Буквосочетания чн чк: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ — урок. Русский язык, 1 класс.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | План-конспект урока по русскому языку (2 класс):
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №1” Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
Урок русского языка во 2 Д классе
Тема: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
Подготовила и провела: учитель начальных классов Иванова Анна Николаевна, учитель первой квалификационной категории |
ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
ЦЕЛИ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Ход урока
I. Организационный момент
– Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
– Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?
II. Актуализация знаний
Словарная работа
Язык, языковед, языкастый.
– Прочитайте группу слов. Как вы понимаете слова, объясните?
Язык- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;
Языковед- Учёный, специалист по языковедению;
Языкастый – Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.
– Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. – Что у них общего?
– Как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)
– Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? (язычок)
III. Самоопределение к деятельности
– На какие три группы можно разделить слова?
Бол… кол…цо ноч… ной
лос… кон…ки хищ…ный
ден… пал. ..то кон…чик
– Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.
– Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные)
– Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)
– Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком)
– Во втором столбике? (мягким знаком)
– Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?
(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова)
– Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.
– Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные)
– какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем)
– Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется)
IV. Работа по учебнику ( 2-я часть)
– Откройте учебник на с. 3. Прочитайте, чему будем учиться.
– Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)
Упр.1, стр.4
– Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? (проверяемая гласная)
– Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка)
– Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК)
Упр.2, стр. 4
– Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение)
– Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта)
Мачта – высокий столб на судне для парусов.
– Отвечаем на вопросы после упражнения.
– Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски)
а) с ЧК, удочка, ласточка, спички, печка;
б) с ЧН, песочница, цветочница, молочный;
в) с ЧТ, мечта, почта, мачта;
г) с ЩН, помощник, хищник, мощный.
– Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко)
– Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется)
– Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами)
Физ. минутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.
– Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.
(краски и кисточка)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке. (удочка)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки.
(спички)
На ветках плотные комочки,
В них не дремлют клейкие листочки.
(почки)
Отгадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
( ласточка)
С именем вкусным,
Не бывает грустным,
Смотрит весело вокруг,
Он Незнайке лучший друг.
(Пончик)
– Подчеркните буквосочетания НЧ, ЧК.
2. Работа в рабочей тетради.
Самостоятельное выполнение с последующей совместной проверкой упр.1-2, стр. 3.
VII. Рефлексия
Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки
– Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( почта, птенчик, хищник,очки)
Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.
VIII. Итог
– Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?
– Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?
Дерево знаний
Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;
встаём, если хорошо усвоили материал;
поднимаем руки, если уверены в своих знаниях
IХ. Домашнее задание
Выучить правило в учебнике на стр. 5. Выполнить задание в рабочей тетради, упр. 3-5, стр. 4-5
Спасибо за урок!
Используемая литература
Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.
В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.
В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч
Ответы к стр. 3 – 6
Упражнение 1, с. 3
1. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.
Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо речка.
Принесли мы для бычка
Полведёрка молочка.
Дождик вылился из тучки,
Вымыл ёжику колючки.
Подарила мама дочке
Разноцветные платочки.
- Подчеркните в словах буквосочетание чк.
Упражнение 2, с. 3
2. Замените звуковые обозначения слов буквенными.
[р’э́ч’ка] рéчка [нóч’ка] нóчка
[пóч’та] пóчта [п’э́ч’ка] пéчка
[п’ис’мó] письмó [тóч’ный’] тóчный
[мóщ’ный’] мóщный [х’и́щ’ный’] хи́щный
[мáч’та] мáчта [пал’тó] пальтó
Упражнение 3, с.
43. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите.
синица – синичка крыльцо – крылечко
облако – облачко кольцо – колечко
задача – задачка место – местечко
вода – водичка сестра – сестричка
конец – кончик птенец – птенчик
диван – диванчик стакан – стаканчик
- Подчеркните буквосочетания чк, нч.
Упражнение 4, с. 4
4. Прочитайте.
1. Улетела ласточка за тридевять земел
- Вставьте, где нужно, мягкий знак. В других словах соедините линией буквы на месте пропуска.
- Подчеркните в первом предложении главные члены.
Упражнение 5, с. 5
5. Прочитайте. Образуйте однокоренные слова по образцу. Запишите.
что? | какой? | как? | какой? |
молокó – песóк – кирпи́ч – цветóк – | молóчный песóчный кирпи́чный цветóчный | вéчно – срóчно – тóчно – скýчно – | вéчный срóчный тóчный скýчный |
- Подчеркните в словах буквосочетание чн. Составьте и запишите предложение с одним из слов.
Цветочная клумба украшала наш сад.
Упражнение 6, с. 5
6. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Белка и грибы
На поляне у пенёчка
Белка набрала грибочков.
Скрылось солнце за горой,
Время двигаться домой.
Но домой далековато,
А грибы тяжеловаты…
А. Захаров
- Придумайте и запишите заголовок к тексту.
- Устно составьте продолжение текста.
Съела белка половину –
Подняла легко корзину
Прыг с осины на сосну:
“Я грибы домой несу!”
Упражнение 7, с. 6
7. Прочитайте.
Синичка – воробью сестричка.
Кончил дело, гуляй смело.
Кто любит труд, того люди чтут.
- Подчеркните в словах изученные орфограммы. Спишите любое предложение.
Синичка – воробью сестричка.
Упражнение 8, с. 6
8. Прочитайте. Какой звук нужно произносить, читая выделенные в словах буквы? Обозначьте этот звук.
[ш] [ш] [ш] [ш] [ш]
Помощник, что, чтобы, конечно, яичница.
Упражнение 9, с. 6
9. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.
Мы едим кисель черничный.
Аппетит у нас отличный.
А усы черничные
Очень симпатичные.
П. Синявский
- Подчеркните в словах буквосочетание чн.
Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.
Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы
Согласные звуки и их наиболее распространенные сочетания букв и букв
lucyteachchildren
В английском языке 24 согласных звука. Согласный звук издается (издается), когда поток воздуха каким-то образом ограничен, что означает, что рот не открывается так широко, и поэтому челюсть не опускается заметно, что отличается от гласных звуков.
Вот список лишь некоторых из наиболее часто встречающихся комбинаций букв и букв, используемых для обозначения 24 согласных звуков. Для получения более полных списков ознакомьтесь с нашей таблицей английских фонем (https://www. teachphonics.co.uk/phonics-phoneme-chart.html) или алфавитной клавиатурой (https://www.teachphonics.co.uk/phonics- Alphabet-chart.html), который можно найти на нашей странице Phonics (https://www.teachphonics.co.uk/phonics.html):
- /б ,(б) / б в, ра бб
- /k , (k) / C AT, K EY, DU CK , Q UEEN, Q , 6.6116.
- 6.
- 6.
- 6.
оли - /ch ,(ʧ) / ch ur ch , wa tch
- /d ,(d) / d og, la dd er, буксировка ed
- /F , (F) / F ISH, PU FF в, PH One, LAU GH
- /g ,(g) / g irl, di gg er, gh ost
- /ч ,(ч) / h en, wh o
- /j ,(ʤ) / j igsaw, г iant, bri dge
- /л ,(л) / л ион, лл ама
- /м ,(м) / м ан, га мм эр, ла мб
- /n ,(n) / n est, pe nn y, kn ife, gn 2ome 9002
- /ng ,(ŋ) / ki ng , si n k
- /p ,(p) / p анда, привет pp o
- /r ,(r) / r obin, lo
rr y, wr ист - /s ,(s) / s un, dre ss , c ity, gee se , ca st le
- /sh ,(ʃ) / sh ip, ch ef, deli ci ous, ini ti als, s ugar
- /т ,(т) / т en t , bu tt erfly, jump ed
- /th ,(θ) / th umb
- /th ,(ð) / fea th er, break the
- /v ,(v) / v ан, рукав ве , о ф
- /w ,(w) / w эль, белый эль, пенг и в
- /y ,(j) / y o- y o, e uro
- /z ,(z) / z ero, pu zz le, snee ze , chee se , i s
- /ж ,(Ʒ) / меа с уре, телеви и на
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Акустика, фонологическая осведомленность, согласные буквы, согласные звуки, согласные, фонологическая осведомленность, таблица фонем английского языкасогласных букв
В английском языке 24 согласных звука. Согласный звук издается (издается), когда поток воздуха каким-то образом ограничен, что означает, что рот не открывается так широко, и поэтому челюсть не опускается заметно, что отличается от гласных звуков.
Вот список лишь некоторых из наиболее часто встречающихся комбинаций букв и букв, используемых для обозначения 24 согласных звуков. Для получения более полных списков ознакомьтесь с нашей таблицей английских фонем (https://www.teachphonics.co.uk/phonics-phoneme-chart.html) или алфавитной клавиатурой (https://www.teachphonics.co.uk/phonics- Alphabet-chart.html), который можно найти на нашей странице Phonics (https://www.teachphonics.
co.uk/phonics.html):0015 б в, р бб итlucyteachchildrenОставить комментарий
Английский язык состоит из различных комбинаций 44 звуков (фонем), 20 гласных и 24 согласных. В нашем письменном языке мы относимся к буквам алфавита как к согласным или гласным буквам в зависимости от того, какой тип звука они представляют.
Гласные звуки позволяют воздуху свободно течь, заставляя подбородок заметно опускаться, в то время как согласные звуки воспроизводятся за счет ограничения потока воздуха.
Гласные звуки обычно (в системе образования Великобритании) делятся на две основные категории в зависимости от качества звука:
- «Короткие» гласные из-за короткой продолжительности издаваемого звука. Звук не может удерживаться без искажения
- «Долгие» гласные звуки из-за длины их произношения. Их часто можно держать, не искажая их звука.
Буквы алфавита, которые мы обычно ассоциируем с гласными буквами: a, e, i, o и u. Букву «у» иногда называют почетной или полугласной, поскольку она используется для замены одной из других гласных букв в таких словах, как: лети, застенчивый, почему или мой.
Во всех словах английского языка есть хотя бы одна гласная буква, поэтому в письменной версии должна быть хотя бы одна гласная буква.
Согласные звуки образуются (издаются) при ограничении воздушного потока, например, при изменении положения языка, в результате чего рот открывается не так широко. Это означает, что челюсть не отвисает заметно, в отличие от гласных звуков.
Буквы алфавита, которые обычно обозначают согласные звуки: b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, w , х, у, z.
Фонологическая осведомленностьЗнания алфавита, согласные буквы, согласные звуки, согласные, долгие гласные звуки, короткие гласные звуки, гласные буквы, гласныеlucyteachchildrenОставить комментарий
В английском языке 24 согласных звука. Согласный звук издается (издается), когда поток воздуха каким-то образом ограничен, что означает, что рот не открывается так широко, и поэтому челюсть не опускается заметно, что отличается от гласных звуков.
Вот список лишь некоторых из наиболее часто встречающихся комбинаций букв и букв, используемых для обозначения 24 согласных звуков. Для получения более полных списков ознакомьтесь с нашей таблицей английских фонем (https://www.teachphonics.co.uk/phonics-phoneme-chart.html) или алфавитной клавиатурой (https://www.teachphonics.co.uk/phonics- Alphabet-chart.html), который можно найти на нашей странице Phonics (https://www.teachphonics.co.uk/phonics.html):0015 b
in, ra bb it