Разное

Буква д по клеточкам: Буква Д | Графический диктант по клеточкам онлайн и устно

Конспект занятия по обучению грамоты “Звук и буква “Д”” | План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа):

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

«Звук и буква Д»

                                                                                   Составила: учитель-логопед

                                                                                         Осипова Марина Николаевна

Тема: «Звук и буква «Д»»

Задачи:

1. Познакомить  детей с согласным звуком  [Д], [Д‘]  и графическим образом буквы Д.

2.Закрепить  умение  детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Д], [Д‘].

3.Продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схем к словам с данным звуком.

4.Развивать связную речь, умение использовать в речи распространённые предложения,  навыки словообразования прилагательных от существительных.

5. Развивать фонематический слух,  мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса.

6.Упражнять детей в умении определять месторасположение звука в словах, в умении придумывать слова на заданную букву.

7.Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.

Оборудование: картинки с предметами со звуком «Д», мягкие и твёрдые игрушки, картотека графических диктантов, разрезные картинки с разными предметами на звук «Д», домики с заданиями, образец печатания маленькой и заглавной букв.

Ход занятия

1.Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить наш город, познакомиться с новым звуком и научиться узнавать  букву, обозначающую этот звук, а поможет вам в этом наши помощники: Даша и Дима. Давайте собираться в путь.

2. Работа над дыханием и голосом

Ой, ребята, посмотрите,  сколько здесь разных камней, они мешают нам пройти. Нужно перепрыгивать с камня на камень и называть звук, буква которого там изображена. Чем больше  камень тем громче, резче и точнее мы произносим звук.

               Дидактическая игра «Назови звук».

Вот мы и добрались  до нужного места. А вот и домик перед нами, наверное там живут буквы. Нам, ребята, предстоит отгадать “Кто в каком домике живёт?” Дети отгадывают:

 лиса – в норе,  волк – в логове, медведь – в берлоге, белка – в дупле, бобёр – в хатке…

Правильно, ребята, это разные домики, но для каждого зверя это – дом. Давайте, ребята. Нарисуем по клеточкам дом для Даши и Димы.

3. Графический диктант «Домик».

Цель: продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве.

Ребята, посмотрите, сколько, много, получилось у нас домиков для Даши и Димы. А в каждом домике ребята для нас приготовили интересные задания.

1 задание.

На карточках нарисованы картинки: дом, дым, дрозд, диван, дятел, дерево.

Дети называют слова, выделяя  первые звуки этих слов.

Дом [Д]       Дятел [Дь]

Педагог: Да  именно об этих звуках мы сегодня и будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Вопросы по схеме:

– Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, язычок)

– Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные). Значит, звуки  [Д] и [Дь] какие? (согласные).

– А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки – звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [Д] и [Дь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [Д] и [Дь] какие? (звонкие).

-Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

2 задание.

5. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Ребята, мы справились с заданием. Дети на столах работают с разрезными картинками ( составляем картинку из 2 частей): дом, дым, дрозд, диван, дятел, дерево, медаль, комод, еда.

Все картинки можно разделить картинки еще на 2 группы:  слова, где звук Д и ДЬ встречается в начале слова –  собирают на зеленый коврик; слова, где  звуком Д и ДЬ встречаются в середине слова –  на коричневый.

3 задание.

 Давайте встанем в круг, Даша и Дима хотят с нами поиграть. Я говорю слово, а вы определяете какой звук (Д) в этом слове: мягкий или твёрдый.   Если  мягкий, то приносим по одной твердой игрушке в корзину, а если мягкий, то мягкую игрушку. В зеленую корзинку надо собирать мягкие игрушки, а в синюю твердые игрушки.

Слова: дом, дым, дрозд, диван, дятел, дерево, медаль, комод, еда.

 4 задание

 Посмотрите, наши проводники что-то заскучали. Давайте выполним щё одно задание.

6.Обозначение звуков [Д] и [Дь] буквой “Д”.

Ребята, звуки «д и дь» мы слышим, а видим мы что?  Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она – Д.

Дети садятся за столы для письменных работ. Педагог  показывает на карточке букву Д.

: Ребята, соберите букву  Д из элементов, которые лежат у каждого на столе.   А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

7. Пальчиковая гимнастика.

Ночью строим из окна.

Видим – полная луна.

Утром мы возьмём альбом

Нарисуем небо в нём.

Привезли огромный камень

И поставили фундамент.

Дом теперь красив на вид

Это буква «Д» стоит.

Дети конструируют  букву: из камней и скрепок.

Детям предлагается напечатать большую и маленькую буквы в тетрадях.

             5 здание

А сейчас давайте поиграем. Я называю слово, а вы показываете мне сигнальную карточку: синюю или зелёную.

8. Игра «Камень и вата» 

Цель: если звук мягкий, то карточка зелёная, если твёрдый – синяя.

Молодцы. А сейчас я прочитаю предложения, а вы будите их заканчивать.

Жил да был весёлый гном,

Он в лесу построил … (дом).

Рядом жил поменьше гномик,

Под кустом он сделал … (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил … (домишко).

Старый, мудрый гном – гномище

Выстроил большой . .. (домище).

Был он стар и был он сед

И большой был … (домосед).

А за печкой, за трубой

Жил у гнома … (домовой)

Очень строгий, деловитый,

Аккуратный … (домовитый),

Мох, калину, зверобой –

Всё из леса нёс … (домой).

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас … (домашний).

Вечером привык встречаться

Гном с любимым … (домочадцем) –

Вместе посмотреть кино,

Поиграть с ним в … (домино).

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда … (дома),

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот … (дом).

Сколько слов получилось? Какое слово лишнее, не относится к слову “дом”?

Ребята, с какой буквой мы сегодня с вами познакомились? Правильно с буквой «Д». Найдите на рисунке фигуры с этой буквой и раскрасьте их одним любым цветом. Что получилось?

9. Итог занятия.

 Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали?  Чему научились? Что было для вас трудным?

Синус(sin), косинус(cos), тангенс(tg), котангенс(ctg) – как найти, отношение, формулы

Изучение тригонометрии мы начнем с прямоугольного треугольника. Определим, что такое синус и косинус, а также тангенс и котангенс острого угла. Это основы тригонометрии.

Напомним, что прямой угол — это угол, равный 90 градусов. Другими словами, половина развернутого угла.

Острый угол — меньший 90 градусов.

Тупой угол — больший 90 градусов. Применительно к такому углу «тупой» — не оскорбление, а математический термин 🙂

Нарисуем прямоугольный треугольник. Прямой угол обычно обозначается C. Обратим внимание, что сторона, лежащая напротив угла, обозначается той же буквой, только маленькой. Так, сторона, лежащая напротив угла A, обозначается .

Угол A обозначается соответствующей греческой буквой .

Гипотенуза прямоугольного треугольника — это сторона, лежащая напротив прямого угла.

Катеты — стороны, лежащие напротив острых углов.

Катет , лежащий напротив угла , называется противолежащим (по отношению к углу ). Другой катет , который лежит на одной из сторон угла , называется прилежащим.

Синус острого угла в прямоугольном треугольнике — это отношение противолежащего катета к гипотенузе:

sin A

Косинус острого угла в прямоугольном треугольнике — отношение прилежащего катета к гипотенузе:

cos A

Тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике — отношение противолежащего катета к прилежащему:

tg A

Другое (равносильное) определение: тангенсом острого угла называется отношение синуса угла к его косинусу:

tg A

Котангенс

острого угла в прямоугольном треугольнике — отношение прилежащего катета к противолежащему (или, что то же самое, отношение косинуса к синусу):

ctg A

Обратите внимание на основные формулы для синуса, косинуса, тангенса и котангенса, которые приведены ниже. Они пригодятся нам при решении задач.

sinsincos
cos1+tgcos = sin
tg1+ctgsin = cos
ctgtg = ctg

Давайте докажем некоторые из них.

  1. Сумма углов любого треугольника равна . Значит, сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равнa .
  2. С одной стороны, как отношение противолежащего катета к гипотенузе. С другой стороны, , поскольку для угла катет
    а
    будет прилежащим. Получаем, что . Иными словами, .
  3. Возьмем теорему Пифагора: . Поделим обе части на получаем то есть
    Мы получили основное тригонометрическое тождество.
  4. Поделив обе части основного тригонометрического тождества на , получим: Это значит, что если нам дан тангенс острого угла , то мы сразу можем найти его косинус. Аналогично,

Хорошо, мы дали определения и записали формулы. А для чего все-таки нужны синус, косинус, тангенс и котангенс?

Мы знаем, что сумма углов любого треугольника равна .

Знаем соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Это теорема Пифагора: .

Получается, что зная два угла в треугольнике, можно найти третий. Зная две стороны в прямоугольном треугольнике, можно найти третью. Значит, для углов — свое соотношение, для сторон — свое. А что делать, если в прямоугольном треугольнике известен один угол (кроме прямого) и одна сторона, а найти надо другие стороны?

С этим и столкнулись люди в прошлом, составляя карты местности и звездного неба. Ведь не всегда можно непосредственно измерить все стороны треугольника.

Синус, косинус и тангенс — их еще называют тригонометрическими функциями угла — дают соотношения между сторонами и углами треугольника. Зная угол, можно найти все его тригонометрические функции по специальным таблицам. А зная синусы, косинусы и тангенсы углов треугольника и одну из его сторон, можно найти остальные.

Мы тоже нарисуем таблицу значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса для «хороших» углов от до .

0
sin0
cos0
tg0
ctg0

Обратите внимание на два прочерка в таблице. При соответствующих значениях углов тангенс и котангенс не существуют.

Докажем теорему:

Если острый угол одного прямоугольного треугольника равен острому углу другого прямоугольного треугольника, то синусы этих углов равны, косинусы этих углов равны и тангенсы этих углов равны.

В самом деле, пусть АВС и — два прямоугольных треугольника с прямыми углами С и и равными острыми углами А и

Треугольники АВС и подобны по первому признаку подобия треугольников, поэтому

Из этих равенств следует, что т. е. sin А = sin

Аналогично, т. е. cos А = cos и т. е. tg A = tg

Это значит, что синус, косинус и тангенс зависят только от величины угла.

Разберем несколько задач по тригонометрии из Банка заданий ФИПИ.

Задача 1. В треугольнике ABC угол C равен , sin A = 0,1. Найдите cos B.

Задача решается за четыре секунды.

Поскольку , sin A = cos B = 0,1.

Задача 2. В треугольнике угол равен , , .

Найдите .

Решение:

Отсюда

Найдем AC по теореме Пифагора.

Ответ: 4,8.

Задача 3. В треугольнике АВС угол С равен AВ = 13, ВС = 5. Найдите косинус и тангенс острого угла А. Ответ округлите до сотых.

Решение:

Для угла А противолежащий катет – это ВС,

АВ является гипотенузой треугольника, лежит против Значит, sin A

Катет, прилежащий к – это катет АС, следовательно, cos⁡ А

Длину катета АС найдем по теореме Пифагора:

Тогда

cos⁡ А

tg A

Ответ: 0,92; 0,42.

Заметим, что если катеты прямоугольного треугольника равны 5 и 12, то гипотенуза равна 13. Это одна из так называемых Пифагоровых троек. О них мы расскажем в других статьях сайта.

Задача 4. В треугольнике АВС угол С равен AC = 2, sin A=

Найдите BC.
Решение:

AC = b = 2, BC = a, AB = c.

Так как sin A

По теореме Пифагора получим

Ответ: 0,5.

Задача 5. В треугольнике АВС угол С равен tg A = Найдите AB.

Решение:

AC = b = 4, tg A

Ответ: 7.

Задача 6.

В треугольнике АВС угол С равен CH – высота, AB = 13, tg A = Найдите AH.

Решение:

AВ = с = 13, tg A = тогда b = 5a.

По теореме Пифагора ABC:

тогда

(по двум углам), следовательно откуда

Ответ: 12,5.

Задача 7. В треугольнике АВС угол С равен

CH – высота, BC = 3, sin A =

Найдите AH.

Решение:

Так как sin A = тогда c = АВ = 18.

sin A = = cos⁡ B =

Рассмотрим BHC:

= получим

тогда BH = = 0,5,

AH = AB – BH = 18 – 0,5 = 17,5.

Ответ: 17,5.

Задача 8. В треугольнике АВС угол С равен 90 CH — высота, BC = 3, cos A =

Найдите АH.

Решение:

Так как для АВС: A = sin В =

а для ВНС: sin В = = , откуда СН =

По теореме Пифагора найдем ВН:

Высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла, есть среднее пропорциональное между отрезками, на которые делится гипотенуза этой высотой. Поэтому для АВС получим:

тогда

Ответ: 17,5.

Задача 9. В треугольнике АВС угол С равен 90 CH — высота, СН = 24 и BН = 7. Найдите sin A.

Решение:

По определению sin A= = =

Рассмотрим BHC :

ВС найдем по теореме Пифагора:

ВС=

тогда а значит и sin A = = 0,28.

Ответ: 0,28.

Задача 10. В треугольнике АВС угол С равен 90 CH — высота, СН = 8 и BН = 4. Найдите tg A.

Решение:

По определению sin A = = = cos A = = =

тогда tg A = который найдем из BHC:

Ответ: 0,5.

Задача 11. В треугольнике АВС угол С равен 90 CH — высота, BН = 12, tg A = Найдите АН.

Решение:

По определению tg A=

Для BHC: , значит СН =

Для АHC: tg A= то AH =

Ответ: 27.

Задача 12. В треугольнике АВС угол С равен 90 CH — высота, BН = 12, sin A = Найдите АВ.

Решение:

Так как cos В = = sin A =

Из СВН имеем cos В = = тогда ВС =

В АВС имеем sinA = = тогда AВ =

Ответ: 27.

Задача 13. В треугольнике АВС угол С равен 90 из вершины прямого угла к гипотенузе проведена высота СН. Найдите cos A, AC и AB, если СН = 12, ВС = 20.

Решение:

Найдем НВ по теореме Пифагора из ВСН:

sin В = =

Для АВС: cos A = получили cos A = 0,6.

Найдем АС и АВ несколькими способами.

1-й способ.

Так как cos A = то пусть АС = 3х, АВ = 5х,

тогда по теореме Пифагора получим


х = 5 ( так как х0). Значит,

2-й способ.

(по двум углам), значит или

k = тогда АС = ; АВ =

3-й способ.

(высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла, есть среднее пропорциональное между отрезками, на которые делится гипотенуза этой высотой) , тогда АН = 144:16 = 9.

АВ = АН + НВ = 9 + 16 = 25.

По теореме Пифагора найдем АС:

=

Ответ: cos A = 0,6; АС = 15, АВ = 25.

Задача 14.

Высота ВН прямоугольного треугольника АВС, проведенная из вершины прямого угла В, равна 24 и отсекает от гипотенузы АС отрезок НС, равный 18.

Найдите АВ и cos А.

Решение:

Из прямоугольного ВНС по теореме Пифагора найдем гипотенузу ВС и cos C:

ВС = =

cos C =

Для АВС: sin А = = cos C =

Для АНВ: sin А = = то = АВ =

Из основного тригонометрического тождества найдем

cos A =

Ответ: АВ = 40, cos A = 0,8.

Задача 15.

Гипотенуза АС прямоугольного треугольника АСЕ равна 50, sin А =

Найдите площадь треугольника.

Решение:

В прямоугольном АСЕ sin А =

значит = 14.

Второй катет найдем, используя теорему Пифагора:

Площадь прямоугольного треугольника равна S =

поэтому

Ответ: 336.

Задача 16.

В треугольнике АВС угол С — прямой, катеты АВ = 13 и ВС = 12, СК — высота.

Найдите sin Результат округлите до сотых.

Решение:

A-общий, ),

значит sin

Найдем АС по теореме Пифагора из САВ:

Тогда sin

Ответ: 0,38.

Задача 17. В треугольнике АВС АС = ВС, АВ = 72, cos A = Найдите высоту СН.

Решение:

Так как АС = ВС, то АВС — равнобедренный с основанием АВ, тогда

высота СН является медианой, то есть АН = НВ =

Поскольку АСН — прямоугольный,

cos A = то есть АС =

По теореме Пифагора тогда

Ответ: 15.

Задача 18. В треугольнике АВС угол С равен 90 sin A = AC = 10 Найдите АВ.

Решение:

1-й способ.

Поскольку sin A = то можно обозначить

ВС = 11х, АВ = 14х.

По теореме Пифагора

(14х- 11х)(14х + 11х) = 3 100;

учитывая, что длина стороны положительна, х = 2,

следовательно, АВ = 14 2 = 28.

2-й способ.

Воспользуемся основным тригонометрическим тождеством

cos A =

По определению cos A = значит

Так как АС=10 то откуда АВ = = 28.

Ответ: 28.

Задача 19. Найдите углы ромба АВСD, если его диагонали АС и ВD равны 4 и 4.

Решение:

Пусть ВАО =

Диагонали ромба делят его углы пополам, значит, =

Диагонали ромба взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам, следовательно, в прямоугольном треугольнике АВО катет АО = а катет ВО =

Поэтому tg откуда

Ответ:

Часто в задачах встречаются треугольники с углами и или с углами и . Основные соотношения для них запоминайте наизусть!

Для треугольника с углами и катет, лежащий напротив угла в , равен половине гипотенузы.

Треугольник с углами и — равнобедренный. В нем гипотенуза в раз больше катета.

Задача 20.

В треугольнике АВС угол С равен 90 угол А равен 30 АВ = 2

Найдите высоту CH.

Решение:

Рассмотрим АВС:

По свойству катета, лежащего против угла имеем ВС = АВ =

В BHC: то следовательно, ВН = BC =

По теореме Пифагора найдем НС:

Ответ: 1,5.

Задача 21.

В треугольнике АВС угол С равен 90 CH — высота, АВ = 2, Найдите АH.

Решение:

Из АВС найдем ВС = АВ = 1 (по свойству катета, лежащего против угла 30),

то

Из ВСН: то следовательно,

ВН = ВС =

АН = АВ — НВ = 2 – = 1,5.

Ответ: 1,5.

Еще раз повторим, что такое синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике.

Как запомнить эти соотношения? Лучший способ – решать много задач, и на уроках геометрии, и готовясь к ЕГЭ. Тогда все формулы, равенства, соотношения запомнятся сами собой.

Мы рассмотрели задачи на решение прямоугольных треугольников — то есть на нахождение неизвестных сторон или углов. Но это не всё! В вариантах ЕГЭ по математике множество задач, где фигурирует синус, косинус, тангенс или котангенс внешнего угла треугольника. Об этом — в следующей статье.

Если вам понравился разбор данной темы – записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по математике онлайн

 

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями. Информация на странице «Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам. Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена: 07.02.2023

Биологический словарь – D

Значения биологической терминологии

ЮДЖИН М. МАККАРТИ, PHD GENETICS

Определения:

Нравится этот словарь? Тогда, пожалуйста, расскажите своим друзьям!

d (1) единица дальтон; 2 – дистальный; (3) спинной.

d- (1) правовращающий; (2) дезокси-.

D (1) аспарагиновая кислота; (2) Девонский период.

Да Дальтон.


Биологический словарь (DACRY-)

слезотечение /DACK-ree-ə-gōg/ сущ. Вещество, вызывающее слезотечение.

дакриелкоз /dack-ree-el-KŌ-səs/ сущ. Изъязвление слезного мешка.

дакриоцистит /dack-ree-ō-sist-TĪT-əs/ n. Воспаление слезного мешка, состояние, которое может привести к непроходимости пораженного носослезного протока.

дакриорея /dack-ree-ō-REE-ə/ сущ. Чрезмерное слезотечение.


Биологический словарь (DACTYL-)

дактиль /DAKT-əl/ сущ. Цифра (пальца или ноги).

дактилоид /DAKT-əl-oid/ прил. В форме пальца.

дальтон (Да) н. Единица массы (также известная как атомная единица массы, а.е.м.), равная массе атома водорода (1,67 x 10 24 г). При измерении в граммах оно равно обратной величине числа Авагадро.

плотина с. Женский родитель; используется в отношении домашних животных.

дочерние клетки Клетки, полученные путем деления одной родительской клетки.

реакции в темноте Стадии фотосинтеза, которые могут протекать в темноте за счет химической энергии, производимой другими стадиями («световые реакции»), которые зависят от присутствия света.

dd Дидезокси-.

DEAE ( также DEAE-C) Диэтиламиноэтилцеллюлоза.


Биологический словарь (DE-)

дезаминирование /də-am-in-eye-ZAY-shən, dee-/n. Химическое разложение, при котором такое соединение, как аминокислота или алкалоид, теряет свою аминогруппу и образует аммиак.

декалитр /DEK-ə-LEET-er/ сущ. Объем десять литров.

децилитр /DES-ə-LEET-er/ сущ. Одна десятая литра.

листопадный /də-SID-joo-əs/ прил. Выпадение или отпадение (в виде зубов, рогов или листьев).

дециморган /DES-ə-MORE-gən/ См.: Единица Моргана.

редуценты См.: сапрофит.

декубация /deck-you-BAY-shən/ сущ. Акт лежания.

десятичный /də-KYOOB-ə-təl/ прил. Относится к пролежням.

decubitus /də-KYOOB-ə-təs/ сущ. Пролежень.

дефектный вирус Вирус, способный воспроизводиться только в присутствии другого, так называемого вспомогательного вируса, несущего гены, необходимые для репликации дефектного вируса.

дефлорация /dehf-lə-RAY-shən/ сущ. Разрыв девственной плевы.

деформировать /də-FORM/ v. Изменить форму (как когда одна молекула, скажем, фермента, действует на другую таким образом, что изменяет ее конформацию) — деформация . /DEH-форма-MAY-shən/

дегидратировать /də-HĪ-drate, dee-/ v. Уменьшить или полностью удалить содержание воды в веществе или теле.

синтез дегидратации /də-HĪ-dray-shən, dee-/ Соединение мономеров в полимер путем удаления молекулы воды из каждого.

дегидрогеназа /də-hī-DRAW-jən-aze, dee-/n. Фермент, который переносит один или несколько гидридов с субстрата на акцептор, обычно NAD+/NADP+ или кофактор флавина, такой как FMN или FAD+.

dejecta /də-JEK-tə, dee-/n. Фекалии.


Биологический словарь (DEL-)

удаление /də-LEE-shən, dee-/n. (1) потеря сегмента генетического материала из хромосомы; (2) сегмент хромосомы удален.

карта делеций /də-LEE-shən, dee-/ Описание хромосомы, в которой делеции используются в качестве маркеров для определенных областей этой хромосомы.

deliquesce /del-lə-KWESS/ v. Разжижаться.

деме /DEEM/ сущ. Небольшая географически локализованная популяция, обычно считающаяся панмиктической.

демоид /DEM-oid/ прил. Обычный, обильный (сказывается об окаменелостях).

денатурация /də-nay-cher-RAY-shən, dee-/ Распутывание или разделение белка или другой большой молекулы, происходящее при определенных условиях. Денатурация заставляет белок терять свою функциональность. Распространенными факторами, которые могут вызвать денатурацию, являются изменения в p H, соленость или температура.


Биологический словарь (DENDR-)

дендрит /DEND-rīt/ n. Короткий разветвленный отросток, проводящий нервные импульсы к телу нейрона.

дендритная клетка /den-DRĪT-ik/ Тип лейкоцитов, функционирующих как антигенпрезентирующие клетки, активирующие Т-лимфоциты. КАРТИНА

Dendrobatidae /den-drō-BAT-ə-dī, -dee/ сущ. Семейство бесхвостых состоит из ядовитых лягушек-древолазов. БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

дендрохронология /den-drō-krə-NAWL-ə-jee/ сущ. Использование годичных колец деревьев для датирования экологических событий.

дендрология /den-DRAWL-ə-jee/ n. Изучение деревьев.


Биологический словарь (DENT-)

dentary /DENT-er-ee/ n. Одна из пар костей нижней челюсти большинства позвоночных.

зубчики /DENT-ə-kəls/ сущ. Маленькая острая зубчатая чешуя встречается у акул, скатов и химер. В отличие от обыкновенной рыбьей чешуи, дентикли имеют строение, сходное со структурой настоящих зубов (т. е. внутреннюю полость пульпы, окруженную дентином с эмалеподобной оболочкой из витродентина).

дентин /DENT-in/ ( или дентин /den-TEEN/ ) n. Костная часть зуба, окружающая пульпу.

зубчатый /DENCH-ə-ləs/ ( также зубчатый /DEN-tate/ или зубчатый /DEN-tate-əd/ ) прил. Зубастый, имеющий зубы. Сравните: беззубый.


Биологический словарь (DEOXY-)

дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) /dee-AWKS-ee-RĪB-ō-n(y)oo-KLAY-ək/ Молекула живых организмов, содержащая унаследованную информацию. ДНК представляет собой двухцепочечную спираль (ИЗОБРАЖЕНИЕ). Две нити спирали легко разделяются и затем могут служить матрицей для синтеза дополнительных комплементарных нитей. На самом деле это происходит во время репликации ДНК.

дезоксирибонуклеотид См.: нуклеотид.

дезоксирибоза /dee-AWKS-ee-RĪ-bōs, -bohz/ Пятиуглеродный моносахаридный компонент ДНК. МОЛЕКУЛЯРНАЯ СТРУКТУРА

дезоксирибозид /dee-AWKS-ee-RĪ-bō-side/ См.: нуклеозид.

depilate /DEP-ə-late/ v. Для удаления волос.

осаждение /DEP-ə-ZISH-shən/ Накопление путем седиментации, химического осаждения или испарения суспендированного растворенного вещества.

производный признак Синапоморфия.


Биологический словарь (DERM-)

dermad /DERM-ad/ adv. К коже.

кожный /DERM-əl/ прил. Относящийся к коже.

кожно-тканная система ( также эпидермис) /ep-ə-DERM-əs/ Слой, защищающий молодые части растения; это одна клетка толщиной.

дерматология /derm-ə-TAWL-ə-jee/ сущ. Изучение кожи и лечение ее заболеваний.

дерматофития /der-MAWD-ə-fī-TŌ-səs/ ( широко известный как стригущий лишай) n. Тип кожной инфекции, широко распространенный, вызванный некоторыми грибами, питающимися кератином.

дерма /DERM-iss/ n. Слой кожи между эпидермисом и подкожной клетчаткой.

дермография /DERM-ə-GRAF-ee-yə/ n. Состояние кожи, при котором давление или трение оставляет красный след.

дермотропный /DERM-ə-TRAWP-ik, DERM-ə-TRŌP-ik/ прил. Притягивается или проникает через кожу.

десмосома /DEZ-mə-soam/ n. Структура соединения клеток животных, служащая для прикрепления соседних клеток.

высушенный /DEH-sick-kate-əd/ прил. В высушенном состоянии.

высыхание /deh-sick-KAY-shən/ сущ. процесс сушки; в организме: потеря влаги.

Derotremata /der-ə-TREM-ə-də, -TREEM-/ сущ. Группа саламандр, у которых у взрослых особей есть жаберные щели, но нет наружных жабр; включает семейство гигантских саламандр Cryptobranchidae и амфиумы.

детрит /deh-TRĪT-əs/ сущ. Материал, полученный при разложении мертвых организмов.

detrivore /DET-trə-vore/ сущ. Организм, питающийся детритом.

разработка /də-VEL-əp-ment/ сущ. Процесс, при котором зрелый многоклеточный организм вырастает из одной клетки.

биология развития /də-VEL-əp-MENT-əl/ Изучение процессов, посредством которых организм превращается из одной клетки в зрелую многоклеточную особь.

детерминированный рост /də-TERM-ə-nət/ Рост, происходящий только на начальном этапе жизни организма или до полного формирования данного органа. Сравните: неопределенный рост.

Девонский период (D) /də-VŌN-ee-ən, div-/ Геологический период палеозойской эры, продолжавшийся от 416 до 359,2 млн лет назад; назван в честь Девона, графства на юго-западе Англии, Адамом Седжвиком, изучавшим характерный старый красный песчаник Эксмура в этом графстве. Самые ранние известные четвероногие, аммониты и семенные растения относятся к этому периоду, и именно в девонский период прочно утвердились наземные членистоногие, а в океанах размножились костные рыбы. Первые леса, состоящие в основном из папоротников, хвощей и плаунов, появились в девоне. В течение девона Гондвана лежала на юге, Сибирский континент — на севере, а между ними формировалась Еврамерика. КАРТА


Биологический словарь (DEXTRO-)

декстрокардия /deck-strō-KARD-ee-yə/ сущ. Наличие сердца на правой стороне тела.

правовращающий /deck-strō-RŌT-tə-tore-ee/ прил. Вращение плоскости поляризованного света по часовой стрелке (о химическом соединении). Сравните: левовращающий

декстроза н. Другое название глюкозы.

правостороннее ( также правовращающее или декстроторсия) н. Поворот направо. Сравните: левоверсия

DG sn -1,2-диацилглицерин.

DHAP Дигидроксиацетонфосфат.


Биологический словарь (DIA-)

диагенез /dī-ə-JEN-ə-səs/ ( pl диагенез /dī-ə-JEN-ə-seez/ ) н. Изменение ископаемых или осадочных минералов, происходящее после их отложения. Диагенез может быть результатом любого физического процесса (эрозия, химическое изменение, деформация под давлением, бактериальная инфильтрация и т. д.).

диагноз /dī-ag-NŌ-səs, di-əg-/n. Распознавание природы болезни по симптомам.

диафрагма /DĪ-ə-fram/ n. (1) любая тонкая мембрана; (2) мышечная стенка, отделяющая брюшную полость от грудной полости; она сокращается при каждом вдохе (вдохе) и расслабляется при каждом выдохе (выдохе). КАРТИНА

диастаз /dī-AST-ə-səs/ сущ. (1) заключительная стадия покоя диастолы; (2) травма, связанная с отделением, в частности, эпифиза от исходной кости.

диастола /dī-AST-ə-LEE/ сущ. Часть сердечного цикла, во время которой сердце расширяется и наполняется кровью. Сравните: систола.


Биологический словарь (DI-)

двухосновный /dī-BASE-ick/ прил. Наличие двух атомов водорода, которые могут быть заменены основными радикалами.

дихроичный /d-KRŌ-ick/ ( также двухцветный /dī-krō-MAT-ick/ ) прил. (1) двухцветный; (2) существует в двух цветовых вариантах.

двудольные /DĪ-cawt/ сущ. Сокращение от двудольного

двудольные /dī-cawt-ə-LEE-dən/ сущ. Покрытосеменное растение с двумя семядолями. СРАВНЕНИЕ ОДНОДОЛЬНЫХ И ДВУСТОРОННИХ РОСТКОВ

дидактильный /dī-DAK-til-ləs/ прил. Наличие двух цифр.

Диэтиламиноэтилцеллюлоза (DEAE или DEAE-C) Смола, используемая для диффузионной очистки и разделения.

диффузия /də-FYOO-shən, diff-/n. Склонность вещества двигаться в направлении, в котором оно менее концентрировано.

пищеварение н. Процесс, при котором пища расщепляется до формы, пригодной для усвоения организмом. БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

дигибридное скрещивание /ди-Ги-брид/ Спаривание, при котором родители различаются по двум генетически детерминированным признакам.

дигидроксиацетонфосфат (DHAP) /dī-hī-DRAWK-see-ASS-ə-tōn/ Соединение, участвующее в большом количестве биохимических реакций. Его основная роль заключается в гликолизе.

дикариотический /dī-kar-ee-AWT-ick/ Наличие двух ядер на клетку.

дилатант /ī-LAY-tənt/ сущ. Что-то, что вызывает расширение.

расширение /dī-LAY-shən/ ( также расширение /dil-ə-TAY-shən/ ) сущ. Расширение прохода, отверстия, органа или сосуда — расширенное /DĪ-lay-ted/ прил.


Биологический словарь (DIM-)

димер /DĪ-mer/ сущ. Химическое соединение, состоящее из двух более простых молекул; полимер, состоящий из двух мономеров — димеризм /DĪ-mer-iz-əm/

димер /dī-MARE-ick/ прил. По химии состоит из двух частей.

диметилсульфат (ДМС) /dī-METH-əl/ Бесцветная маслянистая жидкость с луковичным ароматом. Обычно используется в качестве реагента для метилирования аминов, фенолов и тиолов.

диметилсульфоксид (ДМСО) Бесцветная жидкость, растворяющая как полярные, так и неполярные соединения. Он сам по себе смешивается со многими органическими растворителями и с водой. Это полярный апротонный растворитель, а это означает, что он может растворять ионы, растворяясь, как протонные растворители, но в нем отсутствует кислый водород. Широко используется в качестве растворителя в химических реакциях.

дл ( или дл) децилитров.

диметилформамид (DMF) /DĪ-meth-əl-FORM-ə-mīd/ Обычный растворитель; бесцветная жидкость, смешивающаяся с водой и большинством органических жидкостей.

раздельнополый /dī-EE-shəs/ прил. Наличие мужских (тычиночных) цветков на отдельных растениях от растений с женскими (плодовидными) цветками.

диотический /dī-AWT-ick/ прил. Поражающий или относящийся к обоим ушам.


Биологический словарь (ДИПЛО-)

диплобластический /DIP-lō-BLAST-ik/ прил. Развивается только из двух зародышевых листков (эктодермы и энтодермы).

диплоидный /ДИП-лоидный/ прил. (1) в случае одноклеточного эукариотического организма, имеющего два полных набора хромосом; (2) в случае многоклеточного эукариотического организма, имеющего два полных набора хромосом в каждой соматической клетке. Смотрите также: гаплоид и тетраплоид.

диплофаза /DIP-lō-faze/ сущ. Фаза жизненного цикла диплоидного организма, начинающаяся с образования зиготы и заканчивающаяся мейозом.

диплотен /DIP-lō-teen/ сущ. Стадия профазы мейоза. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ

направленный мутагенез /myoot-ə-JEN-ə-səs/ Изменение ДНК в определенном месте с целью изучения последствий изменения.

дисахаридов ( также дисахароз) н. Групповое название сложных сахаров, состоящих из двух связанных моносахаридов. Примерами распространенных дисахаридов являются сахароза, лактоза и мальтоза. СТРУКТУРА ОБЫЧНЫХ ДИСАХАРИДОВ


Биологический словарь (DISCO-)

дискодактильный /DISK-ō-DAK-təl-əs/ прил. Наличие присосок на пальцах ног.

дисковидный /ДИСК-оидный/ прил. Дискообразный.

дископлацентарный /DISK-ō-plə-SENT-əl/ прил. Наличие дискоидной плаценты.

дископодный /də-SKAWP-pə-dəs, dis-/прил. Наличие дисковидных стоп.

болезнь /də-ZEEZ, dih-/n. Состояние живого организма, каким-либо образом нарушающее его функции; патологическое состояние; болезнь. Каждое заболевание имеет определенный набор сопутствующих симптомов.

разгон /də-SPER-səl, dih-/n. Процесс, или степень распространения организмов из источника.

рассекать /də-SECT или DĪ-sect/ v. Разрезать организм на части, чтобы выявить его отдельные части и их соединения.

рассечение /dī-SEX-shən, də-/n. Акт рассечения.

дистальный /DIS-təl/ прил. (1) дальше от центра, осевой линии или оси; (2) в отношении придатка: дальше от туловища.

дневной /dī-ƏRN-əl/ прил. Возникающие или активные в течение дня. Сравните: ночной.

дивергентная эволюция ( также дивергенция) /də-VERJ-ənt, dī-/прил. Способ описания эволюции, при котором два или более новых типа организмов возникают от общего предка путем накопления признаков, отличающих их друг от друга. БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

ДМФА Диметилформамид.

ДМС Диметилсульфат.

ДМСО Диметилсульфоксид.


Биологический словарь (ДНК)

ДНК См.: Дезоксирибонуклеиновая кислота.

Метилирование ДНК /METH-əl-AY-shən/ n. Биохимический процесс, включающий добавление метильной группы в 5-е положение пиримидинового кольца цитозина или азота номер 6 аденин-пуринового кольца (цитозин и аденин являются двумя из четырех оснований ДНК). Такие модификации могут изменять паттерны экспрессии генов в клетках и могут передаваться по наследству при клеточном делении. Метилирование ДНК позволяет клеткам «вспомнить», где они были, или изменить экспрессию генов в ответ на условия окружающей среды. Общий эффект метилирования заключается в снижении экспрессии пораженных (или «помеченных») генов. Метилирование ДНК играет роль в нормальном развитии организма и клеточной дифференцировке многоклеточных организмов. Многие модификации метилирования, влияющие на экспрессию генов, являются наследственными, регуляция такого рода называется «эпигенетической».

ДНК-полимераза /pə-LIM-er-aze/ n. Фермент, катализирующий синтез комплементарной цепи ДНК на одноцепочечной ДНК-матрице. АНИМАЦИЯ

Гибрид ДНК-РНК /HĪ-brid/ ( также химера ДНК-РНК /KIME-er-ə/ ) Дуплексная молекула, состоящая из цепи РНК, связанной водородной связью с комплементарной цепью ДНК.

ДНК-зонд См.: зонд.

генов репарации ДНК генов, кодирующих белки, которые могут исправлять ошибки в последовательностях ДНК.

ДНК-вектор Вирус, плазмида или другой носитель, используемый для введения ДНК в клетку.

ДНП 2,4-динитрофенол.

двенадцатиперстный прил. Имеющий двенадцать тычинок.

долихол н. Любое из различных длинноцепочечных, обычно ненасыщенных органических соединений, состоящих из изопреновых звеньев, заканчивающихся α-насыщенной изопреноидной группой.


Биологический словарь (DOM-)

домен н. (1) дискретная часть белка со своей собственной функцией. Комбинация доменов в одном белке определяет его общую функцию; (2) в таксономии тип категории с наивысшим рангом (выше царства). ТАБЛИЦА ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ТАКСОНОМИЧЕСКИХ РЯДОВ

доминирующий прил. Аллель экспрессируется, даже если присутствует только одна его копия. См. также: ген, геном.

допа L-3,4-дигидроксифенилаланин.

покой /DORE-mən-see/ сущ. Период прерванного роста и метаболической неактивности.

бездействующий /DORE-mənt/ прил. В состоянии покоя.

спинной /DORE-səl/ прил. (1) грудной; (2) спины или относящихся к ней; (3) верхней поверхности любого придатка (например, пальца или языка).

спинка /DORE-səm/ прил. Дорсальная область.

дозировка эффект /DŌ-səj/ Эффект изменения числа копий гена; увеличение/уменьшение количества копий гена в геноме может увеличить/уменьшить количество копий производимого генного продукта, вызывая изменения в физиологии и развитии.

двойная система кровообращения Кровообращение, при котором малое кровообращение отделено от большого круга кровообращения (как у млекопитающих, птиц и крокодилов).

двойное оплодотворение Уникальный способ оплодотворения, наблюдаемый только у покрытосеменных, когда два спермия (мужские гаметы) оплодотворяют две отдельные клетки внутри зародышевого мешка. Одна из них сливается с женской гаметой, или яйцеклеткой, которая после оплодотворения развивается в зародыш. Другой сливается с двумя полярными ядрами, образуя эндосперм.

водянка /черт-см./ n. Архаичный термин для обозначения отека мягких тканей, вызванного скоплением воды.

Drosophila /drə-SAWF-ə-lə/ Род мух, обычно используемых в генетических и цитологических экспериментах; широко известны как плодовые мушки. КАРТИНА


Биологический словарь (DRYO-)

дриопитецин /DRĪ-ō-PITH-ə-seen/ сущ. Один из различных человекообразных обезьян миоцена, ранее широко распространенных в Евразии. БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

воздуховод /dəkt/ сущ. Внутри тела любая узкая трубка, передающая или вмещающая жидкости.

дюгонь /DOO-gawng/ сущ. Крупное травоядное морское млекопитающее ( Дюгонь дюгон ), принадлежащее к отряду Sirenia, в который также входят ламантины. Средняя длина взрослого человека: 2,7 метра (8,9 фута). ИЗОБРАЖЕНИЕ | ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ РЯД

двенадцатиперстная кишка /doo-AWD-ə-nəm/ n. Верхняя, короткая (~ 25 см) часть тонкой кишки. Он соединяет привратник с тощей кишкой. ИЗОБРАЖЕНИЕ 1 | ИЗОБРАЖЕНИЕ 2

твердая мозговая оболочка ( также твердая мозговая оболочка) /D(Y)ER-ə-MADE-er/ Прочная волокнистая наружная мембранная оболочка головного и спинного мозга.

Дуплексная ДНК /DOOP-lex/ Две одиночные полинуклеотидные цепи ДНК, соединенные по длине в двойную спираль.

dTDP Тимидиндифосфат.

дТМФ Тимидинмонофосфат.

дТТФ Тимидинтрифосфат.

диада /DĪ-ad/ сущ. Реплицированная хромосома — пара сестринских хроматид.

дин /DĪN/ n. Величина силы, которая сообщает необремененной массе в один грамм ускорение один сантиметр в секунду за секунду.


Биологический словарь (DYS-)

дисневрия /dis-NƏR-ee-yə/ сущ. Нарушение функции нерва.

диспепсия /dis-PEP-see-yə/ сущ. Несварение.

дисплазия /dis-PLAYZ-yə/ сущ. Аномальное развитие тканей.

одышка /disp-NEE-yə/ сущ. Желание или жажда воздуха; проявляется в напряженном, обычно болезненном, дыхании.

дзо ( или жо или дзойо или хайнаг) н. Гибрид яка ( Bos grunniens ) и крупного рогатого скота зебу ( Bos indicus ). КАРТИНА


Наиболее популярные на Macroevolution.net:



Происхождение человека: мы гибриды?

О происхождении новых форм жизни

Гибриды млекопитающих

Гибриды кошки и кролика: правда или вымысел?

Известные биологи

Гибриды собаки и коровы

Протеро: опровержение

Отрасли биологии

Гибриды собаки и лисы

Биологический словарь © Macroevolution.net

Система RH – Донорство крови NHS

На эритроцитах имеется 5 основных резус-антигенов – C, c, D, E, e.

Наиболее важным из них является Rh D. Наличие антигена D на эритроците дает положительный (+), а его отсутствие дает отрицательный (-) после букв A, B, AB или O.

Антиген D является наиболее иммуногенным, то есть он провоцирует иммунный ответ, что делает его наиболее вероятным для развития трансфузионной реакции у реципиента.

Во избежание нежелательных трансфузионных реакций и выработки аллоантител резус-отрицательным девочкам и женщинам детородного возраста не следует переливать резус-положительные эритроциты, за исключением экстренных случаев.

Аллоантитела, продуцируемые при переливании резус-положительной крови резус-отрицательным женщинам или в результате определенных событий во время беременности, могут вызывать гемолитическую болезнь плода и новорожденного (ГБН).

ГБПН возникает, когда либо во время предыдущего переливания крови, либо во время предыдущей беременности аллоантитела в крови матери проникают через плаценту, связываясь с эритроцитами плода. Это разрушает эритроциты плода, вызывая анемию, называемую гемолитической анемией.

77% наших доноров имеют антиген D на эритроцитах и ​​являются D-положительными.

Остальные 23% не имеют антигена D и являются D-отрицательными. (Источник — NHS Blood and Transplant; база активных доноров, декабрь 2016 г.).

Наряду с D система группы крови Rh также имеет гены CE.

CE производит четыре комбинации; ce, Ce, ce или CE

Наиболее часто встречающимися фенотипами Rh CE и Rh D являются Dce, cde, DCe, dCe, DcE, dcE, DCE и дСЕ.

Иногда мы будем общаться конкретно с группами доноров, которые имеют определенные фенотипы, например, с подтипом или фенотипом Dce или Ro. В то время как кровь Ro редко встречается среди белых европейцев, она гораздо более распространена среди чернокожих африканцев и афро-карибцев.

Фенотип Ro более чем в 10 раз чаще встречается у лиц с черным фоном, чем у лиц с белым фоном. Очень часто встречается у больных серповидно-клеточной анемией.

Кровь Ro необходима для пациентов с подтипом Ro. Это обеспечивает максимально возможное совпадение пациентов и снижает вероятность выработки у них аллоантител.

Аллоиммунизация усугубляется различиями в распределении групп крови между пациентами с серповидно-клеточной анемией (SCD) и преимущественно белым европейским донором крови.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *