Разное

Буква и смягчает согласные – Какие гласные смягчают согласные?

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами я, ё, е, ю, я

Разделы: Логопедия


Цели и задачи:

  • повторить полученные знания о гласных и согласных звуках;
  • учить детей дифференцировать звуки;
  • развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • закреплять знания языковых норм;
  • способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков).

1. Оргмомент.

2. Постановка темы и цели урока.

– Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну Грамматика и узнаем об одном волшебнике-хвастунишке и том, какие чудеса могут творить гласные буквы.

3. Сказка “Два медведя”

Жили-были два медведя. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенёк и пели. Один медведь пел: “Та – та – та”, а другой: “Тя – тя – тя”.

– Как вы думаете, как выглядели медведи?

Большой медведь пел грубым, твердым голосом, а маленький ласковым, мягким голоском. В песенке большого медведя согласный звук [т] звучал твердо, а в песенке маленького медведя звук [т] звучал мягко. (рис 1.)

  • Произнесите звуки [р, к, л, с, б, д] голосом большого медведя. (дети произносят “по цепочке”
  • Произнеси эти же звуки голосом маленького медвежонка.

Отличаются звуки, произносимые большим медведем от звуков произносимых маленьким медвежонком? Чем?

4. А теперь, давайте вспомним, что мы знаем про гласные звуки?

Давайте с вами произнесём звуки “а, о, у, ы, э” перед зеркалом. Посмотрите, как они произносятся: воздух во рту не встречает преграды, звуки поём голосом.

Голосом – гласом, поэтому его так и называют - гласный звук.

Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!

Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный

5. А что мы знаем про согласные звуки?

Это СОседи наших гласных и называются они СО - гласные. Чем же характеризуются согласные звуки? При их произношении воздушная струя всегда встречает преграду.

Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными и согласными звуками. Послушайте стихотворение о согласных звуках:

НЕЖНЫЙ ИЛИ ЗЛОЙ

Есть мягкие звуки и твёрдые звуки,
Их можно легко смешать,
Но, чтобы не вышло подобной штуки,
Научимся их различать.
Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней.
А твердые – словно грубее и ниже,
Как будто твердые – злей.

Послушай, как ласковы мягкие звуки:

Ель, капель, метель и мель.
Они как нежные мамины руки,
Что ласково стелют постель.
Твердый звук обрывается резко.
Послушайте: Стол! Укол!!
Для нежности нет в этом звуке места,
Скорее – он даже зол.

6. А сейчас я расскажу вам сказку о двух буквах-сестричках, живут они , конечно, в нашей волшебной стране Грамматике. Одна из них гласная, а другая согласная. И какие чудеса они творят!

Жили-были 2 буквы-сестрички. Они были очень похожи.

Писались почти одинаково. Только у буквы й (рис. 3) был сверху беретик, а у и (рис.2) не было. Звучали они почти одинаково. Только и протяжно, а й коротко, отрывисто. Их часто путали, а букве й было очень неприятно.

Однажды буква й пришла в гости к гласным буквам I ряда (а, о, у, э, ы) и предложила вместе спеть. Й начала, а подхватила. Слились их звуки, и получилась новая буква – н. Тогда остальные буквы о, у, э тоже стали петь вместе с й. И стали получаться новые буквы ё, ю, е. Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоединилась буква и. Так и получились гласные II ряда.

Гласные I ряда а, о, у, ы, э

Гласные II ряда я , ё, ю, и, е

Если мы слышим в слове 2 звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э], то писать вместо них следует по одной букве я, ё, ю, е.

7. Давайте вернёмся к нашим замечательным медведям!

Получается, что один медведь был большой и любил петь песни твердым голосом с гласными I ряда. Второй медведь был маленький и пел тонким голосом с гласными II ряда.

  • Пропой слоги голосом большого медведя: та.ро, ду, сэ, ны.
  • Пропой слоги голосом медвежонка: мя, сё, лю, ве, ди.
  • Спой песенки медведя: Спой песенки медвежонка:
ду-ду-ду дю-дю-дю
до – до – до дё – дё – дё
дэ – дэ – дэ де – де – де
да – да – да дя – дя – дя
ды – ды – ды ди – ди – ди

Прочитайте слоги I столбика. Прочитай слоги II столбика. Как звучат согласные? (мягко и твёрдо)

8. В нашей замечательной стране живет известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово “ел” превращается в “ель”, а консервная банка стала теплой банькой.

Расхвастался Мягкий знак: “Я, дескать, самый волшебный”. Но некоторые жители из страны Грамматика (а это были гласные второго ряда) стали смеяться: “Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был “лук”, стал “люк”, был “мал”, стал “мял”. Так гласные второго ряда поставили на место хвастунишку. (По Г. Н. Сорокину.)

А царица страны Грамматика сформулировала правило:

Гласные буквы I ряда а, о, у, э, ы пишутся после твердых согласных.

Гласные буквы II ряда я, ё, ю, е, и пишутся после мягких согласных.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами я, ё, ю, е, и и мягким знаком.

  • Произнеси слова: Коля, Варя, Валя, воля, пятка, пятна,

– В этих словах есть мягкий знак? (Мягкость впереди стоящего согласного здесь обозначает буква я.)

А здесь постарались буквы II ряда и изменили слова:

Прочитайте пары слов и сравните их по смыслу.

мал – мял вол – вёп
лук – люк
вал – вял ров – рёв тук – тюк
рад – ряд воз – вёз суда – сюда
пальцы – пяльцы нос-нёс мода-мёда

9. Тренировочные упражнения:

– Подними синий кружок, если услышишь согласный звук:

С, а, о, у, д, б, а, у, е, ё, с, т, з, г, ы

– Подними красный кружок, если услышишь согласный звук:

С, а, о, у, д, б, а, у, е, ё, с, т, з, г, ы

Прослушай слова, выдели голосом первую букву и запиши её в тетрадь:

Яша, ёж, иглы, ель.

Бельё, полы, Саша, рою.

10. Итог занятия.

– О каких буквах мы с Вами сегодня говорили. Какие гласные I ряда вы знаете? Какие гласные II ряда вы знаете? Что дают согласным гласные буквы II ряда?

Список литературы:

  1. Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 1-2 классы. – 2-е изд., – Волгоград: Учитель, 2008, -86 с.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда, М.: Владос, 2006. – 335 с.
  3. Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. – М.: ВАКО, 2010, – 368 с.

9.05.2011

urok.1sept.ru

Твердые и мягкие согласные. Буква «Ь»

Тема: Твердые и мягкие согласные. Буква «Ь».

Цель: познакомить детей с буквой «Ь».

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

– познакомить детей со свойствами и функциями мягкого знака;

– учить детей обозначать мягкий согласный на письме с помощью мягкого знака;

– учить детей правильно читать слова и предложения с мягким знаком;

– учить различать твердые и мягкие согласные.

Коррекционно-развивающие:

– активизировать словарь детей;

– развивать фонематические процессы;

– развивать умение совершать звуко-слоговой анализ слов;

– тренировать умение детей понимать значение пространственных предлогов;

– закреплять графические навыки печатания букв;

– развивать навыки чтения;

– закреплять графические навыки печатания букв;

– развивать ВПФ;

–  развивать зрительно-моторную координацию;

–  развивать общую и мелкую моторику;

– проводить профилактику нарушений осанки.

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать дисциплинированность

–  способствовать развитию сочувственного отношения к попавшим в беду.

Оборудование: магнитная доска и буквы; символы звуков; Буквари и разрезные азбуки, таблица для чтения; картинки: волчонок, слоненок, олененок, лосенок, филин; карточки с надписями: волк, слон, олен, лос, олень, лось.

 

Ход занятия.

I. Организационный момент   (1-2 мин.)

Дети стоят в ряд.

– За первую парту подойдет, но не сядет тот, кто стоит между…, за…, перед…

– Сядет тот, кто правильно повторит за мной слоги:

аль-ал-аль   ась-ось-ос   ать-оть-ит    ав-ов-овь   арь-ар-ор  им-ом-имь   унь-инь-ан

II. Основная часть   (20 мин.)

1. Повторение пройденного материала.

– Давайте вспомним, какие волшебные гласные обозначают мягкость согласного. (я, е, ё. и, ю) Назовите мне слова с этими гласными.

2. Изучение нового материала.

Логопед предлагает детям послушать сказку. По ходу рассказывания, он показывает соответствующие картинки и карточки со словами.

– Сказку я расскажу только тем, кто сядет ровно и будет тихо слушать.

– Ходили в лесную школу Волчонок, Слоненок, Олененок, Лосенок и детеныши других зверей. Они учились там читать и писать. Очень хотелось зверятам поскорее вырасти.

Однажды учитель Филин говорит им: «Кто сумеет правильно назвать себя и правильно написать это слово, тот быстрее станет взрослым».

Первым написал Слоненок – «Слон» и получил «5». Затем Волчонок – «Волк» и тоже получил «5». Дошла очередь до Олененка и Лосенка. Один написал «Олен», другой – «Лос».

– Разве ты Олен? – спросил учитель Филин Олененка.

– Разве ты Лос? – спросил учитель Филин Лосенка.

– Нет, я Олень, а я Лось – сказали звери, – ведь в словах олень и лось последний согласный звучит мягко, вот послушайте: оленя, оленю, лося, лосю.

Стали все снова читать написанные слова и снова прочитали  «Олен» и «Лос».

Обиделись Олененок и Лосенок и побежали к царице Грамматике: «Почему в словах «Олен» и «Лос» никто не хочет читать последнюю согласную мягко, ведь звук мягкий?»

А царица Грамматика отвечает: «В словах оленя, оленю, лося, лосю есть волшебные гласные, а в словах «Олен» и «Лос» их нет».

Олененок и Лосенок огорчились: «Значит, мы никогда не вырастем?»

– Не огорчайтесь, я вам помогу! – говорит царица Грамматика.

И придумала царица Грамматика для них новую букву «ь». Эта буква не произносится, а только пишется, но все согласные перед ней звучат мягко:

Палочка, колечко справа –

Мягкий знак я написала.

Звука он не называет,

Лишь согласные смягчает.

(На какую букву похож «ь»?

Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.)

Обрадовались Олененок и Лосенок, взяли новую букву и побежали в школу. Написали они на доске слова «Олень» и «Лось» и все прочитали правильно.

С тех пор после мягкого согласного на конце слова всегда пишется мягкий знак. А кто забывает об этом, тот никогда не станет взрослым.

3. Игра «Ловкий вратарь»

 Логопед предлагает детям встать из-за парт, затем он читает слова, а дети когда услышат слово с мягким согласным на конце – приседают, а когда услышат слово с твердым согласным на конце – встают. Слова: сталь, кот, пыль, рот, мель, мел, мак, цепь, соль, сук, дом, сирень, комар.

4. Игра «Скажи наоборот»

Логопед сообщает детям, что мягкий знак может изменять слова, и предлагает поиграть.

– Я буду называть слова с твердым согласным, а –  с мягким согласным.

Слова: угол – уголь, хор – хорь, ел – ель, мел – мель, брат – брать, шест – шесть.

!– Но мягкий знак может показывать мягкость согласного не только в конце слова, но и в середине. Например, банка – банька, полка – полька, галка – галька.

5. Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять –       (разгибают пальчики по одному)

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –   (сгибают пальчики по одному)

В домик спрятались опять.

6. Звуко-слоговой анализ слов.

Детям предлагается проанализировать слова УГОЛ и УГОЛЬ и сравнить их. Один человек у доски.

План:

1. звуковая схема;

2. составить из разрезной азбуки;

3. разделить на слоги, ударный слог;

4. характеристика звуков;

5. записать слова в тетрадь. (по времени БАНКА и БАНЬКА в тетрадях)

6. Чтение по Букварю и чтение таблиц.

 

III. Итог занятия   (1-2 мин.)

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Сколько звуков она обозначает?

Для чего она нужна?

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Согласные звуки и согласные буквы – Русский язык: краткий теоретический курс – Елена Ивановна Литневская – rutlib5.com

Согласные звуки и согласные буквы

Образование согласного звука связано с преодолением воздушной струёй препятствий в полости рта, создаваемых языком, губами, зубами, нёбом. При преодолении препятствия возникает шум — обязательный компонент согласного звука. В некоторых (звонких) согласных помимо шума присутствует голос, создаваемый колебанием голосовых связок.

В русском языке 36 согласных звуков ([б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’]) и 21 согласная буква (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Это количественное различие связано с основной особенностью русской графики — способом отражения твёрдости и мягкости согласных на письме.

Глухие и звонкие согласные звуки

Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием голоса в образовании согласного звука.

Звонкие состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает преграду в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Звонкими являются следующие звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Звонким является также звук [ж’], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.

Глухие согласные произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из шума Глухими являются следующие согласные звуки: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’] [ц], [ч’], [ш], [щ’]. Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): во фразе «Стёпка, хочешь шец?» «Фи!» содержатся все глухие согласные (парные по твёрдости / мягкости — только в твёрдой или мягкой разновидности).

По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары; звуки в паре должны различаться только одним признаком, в данном случае глухостью / звонкостью. Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] — [п], [б’] — [п’], [в] — [ф], [в’] — [ф’], [г] — [к], [г’] — [к’], [д] — [т], [д’] — [т’], [з] — [с], [з’] — [с’], [ж] — [ш]. Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.

Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], к глухим непарным — звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Сказанное можно обобщить в следующей таблице:

Если в речи носителя языка присутствует долгий звук [ж’], то он является звонкой парой к согласному [щ’]; в этом случае пар по глухости / звонкости 12.

Позиционное оглушение / озвончение

В русском языке в определённых позициях встречаются и глухие, и звонкие согласные звуки. Это положение перед гласными (том [том] — дом [дом]) и перед согласными [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] (свой [свой’] — звон [звон], смела [см’ил́а] — размела [разм’ил́а], срой [срой’] — разрой [разр́ой’]). Эти позиции, как справедливо отмечено в Комплексе 2, являются сильными по глухости / звонкости.

Но появление глухого или звонкого звука может быть предопределено его положением в слове. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельно

rutlib5.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *