Что умеют дети в полтора года: норма физического развития в 18 месяцев
Что умеет ребенок в полтора года?
В полтора года ваш ребенок хорошо вас понимает, умеет играть с кубиками и разными игрушками, стремится самостоятельно есть из ложки, говорит отдельные слова, пытается соединить по 2 слова и делает многое другое. Малыш растет и взрослеет. И как любая личность, он хочет быть очень самостоятельным. Но самое главное – ваш ребенок уже думает, понимает значение слов, обдумывает, что ему сделать.
Содержание
- Общее физическое развитие
- Моторика
- Интеллект
- Эмоциональность
- Игры
- Развитие речи
Общее физическое развитие
- высокая двигательная активность;
- самостоятельно вылезает из кроватки;
- ходит уверенно, быстро;
- умеет прыгать, приседать, поворачиваться, бегать, любит убегать от взрослых;
- осознает встреченное препятствие, обходит, смотрит под ноги;
- лезет вверх по вертикальной лестнице;
- должен подниматься по лестнице, ставя обе ноги на каждую ступеньку;
- самостоятельно садится за стол;
- умеет открывать двери;
- получается бить по мячу ногой;
- поднимает мяч над головой и бросает;
- пытается есть ложкой, самостоятельно пьет из чашки;
- старается повторять действия за взрослыми;
- умеет снимать шапку, варежки, носки.
Моторика
- получается открывать и закрывать большие и маленькие коробки;
- умеет разворачивать бумажные упаковки;
- ставит кубики один на другой;
- играет с пирамидкой;
- берет деталь пазлов и кладет на нужное место;
- рисует пальчиком линии, точки, круги;
- повторяет по многу раз вновь освоенное действие.
Интеллект
В 1,5 года у ребенка активно не только физическое, но и интеллектуальное развитие. Ребенок думает: устанавливает причинно-следственные связи, решает, куда пойти и как сделать, наблюдает, запоминает, определяет, когда сделать. Он осознанно копирует ваши действия, слова, интонации.
В полтора года малыш выбирает нужную картинку из нескольких. Должен уметь отвечать утвердительно или отрицательно на ваши вопросы. Выбирает понравившийся предмет из нескольких.
Ребенок выбирает любимую сказку или стихотворение, просит рассказать именно их, рассказывает вместе со взрослым. Любит переворачивать страницы книжки. Знает, в какой момент нужно перевернуть, запоминая порядок слов или событий. В 1,5 года ребенок должен уметь показать в книжке сказочных героев и сказать или показать, что они делают.
Эмоциональность
В 1,5 года ребенок уже должен уметь проявлять яркую палитру эмоций. В отличие от улыбки и плача первых месяцев жизни, это осознанное выражение чувств, желаний, симпатий и привязанностей. Проявления удовольствия и неудовольствия имеют множества оттенков: от доброжелательной улыбки, радостного смеха и бурного восторга до спокойной грусти, обиды, гнева и даже ярости. Причем важно, что и поводы для выражения этих эмоций ребенок тоже хорошо различает. После первого года жизни мимика и жесты активно сопровождают его общение. Чувства всегда выражены на лице, в возгласах. Постарайтесь сохранить эту доверчивость и открытость вашего ребенка.
Игры
На втором году жизни игры становятся разнообразными и осознанными. Ребенок рассматривает, разбирает, соединяет, теребит игрушки. Радуется, если удается извлекать звуки и тем более музыку, под которую так весело танцевать. Малыш уверенно переносит предметы с места на место, упрямо отказываясь от помощи. Он точно знает, куда хочет отнести игрушку, и настойчиво рвется к этому месту.
В этом возрасте ребенка интересуют все предметы, попадающие в поле зрения: посуда, душевые принадлежности, предметы для чистки обуви, декоративные украшения. Постарайтесь убрать из зоны досягаемости малыша все мелкие, колющие, режущие предметы, спички, лекарства, стеклянные изделия.
В 1,5 года ребенок должен учиться играться. Старайтесь не просто дать игрушку, а показать, как ею можно играться: в машинку складывать кубики или мяч, куклу качать, кормить, класть спать, в большую коробку складывать мелкие предметы, перекатывать и перебрасывать шарики и мячики, дуть в свисток и т.д.
Продолжайте играть в развивающие игры. Заучивайте и инсценируйте стихотворения и сказки. Складывайте пазлы. Озвучивайте животных. Используйте потешки и поговорки, совершая какое-то действие. Учитесь рисовать пальчиком линии, точки, круги. Знакомьте ребенка с явлениями природы: дождь, снег, ветер. Развивайте понятия тепло – холодно, темно – светло, легко – тяжело, маленький – большой, высокий – низкий.
Развитие речи
В полтора года дети по-разному проявляют речевую активность. Кто-то активно щебечет, имея в запасе до 40 простых слов. А кто-то только начинает осваивать первые слова. Этот процесс очень индивидуален. В любом случае родители должны активно разговаривать с ребенком, четко проговаривать слова, называть новые предметы, читать стихи и сказки, активно комментировать все, что встречается во время прогулки. У малыша накапливается пассивный словарь. Соединяйте жесты и слова, чаще спрашивайте ребенка «Кто это?», «Что это?». Создавайте ситуацию выбора, когда ему нужно назвать что-то или кого-то. Будьте терпеливыми и настойчивыми. И скоро малыш порадует вас своим щебетанием.
Нерво-психическое развитие детей первого года жизни
Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к. м.н., врач-педиатр высшей категории
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.
Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.
Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.
Таблица 1. От 0 до 6 месяцев
Показатель | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц |
Зрительно- ориентировочные реакции |
Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним |
Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой | Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении | Узнает мать | Отличает чужих от близких | |
Слуховые ориентировочные реакции |
Вздрагивает при резком звуке и мигает | Прислушива- ется | Отчетливое слуховое сосредото- чение | Поворачивает голову на звук | Различает тон, с которым к нему обращаются | |
Эмоции | Первая улыбка | Улыбается в ответ на речь взрослого | В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек | Громко смеется | ||
Движения общие | Пытается держать голову лежа на животе | Хорошо держит голову в (1-2 мин. ) вертикальном положении | Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног. | Поворачивает- ся со спины на живот | Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивает- ся со спины на живот | Поворачива- ется с живота на спину. Подползает к игрушке. |
Движения руки и действия с предметами | Захватывает подвешенную игрушку | Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка | Свободно берет игрушки из разных положений | |||
Подготовительные этапы развития речи. Понимание речи | Начинает гулить | Продолжи-тельно гулит | Продолжает долго гулить | Произносит слоги “ма”, “ба”. Начало лепета | ||
Навыки и умения в процессах
|
Берет пищу губами с ложки для кормления |
Таблица 2. От 6 до 12 месяцев
Показатели | 7 месяцев | 8 месяцев | 9 месяцев | 10 месяцев | 11 месяцев | 12 месяцев |
Движения общие | Хорошо ползает | Самостоя- тельно садится. Сидит. Самостоя- тельно встает у опоры и ходит, держась за нее | Ходит при поддержке за обе руки | Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. | Самостоя-тельно стоит без опоры | Самостоя-тельно ходит |
Движения руки с предметами действия | Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую | Долго занимается игрушками | Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает |
Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой | Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки | |
Подготовитель- ные этапы развития речи | Произносит слоги многократно (лепечет) | Громко, повторно произносит различные слоги | Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете | Подражает разным слогам взрослого | Произносит первые слова обозначения: “мама”, “ав-ав”, “кис-кис” | Произносит 8-10 слов |
Понимание речи | На вопрос “где” находит предмет, лежащий в определенном месте | По просьбе взрослого делает “Ладушки”, “До свидания” | Знает свое имя. На вопрос “Где?” находит предмет и достает его из множества игрушек |
Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого | Выполняет элементар- ные требования взрослых |
Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличива- ется запас понимаемых слов |
Навыки и умения в процессах | Пьет из чашки, которую держит взрослый | Сам держит сухарик или корочку хлеба | Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками. | Пьет из чашки | Пьет из чашки | Сам берет чашку и пьет из нее |
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.
Развитие зрения и слуха
У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.
Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Развитие эмоциональных реакций
Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.
Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений – это реакция предвосхищения кормления.
На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.
На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека – он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции “комплексом оживления”.
К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция – малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент – бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.
Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека – это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.
После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.
К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.
Общие движения
Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.
При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.
Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!
С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.
Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.
Развитие речи
Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки – “а-а-а”, ” а-бы-ы”, ” е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.
К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.
В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями – хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб – дай, покажи, закрой. Понимает слова -“надо” и “нельзя”.
Советы родителям
Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.
Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик – это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев – в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.
Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать – так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.
Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.
В возрасте от шести месяцев до года нужно “поощрять” у ребенка лепет, почаще вступать в “переговоры”, вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру ” Ладушки”, “Сорока” и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.
Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.
Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.
С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу – ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
Ваш ребенок в 18 месяцев: вехи
Авторы редакторов WebMD
В этой статье
- Навыки движений (крупная моторика)
- Развитие рук и пальцев (мелкая моторика)
- Языковые навыки
- Языковые навыки Навыки
- Обучение, развитие мышления (когнитивные навыки)
- Задержки развития
- Экранное время
Вашему ребенку сейчас 18 месяцев. Как время летит! Какие вехи они должны были пройти в этом возрасте?
Навыки движения (крупная моторика)
Ваш ребенок должен уметь:
- Ходить самостоятельно
- Возможно, подниматься по ступенькам или бегать
- Приседать, чтобы взять игрушку
- Тянуть игрушки во время ходьбы 900
В этом возрасте ваш ребенок может попытаться вылезти из кроватки. Если это так, повесьте колокольчик на кроватку, чтобы вы знали, когда они это делают, и убедитесь, что пространство в их спальне безопасно и не содержит предметов, на которые они могут упасть или наткнуться. Их вылезание из кроватки может быть признаком того, что пришло время переместиться в постель.
Развитие рук и пальцев (мелкая моторика)
Ваш ребенок должен уметь:
- Пить из чашки
- Есть ложкой
- Складывать два предмета или кубика
- Помогать раздеваться
- Держать мелок и начертите линию
По мере приближения к 18 месяцам им будет легко манипулировать предметом между большим и указательным пальцами (например, поворачивать ручку или вставлять круглый стержень в отверстие). Вы можете развивать эти навыки, пробуя такие игры, как вставлять большие квадратные колышки в одинаковые отверстия (это сложнее, чем с круглыми колышками, потому что вы должны совмещать углы), складывая пять или шесть блоков или разбирая игрушки и собирая их обратно. Вы также можете позволить им иногда есть, даже если это грязно.
Языковые навыки
Ваш ребенок должен уметь:
- Использовать 10-25 слов
- Говорить слово «нет» и качать головой
- Отвечать на вопросы подпевать песне в тон, если не словами
- Понимать понятия “в” и “на”
- Повторять некоторые слова, услышанные в разговоре
- Указывать на людей, когда их называют, и определять предметы в книге
Продолжайте говорить и читать своему ребенку, чтобы развивать его вербальные навыки. Для них нет ничего необычного в том, что они могут сказать несколько слов, которые никто не может понять, кроме их родителей. Они также могут использовать одно слово вместо целого предложения, например «вверх», что означает «подними меня!» Чтобы говорить, нужно время, поэтому не расстраивайтесь, если вам кажется, что им требуется больше времени, чем детям других людей. Вы можете обнаружить, что в один прекрасный день они, наконец, «понимают» и переходят от редких разговоров к полным предложениям.
Социальные/эмоциональные навыки
Ваш ребенок может:
- Любить передавать предметы другим во время игры
- Впадать в истерики
- Бояться незнакомцев
- Цепляться за родителей или опекунов в новых ситуациях
8 Проявлять привязанность
8 они хорошо знают
- Исследовать в одиночку, с родителем рядом
Это возраст, когда дети начинают проверять границы. Ваш ребенок может сказать «нет» любым новым ситуациям или начать закатывать истерику, чтобы добиться своего. Что случилось с твоей милой маленькой девочкой, которая делала все, что ты просил? Они все еще там, но учатся независимости, и часть этого заключается в том, чтобы пытаться делать все по-своему.
Они также начинают понимать, что такое делиться (предлагая что-то кому-то), хотя они могут принять решение немедленно забрать это обратно. Вы, как родитель, должны показать им, что истерики недопустимы, и наказать их за неподобающее поведение. Но, прежде всего, будьте терпеливы с ними, пока они во всем разбираются.
Обучение, развитие мышления (когнитивные навыки)
Ваш ребенок должен уметь:
- Знать, как использовать обычные предметы: щетку, ложку или стул
- Указать на часть тела
- Самостоятельно рисовать
- Выполнять одношаговую словесную команду без каких-либо жестов (например, они могут сесть, когда вы говорите им «сесть»)
- Притворяться, например, кормить кукла
- Точка, чтобы показать другим что-то интересное
На этом этапе дети любят игры с «выигрышем» — они нажимают кнопку, и начинает играть, например, музыка. Им также понравится играть с мыльными пузырями, которые вы для них надули, или повторять детские стишки с действиями.
Задержка развития
Сообщите своему врачу, если ваш ребенок не может делать что-либо из следующего к 18 месяцам:
- Указывать, чтобы показать что-то другим
- Ходить
- Подражать другим щетка или расческа
- Выучить новые слова или произнести не менее шести слов
- Обращать внимание или обращать внимание, когда вы или другое лицо, осуществляющее уход, уходит или возвращается
- Вспомнить навыки, которыми они владели раньше
В 18 месяцев ваш ребенок также должен пройти тестирование на аутизма, а также для общего развития, по данным Американской академии педиатрии. Это особенно важно, если у них проявляются признаки задержки развития.
Экранное время
Дети младше 18 месяцев не понимают, что символы на экране представляют собой эквивалентные объекты в реальном мире, поэтому Американская академия педиатрии не рекомендует детям смотреть какие-либо экраны до этого возраста, будь то по телевизору. или планшет.
Дети старше 18 месяцев могут учиться по высококачественным образовательным программам, но их родители должны смотреть вместе с ними и повторять уроки. Не позволяйте вашему ребенку смотреть на экраны самостоятельно.
Ваш ребенок в возрасте 4,5 лет: вехи и развитие
Ваш 4-летний ребенок, несущийся на полной скорости, теперь может быть более подвержен авариям, поэтому продолжайте внимательно следить за ним. Ее языковые навыки улучшаются, в том числе ее произношение, грамматика и способность следовать многоэтапным инструкциям. Моделируйте здоровые привычки в еде и будьте активны вместе. Пока она все еще находится в центре своей вселенной, учите ее быть щедрой своим примером, ободрением и похвалой. Свидания могут проходить лучше, чем когда-либо, хотя вам все еще нужно к ним готовиться и судить. Продолжайте предлагать новые продукты и не будьте слишком строги к ней, если она рассказывает небылицы. Скорее всего, это ее воображение работает.
Попадание в передряги
Некоторые 4-летние дети, кажется, делают все на гипердрайве, исследуя свой мир смело, любопытно и быстро. Посмотрите на 4-летнюю девочку на игровой площадке, и вы увидите кого-то, кто еще больше уверен в своем теле и движениях. Она прыгает через предметы, увереннее поднимается по лестнице, точнее ловит и бросает.
Обратной стороной этой вновь обретенной уверенности является то, что она сочетается с не совсем зрелым мозгом. Чистый результат: много рискованных ходов. Четверки любят трюки и трюки, и их здравый смысл не соответствует их новым физическим навыкам. И хотя им легче следовать указаниям, они не всегда их помнят.
Вот почему играющие 4-летние дети все еще нуждаются в присмотре, а также в большом количестве напоминаний. Поскольку они не видят опасностей, о которых знают взрослые, важно установить ограничения и говорить о безопасности в очень конкретных, конкретных терминах. Подчеркните важность шлемов, когда они ездят на велосипеде. Повторяйте правила безопасности на воде каждый раз, когда заходите в бассейн. Вы не хотите останавливать любую игру, которая кажется «дикой». Просто имейте в виду, что это опасное время, так что будьте начеку.
Совместное приготовление еды
Вы когда-нибудь сталкивались с трудностями в приготовлении питательных блюд из-за дефицита времени? Заручитесь помощью вашего ребенка! Может показаться, что из-за ребенка под ногами приготовление еды займет больше времени, и поначалу так оно и было. Но ваш четырехлетний ребенок все лучше справляется с простыми делами, такими как разрывание салата, перемешивание или замешивание теста.
Дети, которые занимаются приготовлением пищи, как правило, открыты для самых разных продуктов, потому что они испытывают гордость и интерес к процессу подачи их на стол. Попробуйте приготовить дополнительные блюда вечером, чтобы ускорить приготовление ужина на следующий день — это тоже отличный способ провести время с ребенком с пользой!
Языковые навыки
Языковые навыки приближаются к школьному уровню. Среди основных:
- Четырехлетние дети каждый день учат от четырех до шести новых слов.
- Предложения длиннее и сложнее, содержат несколько предложений, а также наречия и прилагательные.
- Четырехлетние дети могут рассуждать в гипотетических ситуациях, например: «Если бы это случилось, что бы вы сделали?»
- Они учатся определять значение слов и постигать идею противоположностей.
- Они более искусные рассказчики и могут рассказывать истории с началом, серединой и концом.
- Теперь ваш ребенок может адаптировать свою речь к текущей ситуации. Младшему ребенку она может сказать: «Мама, иди-пока», по сравнению с «Мама пошла в магазин за молоком», когда разговаривает с бабушкой.
- Ваш ребенок также может лучше выполнять несколько шагов: «Сначала отрежьте по этой линии. Затем приклейте сюда бумагу». Следование двум или более несвязанным направлениям — еще одно развитие событий: «Пожалуйста, принесите мне мою сумочку, а затем дайте собаке немного воды».
- Вы заметите улучшение произношения и грамматики, хотя речь по-прежнему не лишена ошибок. Четырехлетние дети должны понимать незнакомцев практически все время, хотя некоторые звуки еще не совершенны.
Моделирование здоровых пищевых привычек
Лучший способ привить своему ребенку здоровые привычки — выработать их самостоятельно. Трудно запретить пить газировку, если вы пьете диетическую колу на завтрак. Не разделяйте «еду для мамы», «еду для папы» и «еду для детей» и не называйте еду таким образом.
Соберитесь вместе
Четырехлетние дети — вечные двигатели: бегают, прыгают, прыгают, извиваются, карабкаются. Но эта естественная склонность к активности не обязательно будет длиться вечно. Воспользуйтесь этим, пока у вас есть, чтобы выработать здоровые привычки на всю жизнь всей семьей. Присоединяйтесь к веселью, оставайтесь активными со своими детьми, и они с большей вероятностью будут продолжать двигаться, когда вырастут.
Реклама | страница продолжается ниже
Когда у вас есть время для семьи, выберите то, что заставляет вас двигаться, а не сидеть, когда это возможно. Подумайте о прогулках или импровизированных футбольных матчах вместо фильмов. Вечерняя семейная прогулка по окрестностям лучше телевизора или компьютерных игр.
Даже совместная работа по дому, например, сгребание листьев или мытье окон, может вызвать у вас бурную реакцию. Главное, чтобы ребенку было весело. Например, на прогулке занимайте его, играя в «Я шпионю» или позволяя ему выбирать, в какую сторону идти, когда вы подходите к углу.
Также старайтесь не использовать еду в качестве награды. Используйте что-то веселое, но физическое в качестве стимула — поход в боулинг, если она не будет загромождать пол своей комнаты игрушками, скажем, в течение недели.
У вас сейчас много интересного: вашему ребенку нравится прыгать и проводить с вами время. И это еще больше, чем хорошее здоровье.
Поделитесь своим молодым собой
Как давно вы делали отметки в детской книжке вашего ребенка? Большинство родителей перестают даже пытаться продолжать в том же духе по мере того, как повседневная жизнь становится все более напряженной, а вехи отстают, или, если они делают это для первого ребенка, второй и третий остаются незарегистрированными.
Сегодня вечером, когда ваш ребенок попросит книгу, достаньте его книгу для малышей или альбом с фотографиями младенцев или посетите веб-страницу, которую вы создали о ней так давно. Четырехлетние дети зачарованы тем, что видят, какими они были младенцами или малышами. Это заставляет их гордиться тем, насколько они велики и успешны сейчас. Возможно, вам захочется написать несколько строк о ее недавних изменениях или забавных вещах, которые она говорит.
Художник за работой
Благодаря улучшенному управлению карандашами и цветными мелками ваш ребенок теперь может делать понятные картинки без подсказок. Ее работы становятся все более узнаваемыми и детализированными. Кроме того, она, вероятно, начинает с того, что точно знает, что хочет нарисовать: «Я собираюсь нарисовать наш дом».
Люди также являются любимой темой для 4-летних детей, особенно те, которые являются самыми важными в их жизни. (Да, это означает, что вы.) Ваш ребенок, вероятно, начнет с большой круглой головы. Конечности могут быть простыми линиями, торчащими из тела, возможно, в неправильном положении. Рисунки будут развиваться по мере того, как она взрослеет и выясняет, куда все положить.
В 4 года дети обычно показывают не менее трех частей тела, а то и восемь. И не удивляйтесь, если ваш ребенок также нарисует гениталии, часто замаскированные под пупок, так как они представляют большой интерес. Вещи или люди, которые наиболее важны для ребенка, часто крупнее, центральнее или показаны более подробно. Это означает, что ребенок, скорее всего, нарисует себя самой большой фигурой на странице и ляжет в середину.
Храните припасы под рукой и в доступном месте. Предложите ребенку смесь акварели, мелков, мела, стираемых фломастеров — чем больше, тем веселее. Обеспечить цветную бумагу, а также белую и листы разных размеров.
Бонус: как поощрить вашего начинающего художника.
Предупреждения
Четырехлетние дети могут любить правила и порядок, но иногда родителям приходится отклоняться от предсказуемого. Предупредите ребенка как можно раньше: «Мама не сможет сегодня прочитать сказку, потому что ей нужно идти на собрание. Мы прочитаем еще раз завтра после твоего купания».
Четырехлетние дети лучше справляются с переменами, когда их предупреждают заранее. Десятиминутное предупреждение о любом переходе, запланированном или нет, уменьшит истерики и сопротивление.
Обучение щедрости
Ваш ребенок постепенно становится менее эгоистичным, но для его развития все еще нормально думать в первую очередь о себе. Как научить его великодушию? Вот несколько идей:
- Подайте хороший пример. Предложите перекусить и найдите другие способы вставить слово «поделиться» в разговор. «Хотели бы вы разделить это место со мной?»
- Говорите о желаниях и потребностях других людей. Например, в продуктовом магазине спросите: «Как ты думаешь, что папа хотел бы съесть на десерт?»
- Выразите неприязнь к эгоизму. «Мне не нравится, когда один человек забирает все мелки и не делится».
- Хвалите щедрость, которую вы видите. «Я так счастлив, что ты делил свои машины со своим двоюродным братом, когда он приезжал».
- Делайте различия, которые помогут ему почувствовать себя более щедрым. Если набор поездов для вашего ребенка особенно дорог, объясните, что он может убрать его перед приездом друга, но все остальные игрушки можно будет разделить с ним.
Сдержанность
Возможно, вы обнаружите, что вопросы о дне вашего ребенка не дают вам много информации. Если ваш ребенок возвращается с игрового дня и вы спрашиваете, что он делал, он может просто сказать: «Мы играли». Попробуйте переформулировать вопрос, чтобы исследовать его глубже: «Что вам понравилось больше всего? Что вам понравилось меньше всего? Что вы хотели бы сделать вместо этого?»
Но будьте готовы: вы все равно можете получить пустое лицо. Как бы мы ни жаждали подробностей, иногда все, что делает 4-летний ребенок, — это играет, и он действительно не может быть более конкретным, чем это.
Судейство игр
Игры должны проходить более гладко, чем даже шесть месяцев назад. Четырехлетние дети более склонны к сотрудничеству и более самодостаточны. Теперь они начинают свою собственную игру, с большей готовностью делятся и начинают сопереживать чувствам своих друзей. Это означает, что вы тратите меньше времени на обсуждение конфликтов или придумывание того, что им делать.
Это не значит, что вы не нужны. Будут разгораться конфликты. Игрушки будут схвачены. В этом возрасте дети любят менять правила друг на друга, поэтому вы можете услышать крики «Это несправедливо».
Чтобы свидания проходили более гладко, заранее установите несколько основных правил. Прежде чем дети соберутся вместе, поговорите со своим ребенком о том, как делиться друг с другом, о вежливости, о том, как быть хорошим хозяином или гостем, и о том, какое поведение приемлемо. Установите ограничение по времени в час или два — достаточно времени для здорового общения, но не достаточно, чтобы они устали друг от друга.
Если возникнут конфликты, постарайтесь, чтобы дети урегулировали их сами, насколько это возможно. Им нужно научиться управлять отношениями. Если вам нужно вмешаться, направляйте их, а не отдавайте приказы. Задавайте наводящие вопросы, побуждающие к решению проблем, например: «Вы оба хотите одну и ту же игрушку. Как вы можете чередоваться, чтобы это было справедливо для вас обоих?»
Знакомство с новыми продуктами
Теперь, когда ваш ребенок может ясно дать понять, что ему не нравится какое-то блюдо, возникает соблазн отказаться от новых блюд, которые, вы уверены, он никогда не попробует. Однако разумно продолжать. Большинству детей нужно предлагать новую пищу несколько раз — до десяти или двадцати, — прежде чем они ее примут.
Если сейчас ребенок узнает, что можно даже не пробовать то, что ему предлагают, он отправится в школьные годы, отказываясь пробовать новые продукты, которые попадаются ему на пути в столовой и в гостях у друзей. Ей будет труднее получать сбалансированное питание, и у нее будет более скучная диета.
Еще не поздно развить вкус к приключениям. Начинайте с небольших порций и не лезьте в бой. Прежде всего, не становитесь поваром быстрого приготовления, готовящим отдельные блюда для каждого вкуса за столом. Вот несколько способов заставить вашего ребенка есть больше здоровой пищи.
Формирование здоровых привычек
Ваш 4-летний ребенок впитывает от вас всевозможные сообщения о питании. Вот несколько способов закрепить хорошие привычки:
- Если ваш ребенок пьет молоко или сок по желанию, отучите его от этой привычки. Фруктовый сок не содержит клетчатки цельных фруктов и часто содержит добавленный сахар, который не нужен вашему ребенку. Если вы даете ребенку сок, ограничьте его до 1/2–¾ чашки в день. В противном случае давайте ребенку молоко во время еды и воду между приемами пищи. Ограничьте употребление молока не более чем 2 1/2 стакана в день. Молоко богато кальцием и витамином D, но мало железа. Поэтому, если ваш ребенок пьет слишком много молока, он не получит всех необходимых ему питательных веществ. Подавайте обезжиренное или обезжиренное молоко во время еды. (Таким образом, ваш ребенок все еще получает кальций и витамины без жира).
- Готовьте чипсы и сладости как особое лакомство вместо обычных закусок. Вместо этого всегда имейте при себе запас здоровых закусок, таких как нарезанные фрукты (есть в чистом виде или в йогурте), цельнозерновые крекеры и сыр или лаваш со шпинатным соусом или хумусом.
- Не рассчитывайте, что ваш ребенок будет сидеть за столом более 30 минут. Не заставляйте его доедать овощи или мыть тарелку. Помогите ему ассоциировать прием пищи с общением с хорошей едой и приятными ощущениями, а не с напряженными пищевыми баталиями.
- Приготовьте и предложите питательные блюда и закуски, а ваш ребенок сам решит, что и в каком количестве он будет есть. Если он пропускает перекус или отказывается от еды, позвольте ему подождать до следующего запланированного времени приема пищи вместо того, чтобы потакать его прихотям. Он не будет голодать.
Цените свою няню
Хотите расположить к себе любимую няню? Будь честен. Не предлагайте более низкую ставку за часы, когда ваш ребенок спит; время няни стоит одинаково, играет ли она в настольную игру с вашим ребенком или делает домашнее задание после сна.
Будьте конкретны в своих ожиданиях и скажите ей, как сильно вы цените ее помощь. Округлите ее гонорар до следующего полного часа. Предлагайте бонусы за работу в праздничные дни. Оставьте хорошие закуски. И не оставайся дома позже, чем обещал, не позвонив ей, чтобы предупредить.
Небылицы
Соедините гиперактивное воображение вашего ребенка с его взрывными языковыми навыками, и вы получите одни из самых причудливых сказок, которые вы когда-либо слышали. Он убедительно расскажет вам все подробности о своем путешествии в тропический лес или о том, как он летал в пустыню, чтобы выкопать динозавров. Возможно, вы захотите записать несколько его любимых историй или попросить его рассказать их на видеокамеру, чтобы вы могли как-нибудь вместе похихикать над ними.
Некоторые истории переходят в вымысел – например, тот громадный рассказ о шаловливом лепреконе, который разбил вашу любимую вазу. В этом возрасте небылицы в основном безобидны. В данном случае он использует свое воображение, чтобы защитить себя от боли вины и страха наказания. Он знает, что у него неприятности, он нервничает и не знает, как прямо смотреть ей в лицо. Мягко скажите ему, что вы знаете, что произошло на самом деле, попросите его помочь разобраться и покончить с этим. Если вы противостоите ему, он, скорее всего, почувствует себя загнанным в угол и будет продолжать отрицать какие-либо нарушения. Вместо этого дайте ему возможность справляться с проступками.
Звонок по номеру 911
Еще не рано научить ребенка пользоваться телефоном. Хотя вы не хотите поощрять случайные звонки, знание того, как набрать 911 в экстренной ситуации, является важным навыком безопасности. Теперь он может последовательно запомнить три цифры (но, вероятно, не больше — ваш номер телефона для него длинноват).
Покажи ему, как включить телефон и как набрать 9-1-1. Объясните, что ему, вероятно, никогда не понадобится звонить в 911, потому что там будете вы или другой взрослый, но если с вами что-то случится и вам понадобится помощь, можно будет позвонить. Подчеркните, почему он никогда не должен играть или тренироваться 911 звонков.
Некоторые родители 4-летних детей задаются вопросом, должен ли их ребенок иметь собственный мобильный телефон, и ответ отрицательный. В этом возрасте он всегда будет на чьей-то опеке, поэтому ему не нужно отмечаться, а исходящие телефонные звонки всегда должны быть под вашим контролем.
Борьба с шепелявостью
Проблемы с произношением все еще распространены в четыре года. Например, ваш ребенок все еще говорит «торри» вместо «извини»? Многие дети не осваивают начальные , и 9.0309 z звучит до 7 или 8 лет. Другие звуки, которые могут вызвать проблемы: f , v , l , r и sh . Обычно виновником является незрелый контроль над мышцами, используемыми для образования звуков.
Хотя его детская речь может показаться вам милой, не говорите об этом своему ребенку и не имитируйте его произношение. Он может придерживаться этого даже после того, как ему это не нужно. Не поправляйте и его слов. Вы не хотите, чтобы он стал более застенчивым, чем он уже может быть. Просто моделируйте правильную речь.
Шепелявость возникает, когда дети высовывают язык при формировании s вместо того, чтобы оставить язык за зубами. Большинство детей рано или поздно перерастают шепелявость. Но если речь вашего ребенка делает его неразборчивым или побуждает к насмешкам со стороны других детей, вы можете обратиться к логопеду. В целом, чем младше ребенок начинает заниматься с логопедом, тем лучше результат.
Мамин тайм-аут
Если вы слишком давно не проводили вечер с подругами, отправьте электронное письмо и запишите его в свой календарь сегодня. И если есть какое-то занятие, будь то поход по магазинам, пробежка или посещение книжного клуба, которое вы когда-то любили, но забросили, пришло время вернуть его в свою жизнь. Старая поговорка верна: сначала вы должны заполнить свой собственный бак.
Избиение властности
Ваш ребенок впитывает и повторяет все виды поведения взрослых. Периодическая властность является одним из них. (Не то чтобы вы обязательно отдавали свои команды настолько грубо, насколько ваш ребенок может воспроизводить их в ответ.) В четыре года дети начинают экспериментировать с силой и тем, как слова могут манипулировать людьми. Объедините это с любовью к правилам и порядку, и вы можете найти маленького диктатора в ваших руках, который будет править как своими друзьями, так и вашей семьей.
Борьба с таким поведением требует терпения и последовательности. указать на властное поведение; не вознаграждайте его. Если ваш ребенок требует обеда или помощи с чем-то, настаивайте на том, чтобы он попросил вас еще раз вежливо. «Я с большей вероятностью сделаю это, если вы меня хорошо попросите». Подсказка для слов типа «пожалуйста». Если ваш ребенок плохо относится к друзьям, поменяйтесь местами и спросите, как бы он себя чувствовал, если бы друг так с ним обращался.
Иногда властное поведение проистекает из того, что вы всегда чувствуете себя неудачником, поэтому отказывайтесь от власти там, где это возможно. Пусть ваш 4-летний ребенок держит за руку младшего брата или сестру, когда вы гуляете. Предложение выбора помогает ей почувствовать, что она все контролирует: «Ты можешь сначала принять ванну, а потом мы можем читать. Или мы можем сначала читать. Ты выбираешь».
Подарок на день рождения
Покупая подарки на день рождения для друзей вашего ребенка, постарайтесь не переусердствовать. Самый большой и лучший подарок не сделает таких друзей, как ваш ребенок, лучше.
Дублировать что-то, что нравится вашему ребенку, всегда хорошая идея (и, в качестве бонуса, это с меньшей вероятностью вызовет ревность у вашего ребенка). Также идеально: расходные материалы (например, большое ведро тротуарного мела, принадлежности для рисования, мыльные пузыри или билеты в кино), которые не будут накапливаться в коробке с игрушками.
Растущая концентрация внимания
Некоторые 4-летние дети проводят заметно больше времени за играми и головоломками, чем год назад. Они реже встают после игры и могут настолько увлечься, что вам придется их перебивать.
Но не завышайте свои ожидания. Продолжительность концентрации внимания среднего 4-летнего ребенка составляет от пяти до десяти минут. Это может показаться не таким уж большим, но сравните это с тремя или четырьмя минутами год или два назад. Помните об этих цифрах, когда планируете проекты или групповые мероприятия, например вечеринки по случаю дня рождения. Даже если ваш ребенок может заниматься игрой в течение получаса, в среднем вы должны ожидать меньшего.
Исключение: ваш ребенок может дольше концентрировать внимание на компьютерных играх. Из-за их постоянных «наград» им трудно сопротивляться. Из-за этого сейчас разумно установить довольно строгие ограничения на время игры. Приучите ребенка играть только определенное время. Не держите игровые системы в комнате вашего ребенка. Всегда проверяйте, чтобы игры, в которые играет ваш ребенок, соответствовали его возрасту — ищите контент с рейтингом «EC» для раннего детства или «E» для всех.
Установка ограничений
Не чувствуйте себя виноватым за то, что вам приходится говорить «нет» или «стоп» вашему ребенку. Устанавливать ограничения — ваша работа. Вы не обязаны постоянно следить за тем, чтобы ваш ребенок был счастлив. Это не только невозможная цель, это нежелательно. Детям никогда не нравится, когда им говорят «нет», но еще не родился ни один человек, которому не нужно было бы это слышать. Дисциплина так же важна, как и любовь в воспитании ребенка.
Развитие математических навыков
В среднем 4-летний ребенок может считать до десяти, хотя он может не каждый раз считать числа в правильном порядке. Одно большое зависание в движении выше? Эти надоедливые числа, такие как 11 и 20. Нерегулярность их имен не имеет особого смысла для 4-летнего ребенка.
Не пытайтесь сейчас убедить ребенка считать больше десяти или двадцати. Большинство четверок не могут полностью понять, как большие числа соответствуют фактическому количеству. Обычно они правильно считают от четырех до десяти предметов. Ребенок этого возраста, который отбарабанивает числа в последовательности выше 20, обычно делает это просто благодаря запоминанию.
Самое главное сейчас — потренироваться с меньшими числами, с которыми может справиться ваш ребенок. «Вы бы предпочли тарелку с четырьмя крекерами или с шестью? Что произойдет, если мы смешаем их вместе? Получится ли больше?» Сантиметровая лента — еще один наглядный способ показать ребенку, насколько десять больше четырех.