативы.
1. Лучшие друзья ребёнка — это книги: их польза и роль в развитии / https://paidagogos.com/
2. Примерная основная образовательная программа «Миры детства: конструирование возможностей»/ https://firo.ranepa.ru/
Опубликовано: 09.12.2021
Использование семейного календаря в работе
Автор: Reading Rockets
Календари помогают маленьким детям узнать основы дней недели и месяцев в году. Ваш семейный календарь предлагает возможности для других занятий, включая словарный запас, последовательность и математику.
У большинства семей есть календарь где-нибудь на кухне или в офисе. Календари помогают маленьким детям узнать основы дней недели и месяцев в году. Ваш календарь также предлагает возможности для другого обучения. Найдите время, чтобы использовать свой календарь несколькими новыми способами. Ниже приведены некоторые идеи для начала:
- Создавайте напоминания о днях рождения!
Поощряйте ребенка отмечать особые дни рождения в календаре. Это могут быть братья и сестры, бабушки и дедушки и даже учителя! Когда приближается особый день рождения, напоминание может побудить вашего ребенка создать специальную поздравительную открытку для этого человека.
- Определите интересные слова на месяц.
Используйте мероприятия, проводимые в вашем доме в течение этого месяца, чтобы составить краткий список интересных слов. Например, в августе ваш список слов может включать словарные слова, относящиеся к погоде (влажный, туманный, тропический) или слова, относящиеся к предстоящему учебному году (ожидание, переход, поставки). Сделайте игру, включив в разговор слова из месячного календаря.
- Разработка семейных графиков.
Перелистывая месяцы вперед и назад, вы можете помочь своему ребенку составить временную шкалу или последовательность событий, а также углубить понимание ребенком таких понятий, как «до» и «после», «вчера» и «завтра». Некоторые семьи создают визуальную временную шкалу, чтобы отметить важные события, такие как рождение ребенка или начало школы. Эти временные рамки помогают ребенку понять, почему что-то не происходит сразу.
- Улучшить понимание чисел (называемое “умение считать”).
Расскажите о 1-м дне месяца, 2-м дне, 3-м и так далее. Поощряйте исследование, используя эти термины. “Первое число этого месяца – среда. Какой день первого числа месяца в следующем месяце? Сколько дней в этом месяце? В следующем месяце столько же дней или больше?”
Как видите, календари — полезный помощник в доме! Эти, казалось бы, простые задания закрепляют более сложные понятия и словарный запас в веселой и увлекательной форме.
- Загрузите эту статью в формате PDF.
- Просмотреть эту статью на испанском языке.
Reading Rockets (2012)
Переиздания
Вы можете распечатывать копии или переиздавать материалы для некоммерческого использования при условии указания ссылки на Reading Rockets и автора(ов). Для коммерческого использования, пожалуйста, свяжитесь с [email protected].
Связанные темы
Мероприятия
Область содержимого Грамотность
Грамотность STEM
Словарный запас
Письмо
Новое и популярное
Взлом кода: как и почему начальная школа Биг-Хорна пошла ва-банк со структурированной грамотностью и иллюстраторы, которые должен знать каждый
Новая модель обучения высокочастотным словам
7 отличных способов поощрения письма вашего ребенка
Скрининг, диагностика и мониторинг прогресса беглости речи: подробности
Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов
Наши блоги о грамотности
Как узнать, действительно ли это наука о чтении?
Детские и образовательные материалы
Познакомьтесь с Али Каманда и Хорхе Редмонд, авторами книги Black Boy, Black Boy: празднование вашей силы
Get Widget |
Подписаться
Выбор правильного календаря для вашего класса
География, практические занятия, домашнее обучение, Северная Америка, дошкольное учреждение, печатные издания, естествознание, преподавание
💕 Уведомление: этот пост может содержать партнерские ссылки бесплатно для вас. Это означает, что я получаю комиссию, если вы решите совершить покупку по моим ссылкам. Спасибо за Вашу поддержку.
- Электронная почта
- Распечатать
Работа над овладением исполнительными навыками в раннем возрасте является одним из важнейших навыков, которым должен овладеть каждый ребенок.
Исполнительная функция — это термин, используемый для описания умственных способностей человека планировать, выполнять повседневные задачи, заполнять контрольные списки, осуществлять самоконтроль при искушении избежать выполнения важных задач, обладая волей, чтобы избежать прокрастинации.
От этого зависит так много в жизни, что с этим не поспорит ни один взрослый. Эти навыки особенно трудно приобрести, когда у ребенка отсутствует внутренняя мотивация, потому что мотивация часто представлена в форме наказания и стыда.
Однако то, как мы относимся к дисциплине и овладению исполнительскими навыками в мире Монтессори, совершенно иное.
Детям с самого раннего возраста всегда даются и показываются пошаговые инструкции. Нет ярлыков: «Мы всегда убираем разливы», «Мы не играем ни с чем, пока не уберем только что выполненную работу», «Мы всегда кладем нашу работу на коврик».
Уроки, которые дети получают о том, как мыть посуду, мыть руки, готовить еду, очень точны и требуют от ребенка концентрации и точного выполнения шагов.
Детей также учат «почему» за правилами: «чтобы у других было чистое место для еды», «чтобы другие знали, где найти работу, которую вы только что выполнили» и т. д.
Дети учатся выполнять каждый шаг с большим внимание к деталям, в то же время схватывая идеи о социально приемлемом поведении.
В конце концов, когда дело доходит до того, чтобы прийти вовремя, устроиться на работу или записаться на телефон, они не перегружаются, они учатся разбивать каждую цель на простые шаги и осознают, что их действия или бездействие может повлиять на других.
Итак, какое отношение все это имеет к календарям? Календари в классе и дома играют важную роль. Они помогают научить планировать, наблюдать за течением времени. Это первый практический инструмент планирования ребенка, который он или она может «потрогать» и «пощупать».
Время — это абстрактный термин, и для того, чтобы дети усвоили его, нужны отличные визуальные эффекты. Помимо того, что это первый урок истории, который ребенок получает в учебном пространстве Монтессори, календарь способствует развитию этих важных навыков исполнительной функции.
Студенты учатся готовиться к будущим событиям, предвидеть изменения, которые произойдут в будущем.
Есть много других важных навыков, которые дети приобретают при работе с календарем:
- изучать названия месяцев и дней недели
- практиковаться в переписке один на один
- учиться планировать заранее
- практиковать просто вычитание и сложение при подсчете количества дней/недель/месяцев, оставшихся до определенного события
- умножение на 7 или 5
- отсроченное удовлетворение
- узнать о естественных последствиях и сроках, назначив дни, когда задачи должны быть выполнены главная: линейный и вечный календарь.
Линейный календарь отлично подходит для представления всего года в одной строке в классе, где учащиеся могут наблюдать за течением времени, изучать понятия лет, месяцев, дней и времен года.
Это дает им прекрасную возможность наблюдать продолжительность года и вести обратный отсчет до события. Подробнее о линейном календаре можно прочитать здесь.
Посмотрите мои линейные календари для северного и южного полушарий, которые украшены великолепными акварельными изображениями.
В некоторых классах Монтессори учителя любят использовать бисер. Каждый месяц имеет свой цвет, и это практический подход.
Вот несколько замечательных примеров вечных календарей
Деревянный вечный календарь – от Jennifer
Постоянный календарь – Sensory Play
Montessori Day Chain – Playboot
Настраиваемое календарное календарь –
9016. , в начале каждого года ученики помогали мне составить собственный вечный школьный календарь. Дети рисовали иллюстрации, и каждый месяц мы отмечали все дни рождения и последующие важные события.
Теперь мы с детьми пользуемся мобилем-календарем, поем песенку «Земля вокруг солнца» каждый раз перед заполнением каждого раздела мобиля. Это отличный способ попрактиковаться в счете, распознавании слов, научиться наблюдать за погодой и сменой времен года для маленьких детей.
Вам может понравиться
- Карта Австралии из соленого теста – практическая география
- Печатные материалы по географии и практические занятия
- Распечатки «Континент» и практические занятия
- Флаги Африки — географическое задание для детей дошкольного возраста
- Карта Африки своими руками и флажки — практическое занятие по географии
- Плакат «Части вулкана», карточки из 3 частей, Blackline Masters — Бесплатная печать
- Драгоценные камни — плакаты и соответствующие карточки – Бесплатная версия для печати
- Изучение горных пород и минералов
- Выбор правильного календаря для вашего класса
- Аутентичные материалы ручной работы для вашей мечты Монтессори-класс
- Дождевое облако в банке Научный эксперимент плюс типы облаков Версия для печати
- Международный детский шеф-повар – Кулинарное занятие Монтессори с тестом
- Изучение земель и водных образований – Монтессори-исследования на открытом воздухе
- Дети мира Мультикультурные мероприятия для детей
- Австралия Тематические бесплатно Печатные материалы
- Монтессори Фокус: земля, вода, воздух Деятельность
- Точечная живопись австралийских аборигенов для детей и художественные ресурсы
- Азия – бесплатные печатные материалы для Монтессори-класса
- Южная Америка – бесплатные образовательные печатные материалы.