Буквы мягкие согласные звуки: Мягкие и твёрдые согласные звуки — урок. Русский язык, 2 класс.
Урок на тему “Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения”
Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Класс: 2
Предмет: русский язык
Тип урока: урок изучения нового материала.
Педагогические технологии: технология деятельностного подхода
Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме.
Задачи:
Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я , ь; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;
Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку
Формировать УУД:
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
– обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э
– обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;
Техническое оборудование:
компьютер, проектор, экран
Оборудование: доска, цветные карандаши, д/игра «Беговые дорожки», раздаточный материал
Ресурсы:
Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В. П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2012 г.; Рабочая тетрадь часть1 под редакцией В.П.Канакиной, Просвещение 2012 г;
Поурочные разработки по русскому языку под редакцией Т.Н.Ситниковой, И.Ф.Яценко, Москва:ВАКО 2012 г.
Ход урока
I.Мотивация учебной деятельности
Итак, друзья внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок
– Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.
Прочитаем стихотворение
Прозвенел звонок веселый. (слайд 1)
Мы начать урок готовы.
Будем сами рассуждать,
И друг другу помогать.
– Найдите главное слово.
А для этого всем надо быть очень внимательным и работать активно.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Минутка чистописания.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
– Запишите число, классная работа.
Какое сейчас время года? Наконец то и у нас настоящая зима. И к нам в класс прилетели такие красивы снежинки. На каждой снежинке находится буква. (слайд 2)
– Как одним словом назвать эти буквы? (гласные)
– Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)
– Какую цель поставим перед письмом?
Давайте запишем эти буквы по одной в тетради, также красиво, как мороз рисует узоры на окне. Выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и подчеркните.
Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.
Оцените свою работу (!,+, -)
1 Чтение слов (слайд 3)
Наум, Нина, Нора, Нюра
– Что общего в этих словах?
– Какое правило в русском языке мы знаем? (Имена людей пишутся с большой буквы)
-На какие две группы можно разделить эти слова ? Почему?
-На какие две группы можно разделить все согласные в словах? (твёрдые и мягкие)
-Сегодня на уроке проведём небольшое исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки.
3. Самоопределение к деятельности
А чтобы это исследование провести, нам помогут два фокусника. (слайд4 )
Зовут их Бим и Бом. И они дружили с гласными, которых мы писали на минутке чистописания. Вслушайтесь внимательно.
– Какой 1 звук вы слышите в имени Бим? (Бь)
– Какой это звук твёрдый или мягкий?
И сам Бим такой же мягкий, как первый звук в его имени и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук.
– А какой 1 звук вы слышите в имени Бом? (Б) Какой это звук твёрдый или мягкий? Бом такой же твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных.
– Как называются согласные, которых любит Бом? (твёрдые)
– Как называются согласные, которых любит Бим? (мягкие)
О том, какие фокусы происходят в русском языке, вы узнаете из небольшой сказки.
Живёт в стране Грамматика ещё известный фокусник. Зовут его Мягким знаком.
Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: глагол Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка – в тёплую Баньку.
– Как такое может быть?
Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы ….встали рядом с твёрдыми согласными.
– Какие буквы, по-вашему могли спорить с Мягким знаком? Почему? ( е, ё, и, ю, я,)
– Вы догадались, кто из них Бом, а кто Бим?(по цвету) Почему?
– Какие гласные они выбирают?
III. Формулировка темы и цели урока
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения) (слайд 5)
– Давайте сформулируем цель урока (Различать мягкие и твёрдые согласные звуки и научиться их писать)
IV. Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации.
1Сравнение слов в парах. (слайд 6)
Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары? Почему?
нос – нёс
мал – мял
пар – пир
кот – кит
–Что общего между словами первого столбика? (Первый звук твердый)
–А в словах второго столбика? (Первый звук в них мягкий)
-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных? ( Буквы а, о, ы, э, у)
– Что указывает на мягкость согласных звуков? ( Буквы я, ё, ю, е, и.
)– Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного? (Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком)
-Что мы знаем о мягком знаке? ( Эта буква не обозначает звука)
Вывод
– Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и мягкость предшествующего согласного? ( Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у. Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.)
2. Чтение правила на стр 121
А теперь узнаем, совпадают ли выводы ваши с выводами учебника.
V. Первичное закрепление
3. Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха.
– Я хочу убедиться, что вы умеете различать твёрдые и мягкие согласные на слух
Игра «Беговые дорожки»
Вы сейчас будете работать в паре. Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук. Если слово начинается с мягкого звука, кладёте на дорожку зелёный кружочек, а если твёрдый то – синий.
Слова: корова, липа, берёза, ворона, собака, рябина, черёмуха, комар,
– Сколько зелёных и синих кружочков?(4 зелёных, 4 синих)
4. Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сели.
V. Закрепление материала
1. Устно, комментируя . Упр. 192.
– Больше согласных звуков или букв? Почему? В чём различие в произношении этих согласных звуков? В каких домиках живут твёрдые, а в каких мягкие?
– Буква «Бэ» какими звуками может быть обозначена?
– Произнесите только мягкие непарные согласные звуки? Какой буквой мы их обозначим?
– Произнесите только твёрдые непарные согласные звуки. Какими буквами их обозначим?
2. Комментированное письмо. Упр. 194. Запишем у доски и в тетради. Самопроверка.
Давайте вспомним, каким цветом обозначается твёрдый и мягкий согласный?
– Подчеркните твёрдый согласный синим карандашом, мягкий-зелёным.
3. Физкультминутка для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до5. Повторить 4-5 раз.
4. Самостоятельная работа упр. 123 и 124 по рабочей тетради
– упр. 123 записать гласные, которые смягчают.
– упр124 – подчеркните гласные , которые смягчают предшествующее согласное.
Оцените свою работу по шкале.
5. Для закрепления выполним работу в паре
Слова: ряд, мал, рад, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв. Вы должны подчеркнуть зелёным и синим карандашом. Одно понравилось Биму, а другое – Бому.
Взаимопроверка между парами. Оцените по шкале
VI. Итог урока
Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? (гласными)
– Над какой темой мы сегодня работали?
Как обозначается твёрдость согласных на письме? (а,о,у,э,ы)
– Как обозначается мягкость согласных на письме? (е,ё, я,ю,ь)
-Какую роль играет Ь в словах?
VII. Рефлексия.
Подведём итог нашей работы на уроке. Я хочу проверить, как вы усвоили тему нашего урока. Проведём графический диктант. Обозначьте начальными буквами. (т – твёрдый, м – мягкий)
Мал, нос, мел, бас, пир, пар, шёл (слайд 7)
Оцените свою активность на уроке.(показ на ладони)
Оценивание ладонью
– Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?
– Интересно узнать, кто из вас понял все на уроке. Поднимите жёлтый смайлик. Оценивание смайликами
У кого остались сомнения, тот покажет зелёный.
А кто не понял тему нашего урока, покажет красный.
VI. Домашнее задание
Упр 195 стр 121.Записать и подчеркнуть. – всем
У кого сегодня всё получилось придумайте сами дополнительно 2 пары слов.- дифференцированно
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Привет, ребята! Я так рада опять с вами встретиться! У меня замечательное настроение, и я решила прогуляться.
– А я говорю 21.
– Ничего ты не знаешь! Не 21, а 36!!
– Ты не права.
– Нет, это ты не прав.
– Нет, ты.
– нет, ты.
Что это? Вы слышите, кто-то ссорится. Давайте поможем разобраться….
– Это ты ничего не знаешь, точно 21!!!
– Да точно 36, я уверена.
– Добрый день. О чём это вы спорите?
– Я говорю, что в русском языке 21 согласная, а Вика – что 36. Просто ерунду какую-то говорит!
– И никакую не ерунду. Я где-то это читала, но забыла, где именно.
– Стоп. Давайте будем разбираться. Ведь ваш спор может перерасти в ссору. А если уж вы решили поспорить, надо не просто что-то утверждать. Необходимо свою точку зрения доказывать.
Итак, для начала давайте вспомним русский алфавит.
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
В нём 33 буквы. Теперь давайте посчитаем только согласные. Вы помните, согласные буквы обозначают те звуки, при произнесении которых во рту образуется преграда – на мгновение могут сжаться губы, или зубы, может к ним прижиматься язык, или сжиматься горло… И ещё… Буквы мы видим и пишем. А вот произносим и слышим мы звуки. Итак, вот согласные буквы.
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
Их 21.
– Вот видишь, я же говорил, что я прав.
– Не спеши. Я ещё не закончила. Да, действительно, согласных букв 21. Но давайте послушаем, как они произносятся в речи. Вот послушайте пары слов и обратите внимание на то, как звучат согласные звуки в начале слов в каждой паре:
мал — мял, рад — ряд, кот — кит, был — бил, лук-люк.
– Да-да, я знаю. В слове МАЛ первый звук – [М]. Он звучит твёрдо. А в слове МЯЛ – [М/] звучит мягко. Вот этот значок обозначает, что звук мягкий. РАД начинается с твёрдого согласного звука [Р], РЯД – с мягкого звук [Р]/. КОТ– [К], КИТ – [К/], БЫЛ – [Б], БИЛ – [Б/], ЛУК – [Л], ЛЮК – [Л/].
– Так это что, получается, что каждую согласную букву можно назвать двумя звуками, твёрдым и мягким?
– Нет, это не совсем так. Мы уже знаем, что согласных букв всего двадцать одна. Пятнадцать из них – это буквы, которые могут обозначать как мягкие, так и твёрдые согласные звуки. Это буквы Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х. Их называют парными по твёрдости-мягкости.
Для обозначения звуки записываются теми же буквами, но при этом используют квадратные скобки. Вот посмотрите:
Это значит, 15 букв обозначают 30 звуков.
Но в алфавите есть согласные буквы, которые обозначают только один звук. Это буквы Ж, Ш, Ц. Они обозначают только твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц].
Есть и ещё 3 согласные буквы – Й, Ч, Щ, которые обозначают только мягкие согласные звуки [й/], [ч/], [щ/].
Вот и получается, что согласных букв двадцать одна, а согласных звуков – тридцать шесть. Из них 30 – парные по твёрдости-мягкости, 3 твёрдых и 3 мягких. Так что, спорить вам совершенно не стоило.
Надо было просто разобраться. Миша, ты утверждал, что их 21, говоря о согласных буквах, а ты Вика говорила – 36, имея в виду согласные звуки. Вы оба были правы, но просто не понимали, что говорите о разном.
Ну, а теперь давайте вспомним, почему одни и те же буквы могут обозначать 2 звука – твёрдый и мягкий.
Посмотрите внимательно на несколько пар слов:
Мал – мял, мыл – мил, Тома – Тёма, лук – люк, мэр – мера.
– Я помню. Мы ещё в 1 классе узнали, что, если после согласного стоят гласные А, О, У, Ы, Э или другие твёрдые согласные, то этот согласный звучит твёрдо, как в словах мал, мыл, Тома, лук, мэр.
А ещё, например, торт, класс, где тоже все согласные – твёрдые.
А я знаю, что, если после согласного стоят буквы я, е, ё, ю, и, то согласные перед ними звучат мягко. Это хорошо слышно в словах мял, мил, Тёма, люк, мера.
И ещё. Когда мы записываем звуковой строй слов с мягкими согласными, вот что получается:
Например, записываем слово мял, а звучит [м/ал]. Буква я смягчила предыдущий согласный, но при этом потеряла звук [й/]. Так же и с остальными йотовыми гласными ё, е, ю. Например, Люк – [л/ук], мера [м/эра], Тёма [т/ома].
– А вот после букв Ж, Ш пишется буква И, но произносятся они все равно твёрдо. Например, жил, шил.
А букве Ц – всё равно. После неё в некоторых словах пишется И, а в других – Ы. Но, все равно, ц всегда произносится твёрдо. Например, цирк, цыплёнок. И в одном слове, и в другом она звучит твёрдо – [цы]
И совсем иное у согласных Ч и Щ. После них не пишутся буквы Я и Ю. Только А и У. Чаща, чудо, щука. Но при этом звуки [ч/], [щ/] всегда звучат мягко.
Мягко всегда звучит и звук [й/], хотя после него никогда не стоят буквы я, ю, е, ю, и.
– Вы просто молодцы! Очень хорошо помните то, с чем познакомились в 1 классе. Только про одну букву вы всё-таки забыли. А она тоже подсказывает, что согласная, стоящая перед ней, произносится мягко. Это…
– Мягкий знак!!!
– Конечно. Мягкий знак указывает на то, что стоящая перед ней согласная произносится мягко. Например, день, соль, коньки.
Ну вот, мы и вспомнили о твёрдых и мягких согласных. А сейчас давайте ещё раз повторим все то, о чем сегодня говорили.
* В русском языке двадцать одна согласная буква и тридцать шесть согласных звуков.
* Буквы Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х являются парными по твёрдости-мягкости, т.е. могут обозначать как твёрдые, так и мягкие звуки.
* Буквы Ж, Ш, Ц обозначают только твёрдые звуки.
* Буквы Ч, Щ, Й обозначают только мягкие звуки.
* Если после согласного стоят буквы я, е, ё, ю, и, или ь то эти согласные звучат мягко.
* Если после согласного стоят буквы а, э, о, у, ы то эти согласные звучат твёрдо.
А теперь нам пора прощаться. И, конечно, не забудьте. Если вы о чём-нибудь спорите, не старайтесь убедить собеседника громким криком. Это ни к чему, кроме ссоры, не приведёт. Постарайтесь пользоваться фактами из специальной литературы, например, из учебника, или из энциклопедии, или из другого достоверного источника. И тогда вы не поссоритесь со своими друзьями, а только приобретёте новые знания.
До свидания, ребята!
Образцы списка слов Resource Room: «Soft C»
Образцы списка слов Resource Room: «Soft C»
|
How to Pronounce Hard & Soft G & C – Блог Ellii
В отличие от многих языков, которые имеют однозначное соответствие звука и правописания, английское произношение общеизвестно сложно. Для изучающих язык не так много правил произношения, и часто это просто вопрос прослушивания слова и запоминания того, как оно звучит.
Иногда, однако, учащиеся могут отвлечься от определенных букв или звуков, которые на самом деле следуют набору правил произношения. Так обстоит дело с буквами G и C!
От великий до спортзал до торт до город буквы Г и С могут произноситься как «твердый» или «мягкий» звук. Часто это зависит от положения буквы в слове и от буквы, которая следует за ней.
Правило № 1
Когда за G или C следует E, I или Y, звук мягкий .
Примеры:
- пол
- тренажерный зал
- ячейка
- корица
Правило № 2
Когда за G или C следует A, O или U, звук твердый .
Примеры:
- ворота
- перейти
- кот
- шкаф
Правило №3
Когда за G или C следует согласная, звук становится твердым .
Примеры:
- стекло
- программа
- факт
- часы
Правило № 4
Когда G или C удваиваются, звук становится жестким .
Примеры:
- яйцо
- туманный
- произойти
- брокколи
Правило № 5
Когда слово заканчивается на G или C (или CK), звук твердый .
Примеры:
- сумка
- свинья
- магия
- больной
Правило № 6
Когда слово заканчивается на G или C + E, звук мягкий .
Примеры:
- возраст
- ребро
- забор
- офис
Исключение № 1
Некоторые распространенные слова не соответствуют правилам для твердого и мягкого G, например begin , get и get .
Исключение #2
В некоторых словах с двойной буквой C после твердого звука следует мягкий звук, например акцент , приемлемый и вакцина .
Исключение #3
Когда за G следует H, это иногда произносится как /f/, например, кашель , смеяться и достаточно . В других случаях он молчит, например, выше , хотя , а купил .
Исключение №4
Когда за C следует H, это произносится как /tʃ/, например, сыр , часы и церковь .
Исключение #5
Когда слово оканчивается на N + G, оно произносится /ŋ/, например, поет , приносит и работает .