Разное

Буквосочетания чк чн нч щн: Правописание сочетаний ЧК, ЧТ, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, РЩ

Правописание буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

Похожие презентации:

Научный стиль речи

Проект по русскому языку – Рассказ о слове Звезда

ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 9

Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов

Язык и профессии. Культура речи

Изложение по рассказу В. Бочарникова «Мал, да удал»

Роль русского языка в многонациональной России

ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 10

Новое в сочинении на ЕГЭ. Комментарий

Художественный стиль речи

1. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ»

Перед тобой профессиональная команда
актёров. Сегодня ты будешь знакомиться с
каждым из них
Ь и Ъ – немые актёры, но при этом они играют очень
важную роль
У, Е, Ы, А, О, Э, Ё, Я, И, Ю – легкомысленные и
вечнопоющие гласные
Ц,К,Н,Г,Ш,Щ,З,Х,Ф,В,П,Р,Л,Д,Ж,Ч,С,М,Т,Б – самые
отважные и смелые согласные. В компании согласных
многие играют две роли: обозначают твёрдые и мягкие
звуки.
Но, есть 6 согласных букв, которым досталась только
ОДНА роль: обозначать только твёрдый или только
мягкий звук.
Первое задание: Ты помнишь с чего мы начинаем
каждый урок?
С записи числа и минутки чистописания.
На первой строчке записываем те согласные, которые обозначают ВСЕГДА
ТВЁРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК. Эти согласные произносятся только твёрдо,
даже если после них пишутся буквы «е», «ё», «и» или мягкий знак.
На второй строчке записываем те согласные, которые обозначают ВСЕГДА
МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК.
!Прописываем буквы до конца строки!
3
1
января
Классная
работа
1-ая строка минутки чистописания
2- ая строка минутки чистописания
Особое внимание мы уделим
В русском языке эти буквы часто встают перед буками
Н и К, иногда перед буквой Т. Поэтому в
буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН после букв Ч и Щ
мягкий знак НЕ СТАВИТСЯ
Так когда же мы можем встретить эти буквы?
ЧК и НЧ – встретим, когда смысл слова будет
превращаться в уменьшительно – ласкательный смысл.
Например: синица – синичка, река – речка, курица –
курочка, блин – блинчик, диван – диванчик.
ЧН – встречаем тогда, когда из просто слова образуем слово
обозначающее признак предмета ( то есть, то какой это предмет).
Например: сказка – сказочный, рука – ручной, яблоко –
яблочный.

7. Запиши слова в тетрадь. Начинаем писать с новой строчки. С красной строки. С заглавной буквы.

Песоч(?)ница, удоч(?)ка,
ласточ(?)ка, блин(?)чики,
спич(?)ки, реч(?)ка,
молоч(?)ный, мощ(?)ный.
Так когда же мы можем встретить эти буквы?
ЩН – встречаем очень редко. Например: помощник, сообщник, овощной,
мощность.
ЧТ – только в некоторых словах. Например: чтение, почта, мечта, мачта,
почти, что.
НЩ – встречаем, когда говорим о том, чем занимается человек ( род его
занятий). Например:
Барабанщик – человек, который играет на барабанах
Гонщик – человек, который участвует в гонке
Запиши слова в тетрадь. Начинаем
писать с новой строчки. С красной
строки. С заглавной буквы.
Меч(?)та, поч(?)та, хищ(?)ник, мач(?)та,
помощ(?)ник, гон(?)щик.

10. Образуй новые слова. Запиши их в тетрадь. Выдели орфограммы. Не забывай про красную строку.

молоко
цветок
сердце
внук
ночь
печь
мощь
овощ
птенец
телефон
чн
чк
щн
нч
молочный

11. Спасибо за урок! Домашнее задание

• придумать и записать по 2 слова с
сочетаниями чк, чн, щн, нщ и
выделить орфограммы

English     Русский Правила

Урок : «Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ» | Современные технологии в обучении | Педтехнологии

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Пулина Валерия Николаевна

Организация: МАОУ СШ №4

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Бор

Педагогическая цель: различать непарные мягкие шипящие согласные [ч], [щ], познакомить с  правописанием буквосочетаний чк, чн, щн, нч, нщ.,чт; формировать мотивацию к изучению орфограмм, развивать орфографическую память, мышление, интеллект; воспитывать дружелюбие, уважение друг к другу.

Тип урока – комбинированный урок с элементами проблемного изложения материала. 
Метод обучения – проблемно – поисковый.

Формы работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, самостоятельная  работа,  деятельностный подход, проблемный диалог.

Планируемые результаты:

Предметные – научатся писать в словах сочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со  сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; воспринимают важность учебы как интеллектуального труда и познания нового; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово, проявляют интерес к изучению языка.

Метапредметные УУД:

Регулятивные – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения  результата, строить  логическую цепочку рассуждений; извлекать необходимую информацию из объяснения учителя;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности,  оценивают собственное поведение и поведение окружающих, уметь оформлять мысли в устной речи; слушать и слышать речь других участников образовательного процесса.

Оборудование: компьютер, планшет, интерактивная доска, тетради на печатной основе «Русский язык 2 класс»; презентация к уроку.

Дополнительные материалы: ватман с елкой, жетоны (красные и зеленые).

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Орг.момент

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята. Посмотрите назад, поприветствуем наших гостей. Посмотрите на своего соседа, мысленно пожелайте ему успехов. Проверьте все ли готово у вас к уроку? Если все в порядке на вашем столе, то тихонечко садимся.

-Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу!

Приветствие учащихся.

 

Дети готовы к уроку

 

 

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Запишите число, классная работа.

Проговариваем каждое слово

Минутка чистописания.

– Пропишите буквы, посмотрите сначала, какие буквы я вам напишу

Че, Ща. Кто прописал выделите зеленым в кружок самую аккуратную букву, написанную вами.

-Что вы знаете об этих буквах?

 

Словарная работа. СЛАЙД 1

1. Сидит на ветке, а не птица.

Есть рыжий хвост, а не лисица.

(щелчок)

2. По квартирам и домам

Много писем, телеграмм

Он приносит адресатам.

Как зовут его, ребята?

(щелчок)

3. Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень.

(щелчок)

4. Во дворе стоит грибок,

А под ним лежит песок,

Из него любой ребенок

Испечет вам пирожок

(щелчок)

 

5.Как назвали человека, который помогает своими делами и поступками?

-Проверьте написание слов с образцом.

-Что общего между этими словами?

 

-Чем отличаются эти слова?

-Скажите, что объединяет все эти слова?

-(Посмотрите на ленту памяти, посмотрите на задание с этапа минутки чистописания, чем похожи все эти слова?)

 

 

 

 

 

Выполняют требования учителя

 

Дают характеристику звукам [ч], [щ]

 

 

. (белочка)

 

 

 

 

Ответ: Почтальон

 

 

 

 

Ответ: Лимончик

 

 

 

 

Ответ: Песочница

 

 

Ответ : Помощник

(Выполняют требования учителя)

-Эти слова отвечают на вопросы кто?что?

(одушевл., неодушевл, кто? Что?)

-[ч]-непарный мягкий согласный звук.

 

3. Выявление места и причины затруднения.

– На какие 3 группы разделены слова? СЛАЙД  2

Бол. ..                         кол…цо                            ноч…ной

Лос…                        кон…ки                            хищ…ный

Мол…                      ден…ки                            кон…чик

-Порассуждайте в парах над этим вопросом и еще одним ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТИХ СЛОВ НА 3 ГРУППЫ?.

-Как обозначается мягкость согласных?

-Что общего в написании орфограммы в 1 столбике?

 

 

– Что общего в написание орфограммы 2 столбика?

 

 

-Ребят, следовательно, в 3 столбике какой вывод вы можете сделать? (тоже нужно ставить Ь?)

-Почему нам хочется поставить Ь в слова 3 столбика? Как вы думаете?

-Какую букву нужно поставить? Докажите.

Ь в конце слова

Ь в середине слова

ЧН, ЩН, НЧ

 

(работа в пара)

 

 

Е,И,Я,Ё,Ю и Ь

Ь обозначает мягкость предшествующего согласного на конце слова

Ь стоит в середине слова и служит для смягчения предш. согл.

Нет, не нужно.

 

Нас путают [ч][щ]-они согл.непарные мягкие

Никакую, т.к. в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, чт не ставят Ь знак

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Как вы думаете, какая тема  нашего урока? –Правильно.

-А как вы думаете, есть ли еще буквосочетания аналогичные(с непарным звуком [ч], [щ] этим?

(подсказать примером барабанщик, сварщик)

-На какие вопросы по этой теме,  вы бы хотели ответить?

-Чтобы вы хотели узнать?

 

 

 

СЛАЙД

– Хорошо, ребята, я вас услышала, надеюсь, сегодня на уроке мы найдем ответы на эти вопросы.

Буквосочетания  чк, чн, нч, щн,

РЩ,НЩ

 

 

Являются ли эти буквосочетания орфограммой?

Как она будет называться?

Как пишутся эти буквосочетания в словах?

Как научиться грамотно писать в словах эти буквосочетания?

Как научиться приводить примеры на данную орфограмму?

 

5.Физ.минутка

 СЛАЙД видео

 

2 минуты

6. Реализация построенного проекта

Работа с пословицами СЛАЙД

-Прочитайте, когда так говорят? Как вы думаете, можно ли сказать, что эти пословицы относятся к нашей теме урока?

–Докажите. А как вы думаете, на что стоит обратить внимание?

-Какие ошибки на письме возможно допустить?

 

– Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чем заключается опасность?

_ Как называются такие опасные места в словах русского языка?

Ответы детей

Да, потому что в них есть слова с буквосочетаниями щн, чк. В них можно поставить Ь.

Они всегда мягкие, но мягкий знак после них не пишется. Их правописание нужно запомнить.

 

 

Орфограммами

 

 

7.Самостоятельная работа с  фронтальной проверкой

СЛАЙД В тетрадях записываем самостоятельная работа. Прочитайте, какое  задание  Вам предстоит выполнить?

-Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ?

-Ребята, работа будет по вариантам. Что вы заметили?

На выполнение работы вам отводится  __ минут. Работаем.

-Поменяйтесь тетрадями со своим соседом. Возьмите карандаш и за правильный ответ поставьте +,

 за неправильный -. Поменяйтесь тетрадями обратно (Проверить сколько плюсов получилось)

 

 

Звук произносится мягко, но мягкий знак не пишется.

-должно быть 3 столбика (3 столбик общий)

(проверка тетради своего соседа)

 

8. Включение в систему знаний и повторения.

-Ребята, а теперь я попрошу вас вспомнить вопросы (цели) на которые мы хотели ответить. СЛАЙД

 

-А где мы можем найти ответы на свои вопросы?

-Откройте учебник на стр5.

Вспомним наши вопросы!

1.Являются ли буквосочетания орфограммой? Найдите и прочитаем все вместе

2.Как она будет называться?

3. Как научиться грамотно писать в словах эти буквосочетания?

4.Как научиться приводить примеры на данную орфограмму?-

5. Как пишутся  буквосочетания в словах?

Прочитаем все вместе.

-Какие примеры приведены, доказывающие что пишем без Ь

-В чем заключается опасность в написании этих слов?

 -Что нужно запомнить при написании этих  буквосочетаний?

-Приведите свои примеры

Скажите, на все ли вопросы мы ответили

 

 

Буквосочетания  чк, чн, чт…

пишутся без мягкого знака.

В учебнике на стр 5

 

«Буквосочетания чк, чн, чт,щн,нч-это орфограмма.

Эти буквосочетания пишутся без Ь-тоЧКа, реЧНой, поЧТа, помоЩНик, птеНЧик.

-Ь писать не нужно

 

 

-Можем записать с Ь

Да

(ответы детей)

 

9 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка деятельности уч-ся учителем

– Посмотрите у меня в руке  3 шарика, а в шарике слова:

1. СнегуроЧКа, 2 снежиноЧКа, 3.свеЧКа.

-Ребята, а как вы думаете, с каким праздником связаны данные слова?

Давайте сделаем так,  чтобы кусочек нового года был у нас в классе. Вот,  ёлочка, на нее я повешу свои 3 шарика со словами, вы тоже повесите свои  новогодние шарики.

–  Если вам было интересно на уроке, и вы все поняли и сможете потом поделиться своими знаниями дома, то прикрепите – шарик красного цвета.

-А если у вас остались вопросы и вы на них не услышали ответов и дома хотите разобраться до конца – зелёный.

Н-о есть еще одно задание, чтобы ваш шарик более красивым его нужно украсить словом, у котором будут изученные нами буквосочетания. Покажите, ребята, какие знания вы сегодня получили на уроке, примените их на этом шарике.

-А давайте посмотрим, какая красивая елочка у нас получилась.

-Сделайте вывод, глядя на нее.

(Прокомментировать учителю, если дети не смогут ответить на поставленный учителем вопрос)

1)Какие новые знания вы получили на нашем уроке?

2)Кто научился применять их на практике?

-Ребята, вы сегодня плодотворно поработали, и я делаю эти выводы не случайно.

-Многие из вас проявляли навыки сотрудничества со своим соседом.

-Вам приходилось избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Мы с вами выполнили все задания и достигли поставленные задачи.

 

 

 

-Новый год.

(Учащиеся берут по два шарика в коробочке учителя красного цвета и зеленого и оценивают себя, прикрепляя шарик того или иного цвета)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все учащиеся поняли материал, многие применили свои знания на практике, есть некоторые ребята, которым требуется поработать дома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *