Буквы которые обозначают мягкие согласные звуки: Подчеркни буквы обозначающие мягкие согласные звуки в словах жираф перья юрий мятый пение
Согласные звуки | Развивайка
Ответы к стр. 49 – 58
Упражнение 105, с. 49
105. Прочитайте. Впишите в пустые клетки буквы. Если вы правильно это сделаете, то у вас получатся разные слова.
лак | бочка | сок |
рак | почка | сон |
мак | кочка | сом |
бак | точка | сор |
- Что обозначает каждое из слов? Составьте и запишите предложение с одним из слов.
Сегодня мне приснился удивительный сон.
Упражнение 106, с. 49
106. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.
С. Маршак
- Подготовьтесь ответить на вопрос: одинаковые или разные звуки обозначены буквами “эр”, “эль”, “эс”, “тэ”?
Этими буквами обозначены разные звуки по твёрдости-мягкости.
[р] – серый, рыжую, [р’] – встретил,
[л] – волк, глухом, встретил, [л’] – (в) лесу, лису,
[с] – (в) лесу, встретил, лису, [с’] – серый,
[т] – встретил, [т’] – встретил.
Упражнение 107, с. 50
107. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Шуршащая песня
Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, и дождь шуршит. А там тихо-онечко шуршат шесть шустрых маленьких мышат.
А. Усачёв
- Прочитайте текст ещё раз. Какие звуки вы слышите при чтении? Подчеркните буквы, которыми передаются эти звуки. Почему автор использовал слова с повторяющимися звуками?
Автор использовал слова с повторяющимися звуками, чтобы передать шуршание.
Упражнение 108, с. 50
108. Рассмотрите рисунки и обозначения звуков.
[с] ⇒ оса; [с’], [г] ⇒ гусь; [г’], [р’] ⇒ гиря; [р] – роза.
- Соедините рисунок с тем звуком, который слышится в названии предметов.
- Запишите названия предметов. Подчеркните в них буквы, обозначающие согласные звуки.
Оса, гуси, роза, гиря.
Упражнение 109, с. 51
109. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.
Буквой “и краткое” обозначается согласный звук [й’]. Буквой “и” обозначается гласный звук [и].
Слова для справок: гласный, согласный.
Упражнение 110, с. 51
110. Найдите среди слогов слова. Подчеркните их. Помогите собачке собрать из слогов слова со звуком [й’] и записать их.
Незнайка, шайка, чайка, случай, тройка, майка, мойка, лайка, стройка, муравей, муравейник, чайник.
Над морем кружилась белоснежная чайка.
- Устно составьте предложение с любым словом.
Упражнение 111, с. 52
111. Произнесите слова по их звуковым записям. Рядом запишите каждое слово буквами.
[край’] край [край’á] края
[л’э́й’ка] лейка [й’э́л’и] ели
[трóй’ка] тройка [й’óлка] ёлка
[играй’ут] играют [й’ýжный’] южный
- Подчеркните буквы, в которых “спрятался” звук [й’]. Почему в некоторых из этих слов звуков больше, чем букв?
В некоторых словах звуков больше, чем букв, потому что звук [й’] “прячется” в е, ё, ю, я.
Упражнение 112, с. 52
112. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.
Сырое молоко не пей.
Прокипяти его скорей.
Скорее руки с мылом мой.
Слова для справок: домой, скорей, пей, мой.
- Подчеркните в словах слоги с буквой й.
Упражнение 113, с. 52
113. Прочитайте. Каких животных так называют? Запишите названия животных.
Косой – заяц, косолапый – медведь, серый – волк.
Упражнение 114, с. 53
114. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова так, чтобы получились рифмованные строки.
С двойной согласной непременно
пишем мы слова: антенна,
килограмм, и грамм, и тонна,
пассажир, шоссе, колонна,
ссора, теннис и программа,
группа, касса, телеграмма,
русский, класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.
Н. Бетенькова
Слова для справок: телеграмма, Анна, колонна.
- Подчеркните удвоенные согласные.
Упражнение 115, с. 53
115. Прочитайте. Откуда эти строки?
– Вот вам телеграмма
От Гиппопотáма!
К.
Жил человек рассеянный
На улице Бассéйной.
С. Маршак
Это строки из произведений Корнея Ивановича Чуковского “Айболит” и Самуила Яковлевича Маршака “Вот какой рассеянный”.
- Обведите кружком удвоенные согласные. Подчеркните синоним к слову бегемот.
- Составьте ответ на вопрос: кто прочитал телеграмму от больных зверей?
Доктор Айболит прочитал телеграмму от больных зверей.
Упражнение 116, с. 54
116. Подберите имена, в которых есть удвоенные согласные.
лл | мм | нн | пп |
Ал-ла Эл-ла | Рим-ма Эм-ма | Ан-на Жан-на | Фи-липп Ип-по-лит |
- Запишите слова, разделяя их для переноса чёрточкой (-).
Упражнение 117, с. 54
117. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите их.
1. Автобусы ехали по широкому шоссе.
2. Ссора до добра не доведёт.
3. Аппетит приходит во время еды.
4. В лесу растёт можжевельник. Это хвойный кустарник.
5. Римма собирала коллекцию марок.
Слова для справок: ссора, аппетит, можжевельник, шоссе, Римма, коллекция.
Упражнение 118, с. 55
118. Прочитайте. Подчеркните слова, которые правильно разделены для переноса.
о-бла-ко скамей-ка су-ббота
об-лако скаме-йка суб-бота
Упражнение 119, с. 55
119. Запишите буквы, которыми могут быть обозначены:
а) и твёрдый, и мягкий согласный звук:
б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х
б) только твёрдый согласный звук:
ж, ц, ш
в) только мягкий согласный звук:
й, ч, щ
Упражнение 120, с. 55
120. Назовите изображённые предметы. Произнесите каждый звук, который обозначен пропущенной буквой.дя́тел, ель, лисá, орёл, индю́к
- Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте, где нужно, ударение.
121. Прочитайте. Чем интересны выделенные слова?
В выходной, весной как раз,
Вол Василий вёз воз ваз.
Налетел на старый вяз…
Вот и кончен наш рассказ.
А. Усачёв
- В чём сходство и различие слов вёз и воз, ваз и вяз, раз и ваз? Какими звуками они различаются?
вёз – воз [в’ос] – [вос], ваз – вяз [вас] – [в’ас], раз – ваз [рас] – [вас]
- Запишите ответ на вопрос: что вёз вол Василий?
Вол Василий вёз целый воз с вазами.
Упражнение122, с. 56Лёня и Лиля леденцы делили.
Лёня ломом колол лёд перед домом.
В. Борисов
- Подчеркните буквы,которыми обозначены мягкие согласные звуки. Подготовьтесь произнести эти звуки.
123. Впишите в кружки буквы, которые могут указывать на мягкость предшествующего согласного звука в слове:
е, ё, ю, я, и, ь
Упражнение 124, с. 57
124. Прочитайте.
Не зря прилетают зимой снегири.
Горят на снегу они, как фонари.
- Подчеркните в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Упражнение 125, с. 57
125. Прочитайте.
Рысь меньше льва.
Медведь больше белки.
- Вставьте в предложения пропущенные слова (больше или меньше).
- Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
Упражнение 126, с. 57
126. Выпишите из словаря антонимов две пары слов, в которых в первом слоге есть мягкий согласный звук. Подчеркните буквы, которые обозначают этот звук.
Белый – чёрный, верхний – нижний.
- Составьте и запишите предложение с одним из слов.
Белый медведь занесён в Красную книгу России.
Упражнение 127, с. 58
127. Прочитайте. Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.
Здравствуй, гостья-зима!
- Вставьте каждый произнесённый звук в квадратные скобки. Подчеркните его признаки.
[й’] – согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
[г] – согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
Упражнение 128, с. 58
128. Рассмотрите рисунок. Украсьте ёлку словами-названиями игрушек. В первый столбик запишите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука, во второй – с твёрдого согласного звука.
мишка шишка
львёнок зайка
лиса мышка
петушок поезд
ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК
ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Конспект урока “Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения”
Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: закрепить полученные знания по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Этапы урока
1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
-Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
– Посмотрите на парты, всё ли у вас готово к уроку?(тетради , учебник , пенал, цветные карандаши, лист рефлексии)
-Ребята на Ваших партах лежат смайлики давайте оценим, с каким настроением вы пришли на урок!
-Поднимите тот смайлик , который соответствует Вашими настроению.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
Цель: подготовка мышления учащихся и осознания ими потребности к выявлению причин и затруднений в собственной деятельности
-Открываем тетради. Записываем число, классная работа.
-Прочитайте слова, записанные на доске.
Метель, десять, сирень
– Запишите эти слова в тетрадь
– Что объединяет эти слова?(Скажите ,когда вы читали эти слова, что вы заметили?)
-Возьмите зелёный карандаш и отметьте все мягкие согласные звуки.
– Давайте вспомним и сделаем вывод: если после согласного стоит мягкий знак или буквы : я, и,ю,е,ё , то согласный звук становится мягким.
-Оцените, в листах рефлексии , как вы записали число, классная работа, и слова.
Давайте сформулируем цель нашего : закрепить полученные знания по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
-Ребята посмотрите кто пришел к нам в гости, герой какого мультфильма Олаф-это снеговик из мультфильма «Холодное сердце».
-Посмотрите ,что случилось с нашей доской с его приходом ? Он засыпал нашу доску снежинками посмотрите, это не просто снежинки на них что-то написано, давайте посмотрим.
-Он приготовил нам задания
3. Этап локализации индивидуальных затруднений
Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
-Ребята, послушайте, что вы будете делать : я вам раздам снежинки с заданиями, которые мне передал Олаф, которое будете выполнять в тетрадях самостоятельно. Выполнив задание положите ручки на стол.
Снежинка №1
1. Спишите. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни согласные буквы, которые обозначают мягкие звуки зелёным карандашом, а твёрдые-синим.
Ф__враль, январ__, д__кабрь, р__сунок, меб__ль, м__г__зин, м__тро.
Снежинка№2
1.Спишите.Вставь пропущенные буквы. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
Лейка, быль, коньки, деньки, лес, мёд, люстра, мякоть.
Снежинка №3
1. Спишите. Подчеркните зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.
Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.
Снежинка№4
Запиши названия предметов, которые начинаются с мягкого согласного звука.
Снежинка №5
1.Выпишите слов, которые начинаются с мягкого согласного звука. Подчеркни мягкие согласные буквы зеленым карандашом.
Зима,мыло,воз,вёз,конь,зонт,плот,мёд.
Физкультминутка
-Ребята пришло время отдохнуть давайте встанем.
-Если услышите первый звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте.
Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пол.
Зима , снег ,метель, снегирь, снеговик, пурга.
Молодцы! Присаживайтесь!
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Цель: постановка личных целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств её реализации
-Давайте проговорим план по которому вы выполняли свое задание
Составляют план работы:
1.Читаем задание
2.Проговариваем слово или название предмета про себя (или шепотом)
3.Находим буквы, которые дают мягкость или твердость предшествующему согласному звуку
4.Отмечаем мягкий согласный звук –зеленым, а твердый согласный – синим карандашом.
5. Этап реализации построенного проекта.
Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе, формирование умения правильно применять соответствующие способы действий
-Посмотрите на доску и самостоятельно проверьте свою работу по эталону, для этого возьмите простой карандаш, если сделали ошибки исправьте их.
На полях если все верно ставим + если есть ошибки ставим !
6.Этап обобщения затруднений во внешней речи
Цель: обобщение затруднений в устной речи, закрепление способов действий, вызвавших затруднения
– Ребята кажется Олаф хочет нам что-то сказать :
-« Ребята, мне кажется, я понял, как находить мягкие согласные. А вы?»
-Давайте уточним в учебнике. С 121 Вспомните!
-Вспомните план , который мы составляли и один из пунктов был :
Находим буквы, которые дают мягкость или твердость предшествующему согласному звуку
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха
-Ребята посмотрите Олаф приготовил нам еще одно задание: «давайте немного поколдуем, из твердых согласных сделаем мягкие. Запишите только новый вариант слов.»
Образец: мыл – мил
Нос, пар, лук.
-Проверьте по эталону, верно ли вы записали слова. Если ошибок нет, то поставьте плюс, в снежинке, если есть ошибки- восклицательный знак.
Выполняют задание, по очереди выходя к доске.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: повторение и закрепление ранее изученного
-Ребята Олаф предлагает нам обратиться к учебнику и выполнить задание на с.122 упр.198
Если кто-то забыл непарные согласные звуки , где мы можем посмотреть их?
Проверим вместе это задание.Я читаю верный ответ, а вы рядом ставите « +», если верно и «– » , если неверно.
Выполняют задание с учебника
Вместе с учителем делают самопроверку
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: осознание метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности
– Наш урок подходит к концу. Какая была цель урока? Достигли ли мы поставленной цели ?
-Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные звуки”
-В листах рефлексии оцените свою работу на уроке закрасьте большую снежинку – если считаете , что вы достигли отметки 5или 4 , маленькую, если 3 или 2.
Выставление оценок с корректировкой учителя.
-Давайте запишем домашнее задание с.123 упр.201.
Доп.задание по желанию: написать сказку как твердые согласные звуки превращаются в мягкие согласные звуки.
-Ребята поднимите смайлик, с каким настроением вы покинете урок!.
-Спасибо за урок!
Снежинка №1 1. Спишите. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни согласные буквы, которые обозначают мягкие звуки зелёным карандашом, а твёрдые-синим. Ф__враль, январ__, д__кабрь, р__сунок, меб__ль, м__г__зин, м__тро. | Снежинка№2 1.Спишите.Вставь пропущенные буквы. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Лейка, быль, коньки, деньки, лес, мёд, люстра, мякоть. | Снежинка №3 1. Спишите. Подчеркните зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые. Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье. |
Снежинка№4 Запиши названия предметов, которые начинаются с мягкого согласного звука. | Снежинка №5 1.Выпишите слов, которые начинаются с мягкого согласного звука. Подчеркни мягкие согласные буквы зеленым карандашом. Зима,мыло,воз,вёз,конь,зонт,плот,мёд. | Снежинка №1 1. Спишите. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни согласные буквы, которые обозначают мягкие звуки зелёным карандашом, а твёрдые-синим. Ф__враль, январ__, д__кабрь, р__сунок, меб__ль, м__г__зин, м__тро. |
Снежинка№2 1.Спишите.Вставь пропущенные буквы. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Лейка, быль, коньки, деньки, лес, мёд, люстра, мякоть. | Снежинка №3 1. Спишите. Подчеркните зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые. Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье. | Снежинка№4 Запиши названия предметов, которые начинаются с мягкого согласного звука. |
Когда согласные становятся гласными: Взгляд из датского и голландского языков
Расмус Пуггард-Роде обсуждает несколько случаев, когда кажущаяся очевидной граница между гласными и согласными стирается, и растворяется одно из самых устойчивых различий в фонологии.
Я не помню, чтобы много изучал фонологию в начальной школе. Иногда кажется, что учителя сделают все возможное, чтобы не говорить об этом. Например, когда я начал изучать голландский. Именно тогда я впервые познакомился с термином 9.0005 мягкий кетчуп. Оказалось, что это странная, но полезная мнемоника, которую учителя используют для освещения важного фонологического обобщения, фактически не обучая студентов чему-либо фонологии. Он используется следующим образом: прошедшее время глагола образуется добавлением к основе – de или -te – вы выбираете te , если последняя буква является одной из букв в s o ft k e tch u p . Например, прошедшее время основы werk (работать) – это werkte ( k – мягкий согласный кетчуп), а прошедшее время основы bel (звонить) – belde ( l не мягкий кетчуп согласный). Что касается важного фонологического обобщения, которое он делает; звуки, записываемые как s f t k ch p , представляют собой четко определенный класс звуков, а именно, все они глухие .
На самом деле, единственное фонологическое различие, о котором я слышал в начальной школе Дании, было между гласных и согласных . Вы знаете, красные буквы и синие буквы. Это, по-видимому, одно из основных различий между классами звуков, которым мы с удовольствием обучаем наших 6-летних детей.
Гласные и согласные
Различие между гласными и согласными относительно легко понять. Обычно вы найдете гласных в центре слогов. Когда вы произносите гласную, ваш рот открыт, и вы позволяете выходящему из легких воздуху свободно течь. И гласные звонкие. Поэтому, если вы приложите руку к горлу, удерживая звук «аааа», вы должны почувствовать вибрацию всей своей головы.
Согласные , с другой стороны, находятся на краях слогов. Обычно вы используете свой язык или губы, чтобы каким-то образом блокировать выходящий воздух. И они могут быть не озвучены. (Вспомните s o ft k e tch u p : произнесите эти слова без гласных, sft ktchp, и вы вообще не почувствуете, как вибрирует ваш череп. ) Стоп — прототипы согласных. Это звуки, обычно обозначаемые буквами b d g p t k 9.0008 . Вы используете свой язык или губы, чтобы полностью блокировать выходящий воздух, и они обычно находятся на краях слогов. Некоторые озвучены, некоторые нет. Можно сказать, что глухие смычные звуки наименее похожи на гласные.
Когда согласные становятся гласными: goed, bage, bagte
Однако рассмотрим голландское слово goed (хорошо). Последний звук в goed — это глухая остановка, произносимая путем поднятия кончика языка к мясистой области за верхними зубами и блокирования выходящего воздуха. В таких словах, как goeiemiddag (добрый день), эта глухая остановка заменяется гласным звуком i -. Очевидно, это одно и то же «слово», но финальный звук чередуется между самой согласной из согласных и чем-то подозрительно похожим на гласную.
Более экстремальные версии этого явления распространены в датском языке. Рассмотрим инфинитивную форму глагола bage (выпекать), которая произносится как , а не , как можно было бы ожидать, исходя из правописания. Второй слог пишется ge , произносится как гласная [ɪ] (примерно такая же гласная встречается в английских словах, таких как k i ck , b i g , l i ft , и т. д.) все гласные, он звонкий и произносится, немного приподняв переднюю часть языка в направлении нёба, хотя и не таким образом, чтобы каким-либо образом блокировать выходящий воздух. Форма прошедшего времени глагола — bagte , и на этот раз произношение намного ближе к написанию. Этот
Когда согласные становятся гласными: любому ребенку, который учится говорить, читать и писать в Дании, придется смириться с этим фактом, часто подсознательно.
Как это работает?
Часто предполагается, что это два совершенно разных звука – смычный и гласный . – должны на каком-то когнитивном уровне быть одним и тем же. Мысленно корень слова должен храниться в какой-то абстрактной форме, охватывающей оба произношения. Когда говорящий произносит слово вслух, он извлекает слово из памяти, и к абстрактной форме слова применяется сложная система правил. Это в конечном итоге возвращает желаемое произношение. Но процесс должен быть быстрым и точным; вы никогда не услышите, как носители датского языка спотыкаются и колеблются, вычисляя правильное произношение, и никогда не выбирают неправильное по ошибке.
Что я думаю по этому поводу? Не думаю, что нам нужно усложнять историю. Из исторических источников мы знаем, что гласный раньше был звонким смычком и что в определенных контекстах, например, между другими гласными, он постепенно переходил от смычка к гласному через ряд промежуточных шагов. В течение столетий воспроизведения этого звука языки говорящих постепенно отодвигались от нёба, а самая высокая точка языка постепенно продвигалась вперед. Все эти промежуточные шаги можно объяснить; в результате звук стал легче произносить или воспринимать. Подробности слишком технические, чтобы вдаваться в них, но я искренне рекомендую мою будущую диссертацию или эту совершенно новую статью, которую я написал в соавторстве с коллегами из Дании, для получения более подробной информации.