Что такое звук как объяснить детям: Как объяснить ребенку звуки.
Как объяснить ребенку звуки.
На определенном этапе развития ребенка родители могут обратить внимание на то, что их ребенок не слушается или не желает выполнять какие-то просьбы. Причиной этому может быть и плохой слух, но чаще всего обнаруживается слабо развитая слуховая память. Слуховая память – это необходимый компонент развития ребенка, так как без ее помощи ребенку будет очень сложно осваивать новые знания. Наш мозг сначала распознает услышанную информацию, определяет ее источник, и пытается сохранить ее. Если у ребенка проблемы со слуховой памятью, его мозгу будет сложно это сделать, так не удастся распознать все услышанные звуки и удержать их в голове. Такие дети зачастую невнимательны, им сложно сосредоточиться на чем-то конкретном, они часто отвлекаются. Как объяснить ребенку звуки?
Не стоит тратить время на беспокойство, ведь вы сами можете все исправить, уделив своему малышу больше времени и внимания, и поработать над развитием его слуховой памяти.
Что же в таком случае советуют специалисты?
- Каждый вечер, когда вы улаживаете малыша спать, поговорите с ним о том, что сегодня случилось. Пускай он расскажет все, что ему запомнилось, а вы посмотрите, в правильной ли он поочередности называет события дня.
- Играйте в ритмы. Выстукивайте их любым предметом или нахлопывайте, а ребенок пусть повторит простой ритм. Попросите и ребенка создать какую-то комбинацию, чтобы вы за ним повторили.
- С детства читайте ребенку книжки: сказки, рассказы, знакомьте и с поэзией. Читать нужно четко и внятно, чтобы ребенок слышал разные звуки. Когда он подрастет, можно читать ему стихи так, чтобы он заканчивал строчки.
- Слушайте музыку и пытайтесь запомнить слова. Тренируйтесь на новых песнях, которых ребенок еще не слышал. После нескольких прослушиваний (не в один день!) ребенок сможет подпевать и воспроизводить текст песни.
- Слушайте аудиокниги. В наше время развитых высоких технологий это не составит труда. Ведь сейчас большинство авторов выдают свои книги в аудио формате. И слушать можно с телефона, планшета, плеера, компьютера и т.д. Самое главное – не просто пассивно слушать, а обсуждать развитие сюжета и задавать вопросы по смыслу, ведь слуховая память активизируется только если используется.
- Выучите стишок на память. Учить нужно небольшие стишки и только те, которые ребенок уже читал, и они ему понравились. Составьте небольшой репертуар для ребенка, пусть он их декламирует вам, родственникам и гостям в специально отведенное для этого время. Обязательно организовывать такие ситуации, в которых стихи читают все участники вечера на равных – не выделяйте ребенка, чтобы не смущать его.
- И как же без игр! Игры должны занимать почетное место в процессе развития слуховой памяти. Игры могут быть самого различного содержания, главное, чтобы нравились ребенку.
Представим вашему вниманию некоторые из них:
- «Что дальше?»
Вам необходимо выделить одну комнату в доме для игры. Дайте своему ребенку инструкцию, что он должен сделать. Например: «Зайди в комнату, возьми ложку и спрячь ее под стол». Когда ребенок справится с заданием, поменяйтесь местами и пусть он вам даст такую же точную инструкцию.
- «Я пошёл в магазин и там купил…»
В эту игру можно играть всей семьей, можно даже за столом. Суть игры состоит в том, что кто-то один начинает говорить: «Я пошел в магазин и купил там яблоко». Следующий должен повторить предыдущее предложение и добавить один продукт от себя. Например: «Я пошел в магазин и купил яблоко и банан». Таким образом создаются большие предложения, которые сложно запомнить, но они очень хорошо развивают внимание и слуховую память.
- «Угадай, кто?»
В эту игру можно играть еще с совсем маленькими детками. Когда вы замечаете, что у ребенка есть проблема с одним или парой звуков, необходимо акцентировать на них внимание. Можно подобрать несколько слов, в которых имеются эти звуки, и пару – в которых нет. Затем нужно внятно прочитать их малышу, а он в свою очередь должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный звук.
- «Барабанная дробь»
Эта игра предназначена для определения интенсивности звучания. Она похожа на игру «Холодно-тепло». Ребенок должен отыскать игрушку. Когда он будет далеко от нее находиться, барабан будет звучать тихо и спокойно, когда он будет к ней приближаться, то барабан будет звучать более интенсивно.
- «Саймон говорит»
Популярнейшая игра в зарубежных странах, которая пришла и к нам. Эта игра развивает не только слуховую память, но внимательность и физическое состояние малыша. Ведущий, он же Саймон, должен давать малышу инструкции, при этом добавляя в начале «Саймон говорит». Например, «Саймон говорит – встань и прикоснись к кончику носа». Ребенок должен выполнить инструкцию. Если же ведущий отдает команду «Подпрыгни и присядь», то ребенок не должен выполнять команду, ведь не прозвучало «Саймон говорит».
- «Угадай звук»
Это упражнение можно пройти на сайте IQsha, в том числе и задания для 2 класса. Они помогают научить ребенка звукам. Перед собой ребенок увидит несколько картинок и услышит один звук. Ему нужно сопоставить звук и изображение.
Если вы вовремя обратите внимание на развитие слухового внимания и будете регулярно проводить с ребенком подобные занятия и игры на изучение звуков, это поможет ему в дальнейшем хорошо овладевать информацией и, конечно же, хорошо учиться.
Яна Косяченко
Специалисты советуют
Как помочь ребёнку справиться с проблемами нарушения фонематического слуха с помощью игровых приёмов.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. С помощью игр достигается большой успех по исправлению недостатков речи у детей. В мяч играть просто. Игры с мячом развивают слуховое внимание и восприятие, общую моторику, координацию движений, активизируют детей, нормализуют эмоционально волевую сферу.
Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется работа по развитию фонематических процессов у детей. В играх с мячом усвоение материала проходит интересно и живо.
Для закрепления правильного произношения звуков и развития фонематических процессов можно предложить множество разнообразных игр и упражнений.
1 ИГРА «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Взрослый произносит звуки, а ребёнок на заданный звук отстукивает об пол мяч и поймав мяч, повторяет этот звук.
2 ИГРА «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Взрослый называет звуки, ребёнок подбрасывает мяч на заданный звук.
3 ИГРА «Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоём»
Взрослый предлагает ребёнку пропеть гласный звук, одновременно прокатывая мяч. Ребёнок делает вдох, плавно катит мяч взрослому, поёт гласный звук:- ААААА. Обратить внимание на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук петь протяжно.
4 ИГРА «Мяч поймай, мяч верни, слово повтори»
Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку с отбиванием мяча о пол, ребёнок возвращает мяч, повторяет слово, протягивая первый звук.
Утка – Иголка – Автобус – Очки
5 ИГРА «Мяч поймай, мяч верни. Слово повтори. Гласный звук протяни»
Взрослый бросает мяч ребёнку и называет слово. Ребёнок возвращает, гласный протягивает.
МАК – МЫЛ – МОК – МИР – МЭР
6 ИГРА «Стучалочка». Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.
Взрослый произносит звуки, звуковые цепочки, отстукивая по мячу. Ребёнок повторяет.
Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например
А Э О У
АА ЭЭ ОО УУ
ААА ЭЭЭ ООО УУУ
Затем можно произносить различные сочетания звуков:
ААУ – АУО – АУОЭ – ААОО
7 ИГРА «Поющие мячики».
По мячу стучу, а потом его качу. Взрослый и ребёнок садятся напротив друг друга. Взрослый произносит сочетания звуков и прокатывает мяч ребёнку. На каждый звук отбивает мяч о пол. Последний звук произносится длительно, поётся протяжно. Ребёнок повторяет звуковую цепочку, мяч возвращает.
8 ИГРА «Мяч поймай и возвращай. Согласный твёрдый звук в согласный мягкий превращай». Артикуляцию губ не ломай.
МА – МЯ МО – МЁ МЫ – МИ
АМ – АМЬ ОМ – ОМЬ ЫМ – ЫМЬ
МАЛ – МЯЛ МОЛ – МЁЛ МЫЛ – МИЛ
9 ИГРА «Разноцветные мячики».
Красный- гласный. Синий – нет. Что за звук? Мне дай ответ.
Вариант 1
Взрослый бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный, если мяч синего цвета и возвращает мяч.
Вариант 2
Ребёнок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета, а если мяч синий, то ребёнок называет слово, начинающееся с согласного звука.
9 ИГРА «Мяч поймай, мяч отдай. Каждый следующий звук пропой».
Взрослый называет слово. Бросает мяч и протягивает первый звук. Ребёнок ловит, произносит два звука, протягивает второй, бросает мяч. Взрослый ловит, произносит три звука, протягивает третий и т. д.
М – А – С – Л – О
10 ИГРА «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово. Ребёнок ловит мяч. Отбивает мячом о пол это слово по слогам. Возвращает мяч и проговаривает всё слово целиком.
ЛАМПА ЛАМ – ПА ЛАМПА
Практика использования мяча в работе над развитием слухового внимания, фонематического восприятия и фонематического слуха показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом. У ребёнка улучшается произносительная сторона речи, наблюдается снятие напряжённости и монотонности речи. Дети легче справляются с упражнениями по звуковому анализу и синтезу слова.
Учитель-логопед МБДОУ № 101
Дмитриева Надежда Владимировна
Консультация для родителей: «Правила чтения детям».
Ребёнок старшего дошкольного возраста должен знать и называть автора и название прочитанной книги, уметь коротко рассказать о её содержании, выразительно читать любимое стихотворение или 1-2 стихотворных четверостишия.
Но большинство детей не могут перечислить названий прочитанных с родителями рассказов и сказок. Беседа по содержанию у них сводится к эмоциональному описанию отдельных действий, они плохо запоминают имена главных героев, не могут их описать, а авторов рассказов и стихов просто не знают.
Пока дошкольник активно развивается, вместе с эмоциями ему необходимо активно развивать словарь и связную речь, чтобы в школе он мог свободно использовать родной язык для написания сочинений и изложений.
Читая с детьми детскую литературу, мы развиваем у них, прежде всего чувство родного языка. Дети накапливают словарь, учатся красиво строить предложения, выделять главную мысль прочитанного, анализировать события, давать оценку действиям героев и происходящему.
Чтобы видеть результат речевого развития, в дошкольном возрасте не нужно гнаться за модой и покупать детям хоть и современные, но слишком объёмные книги. Однако, читая ребёнку книги, необходимо соблюдать некоторые правила.
Правила чтения детям:
1. Литературные произведения для дошкольников не должны быть слишком длинными, чтобы ребёнок мог удерживать в памяти весь сюжет прочитанного и беседовать по содержанию.
2. Если в рассказе (стихотворении) более 1-2 абзацев (4-8 строк), читайте ребёнку не более абзаца (4 строк) и в паузе обязательно обсуждайте прочитанное.
Обсуждение прочитанного – это беседа, в которой взрослый задаёт вопросы по содержанию, а ребёнок вспоминает то, что прослушал и старается отвечать, точно воспроизводя содержание. Вопросы могут быть:
• конкретные, когда вопрос задан к конкретному слову в тексте (кто, с чем, как его звали, что он делал, какой он был). Такие вопросы будут учить ребёнка прислушиваться к содержанию и развивать его словарь синонимами, антонимами и др.;
• общего характера, но имеющие ответ в тексте (когда, для чего),направленные на анализ (почему, зачем), когда явного ответа нет, но подумав, ребёнок может на них ответить исходя из личного опыта (правил поведения и пр.).
3. После прочтения всего литературного произведения также нужно задать отдельные вопросы, чтобы освежить в памяти всё содержание. Обязательно в конце спросите ребёнка, понравилось ему прочитанное или нет, чтобы он мог высказать своё мнение и обязательно объяснить, почему он так решил. Если ребёнок не может ответить на вопрос, возможно, он не понимает смысла отдельных слов в тексте (предметов действий, признаков). Уточните их, объясните, если возможно, покажите.
Систематическая работа с использованием предложенных правил предупредит либо смягчит трудности, с которыми дети могут столкнуться на ступени школьного обучения, а также будет способствовать усвоению необходимых для школьного обучения навыков.
Учитель-логопед МБДОУ г. Мурманска № 101 Войтова Наталия Николаевна
Что такое звук? | TheSchoolRun
Узнайте, что ваш ребенок узнает о звуке и высоте звука в начальной школе, и поддержите его обучение дома с помощью практических занятий и исследований.
или Зарегистрируйтесь, чтобы добавить к своим сохраненным ресурсам
Что такое звук?
Звук создается, когда что-то вибрирует и посылает волны энергии (вибрации) в наши уши . Колебания распространяются через воздух или другую среду (твердую, жидкую или газообразную) к уху. Чем сильнее вибрации, тем громче звук. Звук тем слабее, чем дальше вы находитесь от источника звука.
Звук меняется в зависимости от того, насколько быстро или медленно объект вибрирует, создавая звуковые волны. Высота тона — это качество звука (высокий или низкий) и зависит от скорости вибраций. Разные материалы дают разную высоту звука; если объект вибрирует быстро, мы слышим высокий звук, а если объект вибрирует медленно, мы слышим низкий звук. Звуки обычно представляют собой смесь множества различных видов звуковых волн.
Когда дети узнают о звуке в начальной школе?
Дети узнают и исследуют, как создается и распространяется звук в научном контексте в 4 классе .
Дети также могут узнать о высоте и громкости звуков на уроках музыки в других группах.
Загрузите фантастические научные ресурсы сегодня!
- Набор «Эксперименты и наука»
- Программа изучения естественных наук на каждый учебный год
- Все необходимые инструкции, вопросы и информация
Загрузите БЕСПЛАТНЫЕ ресурсы
Как дети узнают о звуке в классе?
Эта тема часто начинается с того, что детей просят закрыть глаза и прислушаться к звукам, которые они слышат в окружающей среде, или поиграть в игру на сопоставление звуков, чтобы определить звуки, где они слушают ряд звуков и определяют, что издает звуки. звук.
- Учителя могут использовать обтягивающие камертоны, рябь на пруду и научные видеоклипы, чтобы представить концепцию звуковых волн/вибраций, распространяющихся через воздух и другие материалы к уху.
- Учителя расскажут о звуковой безопасности и о том, почему люди, работающие с громкими звуками, носят наушники.
- Дети будут изучать высоту тона и громкость, используя различные музыкальные инструменты со всего мира, например барабаны, блокфлейты, гитары. Дети узнают, как увеличить высоту звука, изменив натяжение кожи барабана или длину струны на струнном инструменте.
- Дети могут проводить исследования, чтобы найти звукоизоляционные материалы, например, найти лучший материал для изготовления наушников или защитников, и изучить эту работу, потому что звук не проходит через одни материалы так же хорошо, как через другие.
- Дети могут проводить исследования, чтобы узнать, на какое расстояние распространяется звук.
Книги о звуке для детей
Знакомство со звуком: занятия для дома
- Исследуйте звуковой архив Британской библиотеки (см. детей, включая создание саундтреков к рассказам.
- Используйте материалы, пригодные для вторичной переработки (картонные коробки, картонные тубы, пластиковые стаканчики из-под йогурта и т. д.), чтобы сделать собственные музыкальные инструменты.
- Увеличьте громкость динамиков смартфона, чтобы поэкспериментировать с тем, как воспроизводятся звуки и как их можно сделать громче.
- Сделайте свой собственный телефон, используя длинную веревку и две баночки из-под йогурта.
- Посмотрите звуковые волны в видео, снятом в Музее науки в Лондоне.
- Отправьтесь на звуковую прогулку и запишите или запишите звуки, которые вы слышите в вашей местности.
- Создайте звуковую игру, записав набор звуков и понаблюдав, кто угадает, что означает каждый звук.