С первого класс ребенок должен уяснить, что сочетания чк чн нч пишутся без мягкого знака. Но этот пресловутый мягкий знак так и просится залезть между этими буквами. Чтобы закрепить материал и отработать на практике эти сочетания, можно использовать контрольное списывание с текстов, представленных на этой страничке. Для учеников 2-3 класса задание посложнее – провести диктант по каким-либо из этих текстов. В конце идут тексты не только на отработку чк-чн, но и с употреблением мягкого знака, что несколько усложняет для ребенка выполнение задания. Сочетания чк, чн, нч необходимо подчеркнуть.
На клумбе растут крошечные цветочки. Над ними летают красочные бабочки. Их ловят птички. С крылечка спустилась Танечка с собачкой Жучкой, Девочка смотрит на цветочки. (24)
Девочка Валечка читает книжечку. На каждой страничке есть картинки. Вот крошечные птенчики. Это фазанчики и бизончики. Вот кабанчик. Вот бабочки. (20)
Вот дачный участок. Здесь растёт ёлочка. Под ней стоит бочка. У неё две ручки. На бочку села птичка. У птички удачный день. Она нашла много червячков для своего птенчика. (29)
Ночная бабочка села на кончик веточки. Вон стебель ромашки. На нём пять цветочков. У каждого есть по жёлтому кружочку. Вокруг девять или десять лепесточков. (24)
Солнечный лучик разбудил уточку. Она вошла в речку. Водичка сейчас тепла. Уточка похожа на лодочку. Кончиком клюва она хватает жучков. (20)
Девочка закончила решать задачку. Она поставила точку в конце строчки. Девочка получила точный ответ. Ей не скучно решать задачки. Мать хвалит дочку. (22)
Ольга и Кузьма сидят на берегу речки Клязьмы. По речной воде скользит хорошенькая серенькая уточка. А там плывёт маленькая лодочка. (20)
Мальчик Сашенька очень любит коньки. Девочка Пашенька больше любит лыжи.
Но сейчас стоит сильный мороз. На дворе метель. Дети печально сидят дома. (22)
Вот маленькая речка. Рядом отличный лужок. В траве играют хорьки. А вон на пеньке сидит серенькая птичка. Она ищет корм для птенчиков. (22)
Вокруг нас ночная тьма. Рядом маленький костёр. Дымят угольки. По ним бегут огоньки. Скоро костёр кончит гореть. Но уже начнёт светать.(21)
Отличный июльский день. Пёстренькие бабочки и беленькие мотыльки кружат над цветочками. На цветочках есть пыльца. Среди стебельков мелькают жучки и паучки. Сколько их здесь! (24)
Ольга лежит на речной гальке. Солнечные лучи греют девочку. Она гладит пальчиками стебельки травы. Вот большой шмель сел на цветок василька. А вон летит хорошенькая бабочка, (26)
Мальчик бежит по тропе через ельник. Ноги скользят по глине. Утром был сильный дождь. Теперь под ногами сырость. Вот и берег маленькой речки. Здесь есть большая мельница. (27)
По небу плывёт тучка. Скоро начнёт капать дождь. Громко чирикают птички. Пищат птенчики. А лисичка спешит в нору. У неё отличная нора под ёлочкой. (24)
Школьников привели на завод. Они идут в сборочный цех. Здесь на стальной болт нарезают резьбу. А там сварщик чинит мощный бульдозер. Кругом летят огоньки. Стоит сильный шум. (27)
Лёнечка заканчивает решать задачку. Он знает правильный ответ. Всё точно сошлось. Больше уроков нет. А за окном сильный дождь. Теперь мальчика ждёт чтение книги о хищных животных. (27)
Закончился ливень. Солнечные лучи сушат землю. На траве лежат веточки и палочки. А из печной трубы идёт дым. Там топят печку. (21)
На дачном крылечке сидит кошечка. Она лижет шерсть язычком. По участку бежит собачка. Это щенок нашей гончей. Кошечка заканчивает мыть шерсть язычком и бежит в дом. (26)
На столе лежит сочный апельсинчик. Рядом мандаринчик. Анечка берёт кисточку и рисует, Вот на листочке апельсинчик и мандаринчик. Анечка заканчивает рисовать. Всё нарисовано точно. (25)
Школьник Игорь идёт по улице. Это обычный путь из школы. Вот на крыльце дома сидит маленькая беленькая собачка. А вон стоит бульдозер. Стальная машина чинит дорогу.(26)
Стоит отличный день. Мальчик ведёт лошадь пастись на луг. На лугу цветут васильки. В траве пищат птички. Вон маленькие ёлочки. А вот большой тополь. (24)
Сейчас декабрь. Стоит сильный мороз. По небу плывут молочные облачка. Вот маленькая полянка в лесу. На пеньке сидит беленький заинька. (19)
Бабочки бывают ночные и дневные. Дневные бабочки – яркие, красочные. На кончиках их усиков крошечные шарики. Ночные бабочки проще. Их крылышки покрыты ворсиночками. (22)
Собачка Жучка ждёт Анечку Щачкину из школы. Ей скучно без девочки. Обычно Анечка возвращается точно в два часа. Но сейчас девочки нет. Анечка зашла в булочную и в молочную. Девочка принесёт Жучке молочка. (32)
Маленькая Танечка гуляет по дачному участку. Девочка видит душистые ландыши. Крошечные цветочки очень красивы, А вот красочная бабочка. Она села на дощатую лавочку. Мама зовёт Танечку домой. (27)
Наступил праздничный день, Васечка и Петечка играют. У них есть игрушечный поезд. Это электричка, В ней едут крошечные пассажиры. Вот и конечная остановка. Дети прекращают играть. Они идут есть яблочный пирог. (31)
Мама читает Колечке и Людочке сказочку. В сказочном царстве жила обычная молочница. Она зажгла спичкой волшебную свечку. В её лавочке появились рыжие чудища. Молочница спряталась в печке и чудом спаслась через печную трубу. (33)
Первыми ручками были обычные палочки из дерева. Ими царапали буквы на восковых дощечках. Древние египтяне ручку делали из трубочки. В эту трубочку вставляли тростиночку. По ней просачивались чернила. (28)
Денис и Олег гуляли в лесу. Они увидели на ели дупло. Олег ловкий. Он быстро залез на дерево. В дупле крошки бельчата. Из дупла вылез один малыш. Денис видит его головку и ушки на макушке. Бельчата ждут мать. Олег слез с дерева. Мальчики не стали трогать малышей. (47)
У крылечка расцвели душистые розочки. На скамеечке сидит Валечка Шичкина и смотрит на цветочки. Они чудо как хороши. К ним часто подлетают бабочки. К Валечке подходит Жучка. Девочка гладит собачку. (30)
Луговая собачка живёт в Америке. Собачка вырывает подземные норочки. Там она укрывается от ночных хищников. Зимой луговые собачки впадают в спячку. (21)
Ванечка ложится спать. Мама зажигает ночник. Она рассказывает Ванечке сказочку про цветочницу. У неё были крошечные волшебные башмачки. Они превращались в лодочки. Ванечка спит. Мама тушит ночник. (27)
Плоды каштана защищает коричневая скорлупка. У неё острые колючки. Плоды каштана – крошечные семечки. В семечках есть плодовые почки. Из такой почки вырастет дерево.(23)
Утром погода была облачной. Дедушка топил печку. Потом день стал солнечным. Мы отлично погуляли. Собирали цветочки. Нашли черничник. Вокруг летали бабочки. Ласточка кружилась в небе. Появилась тучка. Мы бежим домой. (30)
На крутом берегу речки мы увидели дырочки. Птички ловили мошек и залетали в гнёздышки. Там мамочки высиживали маленькие яички. Скоро появятся крошечные птенчики. (23)
Олечка Кочкина услышала пушечный выстрел. Девочка испугалась. Она бежит к мамочке. Мама утешает дочку. Сегодня праздничный день. Это салют. Олечка села на скамеечку. Она увидела синичку. Олечка больше не плачет. (30)
В России на платках обычно рисовали или вышивали красочный орнамент. В центре платочка – рисунок из цветочков. Листочки и стебелёчки всегда яркие, зелёные. По краям платка – симпатичная каёмочка. Она украшена веточками с крошечными листочками. (34)
В комнате потухла лампочка. Без света скучно. Надо зажигать свечку. Я достаю свечку из пачки. Зажигаю спичку. Подношу спичку к свечке. Ночная бабочка летит на огонь. Какая крошечная! Я отгоняю бабочку. (31)
Бабушка сшила игрушечную рубашечку для куклы. Теперь пришивает пуговички к рукавчикам.Она надела очки. Очки у неё на резиночке. Получилась отличная рубашечка. Кукле нужны ещё чулочки и носочки. (28) Ванечка вышел погулять на бульвар. Устал. Хотел посидеть на пеньке. Но увидел там бабочку. Крошечную и очень красивую. Решил сесть на маленькую скамеечку. Вынул тетрадь и начал рисовать бабочку. (29)
Ольга и Людочка отправились в лес собирать грибы. Вышли на большую поляну. Там рос ясень. Вокруг было много синеньких васильков. На веточке девочки увидели рыженькую белочку. Очень интересно гулять в лесу! (32)
Мама читала Лилечке сказочку о волшебной уточке. Птичку поймал мельник Кузьма. Но он забыл запереть дверь. Уточка превратилась в маленькую кошечку и убежала. Потом села в лесу на пенёк и превратилась обратно в уточку. (34)
Из берлоги вылез большой медведь. Он очень голодный. Начал собирать маленькие корешочки. Они горькие. Сел отдохнуть под тополь. На веточке сидела серенькая белочка. У неё началась линька. Скоро её мех станет рыжим. (32)
Я прочитал большую книгу. Пора начинать новую. Я беру маленькую книжечку в серенькой обложке. Начинаю читать. Как древние люди добывали огонь. Как они охотились на хищников.
Вот смельчаки! (28)
Жаркий июльский день. Мальчики собрались идти на бульвар. Колечка хочет взять игрушечный трактор. Петечка берёт роликовые коньки. Жучка смотрит на мальчиков. Возьмите меня гулять! (25)
Буквосочетания чк, чн, нч, рщ, чт, щн, нщ
Пишутся без мягкого знака
1.Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.
Как – то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими.
Буква О стала походить на А, Е и на И, А на О, И на Е. колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение ещё не коснулось, называются Безударными Гласными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы им помочь. Запомните волшебные слова: Ударение над гласной может сделать букву ясной.
2. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.
9. Объясните орфограммы в следующих четверостишиях.
За горами, за лесами, Первый зимний снежок
За широкими морями, Белым пухом летит.
Не на небе – на земле Первый лёгкий мороз
Жил старик в одном селе. Веселит и бодрит.
10. Подберите к каждому слову недостающие родственные и запишите их в три столбика (в каждой строке тогда будут родственные существительное, прилагательное и глагол).
Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч”]: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч .
Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч .
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч – это орфограммы .
Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точк а, речн ой, почт а, помощн ик, птенч ик.
4. Прочитайте.
Мышонок встал на цыпочки, Он роста невеликого, Играет он на скрипочке, Тихонечко пиликает. И. Токмакова
Что значит встать на цыпочки ? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого ? Почему поэтесса употребила слово пиликает ?
Спишите. Подчеркните буквосочетание чк .
5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.
Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
Яблочко, корочка, пончик, тапочки.
6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.
скучно, нарочно, помощник, чтобы, конечно, скворечник, яичница, что
Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли слова.
Устно составьте предложение с любым словом.
9. Прочитайте. Озаглавьте текст.
У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.
Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек — прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала — прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины — прилетят снегири и свиристели.
Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.
(Н. Сладков)
Почему в тексте выделены три части?
Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.
В небе — вечер, в небе — тучки , В зимнем сумраке бульвар . Наша девочка устала, Улыбаться перестала. Держат маленькие ручки Синий шар.
Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.
1. На столе ярко горела свечка. 2. Птенчик выпал из гнезда. 3. Шлю тебе сердечный привет. 4. Раньше люди пользовались солнечными часами. 5. Малыши построили песочный замок. 6. Птички клевали сочные ягоды. 7. На пироге румяная корочка. 8. В конце предложения надо поставить точку. 9. Хорошая привычка – закаляться холодной водой. 10. Дети принесли цветы к Вечному огню.
1. Отец ремонтирует машину гаечным ключом, 2. Скучно сидеть без дела. 3. Дождевая вода стекает в бочку. 4. Внучка за Жучку, Жучка за внучку. 5. Ночные бабочки летят на свет. 6. Я пришёл в школу точно по звонку. 7. Бабушка пьёт сердечные капли. 8. Ласточки свили гнездо под крышей. 9. По стене прыгает солнечный зайчик. 10. У отца срочная работа.
ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Записать слова. Рядом написать образованные от них слова с уменьшительно-ласкательным значением.
2. Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Выписать слова с сочетаниями чн, чк.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А. Пушкин)
Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
(И. Крылов)
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(С. Есенин)
Милые синички
Ростом невелички,
Так что жить не тужить
Могут в рукавичке.
(А. Прокофьев)
Я за свечку, свечка – в печку…
(К. Чуковский)
Но у мамы есть привычка
Говорить всегда не то.
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
(А. Варто)
Жёлтые комочки,
Бегают за квочкой.
Лёгкие, как вата,
Это кто? (Цыплята)
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Чёрная собачка весь дом стережёт. (Замок)
На красной перекладинке белые курочки сидят. (Зубы)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в ручейке,
А широкий – в море. (Речка)
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червячкам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Подчеркнуть олова с сочетаниями нч, чн, чк.
Отличный урожай в нашем саду! Сладкие яблочки, красные вишенки, сочные груши. Налетели птички. Они тоже хотят полакомиться ягодами и фруктами. На верхушках деревьев от вишенок остались одни косточки.
СЕСТРИЧКА
У меня родилась сестричка Лизочка. Я помогаю маме ухаживать за ней. Каждый день я хожу на молочную кухню и приношу бутылочки с молочком. Мама греет молоко на кухне, а я показываю Лизочке игрушечных зверей. Она тянет к ним ручки и улыбается.
ЧЕМ ЛЮДИ ПИШУТ
Обычно я пользуюсь шариковыми ручками. Они появились недавно. Чем только люди раньше не писали! Деревянными палочками на дощечках из глины. Гусиными перьями при помощи чернил. Намного позже появились привычные нам ручки. Они удобные и прочные. Иногда их называют вечными перьями.
УЛИЧНЫЙ МУЗЫКАНТ
На дворе была скучная и сырая погода. Люди закончили свои привычные дела. Маленькими точками в некоторых окнах светились ночники. Было тихо и безмолвно. И вдруг послышались звуки скрипичного смычка. Уличный музыкант выводил печальную и грустную мелодию. Ночной город слушал колыбельную.