Разное

3 потешки для 5 класса: Пестушки и потешки. Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1

урок чтения 5 класс “Устное народное творчество”

Урок чтения 5 класс VIII вид
Тема: Устное народное творчество

(первый урок по теме)

Цель: познакомить детей с жанрами устного народного творчества
Развивать мышление, речь, актерские способности учащихся; формировать умение передавать содержание произведения.
Воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности.

Подготовка к уроку: запись на доске строчек из сказок (Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве.  Жилибылидеддабаба. Жилибылистариксостарухой),  аудио запись колыбельных песенок,  кукла,  набор пословиц разделённых на две части,  выписанные скороговорки,разучивание с детьми колыбельных песенок, петешек, пестушек,  шуток,
Ход урока
I  вводная часть.
1.Организационный момент.
На доске:
Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве
Жилибылидеддабаба
Жилибылистариксостарухой
-Разделите строчки на слова.

-Что вы заметили? Какие предложения получились? Откуда взяты данные строчки? А кто сочинил эти сказки?
-Сегодня мы с вами начнём знакомится с устным  творчеством русского народа. Как  вы думаете почему оно так называется – устное народное? (ответы детей).

II   основная часть.
1. Учитель:
– Когда вы были маленькими , мама или бабушка, укладывая вас спать, напевали вам негромким голосом песенки или рассказывали сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши бабушки и дедушки, им тоже рассказывали сказки взрослые или напевали колыбельные песенки,
подобные этой:
Ай, люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули гулевать.
Стали гули ворковать,
Стал Ванюша засыпать.

-Таких песенок русский народ сложил очень много. Они передавались из уст в уста ( от одного человека к другому.)

Предложить прослушать колыбельные в записи.

–  Кто из вас знает такую песенку и сможет нам напеть? (Ответы детей.)
подготовленные дети поют колыбельные песенки.

–  Народ сочинял не только колыбельные песенки, но и разные потешки, пестушки и рассказывали их когда умывали детей, причёсывали.

Предложить  детям причесать и умыть  куклу и прочитать  потешки.

–  Народ придумал очень много разных игр в которых звучали  заклички, считалки. Давайте посмотрим  как наши артисты подготовили некоторые из них ( дети инсценируют)

1  – Федул, чего губы надул?
– Кафтан прожёг.
–Зашить можно?
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Один ворот остался.

2   –  Тит иди молотить!

    –  Пузо болит.

    – Тит иди щи хлебать!

     – А где моя большая ложка?

3   – Лень отвари дверь, горишь!

     – Сгорю, но не отварю.

4– Что везёшь?
 – Сено.
 – Какое сено? Ведь это дрова!
 – А коли видишь, так чего спрашиваешь? (шутка)

 Физкультминутка    игра «У медведя во бору»

– А кто будет медведем?  Как правильно надо выбрать ведущего? (ответы детей) Правильно по считалке. Кто знает  считалки. (ведущий выбираетс по предложенной и выбранной детьми считалке).
–  Как вы думаете в  каком жанре народного творчества сокрыта народная мудрость? (Пословицы)

     Какие пословицы вы знаете?

(дети рассказывают пословицы)
– Давайте поиграем в игру «Собери пословицу». Вот вам карточки, на них написана только половина пословицы, кому – то из вас досталось  начало , а кому – то конец пословицы, ваша задача соединть пословицу вместе.

 

Терпенье и труд

а не ученье – тьма.

Ученье – свет,

там и счастье.

Не спеши языком,

всё перетрут.

Труд кормит,

торопись делом.

Где труд,

а лень портит.

Хочешь есть калачи,

не сиди на печи.

Один летний день

год кормит.

 Когда дети соединят пословицы они должны прочитать их и объяснить смысл.

– Одной из интересных игр было проговаривание скороговорок. А сейчас вам.надо будет быстро говорить, очень СКОРО. Вы сейчас сами будете сочинять скороговорки. ДЕТИ зачитывают полученные скороговорки.

 Пол погреба репы, пол колпака гороха.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Проворонила ворона воронёнка.

Добры бобры идут в боры

3 Утог урока.

 – Наш урок подходит к концу, давайте проверим, как вы разбираетесь в жанрах УНТ.  Вам будут предложены  разные жанры устного народного творчества, ваша задача правильно их назвать.

Потянушеньки,потягушеньки,
Поперёк толстунушеньки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки.
А в роток говорок,
В головку разумок

Семь раз отмерь, один отрежь.

 Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой

Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка-на кошке,
По кривой дорожке.

Катилось яблоко
Мимо сада, мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет

– Ты пирог съел?
– Нет, не я!
– А вкусный был?
– Очень!

– Молодцы. Хорошо усвоили жанры , но это ещё не все жанры устного народного творчества. На следующем уроке мы продолжим знакомится с другими жанрами устного народного творчества.

Изучаем теорию литературы: ритм, стопа, стих, рифма 5 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Повторение изученного. Определение мифа, фольклора, жанра

Вы уже знаете, что миф – история о таинственных силах, управляющих природой и человеческим обществом, то есть о богах и о людях, которые по силе стали равны богам – о героях. Рассказчик обязательно должен верить в свою историю. Фольклор – устное народное творчество. Привычные считалочки являются жанром. Жанр – это устойчивая форма словесного творчества.

 

Колыбельная как жанр фольклорного творчества

На прошлом уроке мы говорили, что только дети сохранили живой, непосредственный фольклор. Так как дети играют не в шутку. Два условия фольклорного творчества – игра и серьезное отношение к ней. Но есть и взрослые, которые так же относятся к игре, – это мамы. Мамы играют со своими детьми, значит, сохраняют память о фольклоре и используют его как живое явление (см. рис. 1).

Рис. 1. Фриц Цюбер-Бюлер. «Мать и ребенок с кошкой»

С самого начала, когда крохотный ребенок еще лежит в коляске или кроватке, возникают потешки. И вы многие из них знаете: «Потягушки-порастушки», «Пестушки-пестушки», «Водичка, водичка умой мое личико» и другие.

Самый сложный, интересный и яркий жанр детского фольклора, которым пользуются все мамы, – это колыбельная. Некоторые колыбельные входят в нашу память навсегда, а потом обрастают историей. В мультфильме «Сказка сказок» из колыбельной рождается целая сказочная история, которая превращается в маленький миф (см. рис. 2).

Рис. 2. Юрий Норштейн. Фрагмент м/ф «Сказка сказок»

Мама качает ребенка, а мы говорили, что жест в фольклоре участвует в создании жанра. Мама убаюкивает, и в ритме колыбельной это сохраняется (см. рис. 3).

Рис. 2. Франц Рисс. «Колыбельная песня»

Колыбельная сочетает трудно сочетаемые вещи. Она всегда про что-то страшное. Ребенок должен быть защищен от опасного чужого мира. Мама ласкает ребенка словами. Она напоминает, про зловещий мир, про «лесок из которого выбежит волчок». Страх уже побежден. Заметьте: не волк, а волчок. Не собака, а «собачечка, не лай, моего детку не пугай». Все уже побеждено, зло повержено – мама всегда защитит. И этот колеблющийся ритм спасает ребенка от страха и помогает ему уснуть. Задача колыбельной – усыпить младенца (см. рис. 3).

Рис. 3. Мать качает колыбельку

 

Определение ритма. Роль ритма в литературе и окружающей жизни

Что означает слово «ритм» и как оно связано со всей мировой культурой и не только? «Ритм» в переводе с греческого – «течь, растекаться». Но ритм не растекается, а, наоборот, собирает все воедино. Давайте посмотрим на те природные явления, которые подчиняются закону ритма. Например: день – ночь – день – ночь. День всегда сменяет ночь. Друг с другом чередуются времена года: зима – весна – лето – осень и вновь зима – весна – лето – осень. Меняются одинаковые отрезки через одинаковые промежутки.

Ритм – чередование одинаковых отрезков через равные промежутки. Этому закону подчиняется природа, человеческая речь и тем более стихи. Мы можем зрительно представить ритм. Возьмем три похожие книги и поставим их на равное расстояние друг от друга.

Что такое чередование одинаковых отрезков через равные промежутки в стихах? Если произнести колыбельную монотонно, как одно длинное слово, то ритм пропадает, так же как и стихотворение. Значит, стихи формируются там, где возникают группы слогов, объединенных ударением.

Ба́ю – ба́юшки – баю́

Не́ ложи́ся на́ краю́.

Вот эта группа слогов, повторяющаяся через равные промежутки, и есть элемент ритма. Стихи возникают там, где возникает чередование групп слогов, объединенных ритмическим ударением. Такая группа слогов, объединенная ритмическим ударением, называется стопой.

Стопа – структурная единица стиха; группа слогов, объединенная ритмическим ударением в стихотворении.

О разновидности стоп и стихотворных размерах поговорим в следующий раз.

Домашнее задание

Предлагаем вам посмотреть мультфильм из цикла «Колыбельные мира». Он посвящен русским колыбельным песням. Вы сможете почувствовать определенный ритм колыбельной.

Как вы знаете, колыбельные бывают не только народные, но и авторские. Послушайте «Казачью колыбельную» на стихи М.Ю. Лермонтова.

А вот потешки и пестушки слагались для самых маленьких детей. Постарайтесь уловить в них определенный ритм.

12 самых смешных классических детских стишков для детей

Классические детские стишки — отличный и проверенный временем инструмент для обучения детей новым словам, улучшения их языковых навыков и помощи в изучении ритма. Но вот в чем дело: многим классическим стишкам для детей уже несколько веков, и они не устарели. Вы могли не знать, потому что беспечно пели их в детстве, не зная, что они означают. Многие из них довольно темные, что определенно забавно для взрослых, но не подходит для маленьких детей.

Лучшие детские стишки могут помочь убаюкать детей, например, «Мерцай, мерцай, звездочка», или рассмешить их. Они позволяют детям играть с языком и юмором, от загадочных старых стишков до запоминающихся современных песен и стихов. Мы просмотрели более сотни детских песенок, чтобы найти смешные стишки, которые заставят ваших детей хихикать. Приготовьтесь петь, шептать и выкрикивать эти дюжины детских стишков для детей.

1. Wheels on the Bus

Эта классическая детская песенка не нуждается в представлении. Одно только прочтение названия, вероятно, сразу заставило эту рифму застрять у вас в голове на весь оставшийся день. Пожалуйста.

2. Ини, Мини, Мини, Мо

Этот глупый детский стишок — отличный инструмент для счета, и в нем есть тигр. Дети любят тигров.

Ини, мини, мини, мо,

Поймай тигра за лапу.

Если он кричит, отпусти его,

Ини, мини, мини, мо.

3. Маленькая мисс Маффет

Возможно, вам придется объяснить, что означают некоторые из этих слов, потому что «творог» и «сыворотка», вероятно, не являются словами, с которыми они сталкиваются. Пауки одновременно смешили и пугали людей и тогда, и до сих пор.

Маленькая мисс Маффет она сидела на своей кроватке, ела творог и сыворотку

Пришел паук, который сел рядом с ней

И испугала мисс Маффет прочь

4.0008 4.0008

4.0008 Если бы Малышка Бо Пип просто сдалась, овца вернулась бы. Это мини-урок. А дети думают, что овцы милые.

5. Греби, греби, греби на своей лодке

Этот детский стишок просто в хорошем ритме и прост в исполнении. Ваши дети могут сделать это более забавным, ускорив его, крича или имитируя греблю на лодке с подушками на вашем диване.

6. Frère Jacques

Ваши дети выучат несколько французских слов и весело проведут время, имитируя шум часов.

Frère Jacques, Frère Jacques,

Dormez-vous? Дормез-ву?

Соннез ле утренник! Sonnez les matines!

Дин, черт, дон. Дин, дан, дон.

7. Itsy Bitsy Spider

У этой классической детской песенки даже есть собственный набор движений рук, которые сопровождают ее. Вечная борьба паука за то, чтобы добраться до вершины смерча, скорее забавляет детей, чем угнетает.

Крошечный паук взобрался по водосточной трубе.

Пошел дождь

и смыл паука.

Вышло солнце

и высушил весь дождь

и маленький паучок снова залез на горлышко.

8. Питер, Питер, Пожиратель тыкв

Это странная рифма, но мысль о том, что кто-то живет в тыкве, забавна для детей.

Петр, Петр, тыквоед,

Имел жену и не мог ее содержать;

Он поместил ее в тыквенную скорлупу,

И потом он ее очень хорошо держал.

Петр, Петр, тыквоед,

Была другая, и не любил ее;

Питер научился читать и писать,

И тогда он очень любил ее.

9. Четыре и двадцать черных дроздов

При создании детской песенки ни один дрозд не пострадал. Конец этого стихотворения немного мрачноват, но в сказках множество персонажей встретились с ужасными концами, и мы до сих пор читаем их детям.

Спой песню о шестипенсовике, мешок, полный ржи,

Двадцать четыре черных дрозда, запеченных в пироге;

Когда пирог был открыт, птицы запели,

Разве это не изысканное блюдо, чтобы поставить его перед королем?

Король был в гостиной и пересчитывал деньги;

Королева была на кухне и ела хлеб с медом;

Горничная развешивала одежду в саду,

Прилетел маленький дрозд и откусил ей нос.

10. Pat a Cake

Этот классический стишок понравится детям. Они могут научиться хлопать в ладоши и даже имитировать изготовление собственных тортов.

Погладить торт, погладить торт, пекарь;

Так что я делаю, хозяин, так быстро, как только могу.

Погладьте его, уколите и отметьте буквой T,

И тогда он будет служить Томми и мне.

11. Голубой мальчик

Юмор в этой детской песенке немного тонкий для детей, и, возможно, его придется объяснять, но они его поймут.

Синий мальчик, протруби в свой рог,

Овцы на лугу, коровы на кукурузе.

Что! Так ли ты смотришь на своих овец,

Под стоном крепко спит?

12. Эй, Диддл Диддл

Эй, Диддл Диддл настолько забавен, насколько это возможно в смешных стишках. Коровы не могут перепрыгнуть через луну, а тарелки и ложки не могут двигаться!

Высокий диддл,

Кошка и скрипка,

Корова прыгнула через луну;

Маленькая собачка смеялась

Увидеть такую ​​поделку,

И тарелка убежала вместе с ложкой.

Эта статья была впервые опубликована

По сути, приложение представляет собой очень простую концепцию. Имеется большое количество анимационных потешек и других песен, разделенных на тематические сборники, а также небольшое количество интерактивных занятий. Все они предназначены для очень молодых пользователей, с заявленным ожидаемым диапазоном от 0 до 5 лет. Тем не менее, активность в приложении может снизиться к более высокому пределу этого возрастного диапазона, поскольку приложение будет базовым по сравнению с другими, о которых дошкольники могут уже знать и уметь использовать. Однако приложение более интерактивно, чем многие простые платформы для обмена видео.

Песни в приложении разделены на шестнадцать категорий, охватывающих такие темы, как детские стишки, алфавит, животные, транспортные средства, еда, времена года и животные. Многие из этих категорий содержат ограниченное количество бесплатных песен, и многие другие доступны подписчикам. Каждая песня очень хорошо анимирована, с привлекательным мультяшным стилем и высококачественной музыкой и звуковыми эффектами. Навигация в приложении очень понятна и проста для маленьких детей, хотя и с разумными блокировками для контента, специфичного для родителей. Родители, возможно, хотели бы знать, что акцент в приложении американский, а не британский, и что после загрузки контента подключение к Интернету не требуется.

Помимо огромного выбора песен, есть также небольшая категория заданий для детей. Опять же, это предназначено для очень маленьких детей и хорошо для них оформлено. Все элементы управления очень доступны для маленьких детей, которые только начинают пользоваться сенсорным экраном. Для подписчиков есть десять различных наборов действий, два из которых доступны в рамках бесплатного предложения. Каждый из этих наборов заданий состоит из основного экрана с анимированным изображением, на котором есть несколько горячих точек для открытия небольших интерактивных задач. К ним относятся простые действия по сопоставлению, небольшие головоломки и другие действия, которые побуждают вас прикасаться к экрану различными способами, например касаться, нажимать и перетаскивать. Опять же, все действия очень хорошо разработаны и анимированы, чтобы привлечь внимание высококачественной графикой и звуком.

Еще одна функция, которая особенно повышает удобство использования этого приложения, — это функция списка воспроизведения, которая позволяет родителям ставить в очередь детские стишки в определенном порядке и быть уверенными, что их ребенок не сможет выйти из приложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *