Буквосочетания чк чн нч щн нч: Слова с сочетанием нч чк чн нщ щн без мягкого знака
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
Тема: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ».
Цели: развивать умение правильно писать слова буквосочетаниями чк,чн.,чт, нщ, нч,
Задачи: учить определять орфограмму в слове: правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь.
Планируемые результаты.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Метапредметные: учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; осуществлять синтез как составление целого из частей; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Предметные: учить определять новую орфограмму в слове (учащиеся научатся писать в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой). Формировать орфографическую зоркость (различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки).
Ход урока.
Организационный момент.
-Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
2. Актуализация знаний.
1. Минутка каллиграфии.
– Рассмотрите картинки. Назовите, что на них изображено. Что их объединяет? Дайте характеристику звуку [ч´ ].
– Рассмотрите картинки. Назовите, что на них изображено. Что их объединяет? Дайте характеристику звуку [щ´ ].
– Какие орфограммы вы знаете с этими буквами? Давайте запишем минутку каллиграфии.
ч щ ча ща чу щу
– Посмотрите внимательно какие “особенные” слова у нас есть на доске? Что это за слова? Давайте их запишем в словарь : девочка, щавель.
– Составьте и запишите предложение с этими словами. Подчеркните грамматическую основу.
3.Постановка учебной задачи.
– Прочитайте слова. Вставьте пропущенную букву.
Пе…ка, но…ной, птен…ик, све…ка, до…ка, пон…ик, шапо…ка, бо…ка, кон…ик.
– В какие группы можно разделить слова? Почему?
-Какую орфограмму использовали?
– Все ли слова подходят к этой орфограмме? Какие слова остались? Можем ли мы записать эти слова в 1 или во 2 столбик? Почему?
– О чем будем говорить на уроке?
– Сформулируйте тему урока.
-Какие задачи будем решать на уроке?
– Откройте учебник и посмотрите на тему нашго урока. ( уч.с 4)
– Какие буквосочетания нам уже знакомы? С какими еще предстоит познакомиться?
– А чем являются буквосочетания чн, чк, чт, щн, нч?
– А если это орфограмма, то чем нам нужно пользоваться при написании слов с этими буквосочетаниями?
-А какое правило вы уже знаете? Как вы думаете, а остальные буквосочетания будут подходить к этому правилу? Почему?
– Давайте прочитаем правило в учебнике ( уч. с 5).
– Правильные ли мы сделали выводы?
4.Работа по теме урока.
1.Физминутка.
2. Работа по учебнику с 4 упр. 2
Прочитайте слова. Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч´ ] и [щ´ ]?
– Выпишите по вариантам слова с различными буквосочетаниями: 1в. – с чк, чн, 2в. – чт, щн.
Проверка. Если вы все сделали правильно, то на полях поставьте знак + , если допустили 1-2 ошибки, то знак ˅, а если больше 2 ошибок, то знак -.
3. Найди правильное написание.
Спишите слова, обозначая выделенный звук буквой или буквами.
Кроше[ч´] ный, па[л´]то, ме[ч´]та, звездо[ч´]ка, хи[щ´]ный, си[л´]ный, тарело[ч´]ка, ступе[н´]ки.
Запишите слова в тетрадь. Воспользуйся правилом.
Взаимопроверка.
4. Орфоэпическая минутка.
Слова с сочетанием чк всегда произносятся четко, а вот сочетание чн в некоторых словах может прятаться, маскироваться. Пишется чн, а произносится [шн]
Прочитаем слова правильно(на слайде)
[ чн ] | [шн ] |
Точный | Ску [шн ]о |
Отличный | Коне[шн ]о |
Солнечный | Наро[шн ]о |
Цветочный | яи[шн ] ица |
(на слайде)чтобы лучше усвоить произношение слов второго столбика, потренируемся произносить эти слова на примере одного стихотворения.
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!
5.Закрепление изученного нового материала на уроке.
Работа в парах над пословицами.
– Пословицы рассыпались. Собери правильно пословицы.
* На своей улочке и курочка храбра.
* Плохой друг в деле не помощник.
* Вместе тесно, а врозь скучно.
6. Рефлексия.
Давайте вернемся к нашему заданию. Посмотрите на слова которые мы не записали. Можем ли мы правильно их записать? Почему?
7. Итог урока.
– Какие цели и задачи мы ставили в начале урока? Удалось ли нам их достичь? Как пишутся сочетания чн, чк?
8. Домашнее задание.
уч. с 5 упр.4
Конспект урока «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч» по русскому языку для 2 класса
Скачать конспект (30. 11 Кб) Смотреть похожие конспекты
Дата:25.12.2014
Русский язык
Урок 79
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | |
Педагогические цели | способствовать ознакомлению учащихся с правописанием буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, развитию |
Тип урока | постановочный |
Планируемые | овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, |
Личностные | владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, |
Универсальные | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебной литературе; Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
Образовательные | презентация |
Ход урока