Артикуляция звука л: «Артикуляционная гимнастика [Л]»
Постановка звука Л
При артикуляции твердого звука Л
- губы в полуулыбке;
- зубы сближены;
- кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части спинки языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому небу;
- воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым;
- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
- голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Наиболее распространенные ошибки
1. язык оттягивается в глубь рта, слышится звук, близкий к «ы». Внимание ребенка акцентируется на положении языка между зубами;
2. отсутствие плотной смычки. На схеме стрелкой обозначается направление усилия (вперед), предлагается не только удерживать язык на зубах, но и упереться в зубы;
3. неправильное положение губ, когда зубно-язычная артикуляция заменяется губно-губной или губно-зубной. Схема фиксирует внимание на положение губ. Возможно временное удержание губ в правильной позиции пальцами или зондом. Удержание губ в улыбке необходимо на этапе постановке звука. В дальнейшем губы нейтральны и принимают положение следующего гласного;
4. неправильный выдох – форсированный (слышится звук, близкий к «ф», образованный при участии щек) или носовой (слышится звук близкий к «н». Внимание ребенка обращается на участие мягкого неба, ротовой выдох и плавную воздушную струю с участием голоса.
Воздушная струя очень слабая, устойчивая, чуть теплая.
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л или вызывание его по подражанию.
Цель. Добиваться от каждого ребенка правильного произношения звука л, воспитывать умение определять положение языка при произнесении звука л.
Предшествующая работа. Подъем кончика языка вверх отрабатывался на звуках т, д, н; подъем задней части языка — на звуке у; отработан звук ы.
Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук л.
Упражнение «Самолет гудит»
Краткое описание
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Улетел самолет высоко за облака, не видно его, только слышно, как он гудит: «ллл…» Дети, изображая летящие самолеты, гудят, длительно произнося звук л низким тоном. Воспитатель обращает внимание детей на то, что «сердитое» гудение высоко летящего самолета напоминает звук л. Спрашивает: «Что делает кончик языка, когда мы говорим звук л? («Кончик языка поднимается вверх».) Куда прижимается кончик языка, когда мы говорим ллл? («Кончик языка прижимается к верхним зубам».) Покажите, куда прижимается ваш язык, когда вы говорите лллл…» Дети выполняют задание по подгруппам. Воспитатель проверяет, как получается упражнение, и следит, чтобы у всех кончик языка прижимался к внутренней стороне верхних резцов.
Методические указания. Для выработки хорошего произношения звука л необходимо следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука л губы находятся в спокойном положении, кончик языка прижат за верхними зубами.
Примечание. Если у ребенка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляционного аппарата, надо вызвать у него л межзубный, при этом меняется лишь положение языка — широкий кончик языка зажимается зубами.
Упражнение «Пароход»
Краткое описание
.Игра проводится с теми детьми, которые неправильно произносят или пропускают звук л. Воспитатель говорит: «Сейчас, дети, мы поедем кататься на пароходе. Вы знаете, как пароход гудит? Послушайте: «ыы». Повторим все вместе, как гудит пароход…»
А теперь положите широкий язык между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: «ыы». Дети гудят. Получается межзубный звук л. Воспитатель продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». (Произносит звук ы, держа широкий кончик языка между зубами, то закусывая его, то отпуская, но не снимая кончика языка с зубов. Получается многократное повторение слога лы.)
Когда у ребенка будет хорошо получатьсял межзубный, надо предложить ему в процессе произнесения звука перевести язык за верхние зубы (с этим дети обычно легко справляются).
III этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Воспитание правильного произношения звука л в словах.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука л в словах.
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука л.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки, предметы, в названии которых звук л будет находиться в начале, середине, конце слова.
Игра «Что я видел?»
Краткое описание
На числовую лесенку воспитатель ставит 4 — 5 игрушек (лошадка, белка, кукла, клоун). Вызванный ребенок смотрит, в каком порядке они стоят, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел лошадь, белку, куклу, клоун». Дети проверяют, в правильном ли порядке он назвал игрушки. Потом педагог вызывает другого ребенка и меняет порядок игрушек. Можно постепенно заменять одни игрушки другими.
Методические указания. Следить, чтобы дети, называя предметы, выделяли звук л, т.е. произносили его несколько длительнее, чем другие звуки.
Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука [л]) | Статья по логопедии (старшая группа) по теме:
Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л].
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:
- Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
- На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
- Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.
Правильная артикуляция звука «Л»:
– губы открыты
– зубы разомкнуты
– кончик языка поднят и упирается в верхние зубы
– воздушная струя умеренная и теплая
– звук «Л» звонкий
«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
«Иголочка»
Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.
Чередовать «Блинчик – Иголочка»
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Индюк»
Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).
«Почистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
«Пароход гудит»
Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».
Уважаемые родители!
Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.
Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 17 «Искорка»
ЛОГОПЕД
СОВЕТУЕТ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
(комплекс для звука [л])
Южноуральск, 2012
L Звуко-артикуляционная терапия: руководство для родителей
Выберите тему
Самый популярный
19нравится
26 января 2022 г. Ваш ребенок говорит «проснуться» вместо «озеро»? Как насчет «wook» вместо «смотреть»? Детям сложно освоить звук /l/, и обычно он не решается сам собой до 6-летнего возраста.
Из-за того, что звук /l/ очень сложен, его обычно опускают (удаляют) или заменяют другим звуком, например /w/ или /y/. К счастью, есть множество советов по логопедии, которые помогут вашему малышу освоить этот звук.
Когда ваш ребенок должен произносить определенные звуки?Важно понимать, что звуков развиваются в определенном возрасте . Ниже приведена таблица, объясняющая, какие звуки развиваются в соответствии с хронологическим возрастом вашего ребенка. Также важно помнить, что дети будут получать знания и использовать эти звуки различными способами и в разное время.
Например, ребенок в дошкольном возрасте может выучить звук /t/ быстрее, чем другой ребенок, не посещающий школу, потому что он больше знаком с ним и имеет возможность чаще работать над этим звуком.
Согласные звуки речи и возраст вашего ребенкаДети также могут начать использовать звук /л/ примерно в возрасте трех лет. Они не смогут последовательно и точно использовать его во всех позициях слов примерно до 6 лет.
Бесплатная оценка!Пройдите этот тест и получите отчет о достижениях вашего ребенка и индивидуальный план обучения.
Начать тестирование
Как произнести звук /л/Чтобы произвести звук /л/, поместите кончик языка сразу за передними зубами. Небольшая выпуклость или выступ за вашими зубами — это то место, к которому должен стремиться ваш ребенок. Кроме того, ребенок должен использовать свой голос для воспроизведения звука и позволять воздуху проходить вокруг языка и выходить через рот.
Подражание является ключом к обучению звукам речи. Ребенок должен уметь смотреть на модель и копировать увиденное. Убедитесь, что модель звук сами.
Будьте медленными и акцентируйте внимание на звуке и положении вашего языка при моделировании. Звук /л/ может звучать вечно, его можно сдерживать и преувеличивать (в отличие от звука /т/, который появляется и исчезает довольно быстро).
Один из моих любимых способов работы со звуками речи — использование зеркала . Попросите ребенка посмотреть на вас, а затем на себя, пока он пытается произнести звук /л/. Попросите их сравнить, как вы издаете звук, и как они издают звук. Когда они видят, что делают неправильно, им легче исправить ошибку.
Еще один способ работать со звуками речи — через приложения. Проверьте приложение Speech Blubs ! В нем есть отличные ресурсы, где ваш ребенок может подражать другим детям, практиковать звуки своей речи различными способами (цвета, цифры, формы), и это весело и увлекательно. Посетите зону Mouth Gyms для занятий и игр!
Ускорьте развитие речи вашего ребенка!
Улучшите языковые и коммуникативные навыки с помощью увлекательного обучения!
Начать бесплатную пробную версию
Еще один способ поработать над звуком /l/ – дать тактильный сигнал , который представляет собой сигнал с помощью прикосновения, взяв зубную щетку, приспособление для языкового депрессора, Speech Buddy или другие средства показа их правильное расположение языка.
Некоторые родители подходят к еде творчески и кладут в это место хлопья хлопьев или кусочек арахисового масла . Метод, который лучше всего работает для одного ребенка, не всегда подходит для другого, поэтому не расстраивайтесь, если одна идея не сработает.
Последовательность звуков /L/При обучении любому звуку речи убедитесь, что вы не даете им слишком много за один раз.
Например, обучение слову «леденец» — не лучший вариант для начала, потому что они легко разочаруются и закроются. Вы хотите сначала работать над звуком изолированно, а затем строить, поскольку ваш ребенок постоянно правильно использует многоуровневость.
Практика звука L с песнямиНапример, так многоуровневая программа будет искать звук /l/.
- Изоляция: /l,/l/,/l/
- Слог: La, La, La, La
- Слово: Lamb, Love, Loc ,’ ‘длинные шнурки’
- Предложение: ‘Я люблю лизать длинную лакрицу’.
Конечно, мы знаем, что звук /l/ стоит не только в начале слов. Иногда дети делают ошибки только в начале слов, а иногда в середине (переворот) или в конце (замок).
Независимо от того, где находится звук, процесс остается тем же. Логопед вашего ребенка проведет вашего ребенка через этот процесс и будет прогрессировать по своему усмотрению.
Способы работы со звуком /L/1. Леденец, часть 1
Распечатайте большое изображение леденца. Пусть ваш ребенок напишет конкретные слова /l/ на леденце. Пока они пишут слово, пусть говорят. Вы можете давать жетоны или награды, если они правильно произносят некоторые или многие слова.
2. Леденец, часть 2
Вы также можете распечатать 10 изображений леденцов, поместить изображения слов /l/ на оборотную сторону и попросить ребенка перевернуть их. Это может быть забавной игрой на совпадение, и она дает им возможность произнести звуки несколько раз.
3. Поднимите листья
Это милый способ выйти на улицу и поработать над терапией. Попросите ребенка собрать на улице листья разного размера. Очевидно, что это лучше работает осенью, но вы вполне можете сделать это весной, когда на деревьях начинают формироваться листья. Предложите им рассказать о различных цветах, которые они видят, о том, что на листьях и т. д. Вы также можете попросить их написать слова /l/ на обратной стороне листьев фломастером!
4. Lily Pad Leap
Это еще одна игра, в которую вы можете поиграть на улице, как только на улице станет хорошо, ИЛИ вы можете играть в ней, не выходя из собственной гостиной. Распечатайте 10 зеленых кувшинок и разбросайте их по площади. Пусть ребенок/дети представят себя лягушками, прыгающими с подушки на подушку. Как только они доберутся до новой площадки, они должны сказать любое слово, которое на ней есть!
Бесплатная оценка!Пройдите этот тест и получите отчет о достижениях вашего ребенка и индивидуальный план обучения.
Начать тестирование
Как играть в Articulation Bingo?
- Используйте кнопку ниже, чтобы загрузить нашу доску для бинго Articulation
- Распечатайте доску и дайте ее своему ребенку или вырежьте картинки и положите их в пакет
- Пусть ваш ребенок выберет слово с доски / пакета
- Найдите слово в приложении Speech Blubs и потренируйтесь, играйте с забавными фильтрами и смотрите обучающие видео
- Ваш ребенок станет победителем, если он упражняется с тремя картинками подряд (поперек, вниз или по горизонтали) или всей доской
`
Загрузите Articulation Bingo здесь
Я надеюсь, что это дало вам некоторое представление о звуке /l/, а также некоторые забавные и практические стратегии, над которыми вы можете работать дома!
Если у вашего ребенка проблемы с произношением других звуков, вот статьи, которые могут помочь вам с речевой терапией и идеями по развитию артикуляции:
- Артикуляционная терапия: универсальное руководство для родителей
- B Sound Articulation Therapy
- H Sound Articulation Therapy
- JJ and CH Sounds Articulation Therapy
- Lisp Articulation Therapy
- M Sound Articulation Therapy
- N Sound Articulation Therapy
- NG Sound Articulation Therapy
- R Sound Articulation Therapy
- S Звуко-артикуляционная терапия
- SH Звуко-артикуляционная терапия
- Звуко-артикуляционная терапия T и D
- W Звуко-артикуляционная терапия
Пройдите этот тест и получите отчет о достижениях вашего ребенка и индивидуальный план обучения.
Начать оценку
Взгляды автора полностью принадлежат ему или ей и могут не отражать взгляды Blub Blub Inc. Весь контент, представленный на этом веб-сайте, предназначен только для информационных целей и не предназначен для замены независимого профессионального медицинского суждения, совета, диагноза, или лечение. Всегда обращайтесь за советом к своему врачу или другому квалифицированному поставщику медицинских услуг по любым вопросам, которые могут у вас возникнуть относительно состояния здоровья. Никогда не пренебрегайте профессиональным медицинским советом и не откладывайте его поиск из-за чего-то, что вы прочитали на этом сайте.
Начните работу с Speech Blubs
Отменить в любое время, без проблем!
Начать говорить
How to Teach to the L sound by Chicago Speech Therapy
Звук /l/ произносится путем помещения кончика языка на альвеолярный гребень, небольшой выступ на нёбе сразу за передними зубами. Стороны языка не касаются других частей рта, и воздух проходит вокруг языка, производя звук. Звук /l/ — это звонкий звук, поэтому ваши голосовые связки вибрируют, когда вы его произносите.
Дети обычно начинают осваивать звук /л/ примерно в возрасте трех лет и овладевают им к шести годам. Если ваш ребенок старше шести лет и все еще испытывает трудности с произношением звука /l/ или постоянно заменяет его звуком / w/ или /y/, настоятельно рекомендуется обратиться за помощью к лицензированному логопеду для вашего ребенка. . Из-за характера проблем с речью их часто гораздо легче и эффективнее лечить, если их выявить на ранней стадии — на самом деле, чем раньше, тем лучше.
Вот некоторые забавные, одобренные логопедом техники для тренировки артикуляции звука /l/ дома с вашим ребенком:
- Вербальные сигналы
Чтобы потренировать с малышом один звук, начните с медленного и четкого произнесения звука для ребенка: «/л/, /л/, /л/». Это поможет вашему ребенку понять, на чем следует сосредоточиться, и даст ему пример для подражания. Поощряйте его повторять этот звук вам в ответ. Как только он научится произносить звук /л/ по отдельности, объедините его с гласными, чтобы получились простые слоги, такие как «ла, ла, ла», «ло, ло, ло» и «ли, ли, ли». Постепенно вы ребенок сможете использовать звук в словах. В популярном блоге MommySpeechTherapy.com есть отличный рабочий лист слов /l/, который можно использовать, когда ваш ребенок достигнет этого уровня.
- Визуальные подсказки
Звук /l/ является жидким звуком, что означает, что он не имеет врожденного конца и потенциально может продолжаться вечно, в отличие от окончательной остановки звука /t/ или /k/. Визуальные подсказки помогают продемонстрировать это вашему ребенку и познакомить его с продолжением звука. Прежде чем произнести звук, положите указательный палец правой руки на левое плечо. Произнося звук /л/, медленно проведите пальцем вниз по всей длине руки к запястью. Прекратите произносить звук, когда ваша рука достигнет запястья.