Что такое чистоговорка определение для детей: Чистоговорка – средство формирования звуковой культуры речи
Школа чистой речи «Чистоговорка» | Учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему:
Зайферт Наталья Александровна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №21 «Аленький цветочек» муниципального образования город Саяногорск
Кружок.
Школа чистой речи «Чистоговорка»
Пояснительная записка
В последнее время большой популярностью стали пользоваться логопедические чистоговорки. Само слово “чистоговорка” принадлежит В. Далю. Именно он ввел в научный язык народную терминологию: “потешки”, “прибаутки”, “скороговорки”. Но, Даль ставил знак равенства между скороговоркой и чистоговоркой. Сейчас же логопеды вкладывают в эти слова совершенно разный смысл. Используются чистоговорки для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках. Но можно и придумывать самим. Чистоговорка — средство, повышающее эффективность работы логопеда с детьми.
Чистоговорка – это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой для отработки звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата.
Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности.
С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка. Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном слове и повторяется в начале чистоговорки (са-са – вот идёт лиса).
Цель работы с чистоговорками: развитие речи детей; работа над выразительностью речи, правильным произношением, силой голоса; приобщение ребят к устному народному творчеству.
Задачи:
- Побуждать в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения.
- Оптимизировать процесс автоматизации за счёт включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов.
- Формировать моторные навыки, навык звукового анализа и синтеза, звуко-слоговую структуру слова, навыки ориентировки на плоскости, умение осуществлять самоконтроль.
- Развивать мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, просодическую сторону речи.
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
- Повышать познавательную активность и работоспособность детей.
Методы и приёмы используемые в работе над чистоговоркой:
Задания на карточках:
а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)
б) Скажи голосом разным по тембру (как мишка, мышка)
в) Скажи тихо-громко
г) Скажи медленно-быстро
д) Скажи выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)
Добавь слог с определённым звуком:
са-са-са – ли…, са-са-са – колба…
Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла
Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)
Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,
смелая)
Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу
Поменяй звук: ал-ал- бал ( «л» на «р»), са-са – крыса (звук на «ш»)
Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)
Назови чистоговоркой один – много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)
Ответь чистоговоркой какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)
Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са – кого встретила лиса?
Использование схем (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр.
Развитие словаря, грамматики и связной речи.
С помощью чистоговорок учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы
Расписание
Кружок школа чистой речи «Чистоговорка» проводится во вторую и четвёртую неделю каждого месяца, продолжительность занятия 25 минут.
Перспективный план работы
на 2013 -2014 учебный год
Сроки проведения | Темы чистоговорок | Цели |
Сентябрь | Овощи, фрукты | Учимся чётко произносить чистоговорки по картинкам. Побуждать в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения. |
Звук /С/ | Обучение различению и правильному произношению звука /с/, определению звука в словах. | |
Октябрь | Осень | Заучивать чистоговорки по теме: «Осень» – зарисовка. |
Звук /СЬ/ | Учимся произносить звук /сь/ чётко, с правильной артикуляцией, по картинкам, развивать речевое дыхание. | |
Ноябрь | Продукты, посуда | Воспроизводить чистоговорки с различной силой голоса. |
Звук /З/ | Закреплять навыки правильного произношения и различения звука /з/ в чистоговорках. | |
Декабрь | Животные | Учить различать интонационные средства выразительности в чистоговорках. |
Звук /ЗЬ/ | Правильно произносить и заучивать чистоговорки по картинкам. | |
Январь | Зима | Воспроизводить чистоговорки с различной интонацией. Оптимизировать процесс автоматизации за счёт включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов. |
Февраль | Птицы | Учить правильно пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией. |
Звук /Ш/ | Развивать правильное произношение звука и речевого дыхания. | |
Март | Весна | Правильно воспроизводить ритмический рисунок в чистоговорках. Воспроизводить фразы – громко, тихо, вполголоса. |
Звук /Ж/ | Учить чётко произносить звук в чистоговорках, работать над силой голоса, над звуко-слоговой структурой слова. | |
Апрель | Растения | Работать над темпом речи в чистоговорках. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. |
Звуки /Л, ЛЬ/ | Учить дифференцировать звуки в чистоговорках и правильно произносить их. | |
Май | Лето, насекомые | Повышать познавательную активность и работоспособность детей, воспроизводить фразы – медленно, умеренно, быстро. |
Звуки /Р, РЬ/ | Учить дифференцировать звуки в чистоговорках и правильно произносить их. |
Итоговое мероприятие
Развлечение « Поговорим», «Нарисуй чистоговорку», оформление альбомов.
Оборудование:
Липучки, замки, шнуровки, пуговицы, шарики, вертушки, прищепки, су-джок, бусины, декоративные камни, разноцветные палочки, азбука – звуков, пробки от пластиковых бутылок, картонные коробки, предметные и сюжетные картинки, модели звуков, цветные карандаши, бумага, картон, игрушки, компьютерные игры.
Список литературы:
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. М., 2008.
Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М., 1996.
Волина В.В. Игры в рифмы. СПб., 1997.
Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль 1997.
Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. СПб., 1999.
Ковалько В. И. Азбука физминуток для дошкольников. М., 2005
Колесникова Е.В. Раз – словечко, два – словечко. М., 1999.
Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. М., 1997.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001.
Микляева Н.В., Полозова О.А, Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ЛОУ. М.. 2005
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярословль 1997.
Чистоговорки для детей, для развития речи и дикции
Чистоговорки для детей. Что это? Быть может, это что-то очень похожее на скороговорки? – Нет. А может быть это частушки? – Нет. Чистоговорки – это коротенькие забавные стишки, состоящие всего лишь из двух строк. Всего лишь из двух? – Да, причем обычно одна из этих строчек – просто несколько слогов, а вторая рифмуется с первой.
Первая строчка чистоговорки, как правило, состоит как из открытых (ла-ла-ла), так и из закрытых (ал-ал-ал) слогов.
«Ла-ла-ла, Лодка мимо проплыла».
Казалось бы, бессмыслица. Но это далеко не так. Такие малые стихотворные формы выполняют очень важную задачу. Они не только развлекают ребенка и родителей. Они помогают в закреплении звукопроизношения детям – логопатам.
С помощью чистоговорок логопеды формируют стойкие нейронные связи в головном мозге ребенка по закреплению уже сформированного произношения определенного звука, который до этого малыш говорил неверно (например, заменял на другой или вовсе опускал).
Иногда чистоговорки имеют и другую форму. Это может быть просто коротенькое забавное стихотворение, без повторения слогов. Но всегда чистоговорка построена так, что бы нужные звуки и слоги располагались в определенном порядке несколько раз. Потому что главный функционал этого маленького произведения – закрепить уже поставленные звуки.
Произносить чистоговорку следует сначала в медленном темпе, а затем понемногу ускорять. Так уже поставленный звук начинает постепенно автоматизироваться в речи малыша.
Чистоговорки помогают не столько логопеду, сколько родителям. Поскольку родители, заинтересованные в высоком результате логопедической коррекции, обязательно будут заниматься с ребенком дома. Именно чистоговорки логопеды чаще всего используют для домашних заданий.
Чистоговорки со звуками «м», «т», «х» используются на самом первом этапе формирования правильного произношения, поскольку эти звуки самые простые. Но именно они тренируют артикуляционный аппарат и станут основой для появления шипящих звуков в речи ребенка.
Чистоговорки на закрепление свистящих звуков «з», «с», «сь», «ц» используются в среднем дошкольном возрасте, на пятом году жизни. На этом возрастном этапе речевой аппарат наиболее подготовлен для их возникновения.
Ах, какой страшный этот тарахтящий звук «р»! Мальчишкам так хочется пострелять из игрушечного автомата, но звук «тр-р-р-р» никак не произносится. Вместо него вылетает все, что угодно: и «ль», и «кх», и «ввв»… Какой позор, какая печаль! Не расстраивайся, малыш! Твой учитель уже поставила тебе этот противный звук «р», осталось только не забывать его. В этом помогут чистоговорки со звуком «р». Почаще повторяй их, и ты тоже станешь автоматчиком. Эти чистоговорки используются на заключительном этапе формирования звукопроизношения, в старшем дошкольном возрасте, поскольку звуки – аффрикаты самые сложные в работе по коррекции речи.
Чистоговорки решают еще ряд педагогических задач. Они помогают развивать слуховое восприятие ребенка: слышать звуки в словах, находить их место в слове. Большое значение они имеют и в постановке дыхания, в координации воздушной струи и силы голоса. Очень важны чистоговорки в формировании умения правильной постановки ударения в словах. Чистоговорки незаменимы и в плане тренировки интонационной выразительности речи. Ведь это малые фольклорные или авторские стихотворные формы, они красивы и интересны детям.
После упражнений – чистоговорок ребенок уже не забудет, как надо правильно произносить звуки, которые ему до этого не давались. Ах, как это здорово и весело – говорить чисто и не стесняться своей речи!
Определение языка и значение – Merriam-Webster
1 из 2
ˈtəŋ
1
а
: мясистый подвижный мышечный отросток дна рта большинства позвоночных, несущий органы чувств и мелкие железы и функционирующий, главным образом, при приеме и глотании пищи, а у человека как орган речи
б
: часть различных беспозвоночных животных, аналогичная языку
2
: мясо языка (бычьего или овечьего), употребляемое в пищу а
: язык
особенности : разговорный язык
б
у нее острый язык
острый язык
с
: восторженное, обычно неразборчивое высказывание, особенно в момент религиозного возбуждения
— обычно во множественном числе
Это было бы подобно чуду, описанному в Деяниях Апостолов, продемонстрированному исцелением, говорением на языках и другими знамениями и чудесами. — Дэн Уэйкфилд… где они могут петь, восклицать, говорить на языках и свидетельствовать и иметь часть. — Джейн Крамер
г
: крик или как будто гончая, преследующая дичь или видящая ее
—используется, в частности, во фразе дать язык
4
: сила общения через речь
языки огня
6
: нечто, напоминающее язык животного, удлиненное и закрепленное только на одном конце: например,
а
: лоскут под шнуровку или пряжки обуви у горловины союзки
б
: подвижный штифт в пряжке
с
: металлический шар, подвешенный внутри колокола таким образом, чтобы ударяться о стенки при раскачивании колокола
: опора (см. столбец 1, смысл 1b) транспортного средства (например, фургона)
7
а
: ребро на одной кромке доски, которое входит в соответствующий паз на кромке другой доски для образования заподлицо
б
: чувство оперения 4
8
: длинная узкая полоса земли, выступающая в водоем
языкообразный
ˈtəŋ-ˌlīk
прилагательное
язык
2 из 2
1
переходный + непереходный, Музыка : артикулировать (ноты на духовом инструменте), последовательно прерывая поток ветра действием языка
Играть [на горне] и произносить ноту языком, чтобы она звучала точно в точку, это требует техники и навыков. — Бетанн Диксон язык
коровы, языки длинной травы
3
переходные, столярные изделия
: чтобы отрезать язык
шпунт и доска
б
: для соединения (деталей, таких как доски) с помощью шпунта и паза
настил шпунта вместе
4
переходный, архаичный : ругать запись 1
Синонимы
Существительное
- язык
- жаргон
- родной язык
- речь
- словарь
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Существительное
Корова провела своим языком по губам. Вкус специи все еще был на ней язык .
Маленькая девочка показала мне свой язык .
Он говорил на иностранном языке .
Английский мой родной язык .
Они говорят одинаково язык .
Его острый
Последние примеры в Интернете
Во-первых, терпкость дубильного вина стирает большую часть жира с нашего тела. 0065 языка и десен, оставляя более приятное ощущение во рту.
—Майк Дезимоун и Джефф Дженссен, Robb Report , 29 ноября 2022 г.
Острый язык и плавный стиль, несомненно, помогли Трампу выиграть невероятную гонку в 2016 году и удержали его в 2020 году.
— Филип Эллиотт, , время , 16 ноября 2022 г.
Его видеоклипы показывают зубы и язык и приближающаяся ватная палочка.
– Fox News , 3 октября 2022 г.
Распознаваемые симптомы заболевания включают отек головы, шеи,
Пожилая дама задирает юбки и приказывает мужчине говорить ей язык в присутствии благодарной группы, в которую входит ее собственный сын; добрая проститутка метит Тиллеру лоб своей менструальной кровью. — Александра Шварц,
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «язык». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Существительное
Среднеанглийский tunge , от древнеанглийского; родственный древневерхненемецкому zunga язык, латынь lingua
Первое известное употребление
Существительное
до 12-го века, в значении, определенном в смысле 1a
Глагол, в значении, определенном в веке,
4Путешественник во времени
Первое известное использование язык был до 12 века
Посмотреть другие слова того же века
Словарные статьи рядом с
языкщипцы
язык
Язык
Посмотреть другие записи рядом
Процитировать эту запись
Стиль
MLAChicagoAPAMMerriam-Webster
“Язык. ” Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/tongue. По состоянию на 11 января 2023 года. 1 из 2 сущ.
ˈtəŋ
1
: мясистая подвижная мышечная часть дна ротовой полости большинства позвоночных, имеющая органы чувств (в виде вкусовых рецепторов) и мелкие железы и функционирующая, в частности, при приеме и глотании пищи, а у человека как Речевой орган
2
: Мякоть языка (на момент говядины), используемая в качестве пищи
3
: Сила связи : Речь
4
: : Речь
4
: : .0012 языковое чувство 1a5
: что-то похожее на язык (длинный и застегнутый на одном конце)
безъязыкий
прилагательное
языкообразный
-ˌлик
прилагательное
язык
2 из 2 глагол
1
: трогать или лизать языком или как бы языком
2
: разделять отдельные ноты при игре на духовом инструменте, прерывая поток ветра языком
Медицинское определение
язык
существительное
ˈtəŋ
: отросток дна полости рта, который прикрепляется базально к подъязычной кости и состоит в основном из массы наружных мышц, прикрепляющих свое основание к другим частям, внутренняя мышца, посредством которой части структуры двигаться по отношению друг к другу, и эпителиальное покрытие, богатое органами чувств и мелкими железами, которое функционирует, в частности, при приеме и глотании пищи, а также как орган речи
Географическое определение
Язык
географическое название
ˈtəŋ
река длиной 246 миль (396 километров) в северном Вайоминге и южной Монтане, впадающая на север в реку Йеллоустон
Испаноговорящие
Britannica English: Перевод язык для носителей арабского языка
Britannica. com: статья в энциклопедии о языке
Последнее обновление: – Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster полный текст
Рефлекс, ребенок, взрослые, лечение, симптомы и др.
Выпячивание языка появляется, когда язык выдвигается слишком далеко во рту, что приводит к ненормальному ортодонтическому состоянию, называемому «открытым прикусом».
Заболевание чаще всего встречается у детей. У него множество причин, в том числе:
- неправильное глотание
- аллергия
- косноязычие
У детей, находящихся на грудном или искусственном вскармливании, высовывание языка является нормальным явлением. По мере того, как ребенок становится старше, его модели глотания и речи обычно развиваются.
Однако некоторые типы сосок и пустышек для бутылочек, а также длительное использование бутылочек могут привести к аномальному выталкиванию языка, которое продолжается после младенческого возраста и в раннем детстве.
Существует несколько других потенциальных причин выталкивания языка, которые начинаются в младенчестве. Некоторые из них включают:
- длительные привычки сосания, влияющие на движения языка, такие как сосание большого пальца, пальцев или языка
- аллергии, сопровождающиеся хроническим опуханием миндалин или аденоидов
- уздечка языка, при которой полоска ткани под языком тугая или короткая
- глотательный паттерн, известный как обратное глотание
У детей выталкивание языка проявляется при слишком сильном движении языка вперед во время глотания и речи .
Чаще всего язык выдвигается вперед во рту. Иногда язык давит на заднюю часть зубов.
Выталкивание языка имеет ряд контрольных признаков, которые проявляются у детей, у которых развился этот паттерн. Среди них могут быть:
- Между зубами виден язык. Кончик языка высовывается между зубами, когда ребенок отдыхает, глотает или говорит.
- Ротовое дыхание.
- Невозможность полностью сомкнуть губы. Это может быть связано со структурной аномалией или привычкой.
- Открытый прикус. Открытый прикус возникает, когда передние зубы не встречаются, когда зубы сомкнуты.
- Медленный, быстрый или беспорядочный прием пищи.
- Нарушение речи. Часто шепелявят звуки s и z.
Вы можете перенести во взрослую жизнь выдвинутый вперед язык из-за невылеченных детских привычек или проблем.
Если вы взрослый человек и у вас проблема с высовыванием языка, она могла возникнуть из-за хронической аллергии или отека аденоидов и миндалин. Стресс также может быть провоцирующим фактором.
Имеются сообщения о развитии выталкивания языка в более позднем возрасте, но это не является обычным явлением.
Симптомы выталкивания языка у взрослых аналогичны таковым у детей. Некоторые симптомы, такие как беспорядочное питание, вряд ли будут такими очевидными. Вы можете высунуть язык во сне.
В дополнение к перечисленным выше симптомам у взрослого человека с высовыванием языка может развиться удлиненная структура лица или внешний вид из-за неспособности закрыть рот и нормально глотать.
У них также может быть язык больше обычного. Кроме того, открытый прикус, вызванный высовыванием языка, может создать проблемы при приеме пищи. Если передние зубы не смыкаются должным образом, откусывание определенных продуктов может быть неудобным.
Человек также может быть не в состоянии откусывать передними зубами некоторые продукты, такие как салат или мясо для обеда. Вместо этого пища может проскользнуть через щель в зубах.
Ряд различных специалистов в области здравоохранения могут диагностировать выталкивание языка, в том числе:
- врачи общей практики
- педиатры
- логопеды
- стоматологи
- ортодонты
ваш врач может говорить и глотать .
Некоторые практикующие врачи могут оценивать характер глотания, удерживая нижнюю губу, чтобы посмотреть, как вы или ваш ребенок глотаете. В частности, ваш врач захочет увидеть, где находится язык при глотании.
Возможно, к полной диагностике выталкивания языка будут привлечены другие медицинские работники.
Например, педиатр вашего ребенка может поставить первоначальный диагноз. Но затем вашему ребенку может потребоваться осмотр у логопеда, ортодонта, оториноларинголога или гастроэнтеролога.
Любой специалист, который может поделиться своим опытом в устранении причины или симптомов высовывания языка у вашего ребенка, станет частью их лечебной бригады.
При отсутствии лечения выталкивание языка может привести к деформации зубов.
Когда язык давит на заднюю часть зубов, давление может заставить передние зубы двигаться наружу. Это создает зазор или открытый прикус между средними верхними и нижними зубами.
Невылеченное выпячивание языка может привести к длительному нарушению речи, например к шепелявости на определенные звуки. Это также может привести к удлинению формы лица и высовыванию языка из-под зубов.
Лечение выталкивания языка, как правило, одинаково у детей и взрослых.
Единственным исключением является размещение ортодонтического устройства, известного как «язычковая кроватка», в нёбе ребенка. Это исправит открытый прикус. В некоторых случаях ортодонтическое лечение получают и взрослые.
Обычно ортодонтические устройства обеспечивают хорошее лечение. Работайте со своими стоматологами, чтобы найти лучшее лечение для вас.
Иногда рекомендуется лечение орофациальной миологии. Это постоянная терапия, которая корректирует положение губ, челюсти и языка.
Эта терапия также направлена на глотание. Было замечено, что исправления открытого прикуса без продолжающейся терапии со временем обращаются вспять.
Ваш врач может порекомендовать решить любые проблемы с носом, аллергию или проблемы с дыханием, которые могут быть связаны с высовыванием языка у вас или вашего ребенка. Проблемы с дыханием должны быть решены, чтобы глотательная терапия была успешной.
В дополнение к глотательной терапии вам или вашему ребенку может потребоваться речевая терапия для исправления любых препятствий, которые могли развиться в результате выталкивания языка.
При последовательном выполнении еженедельных рекомендаций по терапии выпячивание языка со временем может быть устранено.
Если у вас или вашего ребенка есть основное заболевание, связанное с выталкиванием языка или вызвавшее его, вы также получите лечение от этого конкретного заболевания.
Выталкивание языка — состояние, которое хорошо поддается лечению. Полное выздоровление может быть достигнуто, если вы обязуетесь посещать соответствующие сеансы терапии, которые рекомендует ваш врач.