Разное

Что такое мнемонические приемы: 6 мнемонических техник, которые помогут запоминать всё и сразу

Содержание

6 мнемонических техник, которые помогут запоминать всё и сразу

22 октября 2018Жизнь

Эти простые приёмы пригодятся людям в любом возрасте.

Поделиться

0

С возрастом хранить в голове большие объёмы информации становится сложнее, поэтому важно тренировать свою память и приучать её хранить информацию, которую мозг будет быстро воспроизводить по запросу. Эти проверенные мнемонические техники позволят без труда запоминать всё необходимое для работы и жизни.

1. Рифмуйте

В школе нас учили запоминать не длинные сложные правила, а короткие ритмичные стишки. Это работает и во взрослой жизни. Если рифмовать нужную информацию не получается, можно подбирать строки и фразы ритмически, а также соединять их с мотивом любимой песни.

Техника подойдёт, если нужно запомнить последовательность цифр, не связанных между собой (например, номер банковской карточки или машины друга, телефон или комбинацию для домофона).

Пример:

Нам нужно запомнить номер телефона 151-46-63. Последняя цифра три, поэтому надо подобрать ей рифму, например, «говори». Получится такая рифмовка:

«Один, пять, один, четыре, шесть, шесть, три.
Никому не говори».

2. Используйте аббревиатуры

В жизни мы часто используем различные буквенные сокращения, которые ассоциируются у нас с полным названием. Метод, когда от каждого слова остаётся только первая буква или часть, подойдёт для запоминания длинных фраз, названий, терминов, составляющие которых не связаны логически.

Пример:

Нам нужно запомнить список продуктов, которые надо купить по дороге домой: яблоки, майонез, апельсины, томаты, отбеливатель, рукола. Для этого можно сгруппировать слова в несколько аббревиатур, которые легко запомнить. Например, это может выглядеть так: РОТ и ЯМА.

Если перечень немного короче, можно использовать не буквы, а части слов, чтобы сформировать запоминающееся слово. Так, если нужно запомнить слова «макароны» и «лимон», можно сложить первые слоги слов и запомнить как ЛИМА. Ассоциация со столицей Перу позволит быстро вспомнить, что именно надо взять в магазине.

3. Придумывайте ассоциации

Если у вас хорошо развито образное мышление, эта техника будет наиболее эффективной и интересной. Она заключается в том, чтобы придумать ассоциацию между несколькими словами, предметами или фактами, которые, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего. Используйте свою фантазию, ведь ассоциация может и должна быть необычной и даже абсурдной — так вы лучше запомните нужную информацию.

Здесь можно использовать образы родственников, певцов, актёров, художников, режиссёров и всех тех, кто прочно засел в нашем сознании.

Пример:

Вы никак не можете запомнить, как зовут нового соседа по даче. Внешне он напоминает вам вашего двоюродного брата и носит то же имя. Придумайте и запомните такую ассоциацию: «Этот сосед мне как брат». В следующий раз ваш мозг сам подкинет вам нужное имя путём ассоциации — достаточно будет только при встрече с соседом в очередной раз подумать о вашем брате.

4. Используйте метод Цицерона

Этот метод продолжает технику создания ассоциаций и подойдёт, когда нужно запомнить распорядок дня, отрывок текста, список телефонных звонков — какую-либо последовательность.

Римский оратор Цицерон, который известен своими речами, не использовал записи, когда выступал перед публикой. Он воспроизводил исторические даты, имена и цитаты по памяти. В этом ему помогал следующий метод: оратор мысленно расставлял те единицы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомой комнате в определённом порядке. Во время выступления Цицерон представлял себе помещение и без труда вспоминал нужные имена и даты.

Метод также называют методом мест или методом римской комнаты.

Пример:

Вам нужно запомнить последовательность слов: щенок, сыр, линейка, пластилин, лужа. Мысленно вы представляете себе свою комнату, в которой знаете каждую деталь, и проходитесь по ней, один за другим перебирая предметы:

«Перед входом в комнату сидит щенок. Я захожу внутрь и слева от двери вижу комод, на котором лежит бутерброд с сыром. Прохожу мимо комода и вижу письменный стол, а на нём — жёлтую линейку, она сразу бросается в глаза. Я иду дальше, приближаюсь к окну и вижу на подоконнике фигурку из пластилина. Повертев её в руках, направляюсь к выходу из комнаты и прохожу мимо дивана, деревянные ножки которого разбухли от воды, так как он стоит в луже».

5. Используйте метод Айвазовского

С помощью этого способа, который приписывают известному маринисту, можно подключать фотографическую память. Она придёт на помощь, когда нужно в мельчайших деталях запомнить какой-либо вид, картину или образ любимого человека.

Посмотрите на предмет, пейзаж или человека в течение трёх-пяти секунд, стараясь запомнить детали. После закройте глаза и мысленно представьте объект в мельчайших деталях. Задавайте себе вопросы о подробностях этого образа и мысленно отвечайте. Затем откройте глаза на одну секунду, снова посмотрите на объект и дополните образ. Зажмурьтесь и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Повторите последние два шага несколько раз.

6. Занимайтесь визуализацией

Техника позволит хорошо запоминать цифры и имена. Для этого нужно образно, в деталях, представить себе запоминаемую информацию.

Пример:

Вам нужно запомнить имя. Представьте себе каждую его букву: они увиты плющом, на некоторых растут цветы и так далее. Сколько всего букв? Пересчитайте. Какая первая? На что похожа вторая, как она выглядит? В результате вы сможете разбить информацию на составляющие и запомнить каждую. И когда в мозг поступит на эту тему запрос, он просто соберёт пазл.

Читайте также 🧐

  • Помнить всё: 4 неожиданных способа улучшить память
  • 14 естественных способов улучшить память
  • «Всё так и было!»: почему мы помним то, чего никогда не происходило

Простые мнемонические приемы запоминания

После наступления совершеннолетия мозг образует миллионы нервных путей, при помощи которых человек способен обработать поступающую информацию, выполнить стандартные задачи, решить уже известные проблемы. При этом затрачивается минимальное количество умственных усилий. Однако мозг должен получать стимуляцию, чтобы развиваться дальше, поэтому периодически ему требуется встряска.

Тренировка памяти

Каждодневные тренировки необходимы не только мышцам, но и памяти. Чем интенсивнее напрягать мозг, заставляя его работать, тем больше повышается способность к анализу и запоминанию информации. Такие упражнения разрушают умственную рутину, стимулируют возникновение, развитие новых путей.

Основные требования к упражнениям для тренировки мозга и памяти:

  1. Сложность. Задание должно давать новые знания и вызывать умственное усилие. Можно начать изучение иностранного языка, осваивать игру на музыкальном инструменте или научиться решать судоку.

  2. Новизна. Если занятие привычно и уже отработано, то толку от него не будет, даже если оно сложное и изматывает интеллектуально. Чтобы память и ум развивались, необходимо выйти из привычного круга и занять себя чем-то новым и неизведанным.

  3. Интерес. Задания рекомендуется выбирать увлекательные, чтобы не возникло желания забросить их спустя пару дней. Тренировки стоит проводить сложные, но охота заниматься ими дальше пропасть не должна.

Мнемонические техники запоминания

Что такое мнемоника? Это понятие определяют как сочетание различных техник и приемов, которые призваны облегчить запоминание и увеличить общий объем памяти за счет создания искусственных ассоциаций. На этом приеме основаны все самые известные мировые техники запоминания.

Наиболее простым, но самым эффективным в мнемонике является правило визуальных ассоциаций. Стоит вспомнить хотя бы один предмет, входящий в ассоциативный ряд, и остальные вспомнятся следом за ним. Главное – создать искусственную ассоциацию и связать ее с последующими в одну цепочку.

Для лучшего запоминания информации необходимо превращать ее в определенные образы. Такой способ поможет намного лучше, чем автоматическое зазубривание. Сведения, которые человек запомнил по методу мнемоники, не только быстрее усваиваются, но и навсегда останутся в памяти. Особенно это касается специфических текстов, которые сложно заучить обычным способом.

Выбор наиболее подходящего образа

Разные предметы можно запомнить по-разному: какие-то остаются в памяти обобщенно, а другие, напротив, детально и очень подробно. Поэтому для создания ассоциации подойдет не каждый образ.

Критерии для выбора ассоциативного предмета в мнемонике:

  1. Крупные образы. Даже если выбранный предмет не отличается большими размерами, то образ, соответствующий ему, должен быть крупногабаритным. К примеру, если запоминать кролика и экскаватор, то лучше представить зверька размером с механическую машину.

  2. Цветные образы предмета. Образное представление запоминаемого предмета должно иметь тот же цвет, что и оригинал. Бесполезно пытаться запомнить радугу, если использовать для этого однотонный предмет.

  3. Насыщенность. Яркий образ запоминается легче, поэтому лучше добавить в него как можно больше красок и блеска.

  4. Обилие деталей. Нужно проработать детальность образа. Если запоминать мордочку кролика, то стоит добавить все мельчайшие детали: блестящие глазки-бусинки, постоянно двигающийся носик, шевелящиеся усы. Это поможет, если запоминать сложные пароли при помощи мнемоники.

  5. Объем. Не рекомендуется использовать плоские и «картонные» образы, так как они плохо запоминаются.

Память и сила человеческого сознания превосходит компьютерные программы для 3D моделирования в несколько раз. Любой человек может мысленно рассмотреть со всех сторон, приблизить и изменить любой предмет. В этой области возможности мозга мало изученны.

Создание образной картинки

Соединение нескольких образов дает цельную картинку, которая должна соответствовать определенным правилам. Изображение должно быть:

  1. Динамическим. Запоминание движущегося предмета происходит легче, так как он привлекает к себе больше внимания.

  2. Необычным. Яркие, красочные и нестандартные образы быстро запоминаются. Например, вместо «стакан» лучше использовать такой образ: «Прозрачный стакан, наполненный ароматным чаем». Этот прием в большинстве случаев оказывается эффективным.

  3. Эмоциональным. Такой пример запомнить не только проще, но и интереснее.

  4. Связанным с остальными элементами. Связь должна быть логичной и обоснованной, кроме того, составляющие картинки должны находиться в подходящей обстановке. К примеру, названия различных овощей запомнить легко, если представить их на прилавке овощного магазина.

Запоминание абстрактных понятий при помощи мнемоники

Существуют такие слова, которые невозможно облечь в визуальную форму – власть, доброта, гнев, боль и т.д. Но ассоциативный метод и богатое воображение помогут и в этом случае.

Представить боль можно в виде лекарств или больничной палаты, любовь – как сердце, власть – в виде трона или короны. Это довольно распространенные образы, поэтому здесь не должно возникнуть затруднений.

Когда необходимо запоминать термины, мнемоника предлагает сделать это следующим способом. Образ придумается не только для самого слова (с чем оно созвучно), но и для его значения. При правильном и удачном подборе образных картинок все они легко связываются в общую цепь.

Какие еще существуют способы запоминания в мнемонике

Помимо визуальных ассоциаций есть еще несколько вариантов:

  1. Рифмы.

    Таким способом можно запоминать не слишком увлекательные факты или цифры.

  2. Акростих (предложение). Необходимо сочинить предложение или стихотворение, где первая буква каждого из слов является началом того, что требуется запомнить. Пример – знакомая фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

  3. Фрагментация. Большой информационный пласт стоит разбивать на несколько фрагментов – так будет легче запоминать.

  4. Акроним. Это слово, образованное при помощи первых букв главных слов (идей), необходимых для запоминания.

  5. Метод мест. Можно мысленно размещать элементы информации в каких-то конкретных местах: в хорошо знакомом помещении или вдоль изученного маршрута.

Это довольно простые способы запоминания необходимых сведений, понятные любому человеку и способны помочь усваивать и закреплять в памяти большие пласты информации.

Пользуясь методом мнемоники, лучше всего использовать образы и ассоциации, которые первыми приходят в голову. Не стоит создавать несколько вариантов, чтобы потом выбрать подходящий – это ошибочная стратегия, которая не приведет к успеху.

Многие считают, что мнемонические правила запоминания несерьезны и не могут дать хорошего результата. Взрослые люди подвержены различным стереотипам, и простое решение трудной проблемы может не найти отклика среди них. Зато студентам и школьникам мнемоника помогает запомнить множество сведений, определений и дат, ведь они с радостью увлекаются этой «игрой».

Никакая другая методика не даст таких впечатляющих результатов. Поэтому стоит отбросить предрассудки, отнестись к этому серьезно и чаще тренироваться. 


Мнемоника: определение и примеры | LiteraryTerms.net

I. Что такое мнемоника?

Мнемотехника, также известная как средство для запоминания, – это инструмент, который помогает запоминать идею или фразу с помощью набора букв, цифр или соответствующих ассоциаций. Мнемонические приемы включают специальные рифмы и стихотворения, аббревиатуры, изображения, песни, наброски и другие средства. Мнемоника (произносится ни-мон-ик) происходит от греческой фразы mimnēskesthai , означающей «помнить».

 

II. Примеры Mnemonics

Пример 1

PEMDAS – P аренда E XCUSE M Y D EAR A UNT S D EAR A UT S US .

PEMDAS — это общая мнемоника для запоминания порядка операций в предалгебраическом значении: скобки, показатели степени, умножение, деление, сложение и вычитание.

 

Пример 2

EADGBE –  У слонов и ослов вырастают большие уши

Эта мнемоника полезна для запоминания струн гитары в правильном порядке слева направо.

Пример 3

I перед e кроме c

Эта мнемоническая фраза напоминает орфографам, что обычно буква i стоит перед e и после c. Например, в словах «ложь», «вера» и «пирог» i стоит перед e. С другой стороны, в таких словах, как «обмануть» и «потолок», буква «е» стоит перед «i» после буквы «с».

 

III. Типы мнемоники

Типы мнемоники варьируются от простых крылатых фраз до создания аббревиатур и фраз. Вот несколько часто используемых типов мнемоники:

a. Мнемоника соединения

Мнемоника соединения используется, когда можно установить связь между чем-то уже известным и новым для запоминания. Например, представьте, что вы встречаете нового мальчика по имени Брайан, у которого стрижка чаша. Вы можете запомнить его имя, произнеся в уме «Bowl Cut Brian» — связь его стрижки с его именем и аллитерацией «B» — полезный помощник для запоминания!

б. Мнемоника изображений/моделей

Иногда реальные изображения и модели полезны для визуалов или тех, кто хорошо запоминает с помощью графиков, диаграмм, изображений и подобных устройств. Например, части сюжета часто легче запоминаются, если они расположены в виде пирамиды:

c. Музыкальная мнемоника

Этот тип мнемоники не требует пояснений: многие из нас просто лучше запоминают, когда музыка сопровождает фразу или понятие, которое мы изучаем. Простым примером этого является использование песни «Азбука» для изучения алфавита.

д. Мнемоника имени

В этом типе мнемоники первые буквы слов внутри фразы используются для формирования имени. Запоминание имени позволяет запомнить связанную с ним идею. Например, Рой Г. Бив — это имя, используемое для запоминания цветов радуги: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, индиго и фиолетового.

эл. Name of Expression Mnemonics

В этом распространенном типе мнемоники первая буква каждого слова во фразе используется для создания новых слов с запоминающейся фразой. Одним из примеров этого являются 7 координирующих союзов For, And, Nor, But, Or, Yet и So, которые создают FANBOY.

ф. Организация заметок/схема мнемоники

Один из простых способов лучше запоминать — просто упорядочивать информацию. Способы организации включают создание карточек для заметок, чтобы практиковаться в изучении терминов и определений и создавать наброски своих заметок. Например, см. этот план сюжета:

1. Экспозиция

  • Определение:
  • Пример:

2. Подъем

  • Определение:
  • Пример:

3.Кульминация

  • Определение:
  • Пример:

4. Падение

  • Определение:
  • Пример:

5.Развязка

  • Определение:
  • Пример:

г. Орфографические мнемоники

Орфографические мнемоники — это правила, шаблоны или фразы, используемые для запоминания определенных сложных вариантов написания. Вот несколько типичных примеров:

  • Никогда не будь ложью ложью.
  • Есть крыса в отд.
  • Потому что: Большие слоны всегда могут понять маленьких слонов

 

IV. Важность использования мнемоники


Мнемоники — это чит-коды для тех, кто борется с запоминанием определенного сложного предмета, списка или понятия. Они позволяют нам использовать более запоминающиеся фразы, которые связывают концепции, которые мы хотим запомнить, с нашим разумом. Они позволяют нам быстро и успешно учиться и запоминать ключевые понятия по различным предметам, от английского до математики. Они работают, потому что наш разум склонен запоминать информацию, к которой мы можем относиться или которую мы можем испытать.

Было доказано, что мнемоники работают как инструменты формирования памяти для различных задач. Они помогают врачам, ученым, геологам, художникам и студентам. Если вы изо всех сил пытаетесь что-то вспомнить, подумайте о том, чтобы сделать себе мнемонику.

 

V. Примеры мнемотехники в литературе

Подобно тому, как мнемотехника используется в других предметах, она часто встречается и в литературоведении. Вот несколько примеров литературной мнемоники:

Пример 1

Где Q, там и U.

Эта литературная мнемоника рифмованно напоминает нам о том, что в написании букв Q следует буква U.

Пример 2

Мы слышим ухом.

Если вы можете написать слово «ухо», вы можете правильно написать слово «слышать», а не слово «здесь».

Пример 3

Ритм помогает вашим бедрам двигаться.

Эта фраза помогает начинающим писать: каждая первая буква фразы означает «ритм».

 

VI. Примеры мнемотехники в поп-культуре


Мнемоники могут использовать отсылки к поп-культуре, чтобы помочь вам запомнить сложные списки или даже факты о поп-культуре! Вот несколько поп -культурных примеров Mnemonics:

Пример 1

H OW T O P UNISH B AD D UNISH B AD D A D D D D D P UNISH B ad m миллион e артлингов tr июль s ee c

Кто» можно запомнить в хронологическом порядке с этой фразой.

Это: Хартнелл, Тротон, Пертви, Бейкер, Дэвисон, Бейкер, Маккой, Макганн, Экклстон, Теннант, Смит, Капальди.

Пример 2

D oes M cDonald’s S ell C heese B призывы?

Эта мнемоника использует поп-культуру, чтобы помочь детям запомнить шаги для решения задач на деление: разделить, умножить, вычесть, сравнить и опустить.

 

VII. Связанные термины

Акронимы

Акронимы относятся к словам, образованным из сокращений определенных фраз. Например, НАСА — это аббревиатура от Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства. Акронимы часто используются в качестве мнемонических устройств. Например, аббревиатура ДОМА может использоваться для запоминания Великих озер: Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Верхнее.

Мнемотехника | AdLit

Фон

Мнемотехника — это метод обучения, призванный помочь учащимся улучшить запоминание важной информации. Этот метод связывает новое обучение с предыдущими знаниями посредством использования визуальных и/или акустических сигналов. Основные типы мнемонических стратегий основаны на использовании ключевых слов, рифмующихся слов или акронимов. Учителя могут разработать мнемонические стратегии или предложить учащимся придумать свои собственные.

Преимущества

Мнемотехника — это стратегии, которые можно модифицировать для соответствия разнообразному учебному содержанию. Этот метод улучшает запоминание сложных слов или идей и способствует лучшему запоминанию изучаемого материала. Это особенно полезно для студентов LD и других, у которых могут быть трудности с запоминанием информации.

Создание и использование стратегии

Мнемотехника может быть представлена ​​учащимся при представлении набора новой информации. Обсудите тему, которую необходимо изучить, и предварительно выберите мнемоническую стратегию, такую ​​как перечисленные ниже (или предложите учащимся создать свою собственную: 

один – булочка

шесть – палочки

два – обувь

семь – небо

три – дерево

восемь ворота

четыре двери

девять лоза

пять улей

ten is hen

Ключевые слова помогают учащимся запоминать информацию в определенном порядке.

Эти слова заменяют число, которое нужно запомнить и связать с другой информацией. Например, чтобы запомнить, что у насекомых шесть ног, а у пауков восемь, создайте изображение насекомых на палочках и еще одно изображение паука на воротах.

Затем учителя могут использовать словесные подсказки, такие как «Хороший способ запомнить это…» для ознакомления с техникой.

  • Ключевое слово  — ключевое слово — это знакомое слово, которое звучит похоже на изучаемое слово или идею. Учитель создает иллюстрацию, которая связывает предыдущую и новую информацию в памяти ученика. Пример: научный термин для обыкновенных лягушек — ranidae. Полезным ключевым словом для ranidae может быть дождь, и учитель может показать изображение лягушек, прыгающих под дождем.
  • Pegword  — Pegwords — это набор рифмующихся слов, которые используются для обозначения чисел. Например, ключевое слово для «один» — «булочка». Ключевые слова включают следующее:
  • Письмо  — Стратегии письма включают аббревиатуры и акростихи (или мнемоники предложений). Например, аббревиатуру ДОМА можно использовать, чтобы помочь учащимся вспомнить названия Великих озер.
    • H: Гурон
    • О: Онтарио
    • М: Мичиган
    • Э: Эри
    • S: Улучшенный

Примечание:  Необходимо смоделировать конкретную мнемоническую стратегию, и учащиеся должны пройти этапы мнемоники, пока они не смогут использовать ее самостоятельно. Дайте учащимся возможность попрактиковаться в устной форме и дайте корректирующую обратную связь.

Дополнительная литература

По следующим ссылкам приведены примеры мнемонических стратегий:

  • Повышение успеваемости в школе с помощью мнемонических стратегий
  • Стратегии запоминания для учащихся: ценность стратегий
  • Мнемонические устройства A-B-C

Ссылки

Мастропьери, М. А., и Скраггс, Т. Е. (1998). Построение более значимых отношений в классе: мнемонические исследования на практике. Исследование и практика проблем с обучаемостью, 13, 138–145.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *