Разное

Чем полезны скороговорки – Зачем детям нужны скороговорки? – запись пользователя DinKa (mama-dinara) в дневнике

Содержание

Польза скороговорок для детей

Всем нам еще с детства знакомы скороговорки – короткие фразы либо рифмованные строки, состоящие из слов, которые сложно с ходу правильно выговорить. Именно такие фразы оказываются очень полезными для детей.

В чем же их польза:

  • развитие речевого аппарата – он совершенствуется, становится более подвижным, речь будет внятная, четкая и выразительная, слова будут звучать правильно. Дети, которые практикуют скороговорки, вырастают в успешных личностей;
  • обучение медленному произношению – способствует формированию понятной речи, без «съедания» окончаний у слов;
  • осмысление речи – произношение скороговорок учит осмыслению слов, взвешиванию каждого из них, ощущению связи между словосочетаниями, вникание в нюансы смысла и интонации;
  • развитие умения слушать, что пригодится ребенку в школьные годы.

Словом, вклад, который скороговорки вносят в развитие ребенка, переоценить сложно. Недаром они являются рабочим материалом для логопедов. К таким специалистам нередко обращаются родители, которые хотят, чтобы их дети говорили внятно, чисто и красиво. И это вполне реально, если поработать над речью, в чем и помогают скороговорки. При этом неважно, в каком возрасте заговорил ребенок – его речь можно корректировать. Причем на каждый проблемный звук есть свои скороговорки. Это только на первый взгляд кажется, что скороговорка – это забавная фраза и ничего более, а на самом деле это нечто большее, чем случайный набор труднопроизносимых слов. Каждая такая скороговорка помогает тренировать определенные навыки у ребенка.

Скороговорки, которые сегодня используются в качестве рабочего материала, изначально служили развлечением – это разновидность народного фольклора. Когда-то давно люди, собираясь вместе, развлекали себя танцами, песнями и прочими забавами, в числе которых было и произношение сложных фраз.

Обучение в игровой форме

Родители могут заниматься развитием речи вместе с ребенком. Выделив время, вы садитесь и начинаете вместе проговаривать фразы – сначала говорит один родитель, потом скороговорка разучивается вместе. Не спешите произносить ее в первый раз быстро – пусть она напротив звучит медленно и четко, пусть слова разбиваются на слоги. На этом этапе нужно правильно выучить скороговорку. Все звуки должны произноситься правильно, любую оплошность ребенка тут же исправляйте. Пусть этот процесс будет не столь быстрым – вам важно добиться нужного результата, чтобы идти дальше. Ребенок должен знать текст и правильно его произнести.

Дальше звука, просто шевеля губами. Так задействуется артикуляционный аппарат. После этого звук прибавляется до шепота. Тихо говорить или шипеть нельзя. Ребенок должен прошептать вам всю скороговорку целиком. Теперь можно произнести ее вслух в медленном темпе – следите, чтобы не допустить ошибок. Произносите фразу или стишок с разной интонацией и настроением, меняйте голоса – устройте этакий мини-театр.

Когда вы выполнили все вышеперечисленное, можно посоревноваться с ребенком кто лучше произнесет скороговорку. Нужно сделать это не только быстро, но и не допустив ошибок. Пусть ребенок повторит фразу или стишок трижды.

www.budumnum.ru

Зачем нужны скороговорки 🚩 как учить скороговорки 🚩 Лингвистика

Скороговорки для детей

Под скороговоркой понимается короткая фраза, как правило, достаточно ритмичная, построенная таким образом, чтобы затруднить артикуляцию, то есть произношение. Этот эффект достигается за счет многократного повторения одних и тех же звуков и их сочетаний. Существует версия, что скороговорки изначально были придуманы исключительно как трудные шуточные фразы, однако со временем они стали хорошим инструментом для тренировки дикции как у детей, так и у взрослых.

В детстве у многих наблюдаются проблемы с произношением тех или иных звуков, что заставляет родителей обращаться к детским психологам и врачам-логопедам. Конечно, одними скороговорками в некоторых случаях обойтись не удается, но, тем не менее, они значительно облегчают процесс формирования правильной дикции у ребенка. Их дополнительное преимущество заключается в том, что остроумный смысл скороговорок, как правило, понятен для детей, а смешное звучание упрощает запоминание фраз. Более того, выучив скороговорку, дети часто не могут остановиться, повторяя ее снова и снова. Естественно, это приводит к тому, что речь становится более четкой и правильной. Практически для любых сложных фонем (сочетаний звуков) есть свои скороговорки. Некоторые из них пришли в язык из глубокой древности, а некоторые придуманы в современном мире.

Соревнование по произношению скороговорок на скорость может стать хорошим развлечением на вечеринке.

Взрослым тоже нужны скороговорки

Для взрослых людей, чьи профессии так или иначе связаны с речью, скороговорки ничуть не менее значимы, чем для детей. В первую очередь это касается телевизионных дикторов и корреспондентов, чистота и правильность речи для которых – профессиональная обязанность. Кроме того, скороговорки полезны преподавателям, ораторам, ведущим тренингов, публичным политикам. Заметный дефект речи может испортить любое выступление, так как в сознании у слушателей останется не содержание выступления, а неправильное произношение. Именно поэтому хорошие ораторы не пренебрегают регулярными тренировками по произношению скороговорок. Особенно хороший эффект достигается, если заниматься перед большим зеркалом, когда можно оценить не только качество произношения, но и жестикуляцию, мимику и позу.

Многие публичные люди перед выступлением проговаривают несколько скороговорок для разминки речевого аппарата.

Впрочем, чистота речи – хорошее качество не только для тех, кто выступает публично, но и для обычных людей. Избавиться от дефектов речи способен практически каждый человек, необходимо лишь усердие, регулярность подхода и правильный подбор скороговорок. Чистая, правильная речь – это один из действенных способов создать о себе хорошее впечатление, поэтому не стоит игнорировать простую возможность улучшить свое произношение.

www.kakprosto.ru

Скороговорки для развития речи: польза, принципы применения

Дефекты, связанные с произношением слов, всегда были и остаются проблемой многих людей. Часто говорят: «Каша во рту!» – это значит, что человек говорит настолько неразборчиво, что понять его трудно. Бороться с этой напастью необходимо с самого раннего детства. Существует много разнообразных методов, и один из них – применение скороговорок для развития речи.

Коснемся определения термина

Прежде чем рассуждать о достоинствах скороговорок, необходимо ясно обозначить, что это вообще за зверь такой. Это юмористическое (не всегда, но чаще всего), как правило, зарифмованное произведение (обычно короткое, в одну-две строки, но встречаются и более длинные варианты), в котором присутствуют труднопроизносимые слова с повторяющимися звуками. Проговаривать их требуется быстро и четко, что весьма затруднительно – в этом и заключается весь смысл скороговорки. Как правило, скороговорки содержат в себе аллитерацию – повторение согласных звуков (лет до ста расти нам до старости – пример аллитерации).

Скороговорок очень много, мало того, их постоянно видоизменяют. Старые скороговорки усовершенствуют, дополняя или сокращая их, меняя слова местами. Поэтому вариантов одних и тех же скороговорок может быть великое множество.

В чем польза скороговорок

Ответ на этот вопрос очевиден, но тем не менее его тоже стоит обсудить. Если заниматься проговариванием скороговорок с детства, велик шанс свести к минимуму возможные проблемы с речью и произнесением тех или иных букв. Скороговорки (или, как их называют иначе, чистоговорки) помогают научиться говорить правильно и четко, не шепелявя, не картавя, не проглатывая окончаний. Их оттого и зовут чистоговорками, что они дают возможность овладеть чистой речью.

Кому обязательно нужно владеть четкой речью?

Вне зависимости от того, есть ли у человека «каша во рту» или нет, он должен владеть правильной, ясной и понятной речью, если это предполагает его профессия. Например, учитель или диктор – они разговаривают в течение всего рабочего дня, и очень важно, чтобы их правильно понимали как в девять утра, так и в пять вечера.

К этой же категории людей, зарабатывающих на хлеб с маслом своим языком, относятся разного рода артисты, менеджеры, агенты по продажам, директора, бизнесмены и так далее. Всем им просто необходимо иметь четкую дикцию, а значит, не обойтись без скороговорок для развития речи.

Звуки, с которыми проблемы бывают наиболее часто

Как ни странно, сюда относится не только звук «р», с которым действительно много трудностей у огромного количества человек. Также очень нередко встречаются затруднения с произношением звуков «л», шипящих (а также «з» и «с»). Отдельные люди путают «н» и «м», другие же невнятно проговаривают парные согласные звуки («б»-«п», «в»-«ф» и так далее). На каждый из этих звуков есть свои скороговорки. Так что вовсе необязательно тренировать дикцию всем подряд – можно найти именно то, что нужно.

В качестве примера скороговорок для развития речи и тренировки произношения можно привести пару следующих примеров:

  • Подарили Лиле лилию (оттачиваем «л»).
  • Шумно дыша, шебуршат шестеро лягушат (оттачиваем «ш»).
  • Сорок сорок прискакали в срок (оттачиваем«с» и «р») и так далее.

Когда скороговорки бесполезны

Есть ситуации, когда, к сожалению, помочь тренировке дикции скороговорки не могут. Их, слава богу, немного, но тем не менее важно понимать: в случаях, если речь нарушена вследствие травмы и/или болезни голосовых связок, а также из-за необратимых процессов в головном мозге, скороговорки будут бессильны.

Основные принципы скороговорения

Неправильным будет думать, что заниматься скороговорками легко и просто. Нельзя «взять и прочитать», здесь также требуется запастись терпением, как и в любом другом деле.

Первое, что необходимо сделать: медленно и даже желательно по слогам произнести скороговорку, тщательно артикулируя. Важно следить за тем, чтобы каждый звук был проговорен четко, чисто и внятно. Торопиться здесь не следует.

Несколько раз тщательно прочитав скороговорку, следует выучить ее наизусть – это под силу человеку даже с «куриной» памятью, объем скороговорок сравнительно небольшой (особенно если он составляет всего одну строчку). Чтобы заучивание прошло легче, можно воспользоваться так называемыми шпаргалками – руками: например, загибать пальцы на каждое слово, или сжимать в кулаки, или отстукивать ритм. Такой метод особенно хорош для маленьких деток.

Вторая фаза – отточить артикуляцию. Для этого понадобятся помощник и запас терпения как с его стороны, так и со стороны самого тренируемого. Ассистента необходимо посадить напротив себя, а затем раз за разом медленно, четко рассказывать ему скороговорку – но без звука. Это упражнение необходимо выполнять до той поры, пока помощник не сможет без проблем прочитать по губам каждую букву и сложить скороговорку воедино.

Когда получилось узнать фразу по губам, можно переходить к следующему этапу, еще более сложному: проговаривание шепотом. Речь должна быть настолько четкой, чтобы шепот был легко понимаем и различим. В качестве образца можно взять речь театрального суфлера – вот уж кто оттачивает свой шепот до филигранной ясности!

Следующий пункт – прибавление громкости. Теперь все то же самое нужно проделать громко и с выражением. Как будто в школьные годы на уроке литературы, рассказывая наизусть заданное на дом стихотворение.

И, наконец, последний этап – смена интонации. Вызубренную уже к этому моменту скороговорку нужно рассказывать на разный лад: громко и потише, детским голосочком и старческим дребезжанием, нараспев и речитативом – интонаций миллион. Самое главное, что каким бы образом скороговорка для развития речи не произносилась, делаться это должно быстро. И, разумеется, не теряя четкости.

Конечно, не нужно думать, что все это можно провернуть за один день. Тренировка дикции требует достаточно больших временных затрат и терпения – пройдет минимум несколько недель, прежде чем что-то начнет получаться. Этому нужно посвящать не менее тридцати-сорока минут ежедневно. Главное, не сдаваться на полпути. Кстати, специалистами рекомендуется все данные упражнения осуществлять в движении – можно ходить, бегать, заниматься зарядкой и так далее, правда, при этом придется еще и следить за правильным дыханием.

Еще один немаловажный фактор: для того чтобы все получалось правильно, нужно не просто механически оттарабанивать вызубренный урок, а представлять в воображении все то, о чем в скороговорке рассказывается. Если речь идет о том, как «мама мыла Милу», следует как можно более живо нарисовать в своей голове эту картину. Вот мама моет Милу, вот уронила мыло, вот Мила обрадовалась… Только тогда можно будет найти верные интонации.

И напоследок хороший совет: если читать книги вслух, это не только будет способствовать выработке правильных, чистых интонаций и тренировке дикции, но и разовьет фонематический слух.

Русские скороговорки для развития речи

Среди миллиардов существующих на свете скороговорок есть всякие. В том числе и сложенные русскими. К этой категории допустимо отнести, например, такие:

  • Архип осип, Осип охрип.
  • Подарили Вареньке на день рождения валенки.
  • Ехал грека через реку, видит грека: в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап.
  • Бобы у бобыля, у бобыля бобы.
  • Был бык тупогуб.
  • Жуткая жирная жужелица жужжит и кружится – и так далее.

Скороговорки для взрослых

Необходимо понимать, что среди чистоговорок есть своя «иерархия». Они четко подразделяются на категории по возрасту. Конечно, среди них много универсальных, но имеются и такие, которые подойдут только взрослым людям – например потому, что их содержание пошлого характера или они элементарно очень трудны для детского восприятия. Так или иначе, ниже представлено несколько примеров скороговорок для развития речи взрослых. Одна из них, пожалуй, наиболее известна – это скороговорка про хороводоводов и прочих из этой приятной компании. Примечательна она тем, что при желании ее можно продолжить до бесконечности.

  • Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая. И говорит тот попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая».
  • Загубленная гусеница, запудренная пудреница. Запуганная пуговица, запутанная путаница – и так далее.

Еще одна скороговорка, которая подходит только для взрослых, поскольку детям запомнить ее наизусть невозможно (да что говорить, трудно это сделать и взрослым даже с самой цепкой памятью), называется «Лигурия» и по праву считается самой длинной скороговоркой. Зачастую используют ее сокращенный вариант, но даже в нем она занимает несколько абзацев. Полностью же длина этой чистоговорки, повествующей о лигурийском регулировщике, собравшей в себе некоторые более короткие и давно известные всем скороговорки, – около страницы.

Скороговорки для развития речи для детей

Чистоговорки, подходящие ребятишкам по своей сложности и своему содержанию, тем не менее тоже «фильтруются». Те из них, что подойдут для малышей трех лет, уже могут оказаться бесполезными для семилеток, и наоборот. Занимаясь с детками, важно помнить одно простое правило: ребенку не должно быть скучно. Он должен получать удовольствие от занятия, ему должно быть интересно и весело. А если крохе скучно, сложно и непонятно – радости тут маловато, а следовательно, и пользы особой не будет тоже.

Поэтому, выбирая детские скороговорки для развития речи, следует ориентироваться на следующие критерии: возраст малыша (для самых маленьких отбирать самые простые и смешные, для тех, кто постарше – посложнее) и те звуки, которые необходимо тренировать. Не стоит подсовывать ребенку все подряд, «лишь бы занимался». Скороговорки для развития речи и дикции детей надо использовать разумно, процесс должен давать результат, желаемый не только родителями, но и самим малышом.

Занимаясь с ребятишками младше шести лет, следует подбирать детские скороговорки для развития речи, тренирующие один конкретный звук – «с», «щ», «р» и так далее. Если у крохи проблемы с произношением нескольких звуков, стоит найти побольше различных упражнений на каждый из них, но брать такие, в которых повторяется сразу два, три и так далее проблемных звука, не стоит. Подобные задания на говорение хорошо подойдут для развития речи детей 7 лет. Скороговорки, кстати, рекомендуют вводить в лексикон малыша как можно раньше – тогда он быстрее начнет понимать разнообразные звуковые сочетания и сам сможет без проблем повторять их. В таком случае к семилетнему возрасту ребенок уже совершенно спокойно овладеет всеми звуками родного языка.

Далее продемонстрированы возможные скороговорки для развития речи для детей старшего дошкольного возраста.

  • У Прокопа нет укропа.
  • У щучки чистые щечки.
  • Купила кружку с клюшкой кошка для кукушки.
  • Хваленая халва в хлеву.
  • Тимуров двор зарос травой и так далее.

Для малышей

По сравнению со скороговорками для развития речи для детей 7 лет, «малышовые» чистоговорки более простые. Использовать подобные допустимо в занятиях с детками даже двухлетнего возраста.

  • Коля колом бьет в колокол.
  • Полип к липе прилип.
  • Купила мамуся маску Марусе.
  • Папа пилил пилой пень.
  • Дядя Дима делил дыню и так далее.

Длинные и трудные

Сложные скороговорки для развития речи, как правило, массивны по своему объему, нацелены на отработку сразу нескольких звукосочетаний и тяжелы для воспроизведения. Но ведь в том и азарт! Как раз-таки потому притягивают и манят такие скороговорки для развития речи в 6 лет, в 12 и в 20 – с одинаковой силой. Одними из регулярно встречающихся и использующихся скороговорок в данной категории можно считать чистоговорку про ежевичник и черничник (ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле черничника, то черничное варенье вам привычное, но совершенно не привычное варенье ежевичное. Ежели же вы жили возле ежевичника, то вам привычное варенье ежевичное … и так далее), а также про абрикос, кокос и иже с ними (нет абрикоса, кокоса, редиса – и тому подобное).

Возможность самостоятельного составления чистоговорки

Данные выражения затем и придуманы народом, дабы каждый имел возможность сочинять их. Это легко можно сделать в процессе одной очень интересной игры в веселой компании. Необходимы как минимум четыре человека. Играющие договариваются о звуке – например, звук «р», – с которого станут начинаться все слова в будущей скороговорке. А дальше на листочке пишутся вопросы: кто (нужно написать имя, прозвище, кличку и так далее), что сделал, где, почему (при варианте игры с большим количеством человек, чем четверо, можно включить фантазию и придумать еще дополнительные задания).

Каждый из играющих по очереди пишет свой ответ на какой-либо вопрос, заворачивает листик, чтобы никто не видел написанного, и передает дальше. Таким образом на листке может оказаться что-нибудь подобное:

Рома/росомаха/ребенок, ревел белугой/рулил баранкой/работал роботом, в Риме/на родео/на ранчо, (потому что) рано встал/родился в рубашке/рак на горе не свистнул.

Складывая из этих ответов фразы, можно получить самые нелепые скороговорки, но они тем не менее будут тренировать произношение звука «р», а кроме того, изрядно повеселят своих создателей и их друзей.

Интересные факты о скороговорках

  1. На Руси они были известны с древних времен. Тогда их использовали в ораторском искусстве, а уже позже скороговорками стали заниматься и дети.
  2. Первым начал изучать чистоговорки Владимир Даль.
  3. Скороговорки относятся к такому жанру, как фольклор. Иными словами, это устное народное творчество.
  4. Еще одно название скороговорок – языковертки (в настоящее время не используется).
  5. Владимир Даль называл скороговорки чистобайками.

Скороговорки для развития речи полезны каждому вне зависимости от возраста и наличия речевых проблем. Они улучшают дикцию, развивают слух, укрепляют мышление. Можно смело сказать: занятия скороговорением не только полезны, но и интересны!

fb.ru

Для чего нужны скороговорки

Рубрика «Интересно знать»
Зачем детям нужны скороговорки? Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух

Чем полезны скороговорки?

  • Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

  • Несмотря на то, что скороговорки читаются быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

  • Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

  • Он также учится не только говорить красиво, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.


Скороговорки – бесценный материал для логопеда ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорки для детей, в первую очередь – игра, а уже после – обучение.

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

Каждому звуку – своя скороговорка.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Например:

  • Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.

  • Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

  • Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

  • Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

  • Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

  • Для звука [к]: Около кола колокола.

  • Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

  • Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

  • Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

  • Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком

  • Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.

  • Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).

  • Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

  • Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

  • Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

  • Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

  • Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.


Популярные скороговорки

Всех скороговорок не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь.

От топота копыт пыль по полю летит

На дворе трава, на траве дрова;
Раз дрова, два дрова, три дрова –
Не руби дрова на траве двора.

У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.

Тридцать три корабля лавировали,

Лавировали, да не вылавировали.

Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовски;
Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,
Надо колокол переколоколовать – перевыколоколовать.

Пришёл Прокоп – кипел укроп.
Ушёл Прокоп – кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.

В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.

Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.

multiurok.ru

Чем полезны скороговорки? – логопедия, прочее

Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.

Русские скороговорки – безценный материал для логопеда ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение.
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок.

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

Каждому звуку – своя скороговорка.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.

Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.

Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).

Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Популярные скороговорки.

Всех скороговорок не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь.

От топота копыт пыль по полю летит

На дворе трава, на траве дрова;
Раз дрова, два дрова, три дрова –
Не руби дрова на траве двора.

У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.

Тридцать три корабля лавировали,
Лавировали, да не вылавировали.

Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовски;
Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,
Надо колокол переколоколовать – перевыколоколовать.

Пришёл Прокоп – кипел укроп.
Ушёл Прокоп – кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.

В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.

Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.

kopilkaurokov.ru

Для чего нужны скороговорки

Рубрика «Интересно знать»
Зачем детям нужны скороговорки? Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух

Чем полезны скороговорки?

  • Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

  • Несмотря на то, что скороговорки читаются быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

  • Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

  • Он также учится не только говорить красиво, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.


Скороговорки – бесценный материал для логопеда ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорки для детей, в первую очередь – игра, а уже после – обучение.

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

Каждому звуку – своя скороговорка.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Например:

  • Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.

  • Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

  • Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

  • Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

  • Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

  • Для звука [к]: Около кола колокола.

  • Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

  • Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

  • Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

  • Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком

  • Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.

  • Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).

  • Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

  • Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

  • Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

  • Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

  • Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.


Популярные скороговорки

Всех скороговорок не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь.

От топота копыт пыль по полю летит

На дворе трава, на траве дрова;
Раз дрова, два дрова, три дрова –
Не руби дрова на траве двора.

У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.

Тридцать три корабля лавировали,
Лавировали, да не вылавировали.

Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовски;
Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,
Надо колокол переколоколовать – перевыколоколовать.

Пришёл Прокоп – кипел укроп.
Ушёл Прокоп – кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.

В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.

Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.

multiurok.ru

А нужны ли детям скороговорки?

Что такое скороговорка?

Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками».

Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребёнок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.

Русские скороговорки – бесценный материал для учителя ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже, но на все можно повлиять и откорректировать.

Скороговорки для детей, в первую очередь – игра, а уже после – обучение. 

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. 

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится. 

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. 

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. 

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей. 
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды. 

А вот самые популярные скороговорки:

Всех скороговорок не перескороговоришь, 
Не перевыскороговоришь. 

От топота копыт пыль по полю летит. 

На дворе трава, на траве дрова; 
Раз дрова, два дрова, три дрова – 
Не руби дрова на траве двора. 

Погода размокропогодилась. 

Тридцать три корабля лавировали, 
Лавировали, да не вылавировали. 

Сшит колпак не по-колпаковски, 
Вылит колокол не по-колоколовски; 
Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать, 
Надо колокол переколоколовать – перевыколоколовать. 

Пришёл Прокоп – кипел укроп. 
Ушёл Прокоп – кипел укроп. 
Как при Прокопе кипел укроп, 
Так и без Прокопа кипел укроп. 

В четверг четвёртого числа 
В четыре с четвертью часа 
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка 
Чертили чёрными чернилами чертёж. 

У боярина-бобра нет богатства, нет добра. 
Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра. 

Мышонку шепчет мышь: 
«Ты всё шуршишь, не спишь». 
Мышонок шепчет мыши: 
«Шуршать я буду тише». 

А напоследок хочу предложить большое скороговорочное стихотворение, которое можно использовать в качестве повторения алфавита для школьников.

Азбука-скороговорка.

Ах, абрикоса аромат!
Бесшумно бабочки болтают.
Ветвистый вьется виноград!
Грустит гвоздика голубая.

Дубравы древней дремлет дух.
Едят ежата ежевику.
Жужжит жеманно желтый жук.
Здесь загорает земляника.

Индюшка ищет изумруд.
Кот камышовый кличет кошку.
Лоснится луг – лесной лоскут!
Мечтают маленькие мошки.

Немая наступает ночь.
Окрасят остров орхидеи.
Прохладой пролетают прочь
Раздумья радостных растений!

Смешные совы сеют сон.
Темнеют тучи, тропы, травы.
Улыбкой утра упоен
Фламинговый фокстрот фиалок!

Художник- хвоя холодит.
Циклон целует цикламены.
Черешня чарами чудит.
Шафрану шепчет шелк шалфея.

Щебечут щуплые щеглы.
Эх, эдельвейса эпилоги!..
Юрок-юнец юлой юлит.
Явился ястреб ясноокий.

Пусть время, потраченное на скороговорочные тренировки, принесет радостные эмоции, а возможно даже и какую-то определенную пользу!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *