Разное

Баба яга рассказ: Сказки про Бабу-ягу – читать бесплатно онлайн

Баба Яга ОПИСАНИЕ персонажа ЧИТАТЬ

Все про Бабу Ягу

Происхождение термина

В различных языках славянской языковой группы встречаются основы, которые, согласно некоторой схожести фольклора, могли лечь в основу имени «Яга». В русском же языке наиболее близким является слово «язва». То есть – язвительная, скверная на язык женщина.

Есть еще версия, якобы уходящая корнями к ведической культуре. Не Баба Яга, а Баба Йога – древняя богиня мудрости и справедливости. Однако, это околонаучная теория, которая не имеет подтверждений.

Как выглядит Баба Яга

Яга – высокая, невероятно худая старуха. У нее во рту немного зубов. Нос – длинный, изогнутый. В некоторых повествованиях указывается, что кости ее проступают через кожу (Баба Яга – костяная нога). Также, костяная нога указывает на связь этого персонажа с потусторонним миром. Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.

Она почти слепая. О присутствии человека, как правило узнает по запаху –

что-то русским духом запахло.

Баба Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.

Избушка Бабы Яги

В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром).

Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами.
Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.

У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:

«Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».

Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.

Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти» с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.

Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ.
Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет!» отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.

В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.

Три образа Бабы-Яги

Традиционно, из сказочных сюжетов выделяются три собирательных образа Бабы Яги, для каждого из которых характерны свои особенности.

1. Яга-Советчица и Дарительница. Это основной образ, который встречается чаще других. «Вещая» – главная характеристика данного образа. Баба Яга мудрая, она много знает, может предсказывать будущее и помогает главному герою. Кроме советов, она дает ему магические предметы: клубок, шапку-невидимку или коня.

Этот образ уходит корнями к женскому славянскому божеству, прародительнице рода человеческого, материнскому началу.

2. Яга-Похитительница. По мотивам сказок похищает детей и юношей. Это не просто образ кровожадной людоедки, идущей на любые ухищрения ради того, чтобы заманить к себе жертв. В основу персонажа здесь положен древнейший славянский обряд инициации – посвящения мальчиков в мужчин. Символическая смерть и последующая за ней новая, зрелая жизнь взрослого мужчины – ни что иное, как посещение избушки Яги – загробного мира и возращение в мир живых.

И еще, по мотивам сказок, поедает детей Баба Яга, запекая их в печи. Здесь заметны отголоски древнего славянского обряда «паланья» детей – помещения их в печь для своеобразного благословения огнем. Новорожденных младенцев, также дохаживали в теплом печном месте, выкладывая их в тесто. Не для съедения, разумеется.

3. Яга-Воительница. Этот образ реже других встречается в сказках. Здесь Баба-Яга богатырка, женщина, наделенная нечеловеческой силой. Она внушает ужас. В отличие от предыдущих образов – здесь воюет во главе своего темного воинства. Ее «рать-сила несметная».

Яга противостоит главному герою. Она ведьма, страшное доисторическое существо, подобное давно забытым темным божествам. Средство передвижения Воительницы – темный конь.

Научная теория

У ученых насчет происхождения данного персонажа не сложилось единого мнения. Вот две противоположные концепции:

Баба-Яга… Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе, имеющей железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества или символы житейских потребностей.

Таким образом, Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, подчас людоедку, которая живет всегда где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. Подобно ведьмам, она посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору, но только не на помеле, а в ступе, и пестом след заметает, говорит грубо; когда дома, то проводит большую часть времени, сидя на печи. Злая старуха как человек хозяйственный, кроме ступы и песта, что заменяло в старину мельницу, имеет тоже кота. Вообще о бабе-яге остались только следы в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014 – 688 с.

Бяба-Яга — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе-Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами.

Тибенько Т. И., Бондаренко И. В. Кто ты, Баба Яга? // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 17-19. URL: https://yun.moluch.ru/archive/2/137/ (дата обращения: 23.04.2018)

Стихотворение Бальмонта про Бабу Ягу

У чудищ

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду пожалуй теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.

Читать также:

Морской Царь и Василиса ПремудраяЦаревна ЛягушкаВасилиса ПрекраснаяГуси Лебеди

Читать онлайн «Баба Яга против! Сборник сказок и рассказов о добре и зле», Галина Беломестнова – ЛитРес

Корректор Татьяна Максимова

Художник-иллюстратор Максим Животков

Художник-иллюстратор Валерия Зыкова

Художник-иллюстратор Милена Истомина

Художник-иллюстратор Елизавета Королёва

Художник-иллюстратор Кирилл Макеев

Художник-иллюстратор Вика Молокова

Художник-иллюстратор Владислава Мухина

Художник-иллюстратор Карина Николина

Художник-иллюстратор Влад Разумов

Художник-иллюстратор Алина Сивоголовко

Дизайнер обложки Валерия Зыкова

© Галина Беломестнова, 2021

© Валерия Зыкова, дизайн обложки, 2021

ISBN 978-5-0055-0542-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Иллюстрации выполнены учащимися волонтерами Муниципального учреждения дополнительного образования детской школы искусств пгт. Жирекен, под руководством педагогов Ольги Фризановны Заповой и Надежды Михайловны Трегубович

День рождения водяного

Водяной пригласил на день рождения лешего. День рождения был не простой – в этом году Савве Захаровичу исполнялось триста лет. Леший Лёня подумал и решил, что лучше подарка для друга, чем ягода княженика, во всем заповедном лесу ему не найти. Он встал ещё до восхода солнца и отправился вдоль берега реки Звонкой.

Деревья шатром сомкнулись над тайной тропинкой, укрывая её от чужого взгляда. Рыжая белка кинула в него сосновой шишкой, но промахнулась. Лёня погрозил озорнице пальцем и прибавил шаг. Поворот, ещё один поворот, и глазам открылась заветная поляна. Согретая солнышком и напоённая прозрачной ключевой водой, княженика здесь была сладкой и крупной. Леший быстро наполнил сплетенный из бересты туесок до верха и пошёл домой. Он брел по тропинке, думая о праздничном наряде, в котором было бы не стыдно появиться перед лесными жителями.

Извилистая тропинка вывела его к старой развесистой сосне. Здесь, в большом дупле жил известный на весь лес своей мудростью филин Никифор. Лёня обрадовался, что тропинка-указатель привела его к дому филина – у кого, как не мудрой птицы, спросить совета про праздничный костюм. Он аккуратно поставил туесок с ягодой на большой пень и постучал в дверцу, закрывавшую вход в дупло.

– Кто беспокоит меня так рано? – раздался в ответ сердитый голос.

– Прости, Никифор, что потревожил, но мне необходим твой совет, – вежливо ответил леший.

Филин очень любил давать советы, особенно когда его об этом просили. Дверца распахнулась, Никифор шумно выбрался наружу и устроился на пне рядом с туеском.

– Осторожно! – воскликнул Леня, отодвинув от него посудину.

– Что это такое? – подслеповато щурясь, поинтересовался филин.

– Это подарок для водяного Саввы Захаровича, он пригласил меня на свой юбилей.

– И что же ты решил подарить имениннику?

– Я набрал ему полный туесок ягоды княженики.

– Сколько лет живу, а княженики не пробовал.

– Не обижайся Никифор, угостить тебя ягодкой не могу, уж очень мало ее растет в нашем лесу, только и смог для Саввы Захаровича собрать.

– Понимаю! А ты уже с кем-нибудь обсуждал – подойдёт ли подарок твоему другу?

– Я как-то не подумал об этом, – озадаченно вздохнул Лёня и предложил: – может, обсудим мой подарок с тобой?

– Не могу, для этого мне необходимо княженику отведать.

– Хорошо, попробуй и оцени ягодку, – вздохнув, согласился Леня и снял с туеска крышку.

Филин начал клевать княженику, приговаривая:

– Неплохо, неплохо…

– Может, ты уже достаточно попробовал и теперь оценишь? – забеспокоился леший, наблюдая, как быстро пустеет посудина. – Вообще-то я пришёл по другому вопросу.

– И что за нужда привела тебя ко мне? – прикрыв большой когтистой лапой туесок, поинтересовался филин.

Лёня рассказал Никифору, что вчера почтовый ворон принёс ему приглашение от водяного на день рождения, но у него нет выходного костюма, чтобы пойти на праздник, и где добыть красивую одежду для торжества, он не знает.

Никифор слушал его, кивал головой, периодически заглядывая в туесок. Когда леший закончил рассказ, он сказал:

– Думаю, тебе надо проконсультироваться с дриадой Адели, домик которой находится около старой ивы. Она иностранка, кому, как не ей, разбираться в нынешней моде. Только сейчас ты к ней не ходи. Дриады странный народ, спать ложатся рано, встают с рассветом.

– Мудрая ты птица, Никифор. Спасибо за совет, если бы не ты, я о дриаде даже бы не вспомнил, – обрадованно поблагодарил Лёня.

Он забрал свой туесок и заглянул внутрь. Посудина была наполовину пуста.

– Ты же почти всю ягоду склевал! – воскликнул леший, расстроенный такой жадностью филина.

– Зато совет теперь могу дать точный – хороша ягодка, можешь не сомневаться, отличный получится подарок, – ответил Никифор и скрылся от рассерженного Лёни в дупле.

– Эх ты! А ещё другом себя называл, – огорчённо махнул рукой тот и побрёл домой.

Когда-то дриада Адели жила в западном лесу, где окончила школу волшебства. Что занесло ее в их таёжную глухомань, не знал даже мудрый филин, но все жители Заповедного леса считали дриаду учёной дамой.

В полдень Лёня пошёл к домику Адели. Она сидела на пеньке, в тени склонившихся до самой земли веток ивы, и плела венок из полевых цветов. Выслушав Лёню, дриада оглядела лешего с ног до головы и сказала:

– В нашем западном лесу лешие давно в таких нарядах не ходят. Костюм у тебя пообтрепался, мох порыжел, местами вытерся и для визита совсем не подходит. Я бы посоветовала тебе пошить у Бабы Яги костюмчик из голубого лишайника.

– Баба Яга – известная на весь лес портниха и за заказы дорого берёт, – расстроенно вздохнул леший. – Да и где я смогу достать такой материал для наряда?

– Я знаю, как тебе помочь. У портнихи избушка на правую лапу захромала. Ты лучший лекарь в нашем лесу, вот и помоги ей. А Баба Яга в благодарность за лечение тебе костюм сошьёт. Про материал не беспокойся, есть у меня рулон красивого лишайника, материал узорами так и переливается. А впридачу подарю я тебе вместо ободранных башмаков из сосновой коры липовые туфли.

– Благодарствую за такие дары, Адели, но чем же я смогу ответить на твою заботу?

– Беда у меня Лёня приключилась. Поссорилась я с водяным Саввой Захаровичем, да так, что он меня даже на юбилей не пригласил. Есть у меня к нему дело неотложное – лето жаркое стоит, засуха наступает, беспокоюсь я о цветах своих. Если сможешь, возьми у водяного для меня приглашение на праздник.

– Выпросить приглашение у Саввы Захаровича мне не составит труда, – улыбнулся леший, обрадованный таким легким заданием.

Дриада исчезла в ивовых кустах и вскоре вынесла ему большой лоскут хорошо выделанного узорчатого лишайника и блестящие светло-коричневые туфли из липы. Леший взял подарки и отправился разыскивать избушку Бабы Яги.

К домику знаменитой портнихи лешего привел ее громкий голос. За берёзовой рощей Лёня увидел такую картину: прислонившись к старой берёзе, избушка на курьих ножках стояла на одной лапе – вторую она по-птичьи спрятала под крылечко. Хозяйка уговаривала её сделать несколько шагов, чтобы тень от густых ветвей падала на крышу, но избушка скрипела всеми своими брёвнышками и с места не трогалась.

– Что случилось, хозяйка? – спросил Лёня Бабу Ягу, щеголявшую в ярком, расшитом красными цветами платье.

– Тебе что за забота, леший? Уходи, не видишь, что и без тебя хлопот хватает? – сердито спросила та.

– Услышал я о беде твоей, вот и решил помочь – вылечить твою избушку.

– Что-то ты добрый стал, Лёня. И лечить даром будешь? – подозрительно глянула на него Яга.

– Конечно, даром. Ну, разве мою просьбу исполнишь… Вот только не знаю, сможешь ли?

– Смотря что попросишь.

– Пригласил меня водяной на юбилей. Наряд мой поистрепался, стыдно в таком идти на праздник. Вот и решил сшить себе костюм из узорчатого лишайника, да портниху, которая сумела бы работать с таким тонким материалом, найти не могу.

– Подумаешь, материал! Да я внучке водяного – русалке – сшила платье из красных водорослей, которые привезли из самого моря-океана. Девчонка до сих пор от наряда в восторге. Так и быть, сошью тебе праздничный костюм, только лапку моему домику вылечи.

Обсудили они Лёнин заказ, и леший торопливо пошёл в своё уютное жилище, которое устроил в дупле большого пня. Там он растопил сложенную из камней печурку, поставил на нее закопчённый котелок и достал лекарственные запасы. Вначале он растопил воск, добытый из улья диких пчёл, потом добавил в него масло из сосновых семечек, всыпал порошок из корня лопуха, а когда мазь загустела, Лёня влил в неё кедровую живицу. Понюхал. Мазь получилась превосходной. Полученный состав перелил в горшочек, завязал плотно тряпочкой, поставил в корзину и поспешил в берёзовую рощу. Баба Яга, уставшая от капризов захворавшей избушки, сидела, пригорюнившись, на пенёчке.

Теперь они вдвоём принялись уговаривать избушку вытащить больную лапу из-под крылечка. Но та возмущённо скрипела брёвнышками и не хотела этого делать. Только после того, как Яга пригрозила отправить упрямое строение на дрова, избушка осторожно опустила лапу на землю. Лечение прошло успешно. Лёня не только мазь приложил, так ещё для закрепления лечения нашептал волшебные слова. Баба Яга поблагодарила его за помощь и пообещала сшить костюм к юбилею водяного.

Не теряя времени, Лёня отправился к Савве Захаровичу добывать для дриады приглашение на юбилей.

Водяного в лесу уважали и побаивались. Савва владел не только Большим озером, на дне которого он устроил свой дом, но и всеми речками и ручьями, что протекали по Заповедному лесу. Все знали: попадёшь к нему в немилость, отведёт воду, высушит землю и красивый березняк или пушистый ельник превратится в заваленную погибшими деревьями пустошь. Владения у водяного были хлопотные – осенью надо было проследить, как устроились на зимнюю спячку обитатели водоёмов; весной посмотреть, все ли реки проснулись и начать вовремя ледоход. От холодной воды стала у водяного болеть спина. Обратился он за лечением к лешему. Лёня исцелил его мазями да заговорами, ещё присоветовал ванны в горячем ключе принимать. С той поры стали они друзьями.

 

Спасаясь от жары, водяной плескался в озере. Поджидая его, Лёня присел на нагретый солнцем камень. Заметив гостя, Савва выбрался на берег и устроился на соседнем валуне.

– Хороша водичка сегодня! Хочешь искупаться?

– Некогда мне, Савва Захарович, пришёл я к тебе с просьбой: дриада Адели печалится, что все обитатели нашего леса на твой юбилей собираются, а ей ты приглашение не отправил. Чем она так тебе не угодила?

– Обидела она меня. Как-то путешествовал я по реке Звонкой. Берега у этой речки – залюбуешься. Да что говорить, сам, наверное, видел?

– Видел, там же находятся ее угодья, каких цветов там только нет – красота необыкновенная.

– Вот! Увидел я эту красоту и решил себе место для отдыха обустроить – на пологом берегу болотце небольшое развел, лягушек певчих пригласил, чтобы вечерами их концерты слушать. Болотце, скажу тебе, замечательное получилось, опять же грязь лечебная, полезная для моего ревматизма. Только Адели весь отдых мне испортила. Расположился я в грязевой ванне, лягушки выстроились хором песни свои исполнять, и тут, откуда ни возьмись, эта учёная дама явилась и давай кричать: «Как вы смели развести свою грязную лужу на моей поляне! У меня здесь росли орхидеи „венерин башмачок“, редкий исчезающий вид!» Я, конечно, виноват, что на её территории место отдыха устроил. Но она-то как смела назвать моё болотце грязной лужей!

– Может у них там не принято на болотах отдыхать? Не поняла она красоты, созданной тобой? – скрывая смешинки в глазах, пожал Лёня плечами.

– Может и не поняла! Но могла бы со мной поговорить по-хорошему, – возразил Савва Захарович.

– Это она от переживания, Савва. Знаю я, как она эту орхидею по всему лесу разыскивала, каждому цветочку, как ребёнок, радовалась, – попытался оправдать дриаду леший.

– Говоришь, радовалась как ребёнок? – задумчиво глянул на него водяной.

– Радовалась. А ты, всю её красоту загубил.

– Нехорошо получилось, – огорченно вздохнул Савва Захарович.

– Да не переживай ты так, – успокоил его леший. – Был я недавно на той поляне, она ещё краше стала. А какие роскошные орхидеи на ней цветут!

– Значит, упрямая дриада снова свои цветочки там посадила. Не зря я место отдыха тогда сменил, – улыбнулся водяной и добавил: – так и быть, пошлю я Адели приглашение, пусть повеселится с нами на празднике.

– Вот и хорошо. А лечебные грязевые ванны лучше всего возле горячего ключа принимать, это я тебе как лекарь говорю, – довольный, что выполнил просьбу дриады, посоветовал Лёня.

Праздновать юбилей Саввы Захаровича обитатели леса собрались на лужайке, что зелёным ковром спускалась к самой воде Большого озера. День выдался ясным, солнечным. Леший Лёня в новом костюме и липовых туфлях был неотразим. Кикимора Евдокия и Баба Яга даже поссорились из-за того, кто первым будет танцевать с ним кадриль. Адели подарила юбиляру горшочек со своими любимыми орхидеями – «венериными башмачками». Всех гостей удивила избушка Бабы-Яги – раззадоренная весёлой музыкой, она пошла по кругу вприсядку. Савва Захарович и филин Никифор лакомились княженикой, вновь собранной на заветной поляне лешим. За беседой оба сожалели, что ягода с таким удивительным вкусом и ароматом – большая редкость в их лесу.

Пели и плясали гости до позднего вечера. Праздник удался на славу.

Невозвратный заговор

Там, где кончается граница леса, и начинаются луга, когда-то образовалось круглое мелкое озеро. Прошло время, берега его стали зарастать камышом и осокой, вода подёрнулась ряской, озеро постепенно начало превращаться в болото. Весной в прибрежных камышах любили селиться утки. Здесь они жили до глубокой осени, выводили утят. Когда птенцы подрастали, родители ставили их на крыло и улетали на юг зимовать. Летом на озере было хорошо. Не затянутая ряской полоска воды покрывалась белыми кувшинками и жёлтыми лилиями, над которыми стремительно летали голубые стрекозы. Вечером в камышах устраивали хоровое пение лягушки. Очень это место приглянулось кикиморе Евдокии, и решила она поставить свою камышовую хижину под раскидистыми кустами тальника, на небольшом островке, что возвышался посередине озера.


Евдокия строго следила за своим маленьким хозяйством. Отгоняла рыжую лису Лизавету от птичьих гнёзд, не позволяя воровать утят. Следила, чтобы не зарастала протока, соединяющая озерцо с рекой Звонкой. Стаи мальков заплывали из реки в озеро и беззаботно резвились в тёплой воде. Они не боялись, что зубастые щуки могут подстерегать их в водорослях, потому что каждую весну у входа в протоку кикимора ставила охранное заклинание от хищниц.

Но однажды тихая жизнь этого укромного уголка была нарушена. На берег озера приехали машины, из которых вышли люди. Они громко разговаривали, смеялись, потом перегородили реку сетями. Старую иву, на ветвях которой любили по вечерам сидеть подружки кикиморы – русалки, распилили на дрова. Люди помыли свои машины и вылили грязную, воняющую бензином воду, в реку. Евдокия с ужасом увидела, как отчаянно заметались стаи мальков в поисках спасения. На весь лес гремела музыка, к небу взлетали искры от большого костра. Когда люди достали ружья и начали стрелять по уткам, Евдокия поняла, что ждать больше нельзя! Она взобралась на камышовый плот, окутала себя заклятьем невидимости и поплыла к берегу. Выбравшись на знакомую тропку, кикимора торопливо пошагала к Бабе Яге, домик которой стоял на поляне у старой берёзы. Ещё издали она увидела, что вокруг избушки собрались лесные обитатели. Филин Никифор устроился на большой ветке, леший Лёня и дриада Адели расположились на упавшем дереве, Баба Яга сидела на пеньке, а возле неё, обернув лапы пушистым хвостом, пристроилась лиса Лизавета. Водяного не было. Говорили, что Савва Захарович уплыл в верховья реки Звонкой по неотложному делу. Из-за жаркого лета в лесу стало не хватать воды, река обмелела, потребовалось выпустить на волю родники, что были до поры заперты под землёй.

– У нас беда, – обратилась Евдокия к друзьям, – на берегу моего озера спилили на дрова старую иву, реку сетями перегородили, в уток стреляют. Я приплыла к вам за помощью. А вы что собрались? Тоже про нашествие узнали?

– Как же не узнать? Грохот от выстрелов далеко слышно. Давно здесь такого безобразия не было, – ответил Никифор. – Мы живём в заповедном лесу, рубить деревья, разводить костры и охотиться здесь строго запрещено.

– Это какие-то неправильные люди. Разве можно стрелять в уток? У них сейчас детки малые, если мама и папа погибнут, кто же их кормить, учить будет? – возмутилась Адели.

– Надо отыскать домового Иннокентия, которого мы отправили в город наблюдателем, и спросить, что произошло, почему люди нарушили наш давний уговор, – предложил леший.

– Не надо за мной отправлять, – раздался голос из-за кустов.

Домовой вышел на поляну, снял шляпу, вытер белым платочком лоб и аккуратно сел на брёвнышко рядом с Адели.

– А ты как здесь оказался? – спросила Баба Яга.

– Вместо человека, который оберегал много лет наш лес, теперь в заповеднике работает хозяин дома, в котором я живу. Вчера я подслушал его разговор с друзьями – они собирались в заповедник на охоту. Утром я забрался к нему тайком в машину, спрятался за сиденьем, так и добрался до вас.

– Это что же, выходит, снова вражда? Будем, как в старые времена, людей устрашать, чтобы они лес и зверей не губили? – огорчённо спросил леший.  – Жаль, так хорошо, дружно жить начали.

– Как это – устрашать? – осведомилась Адели.

– Придётся нам стать злыми, страховидными. Будем у людей вызывать ужас, тропинки путать, чтобы в заповедник боялись ходить. Они разгневаются на нас, станут ругать «нечистью», будут слагать страшные сказки и рассказывать на ночь детям. А дети будут видеть жуткие сны, пугаться и плакать. И станем мы виноваты во всех человеческих бедах.

– Возвращаться к прежним временам и нарушать перемирие нельзя, – возразил домовой.

– Если в этом виноват человек, который, вместо того чтобы лес охранять, привёз сюда охотников, то давайте возьмём его в плен, – предложил филин.

– Это как?

– Леший вспомнит своё старое ремесло, поводит его по лесу, закружит, а потом в яму столкнёт, и будем мы его там держать.

– Да ты что! Да чтобы я человека в яму столкнул?! – вскочив со своего места, возмущённо заорал Лёня, подпрыгивая перед веткой и пытаясь стащить оттуда Никифора.

– Ну что ты, леший! Мы же его там поить, кормить будем, все условия для жизни создадим, пусть он посидит и подумает: почему закон преступил, – отдёргивая лапы от цепких пальцев Лёни, пытался объяснить филин.

– Тише вы, вояки! – громко сказала Баба Яга. – Не дело ты, филин, предлагаешь. Если человек в нашем лесу потеряется, сюда столько народу соберётся, что все ягодники и цветы потопчут, зверей и птиц распугают. Да и не можем мы в своём обличии людям показываться.

– Только Берегиня сможет нашу проблему решить, – произнесла молчавшая до сих пор Лизавета.

– Давно я о ней ничего не слыхала. Говорят, сильно обиделась она на людей за то, что они мать Природу губят, ушла далеко в северные леса, – с сомнением промолвила Евдокия.

– Этой весной она вернулась, в истоках Звонкой свой дом поставила, – сказала Адели. – Мне по секрету рассказал Савва Захарович, просил туда не ходить, не тревожить её.

– Берегиню тревожить нельзя, человека, что нарушил закон, в плен брать нельзя, давайте тогда я слетаю за горный хребет, вызову на помощь Змея Горыныча, – предложил Никифор.

– Да что ты! Он же огнём плеваться начнёт, такой нам тут пожар устроит! Мы же его из-за этого переселили с таким трудом в горы, – возразила Яга.

– Я не зря жил долго среди людей, много чего повидал. Есть у них научный метод, когда человека усыпляют и внушают ему во сне, что нужно делать. Так, может, и с моим хозяином так поступим? – предложил домовой.

– И кто же у нас этим владеет? – ехидно спросила лиса Лизавета.

– Науками не владеем, но волшебство старое не забыли! – приосанившись, проговорила Баба Яга. – Сварю-ка я зелье снотворное, да в котёл им подолью. А когда уснут, такой заговор на них наворожу, навсегда дорогу в наш лес забудут! Другие предложения есть?

– Да как будто все варианты перебрали. Лучшего не придумаешь. Изгонять надо супостатов, а то ещё лес подожгут. Колдуй, Яга! На тебя одна надежда, – ответила за всех Евдокия, остальные одобряюще зашумели.

Всю ночь над избушкой Бабы Яги струился дым над трубой. Доносились звуки странного пения, переходившие в бормотание. С рассветом Яга вышла на крыльцо с плотно укрытым горшочком в руках, молча села в ступу, махнула помелом и полетела в сторону лагеря охотников. Обитатели леса, ждавшие результатов волшебства, дружно кинулись догонять летающее средство. Всей толпой спрятались за деревьями на холме и стали наблюдать, что будет дальше.

Судя по запаху, что доносил к ним ветер, люди готовили на костре уху. Неожиданно за прибрежными кустами кто-то громко позвал на помощь. Охотники бросились к речке. Когда лагерь опустел, Баба Яга быстро выскочила на поляну и вылила содержимое горшочка в котёл. Не обнаружив того, кто кричал, люди вернулись в лагерь и сели обедать. Зелье, подлитое Ягой в уху, подействовало быстро, через несколько минут в лагере все заснули крепким сном. Не теряя времени, Баба Яга приступила к колдовству. Напевая заклинание, она кружила в ступе над поляной, где спали охотники. Закончив колдовство, она взмахнула руками, и лагерь окутался зелёной дымкой.

Приземлившись на холме, Яга вылезла из ступы и сказала:

– Сейчас заговор подействует.

Когда завеса дыма развеялась, лесные обитатели, следившие за происходящим в лагере, онемели от увиденного: у безмятежно спящих людей вместо волос на голове выросла трава, а лица покрылись зелёными бородами из мха. Сон у охотников был коротким. Когда проснулись, то решили, что кто-то над ними пошутил. Принялись они хохотать да пальцами друг на друга показывать. Но вскоре поняли, что происходит что-то невероятное, начали себя за зелёные бороды дергать, траву на голове рвать – жутко им стало. Отталкивая друг друга, ринулись люди к своим машинам, завели их и помчались напрямую через луг в город, вон из страшного леса.

 

– Что же ты, Яга, натворила! Людей-то как изуродовала! – прикрыв рот ладошкой, прошептала Адели, глядя испуганными глазами вслед уносившимся машинам.

– Лучше бы мы их в плен взяли, – сердито хлопнув крыльями, произнёс Никифор.

– Да-а-а, наколдовала… Кто тебя просил? Возвращай моему хозяину нормальный образ, как он домой с таким лицом явится? – сжав кулаки, подступился к Бабе Яге домовой.

– А расшумелись-то! Да я самое лучшее, что можно было придумать, сделала. Теперь они близко к нашему лесу не подойдут. Эх! Что вам объяснять! – возмутилась Яга, гневно махнула рукой, вскочила в ступу и улетела в сторону своего домика.

– Зря вы её обидели, – произнёс молчавший до сих пор Лёня. – Баба Яга на них невозвратный заговор наложила. Эти люди обидели нашу мать Природу. Нечего им в лесу делать.

– И куда же они теперь в таком виде отправятся, заступник? – накинулся на него Иннокентий.

– Домой пойдут, куда же ещё? Яга не сказала вам самого главного. Чары заклинания действуют до границы леса. Как только они выйдут за лесной предел, снова прежний образ примут. Но обратной дороги им больше сюда не будет, как переступят границу вновь, так опять волосы из травы и бороды зелёные вырастут.

– Но это же жестоко! – возмутилась дриада.

– А они не жестоко поступили, когда в уток стреляли? Детки-то у них совсем малые остались, – гневно возразила кикимора. – Всё она правильно сделала. Не умеешь любить лес, живи в городе.

– Чары могут исчезнуть, если охотники поймут, что сотворили, и искренне раскаются. Только они должны сами осознать свою вину, – пояснил Леня.

– Если охотники расскажут, что с ними произошло в нашем лесу, люди вспомнят о старой вражде, и будут звать нас нечистью, – грустно проговорила Адели.

– Да кто им поверит? Мы же для людей только в сказках существуем, – возразила кикимора.

Баба Яга: Самая большая злая ведьма из всех?

Загрузка

(Изображение предоставлено Артемием Обером)

Автор: Дэвид Барнетт, 21 ноября 2022 г. как показывает новая книга, — говорит Дэвид Барнетт.

I

В сказках женщины определенного возраста обычно играют одну из двух ролей: злой ведьмы или злой мачехи, а иногда и то и другое.

 

Больше похоже на это:

–      Ужас, демонизировавший пожилых женщин

–      Новые жестокие женские образы в кино и на телевидении В славянском фольклоре Баба-Яга, безусловно, соответствует требованиям злой ведьмы — она живет в доме, который ходит по лесу на курьих ножках, а иногда и летает (близко к земле) в гигантской ступе с пестиком. Обычно она появляется в образе ведьмы или старухи, и известно, что она в самой колдовской манере пирует на детях.

Как показано в русской сказке «Василиса Прекрасная» (изображена выше на иллюстрации XIX века), Баба-Яга может быть как героиней, так и злодеем (Фото: Getty Images)

Однако она также является гораздо более сложным персонажем, чем это синопсис предполагает. Хитрая, умная, полезная, а не помеха, она действительно могла быть самым феминистским персонажем в фольклоре.

Легенда о Бабе Яге настолько живучая, что только что вышла новая антология рассказов «В лес» (издательство Black Spot Books), в которой представлены 23 интерпретации персонажа, написанные ведущими женщинами-писательницами ужасов. Истории охватывают столетия: «Лунный свет и мох» Сары Тантлингер предлагает сказочное воплощение одной из классических историй о Бабе-Яге, «Василиса Прекрасная», а «Вода, как разбитое стекло» Карины Биссетт помещает Бабу-Ягу на фоне Второй мировой войны. В то же время «Укусы аиста» Э. В. Найт раскрывает ужасающие аспекты мифа как поучительную сказку для любознательных детей.

История Яги

Баба-Яга фигурирует во многих славянских и особенно русских народных сказках, причем самое раннее письменное упоминание о ее приходе относится к 1755 году, как часть рассуждения о славянских народных деятелях в книге Михаила В Ломоносова “Русская грамматика”. . До этого она появлялась в гравюре на дереве как минимум с XVII века, а затем регулярно появлялась в сборниках русских сказок и фольклора.

Если вы киноман, вы можете узнать это имя по фильмам о Джоне Уике с Киану Ривзом в главной роли, в которых враги называют одноименного антигероя Бабой Ягой, что придает ему таинственное очарование почти мифического призрака. Легенда японской анимации Хаяо Миядзаки использовал Бабу-Ягу в качестве владельца бани в своем отмеченном наградами фильме 2001 года «Унесенные призраками». Баба Яга появляется и в музыке; В сюите Модеста Мусоргского 1874 года «Картинки с выставки» есть девятая часть под названием «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга). Вполне возможно, что она скоро появится и на маленьком экране; Нил Гейман использовал ее в своих комиксах о Песочном человеке для DC, адаптация которых только что анонсировала второй сезон Netflix.

Гейман также использовал Бабу-Ягу в серии комиксов «Книги магии», и то, как он развернул персонажа, подчеркивает ее моральную двусмысленность: там, где она помогала в «Песочном человеке», в «Книгах магии» она скорее злодейка. Он рассказал BBC Culture, что впервые столкнулся с Бабой Ягой в возрасте шести или семи лет, когда читал детскую фантастическую книгу «Сестра дракона и путешествия Тимоти» британской писательницы Маргарет Стори, в которой она появилась. «[Я] чувствовал, что она была самой интересной из всех ведьм, и чувствовал это еще больше, когда читал некоторые русские истории, в которых она фигурирует», — говорит он. «Кажется, что у нее есть собственная жизнь вне истории, что есть у очень немногих сказочных персонажей».

Into the Forest редактируется Линди Райан, писателем и штатным профессором науки о данных и визуальной аналитики в Университете Рутгерса, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, который также является основателем издательства Into the Forest Black Spot Books, небольшого издательства. посвященный женщинам-писательницам ужасов. Так как же американец оказался очарован этим славянским мифом?

«Моя русская мачеха эмигрировала в Соединенные Штаты вскоре после распада Советского Союза, — говорит Райан, — и вместе с моей сводной сестрой и сводной бабушкой привезла с собой борщ, матрешек и Бабу-Ягу. Когда мы росли с красиво облагороженными диснеевскими принцессами, я предпочитал сказки братьев Гримм, Шарля Перро и Ганса Христиана Андерсена — и, конечно же, книги славянских сказок и фольклора, в которых рассказывалось о Бабе-Яге».

Баба-Яга была источником вдохновения для легенды мультипликации Хаяо Миядзаки, в том числе с персонажем владельца бани в «Унесенных призраками» (Фото: Alamy) есть школа научной мысли, которая говорит, что она славянский аналог греческого божества Персефоны, богини весны и природы. Она непременно ассоциируется с лесом и лесами, с дикостью природы. «Сущность Бабы-Яги существует во многих культурах и во многих историях и символизирует непредсказуемую и неукротимую природу женского духа, Матери-Земли и отношения женщин к дикой природе», — говорит Райан.

Что возвышает Бабу-Ягу над обычными двухмерными ведьмами из фольклора, так это ее двойственность, иногда как почти героиня, иногда как злодейка, и ее богатое, земное воплощение женственности. «Баба Яга до сих пор остается одной из самых неоднозначных, хитрых и умных женщин фольклора», — говорит Райан. «[Она] вызывает страх и уважение и одновременно трепет и желание. Я восхищаюсь ее беззаботностью и ее независимостью, даже ее жестокостью, и в мире, где женщины так часто сводятся к туманным пятнам непоследовательности, она фигура, которая напоминает нам что мы свирепы и неукротимы, и что за такие свободы часто приходится платить».

На самом деле, она что-то вроде прото-феминистской иконы. «Конечно, да», — говорит Йи Иззи Ю, один из авторов, написавших рассказ для «Чем дальше в лес». Один из способов, которым она заслуживает такого описания, заключается в том, что она полностью разрушает стереотип заботливой матери, применяемый к женщинам, поедая детей, а не выталкивая их или кормя грудью. «Она сильна, несмотря на то, что непривлекательна в общепринятом смысле. Она живет по своим магическим понятиям, а не по мирским правилам», — говорит Иззи. «И она бросает вызов концептуальным категориям на каждом шагу. Даже ее дом — это и дом, и курица, что делает ее, да, в некотором смысле привязанной к дому, но никоим образом не «привязанной». Таким образом, я думаю, она ранняя цыганка на автодоме».

Настоящий преступник

Иззи сравнивает Бабу-Ягу с персонажами-обманщиками из многих мифологий, такими как скандинавский бог озорства Локи или Койот из индейского фольклора. «Хотя Баба-Яга часто играет злодея, она также может предложить помощь. Например, в «Василисе Прекрасной» она помогает освободить Василису из лап ее злой приемной семьи», — говорит она. «И хотя с Бабой опасно иметь дело, как и со многими из тех, кто действует на теневой стороне закона в современных фильмах, она также может оказаться бесценной в опасных обстоятельствах».0003

“Таким образом, Баба-Яга усложняет пассивную воспитательную роль женщины с помощью типа “Я сделаю все, что захочу”, власть вне закона, которую обычно ассоциируют только с мужчинами. Тогда можно сказать, что Баба-Яга пересекает границу троп злой ведьмы с тропом феи-крестной, чтобы создать в конечном итоге гораздо более предсказуемую и мощную роль, чем любой из них “.

Иззи родился и вырос в Северном Китае, и, поскольку большая часть русской литературы была переведена на китайский язык, Баба Яга пересекла границу и проникла в китайскую психику. «Мое первое знакомство с Бабой Ягой было связано с китайским мультфильмом, который я увидел, когда был очень маленьким. Я помню этот мультфильм, потому что я сказал своей бабушке, что Баба Яга выглядит точно так же, как мой Большой дядя. Это заставило ее рассмеяться. Большой дядя не смеялся», говорит Иззи.

Фильмы о Джоне Уике являются одними из самых маловероятных культурных произведений, в которых упоминается Баба-Яга, как называют антигероя Киану Ривза его враги. популярный в Восточной Азии, главным образом потому, что, по словам Иззи, «горы ассоциируются с великой духовной силой и с фигурами отшельников, которые решают жить на своих условиях – очень похоже на то, как Баба Яга во многом сама себе женщина». Она добавляет, что в Японии есть персонаж по имени Ямамба, который «поразительно похож на Бабу Ягу — ее тоже часто изображают с отталкивающими физическими чертами и пристрастием к детям. изменения и преобразования, и хранитель героев».

Для Линди Райан концепция антологии ужасов, ориентированной на женщин, возникла раньше, чем идея книги на тему Бабы Яги… но великая лесная ведьма оказала свое влияние. «Я хотел, чтобы в антологии были голоса женщин со всего мира, которые не боялись рассказывать свои истории, раскрывать свою дикость и злобу, и таким образом я чувствую, что Баба-Яга пришла ко мне как муза для антологии. ” объясняет она. «Что, пожалуй, больше всего удивило, так это готовность, с которой авторы взялись за дело, и резонанс, который Баба несет по всему миру. Она действительно универсальный персонаж, и я был поражен откликами женщин со всего мира, которые объединили свои голоса. со своей».

Публикация Иззи «История дома» исследует одну из уникальных граней мифа о Бабе Яге — ее ветхий домик, который ходит на курьих ножках, и рассказывает о его создании и строительстве. «Я был просто очарован, думая о маленьких куриных ножках этого большого старого дома. Это прямо привело меня к желанию написать что-нибудь о доме. Кроме того, я только что закончил перевод «Книги теней Цзи Юня» — сборника 18-го века. -Century Китайские странные сказки. Они наполнены лисьими духами, черной магией тибетской красной шляпы и другими проявлениями шаманизма, а также рассказами о сверхъестественно разумных или наделенных силой животных и странных метаморфозах. Это вдохновило меня на атмосферу, которую я хотел создать в “Истории”. Дома и его темы».

Есть ли уроки для нас сегодня из легенды о Бабе Яге? Иззи так думает. «Она шаманский обманщик, категория и нарушительница границ, [напоминание], что свобода находится немного за пределами социальных норм, и что мы можем научиться как у тьмы, так и у света. В конечном счете, я думаю, что она учит». И то, и другое». Она напоминает нам, что мы и герои, и злодеи, что курица также может быть домом, и что мы можем охватить как желания плоти, так и тайны духа».

Райан соглашается и предупреждает тех, кто отвергает силу Бабы-Яги, и при этом всех женщин. «Я думаю, нам лучше помнить, что Баба-Яга может и спрятаться в лесу, но она наблюдает и помнит», — говорит она.

В лес: Сказки о Бабе Яге под редакцией Линди Райан вышла в издательстве Black Spot Books.

Любите книги? Присоединяйтесь к BBC Culture Book Club на Facebook, сообществе фанатиков литературы со всего мира.

Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-то еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам по номеру   Twitter .

Если вам понравилась эта история,  подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием The Essential List. Подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, доставляемых на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

Баба Яга, ведьма-людоед из славянского фольклора

Женевьев Карлтон | Под редакцией Эрика Хокинса

Опубликовано 18 мая 2022 г.

Обновлено 18 ноября 2022 г.

Устрашающая ведьма из славянского фольклора Баба Яга, как говорят, похищает, жарит и ест детей в лесах Восточной Европы.

В известной русской народной сказке злая мачеха прогоняет приемных детей. Блуждая по лесу, брат и сестра находят странную хижину, стоящую на курьих ножках. В хижине они встречают бабушку.

«Если ты удовлетворишь все мои желания, я тебя вознагражу», — заявляет бабушка, согласно Народным сказкам из русских . — Если нет, я тебя съем.

Эта бабушка, известная как Баба Яга, может кому-то напомнить другую старушку, которая живет в лесу и ест детей. Действительно, в истории Бабы Яги есть отголоски Гензеля и Гретель со славянским уклоном. Но некоторые считают, что этот персонаж даже страшнее, чем злодей из Сказки братьев Гримм .

Однако другие утверждают, что эта легендарная ведьма более сложна, тем более, что она по-разному фигурирует во множестве разных историй. Это ее ужасающая и заставляющая задуматься история.

Кто такая Баба Яга?

Иван Билибин/Wikimedia CommonsБаба Яга считается ведьмой с магическими способностями.

Согласно легендам, датируемым как минимум серединой 18 века, Баба Яга — ведьма, живущая в лесу. Обычно она использует волшебную ступку и пестик для транспортировки, но иногда летает на метле.

Дом Бабы Яги, который находится в самом темном уголке леса, стоит на курьих ножках. Из крыши иногда высовывается голова петуха. А ведьма защищает свою хижину забором из человеческих костей.

Как и многие другие легендарные ведьмы, Баба Яга любит жарить и есть своих жертв в своем доме, где у нее есть огромная печь.

Говорят, что Баба Яга ужасно уродлива. Она костлявая и хрупкая, с таким длинным носом, что упирается в потолок, когда она ложится спать. Некоторые называют ее «костлявой». Другие утверждают, что ее зубы сделаны из железа. Иногда ее даже изображают как трио из трех злых сестер.

Говорят, что ведьма владеет могущественной магией. Она командует стаей черных гусей, которые ищут в лесу детей. Мальчики и девочки, которые игнорируют предупреждения своих матерей, забредая слишком далеко в лес, могут оказаться схваченными гусями и унесенными обратно в ведьмину печь.

Сложности «бабушки-ведьмы»

В. А. Гацук/Wikimedia CommonsВ выпуске «Сказок русского народа » 1894 г. было изображение Бабы-Яги.

Несомненно, Баба-Яга — страшная фигура в славянском фольклоре. Но она также иногда действует как фея-крестная — с примесью зла.

В некоторых историях она помогает герою. Хотя ее по-прежнему изображают старухой, в ней проявляются вспышки материнского инстинкта. Иногда ее даже сравнивают с матерью-природой — могущественной силой, которая может показаться суровой и своенравной.

Согласно Энциклопедии Всемирной Истории , Баба-Яга имеет несколько общих черт с древнеславянской богиней смерти. Богиня подземного мира, которую звали Иагая Баба, сидела на железной ступе и держала в руках пестик, сделанный из того же материала.

Некоторые славяне посвящали богине кровавые жертвы.

Из-за этого многие люди считают, что Баба Яга имеет злое происхождение. В одной сказке даже говорится, что Дьявол сварил в котле 12 злых женщин, чтобы создать сущность зла. После того, как Дьявол плюнул в котел, вырвалась Баба Яга. Но другие утверждают, что ее положительное изображение в некоторых историях, особенно там, где она помогает маленьким посетителям, является признаком того, что в ней есть что-то хорошее.

Тем не менее, имя старухи служит своего рода предупреждением. В древнерусском языке баба означала волшебницу или человека, умеющего предсказывать будущее. Акушерок также называли баба. Сегодня это слово обычно относится к бабушке.

«Яга» имеет более загадочное происхождение. Некоторые утверждают, что это означает ведьму или злую женщину. Другие сравнивают его со словом «змея».

Образ Бабы Яги в «Василисе Прекрасной»

Иван Билибин/Wikimedia CommonsВасилиса Прекрасная, на фото возле дома Бабы Яги.

Народная сказка «Василиса Прекрасная» представляет собой уникальное изображение Бабы-Яги, так как она показывает, что сначала она замышляет против юной гостьи, а к концу повествования все же помогает ей. В этой легенде злая мачеха отправляет падчерицу по имени Василиса в лес найти огонь для своей семьи.

В лесу Василиса встречает Бабу Ягу, которая предлагает помощь Василисе — за разумную цену. Красивая молодая девушка должна выполнить, казалось бы, невыполнимые задачи, например, отделить все черные кусочки от большого мешка с семенами проса за одну ночь. Если она потерпит неудачу, ее могут убить.

Под угрозой быть зажаренной и съеденной ведьмой Василиса выполняет задания — с помощью волшебной куклы. Затем она успешно уходит с огнем в виде горящего черепа из забора Бабы Яги.

Хотя Баба-Яга не совсем добрая бабушка в этой конкретной истории, ее «дар» в конечном итоге помогает Василисе в долгосрочной перспективе. Огненный череп сжигает дом Василисы, убивая злую мачеху.

Василиса тоже находит свой счастливый конец. Она выходит замуж за царского сына и переезжает во дворец, чтобы ни Баба-Яга, ни ее мачеха больше никогда ее не беспокоили.

Прочное наследие Бабы Яги

Иван Билибин/Wikimedia CommonsДомик Бабы Яги мгновенно узнаваем в сказках, тем более что он стоит на курьих ножках.

Во многих отношениях Баба-Яга на протяжении веков представляла полную противоположность идеалу женщины в обществе — и остается им по сей день.

Вместо того, чтобы рожать и воспитывать детей, ведьма их съедает. Она ни за кого не выходит замуж и не ставит потребности других людей выше своих собственных. Вместо этого Бабушка-Ведьма глубоко эгоистична до злости.

Баба Яга отвергает все, что от нее ожидает общество. Она даже отвергает само общество, живя в глухом лесу вдали от цивилизации.

Славянская ведьма служит угрозой и напоминанием для тех, кто сходит с проторенного пути. Зайдешь слишком далеко в лес, и Баба Яга тебя съест.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *