2 класс окружающий мир планеты: Урок по окружающему миру на тему “Планеты” (2 класс)
Урок по окружающему миру 2 класс “Планеты солнечной системы” | План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему:
Открытый урок по окружающему миру по теме “Планеты Солнечной системы” (2-й класс)
Цель:
- Дать представление о планетах Солнечной системы.
- Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления.
- Побудить интерес к познанию окружающего мира.
- Воспитывать чувство патриотизма.
Программа: Г.Г. Ивченко, И.В. Потапов. Окружающий мир. Москва: изд-во Астрель , 2012.
Учебник. Г.Г. Ивченко, И.В. Потапов. Окружающий мир. Москва: изд-во Астрель , 2012
Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир”, 2 класс Г.Г. Ивченко, И.В. Потапов. Москва: изд-во Астрель , 2014.
Класс: 2-й класс.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Добрый день, юные исследователи! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! А вы готовы работать? Тогда вперёд! Сегодня мы продолжим постигать тайны Космоса. А что же мы о ней уже знаем? И о чём будем говорить сегодня?
II. Проверка домашнего задания
(стр. 44-47)
- Как называется мир с точки зрения астрономов? (Вселенная или Космос.)
- Прибор для изучения Вселенной? (Телескоп)
- Что ближе к Земле: Солнце или Луна? ( Луна)
- Луна – это … (Спутник)
- Как называется самая яркая ночная звезда? (Сириус)
- По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)
- Самые горячие звезды по цвету? (Белые)
- Какого цвета солнце? (Желтая)
- Одежда для космонавтов. (Скафандр)
- Газовая оболочка, окружающая Землю. (Атмосфера)
На доске:
“Звёзды – это …(космические) тела. Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда). Солнце имеет форму … (шара).Звёзды отличаются по …, … и …,(размеру, цвету, температуре) Самые яркие звёзды … , …,… .(Вега, Альтаир, Полярная) Созвездия:…, …, … . |
III. Постановка цели урока
– Ребята, вы доказали, что действительно являетесь настоящими астрономами.
-А какие еще крупные космические тела вы знаете? (Планеты)
-Так о чем мы сегодня будем говорить?
– Значит, цель нашего урока сегодня – раскрыть секреты планет Солнечной системы.
IV. Изучение планет Солнечной системы
- -Для дальнейшего нашего разговора нам нужно дать следующим понятиям определения.
Планета это небесное тело это путь движения тела
вращающееся по орбите вокруг звезды
Орбита
движущееся вокруг планеты
Спутник
Планета в переводе с греческого «планетос» означает «блуждающий». Астрономы давно заметили, что время от времени в разных местах неба появляются странные звезды-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами.
2.Как вы думаете с чего начнем разговор?
(Поговорим о планете Земля. )
– В нашем классе готовились четыре исследователя, которые представят свои сообщения .
– Послушаем 1 выступающего. Он исследовал исторический аспект развития Земли как планеты. Итак, 1-я тема «Назад в прошлое».
«Представления древних о Земле».
– Как прекрасно ночное небо! Глядя на него, каждый, наверняка, задавался вопросом: что там, далеко-далеко? Есть ли жизнь на других планетах? Кто создал этот удивительный мир?
Задавать эти вопросы люди начали давным-давно. Тысячелетия люди ищут на них ответы. На часть вопросов уже ответили, а многие и сейчас остаются великой тайной.
Сейчас каждому малышу известно, что Земля круглая, а раньше люди думали иначе.
Считалось, что Земля – плоский круг, который держится на подпорках (Древние индусы считали, что Землю держат четыре слона, а слоны стоят на громадной черепахе, но они не задумывались, а на чем стоит черепаха .
Индейцы Северной Америки представляли Вселенную в таком виде, внизу кит – символ Земли, на нем фигурки мужчины и женщины – человечество, вверху орел – небо
Древние вавилоняне представляли себе, что Земля – это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними расположено звёздное небо
Вот как люди представляли землю. Но человечество шло вперед и появились
Выступление 2 ученика.«Первые ученые – исследователи Земли».
Великий математик Пифагор (около 580 – 500 гг. до н.э.) – первым предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – доказал правильность этого предположения и предложил свою модель строения Вселенной, в центре которой находится неподвижная Земля.
Представления Аристотеля и многих других ученых развил величайший древнегреческий астроном Клавдий Птолемей.
Обобщив работы древнегреческих астрономов, Птолемей создал свою систему мира. Вокруг неподвижной шарообразной Земли движутся Луна, Солнце, пять планет (известных в то время), а также «сфера неподвижных звезд», которая и ограничивает пространство Вселенной.
Но шло время… Человеком, которому удалось создать новую модель Вселенной, стал великий польский астроном Коперник). работа учителя с интерактивной доской.
Коперник представлял себе Вселенную так:
Центром мира – является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звёзды неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца.
Просмотр фрагмента фильма» зарождение солнечной системы»
Учитель: Выступает 3 ученик. Тема «Планета Земля».
«Форма и размер Земли».
Земля – планета Солнечной системы, которая вращается на третьей орбите от Солнца. Земля – сравнительно небольшая планета.
Земля, вероятно, единственная планета, на которой есть вода и жизнь. Нашу планету называют «голубой жемчужиной Вселенной»
Земля – огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве.
Шар этот не совсем круглый, а приплюснутый сверху и снизу.
В самой широкой части Землю опоясывает воображаемая линия – экватор
Возраст Земли примерно 4500 млн. лет.
- Планета Земля
– Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.
– Какая она, наша планета? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)
– Космонавты с любовью называют Землю “Голубая планета”, а почему она такая голубая? (На Земле много воды.)
– На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.
– А почему Землю ещё называют “Планета – сад”? Потому что на ней растут растения, и ещё потому, что на ней есть жизнь.
– Что ещё вы можете сказать о планете Земля? Это третья планета от Солнца. Полный оборот вокруг Солнца она совершает за 365 дней. Земля имеет искусственный спутник – Луну.
V. Физкультминутка
VI. Изучение планет (продолжение)Дети самостоятельно изучают текст. (Задание по группы)
1. Меркурий.
Ближайшая к Солнцу планета. Она получила своё название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, температура достигает +480 градусов, а ночью – ледяной холод-до -180 градусов. Поверхность каменистая и пустынная, усеяна кратерами. Спутников у Меркурия нет.
2. Венера.
Вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют “утренней звездой”. Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Период обращения вокруг Солнца-225 земных суток. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты, под облачным покровом стоит невыносимая жара. Спутников у Венеры нет. Температура у поверхности – +470–480 градусов, что обусловлено наличием парникового эффекта.
3. Марс.
Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны). Период обращения вокруг Солнца-687 земных суток. Ночью температура на Марсе опускается до -85 градусов, а днём поднимается до +25.
– Что вы запомнили о планетах?
– Мы с вами познакомились с планетами, включая Землю, которые называют “каменными планетами” или планетами земной группы.
– Как вы думаете, почему?
– Назовите их ещё раз.
– А сейчас мы просмотрим мультфильм о планетах , которые называют газовыми. А почему их так называют скажете мне чуть позже.
Просмотр мультфильма «Школа Шишкина»
Так почему планеты называют газовыми? ( Они состоят из газа)
-У вас на столах лежат листочки с рассказом о планетах . Прочитайте их. Подчеркните то, что вы до этого не знали.
5. Юпитер. (Слайд 9)
Следующая от Солнца планета Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Период обращения вокруг Солнца-11,86 лет. И вот ещё что интересно: Юпитер в два с половиной раза тяжелее, чем все остальные планеты вместе взятые! Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников. Ио, Ганимед, Каллисто, Европа-самые крупные. 12 спутников вращаются в одну сторону, а 4 – в противоположную. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы. Температура на этой планете близка к -130 градусам.
6. Сатурн. (Слайд 10)
Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Период обращения вокруг Солнца-29, 46 лет. Она названа в честь римского бога земледелия. Планета имеет порядка 30 спутников, большинство из которых ледяные. Пандора, Прометей, Янус, Эпиметея, Диона, Елена, Рея, Титан и другие. Кроме того, у Сатурна имеются хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Температура на Сатурне приближается к -170 градусам.
7. Уран. (Слайд 11)
Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов. Период обращения вокруг Солнца – 84,01 года. Имеет 15 спутников. Некоторые из них: Оберон (самый далёкий и второй по величине), Миранда, Корделия (самый близкий к планете), Ариэль, Умбриэль, Титания. 5 спутников движутся в направлении вращения планеты по круговым орбитам. 10 обращаются вокруг Урана внутри орбиты Миранды. Температура до -150 градусов.
8. Нептун. (Слайд 12)
Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – – 230 градусов. Период обращения вокруг Солнца-164,8 лет. Имеет 2 спутника: Тритон и Нереида.
9. Плутон. (Слайд 13)
Плутон – самая маленькая планета Солнечной системы. Период обращения вокруг Солнца-248 лет. Она названа в честь римского бога – повелителя царства мёртвых. На его поверхности царит невероятный холод – до – 270 градусов. Имеет 1 спутник-Харон, который был открыт в 1978 году американским учёным Дж.У.Кристи. Харон по представлению древних греков-перевозчик умерших в царство мёртвых через реку Стикс.
– Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы, которые состоят из чего? Значит, как будут называться такие планеты? Газовыми.
– А теперь вспомните все планеты и сравните: чем они похожи и чем различаются. (Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)
– Почему на одних планетах стоит невыносимая жара, а на других – немыс лимый холод?
– Значит, какие планеты получают больше тепла от Солнца, а какие меньше?
– А почему планеты светятся?
“Светят планеты не своим, а отражённым солнечным светом. Как зеркала. Некоторые из планет (например, Венеру или Марс) можно заметить ночью, когда они перемещаются по небу на фоне неподвижных звёзд”.
VII. Закрепление полученных знаний
1. Работа в тетради. Стр.33 упр.30 стр.35 упр.33,34
2. Соотнесите слова левого и правого столбиков. Соедините их линией.
Звезда | Марс |
Планета | Луна |
Спутник | Полярная |
3. Тест “Планеты Солнечной системы”
– Выбери верное высказывание:
1. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их ….
а) 7; | б) 9; | в) 11 |
3. Какая планета названа в честь римского бога войны?
а) Плутон;
б) Нептун;
в) Марс;
г) Сатурн.
4. Есть ли у Земли естественные спутники?
а) есть, один;
б) нет;
в) есть, два.
6. Самая большая планета Солнечной системы
А)Юпитер
Б)Сатурн
В)Марс
VIII. Домашнее задание
1. Стр.48–49 в учебнике.
2. В тетради № 31,32.
IX. Итог урока
– А сейчас заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Что особенно вам понравилось? Легко ли вам было выполнять задания? Где вы испытали затруднения? Чувствуете ли вы, что стали умнее? Кто остался собой очень доволен? А кто ещё не очень доволен собой? Почему?
– Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!
Эй, Земля, моя планета, где твой край? А вовсе нету.Вокруг своей оси вращаюсь,Солнцем я обогреваюсь.Вокруг Солнца я кружу,Знать, не на китах лежу.Кто ж они – твоя семья,Солнца дочь и сыновья?- То Венера и Меркурий.И ещё шесть братьев хмурых.Марс, Юпитер и СатурнДа Плутон, Уран, Нептун.Мы горды своей почтенной Нашей Солнечной системой.И с такой семьёй солидной,Где живёте вы – не видно?Ты на небе можешь видетьЧасть от дома, лишь чуть-чуть.Дом – галактика большаяПод названьем Млечный путь!А Галактика, одна?Есть галактики другие,Неизвестные совсем, И живут они все вечноВо Вселенной бесконечной!
Цель | . способствовать формированию знаний учащихся о Земле- планете Солнечной системы и чем она отличается от других планет Солнечной системы | |||
Задачи | Образовательные: Развивающие: способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать, группировать, развивать познавательный интерес к природе. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе, в группе, в паре, самостоятельность, дисциплинированность, совершенствовать культуру речи. развивать УУД: Формирование УУД:1)личностные: мотивация учения; 2)познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, 3)коммуникативные: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, 4)регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; способности к познанию; экологическое воспитание; эстетическое воспитание. | |||
Планируемый результат | Узнают больше о нашей планете | |||
Основные понятия | Планеты,космос,планета,звезды и спутники | |||
Межпредметные связи | Литературное чтение, музыка, | |||
Ресурсы: – основные – дополнительные | Учебник «Окружающий мир» – автор Н. Ф. Виноградова, рабочая тетрадь «Окружающий мир» – автор Н. Ф. Виноградова раздаточный материал: карточки с изображением зверей, конверты с карточками различных животных, цветные карандаши, карточки с заданиями для самостоятельной работы Компьютер, интерактивная доска | |||
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах | |||
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа | Формирование универсальных учебных действий каждого этапа |
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся. | Настраиваются на работу | настраивает детей на работу. | Слайд 1 Прозвенел уже звонок! Начинается урок. Но урок наш необычный, Вам и мне не так привычный. Мы исследовать сегодня Будем новые миры. Вы готовы, малыши? Посмотрите все назад- В классе гости сидят. Вместе с нами вы готовы путешествовать? Ну, что же, начинается урок. Руки все на локоток. | |
II этап . Актуализация знаний с последующей постановкой целей урока и определением темы Обеспечение мотивации учения, актуализация субъектного опыта учащихся (7 мин.) | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует фронтальную работу, учит школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации. | Ребята, обратите внимание на поделку у доски что это? А почему мы это делали? Поднимите руку кто дома украсил свою комнату такой поделкой и любовался ею? Хорошо, сегодня на уроке мы продолжим работу по исследованию солнечной системы и подробнее остановимся на одной из планет. Готовы к путешествию? Слайд 1 Но чтобы оторваться от Земли и полететь в космос нам понадобится что? (Ракета) Вот я и предлагаю поработать в парах и смоделировать при помощи треугольников ракету. Слайд 2 У кого получилось – поделитесь опытом. Щелчок Оцените свою деятельность в оценочных листах. Ракеты готовы, но чтобы не заблудится в космосе и добраться домой нам потребуется что? (Карта солнечной системы.) Слайд 3 Перед каждым учащимся есть такая карта ваша задача подписать названия планет. Сверимся по образцу. Щелчок У кого так оцените себя в оценочном листе, кому не удалось выполнить задание правильно – исправьте ошибки и тоже оцените свою работу. Прекрасно теперь можно смело лететь в путешествие, а чтобы не было скучно по дороге, разгадаем кроссворд. Слайд 4 Оцените в оценочных листах этот вид работы. | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий; умение обобщать и классифицировать по признакам |
III этап. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока Цель: мотивировать школьников на изучение новой темы | Работают с информацией, представленной в карточках. Участвуют в обсуждении представленного задания. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует работу по определению темы урока, постановке цели урока. | Какое КЛЮЧЕВОЕ слово получилось при разгадывании кроссворда? Кто это и чем занимается? Фамилию какого знаменитого астронома вы узнали, читая статьи учебника? Вот и сегодня на уроке мы тоже немного побудем астрономами и поисследуем космос и определим какая из 8 планет сильно отличается от остальных и чем. Полюбуйтесь видами планет из иллюминатора, Физмин. Слайд5 вспомните наши исследования и скажите на какие 2 группы делятся планеты. (Пусть назовут планеты) Слайд 6 Подумайте, а какая, по вашему мнению, отличается от других планет и объясните свой ответ. Итак, кто уже точно знает какую планету мы будем сегодня исследовать и на какой главный вопрос урока будем отвечать. | Коммуникативные УУД Умение слушать и извлекать нужную информацию Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводыРегулятивные УУД Умение определять цель деятельности на уроке |
IV этап. Освоение нового материала Обеспечение усвоения учащимися понятий (20 мин. ) | Слушают и сравнивают, делают выводы, делятся впечатлениями | . Организует, коллективную проверку, побуждает к высказыванию мнения, контролирует выполнение работы. Организует отдых детей, настраивает на дальнейшую работ. | Слайд 7 Вот наша планета – рассмотрите ее пожалуйста внимательно. Чем она похожа на другие планеты и чем отличается от них? А что послужило для возникновения жизни на земле: обратить внимание на преобладание голубого и зеленого цветов о наличии чего они говорят. Почему нет жизни на других похожих планетах? (Особенности и интересные факты) Подведем итог нашим размышлениям: Какие условия необходимы для жизни? Оцените свои усилия в оценочных листах. | Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные УУД Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста Регулятивные УУД . Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
V.. Первичное закрепление нового материала Обеспечение
в ходе закрепления
повышенного
уровня осмысления
изученного
материала | Работают самостоятельно | . Организует деятельность учащихся по воспроизведению признаков изученных объектов. | Слайд 8 Теперь я предлагаю вам разделится на группы: путешественников, астрономов, художников, земледельцев и выполнить творческое задание. Каждой группе выдан текст. Прочитайте его, подчеркните важную информацию и составьте небольшой текст. Кто умеет может дополнить текст своими словами. Группа художников составит портрет нашей планеты. Астрономы: Земля-третья от Солнца планета Солнечной системы. Нашу планету окружает атмосфера. Она, словно одеяло, окутывает Землю и сохраняет тепло, получаемое от Солнца. Кроме того, она защищает планету от «лишних» солнечных лучей: пропускает их столько, сколько нужно для жизни. Только на нашей планете есть вода в жидком состоянии. Именно в воде зародилась жизнь на Земле! Земледельцы: На нашей планете большая часть суши покрыта почвой, ведь только на ней могут развиваться растения – источник пищи людей и животных! Только на нашей планете достаточное количество воздуха и солнца для жизни растений, а также здесь нет резких перепадов температур. Что позволяет многим деревьям и овощам расти и вызревать. Путешественники: На нашей планете есть много красивых мест: горы моря, луга и леса. Можно
шагать и ехать
на запад, восток,
север или юг.
Везде встретишь
интересных
людей, большие
города, забавных
животных и
бесконечную
красоту природы.
А чтобы сохранить
жизнь на планете
давайте будем
беречь все
это, не нарушая
природного
равновесия,
жить, не обижая
друг друга,
не обижая братьев
наших меньших. Художники приклеивают и разукрашивают фигурки и контуры рек, морей, животных. Слайд 9 Вывод: Жизнь невозможна без воды,воздуха,тепла и солнца. Оцените свою работу в оценочных листах | Регулятивные УУД Уметь работать по коллективно составленному плану. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
VI этап Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель:. Выявление качества усвоения учащимися знаний | Самостоятельно выполняют задание, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует комфортные условия во время самостоятельной работы учащихся, оказывает индивидуальную помощь | Слайд 10 А теперь оторвемся от Земли и посмотрим в небо какое небесное тело сопровождает Землю? Откройте учебники на стр. 14. Прочитаем статью выборочно. Что вы узнали из текста такое, чего раньше не знали. Чем хотели бы поделиться с друзьями? Выслушивается ответы детей. Вывод: Луна- естественный спутник Земли. Практическая работа по стр 16. Тест. | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы |
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – Мобилизация
учащихся на
рефлексию
своего поведения. | Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности | Слайд 11 Посмотрите к нам из другой Галактики прибыл гость. Скорее всего он заблудился и хочет знать куда он попал. Кто сможет рассказать ему об этом? Если трудно пользуйтесь планом ответа. Наша планета называется …. Это … планета от Солнца в … системе. На Земле есть …. И это отличает ее от других планет. Дополните этот рассказ своими ответами. Слайд 12 Посмотрите на свои листочки самооценки и оцените свою работу на протяжении всего урока Выбери смайлик тот, который определить твое настроение от проведенного урока. И нарисуй его. А я в заключении урока прочту вот этот стих: И
только милая
Земля | Личностные УУД Формирование способности к самооценке Регулятивные УУД Умение оценивать учебные действия. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
земных систем | Национальное географическое общество
Какая самая важная часть нашей планеты, основная причина, по которой Земля отличается от всех других планет Солнечной системы? Если бы этот вопрос задали 10 разным ученым-экологам, они, вероятно, дали бы 10 разных ответов. Каждый ученый может начать со своей любимой темы, от тектоники плит до тропических лесов и не только. Однако в конце концов их коллективное описание, вероятно, затронет все основные особенности и системы нашей родной планеты. Оказывается, ни одна особенность не является более значимой, чем другие — каждая из них играет жизненно важную роль в функционировании и устойчивости системы Земли.
На Земле есть пять основных систем или сфер. Первая система, геосфера, состоит из недр и поверхности Земли, состоящих из горных пород. Ограниченная часть планеты, которая может поддерживать живое, составляет вторую систему; эти регионы называются биосферой. В третьей системе находятся области Земли, покрытые огромным количеством воды, называемые гидросферой. Атмосфера — это четвертая система, газовая оболочка, которая сохраняет тепло на планете и обеспечивает кислородом для дыхания и углекислым газом для фотосинтеза. Наконец, есть пятая система, которая содержит огромное количество льда на полюсах и в других местах, составляющих криосферу. Все пять этих огромных и сложных систем взаимодействуют друг с другом, чтобы поддерживать Землю такой, какой мы ее знаем.
При наблюдении из космоса одной из самых очевидных особенностей Земли является обилие воды. Хотя жидкая вода присутствует по всему земному шару, подавляющее большинство воды на Земле, целых 96,5 процента, является соленой (соленой) и не является водой, которую люди и большинство других животных могут пить без обработки. Вся жидкая вода на Земле, как пресная, так и соленая, составляет гидросферу, но она также является частью других сфер. Например, водяной пар в атмосфере также считается частью гидросферы. Лед, будучи замерзшей водой, является частью гидросферы, но ему дано собственное название — криосфера. Реки и озера могут показаться более распространенными, чем ледники и айсберги, но около трех четвертей всей пресной воды на Земле заключены в криосфере.
Земные системы не только пересекаются, но и взаимосвязаны; то, что влияет на одного, может повлиять на другого. Когда часть воздуха в атмосфере становится насыщенной водой, осадки, такие как дождь или снег, могут выпадать на поверхность Земли. Эти осадки соединяют гидросферу с геосферой, способствуя эрозии и выветриванию, поверхностным процессам, которые медленно разрушают большие породы на более мелкие. Со временем эрозия и выветривание превращают большие куски горных пород или даже горы в отложения, такие как песок или грязь. Криосфера также может быть вовлечена в эрозию, поскольку большие ледники вычищают куски скалы из коренной породы под ними. Геосфера включает в себя все породы, из которых состоит Земля, от частично расплавленной породы под земной корой до древних возвышающихся гор и песчинок на пляже.
И геосфера, и гидросфера обеспечивают среду обитания для биосферы, глобальной экосистемы, охватывающей все живые существа на Земле. Биосфера относится к относительно небольшой части окружающей среды Земли, в которой могут выжить живые существа. Он содержит широкий спектр организмов, включая грибы, растения и животных, которые живут вместе как сообщество. Биологи и экологи называют это многообразие жизни биоразнообразием. Все живые существа в окружающей среде называются ее биотическими факторами. Биосфера также включает абиотические факторы, неживые вещества, необходимые организмам для выживания, такие как вода, воздух и свет.
Атмосфера — смесь газов, в основном азота и кислорода, а также менее распространенных газов, таких как водяной пар, озон, углекислый газ и аргон, — также необходима для жизни в биосфере. Атмосферные газы работают вместе, чтобы поддерживать глобальные температуры в приемлемых пределах, защищать поверхность Земли от вредного ультрафиолетового излучения Солнца и обеспечивать процветание живых существ.
Понятно, что все системы Земли глубоко переплетены, но иногда эта связь может привести к пагубным, но непредвиденным последствиям. Одним из конкретных примеров взаимодействия всех сфер является потребление человеком ископаемого топлива. Залежи этого топлива образовались миллионы лет назад, когда растения и животные — вся часть биосферы — умерли и разложились. В этот момент их останки были сжаты внутри Земли и образовали уголь, нефть и природный газ, став, таким образом, частью геосферы. Теперь люди — члены биосферы — сжигают эти материалы в качестве топлива, чтобы высвободить содержащуюся в них энергию. Побочные продукты сгорания, такие как углекислый газ, попадают в атмосферу. Там они способствуют глобальному потеплению, изменяя и нагружая криосферу, гидросферу и биосферу.
Многие взаимодействия между системами Земли сложны и происходят постоянно, хотя их последствия не всегда очевидны. Есть несколько чрезвычайно драматических примеров взаимодействия систем Земли, таких как извержения вулканов и цунами, но есть и медленные, почти незаметные изменения, которые изменяют химический состав океана, состав нашей атмосферы и микробное биоразнообразие в почве. Каждая часть этой планеты, от внутреннего ядра Земли до верхних слоев атмосферы, играет роль в превращении Земли в дом для миллиардов форм жизни.
Учебное содержание
НАСА, Connect the Spheres: Earth Systems Interactions
Статья
Геологическая служба США, Школа водных наук Геологической службы США
Экватор | Национальное географическое общество
Экватор — это воображаемая линия, проведенная вокруг середины планеты или другого небесного тела. Он находится на полпути между Северным полюсом и Южным полюсом, на 0 градусе широты. Экватор делит планету на Северное полушарие и Южное полушарие.
Наибольшая ширина Земли на экваторе. Расстояние вокруг Земли по экватору, его окружности, составляет 40 075 километров (24,901 миля).
Диаметр Земли также больше на экваторе, что создает явление, называемое экваториальной выпуклостью. Диаметр окружности измеряется прямой линией, проходящей через центр окружности и имеющей концы на границе этой окружности. Ученые могут рассчитать диаметр широт, таких как экватор и полярный круг.
Диаметр Земли на экваторе составляет около 12 756 километров (7 926 миль). У полюсов диаметр составляет около 12 714 километров (7,900 миль). Экваториальная выпуклость Земли составляет около 43 километров (27 миль).
Экваториальная выпуклость означает, что люди, стоящие на уровне моря вблизи полюсов, находятся ближе к центру Земли, чем люди, стоящие на уровне моря вблизи экватора. Экваториальная выпуклость влияет и на океан — уровень моря в экваториальных регионах немного выше, чем вблизи полюсов.
Экваториальная выпуклость создается вращением Земли. По мере того, как линии широты увеличиваются в размерах, точка должна двигаться быстрее, чтобы совершить круг (оборот) за то же время. Скорость вращения, или вращение, на Полярном круге медленнее, чем вращение на Тропике Рака, потому что окружность Полярного круга намного меньше, и точке не нужно перемещаться так далеко, чтобы совершить оборот. Вращение на тропике Рака намного медленнее, чем на экваторе. Вблизи полюсов скорость вращения Земли, или вращение, близка к нулю. На экваторе скорость вращения составляет около 1670 километров в час (1038 миль в час).
Притяжение Земли немного слабее на экваторе из-за его экваториальной выпуклости.
Чуть более слабое гравитационное притяжение и импульс вращающейся Земли делают экваториальные области идеальным местом для космических запусков. Для запуска спутника или другого космического корабля из атмосферы Земли требуется огромное количество энергии. Для запуска в условиях меньшей гравитации требуется меньше энергии (ракетного топлива). Кроме того, для запуска требуется меньше энергии, когда вращающаяся Земля уже дает спутнику толчок со скоростью 1670 километров в час (1038 миль в час).
Соединенные Штаты запускают большинство космических аппаратов из Космического центра Кеннеди на юге Флориды, как можно ближе к экватору в континентальной части США. Другие ракетно-пусковые установки вблизи экватора включают Шаба-Норт, Демократическую Республику Конго и остров Ган, Мальдивы.
В последнее время мобильные стартовые платформы, такие как Ocean Odyssey , успешно выводят спутники на орбиту из экваториальной части Тихого океана.
Экваториальный климат
Дважды в году, во время весеннего и осеннего равноденствия, солнце проходит прямо над экватором. Даже в остальное время года в экваториальных регионах часто наблюдается жаркий климат с небольшими сезонными колебаниями.
В результате многие экваториальные культуры различают два сезона — влажный и сухой. Влажный или дождливый сезон часто длится большую часть года. Долгий, теплый, дождливый сезон создает тропические дождевые леса. Некоторые из самых обширных тропических лесов в мире находятся в экваториальных регионах: тропические леса Амазонки в Южной Америке, тропические леса Конго в Центральной Африке и разнообразные тропические леса Юго-Восточной Азии, простирающиеся от Индии до Вьетнама.
Влажная погода означает, что экваториальные регионы не самые жаркие в мире, хотя они и находятся ближе всего к солнцу. Вода в экваториальном воздухе немного охлаждает его.
Многие культуры процветают в теплых экваториальных регионах. Народ фанг в Габоне, например, является успешным фермером, который использует преимущества теплой температуры и продолжительного сезона дождей для выращивания таких культур, как кукуруза, ямс и бананы. Клыки также разводят домашний скот, адаптированный к климату, например, коз и кур.
Однако не во всех экваториальных регионах жарко и влажно. Гора Килиманджаро в Танзании находится всего в 330 километрах (205 миль) от экватора, но ее высота создает климат с прохладной, сухой погодой и даже альпийскими ледниками.
Анды — еще один экваториальный регион, в котором отсутствует жаркий влажный климат, характерный для экватора. Горный массив включает в себя пустыню, где почти нет дождей (Атакама), а также одни из самых высоких пиков на Земле. Здесь тоже культуры процветали на протяжении тысячелетий. Народ аймара Альтиплано в Боливии, Перу и Чили — это прежде всего городское население, которое сильно отождествляет себя с инновационными навигационными успехами своих предков. В 20 веке аймара помогали строить железные дороги через высокие экваториальные Анды.
Многие виды растений и животных прекрасно себя чувствуют в экваториальном климате. Экосистемы тропических лесов Амазонки и Конго, например, удивительно богаты биоразнообразием. Один гектар (2,47) тропического леса в Бразилии может содержать 750 видов деревьев и вдвое больше видов насекомых. Экваториальная саванна Кении включает млекопитающих, таких как львы, гепарды и слоны. Холодные экваториальные Анды славятся своими видами верблюдовых: ламами, альпаками, викуньями и гуанако.
Быстрый факт
Выступ через Эквадор
Гора Чимборасо, Эквадор, а не гора Эверест — самая высокая точка на Земле. Экваториальная выпуклость Земли отодвигает гору Чимборасо, расположенную недалеко от экватора в эквадорских Андах, дальше от центра Земли.
Однако высота измеряется от уровня моря, а не от центра Земли. Гора Эверест находится на высоте 8 848 метров (29 035 футов) над уровнем моря, а гора Чимборасо — всего на 6 310 метров (20 702 фута) над уровнем моря.
Быстрый факт
Пересечение линии
Моряки проводят сложные ритуалы и празднования, когда пересекают экватор, что они называют пересечением линии. Моряков, которые ни разу не пересекли черту, называют головорезами. Полливоги обычно становятся объектом неловких розыгрышей.
Краткий факт
Короткие закаты
Время, за которое солнце заходит и восходит на экваторе, является самым быстрым на Земле. Переход от дня к ночи занимает всего несколько минут.