Буквы глухие звонкие мягкие твердые: Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные – ҰБТ, Қорытынды аттестаттау және ОЖСБ сынақтарына дайындайтын онлайн жаттықтырғыш құралы
Звонкие согласные звуки в начале слова. Мягкие и твердые согласные звуки
Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.
Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название – твёрдый .
Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.
Проверим. В первую корзину положили: свёклу
Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС .
Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:
ряд – звук [р’] – рад – звук [р]
люк – звук[л’] – лук – звук [л]
Рис. 3. Лук ( )
мял – звук [м’] – мал – звук [м]
Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.
Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:
Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].
Выполним задание: укажем парный звук.
[з] – ? [ж] – ? [р’] – ? [ч’] – ? [с’] – ? [л] – ? Проверим правильность выполнения задания: [з] – [з’]; [р’] – [р]; [с’] – [с]; [л] – [л’]. [ж], [ч’] – непарные по мягкости-твёрдости звуки.
На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак
Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:
Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.
Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.
Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
Дополнительные веб-ресурсы
- Гипермаркет знаний ()
- Русский язык: краткий теоретический курс. ()
- Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()
Сделай дома
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
- Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? (В слове электричка – 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]) .
- Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.
Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме – обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.
36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б”], [з”], [в”], [д”], [й”], [н”], [к”], [м”], [л”], [т”], [с”], [п”], [р”], [ф”], [г”], [х”].
Согласные звуки делятся на:
- мягкие и твердые;
звонкие и глухие;
парные и непарные.
Мягкие и твердые согласные звуки
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.
В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.
Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:
- если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
- после них стоит другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
- если звук стоит в конце слова – [мрак], [друг], [стол].
Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль – [мол’], мел – [м’эл], калитка – [кал’итка], пир – [п’ир].
Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные – только [ш], [ц], [ж].
Согласный звук станем мягким, если после него стоит “ь” и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – [г”эн], лён – [л”он], диск – [д”ыск], люк – [л”ук], вяз – [в”яз], трель – [тр”эл”].
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].
Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ”ука], [хор], [цар”], [ч”ан].
К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] – [п], [ж] – [ш] , [г] – [х], [з] – [с]. [д] – [т], [в] – [ф]. Примеры: быль – пыль, дом – том, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.
Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] – [р”], [п] – [п”], [м] – [м”], [в] – [в”], [д] – [д”], [ф] – [ф”], [к] – [к”], [з] – [з”], [б] – [б”], [г] – [г”], [н] – [н”], [с] – [с”], [л] – [л”], [т] – [т”], [х] – [х”]. Примеры: быль – бель, высь – ветвь, город – гепард, дача – дело, зонт – зебра, кожа – кедр, луна – лето, монстр – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – ферма, хоромы – хижина.
Таблица для запоминания согласных звуков
Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.
Твердые – перед буквами А, О, У, Ы, Э Мягкие – перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я | Твердые и мягкие согласные | |||
б | бал | б” | битва | |
в | вой | в” | веко | |
г | гараж | г” | герой | |
д | дыра | д” | дёготь | |
з | зола | з” | зевок | |
к | кум | к” | кеды | |
л | лоза | л” | листва | |
м | март | м” | месяц | |
н | нога | н” | нежность | |
п | паук | п” | песня | |
р | рост | р” | ревень | |
с | соль | с” | сено | |
т | туча | т” | терпение | |
ф | фосфор | ф” | фирма | |
х | худоба | х” | химия | |
Непарные | ж | жираф | ч | чудо |
ш | ширма | щ | лещина | |
ц | цель | й | войлок |
Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.
Парные | Звонкие | Глухие |
Б | П | |
В | Ф | |
Г | К | |
Д | Т | |
Ж | Ш | |
С | ||
Непарные | Л, М, Н, Р, Й | Х, Ц, Ч, Щ |
Детские стихи для лучшего освоения материала
Буквы ровно 33 в русском алфавите,
Чтоб узнать, сколько согласных –
Десять гласных отнимите,
Знаки – твердый, мягкий –
Сразу станет ясно:
Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
Но вовсе не опасные.
Если произносим с шумом, то они глухие.
Звуки согласные гордо говорят:
Они по-разному звучат.
Твердые и мягкие
На деле очень легкие.
Одно простое правило запомни навсегда:
Ш, Ц, Ж – тверды всегда,
А вот Ч, Щ, Й – только мягки,
Как кошачьи лапки.
А другие смягчим так:
Если добавим мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой же хитрый знак такой!
А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
Получим мягкую согласную.
Знаки-братья, мягкий, твердый,
Мы не произносим,
Но чтоб слово изменить,
Их помощи попросим.
Всадник скачет на коне,
Кон – используем в игре.
Дома и на улице мы можем услышать множество звуков: шаги человека, тиканье часов, шум дождя, пение птиц, гудок автомобиля. Однако звуки человеческой речи стоят особняком и отличаются от других, ведь с их помощью можно образовать слова. Известно, что все звуки русского языка делятся на две группы: согласные и гласные. При образовании гласных для воздуха не возникает преграды в полости рта. А вот в случае с произношением согласных в полости рта возникает преграда. Итак, какими могут быть на какие группы они делятся, что означает выражение «парные согласные»?
Глухие и звонкие согласные звуки
Деление на эти группы происходит следующим образом: звонкие согласные произносятся с помощью шума и голоса, а вот глухие состоят из одного шума. Первые и вторые могут образовывать пары по глухости/звонкости. Соотносительная парность представлена 12 рядами. Например: “д”-“т”, “г”-“к”, “з”-“с” и другие. Такие звуки – парные согласные. Но не все согласные могут объединяться в пары. Их не образуют звонкие “н”, “м”, “л”, “й”, “р”, а также глухие “ц”, “х”, “щ”, “ч”. На письме звуки обозначаются соответствующими буквами. Важно быть внимательными. Парные и непарные согласные в конце слова или в середине перед согласным могут звучать одинаково, но быть обозначенными разными буквами. Для проверки их написания необходимо найти слово с тем же корнем, чтобы после проверяемого согласного оказался гласный, и звучание не оставляло сомнений в правописании. Например:
гриб – гриб ы, грипп – грипп озный;
рот – рот овая (полость), род – род овой (замок).
Согласные мягкие и твёрдые
В зависимости от положения языка при произношении звуков все согласные делятся на твёрдые и мягкие. Это разные фонемы. Выделяются парные согласные и непарные. Примеры пар: “в”-“в,” , “к”-“к,” , “р”-“р,” и другие. Значком ( , ) обозначается мягкость звука при транскрипции. Пар не образуют мягкие “щ”, “ч”, “й”, а также всегда твёрдые “ш”, “ж”, “ц”. Безусловно, очень важно различать парные согласные звуки твёрдые и мягкие. Иногда они даже различают слова. Например:
м ёл – м ол, мел – мел ь.
В “м ёл” и “мел ь” выделенные согласные – мягкие, а в словах “м ол” и “мел” – твёрдые. Благодаря такому особому произношению не путаются слова.
При написании слов мягкость согласных звуков может обозначаться следующими способами:
- При помощи “ь”. Например: коньки, лось, ударь.
- С использованием букв “и”, “я”, “е”, “ё”, “ю”. Вот эти случаи: колесо, подкинули, мяч.
Важно запомнить, что в середине слова перед согласной мягкость не обозначается мягким знаком в следующих сочетаниях: “ст”, “щн”, “нт”, “рщ”, “чн”, “чк”, “нщ”, “нч”. Обратите внимание на слова: конч ина, спорщ ица, мост ики. В выделенных сочетаниях первый согласный слышится мягко, но пишется без
Буквы “я”, “е”, “ё”, “ю” могут представлять гласные звуки “а”, “э”, “о”, “у” + мягкость согласного перед ними. В других случаях (в начале слова, после после “ь”, “ъ”) они означают два звука. А перед звуком “и”согласные всегда будут произноситься мягко.
Итак, можно было заметить, что создание пар – это особенность, весьма характерная для системы согласных звуков русского языка. Парные согласные объединяются в группы и одновременно противопоставляются друг другу. Зачастую они помогают различать слова.
- А а а
- Б б бэ
- В в вэ
- Г г гэ
- Д д дэ
- Е е е
- Ё ё ё
- Ж ж жэ
- З з зэ
- И и и
- Й й и краткое
- К к ка
- Л л эль
- М м эм
- Н н эн
- О о о
- П п пэ
- Р р эр
- С с эс
- Т т тэ
- У у у
- Ф ф эф
- Х х ха
- Ц ц це
- Ч ч че
- Ш ш ша
- Щ щ ща
- ъ твёрдый знак
- Ы ы ы
- ь мягкий знак
- Э э э
- Ю ю ю
- Я я я
42 звука | |||||
---|---|---|---|---|---|
6 гласных | 36 согласных | ||||
[а] [и] [о] [у] [ы] [э] | Парные | Непарные | |||
Ударные | Безударные | Звонкие | Глухие | Звонкие | Глухие |
[б] [б”] [в] [в”] [г] [г”] [д] [д”] [ж] [з] [з”] | [п] [п”] [ф] [ф”] [к] [к”] [т] [т”] [ш] [с] [с”] | [й”] [л] [л”] [м] [м”] [н] [н”] [р] [р”] | [х] [х”] [ц] [ч”] [щ”] | ||
Парные | Непарные | ||||
Твёрдые | Мягкие | Твёрдые | Мягкие | ||
[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] | [б”] [в”] [г”] [д”] [з”] [к”] [л”] [м”] [н”] [п”] [р”] [с”] [т”] [ф”] [х”] | [ж] [ц] [ш] | [й”] [ч”] [щ”] |
Чем буквы отличаются от звуков
Звук – это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).
Буква – это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.
Гласные буквы и звуки
Гласные звуки («глас» – это старославянское «голос») – это звуки [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] , при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа] , [иииииии] …
Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё , и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё , ю, я называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й”] , когда
- стоят первыми в фонетическом слове е ле [й” э ́л”э] (3 буквы, 4 звука) е щё [й” и щ”о́] (3 буквы, 4 звука) ё ж [й” о ́ш] (2 буквы, 3 звука) Ю ля [й” у ́л”а] (3 буквы, 4 звука) я блоко [й” а ́блака] (6 букв, 7 звуков) я ичко [й” и и́ч”ка] (5 букв, 6 звуков)
- следуют после гласных птицее д [пт”ицый” э ́т] (7 букв, 8 звуков) её [йий” о ́] (2 буквы, 4 звука) каю та [кай” у ́та] (5 букв, 6 звуков) синяя [с”и́н”ий” а ] (5 букв, 6 звуков)
- следуют после ь и ъ въе зд [вй” э ́ст] (5 букв, 5 звуков) подъё м [падй” о ́м] (6 букв, 6 звуков) лью [л”й” у ́] (3 буквы, 3 звука) крылья [кры́л”й” а ] (6 букв, 6 звуков)
Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й”] , когда
- следует после ь соловьи [салав”й” и ́] (7 букв, 7 звуков)
В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные – безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.
Бе гущий [б”игу́ щ”ий”] – бе г [б”э́ к] го ра [гара́ ] – го ры [го́ ры]
Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.
В сад [фса́т]
Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.
е -ё (2 слога) то -чка (2 слога) о -де -ва -ться (4 слога)
Согласные буквы и звуки
Согласные звуки – это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.
Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п] – [б] , при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.
Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом ” , что происходит, когда согласные
- являются всегда мягкими [й”] , [ч”] , [щ”] ай [а́й” ] (2 буквы, 2 звука) луч [лу́ч” ] (3 буквы, 3 звука) лещ [л”э́щ” ] (3 буквы, 3 звука)
- следуют перед буквами е, ё , и, ю, я, ь (искл. , всегда твёрдые [ж] , [ц] , [ш] и в заимствованных словах) мель [м” э́л” ] (4 буквы, 3 звука) тётя [т” о́т” а] (4 буквы, 4 звука) люди [л” у́д” и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [ж ы́з”н”] (5 букв, 4 звука) цирк [ц ы́рк] (4 буквы, 4 звука) шея [ш э́йа] (3 буквы, 4 звука) темп [т э́мп] (4 буквы, 4 звука)
- следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи) блинчик [бл”и́н” ч”ик]
В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.
К шипящим согласным относятся звуки [ж] , [ш] , [ч”] , [щ”] . Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р”] .
Нужна ли фонетика школьнику?
Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция – это явный перебор.
Фонетический разбор слов обязаны знать логопеды и вероятно он может пригодиться иностранцам.
Ученикам (с 1 класса!), которые ещё не освоили правила орфографии, довольно углубленное изучение фонетики лишь мешает, запутывает и способствует неправильному запоминанию написания слов. Именно «бэк» ребёнок будет ассоциировать с произнесённым «бег».
Речь человека складывается из набора последовательных звуков. На две основные группы – согласные и гласные – они делятся по принципу артикуляции. Согласные звуки — это такие звуки, при произношении которых струя воздуха, выдыхаемая лёгкими, встречает на своём пути возможные препятствия во рту — это может быть и язык, и зубы, и нёбо, и губы. Таким образом объясняется возникновение согласных звуков. Одни согласные, образуясь, задействуют а другие — нет. Так, в русском языке различаются глухие и звонкие согласные. Если согласный образуется только с помощью шума, то он будет глухим. А если в его образовании участвуют в
разной степени как шум, так и голос, то этот согласный называют звонким. Мы можем легко заметить различие в паре “глухие и звонкие согласные”, если приложим руку к гортани. Если мы называем звонкие согласные, чувствуется дрожь, вибрация голосовых связок. Так как связки напряжены, то воздух, выдыхаемый лёгкими, заставляет их колебаться, приводит в движение. А если проговаривать глухой звук, то связки будут находиться в спокойном, ненапряжённом состоянии, отчего и образуется некий своеобразный шум. Кроме того, если произносятся звонкие согласные, наши речевые органы испытывают несколько меньше напряжения, чем при произношении глухих звуков.
Некоторые согласные — звонкие и глухие — образуют так называемые пары. Такие звуки называются парные звонкие и глухие согласные. Для того чтобы максимально облегчить запоминание глухих согласных, используется специальная фраза-формула (мнемоническое правило): “Степка, хочешь щец? Фиии!” Это предложение содержит все глухие согласные.
А часть звуков не имеет пары по принципу глухие и звонкие согласные. К ним относятся:
[л], [м], [н], [ р], [й] [л”], [м”], [н”], [р”] – звонкие
[ц], [х], [ш:”] [ч], [х”] – глухие
Кроме того, следующие звуки [щ], [ч], [ш], [ж] называют шипящими, а [р], [м], [н], [л] – сонорными. Они близки к и могут формировать слоги.
Первый ряд состоит из согласных, называемых сонорными, что переводится с греческого как «звучный». То есть при их образовании над шумом преобладает голос. А у второго ряда согласных, наоборот, отмечается доминирование шума.
Один из принципов современной русской орфоэпии (раздел фонетики, который занимается изучением норм литературного произношения) заключается в том, что звонкие согласные принимают облик глухих, а глухие уподобляются как звонкие при Звонкие согласные звуки (за исключением сонорных) произносятся как глухие в конце слова или же непосредственно перед другим глухим звуком: код – ко[т]. А глухие согласные приобретают признак звонкости, если находятся перед звонким согласным звуком и начинают произноситься звонко: молотьба [молод’ба], сдать – [з]дать. Только перед согласным [в], а также перед сонорными глухие не становятся звонкими.
Глухие и звонкие согласные создают нам определенные трудности при написании. В соответствии с морфологическим принципом орфографии нашего языка ни оглушение, ни озвончение не может быть выражено при письме. А значит, для того чтобы проверить парные звонкие или глухие согласные, стоящие в середине слова или на конце перед другой согласной, необходимо подбирать такие или изменять слово таким образом, чтобы после согласного звука был гласный: ло[ш]ка — ложечка, гра[т] – градом, лоша[т]ка – лошади.
Как потеря слуха влияет на вашу речь?
Одной из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются люди с потерей слуха, является поддержание хороших отношений с окружающими. Общение становится туманным, и мы постепенно начинаем непреднамеренно игнорировать людей, не вступать в разговоры или, возможно, даже неправильно понимать, что кто-то говорит. Вы научитесь медленно, но верно читать по губам и пытаться не отставать от того, что говорят ваши друзья и члены семьи, но это не устранит эти барьеры. Некоторые словесные звуки будут искажаться или становиться тусклее по мере того, как ухудшается слух.
Это, в свою очередь, может повлиять на то, как вы говорите. Только оказавшись в подобной ситуации, вы осознаете, как слуховые и речевые паттерны напрямую связаны друг с другом. Это лишь некоторые из способов, которыми ваша речь может измениться из-за потери слуха.
Четкость букв
Гласные произносить намного легче, чем согласные. Звуки аа и иэ имеют тенденцию выделяться в словах в большинстве акцентов. Они также не требуют большого движения рта. Однако для правильного произношения согласных нужны губы, язык и движения челюсти. Резкость букв постепенно теряется, а высота тона, с которой вы говорите, также снижается. Это происходит из-за того, что ваш мозг не может уловить вербальный маркер. Вибрация в вашей голове, возникающая при разговоре, не регистрируется, и поэтому трудно понять, правильно ли вы улавливаете точность произношения.
Четкость вашей речи ухудшится, поскольку ваш мозг и уши перестанут общаться. Вы обнаружите, что мягкие согласные, такие как L, C, R и S, будут одними из первых, кто потеряет свое влияние в вашей речи.
Более высокая громкость
Как вы понимаете, когда вы больше не можете контролировать, говорите ли вы так точно, как вам хотелось бы, вы склонны к сверхкомпенсации. Это приведет к большей громкости, когда вы попытаетесь услышать, что вы говорите, и убедитесь, что окружающие вас люди могут понять, что вы пытаетесь передать. Если не лечить, потеря слуха также может привести к потере нормального тона и акцента. Люди, как правило, звучат одинаково, когда кричат, и это может привести к изменениям в мышечной памяти рта.
Не говоря уже о том, что люди могут счесть вас грубым, поскольку вы непреднамеренно повышаете на них голос, пытаясь заговорить. Неблагоприятные социальные последствия часто остаются незамеченными, пока не затронут нас лично.
Повторение себя и других
Потеря слуха также может вызвать серьезную неуверенность в себе. Это может привести к тому, что вы будете повторять себя снова и снова, просто чтобы убедиться, что другие вас понимают. Если во время разговора ваши глаза отвернулись и вы не смогли сопоставить движения их губ со звуками, вы попросите их повторить. Это может разочаровать и других. Поговорив с отоларингологом, вы сможете понять, какие варианты слуха у вас есть. Современные слуховые аппараты невероятно продвинуты, позволяя вам слышать практически на 360 градусов.
Самый мощный тип слухового аппарата — заушный (BTE). Однако они являются самым крупным стилем и остаются хорошо видимыми с большинства углов. Если вам нужно что-то более незаметное, невидимый канал (IIC), как следует из названия, очень маленький и прячется внутри уха. Он использует микроустройство и устанавливается глубоко в ухе. В зависимости от вашего диапазона или конуса слуха аудиолог порекомендует определенный тип слухового аппарата, но вы можете выбрать точную модель.
Слабые звуки
Тихие звуки и/или речь становятся довольно напряженными для восприятия. Кондуктивная тугоухость — это когда есть проблема во внешнем или среднем ухе, препятствующая проникновению звука во внутреннее ухо. Это может привести к тому, что вы не сможете правильно слышать слабые звуки. Невозможность понять, что кто-то говорит вам, когда он наверху, а вы внизу, в лучшем случае раздражает.
Однако слабые звуки влияют на вашу речь, иногда заставляя вас говорить то громче, то медленнее. Когда вы чувствуете отдаленные звуки, ваш мозг будет думать, что кто-то находится намного дальше, чем он есть на самом деле. Чтобы вас услышали, вы будете растягивать слова и звуки, чтобы достучаться до этого человека. Удлиненная речь — это то, что очень распространено среди людей с потерей слуха. Через некоторое время это может вызвать напряжение в вашем теле, так как ваше дыхание также становится напряженным.
Если у вас есть какие-либо вопросы относительно того, какой тип потери слуха вы испытываете и какие варианты вам могут помочь, поговорите с отоларингологом из Allison Audiology & Hearing Aid Center, позвоните сегодня в Lake Jackson: (979) 258 -6483 и Хьюстон: (713) 893-1070.
Яна Эмола-Остин, Au.D.
Выросшая в Брайане, штат Техас, Яна закончила бакалавриат Техасского университета A&M, а затем поступила в Университет Северного Техаса с целью получить степень магистра патологии речи. Однако обязательный урок аудиологии вскоре поставил ее на новый карьерный путь. Она увлеклась этим предметом и говорит, что аудиология нашла отклик у нее, потому что она включала в себя все, что ей нравилось, — помощь людям в улучшении их жизни и отношений с другими и использование технологий для оказания положительного воздействия. После этого откровения Яна получила степень доктора аудиологии. После многих лет ежедневной помощи пациентам в клинике, основные обязанности Яны в Allison Audiology перешли к руководящей роли. Сейчас она работает за кулисами, занимаясь административными, управленческими и маркетинговыми обязанностями.
Как глухие люди учатся говорить
Глухота — самая глубокая форма потери слуха. Глухие люди слышат очень мало или вообще ничего не слышат.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 466 миллионов человек во всем мире имеют ту или иную форму инвалидизирующей потери слуха, 34 миллиона из которых дети.
Некоторые люди глухие с рождения или в раннем детстве из-за таких факторов, как генетические факторы или материнские инфекции.
Другие люди могут стать глухими в течение жизни. Это может произойти из:
- травма
- воздействие громких звуков
- сопутствующие заболевания
Возможно, вы задавались вопросом, как именно глухой человек учится или, в некоторых случаях, заново учится говорить. Продолжайте читать ниже, пока мы исследуем эту тему и многое другое.
Очень маленькие дети воспринимают и реагируют на многие слуховые сигналы из окружающей среды, включая различные звуки и тон голоса.
Фактически, к 12 месяцам дети с нормальным слухом могут начать имитировать звуки, которые издают родители.
Легче для тех, кто научился говорить до того, как стал глухим
Научиться говорить часто легче для людей, которые стали глухими после приобретения некоторых речевых навыков.
Это потому, что уже есть знакомство с некоторыми звуками и качествами, связанными с разговорной речью.
У этих людей обучение речи может быть сосредоточено на закреплении уже усвоенных речевых и языковых навыков.
Это может включать в себя такие вещи, как отработка разных звуков и обучение управлению тоном и громкостью голоса.
Сложнее для тех, кто глух от рождения или в очень раннем возрасте.
Научиться говорить может быть очень сложно для человека, который глух от рождения или стал глухим в очень раннем возрасте.
Для них научиться говорить может быть долгим процессом, требующим много практики. Раннее вмешательство может быть очень полезным для исходов.
Вспомогательные устройства, такие как слуховые аппараты и кохлеарные имплантаты, могут помочь этим людям улучшить остаточный слух.
Тем не менее, реципиентам по-прежнему необходимо учить и практиковать различные звуки речи, со временем превращая их в слова и предложения.
Логопед часто работает, чтобы помочь людям с потерей слуха выучить речь. Можно использовать несколько стратегий, часто в комбинации.
Помните, что изучение речи также способствует эффективному пониманию других. Таким образом, эти стратегии направлены не только на то, чтобы научить кого-то говорить, но и на том, чтобы слушать и понимать, что говорят другие.
- Обучение речи. Этот устный тренинг направлен на обучение людей тому, как издавать различные звуки, в конечном итоге объединяя их в слова и фразы. Также могут быть включены инструкции по регулировке громкости и тона голоса.
- Вспомогательные устройства. Эти устройства помогают людям с нарушением слуха лучше воспринимать окружающие звуки. Примеры включают слуховые аппараты и кохлеарные имплантаты.
- Тренировка слуха. Тренировка слуха представляет слушателям различные звуки, такие как слоги, слова или фразы. Затем слушателей учат тому, как распознавать и отличать эти разные звуки друг от друга.
- Чтение по губам. Используя чтение по губам, человек с потерей слуха может наблюдать за движением губ человека, когда он говорит. По данным CDC, в хороших условиях около 40 процентов звуков английской речи можно увидеть на губах.
Независимо от используемой стратегии очень важно, чтобы родители и опекуны также играли активную роль.
Они могут сделать это, облегчая и продвигая использование разговорного языка дома и помогая получателям обучения практиковать навыки, которые они изучают.
Даже при использовании описанных выше стратегий людям может быть трудно понять говорящего глухого человека. Например, глухой человек может:
- иметь проблемы с произношением более тихих и трудных для слуха звуков, таких как «с», «ш» и «ф»
- говорить слишком громко или слишком тихо
- говорить не так, как слышащий человек
Не все глухие предпочитают общаться с помощью разговорной речи. На самом деле, есть и другие невербальные способы общения. Одним из примеров, с которым вы, возможно, знакомы, является американский язык жестов (ASL).
ASL — это язык. Он имеет свой собственный набор правил и грамматики, как и разговорные языки. Люди, которые используют ASL, используют формы рук, жесты и выражения лица или язык тела, чтобы общаться с другими.
Предпочтение АЯЖ вместо устной речи
Но почему кто-то может выбрать АЯЖ вместо устной речи?
Имейте в виду, что обучение речи может быть очень долгим и трудным процессом, в зависимости от того, когда человек стал глухим.
Кроме того, даже после многих лет обучения речи слышащим людям все еще может быть трудно понять глухого человека, когда он говорит.
Из-за этих факторов человек может предпочесть использование ASL разговорной речи, поскольку изучение разговорной речи в основном полезно для слышащих людей.
Владение ASL связано с высокими академическими достижениями
Люди, использующие ASL, не испытывают трудностей с приобретением других языковых и академических навыков.
Одно исследование было посвящено глухим и слабослышащим учащимся двуязычной программы изучения английского языка и английского языка.
Исследование показало, что владение ASL было связано с положительными результатами в таких областях, как:
- использование английского языка
- понимание прочитанного
- математика
АСЛ. В конце концов, то, как глухой человек решит общаться, зависит от его личного выбора и от того, какие методы лучше всего подходят для него.
Кохлеарный имплант — это тип вспомогательного устройства. В то время как слуховые аппараты усиливают звуки, кохлеарный имплант напрямую стимулирует слуховой нерв.
По оценкам, около 80 процентов детей, глухих от рождения, имеют кохлеарный имплант.
Как они работают
Кохлеарные имплантаты состоят из внешней части, которая располагается за ухом, и внутренней части, устанавливаемой хирургическим путем. На базовом уровне они работают так:
- Внешняя часть собирает звуки из окружающей среды и преобразует их в электрические сигналы.
- Эти электрические сигналы передаются во внутреннюю часть кохлеарного импланта, стимулируя слуховой нерв.
- Слуховой нерв передает этот сигнал в мозг, где он воспринимается как звук.
Эффективны ли они?
Результат установки кохлеарного импланта может сильно различаться. Важно отметить, что кохлеарные импланты не обеспечивают полного естественного слуха.
Реципиентам по-прежнему требуется много тренировок, чтобы научиться различать звуки, которые они слышат.
Многие, но не все люди, получившие его, могут:
- воспринимать более широкий спектр звуков
- понимать речь без необходимости читать по губам
- совершать телефонные звонки
- смотреть телевизор или слушать музыку
Что за спор?
Несмотря на то, что кохлеарная имплантация может принести пользу многим людям, существуют и возражения против имплантации этих устройств глухим детям.
Одной из проблемных областей является развитие речи. Ранние годы жизни имеют решающее значение для получения хорошей языковой базы.
Если ребенок не овладеет языковыми навыками в течение этого времени, у него могут возникнуть проблемы с приобретением беглых языковых навыков в будущем.
ASL — это язык, доступный для всех глухих. Содействие изучению ASL способствует прочной основе и свободному владению языком.
Тем не менее, некоторые родители детей с кохлеарным имплантом могут не обучать своего ребенка азяковому языку. Беспокоит то, что это может задержать приобретение ребенком языковых навыков.
Сообщество глухих также обеспокоено использованием кохлеарных имплантов. Это сообщество представляет собой группу с ярко выраженной культурной идентичностью, а также с общим языком (ASL), социальными группами и опытом.
Некоторые члены сообщества глухих обеспокоены мнением, что глухота — это проблема, которую необходимо решить.
Другие опасаются, что широкое использование кохлеарных имплантов может привести к сокращению количества говорящих на языке азя, что повлияет на культуру глухих.
Глухие люди могут научиться говорить. Можно использовать различные методы, включая речевую тренировку и вспомогательные устройства.
Насколько легко или сложно будет научиться говорить, зависит от того, когда человек стал глухим.