Упражнения на внимательность для детей 8 лет: 21 упражнение на развитие внимания
Тренировка концентрации внимания у детей и взрослых
- В чем может быть причина нарушения?
- Как распознать нарушения внимания у взрослых и детей?
- Почему пониженное внимание нужно исправлять?
- Упражнения на концентрацию внимания для взрослых
- Как заниматься с детьми?
Способность продолжительное время сосредоточиться на конкретном объекте, на производимом действии, на разговоре, на происходящем событии, на своих внутренних ощущениях называется концентрацией внимания. Но заниматься одной задачей и не отвлекаться на посторонние раздражители способны не все. В психологии такое нарушение называют рассеянностью внимания. Помимо невозможности сконцентрироваться, это расстройство сопровождается постоянной сменой настроения, импульсивностью и гиперактивностью, повышенной нервной возбудимостью, человек быстро устает и не может справляться даже с простыми повседневными задачами.
Бездействовать в такой ситуации нельзя, запущенное расстройство может сказаться на физическом и психологическом здоровье, поэтому так важно знать способы наладить концентрацию внимания.
В чем может быть причина нарушения?
Самый частый диагноз у людей с нарушенной концентрацией – это синдром дефицита внимания (неврологическое расстройство, характеризующееся трудностями с фокусировкой внимания), которым могут страдать как дети, так и взрослые люди.
Однозначной причины возникновения нарушений нет, но существуют состояния и факторы, которые могут снизить внимание. В группе риска дети и взрослые, которые:
-
перенесли инфекцию или интоксикацию в тяжелой форме;
-
имеют диагностированные нарушения обмена веществ или эндокринной системы;
-
страдают эпилепсией или другими схожими заболеваниями;
-
подвержены частым депрессиям;
-
перенесли черепно-мозговую травму;
-
испытывают огромное желание продемонстрировать свои способности, достичь максимально хорошего результата;
-
страдают повышенной утомляемостью;
-
имеют плохое зрение;
-
испытывают недостаток витаминов и микроэлементов в организме;
-
злоупотребляют просмотром телевизора или компьютерными играми;
-
неправильно питаются;
-
плохо или мало спят.
Как распознать нарушения внимания у взрослых и детей?
Давайте начнем с нарушений концентрации у малышей. Скорее всего, ваша кроха испытывает сложности с вниманием и сосредоточенностью, если:
-
постоянно забывает ваши просьбы, которые приходится многократно повторять;
-
не может ответить на вопросы о прочитанной книге или просмотренном мультфильме;
-
жалуется на быструю и постоянную усталость;
-
регулярно оставляет занятие, не завершив его до конца;
-
кажется, что он занимается делами только для того, чтобы его побыстрее оставили в покое, при этом работает неопрятно, быстро, как говорится, «тяп-ляп»;
-
совершает множество ошибок в домашней работе;
-
не способен долго заниматься одним делом;
-
избегает выполнять задания, требующие максимального терпения и точности;
-
часто теряет/забывает личные вещи;
-
не умеет строить планы.
У взрослых людей симптомы расстройства схожи, с тем лишь отличием, что задачи у них требуют более зрелого подхода и предполагают несение полной ответственности за свои действия.
Если взрослый человек испытывает трудности с концентрацией, постоянно отвлекается от задач на незначительные мелочи, переключается на другие действия, испытывает проблемы с самоорганизацией и дисциплиной, часто опаздывает, откладывает важные дела на потом, подвержен постоянным переменам в настроении, слишком возбужден или, наоборот, разбит и апатичен, то, скорее всего, пора задуматься, что не так с вниманием и как это исправить.
Почему пониженное внимание нужно исправлять?
Постоянное отвлечение внимания негативно сказывается на результатах работы человека, на его способностях к обучению, да и с взаимодействием с другими людьми начинают возникать проблемы, ведь постоянная раздражительность влияет на настроение и желание общаться.
Расстройство внимания в детском возрасте иногда проходит само по себе, малыш как бы «перерастает» проблему. Но нельзя оставлять ребенка один на один со своими трудностями, ведь во множестве случаев последствия могут быть самыми плачевными – ему будет непросто адаптироваться в коллективе, общаться, учиться. Поэтому лучшим выходом будет заниматься с малышом, а также показать его специалистам, чтобы исключить психологическое расстройство и возможные патологии мозговой деятельности.
Упражнения на концентрацию внимания для взрослых
Наш мозг подобен мышцам, поэтому так важно его тренировать. Существует большое количество методик, которые помогут удержать в голове тему и погрузиться в нее полноценно. Умение не отвлекаться на посторонние мысли и действия даст возможность быстро и хорошо справляться с делами.
Психологи предлагают выполнять следующие упражнения для тренировки концентрации внимания:
-
«Линия». Возьмите ручку и чистый лист бумаги. Начинайте медленно рисовать линию, стараясь сконцентрировать все внимание на этой линии, не думая и не анализируя. Помните, что ваша задача – только начертить линию, и больше в мире ничего не существует. Если вы отвлеклись на что-то другое – пририсуйте маленький пик наверх (как на кардиограмме) и продолжайте. Упражнение длится 3 минуты, после чего можно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации – если на листе за это время не будет ни одного пика.
-
«Наблюдатель». Задача – освободиться от постоянного анализа и возникновения посторонних мыслей. Удобно сядьте и превратитесь в наблюдателя. Не нужно анализировать или задерживать мысли в голове, старайтесь просто ощущать происходящее без эмоций, как будто вы видите этот мир в первый раз. Упражняйтесь так ежедневно по 5 минут.
-
«Муха». Вам потребуется помощник. Удобно сядьте и, закрыв глаза, вообразите в уме доску из девяти клеток (по три клетки в каждом ряду), а в самой центральной клетке – муху.
Помощник при этом рисует на листе бумаги эти девять клеток, а в качестве мухи использует любой предмет. Мысленно перемещайте насекомое по клеткам в любом порядке, озвучивая помощнику вслух, куда именно ползет ваша муха (вправо, влево, вниз, вверх). Помощник будет двигать муху в соответствии с вашими словами. Ваша задача – перемещать муху так, чтобы она не выходила за рамки доски. Если вы отвлечетесь – муха окажется за чертой, о чем и сообщит вам помощник. Тогда игру следует начать заново. Упражнение часто используется в групповой терапии на концентрацию внимания. -
«Упражнение на расслабление». Казалось бы, нет ничего проще – расслабиться и побыть в спокойном положении. Но это не так-то легко. Задача – в течение 5 минут просидеть на диване неподвижно и ни о чем не думать. Такое упражнение поможет мозгу научиться отключать «фон» и концентрировать внимание только на текущем задании.
-
«Дальтоник». Напишите название цветов, раскрасив каждое слово в произвольный цвет, не соответствующий названию (примерно так, как показано на рисунке). Попробуйте по порядку произнести вслух не само слово, а цвет, в которое оно выкрашено (если слово «Красный» раскрашено синим цветом, вслух нужно произносить «Синий»). Эта практика подходит и взрослым, и детям. О других упражнениях для детей мы расскажем дальше.
Как заниматься с детьми?
Пора действовать, если ваш ребенок не может заниматься одним делом более 5 минут. Расскажем, какие существуют коррекционные игровые занятия для малышей, развивающие внимание, мышление, память и восприятие окружающего мира.
-
Игра «Найди все слова». Ребенку предлагается найти в буквенном ряду слова (например, в таком: врпасонлорпитгороджцкотенокбюткровтмсапьгколобокжсестраорпарукаиморса).
-
Упражнение «Минутка тишины» рекомендуется выполнять перед началом уроков или домашних заданий. Малышу предлагается удобно сесть, расслабиться и помолчать минуту, сосредоточив взгляд на одном конкретном предмете (например, часах или пламени свечи).
-
Практика «Распредели внимание». Крохе придется выполнять два дела одновременно (физическое и умственное). Например, рассказывать стихотворение, приседая при этом. Таким образом задействуются оба мозговых полушария, а такая слаженная работа отделов мозга улучшает способность к концентрации.
-
Игра в пазлы. Собирание мозаики или конструктора предполагает высокую сосредоточенность и развитие мелкой моторики рук. Начинайте с простых головоломок, постепенно переходя к сложным.
-
Упражнение «Слушай внимательно». Взрослый читает отрывок из небольшого текста вслух и просит ребенка в уме посчитать, сколько слов на одну букву он услышал (например, на букву «С»).
-
Чтение вслух и само по себе является полезной практикой для концентрации внимания. После прочтения сказки или рассказа попросите малыша пересказать услышанное, помогая ему вспомнить все события из книги при помощи наводящих вопросов.
В заключении напомним, что творческие занятия помогают как детям любого возраста, так и взрослым в самовыражении, в развитии концентрации и внимания, в познании себя и окружающего мира. На наших дистанционных курсах вы получите возможность не только освоить востребованную профессию преподавателя художественного творчества, но и познакомитесь с основами пространственно-визуальных искусств, техниками конструирования, проектирования и дизайна, а также с методами передачи художественного опыта другим людям.
Задания на внимательность для детей 4, 5, 6, 7, 8, 10 и 12 лет | Задания на внимательность для детей
Одна из ключевых функций человеческого сознания – умение сосредотачиваться, концентрироваться на определенном действии, объекте. В большинстве случаев начиная с 3 лет у детей формируется устойчивость в восприятии информации, способность плавно переключаться с одного занятия на другое. По мере взросления у ребят появляется умение заниматься сразу несколькими делами. Задания на внимательность для детей разработаны, чтобы развить или улучшить этот навык.
Характеристики внимания
Перед началом занятий психологи рекомендуют понаблюдать за поведением ребенка в быту, во время учебы. Это поможет четко определить, какие их качеств нуждаются в дополнительном развитии, чему важно уделить внимание в первую очередь. Понятие «внимание» имеет ряд характеристик, каждая из которых развита у людей в разной степени. Особое внимание стоит уделить следующим характеристикам:
- Концентрация. Умение анализировать материал, свойства или действия объекта, сосредотачиваясь на поставленной задаче. Если у двухлетнего малыша считается нормой способность концентрироваться на одном занятии в течение 5-10 минут, то в 5 лет это время увеличивается до 10-25 минут, в 10 лет – до 20-50 минут. Все указанные показатели считаются нормой, но кардинально отличаются по длительности. Поэтому упражнения на развитие концентрации всегда актуальны.
- Устойчивость. Практически любое занятие ребенка сопровождается большим количеством отвлекающих факторов. Это может быть что угодно: от птицы, севшей на ветку за окном, до крика приятеля во дворе. Важно уметь поддерживать концентрацию в течение долгого времени, не отвлекаясь на другие занятия и доводя начатое дело до конца.
- Объем внимания. Аналогия с компьютерной оперативной памятью в этом случае особенно уместна. Эта характеристика позволяет оценить количество информации, которая может одновременно анализировать, обрабатывать, использовать ребенок. Этот навык особенно важен для школьников, поэтому его развитием лучше начать заниматься заранее.
- Переключаемость. Скорость переноса внимания с одного объекта на другой, способность быстро менять вид деятельности определяет работоспособность ребенка. В ходе обучения от нее часто напрямую зависит успеваемость. Умение можно успешно тренировать с помощью развивающих компьютерных игр, выполнения многоуровневых задач на время.
- Распределение. Способность выполнять параллельно несколько задач, переключая внимание между ними по мере надобности – необходимый навык для выполнения за сравнительно короткий срок большого количества дел. Чтобы на протяжении всего процесса поддерживать его эффективность и точность, нужно учиться грамотно распределять внимание.
Но нельзя создать оптимальные условия для развития до тех пор, пока не будут устранены причины возникших проблем. В большинстве случаев дети страдают из-за слишком высоких учебных нагрузок. Стремление родителей к всестороннему образованию не всегда позволяет ребенку обеспечить достаточный отдых. Также рассеянности, потере концентрации может способствовать неблагополучная обстановка дома или в коллективе, нарушенный режим сна, отсутствие здорового питания. До того как ситуация будет исправлена, любые методики и упражнения вряд ли помогут.
Общие рекомендации по развитию внимания у детей
Один из основных факторов, влияющих на внимание у детей, – их психологический комфорт, отсутствие стрессов. Малыш должен чувствовать себя защищенным, уверенным в близких. Речь не идет о попустительстве и отсутствии дисциплины. Но детям необходима убежденность в том, что в случае ошибки, неудачи, их поддержат, помогут. Весомых результатов добиваются в основном положительно настроенные дети, которым выбранные для развития игры и упражнения приносят удовольствие.
Независимо от возраста, особенностей характера, базового уровня развития внимания у ребенка есть набор рекомендаций, которые позволят эффективно организовать проведение занятий:
- Систематичность. Самые эффективные упражнения не принесут ощутимый результат в развитии внимания, если они не будут выполняться регулярно. Нужно установить удобный для всех участников процесса график и следовать ему.
- Мотивированность. Важен индивидуальный подход к ребенку. Для одних детей интересна совместная деятельность с родителями, их одобрение, другим – маленькие поощрения или сам достигнутый результат.
- Движение от простых упражнений к сложным. Для начала занятий важно создать атмосферу азарта, интереса, веселья, чтобы маленький ребенок увлекся предложенной игрой. Но на простых и быстро выполнимых заданиях не стоит задерживаться, чтобы не стало скучно.
- Наглядность используемых алгоритмов. Для поддержания интереса к выполняемым действиям они должны приносить ощутимый для малыша результат. Это может быть успешно сложенный пазл, найденные отличия на картинках, собранная головоломка.
- Оптимальная продолжительность занятий. Их время варьируется от 5-7 минут для трехлеток, 30 минут для дошкольников и до 50 минут для детей старше 9 лет. При этом сосредоточенность ребенка на одной картинке длится 3-10 минут в зависимости от возраста.
Когнитивные функции человека можно гармонично развивать только при условии его полного физического здоровья. Легкое недомогание из-за простуды может стать причиной потери способности концентрироваться. Часто рассеянность малыша становится сигналом для родителей и учителей, о необходимости обратить внимание на физическое состояние ребенка.
Практики повседневной жизни
Безотказный способ развить внимательность ребенка в повседневной жизни, чтобы занятия приносили удовольствие, выбирать упражнения, которые связаны его увлечениями. Психологи рекомендуют ориентироваться на круг интересов малыша, его любимые школьные предметы. При таком подходе не нужно будет прилагать дополнительные усилия, искать рычаги для мотивации, чтобы обеспечить собранность, концентрацию внимания на предложенном виде деятельности.
Полезными для развития внимания может стать:
- рисование,
- коллекционирование,
- головоломки,
- рукоделие,
- логические игры,
- моделирование.
При желании в рамках практически любого хобби можно разработать систему упражнений, включающие перечисленные виды занятий. К примеру, если малыш – фанат океана и его животного мира, можно предложить ему собрать коллекцию фигурок подводных обитателей, сделать позже из них экспозицию, складывать тематические пазлы.
Неожиданным для многих родителей открытием становится тот факт, что научить ребенка внимательности можно приучая его к домашним делам. Соблюдая рекомендованные принципы систематичности, мотивированности и получения наглядного результата своих действий незаметно для самого малыша, он учится выполнению простых обязанностей. Если превратить работу в интересную игру, он с удовольствием будет выполнять ежедневно небольшие задания, одновременно тренируя собственный мозг.
Игры на развитие внимания для малышей 3-4 лет
По наблюдениям психологов при регулярном выполнении упражнений устойчивость внимания, способность концентрироваться на одном занятии у крохи 3-4 лет можно успешно развивать. Но качество выполнения малышом заданий зависит от того, насколько они соответствуют его возрасту и состоянию. Важно отслеживать поведение ребенка. Если он быстро устает, не хочет заниматься, стоит внести изменения в планы, регулируя содержание и сложность упражнений.
- «Найти отличия». Предложите крохе 2 картинки, в которых есть до 7 отличий.
- «Что перепутано?» На рисунке изобразите предметы, у которых перепутаны местами детали, допущены ошибки в их расположении. Малыш должен показать такие моменты, объяснить их.
- «Дорисуй картинку». Изобразите знакомые ребенку предметы, у которых не хватает деталей (уха у зайца, колес у велосипеда). Предложите крохе самому исправить ситуацию.
- «Чего не хватает?» На столе расставьте до 7 предметов. После того как ребенок их рассмотрит, нужно попросить его закрыть глаза. Спрячьте один из них, попросите сказать, чего не хватает.
- «Повторяй за мной». Малыш повторяет показанные взрослым простые действия или движения в той же последовательности. Их количество можно постепенно увеличивать. Такие упражнения можно делать на улице или в комнате.
Если выбранные для занятия предметы интересны ребенку, он сможет сконцентрироваться на них в течение 5-7 минут. После этого внимание спадает. Продлить его помогут яркие эмоции, которые сопровождают действие. Это может быть красивая иллюстрация, спетая взрослым песенка, мелкий приз за успешно выполненное задание (а иногда поощрение для поднятия настроения, если достичь цели не удалось, но малыш очень старался).
Упражнения на внимательность для детей 4-5 лет
При подборе заданий на внимательность для детей 4-5 лет психологи рекомендуют учитывать, что малыши смогут сохранять концентрацию на протяжении 15-20 минут. Упражнения включают творческие занятия, логические и сюжетные игры, заниматься параллельно двумя задачами, распределяя внимание. На этом этапе ребята дошкольного возраста активно формируют навык сохранения концентрации, умение переключаться с одного занятия на другое.
- «Путаница». Малыш слушает легкое в восприятии не длинное стихотворение, которое взрослый читает вслух. В нем намеренно допускаются смысловые ошибки, на которые должен указать ребенок. Упражнение помогает тренировать логику, концентрацию, распределение внимания.
- «Узнавай!» Взрослый называет 4-5 слов, среди которых одно относится к заранее выбранной категории (транспорт, птица, цветок). Ребенку нужно среагировать на него, к примеру, хлопком в ладоши или прыжком на месте.
- «Отыщи всех!» На рисунке изображают до 10 предметов (животных, растений, фруктов). Все они пересекаются, накладываются друг на друга. Нужно сконцентрироваться, чтобы назвать все, что нарисовано.
- «Покажи стихии». Упражнение направлено на развитие умения совмещать слуховое внимание и выполнять соответствующие заданию движения. Участники заранее договариваются о том, каким действиям будет соответствовать каждая из стихий. Выполнять задания можно на прогулке.
- «Найти дорогу». Можно распечатать или самостоятельно нарисовать лабиринт, в котором нужно найти путь к цели. На начальном этапе можно облегчить ребенку задачу, помогая себе искать нужную дорогу пальчиком или карандашом.
Отличительной особенностью ребят этого возраста становится способность во время игры или выполнения действия следовать установленным правилам. Нужно развивать у ребенка внимание, выполняя задания, связанные со зрительной, слуховой, двигательной памятью. Действовать можно во всех направлениях. Главное, не перегружать малыша, не давать ему непосильные задания, стремясь быстро получить результат.
Игры и упражнения для дошкольников 5-7 лет
Для дошкольников особенно важно тренировать навыки, связанные с каждой из характеристик внимания. Психологическая и физическая зрелость ребенка в этом возрасте позволяет проводить достаточно продолжительные занятия. В зависимости от характера малыша они могут составлять до получаса, каждое отдельное упражнение при условии, что оно будет интересным, займет кроху на 10-15 минут.
В этом возрасте дети умеют самостоятельно распределять свое внимание между параллельно происходящими событиями в игре, творчестве, домашних делах. Они активно развивают навык планирования, выполнения сложных задач с перерывами в занятии. К примеру, старшие дошкольники могут рисовать один и тот же рисунок пару дней, периодически возвращаясь к нему.
- «Не собьюсь!» Ребенок считает вслух, но после заранее оговоренного количества чисел произносит условные слова. К примеру, 1-2-3-4, «не собьюсь»!. Затем: 5-6-7-8, «не собьюсь!»
- «Рисуем фигуры». При выполнении задания можно выбирать вместе с малышом любые простые фигуры (круги, квадраты, облака, солнышки). В один ряд рисуют 10 одинаковых рисунка. Задание заключается в том, чтобы раскрасить в нужные цвета фигуры, расположенные под определенным номером. Например, второй, четвертый, седьмой цветок в синий, а первый, пятый, восьмой – в желтый.
- «Найти буквы». Если ребенок осваивает азбуку и счет, можно предложить ему упражнение на развитие внимания, которое одновременно поможет закрепить изучаемый материал. На листе бумаги в хаотичном порядке расположить знакомые малышу буквы или цифры, используя по несколько одинаковых. Задача заключается в том, чтобы найти все имеющиеся на изображении символы, которые просит взрослый. К примеру, все буквы «а».
- «Прятки». Многим ребятам нравится поиск на картинке «спрятавшихся» зверей, птиц.
- «Графический диктант». На листе в клетку малыш по заданию взрослого (или наоборот для разнообразия) выполняет простые действия: например, проводит линию влево на 2 клетки, затем вниз на 4, вправо на 5 и т. д.
- «Таблицы Шульте». В хаотичном порядке в ячейки вносят числа от 1 до 10 или 20, если ребенок с ними знаком. Малыш должен в прямой, а позже и в обратной последовательности находить их по порядку. По мере тренировок можно начать выполнение задания на время.
При выборе заданий и наращивании их сложности в ходе тренировок родителям стоит учитывать уровень подготовки ребенка, наличие у него необходимых для выполнения задания знаний. В противном случае малыш может потерять интерес к выполнению непосильных для него заданий.
Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет
В первые годы учебы у младших школьников особенно остро стоит вопрос о тренировке устойчивости, переключаемости внимания, развитии навыка концентрации на задании, которое дано на уроке. Для лучшего включения ребенка в образовательный процесс психологи и педагоги рекомендуют заниматься не реже 3-4 раз в неделю и дополнительно между делом в форме игры. Помочь могут простые задания:
- раскрасить заданные взрослым фигуры среди множества других;
- искать отличия на картинках;
- по памяти описывать персонажа недавно прочитанной книги;
- читать слова справа налево;
- угадывать название предмета по описанию, данному взрослым;
- повторение набора слов, цифр в правильной последовательности, постепенно увеличивая их количество;
- разучивать песни на слух.
Опираясь на интересы ребенка, можно создать собственную систему тренировок, набор упражнений, который будет ему интересен. Можно зачеркивать в газете определенную букву, одновременно подчеркивая другую, писать диктант из слов-антонимов, искать слова среди написанных в ряд букв. Вариантов много, для успешных занятий нужно только найти тот, который будет интересен именно вашему ребенку.
Физическая активность
Связь между развитием нервной системы и физической активностью детей давно доказана учеными и медиками. Именно на задачах, в ходе которых нужно выполнять спортивные упражнения, основаны занятия, помогающие детям развить внимание при возникновении трудностей в учебе. Физические упражнения помогают тренировать мозг использовать одновременно оба полушария, развивая способность быстро переключаться между предложенными задачами, выполнять их параллельно.
Наиболее эффективны групповые задания на внимательность для детей. Можно предложить ребятам 8-10 лет сыграть в волейбол без использования мяча. При этом соблюдаются все правила. Разговаривать нельзя. Задача детей состоит в том, чтобы внимательно следить за участниками, обращая внимание на мимику, жесты. Как вариант, можно предложить детям «перебрасываться» воображаемыми предметами, называя при этом его название и имя ребенка, которому он отдает пас. Сложность состоит в том, чтобы суметь «подстроиться» под изменяющееся задание. Поймать змею так же, как мяч вряд ли получится.
Психологи едины во мнении, что развивать внимание у ребенка нужно постепенно, не перегружая его излишне сложными или продолжительными занятиями. Важно четко, но кратко ставить перед ним задачу. Только в этом случае удастся добиться повышения концентрации внимания, способности удерживать его (в том числе и сознательно), не отвлекаясь на происходящее вокруг.
8 занятий и упражнений для развития внимательности для детей
Детский блог Лурье 8 занятий и упражнений для развития осознанности для детей
28 июня 2022 г.
Примечание. Эта информация верна на момент публикации. Пожалуйста, обратитесь к странице COVID-19 на веб-сайте Lurie Children’s для получения постоянно обновляемой информации и ресурсов для семей пациентов, медицинских работников, а также общей информации о вирусе и сохранении здоровья семей.
Независимо от возраста ребенка, он, вероятно, осознает, что прямо сейчас в его жизни что-то изменилось, и может бороться со своими чувствами по этому поводу. Осознанность — простой акт сосредоточения внимания на настоящем мягким, непредвзятым образом — может помочь как детям, так и родителям соединиться со своими мыслями и чувствами и присутствовать друг с другом.
Это может показаться сложной концепцией для детей. Но есть много занятий, которые дети могут выполнять дома, которые включают в себя моменты внимательности в веселой, образовательной и творческой форме. Независимо от того, проявляет ли ваш ребенок признаки беспокойства или хорошо приспосабливается к новым привычкам, детский арт-терапевт Лурье Джузеппина Импеллиццери подобрала несколько простых и творческих способов поощрения внимательности:
Практикуйте сознательное дыханиеПростое действие концентрации внимания на своем дыхании может помочь вам и вашему ребенку расслабиться, перезагрузиться и на мгновение отвлечься от переполняющих вас чувств. Попрактикуйтесь в этом простом дыхательном упражнении: нарисуйте вбок 8 и обведите пальцем одну петлю, вдыхая, а затем выдыхая во вторую петлю.
Сосредоточьтесь на пяти чувствахВам трудно оставаться в настоящем? Быстрый способ заземлить себя — использовать свои пять чувств. Назовите 5 вещей, которые вы можете увидеть, 4 вещи, которые вы можете почувствовать, 3 вещи, которые вы можете услышать, 2 вещи, которые вы можете почувствовать, и 1 вещь, которую вы можете попробовать. Эта практика может помочь привлечь внимание к настоящему моменту и создать ощущение заземленности.
Создание мандалМандала представляет собой круглый рисунок с повторяющимися цветами, формами и узорами, исходящими из центра. Это универсальный творческий инструмент, который можно использовать в практике осознанности. Вы можете нарисовать круг на бумаге и создать в нем узоры и повторы или создать трехмерную мандалу из найденных предметов в вашем доме или на природе. Вы также можете найти страницы раскраски мандалы, доступные для загрузки, чтобы быстро принять участие.
Свяжитесь с внешним миромДля большинства из нас прогулки помогают двигаться и высвобождают эндорфины, повышающие настроение. Добавьте немного осознанности своим семейным прогулкам, играя в «Я шпионю» или ища предметы искусства в вашем районе. Поощряйте ребенка слушать, смотреть и чувствовать запах окружающего мира. Делайте перерывы, чтобы просто замечать свои чувства и исследовать их с добротой и любопытством.
Задействуйте и исследуйте чувстваРис, зерна попкорна, кинетический песок, бусы, рисование пальцами, крем для бритья, модельная магия. Работа с этими предметами может стать практикой заземления. Вы можете добавить эфирные масла или ароматизаторы, чтобы еще больше воздействовать на чувства!
Создайте сенсорный пакет-сюрпризСоберите по дому предметы разной текстуры и положите их в бумажный пакет. Пусть ваш ребенок протянет руку и исследует предметы на ощупь. Вы можете поддержать внимательность своего ребенка, задавая ему такие вопросы, как: Это твердое или мягкое? Есть края? Попросите ребенка описать, что он чувствует.
Занимайтесь йогойЙога призывает уделять время глубокому дыханию, осознанию тела, снижению стресса, проявлению терпения и эмоциональной регуляции. Поищите на YouTube множество руководств для детей и взрослых на разных уровнях.
Загрузите приложения для осознанностиПревратите экранное время в момент осознанности. Мы рекомендуем искать приложения, которые помогают с управляемыми образами, прогрессивной мышечной релаксацией, дыханием, сканированием тела и медитацией осознанности. Попробуйте такие приложения, как Stop, Breathe, Think, Headspace, Calm и Mindful Family: приложение для медитации.
Быть внимательным может быть просто, но не всегда легко. Во время каждой активности осознанности сосредоточьтесь на выполнении одной задачи за раз. Найдите время, чтобы отключить все отвлекающие факторы, поговорите со своим ребенком и позвольте ему почувствовать любые эмоции, которые у него возникают. Независимо от того, практикуете ли вы глубокое дыхание или исследуете улицу, поощряйте ребенка делиться своими чувствами в данный момент, задавая такие вопросы, как: Как вы себя чувствуете? Где вы испытываете чувства в своем теле? Что вам нужно прямо сейчас? За что ты благодарен?
Независимо от того, какая возрастная группа у вас дома, осознанные перерывы могут стать приятной частью вашего дня и снять стресс, способствовать расслаблению и принести заряд сострадания и счастья. Ищете другие занятия дома? Узнайте больше об образовательных мероприятиях, чтобы дети могли учиться дома.
Дополнительные сообщения в блоге
«Боец» Грейс отмечает 10 лет с момента пересадки почки
Читать далее
История рака Лиама: «Я думаю о хорошем больше, чем о плохом»
Читать далее
Общие вопросы о беременности с высоким риском
Читать далее
Что делать, когда вы получили диагноз плода
Читать далее
Узнайте больше о творческой арт-терапии
Внимательность для детей – Внимательность
- Как медитировать
- Осознанность
- Управляемая медитация
- Справиться со стрессом
- Советы для родителей
Как медитировать с детьми
Обучая детей навыкам медитации и внимательности, мы помогаем им улучшить свое самочувствие и дать им возможность встречать стрессы мира с присутствием, состраданием к себе и открытостью.
Чтобы помочь детям всех возрастов найти способ практиковать осознанность, может быть полезно дать им простое определение, которое им понятно.
Определение медитации осознанности для детей
Медитация осознанности, в самом простом случае, заключается в концентрации внимания на том, что происходит в настоящий момент. Это может быть то, что вы чувствуете, слышите или что-то еще, что вы замечаете. Вам не нужно достигать особого места спокойствия, и речь идет не об очищении разума, а просто о честном и добром взгляде на то, что вы испытываете в данный момент.
Семейная практика внимательности
Кристофер Уиллард
Один из простых способов привить своим детям осознанность — это неформальные практики, которые вы можете выполнять вместе с ними. Начните с простой медитации доброты — высказывайте добрые пожелания и сочувствие другим.
1. Для начала займите удобное положение сидя. Можно даже положить руку на сердце. Позвольте глазам закрыться или опустите взгляд в пол.
2. Вспомните кого-то, кого вы действительно уважаете и равняетесь на , и кто действительно любит вас в ответ.
3. Обратите внимание на то, что вы чувствуете, когда вспоминаете об этом человеке .
4. Загадайте доброе желание и отправьте его . Что могло бы сделать их счастливыми?
5. Затем вспомните кого-то еще, кого вы любите и о ком заботитесь : Член семьи, друг, любимый коллега. Просто вспомните этого человека, послав этому человеку доброе пожелание.
Отсюда мы перейдем к более нейтральному человеку. Возможно, кто-то, кого вы не очень хорошо знаете: родитель, которого вы иногда видите в очереди, человек, который доставляет вашу почту или готовит вам кофе по утрам. Просто вспомните этого человека и представьте, что отправляете ему какое-то доброе пожелание.
6. Наконец, вспомните кого-нибудь, кто вас расстроил в последнее время , кого-то, кто немного труден. Пошлите этому последнему человеку доброе пожелание — что-то хорошее для него в его жизни.
7. Проверьте свое сознание и тело, когда закончите эту практику . Позвольте своим глазам открыться, если они были закрыты. Обратите внимание, есть ли сдвиг
Зачем учить детей внимательности?
Когда мы учим детей внимательности, мы даем им инструменты, необходимые им для укрепления уверенности в себе, преодоления стресса и понимания неудобных или сложных моментов. Чем раньше мы это сделаем в их юных жизнях, тем больше у них будет возможностей помочь им взрастить устойчивость, а также развить и усовершенствовать практику осознанности по мере взросления.
Обучение детей внимательности также может помочь сформировать три важнейших навыка, выработанных в раннем детстве: обращать внимание и запоминать информацию, переключаться между задачами и правильно вести себя с другими. Эти способности известны как исполнительные функции, и они необходимы для более сложных задач, таких как планирование, рассуждение, решение проблем и позитивные социальные отношения.
There Преимущества внимательности для детей
Исследования показывают, что польза внимательности для детей может включать:
1. Повышенная концентрация , внимание, самоконтроль, участие в классе, сострадание.
2. Улучшенная успеваемость , способность разрешать конфликты, общее самочувствие.
3. Снижение уровня стресса , депрессия, тревога, деструктивное поведение.
Упражнения на развитие внимательности для детей
Чтобы более непосредственно познакомить детей с идеей внимательности, вы можете использовать упражнения, побуждающие их настраиваться на свои чувства. Превратите игру в очень медленное перекусывание, наслаждаясь запахом, консистенцией и вкусом. Или погрузитесь во второй половине дня в изготовление баночек с блестками из самых разных материалов: блестки, разноцветные бусины, пищевые красители и масло, кусочки лего. Ремесло «сделай сам» удваивается как творческое упражнение и инструмент осознанности, представляющий успокоение ума.
Практика признательности для детей
Сьюзан Кайзер Гренланд
Ведущая игры:
- Спросите ребенка: «Вы когда-нибудь чувствовали разочарование в чем-то или в ком-то?»
- Спросите: «Что вы при этом почувствовали?»
Признайте их чувства и, если уместно, расскажите о них. - Скажите что-нибудь вроде: «Держу пари, даже когда ты чувствуешь разочарование, в твоей жизни тоже случаются хорошие вещи. Давайте вместе назовем три хороших вещи».
Советы по названию трех хороших вещей:
- Напомните ребенку, что смысл этой игры не в том, чтобы притворяться, что он не расстроен, когда он расстроен. Нужно помнить, что они могут чувствовать две вещи одновременно: они могут чувствовать благодарность за хорошие вещи и одновременно чувствовать грусть, боль или разочарование из-за проблем.
- Если дети или подростки не могут самостоятельно придумать три хороших вещи, проведите мозговой штурм и помогите им найти некоторые из них.
- Когда дети понимают, что в этой игре не нужно заметать свои чувства под ковер, фраза «три хороших момента» может стать игривой и юмористической реакцией на мелкие недовольства, возникающие в семейной жизни.
- Родители могут поощрять детей напоминать им называть Три хороших вещи , когда они застревают на тривиальном разочаровании или незначительном раздражении.
- Чтобы выработать привычку быть благодарным, играйте в “Три хороших вещи” за обеденным столом, перед сном и в другое время, когда семья вместе.
Управляемая осознанная медитация для детей
Когда ваш ребенок освоится с идеей медитации, вы можете предложить ему инструменты для усовершенствования его собственной практики. Вот три управляемые практики, разработанные для детей. Не стесняйтесь присоединиться к вашему ребенку в этих медитациях, если это помогает сосредоточиться.
8-минутная практика замечать положительные моменты
Практика внимательности для детей: возвращение к позитивному — от доктора Марка Бертина
- 8:00
- Прилягте где-нибудь поудобнее . Пусть ваши руки и ноги упадут на землю. Мягко закройте глаза.
- Начните замечать, как меняется ваше тело с каждым вдохом . Каждый раз, когда вы дышите, ваш живот поднимается, а живот опускается. Если проще, положите руку на живот. Или, если хотите, положите туда плюшевую игрушку.
- Каждый раз, когда вы дышите, ваш живот движется. Ваша рука или ваша игрушка поднимается, а затем падает. Посмотрите, сможете ли вы таким образом сосчитать десять вдохов. Вдох, один , выдох, один .
- Если вы сбились со счета, не беспокойтесь об этом. Это нормально и случается со всеми. Вернитесь к тому номеру, который вы помните последним.
- Теперь переключите внимание на свой день . Вдыхая, сосредоточьтесь на своем дыхании, когда ваш живот поднимается вверх. Выдыхая, сосредоточьтесь на чем-то, что сегодня прошло хорошо.
- С каждым вдохом: вдыхая, замечая движение живота, и с каждым выдохом замечая что-то, что сегодня прошло хорошо.
- А теперь представьте что-нибудь о себе, чем вы гордитесь . Вдыхая, сосредоточьтесь на движении живота. Выдыхая, представьте себе что-то, что заставляет вас гордиться собой. Если ничего не приходит в голову, такое иногда случается. Если вы так себя чувствуете, представьте себе, чего бы вы хотели для себя.
- Наконец, вспомните кого-нибудь, кто делает вас счастливым . Прежде чем мы закончим, попробуйте еще одну практику. Вдыхая, обратите внимание на движение живота. А теперь, выдыхая, представьте кого-то, кто делает вас счастливым.
- Когда вы подойдете к концу этой практики , сделайте несколько глубоких вдохов и начните покачивать руками и ногами. Сделайте паузу и решите, что вы хотите делать дальше.
- Нормально иметь мысли, которые заставляют нас чувствовать себя испуганными или плохими. Мы никогда не должны игнорировать что-то важное, но полезно сосредоточиться и на остальной части нашей жизни. Каждый день уделяйте несколько минут тому, чтобы отметить, что получилось хорошо, и посмотреть, что будет дальше.
Упражнения с аудио под руководством для детей
1. Медитация для дошкольников
Эта практика под руководством поможет вам научить вашего ребенка основам внимательности, рисуя на элементах природы. Следите за тем, как ваш ребенок наблюдает за своим опытом и исследует свою внутреннюю силу.
Будь как природа: внимательность для дошкольников — от Скотта Роджерса
- 4:00
2. Медитация для маленьких детей
Медитация сканирования тела — отличный способ помочь вашему ребенку обратить внимание на настоящий момент, особенно когда эмоции или мысли подавляют. Они научатся исследовать ощущения в теле, привнося спокойствие, внимание и признательность в дневные рутины или ритуалы перед сном.
Успокаивающее сканирование тела: внимательность для детей — от доктора Марка Бертина
- 11:39
3.
Медитация для подростковПодростки и подростки могут практиковать осознанность так же, как и взрослые. Тем не менее, практики, ориентированные на эту возрастную группу, часто содержат более привлекательный для них язык. Вот 8-минутная практика, подходящая для детей старшего возраста, в которой используется счет дыханий для развития внимательного осознания.
Считайте свои вдохи: внимательность для подростков — от доктора Марка Бертина
- 8:13
Подпишитесь на наш БЕСПЛАТНЫЙ набор для повышения устойчивости
Практики осознанности для семей и детей
Зарегистрируйтесь сейчас
Помощь детям в преодолении стресса
Практика осознанности может предложить вашему ребенку стратегии управления стрессом, чтобы успокоить его нервную систему. Ниже приведены несколько удобных для детей дыхательных техник, которые вы можете продемонстрировать и выполнять с ними.
5 Практики осознанного дыхания для детей
1.
Дыхание животомПри вдохе живот слегка расширяется; а при выдохе сжимается. Сделайте несколько подходов и вернитесь к нормальному дыханию.
2. Осознанное дыхание
Просто обратите внимание на дыхание и почувствуйте, как оно движется в теле. Вы можете добавить визуальные эффекты и слова, чтобы сделать практику более увлекательной. Например, на вдохе попросите ребенка повторить фразу Я озеро и на выдохе Я спокоен . Эта техника может быть адаптирована для использования любого визуального образа и использует силу воображения.
3. Дыхание медвежонка
Это отличный вариант практики дыхания животом для самых маленьких. Пусть они лягут с плюшевой или мягкой игрушкой на живот и пусть смотрят, как она двигается вверх и вниз, пока они дышат, как будто они укачивают ее, чтобы заснуть.
4. Дыхание по четырем квадратам
Эта практика полезна для детей старшего возраста. Вдохните, считая до четырех. Задержите дыхание на счет четыре. Выдохните, считая до четырех. Задержите дыхание на счет четыре. Сделайте несколько подходов и вернитесь к нормальному дыханию.
5. Базовая практика дыхания с мячом
Вы можете использовать сферу Хобермана — геодезический купол, который можно складывать и разворачивать, — чтобы научить ребенка основам осознания дыхания. Игрушку можно назвать дыхательным шаром, потому что движения купола имитируют движения дыхания: когда купол складывается внутрь, мы представляем, как сокращается выдох; когда купол расширяется, мы представляем, как легкие расширяются на вдохе.
1. Обеими руками аккуратно держите дыхательный шар перед животом .
2. Держите один квадрат на противоположных сторонах поверхности сферы .
3. Сделайте глубокий вдох . По мере того, как ваш живот расширяется, позвольте мячу расширяться вместе с ним.
4. Вдохните довольно медленно , возможно, задержитесь на мгновение в верхней точке вдоха, пока вы полностью расширяете шар.
5. На выдохе позвольте сфере сжаться до минимального размера .
6. Повторить несколько раз . Вы можете даже считать в ритме.
Внимательные советы для родителей
Элиша Гольдштейн и Стефани Гольдштейн
Важно следовать принципу кислородной маски: сначала наденьте свою собственную маску, прежде чем помогать своему ребенку. Чем больше мы узнаем, как быть внимательными сами, тем больше мы можем обратиться к стратегиям осознанного воспитания и ценить способность наших детей присутствовать в каждом моменте.
В воспитании детей необходим набор внутренних навыков — понимание того, что есть, что меняется и что важно в будущем. В повседневной жизни уделяйте время тому, чтобы замечать собственные чувства, делайте паузы перед тем, как ответить, и тренируйтесь слушать.
7 вещей, которые осознанные семьи делают по-другому
1. Примите несовершенство
Вы будете делать ошибки, вы будете ранить чувства своих детей, и вы не сможете проявить себя так, как вам хочется или так, как хотят от вас ваши дети, но ничто из этого не делает вас плохим родителем — это только делает вас человеком. Когда вы сможете перейти в состояние принятия этого, вы сможете перейти к большей легкости и изяществу внутри себя.
2. Слушайте с любопытством
Когда мы делаем паузы и больше слушаем друг друга в нашей жизни, мы можем использовать опыт нашей семьи с установкой на рост. Мы можем рассматривать трудности и победы как возможности для обучения и роста. Вместо того, чтобы осуждать друг друга, мы можем лучше распознавать, когда мы не понимаем, откуда исходит другой человек, наклоняться с любопытством и говорить: «Расскажи мне больше». Или мы можем попытаться встать на их место, чтобы понять их точку зрения, спросив себя: «Почему они могут так себя вести?»
3. Смело общайтесь
Быть ясными и честными друг с другом в отношении того, что вам нужно и что вы чувствуете, в конечном счете является актом доброты, который создает доверие и связь. Это означает, что мы должны встречаться с нашими партнерами и детьми с открытым сердцем и открытым разумом. Он основан на слушании с любопытством и создает пространство, где каждый может чувствовать себя комфортно, чтобы поделиться своими чувствами и потребностями.
4. Практикуйте признательность и благодарность
Хотя слова одобрения могут быть или не быть вашим основным языком любви, мы все хотим, чтобы нас видели и ценили, и есть удивительно простой способ сделать это, который может иметь огромные преимущества — намеренно практиковать быть признательность и благодарность друг другу. Находя время, чтобы поблагодарить наших детей или нашего партнера, когда они опорожняют посудомоечную машину или готовы вовремя, мы можем изменить культуру семьи от требовательной и разочарованной к сотрудничеству и благодарности
5. Прощать себя и друг друга
Практикуя осознанность, мы приходим к пониманию того, что наши ошибки не являются признаком того, что мы неспособны быть людьми. Наоборот, это возможность узнать о неизбежных ловушках жизни, о том, что стоит на нашем пути, и понять оптимальный путь, чтобы вернуться в пространство баланса и связи.
Простая фраза «прости, исследуй и пригласи» может быть чрезвычайно полезной. Если мы согрешили, мы можем установить намерение «простить» себя за этот проступок, понимая, что мы не можем изменить прошлое, помня, что мы несовершенны, и понимая, что мы часто делаем ошибки по незнанию, замешательству или расстроенные чувства.
6. Практикуйте поддержку и щедрость
Наши дети всегда наблюдают за нами, учатся жить в мире и моделируют наше поведение. Поэтому важно, чтобы мы моделировали этот способ существования в мире и включали их в эти действия как можно чаще. Хотите идеи? Вы можете рассмотреть возможность участия в проектах служения в местной школе или организации. Вы можете предложить своим детям сделать картинки или открытки для своих бабушек и дедушек или кого-то, кто болен. Эти маленькие или большие действия являются важным исцеляющим средством в семейной системе, нашей культуре и мире. В конечном счете, связь является краеугольным камнем благополучия, и она начинается в семье.
7. Не забывайте играть и развлекаться
Глупо говорить, что любой из нас забудет развлекаться и получать удовольствие друг от друга, но это встречается чаще, чем вы думаете.