Что делать если дети не слушаются: Что делать, если ребенок не слушается. Советы детского психолога
Что делать если ребенок не слушается родителей
Даже самый послушный и примерный ребенок время от времени может «взбрыкнуть» и отказаться слушать родителей и выполнять то, что они говорят. Но частое непослушание, игнорирование просьб и замечаний, крики и истерики – это повод задуматься, в чем причины подобного поведения. Пробелы ли это в воспитании, затянувшаяся реакция на стресс, личностный кризис или попытка обратить на себя внимание? В нашей статье мы расскажем о том, почему дети не слушаются, и как вести себя родителям, чтобы исправить ситуацию, сохранив близкие и доверительные отношения с ребенком.
У поведения, которое мы называем плохим, может быть множество причин. Каждый ребенок – индивидуальность, у него свой особенный характер, привычки и реакции. Однако можно выделить некоторые общие закономерности, объясняющие, почему дети ведут себя наперекор общепринятым нормам.
Возрастные кризисы
Ребенок растет, взрослеет, от безусловного подчинения авторитету родителей приходит к осознанию себя как отдельной личности. Появляется критическое отношение к требованиям взрослых, попытки сдвинуть границы дозволенного. В такие переломные периоды родителям важно понимать, что это явление временное, стараться помочь ребенку пережить непростое время. При этом не стоит полагаться только на установку «это возрастное, перерастет», важно продолжать воспитательный процесс и не игнорировать возникающие проблемы.
Кризис трех лет. Один из самых трудных периодов жизни ребенка, когда происходит сепарация малыша от мамы, бурный всплеск самостоятельности и стремления утвердить себя в мире как отдельное существо со своими желаниями, симпатиями и антипатиями. Малыш очень хочет делать все сам, но у него не всегда это получается, к тому же родители не все разрешают по объективным причинам, понимание которых ребенку еще недоступно. Реакции ребенка в таких ситуациях обычно бурные, с криком и слезами, нередко – с истерикой, топаньем ногами и попытками драться, он упрямится и злится. Родители в период кризиса должны быть спокойны и хладнокровны, не поддаваться на детские провокации и четко очерчивать границы дозволенного. При этом обязательно нужно показывать ребенку, что его любят, слушают и принимают как личность.
Кризис семи лет. Семь лет – момент перехода от дошкольного периода к началу учебы в школе. Это большое изменение для ребенка, он может испытывать серьезный стресс, расставаясь с привычным образом жизни, от игр к полноценному обучению. С одной стороны, новоиспеченный школьник чувствует себя уже совсем взрослым и жаждет соответствующего отношения, с другой – ему сложно перестроиться, прийти от беззаботности дошкольного периода к большей ответственности и организованности. Дети в кризисное время могут больше кривляться, пытаться подражать взрослым в поведении и рассуждениях, болезненно воспринимать критику, грубить и спорить по любому поводу. Взрослым важно постепенно уменьшать уровень опеки и контроля, позволяя ребенку самому принимать решения и совершать ошибки. Интересуйтесь его жизнью и чувствами, уважайте его мнение, поддерживайте. Наряду с новыми обязанностями, дайте ребенку и больше свободы.
Подростковый кризис. Тот самый «переходный возраст», который пугает немало родителей. Подросток – это еще не взрослый человек, но уже и не малыш, беспрекословно слушающийся родителей и подчиняющийся правилам. Ваш ребенок учится быть личностью, проявлять характер, спорит, грубит и постоянно проверяет родителей на прочность. Это период самоидентификации и утверждения своей индивидуальности и своего особого места в мире. Поэтому родителям необходимо, с одной стороны, принять неизбежное взросление и уже практически сформировавшийся характер своего ребенка, с другой стороны, не ронять своего авторитета, определять границы поведения, которые не стоит переходить. Подростковый протест может быть очень бурным, но если в семье доверительные и теплые отношения, есть уважение и поддержка, то вы всегда сможете договориться со своими детьми.
Почему не слушаются дети
Кроме кризисов, связанных с возрастом, существует немалое количество причин, по которым ребенок может вести себя плохо и не слушаться родителей. Вот самые распространенные из них:
– Физическое состояние. Если ребенок голоден, устал, у него что-то болит и доставляет неудобство, это может спровоцировать капризы, упрямство и непослушание. Совсем маленькие дети иногда даже неспособны сами понять, что не так в их ощущениях, но даже школьник может огрызнуться или отказаться выполнить просьбу, если у него, например, болит голова.
– Обида. Ребенок хотел показать или рассказать что-то очень важное для него, а от него отмахнулись? Или не поверили его версии в конфликтной ситуации и несправедливо наказали? Даже сказанная не к месту шутка или неосторожная фраза могут вызвать достаточно сильную реакцию, а обиженный ребенок не захочет слушаться тех, кто вызвал у него негативные эмоции.
– Нехватка внимания и любви. Нередко случается так, что дети, которые не чувствуют себя любимыми, важными и значимыми для родителей, пытаются обратить на себя внимание любыми способами. Ребенок ведет себя вызывающе, все его поведение говорит «заметьте меня, я здесь».
– Конфликты в семье. Когда атмосфера дома накалена, происходят постоянные ссоры и выяснения отношений, ребенок своим поведением попытается напомнить родителям, что они забыли о нем, погрузившись в конфликт с головой. Некоторые дети даже чувствуют себя виноватыми в родительских проблемах, и это чувство также может вылиться в шалостях и неприглядных поступках.
– Чрезмерная строгость. Слишком большое количество запретов и наказаний приводит к самому естественному для ребенка исходу – к бунту против ограничений. Ребенок пытается почувствовать хоть немного свободы, сделать что-то назло. Особенно бурной бывает эта «борьба за независимость», если большинство запретов ничем не обосновано и не объяснено.
– Вседозволенность. Обратная сторона медали. Не стоит как запрещать ребенку абсолютно все, так и выбирать отсутствие любых ограничений. Некоторые «нельзя» должны существовать в семье, чтобы избежать избалованности и распущенности. Разрешить что-то – не значит потакать во всем, а запретить – не значит становиться тираном и деспотом.
– Несогласованность действий взрослых. Если родители не могут договориться, что позволено, а что нет, предъявляют разные, противоречащие друг другу требования и претензии к ребенку, его растерянность и метания меж двух огней могут стать причиной непослушания и проблем с поведением. Еще более неприятные последствия вызовет наказание одним из родителей за те действия, которые разрешил и одобрил другой.
– Ревность. Довольно часто вести себя плохо начинают старшие дети в семье, где появляется новорожденный. Если ребенок не был готов к таким переменам в жизни или чувствует себя обделенным родительской любовью и вниманием из-за нового члена семьи, он может перестать слушаться, капризничать и требовать больше внимания к себе.
Поговорим о типичных примерах плохого поведения детей. Нежелание слушаться родителей и выполнять их просьбы или требования может выглядеть по-разному, и родители должны понимать, как им реагировать и что делать в каждой ситуации.
Опасное поведение
Наверное, почти каждый родитель однажды сталкивается с тем, что ребенок совершает опасные действия, которые могут привести к неприятным, и даже трагическим последствиям. Дети хватают острые предметы, внезапно останавливаются посреди проезжей части, лезут на верхнюю полку шкафа и так далее. Это происходит потому, что маленький ребенок еще не может полностью осознать, что такое опасность и боль, выстроить логические связи. Ругаться бессмысленно – с точки зрения ребенка, он не делает ничего дурного. Поведение, связанное с угрозой жизни и здоровью ребенка – та сфера, в которой необходимы жесткие рамки и безусловное послушание.
Что делать?
- Выберите слово-сигнал, которое будет обозначать категорический запрет и немедленное прекращение всех действий. Это, например, может быть слово «опасно» или «стоп». Лучше не использовать «нельзя» – этот запрет ребенок и так слышит достаточно часто, для экстренных ситуаций нужен особый знак. Сигнальное слово должно вызывать рефлекторную реакцию, не оставляя время на раздумья.
- Покажите, как связаны между собой нарушение запрета и негативные последствия этого нарушения. Подробные, соответствующие возрасту объяснения и возможность в легкой степени ощутить на себе, к чему ведет непослушание. Не нужно позволять детям играть с ножами и спичками, один раз легонько уколовшись об иглу, они прекрасно поймут, что происходит, если проигнорировать сигнал об опасности.
- Будьте спокойны, даже хладнокровны. Подвергает себя ребенок опасности бессознательно или пытается вызвать испуг и сочувствие взрослых, не давайте воли эмоциям и страху. Показав, насколько вы боитесь за ребенка, вы можете невольно напугать и дезориентировать его или поощрить его продолжать рискованное поведение. И напротив, ваше спокойствие убережет и ваши, и детские нервы и здоровье.
Дети протестуют
Протестное поведение характерно для детей всех возрастов, но особенно ярко оно проявляется в 3-4 года, когда непосредственные реакции ребенка на просьбы или запреты выражаются криком, истерикой, громкими возмущенными отказами. Ребенок как бы пытается доказать взрослым, что он уже совсем самостоятельный, во всем разбирается лучше, а то, о чем просят родители, например, почистить зубы или одеться, это нечто, не стоящее внимания.
Что делать?
- И снова лучше всего будет в первую очередь успокоиться. Если ребенок просто чересчур разнервничался и фонтанирует эмоциями, разобраться будет проще родителю, мыслящему трезво и рассудительно. Став свидетелем истерики, не нервничайте и не накручивайте себя – иногда вообще лучше не обращать внимания на слезы и крики, следя только, чтоб ребенок не повредил сам себе, пока не закончился истерический приступ.
- Подумайте, принципиально ли вам выйти победителем. Если дело в том, в какого цвета брюках идти в детский сад, желтых или красных, пусть ребенок выберет сам – в конце концов, это его одежда и личный вкус.
- Если даже ребенок на грани ошибки, не всегда полезно насильно его от нее оберегать, вызывая бунтарский настрой. Пусть ребенок сделает что-то не так, набьет собственные шишки и приобретет полезный опыт. Не читайте нравоучений после того, как ребенок принял неверное решение – он и так уже понял, кто прав, лучше поддержите его и поговорите о том, как в будущем избежать подобных ошибок и не лучше ли иногда прислушаться к взрослым.
Поведение как помеха для окружающих
Ребенок еще не усвоил или игнорирует правила поведения в общественных местах. Он бегает, врезается в других людей, громко разговаривает, в транспорте пинает спинки кресел людей, сидящих впереди, и многое другое. Чаще всего такое случается, если родители не до конца предусмотрели, что может произойти, и подготовка ребенка к тому, что вне дома действуют другие правила и рамки, была не очень успешной.
Что делать
- Все лекции и разборки – потом, дома, неприемлемое поведение нужно пресечь. Сохраняйте спокойствие, несколько раз попросите ребенка прекратить, кратко и логично объясните ему причины, почему так делать не стоит, например, «Не размазывай мороженое по ковру, он будет грязный и липкий, а человеку, который его станет мыть, будет неприятно и трудно».
- Проговаривайте с ребенком перед тем, как ехать куда-то или идти, что там можно и нельзя делать. Внушите ему, что быть взрослым – это в том числе и соответственно обстановке себя вести, не причиняя окружающим неудобств.
- Если ребенок чересчур расшалился, иногда стоит увести его. Лучше пусть фильм останется недосмотренным, или поездка на автобусе затянется из-за пересадки, детям будет даже полезно понять, к чему приводит мешающее окружающим поведение.
Игнорирование
Иногда создается ощущение, что ребенок объявил вам бойкот. Он ведет себя так, будто родителей не существует, их просьб он не слушает и не делает того, о чем его просят. Такое может происходить по двум причинам: ребенок либо настолько ушел в себя и занят своими мыслями или фантазиями, что просто не слышит и не воспринимает, что ему говорят; либо же это еще одно проявление протеста, демонстрация обиды или недовольства. В первом случае игнорирование может говорить о том, что ребенок одарен и одновременно размышляет в нескольких направлениях, либо о возможных неполадках с концентрацией внимания или иных проблемах. Демонстративное же поведение показывает, что отношения в семье по какой-то причине несколько разладились.
Что делать
- В первую очередь нужно установить контакт с ребенком, добиться от него ответа. В случае задумчивости и рассеянности, этого шага и повторения вопроса или просьбы будет достаточно, чтобы «включить» реакцию ребенка обратно. Если подобные ситуации повторяются регулярно, вероятно, имеет смысл проконсультироваться с неврологом и психологом.
- Ищите возможность вовлечь ребенка в разговор, чтобы в процессе выяснить, каковы причины нежелания общаться, отвечать родителям. Покажите, что вам действительно важно, что происходит, что вы хотите найти возможность помочь и поддержать ваших детей.
- Выражение протеста в форме игнорирования свойственно детям постарше – подумайте, не стоит ли дать ребенку немного больше самостоятельности, дать ему понять, что его мнение в семье учитывается и имеет вес.
Требование немедленно дать желаемое
Дети младшего возраста могут устраивать сцены, добиваясь, чтобы родители купили понравившуюся игрушку или сладость. Ребенок кричит, плачет, впадает в истерику и требует, чтобы ему обязательно уступили. Это явление можно считать возрастным, так как по мере взросления подобные случаи происходят все реже, пока не прекратятся совсем.
Что делать
- Самых маленьких ребятишек обычно удается отвлечь на что-то яркое и интересное, а когда их внимание смещается, дети уже сами могут не вспомнить, что минуту назад слезно что-то выпрашивали.
- С детьми постарше можно побеседовать и прийти к компромиссу. Расспросите, почему именно эту вещь ребенок так сильно захотел, зачем она ему нужна. Если это дорогая игрушка, предложите менее бьющие по карману альтернативы или договоритесь, что купите ее ко дню рождения или новому году. Естественно, если пообещали, то сдержите слово. Потеряв доверие ребенка, очень сложно снова завоевать его.
Случаев, когда дети не будут слушаться вас, в вашей жизни может быть немало. И каждый раз нужно будет вникнуть и разобраться, почему это происходит, и что вы можете сделать как в момент плохого поведения, чтобы прекратить его, так и позже – чтобы предотвратить повторение таких ситуаций. Вот еще несколько советов для родителей непослушных детей.
- Возьмите свои эмоции под контроль. «Учитесь властвовать собою», – писал классик, и был абсолютно прав. Вы, как взрослый, должны держать себя в руках в любой ситуации. Это не знать быть равнодушным или не выражать своих чувств, но ваша задача – не поддаваться сиюминутным порывам, не становиться жертвой детской манипуляции или провокации. Спокойствие и доброжелательность – ваши основные инструменты для решения проблем с поведением ребенка.
- Подавайте пример сами. Сложно заставить ребенка делать что-то, если он видит, что родители не следуют принципам, которые внушают ему. Помните, что дети копируют ваше поведение, и будьте для них образцом того, что хотите в них видеть. Если ребенок видит, что родители ведут себя в обществе агрессивно, забывают о вежливости или просто бурно реагируют на какие-то неприятные ситуации, он будет перенимать эту манеру поведения, несмотря на все объяснения и воспитательные беседы.
- Будьте последовательны. Не давайте противоречивых указаний, чтобы не запутать ребенка. Если что-то обещаете – выполняйте, и это касается как поощрений, так и наказаний. Ребенок не будет слушаться человека, который не подкрепляет своих слов действиями.
- Больше хвалите ребенка. Нередко бывает, что, ругая за проступки, подробно разбирая детские оплошности, родители забывают хвалить ребенка за его удачи, за хорошие поступки и дела. Неудивительно, что для того, чтобы получать хоть какую-то обратную связь от взрослых, ребенок начинает себя вести неподобающе. Хвалите, используя конкретику: лучше не просто сказать «Ты такой хороший!», а сделать акцент на том, что ребенок сделал: «Я рада, что ты убрал свои игрушки сам, теперь в комнате порядок, а у меня больше времени поиграть с тобой».
- Разумно подходите к запретам. Категорических «нельзя» в вашей жизни должно быть немного, и во всех случаях они должны касаться вопросов безопасности и здоровья детей. Всё остальное должно обсуждаться и объясняться. Множество запретов и ограничений на каждом шагу побуждает ребенка чаще их нарушать. Приведите ребенку аргументы, расскажите, почему должно быть так, а не иначе. Если есть возможность, предложите компромисс. Это значительно сократит количество поводов для наказаний.
- Слушайте своего ребенка. Дайте ему рассказать о ситуации со своей точки зрения, выясните, что спровоцировало плохое поведение и непослушание. Спокойно и аргументированно объясните, почему ребенок неправ, и как следует поступать в будущем.
- Больше общайтесь. Проявляйте искренний интерес к увлечениям ребенка, разговаривайте с ним, проводите больше времени вместе. Если ребенок знает, что вы всегда выслушаете его, серьезно отнесетесь к его проблемам, у него не будет необходимости дополнительно привлекать внимание с помощью нестандартного поведения.
Самое главное, воспринимайте ребенка как личность, относитесь к нему с уважением, учитывайте его мнение. Старайтесь сохранить доверие детей к вам, и, в свою очередь, не бойтесь доверять им сами, предоставляйте по мере взросления все больше свободы и давайте принимать собственные решения. Кризисы и конфликты неизбежны, но ваша задача – выстроить здоровые и ровные отношения, чтобы ребенок знал, что в любой ситуации он может положиться на вас и поделиться всем, что его беспокоит.
Ребёнок не слушается: почему так происходит и как с ним разговаривать | Мел
Один из самых частых вопросов наших читателей — что делать, когда не слушаются дети? Один из таких случаев разбирает психолог, специалист в сфере детско-родительских отношений Светлана Лукка.
Вопрос. У меня две дочери: старшей 6 лет, младшей 10 месяцев. У старшей беда с поведением. Началось это не с рождением младшей, а задолго до этого. Чуть что не так, она начинает кричать. Не дослушав меня, кричит «нет», может начать плакать и выть по любому поводу, не слыша моих доводов. Был период, когда налетала на меня с кулаками. Если с ней о чём-то договариваться, то 100% не будет этого в итоге делать. Либо будет, но со скандалом. Может идти по улице и кричать на меня. При этом я стараюсь на неё не кричать; в крайнем случае, когда сил совсем не остаётся, повышаю голос. В основном чем громче кричит она, тем тише говорю я. С бабушками или в детском саду она адекватный ребёнок. Были у невролога, у психолога — ничего нового, чего бы я не делала, мне не сказали. Подскажите, что можно сделать в данной ситуации, сил совсем уже нет.
Ответ. «Чем громче кричит она, тем тише говорю я» — это приём из техник эффективного общения. Если человек хочет, чтобы собеседник его услышал, ему следует говорить тише. Тогда тот останавливает свой эмоциональный поток, чтобы переключиться на другую задачу — разобрать слова говорящего. Но этот приём эффективен только в том случае, когда слова собеседника важны.
В общении детей и родителей правят эмоции. И иногда можно ничего не говорить, достаточно лишь попасть в эмоциональный резонанс. Если мама рядом, то ушибленная коленка болит меньше и обида на мальчика из соседнего подъезда проходит быстрее.
Но если ребенку ответных эмоций недостаточно, он начинает буквально сходить с ума
Когда взрослый эмоционально сдержан, бывает, что сын или дочь боятся стать для него «невидимыми» — и начинают вести себя так, чтобы их заметили. В ход идут шалости и поведенческие эксцессы. Задача — заставить родителя «выйти из себя», проявить живые чувства, показав тем самым, что ребёнок ему не безразличен, что его видят и переживают из-за него. И если не получается вызвать положительные эмоции, то ребёнок будет вызывать отрицательные.
Эмоции со стороны мамы важнее, чем со стороны бабушки или воспитателя в саду, — именно на маму часто и выливается весь спектр детского непослушания.
Поэтому, возможно, стоит поменять методы взаимодействия с ребёнком, отказавшись от техник эффективного общения, и реагировать на то, что с ним происходит, более естественно. Больше разговаривать, задавать больше вопросов.
Если это не даст никакого результата, стоит обратиться за диагностикой к еще одному психологу, который не просто проанализирует ваши с дочерью отношения, но и порекомендует эффективный способ решения проблемы.
У вас есть вопрос, на который вы хотите получить ответ специалиста, а не случайную выдачу поисковика? Задайте его в форме ниже, а мы найдём эксперта, который вам ответит. Это анонимно — не стесняйтесь спрашивать о чём угодно.
Изображение на обложке: etonastenka / shutterstock / fotodom
Как помочь ребенку слушать
Существует множество причин, по которым вашему ребенку трудно слушать, и множество способов, которыми вы можете помочь ему научиться лучше слушать.
Общепризнанная всеми родителями истина: иногда ваш ребенок не слушает (или не хочет) вас слушать.
Хотя такие моменты могут быть неприятными, вероятно, есть веская причина, по которой вашему ребенку трудно слушать. Они могут быть ошеломлены тем, что вы говорите им делать. Или, может быть, они делают это, чтобы получить реакцию.
Трудности при слушании или следовании указаниям также могут быть симптомом психического расстройства, например гиперактивного синдрома дефицита внимания (СДВГ).
Независимо от причины, существует множество способов активно помочь вашему ребенку улучшить навыки слушания.
Есть несколько причин, по которым ваш ребенок может не слушать.
Они хотят заявить о себеБыть ребенком означает исследовать мир и свою личность в нем. По мере того, как они ориентируются во всех тонкостях взросления, они могут начать раздвигать границы по мере того, как развивают чувство собственного достоинства.
Возможно, ваш ребенок пытается утвердить власть или контроль, чего у детей очень мало. Ваш ребенок также может пытаться добиться от вас реакции. Важно показать им, что то, что они не слушают, влияет на них больше, чем на вас.
Что-то еще привлекает их вниманиеВаш ребенок может не слушать вас просто потому, что он сосредоточен на чем-то другом. Это может быть:
- домашнее задание
- просмотр телевизора
- участие в любимом занятии
- общение с друзьями
Важно не думать, что их внимание может быть легко разделено, когда они «в зоне» занимаются чем-то другим.
Они чувствуют, что их критикуютЛюди всех возрастов часто плохо реагируют на критику или негатив. Ваш ребенок с большей вероятностью отключится от вас, если почувствует, что его осуждают или что он сделал что-то плохое или неправильное. Детям также может быть трудно слушать, если они чувствуют, что их не слышат, или если их чувства преуменьшаются или обесцениваются.
Вы говорите слишком многоИногда ваш ребенок может «отключиться от вас» просто потому, что вы бросаете ему слишком много сразу, что может быть ошеломляющим.
Вместо того, чтобы пытаться обработать несколько требований или ожиданий или несколько фрагментов информации, они могут сделать вид, что вообще не слушают.
Может быть полезно, чтобы ваши запросы были краткими и конкретными, чтобы помочь вашему ребенку лучше понять, о чем вы его просите.
У детей могут быть и другие обязанности, чем у взрослых, но это не значит, что у них мало дел. Когда родитель сразу требует от ребенка слишком многого, он может перегрузиться и закрыться.
Ваши слова и действия не совпадаютЕсли вы говорите одно, а делаете другое, ваш ребенок может не почувствовать, что ему нужно вас слушать. Распространенным является навязывание последствий, таких как лишение доступа к видеоиграм, но их возвращение, когда ребенок сильно реагирует на то, что их забрали.
Очень важно довести до конца последствия, чтобы показать ребенку, что умение слушать имеет значение.
Может быть физический барьерВозможно, ваш ребенок хочет, чтобы слушал вас, но физически не может. Это может быть связано с потерей слуха, накоплением серы, влияющим на слух, или даже нарушением слуховой обработки.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок плохо слышит, подумайте о том, чтобы записаться на прием к педиатру для оценки его слуха.
С возрастом они могут слушать по-разномуВы также можете заметить изменения в слушательском поведении вашего ребенка с возрастом. Например, они могут меньше смотреть вам в глаза или давать вам меньше словесных сигналов, которые они слушают, когда вырастают.
Маленькие дети все еще узнают об их мире и о том, какие границы могут быть установлены. Может быть полезно смоделировать положительные привычки и закрепить, какое поведение является уместным или неприемлемым.
Дети старшего возраста и подростки находятся на этапе, когда они учатся обретать чувство независимости. Вам может быть сложнее заставить их слушать, поскольку они развивают свои навыки принятия решений.
Подростки также испытывают высокий уровень стресса из-за учебы, социальных взаимодействий и внеклассных занятий, что может сделать их отвлекающими и, таким образом, вызвать проблемы со слушанием.
У них может быть психическое заболеваниеДля некоторых детей трудности со слушанием являются симптомом психического расстройства, например синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
СДВГ — это нарушение развития нервной системы, которое может мешать концентрации внимания.
Часто развивается в детстве, поражая примерно от 2% до 7% всех детей.
В дополнение к трудностям при слушании дети с СДВГ могут:
- иметь короткую продолжительность концентрации внимания
- испытывать трудности с сидением на месте или ерзать
- легко отвлекаться
- терять или забывать вещи
- много говорить
- рискованное поведение
- прерывание других
- проблемы с выполнением указаний
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), другие состояния психического здоровья, которые могут повлиять на способность вашего ребенка слушать, включают:
- депрессия
- тревога
- обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
- синдром Туретта
- оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР)
- посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) Есть несколько стратегий, которые вы можете попробовать27 900 помогите своему ребенку научиться лучше слушать:
- Будьте конкретны. Завышение высоких ожиданий или требование слишком многого сразу может сбивать с толку. Вместо этого может быть полезнее быть кратким и конкретным, когда просите ребенка о чем-то. Попробуйте использовать простые формулировки и спрашивайте об одной вещи за раз.
- Зеркальные привычки. Ваши дети всегда наблюдают за вами, и их действия часто являются отражением ваших собственных. Если вы не слушаете, они тоже могут не слушать. Активно выбирая позитивное поведение, вы можете обнаружить, что ваш ребенок совершает действия, отражающие ваши.
- Будьте терпеливы. Развитие навыков слушания требует времени. Будет хорошей идеей подумать о том, как важно быть терпеливым с вашим ребенком, когда он узнает, что уместно, а что нет. Попытайтесь показать им, что это нормально, если они споткнутся. Поощряйте их продолжать работать над улучшением своих способностей слушать, а не проявлять нетерпение или расстраиваться из-за них, также может быть полезным.
- Сохраняйте спокойствие. Старайтесь не раздражаться, когда ваш ребенок не слушается. Если вы расстроитесь, разозлитесь или накричите на ребенка, это может привести к тому, что он повторит подобное поведение. Многие дети могут чувствовать критику, когда на них кричат, что приводит к тому, что они закрываются и перестают заниматься.
- Хвалите за хорошее поведение. Рассмотрите возможность предоставления положительного подкрепления, когда ваш ребенок делает то, что вы ему говорите. Это может вызвать у них желание повторить хорошее поведение. С другой стороны, важно поощрять их, когда они борются, а не давать им отрицательную обратную связь. Когда они увидят, что их усилия приветствуются, они захотят продолжать работать для достижения успеха.
- Послушайте их. Когда ребенку кажется, что вы его не слушаете, он иногда может ответить, что не хочет вас слушать.
- называть то, что вам нравится, как ваш ребенок слушает
- обнимать или давать пять
- делать то, что нравится вашему ребенку
Построение позитивных отношений между вами и вашим ребенком также может помочь ему лучше слушать. Это может включать в себя установление открытого диалога и создание взаимного уважения, действительно прислушиваясь к тому, что они говорят.
Когда ребенок чувствует поддержку со стороны родителей, а его голос и действия имеют значение, он сделает все возможное, чтобы сохранить динамику, включая позитивное поведение слушателя.
Некоторым детям это может быть труднее, чем другим, и могут потребоваться дополнительные усилия, чтобы научить их лучше слушать.
В этих случаях вы можете обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья, например к семейному консультанту или психотерапевту, чтобы выяснить, что может быть причиной проблем вашего ребенка со слушанием.
Некоторые родители могут прибегнуть к наказанию, когда другие подходы не работают, включая все формы телесных наказаний и крики на детей или пристыжение их. Однако исследование 2018 года показывает, что такой подход может усилить негативное поведение, а не остановить его.
В отличие от наказания, когда на ребенка могут накричать, наказать или отругать за то, что он не слушает, позитивная дисциплина может заключаться в том, чтобы научить вашего ребенка лучше слушать.
Это может помочь им развить ответственные и уважительные привычки, которые могут помочь им не только в их навыках слушания, но и в других аспектах их развития.
Общие стратегии позитивной дисциплины включают в себя:
Положительное подкреплениеПодумайте о том, чтобы хвалить хорошее поведение слушателя, а не сигнализировать, когда он не слушает. Это может помочь вашему ребенку стать лучшим слушателем и может выглядеть так:
Маленькие дети, в частности, хорошо реагируют на такой подход.
Некоторые исследования 2020 года показывают, что положительное подкрепление способствует использованию маленькими детьми надлежащего поведения и навыков.
ПеренаправлениеПлохое поведение часто является результатом скуки, неповиновения или просто непонимания того, как правильно реагировать.
Перенаправление может быть инструментом для направления негативного поведения в позитивное.
Некоторыми примерами могут быть словесное перенаправление, например, указание ребенку прекратить определенное поведение и объяснение того, как выглядит приемлемое поведение, и физическое перенаправление, например добавление мягкого прикосновения.
Однословные напоминанияСлишком много слов могут отвлекать некоторых детей, затрудняя выполнение инструкций.
Вместо этого вы можете счесть более полезным использовать напоминания из одного слова, чтобы подкрепить то, о чем вы просите своего ребенка.
Установите конкретные ожиданияПодобно напоминаниям из одного слова, конкретность играет ключевую роль в работе с ребенком, который не слушает.
Возможно, вам будет полезно указать конкретные и прямые ожидания, чтобы предотвратить недопонимание. Это особенно важный подход для подростков, которым часто нужны четкие границы и ожидания.
ПоощряйтеПохвалить хорошие навыки слушания очень важно, но так же важно поощрять усилия вашего ребенка, даже если они могут оказаться недостаточными.
Может потребоваться время, чтобы отточить навыки слушания, и подбадривание вашего ребенка по мере его успехов может помочь ему захотеть стать лучшим слушателем, а не сдаваться.
Ваш ребенок может не слушать вас по многим причинам. Может быть, их внимание сосредоточено на чем-то другом или они пытаются вывести вас из себя. Они также могут быть ошеломлены и не понимать, о чем вы их просите.
Понимание того, почему им трудно слушать, может помочь вам направить их к более позитивному поведению при слушании.
Чтобы помочь вашему ребенку научиться лучше слушать, вам может быть полезно быть конкретными в своих просьбах, демонстрировать позитивное поведение, а также хвалить и поощрять его.
Вы также можете обратиться за поддержкой к специалисту, например, к консультанту или терапевту.
В конце концов, важно помнить: быть ребенком тяжело. Они все еще учатся тому, кто они есть, как внутри себя, так и в мире.
Наберитесь терпения со своим ребенком и дайте себе благодать, помогая ему пройти путь взросления.
6 способов обращения с детьми, которые не хотят слушать
Мы только что закончили прекрасное утро и отправились на стадион в Нотр-Дам для большой игры. Именно тогда мой сын решил закатывать истерики за истериками, отказываясь подчиняться моей жене и мне, насмехаясь над нашими правилами и игнорируя годы установившегося приемлемого поведения в нашей семье. Вместо того, чтобы слушать и вести себя, мой сын бросал на нас «дурной взгляд» и смеялся, когда мы пытались сделать ему выговор. Мало того, он еще и подражал всему, что мы ему говорили.
«Майкл, сядь и перестань швыряться попкорном, — сказал я. Он бросал попкорн и кричал «привет» другим фанатам, сидящим рядом с нами. «Майкл, перестань кидать попкорн, бла, бла, бла», — ответил мой сын своим 8-летним насмешливым тоном. Я чувствовал себя отцом-неудачником и мысленно пересматривал все, что, как мне казалось, я знал о воспитании послушных детей. Я знал, что должен что-то сделать, чтобы мои дети вели себя лучше, и решил выяснить, что именно. Вот 6 способов справиться с детьми, которые не слушаются.
1. Не отступайте от правил и ограничений.
Нет ничего хуже, чем несоблюдение правил и ограничений. Это может быть трудно и даже неловко, когда ваш ребенок закатывает истерику, но не поддавайтесь. Это основополагающий принцип, позволяющий достучаться до детей, которые не хотят слушать, потому что он учит их не сдаваться, как бы плохо это ни было. их публичный взрыв. Если в фундаменте нет трещин, они быстро узнают, что ваша решимость реальна, и никакое неповиновение не оттолкнет вас от ваших правил и ограничений.
2. Будьте реалистичны с наказанием.
Если ваш ребенок нарушает правила, будьте практичны и придерживайтесь наказания, которое задает тон, но не выходит за рамки. Если это так, ваши шансы придерживаться его близки к нулю, и вы научите ребенка, что ваши слова звучат пусто. Затем он или она будет продолжать настаивать, зная, что до конца не дойдет. Недавно я снова узнал об этом, когда в момент слабости пригрозил навсегда запретить своим мальчикам видеоигры. Они знали, что это нереалистично, поэтому мои слова мало что значили. Вот как вы поступаете с ребенком, который не слушает: вы должны убедиться, что ваши действия соответствуют вашим словам.
3. Слушай, слушай, слушай.
Нет лучшего способа научить детей слушать, чем моделировать поведение самостоятельно.
Нет лучшего способа научить детей слушать, чем моделировать поведение самостоятельно. Позволяя нашим детям говорить, пока мы слушаем, они могут воочию убедиться в важности поведения и в том, что активное слушание всегда важно. Ваши дети почувствуют ваше уважение и будут готовы ответить на это уважение, когда вы заговорите с ними. Очень многое из того, что делают наши дети, основано на том, что они видят своими родителями в повседневной жизни. Продемонстрируйте активное слушание при общении со своими детьми, и они отплатят вам тем же.
4. Поощряйте правильное поведение.
Когда ваш ребенок слушает и делает правильные вещи, обязательно хвалите его и дайте ему понять, что это ценно. Похвала имеет большое значение для изменения общего поведения. Все, включая ваших детей, хотят, чтобы их поощряли за хорошее поведение. Показывая своим детям значительные преимущества правильного поведения, они сделают это привычкой и пожнут плоды.
5. Дайте детям еще один шанс.
Хотя иногда дать ребенку второй шанс может быть сложно, позволив ему увидеть благодать в получении отсрочки, это поможет ему оценить эту возможность. Второй шанс учит детей тому, что даже когда они совершают ошибки, вы будете любить их и направлять их. На футбольном матче я мог бы быстро отвести сына в зал и дать ему шанс успокоиться и изменить свое поведение. Этот жизненно важный урок учит наших детей тому, что никогда не поздно начать все сначала и поступать правильно.
6. Следуйте золотому правилу.
Они могут бороться с непослушным поведением, но относитесь к своим детям с уважением.