Что делает психолог в доу – ?. , – .
Консультация на тему: Зачем нужен психолог в детском саду?
Зачем нужен психолог в детском саду?
«Зачем нужен штатный психолог в детском саду?» – недоумевают многие родители, ошибочно полагая, что психолог необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств, что подобного рода специалист работает с психически нездоровыми детьми. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с садовским психологом.
Чтобы развеять этот миф, следует подчеркнуть, что психолог в детском саду работает СО ЗДОРОВЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.
С больными детьми занимаются дефектологи и неврологи.
Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.
Развеивая эти мифы, хотелось бы остановиться на вопросе, чем же занимается психолог в детском саду?
Основная цель педагога-психолога в ДОУ – создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и гармоничного развития дошкольников в условиях ДОУ.
Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления – это работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом. Каждое из этих направлений состоит из психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы и психологической профилактики.
Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ
Работа с детьми: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа.
Основная цель психологической диагностики – предотвращение возможных проблем в развитии дошкольников.
Психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением.
Т.е. исследует развитие познавательной сферы дошкольника.
Это развитие внимания, восприятия, памяти, мышления.
Исследование личностной сферы ребёнка проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами
(по запросу воспитателей и родителей).
Психодиагностика ребёнка проводится с согласия родителей или законных представителей ребёнка. Необходимо подчеркнуть, что принципы «не навреди» и «во имя ребёнка» являются девизом работы каждого педагога-психолога. Существует «этический кодекс педагога-психолога». Одна из этических норм – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.
Воспитатели получают рекомендации по взаимодействию с ребёнком.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия.
Основные цели работы – развитие внимания, восприятия, памяти, образного и логического мышления. Формирование навыков самоконтроля, развитие произвольности, эмоциональной сферы, речи, обогащение словаря, расширение кругозора.
Работа с родителями и педагогическим коллективом: консультирование и психологическая профилактика.
Психологическое консультирование в ДОУ проводится с воспитателями и родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.
Психологическая профилактика родителей и педагогов носит предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся беседы, индивидуальные и групповые консультации родителей и педагогов (по плану и по запросу), оформление стендовой информации, разработка и распространение памяток.
Итак, нужен ли психолог в детском саду?
Обязательно нужен! Задача психолога в том, чтобы преодолеть трудности, которые возникают у малыша.
И, безусловно, окончательное решение родители будут принимать сами!
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Для вас работает кабинет психолога.
В НЕМ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ВОПРОСАМ:
Трудности адаптации ребёнка к детскому саду;
Детско-родительские отношения;
Психологическая готовность к школьному обучению;
Личностные проблемы ребёнка – застенчивость, агрессия, тревожность.
nsportal.ru
Обязанности психолога в детском саду
Психологу в детском саду принадлежит очень важная роль.
Он является одним из основных специалистов.
Психолог наблюдает детей с первого дня их пребывания в дошкольном образовательном учреждении до самого выпуска.
При этом выполняет целый ряд должностных обязанностей.
Направления работы психолога в детском саду
Педагог-психолог обязан трудиться в нескольких направлениях:- работа с детьми;
- сотрудничество с родителями воспитанников;
- взаимодействие с персоналом дошкольного учреждения;
- ведение документации;
- повышение квалификации.
Обязанности психолога в детском саду
В должностные обязанности психолога, работающего в дошкольном образовательном учреждении, входит широкий перечень действий.
Помощь ребенку в адаптации к детскому саду
Оказавшись в новой обстановке, многие дети могут пребывать в состоянии стресса.
Это относится не только к малышам, впервые переступившим порог дошкольного учреждения, но и к ребятам постарше, переведенным из другого садика в связи с переездом или по другим причинам.
Обязанность педагога-психолога – помочь каждому ребенку ощутить себя комфортно в условиях детского сада.
Работа ведется в детском коллективе в целом, в подгруппах, а также индивидуально.
Психологическая диагностика
Психолог проводит обследование детей. Плановая диагностика осуществляется минимум два раза за учебный год – в начале и в конце.
Ее цель – определить динамику развития каждого ребенка.
Для воспитанников, имеющих особые образовательные потребности, проводится промежуточное обследование в середине учебного года.
Дополнительная диагностика может быть организована по запросу педагогов или родителей.
При обследовании специалист использует различные методы:
- Наблюдение. Психолог выполняет роль зрителя. Он наблюдает за детьми в различных режимных моментах: в общении с другими ребятами, в игре, на занятиях, на прогулке. Особое место данному методу отводится в период адаптации.
- Методики исследования психических процессов: основных видов внимания и памяти, восприятия, мышления. Они предполагают применение специальных игр и упражнений.
Сравнивая результаты с установленными возрастными нормами, психолог получает общую картину развития ребенка. Специалист определяет состояние эмоционального фона, способности, наклонности, базовые навыки, знания и умения воспитанника. Кроме того, выявляет имеющиеся проблемы:
На основе материалов обследования специалист составляет психолого-педагогическое заключение. С ребятами подготовительной группы психолог проводит диагностику готовности к обучению в школе.
Участие в работе ПМПк детского сада
Основная его цель – организация сопровождения воспитанников.
Особую роль ПМПК играет в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
В ходе консилиума каждый педагог, в том числе и психолог, делает заключение и дает свои рекомендации по воспитанию и обучению ребенка. Плановые заседания проходят три раза в год. Если возникает необходимость, педагоги могут собраться не по графику.
Работа с детьми
Основная обязанность психолога – содействовать развитию воспитанников и проводить психолого-педагогическую коррекцию выявленных проблем.
По итогам диагностики специалист выстраивает и организует групповые и индивидуальные занятия с детьми:
- Участвует в разработке развивающих и обучающих программ.
- Определяет методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков.
- Проводит игровые психологические тесты и упражнения.
- Осуществляет индивидуальную работу по коррекции нарушений поведения и личностного развития дошкольников: застенчивости, агрессивности, плаксивости, восприимчивости и других особенностей.
- Принимает участие в создании благоприятного микроклимата в детских коллективах.
Семейное консультирование
Одна из обязанностей психолога в детском саду – просвещение родителей воспитанников, которое может иметь различные формы:
- Индивидуальные консультации. Если психолог выявил проблему в развитии или поведении дошкольника, он приглашает на беседу маму, папу или того взрослого, который является законным представителем ребенка. В рамках беседы специалист подсказывает варианты решения проблемы. Старается донести до родителей важность слаженных действий семьи и детского сада. Если один из родственников испытывает трудности в общении с ребенком или замечает особенности в его поведении, он может проявить инициативу и обратиться к психологу за помощью и поддержкой. Для родителей будущих первоклассников специалист обязательно проводит индивидуальные консультации, на которых рассказывает об уровне готовности ребенка к школе.
- Выступления на родительских собраниях, а также участие в семинарах и клубах для родителей. На подобных мероприятиях психолог освещает определенную тему, способствуя повышению педагогической грамотности родителей.
- Подготовка буклетов, памяток и материалов для информационного стенда.
Помощь педагогам
Психолог обязан активно взаимодействовать с педагогическим коллективом детского сада. Работа с сотрудниками может проводиться в различных направлениях:
- На педагогических советах, собраниях, лекциях и семинарах специалист рассказывает об эффективных методах и приемах, которые позволяют наилучшим образом выстроить работу с воспитанниками.
- При необходимости психолог помогает воспитателю установить контакт с ребенком, подсказывает подходящие формы и методы взаимодействия.
- Педагог-психолог способствует решению конфликтных и нестандартных ситуаций, возникающих в коллективе. Поддерживает благоприятный психологический климат.
- Любой сотрудник детского сада может обратиться к педагогу-психологу не только по рабочим, но и по личным вопросам.
Ведение документации
В течение учебного года психолог обязан заполнять и использовать документацию в установленной форме.
Примерный перечень:
- План работы на неделю.
- Годовой перспективный план работы.
Журнал учета проведенной работы.- Журнал групповых занятий.
- Журнал индивидуальных занятий.
- Журнал консультаций.
- Статистический годовой отчет – один раз в конце учебного года.
- Карты (папки) развития дошкольников: листы адаптации, диагностические бланки, анализ результатов, таблицы, диаграммы.
- Папки по сотрудничеству с родителями и педагогами: памятки, консультации на информационные стенды, сообщения на родительские собрания, педсоветы.
Повышение квалификации
Педагог-психолог обязан регулярно повышать свою квалификацию, проходить курсы, посещать методические объединения психологов, участвовать в семинарах, осваивать новые технологии развития и обучения детей.
Педагог-психолог должен знать:
- Законы, постановления и другие нормативные правовые документы сферы образования, в том числе Конвенцию о правах ребенка.
- Психологию: общую, дифференциальную, детскую, возрастную, психологию личности, социальную, медицинскую, основы психологии труда и психологического консультирования.
- Общую педагогику, нейропсихологию, основы дефектологии.
- Нормы охраны труда и правила техники безопасности.
- Правила оказания первой доврачебной помощи.
От того, насколько профессионально психолог выполняет свои обязанности, зависит успешное развитие дошкольников, их эмоциональное благополучие и даже психологический климат в педагогическом коллективе. Это специалист, который помогает детям, их родителям и персоналу жить дружно, развиваться и учиться вместе, чувствуя себя легко и комфортно.
momjournal.ru
Педагог-психолог в детском саду | Социальная сеть работников образования
Педагог-психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек.
Основная цель работы педагога-психолога, – сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития.
Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении по следующим направлениям:
Первое – это консультации
Консультации «по запросу» – любые проблемы, которые волнуют близких ребёнка. Педагог-психолог поможет родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог подскажет родителям, как надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись.
Второе направление – это диагностика
Плановая диагностика по возрасту проводится для того, чтобы определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь ему, если есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее Чтобы помочь детям психолог проводит игровые коррекционно-развивающие занятия.
Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, – это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание
Третье направление – это коррекционно-развивающая работа
Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых используются программы, составленные специалистами и включает следующие формы работы:
-индивидуальные коррекционные занятия;
– групповые коррекционно-развивающие занятия .
Четвёртое направление – это психологическое просвещение и психологическая профилактика
Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.
Какие бывают самые распространённые ошибки при обращении к педагогу – психологу в образовательном учреждении?
Педагог-психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением: памятью, вниманием. Исследование личности, характера проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами.
Родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.
Когда вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.
Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.
Психолог в детском саду
Основная функция психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.
Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним.
Хочется сразу разъяснить ситуацию:
психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.
Психиатр – врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированный сад.
Психолог (детский) – педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.
Основным методом работы психолога является – наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.
К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.
Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.
Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.
Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.
Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной адаптацией, наблюдает за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики.
Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, рекомендую пройти индивидуальную консультацию с педагогом-психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка.
Беседа, наблюдение, анкетирование – методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.
nsportal.ru
Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы. Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста. Детский психолог – специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение. Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку. Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.) Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе. Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение. Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.Задачи
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно – образовательного процесса: 1. Оказание психологической помощи детям: 2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей: 3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам В ДОУ функционирует 11 групп: 9 групп общеразвивающей направленности и 2 группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Что же делает психолог в ДОУ?
Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях: |
psiholog-ds.ucoz.ru
4 важнейших задачи психолога в детском саду
В детском дошкольном учреждении психолог – практически основной специалист. В задачи данного педагога входит наблюдать за малышами от самого поступления их в детский сад и до дня выпуска. Давайте разберем немного подробнее, что же именно должен делать психолог в детском саду. Перед настоящим профессионалом стоят 4 важнейшие задачи.
Диагностика
Одной из должностных обязанностей психолога считается диагностирование малышей, которое нужно осуществлять как минимум дважды в год, что дает возможность следить за развитием того или иного ребенка.
Если в том есть необходимость, диагностику также можно проводить и во время учебного периода, в этом могут нуждаться, к примеру, детки с проблемами в учебе.
Когда психолог проводит диагностику, им применяются различные методы исследования процессов в психике человека: восприятие, память, мышление, внимание и пр. Чтобы получить общую схему развития всех малышей, специалист сравнивает полученные результаты с общепринятыми усредненными нормами, актуальными для детей дошкольного возраста.
Психологическо-педагогическо-медицинское консультирование
В детских садах существует комиссия специалистов под названием ПМПК, которая работает с малышами, имеющими проблемы развития. Подобные детки сразу выделяются на общем фоне коллектива после обработки информации и получения результатов диагностики. В эту комиссию психолог входит в обязательном порядке.
Одной из главных задач психолога-педагога является определения уровня психологической зрелости малышей. Доврачебный контроль состояния детской психики осуществляется методом исследования психологом результатов каждого ребенка, написания им заключения для родителей и педагогов.
Консультирование в семье
Также немаловажная задача психолога-педагога в детском саду – консультация родителей малышей. Если у ребенка найдены какие-либо проблемы психологического характера, специалист вызывает для беседы его родителей или опекунов .
Также консультации психолога проводятся не только для мам и пап, чьи дети ходят в детский сад, но и для родителей детей, имеющих проблемы с самоорганизованностью. Разумеется, при этом первоочередной задачей является личное общение специалиста с ребенком.
Задачей психолога во время проведения консультаций является освещение всех возможных вариантов выхода из создавшегося положения, при котором у ребенка имеются определенные проблемы в поведении или учебе. Также его обязанность – дать родителям понять, что лишь совместная работа детского дошкольного учреждения и семьи сможет привести к положительному результату.
Когда происходит взаимодействие с семьями детей, психолог-педагог таким образом делает родителей более грамотными в психологическом отношении. Этот момент положительно влияет на отношения в семье каждого ребенка.
Психолог помогает и остальным педагогам
Кроме того, что данный специалист работает с малышами и их родителями, также он проводит и работу с остальным коллективом учреждения. На различных мероприятиях (семинар, собрание, педсовет)рассказывает подробнее о различных приемах и методах повышенной эффективности, которые дадут возможность самым лучшим образом построить всю работу с детьми.
Все сотрудники детского сада имеют возможность приходить к психологу не только с рабочими вопросами, но и с личными. Что, разумеется, благоприятствует поддержанию здорового микроклимата в коллективе.
detochki-doma.ru
Психолог в детском саду
Зачем психолог в детском саду?
Для чего нужен психолог в детском саду?
Какие функции он выполняет?
Как помогает воспитывать и развивать детей (ведь именно этим и занимается дошкольное образовательное учреждение, ДОУ)?
В чем заключается работа психолога в детском саду?
Не так уж и далеко ушли те времена, когда такого специалиста как психолог и вовсе не было в детских учреждениях, и некоторые считают, что и сейчас можно было бы без него обойтись.
Другие же приписывают психологам несвойственные им функции из области медицины: психоневролога, психиатра, психотерапевта или специальной педагогики: дефектолога, логопеда. Психолог же, при возникновении такой необходимости, может лишь порекомендовать обратиться к этим специалистам.
Если психолог и работает с какими-либо проблемами в развитии, все они не выходят за рамки так сказать нормального, здорового (психологически) человека. Поэтому не стоит бояться, обратившись к психологу, получить «клеймо» (для себя или ребенка) какого-то «не такого». Все люди индивидуальны и особенны, и хороший специалист всегда поможет определить эти особенности, разобраться в них и использовать их (учесть) на благо формирования и развития личности, счастливой личности.
Итак, говоря простым языком, психолог ДОУ (дошкольного учреждения) – это специалист, который взаимодействует с детьми и взрослыми (педагогами, родителями, специалистами) с целью создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка.
Что мы подразумеваем, говоря благоприятные условия? Это и непосредственная коррекционно-развивающая работа с ребенком, и благоприятный эмоционально-психологический климат в семье (психолог оказывает содействие созданию необходимого психологического комфорта; возможно, способствуя изменению стиля воспитания и приемов воспитательного воздействия) и детском саду, и организация всей жизнедеятельности ребенка (соответствующий режим, методы, приемы взаимодействия и прочее) с учетом именно его индивидуальных и возрастных особенностей.
Каковы основные направления работы психолога дошкольного учреждения?
• Изучение особенностей развития (интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер) детей, для наилучшего содействия их развитию и воспитанию.
• Непосредственное участие в создании благоприятных эмоционально-психологических условий для всех участников учебно-воспитательного процесса и реализации коррекционно-развивающих программ.
• Повышения уровня психологической грамотности, психологической культуры и педагогов, и родителей.
Основные виды деятельности, функции психолога ДОУ
Диагностическая работа. Некоторые почему-то считают, что это основной вид деятельности детского психолога, состоящий в постоянных тестированиях. Тогда как психодиагностика это только один из видов деятельности психолога, в котором тестирование занимает не такую уж значительную его часть. Гораздо информативнее для психолога ДОУ бывают данные, собранные путем наблюдения, бесед и прочее. Для чего нужна эта функция? Для определения индивидуальных и возрастных особенностей детей, выявления проблем психического развития и причин возможных отклонений, с целью создания наиболее благоприятных условий для развития каждого ребенка (с последующим предоставлением рекомендаций и разработкой коррекционных программ и прочее). Как правило, психодиагностика является частью общей системы диагностики детей ДОУ, в которую входит также педагогическая и медицинская ее составляющие.
Коррекционно-восстановительная и развивающая работа. Этот вид деятельности будет проходить тем успешнее, чем правильнее будут выявлены причины того или иного отклонения, той или иной проблемы, установлен потенциал развития, разработана необходимая коррекционно-развивающая программа (по каждому случаю). Эта функция психолога ДОУ, как правило, наиболее обширная и включает в себя такие формы работы, как индивидуальные занятия с ребенком, групповые занятия (занятия определенных коррекционных групп, подгрупповые и фронтальные развивающие занятия), тренинговые и тематические занятия со взрослыми (педагогами, специалистами, родителями). Этот вид деятельности психолога в детском саду можно также разделить на непосредственное воздействие психолога на ребенка (вышеупомянутые занятия) и косвенное (воздействие через сверстников и взрослых: педагогов, родителей). Хотелось бы обратить ваше внимание, уважаемые читатели, вот на что: считаю, какой бы удачной и талантливо организованной не была коррекционно-восстановительная работа (прямое воздействие психолога), если она не будет поддержана организацией необходимой среды (психологическая атмосфера в семье ребенка и группе детского сада, выполнение рекомендаций психолога и прочее), преобладанием косвенного воздействия над более эпизодическим непосредственным воздействием психолога, то она не даст того возможного и полноценного желаемого результата. Ведь занятия с психологом это все же более кратковременный процесс по сравнению с остальной частью жизнедеятельности ребенка.
Остальные виды деятельности психолога в детском саду постараюсь обозначить более кратко.
Психологическое консультирование. Данный вид деятельности психолога ДОУ направлен на оказание психологической помощи рекомендательного характера (родителям, педагогам, администрации) в процессе коммуникативного взаимодействия преимущественно по поводу проблем ребенка и особенностей его развития.
Психологическое просвещение и профилактика. Задачами данного вида деятельности психолога детского сада являются просвещение педагогов и родителей, повышение их психологической культуры с целью обеспечения их информированности о возрастных и индивидуальных особенностях детей, условиях, необходимых для их наиболее благополучного психического развития. Это направление деятельности психолога носит профилактический (предупреждающий) характер.
Организационно-методическая работа или поддержка деятельности ДОУ. Это и непосредственное участие психолога детского сада в подготовке и проведении различных образовательных и методических мероприятий, помощь в организации наиболее конструктивной и продуктивной системы взаимодействия членов педагогического коллектива и прочее.
В данной статье я постаралась, не вдаваясь в детали и профессиональные тонкости, обозначить всю разносторонность и необходимость деятельности такого специалиста, как психолог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) – психолог в детском саду.
Итак, подведем итог вышесказанному. Основная задача психолога в детском саду, работа психолога в детском саду, заключается в создании наиболее благоприятных условий для охраны психического и физического здоровья детей, эмоционально-психологического комфорта для эффективного воспитания и развития каждого ребенка, его способностей (с учетом индивидуальных и возрастных особенностей), при соблюдении очень важного принципа «не навреди».
Рекомендуем ознакомиться со следующими статьями:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ (несколько простых, но важных советов родителям)
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ИСТЕРИКА?
ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ РЕБЕНКА. Методика “10 слов”
НУЖНЫ ЛИ НАКАЗАНИЯ?
rastivmeste.ru
Образовательный сайт-психолог в детском саду
Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моего сайта!
Главной целью моей работы в детском саду является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Поэтому, рада приветствовать на своем сайте всех, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии личности своего ребенка, и тех, кто не равнодушен к проблемам, потребностям и особенностям психического развития дошкольников.
Сайт адресован детским психологам и воспитателям, специалистам,работающим в системе дошкольного воспитания, а также родителям детей дошкольного возраста.
Роль психолога в детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здоровье и гармоничное развитие наших детей, ведь большую часть активного времени они проводят именно в детском саду. Поэтому, наверное, не нужно объяснять родителям, что не лишним будет поинтересоваться, что за специалист работает в вашем детском саду в должности педагога-психолога, какую он имеет квалификацию и в какой форме осуществляет свою деятельность.
В зависимости от запросов и установок администрации ДОУ психолог в детском саду может играть разные роли:
– консультанта, который занимает отдельный кабинет и при необходимости оказывает помощь детям и родителям по вопросам развития детей;
– наблюдателя, который посещает занятия в группах, диагностирует детей и консультирует воспитателей по работе с конкретными детьми;
– активного участника учебного процесса, который разрабатывает программы вместе с воспитателями, проводит занятия для детей;
– ведущего консультанта по вопросам организации учебного процесса, улучшает работу воспитателей, проводит семинары для педагогического состава, консультации воспитателям и т.д.;
– исследователя, наблюдателя, в целом, за учебным процессом.
От того, какая из этих ролей выбрана для психолога в детском саду, зависят и его основные обязанности, и его функции. Они могут быть очень разными в разных детских садах, но, в целом, их можно свести к нескольким пунктам:
– информационная функция – предоставление специализированных сведений;
– диагностическая-определение общих и индивидуальных особенностей развития детей, их готовности к школе, мониторинг личностного развития дошкольников и т.д.;
– профилактическая – создание условий для гармоничного развития детей, защита психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;
– коррекционная – помощь в решении существующих психологических проблем у детей дошкольного возраста, психокоррекция отклонений в индивидуальном развитии и поведении;
– пропедевтика – обучение педагогического персонала, улучшение его работы, повышение психологической культуры родителей, педагогов, дошкольников.
Основные цели работы:
– оптимизация учебно-воспитательного процесса, улучшение психологического климата в коллективе;
– профилактика дезадаптации новоприбывших детей;
– психологическое сопровождение детей «группы риска»;
– психологическая подготовка детей к школе;
– психологическое сопровождение когнитивной сферы дошкольников;
– психологическое развитие креативности у детей;
– консультирование родителей и консультирование педагогов по вопросам психологии, ее практического использования в организации начально-воспитательного процесса.
Что делает детский психолог?
Психодиагностика детей и педагогов
Цель психодиагностики – определение уровня развития тех или иных психических процессов у человека (памяти, внимания, мышления и т.д.), и, как следствие, дать представление об объективном состоянии человека. Многие, наверное, знают, что для проведения диагностики у взрослых используют тесты. Для детей тоже используют тесты, но особые – детские. Психолог может попросить дошкольника что-то нарисовать, рассказать, ответить на вопросы, даже поиграть с ним в интересную игру – а на самом деле с помощью этих действий соберет необходимые для работы данные. Детский психолог имеет на вооружении очень много психодиагностических средств и методик.
Многие дети нуждаются в развитии необходимых навыков и качеств, которые психолог поможет развить с помощью развивающих психологических игр. Очень часто они проводятся с группой детей, поэтому дошкольник овладевает навыками общения с другими детьми, учится свободно чувствовать себя в коллективе.
Коррекционно-восстановительная работа
Если у ребенка выявлены серьезные эмоциональные или личностные трудности нужна специально организованная психотерапевтическая работа. Например, это могут быть занятия с детьми на снятие тревожности на снятие тревожности, страхов, повышение самооценки, на понижение агрессии. Детская психотерапия поможет если ребенок пережил сильный стресс.
и семейное консультирование
Каждый психолог знает, что все проблемы детей – это проблемы их родителей. И в большинстве случаев это так. Начиная разбирать по крупинкам все детские трудности, выясняется, что причины находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т.п. Поэтому, чтобы решить проблемы ребенка родителям требуется самим разобраться в причинах и изменить негативное в своем поведении, в ситуации, окружающей дошкольника. Консультируя родителей, психолог помогает им увидеть себя и ситуацию со стороны, а значит, сделать правильные выводы. Он не осудит Вас и не упрекнет за что бы то ни было.
В теории решения изобретательских задач имеется понятие «идеальный конечный результат», когда функция, ради которой создавалась система, выполняется наилучшим образом. Тогда практический психолог в детском саду-это:
– «живая» вода для ребенка, которой можно исцелить все раны души;
– «скорая помощь»;
– садовник, который знает, куда посадить ростки, чтобы они расцвели красивыми цветами, и какие нужны условия для каждого индивидуального растения;
– мостик между ребенком и другими детьми;
– взрослый, который по-настоящему любит играть;
– создатель психологического климата в коллективе и катализатор его творческого потенциала …
Уважаемые Коллеги!
На сайте использованы мои авторские материалы, присылаемые другими авторами материалы, и материалы, которые находятся в открытом доступе в сети Интернет. Если Вы считаете, что нарушены Ваши авторские права и на сайте опубликован материал, который принадлежит Вам, можете обратиться ко мне через форму КОНТАКТЫ.
psichologvsadu.ru