4 понятие содержание познавательного развития детей: Познавательное развитие дошкольников – «Дошколёнок.ру»
Познавательное развитие – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОУ
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраст ФГОС ДО 2013 г. в качестве основ ного принципа дошкольного образо вания рассматривает формирование познавательных интересов и познава тельных действий ребёнка в различ ных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие ин теллектуальных качеств дошкольни ков. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности де тей дошкольного возраста в различ ных видах деятельности. Данный документ трактует позна вательное развитие как образова тельную область, сущность которой раскрывает следующим образом: раз витие любознательности и познава тельной мотивации; формирование познавательных действий, становле ние сознания; развитие воображения и творческой активности; формиро вание первичных представлений о себе, других людях, объектах окружа ющего мира, их свойствах и отноше ниях (форме, цвете, размере, материа ле, звучании, ритме, темпе, количест ве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причи нах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об осо бенностях её природы, многообразии стран и народов мира. На наш взгляд, такое понимание познавательного развития дошколь. ников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехо. да от одной стадии развития познава. тельной деятельности к другой. К стадиям познавательного разви. тия мы относим: любопытство, лю. бознательность, развитие познава. тельного интереса, развитие познава. тельной активности. Рассмотрим каждый из этапов подробнее. 1. К первой стадии мы относим лю бопытство. Для неё характерно изби рательное отношение к любому пред. мету, обусловленное чисто внешни ми, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельства. ми. На этой стадии дошкольник до вольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занима тельностью самого предмета; занима тельность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредо точивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности. 2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как любознатель ность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное дение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренно го и воспринятого. На этой стадии ин тереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворён ности деятельностью. Сущность лю бознательности заключается в обра зовании и расшифровке разного рода загадок. 3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошколь ников является познавательный инте рес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый пред мет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познава тельные мотивы. Познаватель ный интерес содействует проникнове нию дошкольника в сущностные отно шения, связи, закономерности освое ния действительности. Проявлением познавательного интереса следует счи тать стремление ребёнка самостоя тельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе эксперимен тирования, исследования окружа ющего мира. 4. К высокому уровню познаватель ного развития детей дошкольного воз раста мы относим познавательную ак тивность, основой которой служит целостный акт познавательной дея тельности – учебно.познавательная задача. Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реали зацию в определённых видах деятель ности, особое внимание уделяя позна вательно-исследовательской (иссле дование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). В качестве рекомендуемых нами видов деятельности, обеспечива ющих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем: – организацию решения познава тельных задач; – применение экспериментирова ния в работе ДОО; – использование проектирования. Актуальным методом познаватель ного развития детей дошкольного воз раста является экспериментирование, которое рассматривается как практи ческая деятельность поискового ха рактера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материа лов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, кото рый самостоятельно и активно позна ёт окружающий мир, используя раз нообразные формы воздействия на не. го. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. В работе с дошкольниками исполь зуются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные зада ния, предполагающие наличие поис ковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использова ния в обучении связей, отношений, доказательств. Система познаватель ных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из после довательных, постепенно усложня ющихся по содержанию и способам видов деятельности. После принятия детьми познава тельной задачи под руководством вос питателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестно. го. В результате анализа дети выдви гают предположения о возможном течении явления природы и его при. чинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель дол. жен выслушать и учесть все предпо ложения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не вы. двигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель. К эффективным методам познава тельного развития дошкольников от. носится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познава тельных интересов детей, умений са мостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информа ционном пространстве, развитие кри тического мышления. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Образовательная область «Познавательное развитие» – Формирование элементарных математических представлений. – Развитие познавательно-исследовательской деятельности. – Ознакомление с предметным окружением. – Ознакомление с социальным миром. – Ознакомление с миром природы. |
Познавательное развитие дошкольников | Консультация:
Выступление на районом методическом объединении
На тему «Познавательное развитие»
«Развитие познавательных способностей дошкольников»»
Галеева Ольга Андреевна, воспитатель
МКДОУ ДС№54 УКМО
Свое выступление мне хотелось бы начать с высказываний знаменитых людей: психологов, педагогов и философов по теме нашей встречи.
Высказывание Василия Александровича Сухомлинского;
Слайд 2 «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». И действительно, без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте.
Слайд 3 Второе высказывание Абрахама Харольда Маслоу: «Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели». Это говорит о том, что у каждого человека, а тем более ребенка дошкольного возраста существует постоянная внутренняя потребность познания новых истин.
Слайд4 Третье высказывание Артура Владимировича Петровского: «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника». Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование.
Слайд 5 И последнее высказывание Людмилы Александровны Беляевой: «Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог». И действительно, педагог- профессионал, владеющий необходимыми личностными качествами ( стремлением к саморазвитию, творческим потенциалом, тактичностью и терпимостью в отношениях с детьми и родителями, арсеналом необходимого педагогического инструментария, может увлечь, заинтересовать и способствовать развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста, что во многом зависит от методов, с помощью которых педагог организовывает процесс познания воспитанников.
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.
Это сложный процесс формирования познавательных способностей, накопления разнообразных знаний и умений, овладение речью.
Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.
Слайд 6 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в качестве основных принципов дошкольного образования рассматривает:
1.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
2. Признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Слайд 7 Федеральный государственный стандарт трактует познавательное развитие как образовательную область,
«Развитие познавательных интересов и способностей детей, можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные, интеллектуально-творческие»
Слайд 8 Образовательная область «Познавательное развитие» включает:
— Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
— Формирование элементарных математических представлений
— Ознакомление с предметным окружением.
— Ознакомление с миром природы.
— Ознакомление с социальным миром.
Слайд 9 Содержание познавательной деятельности предполагает решение следующих задач:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Формирование привычных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях объектов окружающего мира(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве. Числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлении о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 10 ФГОС ДО ориентирует содержание образовательных областей на реализацию в различных видах деятельности.
Особое внимание уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Куда входят:
-организация решения познавательных задач;
-использование проектирования;
– экспериментирование как практическая деятельность поискового характера,
И другие виды детской и совместной с педагогом деятельности.
Слайд 11 В ФГОС используются три термина:
«познавательные интересы» , «познавательные действия» и «познавательное развитие»,.
Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?
Слдайд 12 Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Как узнать, есть ли у детей в группе познавательные интересы?
Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.
Слайд 13 Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки.
Слайд 14 Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.
Слайд 15 Немаловажное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно- пространственная среда.
«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы».
- Создаваемые условия должны стимулировать детей на поиск ответов на поставленные вопросы, получение дополнительной информации по содержанию занятия и на самостоятельную исследовательскую деятельность.
- У воспитанников должен быть свободный доступ к пособиям и материалам прошедшего занятия (возможность внимательнее рассмотреть иллюстрации, повторить опыт, самостоятельно смоделировать ситуацию на макете и т.д.).
- Невозможно обойтись и без детской познавательной литературы, поэтому в группе необходимо оборудовать «Полочка умных книг»
- Незаменимы в работе настольные игры развивающего характера, которые подбираются с учётом возраста, тематики изучаемого материала, а также аудиотека и видеотека.
Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников.
Слайд 16 Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности.
Здесь должна быть представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.
В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.
Слайд 17 Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры.
В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды регулярно пополняются.
Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, их объе может быть, чуть больше чем объем содержания программы.
Слайд 18 На успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей.
- Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе познавательной деятельности.
- Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми – таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.
Ребёнок стремиться к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал воспитатель.
Лучше всего позиция партнёра, но партнёра знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия.(3.2.1.)
Слайд 19 В своей работе воспитателю необходимо применять ряд методов и приёмов, стимулирующих познавательную активность детей. Игровые приёмы, выстроенные в логике изучения программного материала, обеспечивают заинтересованное восприятие информации, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается, в этом случае, как лично значимая цель.
Известны методы, стимулирующие процесс познания:
• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка) ;
• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
• метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили, когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Методы и приёмы, стимулирующие познавательную активность детей.
- «Создание ситуаций познавательного спора». Воспитатель или персонаж специально принимает роль неосведомленного, намеренно делает ошибку. Ребёнок объясняет, как правильно решить задачу, вызвавшую затруднение, замечает и исправляет ошибки.
- «Создание ситуаций нравственных переживаний». Оказание помощи героям сказок, попавшим в затруднительные положения, поиск альтернатив в решении конфликтных ситуаций.
- «Наблюдение и эксперимент». Проводя наблюдения, например, за растениями, необходимо отметить их особенности :какой формы, цвета, размера, каковы на ощупь, какие запахи и звуки издают (задействовать все анализаторы).
- «Спросить у другого человека». Обучение ребенка задавать вопросы, узнавать информацию у взрослых и сверстников.
- «Узнать из книг». Необходимо договориться с родителями о том, чтобы они помогали детям подбирать соответствующую литературу и читали им нужную информацию об исследуемом объекте
- Для систематизации знаний детей используются методы ТРИЗ(теория решения изобретательских задач): «мозговой штурм», «свободные ассоциации», «морфологический анализ» (выявление всех возможных способов решения), синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),, игры «Что сначала, что потом», «Наоборот» и др.
Организуя процесс познавательного развития, следует помнить, что основная цель работы педагога – не просто «присвоение» (термин Н. Н. Поддъякова) воспитанниками системы знаний, умений и навыков, а овладение умением учиться, то есть самому учить себя. Поэтому очень важно включать в работу с детьми рефлЕксию и самооценку на основе самоанализа
Слайд 20 Целевые ориентиры освоения содержания
ОО «Познавательное развитие» в младенческом
и раннем возрасте
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Слайд 21 Целевые ориентиры освоения содержания
ОО «Познавательное развитие» на этапе завершения
дошкольного образования
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен
выбирать себе род занятий;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы,
обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Слайд 22 Вывод: Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Доклад на тему “Познавательное развитие детей дошкольного возраста”
Познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие детей – одно из приоритетных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности… ». Я считаю, что данная тема всегда будет актуальной в дошкольном возрасте, так как направлена на развитие любознательности, активности, самостоятельности, а главное – на формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности согласно ФГОС ДО.
В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?
Познавательные интересы – это стремление ребѐнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Как узнать, есть ли у детей в группе познавательные интересы?
Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозор.
Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС пункт 1.4.7.)
В задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности
Требования к структуре образовательной программы и её объёму.
Здесь определяется, в числе других образовательных областей, содержание познавательного развития.
Итак, содержание познавательного развития детей предполагает:
• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
• Формирование познавательных действий, становление сознания.
• Развитие воображения и творческой активности.
• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Методы познавательного развития.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
В третьем разделе ФГОС определены Требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Цитата: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы».
Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.
Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды регулярно пополняются.
Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:
· когнитивный, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения)и формирующий целостную картину мира;
· деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности(сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка;
· эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.
Компоненты познавательного развития реализуются:
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ методики внедряется:
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ реализуется через игровую, проектную, исследовательскую деятельность и экспериментирование.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ методики познавательного развития реализуется через развитие эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, природы; создание ситуации успеха для каждого ребенка в познавательной деятельности, которая настраивает его на положительное отношение к познанию окружающей деятельности.
В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:
– организацию решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе ДОО;
– использование проектирования.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает:
— Формирование элементарных математических представлений.
— Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
— Ознакомление с предметным окружением.
— Ознакомление с социальным миром.
— Ознакомление с миром природы.
МОЙ ОПЫТ
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Чтобы правильно наметить пути предстоящей работы в этом направлении, провела мониторинг с целью определения уровня развития познавательной активности детей. У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.
На основе полученных результатов выстроила систему работы. Прежде всего составила перспективный план ознакомления детей с окружающим по трем основным разделам: мир природы, мир людей, мир предметов. В планах использую методику познавательного развития (когнитивный, деятельностный и эмоционально-чувственный компонент), также предусматриваю разные виды деятельности: НОД, игру, труд, самостоятельную и продуктивную экспериментальную деятельность.
В своей работе использую современные технологии в развитии познавательной активности.
-использования ИКТ технологий,
-экспериментирования,
– проектной деятельности.
Деятельностный компонент, отражающий организацию разных видов детской деятельности(сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность, зкспериментирование детей дошкольного возраста) применяю в исследовательской деятельности с детьми. Используя проблемно – игровую технологию, которая развивает интеллектуально – творческий потенциал ребенка и позволяет сделать процесс обучения доступным и привлекательным. Дети проявляли интерес, когда мы вместе строили постройки из песка. Почему из мокрого песка можно сделать «пасочку», а из сухого нельзя, почему шарик железный утонул в воде, а пластмассовый плавает, дети сделали открытие, что обычная поролоновая губка, мы ее использовали для построек домика, башенки, дорожки и т. д., оказывается, может пить водичку, если положить ее в блюдце с водой. Зимой, например, украшали елку сосульками, сосульки сделали из разноцветной воды и заморозили в холодильнике, а потом украсили елку и кустарники на участке.
Для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, я проводила простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, мы увидели, как стекает вода по стёклам, появляются лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений делали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этим явлениям я использую художественную литературу: стихи, потешки, загадки о явлениях природы.
Для того чтобы у детей появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, я создала в группе определённую развивающую среду:
– разнообразные емкости: кружки, колбы, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т. д. ;
– шприцы, трубочки – резиновые, пластмассовые, воронки, сито;
– увеличительные стекла, лупы ;
– измерительные приборы – градусники, весы, часы, линейки, термометр, пипетки и пр. ;
– компас, бинокль;
– пилочки, наждачная бумага, пипетки;
– губка, пенопласт, поролон, вата и т. д.
Подборку материала осуществляю по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами.
Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы её решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.
Применяя информационно-коммуникативные технологии, как одно из пособий при обучении детей, я использую мультимедийные презентации: «Красивые бабочки», «Зимующие птицы», «Краски осени» и др. Составлена электронная библиотека по тематическим темам. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный детям; формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Дошкольнику, с его наглядно – образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать,подействовать или оценить действие объекта. В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.
Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие игры с правилами в том числе, удовлетворяют потребность ребенка в познании окружающего.
Эмоционально-чувственный компонент.
Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героями книги, отождествлять себя с героями книги.
В своей работе использую и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей:
– игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;
– сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т. п.) ;
– элемент новизны в НОД, изменяющий форму организации работы с детьми и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т. п.) ;
– юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие НОД более интересной и запоминающейся.
Опыт работы убеждает в необходимости применения в НОД или совместной деятельности с детьми приемов, помогающих привлекать и удерживать внимание. Это эмоциональная и голосовая модуляция (громкость голоса, интонация, модуляция темпа речи (пауза, изменение темпа речи).
Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают представления детей о мире. Коммуникативная деятельность в старшем дошкольном возрасте становится более содержательной. Дети способны высказывать своё мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьёзные вопросы, настаивать на чём-то.
Когнитивный компонент.
В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
Примерами познавательных задач могут быть следующие:
Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? и т.д.
Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? и т.д. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.
Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного опыта, развитию наглядно-образного мышления.
В рамках двигательной деятельности, я знакомлю детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формирую представления о здоровом образе жизни. Здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают, лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону и др.
Формы мероприятий, проводимые вне занятий
• Традиция «Доска достижений»;
• Рассказы педагогов «Знаете ли вы… »;
• Подбор материала о животных и растениях;
• Выращивание рассады вместе с детьми;
• Доска выбора;
• Коллекционирование.
Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребёнка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при поддержке детской инициативы и возможности выбора материалов, видов активности. В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность.
Осуществляю ее в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.
На организацию мероприятий в режимных моментах обращаю особое внимание, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.
Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда, а именно:
– дидактические игры ( развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для ее обслуживания с детьми вне НОД;
– глобус и физическая карта, которые являлись наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т. д. ;
– настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;.
Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними. Конечно, нельзя обойтись без познавательной литературы, поэтому в группе оборудована «Полочка умных книг» (энциклопедии типа «Все обо всем», познавательные книги серии «Что есть что», «Моя первая энциклопедия» и т. п.) . Ее содержание всегда доступно детям.
Так, например, в группе в этом направлении развития детей представлены следующие уголки игровой активности:
– уголок конструирования.
– уголок экспериментирования и природы.
– уголок логики и размышления.
– уголок сенсорных игр.
– уголок дружбы народов мира,
-уголок Первоклассника.
Формы и приемы организации образовательного процесса
по познавательному развитию
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | самостоятельная деятельность детей | образовательная деятельность в семье | |
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимных моментах |
|
|
Показ Экскурсии, наблюдение Беседа Опыты, экспериментирование Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среды Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования, сенсорной комнаты Игровые упражнения Игры – дидактические, подвижные Проектная деятельность Продуктивная деятельность Проблемно-поисковые ситуации | Напоминание Объяснение Обследование Наблюдение Развивающие игры Игра-экспериментирование Проблемные ситуации Игровые упражнения Рассматривание чертежей и схем Моделирование Коллекционирование Проекты Интеллектуальные игры Тематическая прогулка Конкурсы КВН Трудовая деятельность Тематические выставки Мини-музеи | Игры – развивающие, подвижные, со строительным материалом Игры-экспериментирования Игры с использованием автодидактических материалов Моделирование Наблюдение Интегрированная детская деятельность: включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность -предметную, продуктивную, игровую Опыты Труд в уголке природы Продуктивная деятельность | Беседа Коллекционирование Просмотр видеофильмов Прогулки Домашнее экспериментирование Уход за животными и растениями Совместное конструктивное творчество Коллекционирование Интеллектуальные игры
|
В результате разнообразных форм работы с детьми происходит познавательное развитие детей дошкольного возраста, как целенаправленный процесс раскрытия в ребенке познавательных возможностей, обнаружение их в себе с целью познания окружающего мира и активного участия в нем.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей. Огромное значение ФГОС отводит работе с родителями, педагогам важно сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Сотворчество, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности. Родители принимают активное участие в выставках поделок из природного и бросового материалов: ««Космос», «Волшебница Осень». Например в нашей группе есть дети, которые занимаются коллекционированием. (лошадки, военная техника, куклы, энциклопедии). Устраиваем выставки в группе.
Формы работы с родителями
• Лекции об особенностях познавательной деятельности ребёнка с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.
• Размещение рекомендаций на информационном стенде, сайте ДОУ.
• Семейные проекты «Моя семья», «Поможем птицам зимой», «Генеалогическое древо нашей семьи».
• Родительские встречи, позволяющие рассказать о собственных хобби, «Мамины и папины уроки»
Подготовила для родителей тематическую выставку «Я – исследователь» о том, как организовать дома исследовательскую деятельность. Памятки – «Как поддержать у детей интерес к познавательному экспериментированию? ».
На этапе завершения дошкольного образования:
– у ребенка должны быть сформированы следующие навыки и умения, например:
– устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий, находить причины и следствие («Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности») ;
– выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки; умение классифицировать предметы по общим качествам («Сенсорное развитие») ;
– считать в пределах освоенных чисел и определять отношение предыдущего и последующего в числовом ряду; решать арифметические задачи на сложение и вычитание; делить предметы на равные и не равные части, понимать соотношение части и целого; считать со сменой основания; выделять формы окружающих предметов, определять их положение в пространстве и положение своего тела в нем («ФЭМП») ;
– знание символики родного города и государства, осознанность детьми принадлежности к своему народу («Мир, в котором мы живем») .
– элементарное представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания («Природа и ребенок»)
Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей с дошкольного возраста.
В завершении хочу отметить, что организация познавательной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая – подгрупповая, совместная деятельность). (Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.)
Таким образом, познавательная деятельность детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется как без непосредственного участия воспитателя, так и с ним, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.
Также можно сделать вывод, что каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.
Теория когнитивного развития Пиаже
Результаты обучения
- Опишите предоперационную стадию развития Пиаже
- Проиллюстрировать ограничения мышления в раннем детстве, включая анимизм, эгоцентризм и ошибки сохранения
Второй этап Piaget: предоперационный этап
Рисунок 1 . Маленьким детям нравится притворяться, что они «играют в школу».
Помните, что Пиаже считал, что мы постоянно пытаемся сохранить баланс в том, как мы понимаем мир. Благодаря быстрому развитию моторики и речи маленькие дети постоянно сталкиваются с новыми переживаниями, объектами и словами. В модуле, посвященном основным теориям развития, вы узнали, что, столкнувшись с чем-то новым, ребенок может либо ассимилировать это в существующую схему, сопоставив ее с чем-то, что он уже знает, либо расширить структуру своих знаний, чтобы приспособиться к новой ситуации. На дооперационном этапе многие из существующих схем ребенка будут подвергаться сомнению, расширяться и перестраиваться. Весь их взгляд на мир может измениться.
Вторая стадия когнитивного развития по Пиаже называется предоперационной стадией и совпадает с возрастом от 2 до 7 лет (после сенсомоторной стадии). Слово операция относится к использованию логических правил, поэтому иногда этот этап неверно истолковывается как подразумевающий, что дети нелогичны. Хотя верно то, что дети в начале предоперационной стадии склонны отвечать на вопросы интуитивно, а не логически, дети на этой стадии учатся использовать язык и мыслить о мире символически. Эти навыки помогают детям развить основы, которые им потребуются для последовательного использования операций на следующем этапе. Давайте рассмотрим некоторые утверждения Пиаже о когнитивных способностях детей в этом возрасте.
Игра в притворствоВ настоящее время любимое занятие – притворяться. Для ребенка на предоперационной стадии игрушка имеет качества, выходящие за рамки того, для чего она была предназначена, и теперь может использоваться для обозначения персонажа или объекта, в отличие от того, что изначально предназначалось. Плюшевый мишка, например, может быть ребенком или королевой далекой страны!
Пиаже считал, что детские ролевые игры и эксперименты помогают им укрепить новые схемы, которые они разрабатывают когнитивно. Это включает в себя как ассимиляцию, так и приспособление, что приводит к изменениям в их представлениях или мыслях. По мере того, как дети проходят предоперационную стадию, они развивают знания, которые им понадобятся, чтобы начать использовать логические операции на следующей стадии.
Попробуйте
ЭгоцентризмЭгоцентризм в раннем детстве относится к склонности маленьких детей думать, что все видят вещи так же, как ребенок. Классический эксперимент Пиаже по эгоцентризму заключался в том, чтобы показать детям трехмерную модель горы и попросить их описать, что может увидеть кукла, которая смотрит на гору под другим углом. Дети склонны выбирать картинку, которая представляет их собственное, а не кукольное видение. Однако, когда дети разговаривают с другими, они, как правило, используют разные структуры предложений и словарный запас при обращении к ребенку младшего возраста или взрослому пожилому человеку. Подумайте, почему это различие может наблюдаться. Как вы думаете, это свидетельствует о некоторой осведомленности о взглядах других? Или вы думаете, что они просто моделируют речевые модели взрослых?
Смотреть
Мальчики в этом интервью проявляют эгоцентризм, полагая, что исследователь видит то же самое, что и они, даже после смены местами.
Вы можете просмотреть стенограмму «Пиаже — эгоцентризм и принятие перспективы (предоперационная и конкретная операционная стадии)» здесь (открывается в новом окне).
Это видео демонстрирует, что дети старшего возраста способны смотреть на гору с разных точек зрения и больше не становятся жертвами эгоцентризма.
Вы можете просмотреть стенограмму «Задачи Пиаже в горах» здесь (откроется в новом окне).
Предпричинное мышление
Сходным с предоперационным эгоцентрическим мышлением детей является их структурирование причинно-следственных связей на основе их ограниченного взгляда на мир. Пиаже ввел термин «предпричинное мышление» для описания того, как дооперациональные дети используют свои собственные существующие идеи или взгляды, например, при эгоцентризме, для объяснения причинно-следственных связей. Три основные концепции причинности, демонстрируемые детьми на дооперациональной стадии, включают анимизм, искусственность и трансдуктивное мышление.
Анимизм — это вера в то, что неодушевленные предметы способны к действию и обладают качествами, подобными жизни. Примером может быть ребенок, полагающий, что тротуар был сумасшедшим и заставил его упасть, или что звезды мерцают в небе, потому что они счастливы. Для ребенка с богатым воображением чашка может быть живой, стул, который падает и ударяет ребенка по лодыжке, — это зло, а игрушки должны оставаться дома, потому что они устали. Маленькие дети, похоже, действительно думают, что движущиеся объекты могут быть живыми, но после трехлетнего возраста они редко называют объекты живыми (Berk, 2007). Многие детские рассказы и фильмы основаны на анимистическом мышлении. Вы помните некоторые из классических историй, в которых используется идея о том, что объекты оживают и участвуют в реалистичных действиях?
Искусственность относится к вере в то, что характеристики окружающей среды могут быть приписаны действиям или вмешательствам человека. Например, ребенок может сказать, что на улице ветрено, потому что кто-то очень сильно дует, или что облака белые, потому что кто-то покрасил их в этот цвет.
Наконец, предпричинное мышление относится к категории трансдуктивных рассуждений. Трансдуктивное рассуждение — это когда ребенок не понимает истинных отношений между причиной и следствием. В отличие от дедуктивных или индуктивных рассуждений (от общего к частному или от частного к общему), трансдуктивное рассуждение относится к тому, когда ребенок рассуждает от конкретного к частному, проводя отношения между двумя отдельными событиями, которые в остальном не связаны. Например, если ребенок слышит лай собаки, а затем лопается воздушный шар, он может сделать вывод, что из-за лая собаки воздушный шар лопнул. С этим связано синкретизм, который относится к склонности думать, что если два события происходят одновременно, одно является причиной другого. Примером этого может быть вопрос ребенка: «Если я надену купальный костюм, станет ли лето?»
Ошибки познанияПримерно в возрасте от четырех до семи лет дети становятся очень любопытными и задают много вопросов, начиная использовать примитивные рассуждения. Наблюдается рост любопытства в интересах рассуждения и желания знать, почему вещи такие, какие они есть. Пиаже назвал ее «интуитивной подстадией», потому что дети осознают, что обладают огромным объемом знаний, но не знают, как они их приобрели.
Для дооперационного мышления характерны центрирование и сохранение. Центрация — это акт сосредоточения всего внимания на одной характеристике или измерении ситуации, игнорируя все остальные. Примером центрирования является сосредоточение внимания ребенка на числе кусочков торта, которые есть у каждого человека, независимо от размера кусочков. Центрирование — одна из причин того, что маленькие дети с трудом понимают концепцию сохранения. Консервация — это осознание того, что изменение внешнего вида вещества не меняет его основных свойств. Дети на этом этапе не знают о сохранении и проявляют центрированность. Представьте себе 2-летнего и 4-летнего детей, обедающих. У 4-летнего ребенка есть целый бутерброд с арахисовым маслом и желе. Однако он замечает, что бутерброд его младшей сестры разрезан пополам, и возражает: «У нее есть еще!» Он демонстрирует центрирование, сосредотачиваясь на количестве частей, что приводит к ошибке сохранения.
Рисунок 2 . Демонстрация сохранения жидкости. Наливание жидкости в высокий узкий сосуд делает ее больше?
В известной задаче сохранения Пиаже ребенку даются две одинаковые мензурки с одинаковым количеством жидкости. Ребенок обычно отмечает, что стаканы содержат одинаковое количество жидкости. Когда один из стаканов переливается в более высокий и узкий сосуд, дети младше семи или восьми лет обычно говорят, что два стакана уже не содержат одинакового количества жидкости и что более высокий контейнер вмещает большее количество (центрирование). ), не принимая во внимание тот факт, что ранее было отмечено, что оба стакана содержат одинаковое количество жидкости.
Необратимость также проявляется на этом этапе и тесно связана с идеями центрирования и сохранения. Необратимость относится к трудности маленького ребенка мысленно обратить вспять последовательность событий. В той же ситуации с мензуркой ребенок не понимает, что если бы последовательность событий была обратной и вода из высокого мензурки была вылита обратно в первоначальную мензурку, то осталось бы такое же количество воды.
Центрирование, ошибки сохранения и необратимость указывают на то, что маленькие дети полагаются на визуальные представления. Еще одним примером того, как дети полагаются на визуальные представления, является их неправильное понимание слов «меньше чем» или «больше чем». Когда два ряда, содержащие одинаковое количество блоков, помещаются перед ребенком, причем один ряд расположен дальше друг от друга, чем другой, ребенок будет думать, что ряд, расположенный дальше, содержит больше блоков.
Смотреть IT
Этот клип показывает, как младшие дети борются с концепцией сохранения и демонстрируют необратимость.
Вы можете просмотреть стенограмму «Пиаже — Стадия 2 — Предоперационная — Отсутствие консервации» здесь (откроется в новом окне).
Включение в класс относится к виду концептуального мышления, которое дети на дооперациональной стадии еще не могут понять. Неспособность детей сосредоточить внимание сразу на двух аспектах ситуации (центрация) мешает им понять принцип, согласно которому одна категория или класс может содержать несколько различных подкатегорий или классов. Дооперациональные дети также с трудом понимают, что объект можно классифицировать более чем одним способом. Например, четырехлетней девочке можно показать изображение восьми собак и трех кошек. Девушка знает, что такое кошки и собаки, и она осознает, что они оба животные. Однако на вопрос: «Есть ли еще собаки или животные?» она, скорее всего, ответит: «больше собак». Это связано с тем, что ей трудно одновременно сосредоточиться на двух подклассах и на более широком классе. Возможно, она могла рассматривать собак как собак или животных, но изо всех сил пыталась классифицировать их как и то, и другое одновременно. Сходным с этим является понятие, относящееся к интуитивному мышлению, известное как «транзитивное умозаключение».
Транзитивное умозаключение использует предыдущие знания для определения недостающей части, используя базовую логику. У детей на дооперациональном этапе эта логика отсутствует. Примером транзитивного вывода может быть ситуация, когда ребенку предоставляется информация, что «А» больше, чем «В», а «В» больше, чем «С». Маленькому ребенку может быть трудно понять, что «А» также больше, чем «С».
По мере улучшения словарного запаса ребенка и развития большего количества схем, он становится более способным логически мыслить, демонстрировать понимание сохранения и классифицировать объекты.
Был ли Пиаже прав?Несомненно кажется, что дети на предоперационной стадии совершают логические ошибки, которые, по предположению Пиаже, они будут совершать. Тем не менее, важно помнить, что существуют различия в возрасте, в котором дети достигают и заканчивают каждую стадию. Кроме того, есть некоторые свидетельства того, что детей можно научить мыслить более логически задолго до окончания предоперационного периода. Например, как только ребенок научится надежно считать, он сможет изучить сохранение числа. Для многих детей это возраст около пяти лет. Однако более сложные задачи по сохранению могут быть освоены только ближе к концу стадии, примерно к семи годам.
Попробуйте
Глоссарий
- анимизм:
- вера в то, что неодушевленные предметы способны к действию и обладают качествами жизни
- искусственность:
- убеждение в том, что характеристики окружающей среды могут быть связаны с действиями или вмешательством человека
- центрирование:
- акт сосредоточения всего внимания на одной характеристике или измерении ситуации, игнорируя все остальные
- эгоцентризм:
- тенденция маленьких детей думать, что все видят вещи так же, как ребенок
- необратимость:
- когда человек не может мысленно обратить вспять последовательность событий
- предэксплуатационный этап:
- второй этап теории когнитивного развития Пиаже; описывает развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет
- операций:
- термин, используемый Пиаже для обозначения логических правил, которые дети вырабатывают со временем
- синкретизм:
- склонность думать, что если два события происходят одновременно, одно из них вызвало другое
- трансдуктивное рассуждение:
- непонимание причинно-следственных связей, возникающее, когда ребенок рассуждает от конкретного к конкретному; рисование связи между двумя отдельными событиями, которые иначе не связаны 90 124
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Когнитивные стадии развития Piaget
Автор Рик Ансорж
В этой статье
- Что такое стадии развития Piaget?
- Сенсомоторная стадия
- Предоперационная стадия
- Конкретная операционная стадия
- Формальная операционная стадия
- Концепции стадий развития Пиаже
- Использование стадий развития Пиаже Что такое стадия Пиаже?
Стадии развития Пиаже являются частью теории о фазах нормального интеллектуального развития, от младенчества до взрослой жизни. Это включает в себя мышление, суждение и знание. Этапы были названы в честь психолога и биолога развития Жана Пиаже, который зафиксировал интеллектуальное развитие и способности младенцев, детей и подростков.
Четыре стадии интеллектуального (или когнитивного) развития Пиаже:
- Сенсомоторная. От рождения до возраста 18-24 месяцев
- Предэксплуатационный. От ясельного возраста (18–24 месяца) до раннего детства (7 лет)
- Бетон в рабочем состоянии. Возраст от 7 до 11 лет
- Формальная работа. От подросткового возраста до взрослой жизни
Пиаже признал, что некоторые дети могут проходить стадии в разном возрасте, чем средние значения, указанные выше. Он также сказал, что у некоторых детей могут проявляться характеристики более чем одной стадии одновременно.
Но он настаивал на том, что:
- Когнитивное развитие всегда следует этой последовательности.
- Этапы нельзя пропускать.
- Каждый этап отмечен новыми интеллектуальными способностями и более сложным пониманием мира.
Теория Пиаже 1936 года открыла новые горизонты, поскольку он обнаружил, что детский мозг работает совершенно иначе, чем мозг взрослого. До его теории многие считали, что дети еще не способны мыслить так, как взрослые.
Некоторые эксперты не согласны с его идеей стадий. Вместо этого они считают развитие непрерывным. Другая критика заключается в том, что Пиаже не учитывал, как культура ребенка и социальная среда влияют на его развитие.
Сенсомоторная стадия
Согласно Пиаже, на ранних стадиях младенцы осознают только то, что находится прямо перед ними. Они сосредотачиваются на том, что видят, что делают и на физическом взаимодействии с непосредственным окружением.
Поскольку они еще не знают, как что-то реагирует, они постоянно экспериментируют. Они трясут или бросают вещи, кладут вещи в рот и познают мир методом проб и ошибок. К более поздним стадиям относится целеустремленное поведение, приводящее к желаемому результату.
В возрасте от 7 до 9 месяцев младенцы начинают понимать, что объект существует, даже если они больше не могут его видеть. Эта важная веха, известная как постоянство объекта, является признаком того, что память развивается.
После того как дети начинают ползать, стоять и ходить, их повышенная физическая подвижность приводит к более активному когнитивному развитию. Ближе к концу сенсомоторной стадии (18–24 месяца) младенцы достигают еще одной важной вехи — раннего развития речи, признак того, что у них развиваются некоторые символические способности.
Предоперационная стадия
На этой стадии (от грудного возраста до 7 лет) маленькие дети могут думать о вещах символически. Их использование языка становится более зрелым. Также у них развивается память и воображение, что позволяет им понимать разницу между прошлым и будущим и заниматься выдумкой.
Но их мышление основано на интуиции и все же не совсем логично. Они еще не могут понять более сложные понятия, такие как причина и следствие, время и сравнение.
Конкретная рабочая площадка
В это время дети младшего и подросткового возраста — в возрасте от 7 до 11 лет — демонстрируют логическое, конкретное мышление.
Детское мышление становится менее сосредоточенным на себе. Они все больше осведомлены о внешних событиях. Они начинают понимать, что их собственные мысли и чувства уникальны и могут не разделяться другими или даже не быть частью реальности.
Но на этом этапе большинство детей еще не могут мыслить абстрактно или гипотетически.
Формальная рабочая стадия
Подростки, достигшие четвертой стадии интеллектуального развития — обычно в возрасте 11 лет и старше — могут использовать символы, связанные с абстрактными понятиями, такими как алгебра и естественные науки. Они могут систематически думать о вещах, выдвигать теории и рассматривать возможности. Они также могут размышлять об абстрактных отношениях и понятиях, таких как справедливость.
Хотя Пиаже верил в интеллектуальный рост на протяжении всей жизни, он настаивал на том, что формальная операциональная стадия является последней стадией когнитивного развития. Он также сказал, что дальнейшее интеллектуальное развитие взрослых зависит от накопления знаний.
Понятия о стадиях развития Пиаже
Наряду со стадиями развития теория Пиаже имеет несколько других основных понятий.
Схемы — это мыслительные процессы, которые по существу являются строительными блоками знаний. Младенец, например, знает, что он должен делать сосательные движения, чтобы поесть. Это схема.
Ассимиляция — это то, как вы используете существующие схемы для интерпретации новой ситуации или объекта. Например, ребенок, впервые увидевший скунса, может назвать его кошкой.
Адаптация — это то, что происходит, когда вы меняете схему или создаете новую, чтобы она соответствовала новой информации, которую вы изучаете. Ребенок приспосабливается, когда понимает, что не все пушистые четвероногие существа — кошки.
Равновесие наступает, когда вы можете использовать ассимиляцию, чтобы усвоить большую часть новой информации, которую вы изучаете. Таким образом, вы не добавляете постоянно новые схемы.
Использование стадий развития Пиаже
Теория Пиаже повлияла на образование и воспитание детей. Вот несколько практических способов, с помощью которых учителя и родители могут претворить его идеи в жизнь:
- Помните, что дети часто лучше всего учатся, делая что-то, а не слушая о нем. Научиться решать проблемы нельзя. Это должно быть обнаружено.
- Процесс обучения так же важен (или даже более), чем конечный результат.
- Не пытайтесь научить ребенка тому, к чему он еще не готов. Согласно этапам Пиаже, дети должны освоить один уровень, прежде чем перейдут к следующему.
- Дети учатся друг у друга не меньше, чем у родителей или учителей. Дайте им проекты для совместной работы, а также индивидуальные задачи.
Когнитивное развитие – Познание – Содержание MCAT
На протяжении многих лет несколько теоретиков предлагали теории когнитивного развития.
Теория когнитивного развития Пиаже
Жан Пиаже подходил к развитию с психоаналитической точки зрения. Пиаже сосредоточился на когнитивном росте детей. Его теория когнитивного развития утверждает, что наши когнитивные способности развиваются через определенные стадии.
Пиаже предложил четыре стадии когнитивного развития: сенсомоторный, предоперационный, конкретно-операционный и формально-операционный период.
Сенсомоторная стадия — первая из четырех стадий когнитивного развития, которая продолжается от рождения до овладения языком. На этом этапе младенцы постепенно строят знания и понимание мира, координируя опыт (например, зрение и слух) с физическим взаимодействием с объектами.
Предоперационная стадия начинается, когда ребенок начинает учиться говорить в возрасте двух лет, и продолжается до семилетнего возраста. На этом этапе дети еще не понимают конкретной логики и не могут мысленно манипулировать информацией. У ребенка могут формироваться устойчивые понятия, а также магические убеждения. Однако ребенок еще не в состоянии выполнять операции, то есть задачи, которые ребенок может выполнять мысленно, а не физически. На этом этапе детские перспективы ограничены эгоцентризм, означает, что они не могут понять точки зрения, кроме своей собственной.
Конкретно-операциональная стадия – это третья стадия, происходящая в возрасте от 7 до 11 лет (предподростковый возраст) и характеризующаяся надлежащим использованием логики. Два важных процесса на конкретно-оперативной стадии — это логика и устранение эгоцентризма.
Заключительный этап известен как формальный операционный этап (отрочество и взросление, примерно от 11 до примерно 15-20 лет): Интеллект демонстрируется посредством логического использования символов, связанных с абстрактными понятиями. В этот момент человек способен к гипотетическим и дедуктивным рассуждениям. За это время у людей развивается способность думать об абстрактных понятиях.
Когнитивные изменения в позднем взрослом возрасте
Старение влияет на память, когнитивные функции и ненормальную потерю памяти из-за болезни Альцгеймера и деменции. Старение влияет на сенсорный регистр, вызывая небольшое снижение чувствительности органов чувств до такой степени, что человеку становится труднее слышать или видеть, эта информация не сохраняется в памяти.
Старение влияет на рабочую память , поскольку пожилым людям труднее использовать стратегии памяти для припоминания деталей. С возрастом рабочая память теряет часть своих возможностей. Это усложняет концентрацию на нескольких вещах одновременно или запоминание деталей события. Неврологически это префронтальная кора, состояние которой ухудшается больше, чем другие области мозга, когда мы стареем.
Возраст не влияет на долговременную память , пожилые люди сохраняют семантическую память или способность запоминать словарный запас во всех возрастных диапазонах долговременная память всегда постоянна.
Потеря когнитивных функций с возрастом также может быть связана с дегенеративными факторами здоровья. Деменция — это общая категория, используемая для описания общего долговременного и часто постепенного снижения способности мыслить и запоминать, что влияет на повседневную деятельность человека. Деменция обычно относится к серьезным нарушениям суждения, памяти или способности решать проблемы. Болезнь Альцгеймера является наиболее распространенной формой деменции. Болезнь Альцгеймера — прогрессирующее заболевание, вызывающее проблемы с памятью, мышлением и поведением. Симптомы обычно развиваются медленно и со временем ухудшаются, становясь достаточно серьезными, чтобы мешать выполнению повседневных задач.
Роль культуры в когнитивном развитии
Общество и культура, в которых растет человек, влияют на когнитивное развитие. В то время как биологические вехи , такие как половое созревание, имеют тенденцию быть универсальными в разных культурах, социальные вехи, такие как возраст, в котором дети начинают формальное школьное обучение или отделяются от своих родителей, могут сильно отличаться от одной культуры к другой.
Эффективные стили воспитания зависят от культуры. В то время как авторитетный стиль воспитания — это стиль, который больше всего поощряется в современном американском обществе, другие культуры ценят более авторитарный стиль. Это может повлиять на когнитивное развитие ребенка, а также на доступ к образовательным учреждениям.
Раса и расовые стереотипы могут оказывать пагубное влияние на когнитивное развитие ребенка. Детей учат стереотипам, связанным с их расой и расами других людей, и эти стереотипы могут оказывать сильное влияние на их развитие. Раса также тесно связана с классом, и по статистике цветные дети по-прежнему гораздо чаще не имеют доступа к основным ресурсам и испытывают экономические трудности.
Влияние наследственности и окружающей среды на когнитивное развитие
Наследственные факторы и факторы окружающей среды могут со временем влиять на когнитивное развитие. Это вращается вокруг аргумента природы (наследственного) и воспитания (окружающей среды) о том, как отношения между нашей генетикой и окружением влияют на наше когнитивное развитие. Это сложное взаимодействие может повлиять на познание, когда среда, в которой мы выросли, взаимодействует с определенными генетическими предрасположенностями, влияющими на когнитивное развитие. Примером этого может быть человек, рожденный с трудностями в обучении (природа), которому будет трудно получить доступ к традиционной образовательной программе, но когда его поместят в школу с условиями для учащихся с трудностями в обучении, они получат специальное образование и уход, которые улучшат их когнитивное развитие. .
Practice Questions
Khan AcademyMCAT Official Prep (AAMC)
Online Flashcards Psychology Question 17
Section Bank P/S Section Question 14
Section Bank P /S Раздел 7 Вопрос 55
Раздел Bank P/S Раздел 11 Вопрос 85
Образец теста P/S Раздел 5 Вопрос 25
Образец теста P/S Раздел 57
Практический экзамен 1 P/S, раздел 1, вопрос 4
Практический экзамен 2, P/S, раздел 6, вопрос 33
Практический экзамен 3, P/S, раздел 1, вопрос 1
Практический экзамен 4, P/S, отрывок 4 Вопрос 17
Ключевые моменты• Теория Пиаже о когнитивном развитии в детстве сосредоточена на четырех ключевых стадиях от рождения до юношеской взрослой жизни
• Когнитивные способности меняются с возрастом, а в более позднем взрослом возрасте наблюдается заметное снижение в краткосрочной перспективе памяти, а также влияние возрастных заболеваний, таких как деменция и болезнь Альцгеймера
• Культура может играть большую роль в когнитивном развитии ребенка на основе социальных стереотипов, стилей воспитания и расовой принадлежности.