Чтение слов по слогам для дошкольников: Чтение по слогам для дошкольников 4, 5, 6 лет – скачать задания бесплатно – Практические задания – Развитие ребенка
Азбука учить буквы читать по слогам. Тексты для обучения чтению дошкольников с картинками, задания по чтению. «Бежим» от одной буквы к другой
Прежде чем научиться читать, ребенок должен изучить само понятие о слогах. Перед тем, как начать учиться читать и писать, малыш должен узнать буквы и уметь соотносить их со звуками. Следующий этап – учим слоги. Интересные пособия для изучения слогов можно скачать у нас на сайте.
Сложно ли научить ребенка содинять буквы в слоги?
Как научиться читать?
В начале обучения чтению необходимо донести до ребенка такие понятия, как гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Среди согласных выделяют звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Кстати, твердости-мягкости звуков следует уделить особое внимание. Эта характеристика звуков внутри слога определяется мягким или твердым знаками или гласными, находящимися после согласных.
Так, буквы Е, Ё, И, Ю, Я указывают на мягкость предыдущего согласного звука, а буквы Э, О, У, Ы указывают на твердость.
Проиллюстрировать мягкие и твердые согласные звуки поможет таблица всех слогов на нашем сайте. Ее можно читать онлайн или скачать и распечатать с нашего сайта.
Слоги для детей для обучения чтению можно представить в виде игры. Чтобы научить малыша читать, необходимо скачать таблицу слогов и распечатать ее. Затем разрежьте на отдельные карточки. Чтобы слоги и карточки не помялись, их можно наклеить на плотный картон. Теперь попытаемся представить детям слоговые сочетания в виде игры.
Игры для обучения чтению
Научить малыша читать поможет таблица всех слогов, которую вам необходимо будет скачать у нас на сайте. Мягкие и твердые согласные, а также гласные звуки и буквы в ней обозначены различными цветами для контраста. Таким образом, слоговые сочетания выглядят яркими и разноцветными.
Сначала учим ребенка отличать слоги в русском языке друг от друга. Для этого понадобятся не только карточки, где написаны слоги языка для чтения, но и цельная таблица слогов. Для этого придется еще раз скачать и распечатать ее. Раскладываем таблицу и просим ребенка сопоставить карточки со слогами и соответствующую ячейку в таблице. Так постепенно малыш будет запоминать отдельные слоговые сочетания и называть их, а затем и читать. Таким образом, мы формируем лото из таблицы, только вместо изображений присутствуют буквосочетания.
На следующем этапе обучения чтению предлагаем ребенку пару различных слогов и соединяем их в слово. Учтите, что перед началом этой игры ребенок должен хорошо читать отдельные слоговые сочетания, а затем складывать их в слова. Например, берем слог ЖА и присоединяем к нему слог БА. Получается ЖАБА. Можно нарисовать стрелочки или придумать сказочного героя, который будет ходить от одного слога к другому и соединять их в слова. В результате такой несложной игры ребенок быстро научиться читать.
Слоговые таблицы
Поскольку буквосочетания представлены в русском языке в большом количестве, предлагаем изучать отдельно каждую согласную в сочетании со всеми гласными. Таким образом, таблица для одной игры становится значительно меньше по объему, и ребенку легче расставить все слоги на свои места. Скачать эти таблицы также можно на нашем сайте. Вот примеры того, как могут выглядеть слоги для ваших малышей в таблицах:
Частые ошибки
Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.
Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.
Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!
В наше время появилось много разных методик, пособий по обучению чтению. Родители порой теряются что же выбрать для своего малыша. Но не смотря не на что, в наше время мы можем встретить добрую, старую азбуку, по которой мы учились сами, и наши родители. Допустим ваш ребенок уже знает все буквы, и пришло время учить их читать по слогам. В этом случаи к Вам на помощь придет азбука, которая научит его читать по слогам.
Что такое слог?
Дело все в том что ритмичность речи относится к категории ощущений, а вот как на слух определить размер и границы слога, ни в одном учебнике не указано. Даже учащиеся старших классов ошибаются при переносе слов с одной строки на другую.
Если читать определение слога в учебниках, то там пишут – что слог может вмещать в себя один или более звуков, и произносится одним толчком воздуха. А толкнуть воздух можно по разному.
А вот в наше время в педагогическом университете начальных классов, студентов учат громко скандировать, почти доходя до крика, хором.
Из письменной речи мы знаем, что каждый слог должен содержать одну гласную букву. Но дети которые еще пока не умеют читать, не знают сколько гласных букв должно быть в словах, поэтому разделить слово на слоги, им очень трудно.
Как же правильно научить ребенка читать по слогам?
Самое первое что надо сделать, перед тем как обучать ребенка читать, надо правильно выбрать методику или пособие.
На сегодняшний день большой популярность пользуется букварь Н.С. Жуковой. Данное пособие очень помогает ребенку понять как надо начинать составлять буквы в слоги, т.е. читать по слогам, переходя к целым предложениям.
Букварь Н.С. Жуковой можно купить почти в любом книжном магазине.
Переходим к следующему вопросу – как правильно учить гласные и согласные звуки по букварям?
Сначала надо с малышами учить открытые твердые, гласные: А, О, У, Ы, Э.
Затем мы учим твердые звонкие согласные: М, Л.
Еще распространенная ошибка, заключатся в том что мы учим с детьми не звуки, а буквы. Например правильно говорить не БЭ а Б, не СЭ а С.
Еще очень важный момент, что на каждом этапе обучение, надо обязательно закреплять пройденный материал.
Например можно объяснить ребенку, что первая буква как бы бежит за второй, или провести мостик от одной букве к другой.
Сначала надо учить несложные слоги, которые состоят из двух слогов, например: МА, СА, ЛО, ПО.
Главное чтобы ребенок понял принцип, каким образом, звуки соединятся в слоги.
Идем от простого к сложному, после простых слогов начинаем учить сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной.
Некоторые учителя, родители учат своих детей пропевать слоги. Но в этом способе есть один существенных недостаток, дети привыкают, и начинают петь слоги постоянно, не делая между словами промежутков.
Поэтому не надо разрешать ребенку петь все подряд, учите малыша делать паузу между словами, а затем между предложениями. Эти паузы на начальном этапе могут быть длинными, но ребенок постепенно научится.
Но и на последок, вопрос который волнует почти всех родителей – с какого возраста начинать своих детей учить читать.
Специалисты считают, что обучение чтению зависит от индивидуальных способностей ребенка. Считается что в 3-4 года учить ребенка читать еще рано, только если он сам не изъявляет желание научится читать.
Самый лучший возраст для обучения чтению – это 5 -6 лет.
В разных школах разные требования, но в большинстве школ при поступлении ребенка в первых класс он уже должен уметь читать.
Также никогда не надо забывать что все дети обучаются через игру, и скорости развития и обучения у детей каждого своя.
Обучение детей
ФГОС
- Лучше всего для этой цели подойдет методика Марии Монтессори.
- Шипящие согласные звуки – постановка звуков у детей дошкольного
Раннее обучение дошкольников – избранные игры и тренинги
Говорящая книга (обучение чтению) |
Тренажер для начинающих. Простые слова.
Книга – это замечательно. Но малыши не хотят напрягаться и складывать буквы в слова, гораздо проще посмотреть на картинку и по первой же букве догадаться, что написано под рисунком.
Поэтому предлагаю скачать вот эти листики. На них много слов и никаких поясняющих картинок. Малыша ничто не будет отвлекать от процесса чтения. А так как в каждом слове всего три буквы, прочитать их будет не очень сложно.
А сколько их – слов, состоящих из трех букв? На этих листиках больше ста таких слов. Так что ребенку будет что почитать.
Новые карточки для отработки навыков чтения. На этот раз в подборке слова из 4 букв, но с одним слогом.
То есть в словах есть только одна гласная буква.
ДЕНЬ, ГРУЗ, СРОК, ПЕЧЬ, СЕМЬ, НОЧЬ и так далее.
На двух листах собрано более 100 слов, состоящих из 4 букв и 1 слога.
При чтении ребенок должен не просто составить слово из букв, но и осмыслить прочитанное. Попросите малыша объяснить каждое новое слово.
Продолжаем отрабатывать навыки чтения.
Следующая подборка – это уже двухсложные слова из 4 букв. На первой карточке слова с так называемым “открытым слогом”. Их читать легко. Ма-ма, ка-ша, не-бо, ре-ка, лу-жа и тому подобные слова.
Вторая карточка посложнее. Слова на ней содержат как открытые слоги, так и закрытые. Ма-як, иг-ла, у-тюг, ях-та, о-сёл, ёл-ка и так далее.
На каждой карточке более пятидесяти слов. Так что ребенку придется потрудиться, пока прочтет все слова.
Читаем по слогам новые слова. Слова уже состоят из 5 букв. Ва-гон, ма-лыш, ту-ман, мар-ка, ре-дис, лам-па. И так далее. Если ребенок уверено прочтет эти сто пятьдесят с “хвостиком” слов, вы можете считать, что ваш малыш читать НАУЧИЛСЯ! Вернее, научился складывать из букв слова.
За год или два до школы, мы задумываемся над тем, чтобы научить своего ребенка читать. Ведь мы знаем, чем раньше наш дошкольник научится читать, тем больше полезной информации он сможет получить еще до того, как станет первоклашкой.
Карточки со слогами — это ключ к умению читать. Скачайте, распечатайте и разрежьте лист по карточкам, на которых будут связки слогов, состоящие из гласной и согласной буквы. Уже через несколько недель, после того, как ребенок научится читать каждый слог, он сможет разбирать целые слова в детских книжках.
Слоги по буквам: скачать или сразу распечатать
Слоги на «Б» | Слоги на «В» | Слоги на «Г» |
Не нагружайте ребенка чтением сразу всех слогов. Например, в течении недели, обучайте ребенка слогам, которые начинаются на одну и ту же буку.
Слоги на «Д» | Слоги на «Ж» | Слоги на «З» |
На вторую неделю, займитесь изучением слогов, начинающихся на другую букву, а выученные слога, просто повторяйте.
Слоги на «К» | Слоги на «Л» | Слоги на «М» |
Существует мнение, что буквы разных цветов, в слогах для чтения, только отвлекают ребенка, а не способствуют быстрому обучению.
Слоги на «Н» | Слоги на «П» | Слоги на «Р» |
Если вы хотите разрешать карточки со слогами быстро, то используйте линейку и обойный нож.
Слоги на «С» | Слоги на «Т» | Слоги на «Х» |
Чтобы карточки прослужили долго, и не одному ребенку, заламинируйте их.
Слоги на «Ф» | Слоги на «Ц» | Слоги на «Ч» |
После того, как дошкольник научится правильно читать все карточки со слогами, можно перейти к чтению книжек, в которых слова разбиты слоги.
Слоги на «Ш» | Слоги на «Щ» |
«Айфолика» – это эффективный увлекательный курс обучения чтению для детей дошкольного возраста. В его основе лежит запатентованный способ изучения букв русского алфавита и чтения слов.
Курс состоит из отдельных приложений, каждое из которых направлено на поэтапное обучение ребенка чтению: произношение звуков, запоминание букв, чтение слогов, чтение слов и чтение предложений.
Методика подойдет как детям, которые совсем не знают азбуки, так и тем малышам, кто уже имеет начальные знания.
Современные дети рано знакомятся со смартфонами и планшетами. И конечно, прежде всего дети играют на них в игры. Онлайн курс обучения чтению «Айфолика» дает прекрасную возможность воспользоваться этим, чтобы научить ребенка читать.
Занятия по курсу «Айфолика» развивают мелкую моторику, внимание, память, логическое и абстрактное мышление, речевые умения и навыки, а также познавательную активность, самостоятельность и творческие способности ребенка.
Почему именно букварь «Айфолика»?
Для того, чтобы научиться читать, чтобы ум ребенка производил сложные мыслительные операции: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизацию. Выполняя игровые упражнения с нашим букварем-онлайн, ребенок задействует все эти виды мыслительных операций. Упражнения в «Айфолике» построены на сочетании логики с ассоциированием, что активизирует работу обоих полушарий мозга малыша. На этой психологической основе и построена методика курса «Айфолика».
При разработке курса соблюдены основные педагогические принципы: последовательность, доступность, наглядность, адекватность.
Приемы обучения чтению строится на принципе «от звука к букве», начинается с фонетического блока и заканчивается упражнениями по чтению.
Изучение каждой буквы алфавита состоит из 18 развернутых этапов с игровыми упражнениями, направленными на правильное произношение звука, запоминание и воспроизведение визуального образа буквы, соотнесение звука с графическим изображением соответствующей буквы, нахождения этой буквы среди других, составление и озвучивание слогов с изучаемой буквой.
Курс состоит из набора приложений, которые включают в себя:
1. Изучение букв и звуков, которые они обозначают. Диктор методически правильно произносит звуки, затем ребенок по заданию диктора выполняет игровые упражнения и повторяет звуки. Изображение на экране помогает ребенку понять артикуляционное положение губ и языка. Это такие упражнения, как произнесение и пропевание звуков, нахождение различных предметов, названия которых начинаются на изучаемый звук.
2. Запоминание графического изображения букв. Ребенок учится запоминать и воспроизводить графическое изображение букв, воспринимать обозначаемые буквами звуки на слух и произносить эти звуки. На конкретных игровых примерах ребенок научится ассоциировать графическое изображение буквы с соответствующим звуком; сможет, рассматривая картинки, произносить слова и на слух определять место конкретного звука в слове; разовьет фонематический слух, речевые навыки и будет произносить звуки и составлять соответствующие буквы – от «А» до «Я». Играя в приложения, ваш малыш научится узнавать буквы, составляя их из различных предметов, рассматривая картинки, названия которых начинаются с изучаемой буквы, сопоставляя одинаковые и разные буквы и отгадывая интересные загадки.
3. Составление и чтение слогов. В игровой форме ребенок учится составлять открытые и закрытые слоги из уже знакомых (изученных) букв и узнавать эти слоги в словах. По мере усвоения новых букв алфавита, упражнения в азбуке-онлайн будут усложняться. Упражнения на чтение слогов вводятся уже на третьей изучаемой букве.
4. Чтение слов. Ребенок постепенно начинает складывать слоги в слова, двигаясь от простых односложных и двусложных слов к конструкциям с разными видами слогов. Играя, ребенок научится ассоциировать звучание слова с его написанием. На этапе обучения чтению слов ребенок познакомится с такими приложениями, как составление произнесенного диктором слова из предложенных слогов, чтение слов по слогам, составление слов по названию нарисованного предмета.
5. Чтение предложений. Сначала ребенку предлагается прочитать простые предложения со словами, разделенными на слоги. Постепенно задания усложняются, и вводятся знаки препинания. В результате ребенок научится читать простые тексты, состоящие из нескольких предложений.
Разработанные нами приемы обучения чтению также способствует интеллектуальному развитию ребенка в целом. Курс «Айфолика» станет для вашего ребенка первым букварем, который откроет ему волшебный мир книг.
Курс подготовлен коллективом практикующих педагогов-филологов и психологов, специалистов по дошкольному воспитанию.
Методика букваря запатентована как полезное изобретение в Роспатенте.
Курс «Айфолика» подходит для детей от 3-х лет.
Чтение как средство коррекционного воздействия на дошкольников с системным недоразвитием речи
Библиографическое описание:Мякишева, Л. В. Чтение как средство коррекционного воздействия на дошкольников с системным недоразвитием речи / Л. В. Мякишева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74102/ (дата обращения: 07.10.2022).
На сегодняшний день существует множество методик обучения чтению. Каждая из них научно обоснована, имеет собственную структуру и содержание. Однако, общепринятые методики не всегда эффективны при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, что вызывает необходимость разработки новых подходов. По мнению Татьяны Семеновны Резниченко, обучение чтению должно способствовать развитию процессов переработки слуховой и кинестетической информации, а также серийной организации речи через работу зрительных и зрительно-пространственных функций. Поэтому ею была разработана особенная методика обучения чтению под названием: «Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у дошкольников», основной целью которой является повышение эффективности коррекционного воздействия на дошкольников с системным недоразвитием речи посредством введения в содержание логопедической работы обучения чтению. Мысль о том, что обучение чтению стоит применять, как средство коррекции СНР, можно рассмотреть в работах В. К. Орфинской, Л. П. Голубевой и др. Положительный результат использования этого дидактического метода отмечается в исследованиях по сурдопедагогике (Л. А. Гатовчи, К. В. Комарова, Б. Д. Корсунской, Э. И. Леонгарда, Л. П. Носкова и др.). Однако для детей с нарушениями речевого развития до настоящего времени подобных методик практически нет. Более того, даже для дошкольников без нарушений развития нет до настоящего времени единой методической позиции в вопросе обучения чтению, что во многом обусловлено разными представлениями о его оптимальных формах и возрасте начала обучения [2]. Т. С. Резниченко предлагает научно обоснованную и всесторонне разработанную систему обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи и заиканием, рассматривая обучение чтению, как эффективный путь вынесения наружу расстроенных звеньев речевой системы и тем самым как средство ее коррекции.
Опираясь на свой практический опыт в работе, могу сказать, что данная методика дает свои плоды как в обучении норматипичных детей, так и в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. С помощью четкой методической структуры, игровых приёмов и заданий, направленных на развитие зрительного гнозиса и формирование новых нейронных связей, процесс запоминания слогов становится более успешным. Обучение чтению по методике Т. С. Резниченко предполагает собой послоговое чтение. То есть ребенку демонстрируют не слияние букв в слоги (М___А), а сразу то, как читается этот слог (МА).
При этом важно соблюдать некоторые правила:
1) Выдерживать определенный порядок введения слогов. Слоги вводятся в соответствии с тем, как онтогенетически появляются согласные звуки в речи ребенка (можно посмотреть «занимательный букварь» Т. С. Резниченко, он построен по тому же принципу).
2) Сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребенку читать слова с данным слогом.
3) Не переходить к изучению новых слогов до тех пор, пока не закрепились предыдущие.
4) Проводить занятия по обучению в игровой и непринужденной форме, формируя мотивацию к обучению.
5) Если вы взялись обучать ребенка чтению по данной методике, то стоит довести дело до конца. Только после полного освоения букваря Т. С. Резниченко можно смело переходить к чтению слов, словосочетаний и предложений из других букварей.
6) Слова, которые читает ребенок, должны быть понятны ему.
Методика обучения чтению Татьяны Семеновны Резниченко представляет собой два больших блока.
- Чтение слов со слогами типа СГ. Включает в себя 10 этапов освоения чтением:
1) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной А (МА, ПА, БА, ДА; КА-ША, МА-ША, КА-НА-ВА и т. т.д).
2) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной У.
3) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Ы.
4) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной О.
5) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной И.
6) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Я.
7) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Е.
8) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Ю.
9) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Ё.
10) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Э.
На мой взгляд, именно первый и второй этапы (чтение слов типа СГ с гласными [А] и [У]) первого блока обучения являются главенствующими в данной методике. Процесс изучения и запоминания слогов проходит через соотнесение зрительного образа слога и его звучания. Здесь важно преподнести ребенку слоги, не акцентируя на этом особого внимания. Для того, чтобы ребенка ближе познакомить с изучаемыми слогами можно добавить работу с альбомом: в альбоме большими буквами пишите слог МА и рядом рисуете картинки машины, малины и т. п. По аналогии поступаем со следующими слогами. Хорошим помощником в этом деле является пособие О. Д. Азбукиной «Я читаю по слогам». Также для успешного запоминания слогов стоит ввести работу с коробочками, соответствующим изучаемым слогам. Ребёнку объясняется, что у каждой коробочки есть своё название («ма», «па», «ба» и т. д.). Далее предлагается распределить карточки из книги О. Д. Азбукиной «Я читаю по слогам» по соответствующим коробочкам (БАнан — в коробочку БА, МАшина — в коробочку МА и т. д.). Как только ребенок научился хорошо узнавать изучаемые слоги и соотносить картинки с коробочками, переходим к чтению первых слов (мама, папа, баба, дама и т. д.). После того как ребенок овладел чтением всех слов с гласной [А], следует перейти к чтению слогов с гласной [У] по тому же принципу. Руководствуясь четкой структурой и правилами, процесс обучения не заставляет ждать результатов. И, как правило, после того, как ребенок научился читать слова с гласными [А] и [У], следующие этапы внутри первого блока проходят гораздо легче и быстрее. Далее переходим к чтению слов с закрытым слогом.
- Чтение слов со слогами типа СГС, ССГ, ССГС, СГСС, ГС и т. п.
Во этом блоке стоит обратить внимание на то, что в словах типа СГС, ССГ и т. п. над каждой буквой ставится достаточно заметная точка. Ребенку объясняется, что эти буквы надо читать отрывисто, без призвука. Подробное описание этапов овладения чтением по данной методике можно найти в книге Т. С. Резниченко «Чтобы ребенок не заикался».
Стоит отметить, что у некоторых детей с особенностями развития могут возникнуть сложности в усвоении данной методики в связи с незрелостью коры головного мозга. В таком случае нужно обратить внимание на то, что в большей степени помогает ребенку запомнить слог: многократное повторение, либо дополнительные опоры в виде жестовых символов, объемных фигур и букв, презентаций, либо ничего не помогает. В случае, если ничего не помогает стоит переместить фокус внимания с чтения на другие области развития ребенка.
Таким образом, через развитие зрительного гнозиса и формирование связи лексема-артикулема в методике Т. С. Резниченко, мы способствуем непринужденному запоминанию слогов и слов. Однако, не стоит забывать, что у детей с системным недоразвитием речи отмечается инертность и ригидность нервно-психических процессов, следствием чего являлся низкий уровень когнитивной гибкости. В связи с этим возникает необходимость многократного повторения предложенных заданий, использование нескольких способов и приемов запоминания слогов и слов, тщательный подбор дидактических материалов и введение большего количества заданий на дифференциацию близких по написанию слов и слогов.
Литература:
- Бенилова С. Ю., Даниличева Е. В., Резниченко Т. С. и др. Роль клинико-психологических, социальных и педагогических подходов в реабилитации детей и подростков с речевыми расстройствами // Материалы ХIII съезда психиатров России, 10–13 октября 2000 г. / приложение к журн. «Социальная и клиническая психиатрия». — М., 2000. — С.336–337, 0,09.
- Резниченко, Т. С. Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у дошкольников. Специальность 13.00.03 «Коррекционная педагогика (логопедия)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Резниченко Татьяна Семеновна; Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2007. — 172 c.
- Резниченко, Т. С. Чтобы ребенок не заикался. Книга для родителей / Т. С. Резниченко. —: М.: Гном и Д., 2007. — 59 c.
Основные термины (генерируются автоматически): чтение слогов, ребенок, слово, слог, чтение, гласная, чтение слов, методика, обучение, согласная.
Обучение чтению по слогам карточки. Учимся читать по слогам в игровой форме
В данной статье Вы найдете самые простые карточки для чтения по слогам , в них есть лишь короткие предложения, которые содержат до 5 слов.
Как правильно читать по карточкам: вначале Вы сами читаете по слогам, водя пальцем по читаемому слову, а как только дойдете до слова-картинки , дайте ребенку назвать его. Так ребенок будет все время прикован к картинке и тексту. Это значительно ускорит его обучение чтению по слогам.
Карточки “Читаем по слогам” можно распечатать.
Правила обучения ребенка чтению
Не забывайте поддерживать интерес ребенка к чтению постоянно, но без лишнего давления. Если читаете вслух, читайте ребенку ежедневно небольшие истории, предлагая прочесть вместе то или иное слово , затем фразу , а потом уже и целое предложение .
Читайте названия на банках и упаковках: пусть это станет постоянным занятием – тогда вы очень быстро заметите плоды ваших трудов – ребенок автоматически захочет читать все, что видит: вывески, названия плиток шоколада, названия улиц, надписи на этикетках и ценниках, названия магазинов и так далее. Такое бытовое чтение, с одной стороны, ненавязчиво, а с другой стороны заставляет мозг ребенка активно работать и постоянно искать новые надписи для прочтения.
После занятий чтением и вообще любых уроков устраивайте ребенку разрядку : смех, салки (игра в лова), положительные эмоции, щекоталки, игры в ладошки на скорость, кувыркания и другие подвижные игры должны идти после умственных трудов. Поэтому смело устраивайте час “подвижного дурачества” после уроков.
Если у ребенка нет желания заниматься, предложите ему на выбор 1 задание из 5 разных. Например, в случае с чтением:
- чтение по слогам слов,
- чтение только слогов,
- чтение коротких фраз,
- чтение букв,
- чтение по карточкам.
Если ситуация посторяется несколько раз, посмотрите, что ребенок выбирает чаще: возможно ему трудно даются другие задания? Не торопите его, учите играя.
Запомните! Ребенок всегда будет брать с вас пример, поэтому если вы будете читать книги для себя, а не только для него, он заинтересуется чтением еще больше.
Полное описание
В статье и таблицах представлен материал, который может быть использован:
1) для обучения чтению;
2) для выявления пробелов в знаниях и навыках;
3) для корректировки ошибочных навыков;
4) для развития навыка определения мягкости-твердости согласных и правильного подбора гласных;
5) для усвоения некоторых правил русского языка (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и др. )
В статье обобщен практический опыт обучения чтению и звуко-буквенному анализу дошкольников педагога-психолога Воробьевой Н.Ф.
Комментарии к использованию таблиц:
1. До использования таблиц взрослый должен помочь ребенку выучить все гласные, структурированные следующим образом (читать по столбцам):
Возможные варианты:
вариант 1: Б, В, Ж
вариант 2: Г, Д, Ш
вариант 3: З, К, Ц
вариант 4: Л, М, Ж
вариант 5: Н, П, Ш
вариант 6: Р, С, Ц
вариант 7: Т, Ф, Ж
вариант 8: Х, Ч, Ш
вариант 9: Щ, Й, Ц
3. Желательно, чтобы узнавание и чтение слогов-слияний доводилось до автоматизма.
4. Редко встречающиеся слоги-слияния выделены мелким шрифтом.
5. Для восполнения пробелов в обучении чтению или корректировки неадекватных навыков может быть достаточно чтения лишь некоторых соответствующих решаемой проблеме таблиц. Например, ребенок пытается смягчить (произносить мягко) те согласные, которые всегда остаются твердыми. Значит ребенку в этом случае достаточно чтения таблиц для букв Ж, Ш, Ц.
6. Привычка читать твердые и мягкие согласные парами (например, ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТУ-ТЮ и т. д.) может помочь ребенку в дальнейшем делать правильный подбор букв и легко различать мягкие и твердые согласные при переходе от звука к букве.
Таблица 1 (Б).
Таблица 2 (В)
Таблица 3 (Г)
Таблица 4 (Д)
Таблица 5 (Ж)
Таблица 6 (З)
Таблица 7 (Й)
Таблица 8 (К)
Таблица 9 (Л)
Таблица 10 (М)
Таблица 11 (Н)
Таблица 12 (П)
Таблица 13 (Р)
Таблица 14 (С)
Таблица 15 (Т)
Таблица 16 (Ф)
Таблица 17 (Х)
Таблица 18 (Ц)
Таблица 19 (Ч)
В детском саду тоже начало учебного года. Дети постепенно приезжают из отпусков. Многие за лето выучили буквы и немножко начинают читать по слогам .
Откуда берутся тексты для чтения по слогам? Конечно, из букваря. Интересны старые буквари , по которым учились ещё бабушки. Второй источник – интернет. Мы тоже готовим для наших воспитанников 5-6 лет тексты в зависимости от наличных навыков, начиная с простеньких и коротких текстиков. Лучше читать понемногу, но почаще.
В первых текстах для чтения по слогам каждое предложение начинается с новой строки. Так ребятам удобнее воспринимать текст. Первые тексты для чтения по слогам следует печатать крупно.
Полезно сопровождать их раскрасками – привычной для дошкольников работой. Задачи такие.
- Сперва надо прочитать маме, бабушке или ещё кому.
- Раскрасить.
- Подписать предметы на картинке.
Почему стоит писать слова? Когда ребёнок читает, взаимодействуют слух и зрение. Когда пишет, – слуховой (проговариваю), зрительный (фиксирую образ слова) и двигательный анализаторы.
Кроме повествовательных текстов для чтения по слогам полезно применять короткие простые стихи .
Как подготовить тексты для чтения по слогам?
Родители, обучающие своего ребёнка чтению, могут сами подготовить материал. Надо знать следующее. Тексты для чтения по слогам могут выглядеть по-разному. Всё зависит от того, как мы разделим слово на слоги.
1. Делим слова на слоги как в букваре дефисами (короткими горизонтальными чёрточками). Ниже несколько текстов разделены на слоги именно так.
2. Слова разделяются на слоги вертикальными линиями.
3. Слоги выделяются снизу дугами.
Примерно так. Начинать лучше с первого варианта с дефисами. Первые тексты должны быть очень простыми по содержанию, как ниже, усложняясь потихоньку.. Сперва картинку для раскрашивания даёте вы. А потом малыш рисует сам по смыслу текста. Тексты для чтения можно скачать на нашем сайте ещё и . Только подготовьте их одним из предложенных выше способов.
Тексты для чтения по слогам
Э-то кот Ку-зя.
По но-чам Ку-зя ло-вил мы-шей.
По-том кот спал на ди-ва-не.
А мы-ши си-де-ли в нор-ке.
- Имя кота?
- Каковы его действия?
- Почему мыши сидели в норке?
Рыбалка.
У Са-ни бы-ла у-доч-ка.
Са-ня на-ко-пал чер-вей.
Он по-шёл на реч-ку.
В реч-ке пла-ва-ет ры-ба.
Са-ня ло-вил ры-бу.
- Имя мальчика?
- Чем он занимался?
- Сколько рыбы наловил?
Де-ре-во.
Э-то де-ре-во.
У де-ре-ва ствол.
У де-ре-ва лист.
У де-ре-ва вет-ки.
Вопрос. На-зо-ви де-ре-во.
Ко-ро-ва.
Ко-ро-ва ест се-но.
Ко-ро-ва да-ёт мо-ло-ко.
Ма-ша лю-бит мо-ло-ко.
Ма-ша лю-бит ка-шу.
У Ма-ши ру-мя-ны-е щёч-ки.
Вопрос. Почему у Маши румяные щёчки? (Почему-то все мамы подумали про диатез)
В ле-су.
Де-ти по-шли в лес.
Они со-би-ра-ли ма-ли-ну.
Ря-дом за-тре-ща-ли кус-ты.
Де-ти ис-пу-га-лись.
А из кус-тов вы-бе-жа-ла со-ба-ка Жуч-ка.
Всем ста-ло ве-се-ло.
- Куда ходили дети?
- Что они делали в лесу?
- Кто напугал детей?
Ле-то
Ле-то крас-но-е.
По-че-му о-но крас-но-е?
Крас-но-е, зна-чит кра-си-во-е.
Зе-лё-ны-е ле-са.
Го-лу-бо-е не-бо.
Яр-ки-е цве-ты.
Кра-со-та.
На-ри-суй ле-то.
- Почему лето красное?
- Какие леса?
- Какое небо
- Какие цветы?
- Почему тебе нравится лето?
Ко-ло-коль-чи-ки
Ко-ло-коль-чи-ки по-ле-вы-е цве-ты.
По-че-му о-ни по-ле-вы-е?
По-то-му что рас-тут в по-ле и на лу-гу.
Ко-ло-коль-чи-ки си-ни-е
Ли-за гу-ля-ет на лугу.
Ли-за со-би-ра-ет ко-ло-коль-чи-ки.
У Ли-зы до-ма ва-за.
Там ко-ло-коль-чи-ки.
На-ри-суй ко-ло-коль-чи-ки.
- Почему колокольчики полевые цветы?
- Какого цвета колокольчики?
- Где гуляет Лиза?
- Куда Лиза поставит колокольчики дома?
Тренажер для начинающих. Простые слова.
Книга – это замечательно. Но малыши не хотят напрягаться и складывать буквы в слова, гораздо проще посмотреть на картинку и по первой же букве догадаться, что написано под рисунком.
Поэтому предлагаю скачать вот эти листики. На них много слов и никаких поясняющих картинок. Малыша ничто не будет отвлекать от процесса чтения. А так как в каждом слове всего три буквы, прочитать их будет не очень сложно.
А сколько их – слов, состоящих из трех букв? На этих листиках больше ста таких слов. Так что ребенку будет что почитать.
Новые карточки для отработки навыков чтения. На этот раз в подборке слова из 4 букв, но с одним слогом.
То есть в словах есть только одна гласная буква.
ДЕНЬ, ГРУЗ, СРОК, ПЕЧЬ, СЕМЬ, НОЧЬ и так далее.
На двух листах собрано более 100 слов, состоящих из 4 букв и 1 слога.
При чтении ребенок должен не просто составить слово из букв, но и осмыслить прочитанное. Попросите малыша объяснить каждое новое слово.
Продолжаем отрабатывать навыки чтения.
Следующая подборка – это уже двухсложные слова из 4 букв. На первой карточке слова с так называемым “открытым слогом”. Их читать легко. Ма-ма, ка-ша, не-бо, ре-ка, лу-жа и тому подобные слова.
Вторая карточка посложнее. Слова на ней содержат как открытые слоги, так и закрытые. Ма-як, иг-ла, у-тюг, ях-та, о-сёл, ёл-ка и так далее.
На каждой карточке более пятидесяти слов. Так что ребенку придется потрудиться, пока прочтет все слова.
Читаем по слогам новые слова. Слова уже состоят из 5 букв. Ва-гон, ма-лыш, ту-ман, мар-ка, ре-дис, лам-па. И так далее. Если ребенок уверено прочтет эти сто пятьдесят с “хвостиком” слов, вы можете считать, что ваш малыш читать НАУЧИЛСЯ! Вернее, научился складывать из букв слова.
Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.
Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.
Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.
Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.
1. Играем в «Паровозики»
(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).
Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.
Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой
Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.
Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).
Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).
Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.
Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.
Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.
2. «Бежим» от одной буквы к другой
(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)
Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.
Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.
(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной , «Русская азбука» О. Жуковой и др.).
Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.
Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.
Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.
Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.
4. Игры для закрепления навыка сложения букв
— Слоговые лото
Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.
- Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
- Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой
— Игра в магазин
Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.
Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).
В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»
— Игра в аэродром (гаражи)
На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).
Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.
Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.
5. Чтение простых слов по слогам
Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.
Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.
Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.
Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.
Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.
И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!
Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова
12 Захватывающих упражнений на слог для дошкольников
Умение запоминать количество слогов в словах является важным навыком для начинающих читателей. Упражнения, ориентированные на слоги, дают возможность укрепить навыки чтения и правописания. Эти занятия учат детей разбивать слова на более мелкие фрагменты, что значительно облегчает их чтение, написание и написание по буквам. Эти 12 сенсационных упражнений на слоги помогут вашему дошкольнику научиться делить слова на слоги, что повысит его навыки чтения.
1. Игра в слоги ко дню святого ВалентинаИгры в слоги для дошкольников интересны в любое время года, но это занятие принесет массу удовольствия на День святого Валентина. Чтобы сыграть в эту игру со слогами, дошкольники по очереди выбирают карточку. Затем они определят картинку и посчитают слоги в слове. Наконец, они поместят карту в правильный почтовый ящик.
Подробнее: Pre-K Pages
2. Собери снеговикаЭто одно из самых милых и креативных занятий по слогам! Дошкольники будут в восторге от этой снежной забавы на зимнюю тематику. Используйте белые помпоны или ватные шарики для тела, чтобы обозначить слоги в каждом слове. Детям понравится лепить снеговиков разных размеров.
Узнайте больше: фантастическое развлечение и обучение
3. Количество слогов ошибкиБольшинство детей любят разнообразных жуков! Приклейте карточки с изображением жуков на палочки от эскимо, окрашенные в зеленый цвет, и сделайте маленькие травинки, наполненные сушеным зеленым горошком, для милой игры в слоги. Дошкольники должны посчитать слоги в каждом слове, а затем приклеить карточку с жуком в правильно пронумерованную чашку.
Подробнее: Pocket of Preschool
4. Летние карточки со слогамиЭто милое занятие с прищепкой предназначено для того, чтобы помочь дошкольникам научиться считать слоги. Использование прищепок способствует развитию мелкой моторики; однако вы также можете использовать жетоны или кнопки, чтобы разместить правильный номер слога.
Подробнее: Pocketful of Centers
5. Расставь точки над слогамиЭти рабочие листы по слогам отлично подходят для работы с маркерами! Это простое упражнение помогает дошкольникам попрактиковаться в счете слогов. Они тренируются медленно произносить каждое слово, разбивая слово на небольшие куски или слоги. Затем они ставят маркерную точку на правильное количество слогов.
Узнать больше: This Reading Mama
6. Сортировка дождевых облаков по слогамЭта милая погодная активность — потрясающее занятие по сортировке дождевых облаков по слогам! Это дает вашему дошкольнику забавный способ практиковать идентификацию слогов. Дети будут сопоставлять капли дождя с облаками на основе количества слогов, определенных в словах.
Подробнее: От ABC к ACT
7. Слог лапши для бассейна CaterpillarЭто практическое задание сосредоточено на слогах, и его очень легко и недорого сделать. Покажите дошкольникам карточки с картинками предметов, состоящих из 1-3 слогов. После того, как учащиеся определили картинку, попросите их поместить правильное количество кусочков лапши на тело гусеницы, произнося слоги в каждом слове.
Подробнее: Pre-K Pages
8. Слоговая станцияАктивные дети любят эту слоговую станцию! Дошкольники могут смотреть на картинки и читать слова. Затем они хлопают в ладоши по количеству слогов в каждом слове и обводят правильное число. Это забавная и отличная стратегия!
Узнайте больше: Kickin ‘It в детском саду
9. Слоговые палочкиТренируйте слоги с парой ритм-палочек! Когда детям предоставляется возможность выстукивать слоги, это помогает им в развитии фонологического восприятия. Крайне важно, чтобы они научились слышать, обрабатывать и понимать различные звуки в словах. Этот навык необходим, прежде чем они смогут смешивать звуки. Пусть дети возьмут слово и разделят его на слоги, хлопая палочками друг о друга!
Подробнее: В игровой комнате
10. Подсчет слоговЭто одно из самых игровых упражнений для тренировки счета слогов. Все, что вам нужно, это несколько пластиковых молотков, полоски для краски и пластилин Play-Doh. Положите маленький шарик Play-Doh на каждый квадрат с кусочком краски и покажите предмет дошкольнику. Попросите их ударить по каждому шарику пластилина для каждого слога в слове.
Узнайте больше: Беседы о грамотности
11. Автомобильная гонка по слогамЭто одно из самых веселых занятий по слогам для дошкольников! Они могут мчаться на своих машинах по гоночной трассе, считая слоги в каждом транспортном слове. Эта веселая и увлекательная игра также расширит словарный запас вашего дошкольника, пока он будет практиковаться в подсчете слогов.
Подробнее: Тернер Тотс
12. Коврик для сортировки слоговНаслаждайтесь этим бесплатным ковриком для печати для сортировки по слогам! Обеспечьте своих дошкольников корзиной предметов, состоящих из слов от 1 до 4 слогов. Пусть ваши дошкольники рассортируют предметы и разместят их на соответствующей нумерации на коврике. Дети обожают это занятие!
Подробнее: Умная обезьянка
E3: Слоги чувств | Sight Words: научите ребенка читать
- Обзор
- Материалы
- Деятельность
- Уверенность в себе
- Вариант
- Малые группы
- Часто задаваемые вопросы
- Вопросы и ответы
1. Обзор
Почувствуйте, как ваш рот двигается с каждым слогом слова. Это введение вашего ребенка в концепцию слогов и того, как слова можно анализировать и разбивать на части.
В словах, состоящих из нескольких слогов, некоторые отдельные слоги не имеют значения, поэтому ваш ребенок, вероятно, никогда раньше их не замечал. Например: в двусложном слове марширующий слог -ing не имеет значения сам по себе. Это упражнение научит вашего ребенка делить слова на ритмичные сегменты речи, известные как слоги.
Слоги — это «естественные отверстия в словах», места, где слова легко распадаются.
Мы начнем этот раздел с изучения сложных слов, в которых каждый слог имеет собственное значение. Например, морская звезда состоит из слов/слогов звезда и рыба . Это облегчит ребенку понимание слогов.
Держите два пальца под подбородком, пока говорите, чтобы показать ребенку, как лучше всего чувствовать слоги в словах.
↑ Топ
2. Материалы
Предлагаемый список слов
↑ Топ
3. Деятельность
Объясните ребенку, что такое слог. Это одна часть слова. Произносите эти слова медленно и очень четко, придавая каждому слогу равное значение.
youtube.com/embed/dmoNXTwhqcw?hd=1&rel=0&autohide=1&showinfo=0″ frameborder=”0″>Видео: Как играть слоги чувств
Вы будете моделировать, держа два пальца параллельно и соприкасаясь под подбородком, медленно произнося слово. Затем помогите ребенку крепко держать пальцы под собственным подбородком. Важно, чтобы ребенок чувствовал движение подбородка при произнесении каждого слога.
Взрослый: Вы выучили несколько длинных слов
и несколько коротких слов.
Вы можете сказать, какой длины большинство слов
подсчитав, сколько частей они имеют.
Слушайте: дождь — лук.
[Держите два пальца под подбородком, произнося слово.]
Посмотрите, как мой подбородок двигается с каждой частью слова: дождь – поклон .
Держите пальцы под подбородком, вот так.
А теперь скажи за меня слово: дождь – лук.
Детский и взрослый: дождевик – лук .
Взрослый: Хорошо! Каждая из этих частей слова называется слогом.
Можете ли вы сказать слог ?
Ребенок: Слог.
Взрослый: Да. Теперь мы будем считать слоги,
или частями, другими словами.
Некоторые слова короткие и состоят только из одной части.
Это такие слова, как собака , рыба и книга .
[Держите два пальца под подбородком, произнося слово.]
Другие слова немного длиннее и состоят из двух частей:
. собачья будка , золотая рыбка , сумка для книг .
[Держите два пальца под подбородком, произнося слово.]
Более длинные слова состоят из трех частей: e-le-phant , um-brel-la .
[Держите два пальца под подбородком, произнося слово.]
А некоторые слова даже состоят из четырех частей:
te-le-vision , rhi-no-cer-os !
[Держите два пальца под подбородком, произнося слово.]
Теперь пусть ребенок вместе с вами произнесет несколько сложных слов и почувствует, как его подбородок двигается с каждым слогом.
Взрослый: Держите пальцы под подбородком. Теперь скажи ковбой .
Ребенок: Ковбой.
Взрослый: На этот раз скажите ковбой и посчитайте, сколько раз двигается ваш подбородок. Готовый?
Ребенок: Ковбой. Два!
Взрослый: Да. Ковбой — это слово, состоящее из двух частей, двух слогов.
Как только ваш ребенок научится чувствовать слоги и понимать разницу между односложными и двусложными словами, переходите к трехсложным словам, а затем к нескольким четырехсложным словам.
Продолжайте это занятие, пока ребенок не прочно освоит этот навык. Это чрезвычайно ценный метод, который будет полезен в дошкольном возрасте и за его пределами.
↑ Топ
4. Уверенность в себе
Если ребенку трудно сосчитать, как он опускает подбородок, попросите его положить весь кулак под кончик подбородка, и вы будете считать вслух каждый раз, когда его подбородок опускается. Затем попросите ее повторить это слово за вами и попытаться сосчитать, сколько раз она чувствует, как ее подбородок опускается. Некоторым детям проще использовать кулак, а не пальцы, чтобы чувствовать слоги в словах, которые они произносят.
5. Вариант
В эту игру можно играть где угодно, так как она не требует карточек с картинками или реквизита. Помогите ребенку попрактиковаться в ощущении слогов, пока вы стоите в очереди, в машине и т. д.
↑ Топ
6. Малые группы (2-5 детей)
Цель урока: Дети будут чувствовать и правильно подсчитывать количество слогов в произносимом слове, крепко сжимая вместе указательный и средний пальцы одной руки под подбородком, при устном повторении слова.
GELDS (Стандарты раннего обучения и развития штата Джорджия): CLL6.4e
Грузия Стандарты качества: ELAGSEKRF2.b
Общие базовые государственные стандарты: CCSS. ELA-LITERACY.RF.K.2.B
Адаптация: Прочтите основное задание, посмотрите видео и следуйте приведенным выше инструкциям со следующими изменениями:
Прочитайте слова из списка слов, в то время как дети считают слоги вслух всей группой. Когда у них будет несколько возможностей попрактиковаться, попросите добровольцев продемонстрировать «чувство» слогов, в то время как другие дети будут считать вслух количество слогов, которые они слышат. Затем попросите детей проверить свой ответ, прощупывая слоги, когда они повторяют произнесенное волонтером слово.
Подкрепление: «Осмотрите класс. Давайте найдем новые слова, чтобы «почувствовать» и сосчитаем слоги».
Используйте эту форму «Подкрепление дома» , чтобы сообщить родителям и опекунам, как они могут подкреплять уроки вне класса.
↑ Топ
7. Часто задаваемые вопросы
В: Почему детям нужно чувствовать слоги, а не просто слышать их?
A: Слуховая система маленького ребенка на самом деле еще недостаточно развита, чтобы слышать отдельные слоги и звуки так, как это делают взрослые. Так что детям нужно чувствовать движения подбородка, чтобы понимать, что такое слоги.
В: У моего ребенка детский церебральный паралич, и он не может держать пальцы прямо. Как она может заниматься этим?
A: Если ваш ребенок не чувствует движения подбородка пальцами, он может использовать другую часть тела — тыльную сторону ладони, запястье или предплечье — до тех пор, пока он может крепко держать ее под подбородком, чтобы почувствовать как ее челюсть двигается с каждым слогом.
↑ Топ
Оставить комментарий
» Что помогает детям читать и писать многосложные слова?
» Что помогает детям читать и писать многосложные слова?Изучение строительных блоков слов – звуков, их написания и частей слова
19 ответов
Если правила вируса позволяют, команда Spelfabet проведет семинар на конференции по языку, обучению и грамотности в Перте, которая пройдет с 31 марта по 2 апреля этого года.
Заголовок «Полный рот звуков: смысл слогов и бессмыслица», поэтому я сейчас рыскаю в Интернете в поисках исследований о том, как лучше всего помочь детям читать и произносить многосложные слова.
Обучение односложным словам, кажется, становится мейнстримом
Многие люди, кажется, действительно освоили синтетическую фонетику и используют и продвигают ее в первые годы и интервенции (ура!). Это стало настолько мейнстримом, что я только что купил три довольно хороших синтетических учебника по фонетике (Hinkler Junior Explorers Phonics 1, 2 и 3) по 4 доллара каждый в K-Mart (среди довольно много мусора, но это только начало).
Многие программы и ресурсы по синтетической фонетике сосредоточены в основном на односложных словах, большинство из которых содержат только одну единицу значения (морфему), за исключением форм множественного числа, таких как «кошки» (кошка + суффикс s), глаголов прошедшего времени, таких как «лагерь». (лагерь + суффикс ред) и слова с древними, заржавевшими суффиксами, такими как рост-выращенный и широкий-ширина.
Многосложные слова имеют дополнительную сложность
Программы синтетической/лингвистической фонетики, ориентированные на многосложные слова, включая программы, ориентированные на правописание, сильно различаются по своему методу обучения. Многосложные слова не просто длиннее (по звучанию, хотя такие слова, как «идея» и «область» набираются короче), они содержат дополнительную сложность:
- Большинство из них содержат безударных гласных . При чтении путем произнесения мы применяем наиболее вероятное произношение к их написанию, часто заканчивая «орфографическим произношением», которое звучит немного как робот, с ударением на всех слогах. Затем нам нужно использовать навыки Set for Variability (способность правильно идентифицировать неправильно произнесенное слово), чтобы скорректировать произношение и подчеркнуть правильный слог (слоги).
Это может означать опробование различных паттернов ударения, а иногда также рассмотрение типа слова — подумайте о «Позвольте мне предварительно отправил (глагол) вам с pres ent (существительное)». Омографы часто имеют ударение на последнем слоге, если они являются глаголами, но ударение на первом слоге, если они являются существительными.
- Префиксы и суффиксы изменяют значение слова / напечатайте , они не просто делают слова длиннее, т.е. jump (простой глагол), jumpy (прилагательное), jumped (прошедшее время/причастие), jumping (причастие настоящего времени), jumpier (сравнительная форма), jumpiest (превосходная степень), jumpily (наречие) и существо, которое вы получаете, когда пересекаете овцу с кенгуру, шерстяной джемпер (агент существительное, ха-ха). Я пишу «шерстяной», а не «шерстяной» (хотя и то, и другое правильно), потому что это прилагательное, а не наречие: шерсть + суффикс «у» прилагательного, как в «удача-счастливый» и «босс-начальник», а не шерсть + наречие суффикс «ly», как в «реально-действительно» и «грязно-грязно».
- Окончания слов часто нуждаются в корректировке перед добавлением суффиксов: удвоение конечных согласных (run-runner), удаление конечного e (лайк-лайк) и замена y и i (сухой-сухой). Дети должны научиться, когда нужно приспосабливаться, 90 151, а когда нет, 90 152, чтобы они не перенастраивали и в итоге не получили «открыть-открыть», «отследить-отследить» и «ребенок-ребенок».
- Коартикуляция (как в речи звуки шмушятся) часто изменяет произношение морфем при их соединении — сравните произношение «t» в «act» и «action». Иногда это также приводит к изменению правописания, например. префикс « в » в « в зрелом», « в баланс», « в возможно» (/p/, /b/ и /m/ — все звуки, сложенные вместе), « il юридический», « ir соответствующий», « в компетентный» и « в славный». «In» произносится как «ing» в начале слов, начинающихся с затылка /k/ и /g/, как «n» в «pink» и «bingo».
- Чтение более длинных слов требует гораздо большего количества проб различных звуков , в частности, переключения между проверенными и свободными (или «краткими/долгими») гласными, как в ca bin-c a ble, e ver- e ven, ch i ld-ch i ldren, p o ster-r o ster, u nfit-
7 unit.
Гласные звуки в основных словах часто меняются при добавлении суффиксов, например. volc a no-volc a NIC, PL EA SE-PL EA SANT, R I DE-R I DDEN, S O LE-S O LITUDE, ST U DY-ST U Dent , s ou th-s ou thern (слова кретины, посмотрите Trisyllabic Laxing, чтобы узнать больше об этом).
- Корни многих слов, такие как «dict», «spect», «fract» и «path», сами по себе не являются английскими словами, но все же что-то значат. Однако обучение морфеме значениям может не принести большой пользы для декодирования, беглости или даже словарного запаса или понимания (см. метаанализ морфологических вмешательств Goodwin & Ahn (2013)).
- Написание, похожее на диграфы, иногда представляет два разных звука в разных слогах, например she ph erd, po th ole, ar ea , st oi c, aw ay, k oa la (см. этот пост в блоге), снова требующий гибкого мышления о том, как разбивать слова. .
Я использую стратегию «Звуки-запись», чтобы помочь детям читать и писать многосложные слова, которая не учит правилам правописания, типам слогов или другим ненадежным многословным вещам. Подходы Phono-Graphix и Reading Simplified аналогичны.
Тем не менее, Sounds-Write не уделяет особого внимания морфемам (ну, может быть, их новый курс Yr3-6 делает это, я еще этого не делал), поэтому я также использовал различные программы и ресурсы по морфологии: книги Марсии Генри, Morpheme Magic, такие игры, как Caesar Pleaser и Breakthrough To Success, Word Sums, The Base Bank и Spelfabet Workbook 2 v3 для очень простых префиксов и суффиксов. Однако мне нужно лучше разбираться в соответствующих исследованиях и их последствиях для практики.
Видеодискуссия по проблемам слогов
На Youtube есть интересное видео обсуждения исследования проблем слога между докторами Марком Зайденбергом, Молли Фарри-Торн и Девином Кернсом (вы, возможно, знаете его веб-сайт Phinder). подкаст.
Мне всегда хочется крикнуть: «Говори, Молли!» когда наблюдаешь за этими дискуссиями, потому что она мало говорит, но то, что она говорит, обычно здорово. Ближе к концу этого видео она резюмирует последствия для обучения. Вот мое резюме ее резюме:
- Подробное обучение типам слогов требует времени, увеличивает когнитивную нагрузку и отвлекает детей от процесса чтения, поэтому постарайтесь свести его к минимуму в общем обучении.
- Детей, которые не справляются с многосложными словами после общего обучения, возможно, потребуется специально научить сгибанию гласных и/или типам слогов.
- Группируйте слова таким образом, чтобы модели/закономерности были ясными, и помогайте детям практиковать сгибание гласных.
- Учителям может быть полезно знать много о слогах, правилах и т. д., но это не значит, что их нужно учить всему.
Затем доктор Кернс идет дальше, говоря, что он предлагает НЕ учить типы слогов и вербальные правила, за исключением базовых вещей, таких как «в каждом слоге есть гласная». Вместо этого он рекомендует продемонстрировать шаблоны, а затем много практиковаться. У многих детей с трудностями грамотности есть трудности с речью, поэтому словесные правила могут ошеломить или сбить их с толку, и в них нет необходимости, когда навыки можно освоить с помощью демонстрации и практики.
Сейчас я пытаюсь разобраться в его исследовательской работе «Как дети младшего возраста читают многосложные полиморфные слова (слова PSPM), не слишком запутываясь/запутываясь такими терминами, как «Орфографическая частота расстояния Левенштейна», «Приближение Лапласа, реализованное в Функция 1mer’ и оптимизация BOBYQA’, и необходимость идти и лежать.
Изучаемые 202 ребенка учились в третьем и четвертом классах шести демографически смешанных школ в США. Это было довольно сложное исследование с множеством факторов и показателей, поэтому я не буду пытаться обобщать методы и результаты, а вместо этого перейду к тому, что, по моему мнению, является главными вещами, которые оно предлагает для обучения/вмешательства (но, пожалуйста, прочтите это сами, чтобы быть в курсе). конечно):
- Сильное фонологическое осознание помогает детям читать длинные слова, хотя это может сделать высокочастотные слова немного сложнее, а низкочастотные слова немного легче. Это может помочь детям связать похожие звуки в основах и аффиксных формах, например. гра д е-гра д уал.
- Высокая морфологическая осведомленность также помогает детям читать длинные слова. Это полезнее, чем знание слогов. Обработка целой морфемы более эффективна, чем обработка ее составных частей, и, поскольку морфемы несут значение, они могут помочь в доступе к словарному запасу.
- Это помогает узнать звуко-орфографические отношения и как попробовать разные варианты написания незнакомых слов, особенно гласных.
- Наличие большого словарного запаса также помогает, так как дети с большей вероятностью найдут слово в своей устной языковой системе, которое соответствует (более или менее, с помощью Set for Variability) их правописанию. Дети с большим словарным запасом также могут дольше упорствовать в поиске релевантного слова.
- Высокочастотные длинные слова и слова с очень распространенными парами букв (биграммы) легче читать , чем низкочастотные слова и слова с менее распространенными парами букв.
- Большинство детей учатся обрабатывать морфемы имплицитно в процессе обучения чтению длинных слов, но трудным читателям труднее извлекать информацию имплицитно, поэтому многих нужно специально этому учить. Стратегическое воздействие и практика с большей вероятностью приведут к неявному статистическому обучению, чем обучение правилам, значениям и т. д. например, рыцарский-рыцарский). Детей со слабым морфологическим сознанием, возможно, нужно научить осознавать и то, и другое.
- Знание корней многих производных слов (например, ‘dict’ в ‘contradict’, ‘predict’, ‘dictionary’, ‘dictate’, ‘addict’, ‘прощальное’ и ‘вердикт’) делает это более вероятным читатель сможет использовать информацию корневого слова для чтения длинных слов.