Психология девочки 8 лет: воспитание девочки, мальчика и их особенности
Родителям детей 8–10 лет
Главная
Родителям
Как воспитывать ребенка?
Постарайтесь узнать и поддержать интересы ребенка
- Поговорите с ребенком о том, что его интересует. Интерес может сохраняться только одну неделю, потом может возникать новый интерес, это нормально. Если у ребенка нет никаких интересов, помогите ему найти их.
- Сходите с ребенком в библиотеку за книгами. Найдите журнальные или газетные статьи. Прочитайте их вместе с ребенком. Сходите в такие места, как зоопарк, музей, цирк, театр и т. д. Это поможет развить интересы ребенка.
Попросите ребенка помочь Вам прочитать рассказ
- Попросите ребенка, если он хочет, помочь вам прочитать рассказ кукле, домашнему животному, младшему ребенку или кому-то старшему. Пусть ребенок сам выберет книгу для чтения.
- Делайте это постоянно. Ребенок научится получать удовольствие от чтения.
Смотрите образовательные телевизионные программы вместе с ребенком
- Выберите программу для просмотра. Пусть каждый в семье знает об этих телевизионных программах.
- Постарайтесь не делать больше ничего, когда вы смотрите передачу вместе с ребенком.
- Когда передача закончится, обязательно обсудите то, что вы видели. Поблагодарите ребенка за чувства, которые он или она высказали. Любое чувство ребенка является правильным.
Помогите ребенку научиться делать прическу и одеваться перед тем, как идти в школу
- Ребенок должен научиться сначала чему-нибудь одному. Когда он будет обходиться без помощи взрослых, можно переходить к следующему навыку.
- Утром поднимайте ребенка пораньше, чтобы у него было достаточно времени для подготовки к школе, и можно было обойтись без спешки.
- Держите щетку для волос (расческу) и одежду для школы в таких местах, чтобы ребенок мог взять их сам.
- Скажите ребенку, что он или она большой (большая), и может самостоятельно уложить волосы. Помогите ему, покажите, как это делать. Когда ребенок будет успешно справляться с прической, скажите ему, что это его работа, которую нужно делать каждый день.
- Похвалите ребенка за то, что он делает это сам. Пусть вся семья похвалит его.
- Переходите к следующему навыку – к одеванию.
Помогите ребенку подобрать одежду
- Покажите ребенку, какие виды одежды хорошо смотрятся вместе. Покажите, какие цвета подходят друг к другу.
- Скажите ребенку: «Ты хочешь выглядеть красиво? Это поможет тебе чувствовать себя хорошо и нравиться другим детям».
- Похвалите ребенка, когда он самостоятельно подберет одежду, например, скажите: «Эти рубашка и брюки здорово выглядят вместе».
Говорите с ребенком о его школьных делах каждый день
- Пусть ребенок знает, что вы любите слушать о его школьных делах.
- Говорите с ним о заданной на дом работе. Хвалите работу ребенка, если она сделана правильно.
- Посмотрите, как вы можете помочь ребенку, чтобы он или она делали заданные на дом задачи лучше, например, просматривать правописание и т.п.
Говорите с ребенком о его школьных друзьях и о том, что они делают вместе
- Поговорите о школьных переменах: «Во что ты играл на переменах?»; «Кто играл вместе с тобой?».
- Старайтесь регулярно спрашивать об этих друзьях, называя их имена: «Ты играл сегодня с Ваней?»
- Спросите у ребенка, кто из одноклассников ему нравится.
Выделяйте время для того, чтобы слушать ребенка
- Найдите место, где вы можете говорить с ребенком наедине. Внимательно слушайте, что ребенок говорит. Не спешите. Не отвлекайтесь на другие дела.
- Вы можете спросить об одной или двух вещах для того, чтобы ребенок начал говорить.
- Когда вы беседуете с ребенком, не оценивайте его в этот момент, не говорите, что вы думаете о том, прав он или нет. Просто дайте ему высказаться.
- Если ребенок чем-то расстроен, но не хочет говорить об этом, не давите на него.
- Пусть ребенок знает, что вы будете готовы услышать его историю, когда он или она захотят рассказать вам. Если ребенок оказался не в состоянии рассказать о чем-то сегодня, может быть, он расскажет об этом завтра.
Психологические особенности, которые присущи девочкам 6-9 лет
В статье мы расскажем о психологии девочек: особенности развития в 6-9 лет. Вы узнаете основные психологические особенности, которые присущи девочкам в 6-9 лет в эмоциональном развитии, общении с родителями, учебой, играми и поведением.
Мозг вашего ребенка направляет и программирует рост всего тела. Этот рост означает, что структуры мозга, участвующие в обучении, памяти, двигательном контроле и любой другой функции мозга, были созданы к 5 годам. Эти связи, называемые синапсами, являются основой всех движений, мыслей, воспоминаний и чувств человека.
Детям легко учиться и принимать новую информацию в возрасте 6-9 лет, поэтому, в этот период, следует поработать над убеждениями и картиной мира вашего ребенка.
Рассмотрим по пунктам основные особенности психологического развития у девочек в возрасте 6-9 лет.
Особенности поведения девочек 6-9 лет
К этому периоду у девочки сформировалось четкое понимание того, кто есть она и тот образ, на который она хочет быть похожа. Очень часто примером для подражания становятся герои мультфильмов или сериалов.
В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность.
Есть некоторые особенности поведения девочек 6-9 лет, которые характерны именно в этом возрасте:
- низкая самооценка;
- застенчивость;
- чрезмерное подражание кумирам;
- отказ от публичных выступлений;
- замкнутость.
Также девочки всё больше внимания уделяют своему внешнему виду, стараются быть похожими на маму, примеряют ее одежду и одалживают косметику. В возрасте 6-9 лет появляются первые хобби.
Если родители замечают интерес к какому-то виду спорта или занятию, стоит начать развиваться в этом направлении и помогать ребенку определиться с выбором. Возможно, в дальнейшем, хобби перерастет в профессию и принесет большие плоды.
В этот период для родителей важно показать ребенку его сильные стороны. Это поспособствует развитию уверенности в себе и установлению связи с семьей. Девочка поймет, что родители и близкие — это надежный тыл и им можно доверять.
Общение у девочек 6-9 лет
На этапе 6-9 лет социализация ребенка происходит полным ходом, поэтому этот возраст характеризуется существенным поворотом в дружеских отношениях.
У девочки уже складывается полноценное общение, часто не связанное с куклами и игрушками. Данный возраст позволяет собираться в группы по 2-3 человека, оказывая тем самым свое предпочтение.
Детская психология утверждает, что возраст 6-9 лет проходит через этап очередного кризиса. Особенности общения у девочек 6-9 лет могут заключаться в:
- меняется оценка своего места в социуме;
- новая среда — школа;
- новые социальные связи;
- общественная жизнь.
В этот период родители должны быть внимательны к эмоциональному состоянию девочки и обращать внимание на то, как она контактирует со сверстниками, есть ли у нее друзья, нет ли социальной тревожности при общении из-за страха оценки.
Родители не должны обесценивать чувства и переживания ребенка в эти моменты. Расскажите как это было у вас, как вы нашли первых друзей, с чего начинали.
Важно дать понять ребенку, что не нужно нравится всем, его ценность не в том, что думают о нем другие, а в том, что он просто есть. Общайтесь, советуйте и участвуйте в жизни вашего ребенка, чтобы всегда предложить правильный вектор развития событий.
Эмоциональное развитие у девочек 6-9 лет
С одной стороны возраст 6-9 лет самый простой для родителей, а с другой — он связан с неизбежным началом формирования у ребенка личного “Я”, абсолютно независимого от мамы и папы.
Помогая вашему ребенку справиться с сепарацией сейчас, будет легче в будущем расставаться. Это особенно полезно, если у вашей девочки застенчивый, тревожный или робкий характер, так как она может быть более чувствительной к расставаниям.
Эмоциональное развитие у девочки 6-9 лет имеет такие характерные особенности:
- Адаптация к школьной жизни, регулярным учебным нагрузкам, привык к преподавателю, уверенно чувствует себя в коллективе.
- Девочки 6-9 лет любознательны, настроены на активную познавательную деятельность и освоили некоторые навыки саморазвития.
- Уже определился некий “статус” ребенка в окружающем его обществе. Наблюдается активное общественное, социальное развитие.
- Меняются детские приоритеты, в жизни ребёнка появляются люди, чье мнение способно перевешивать мнение родителей. Это могут быть лидеры среди сверстников, старших детей или чужих взрослых.
Отношения с родителями у девочек 6-9 лет
Поощряйте растущую независимость вашего ребенка. Калифорнийский семейный терапевт Джейн Нелсен, автор книги “Позитивная дисциплина”, считает, что задача воспитания заключается в том, чтобы найти баланс между воспитанием, защитой и контролем вашего ребенка.
Нужно дать ему возможность исследовать, экспериментировать и стать независимым, уникальным человеком. Поэтому позвольте вашему ребенку попробовать что-то новое, например, попробовать другую еду, найти нового друга или покататься на лошади, и не поддавайтесь желанию вмешаться.
Если вы скажете: “Я сделаю это”, это может усилить зависимость и снизить доверие вашего ребенка.
При построении отношений родителей с дочерью 6-9 лет нужно:
- признать для себя важность более независимых отношений вашего ребенка с другими и ослабить хватку;
- предложить вашему ребенку пригласить своих школьных друзей домой, чтобы попытаться наладить контакты с кем-то еще, кроме семьи;
- относиться с глубоким уважением к своему ребенку и без критики при других детях, это тоже поможет сформировать здоровую самооценку.
Игры для девочек 6-9 лет
Одна из самых важных потребностей у девочки в период с 6-9 лет — это общение и принятие. Любая коллективная детская игра выполняет функцию развития навыков общения ребенка со сверстниками.
Основная же задача взрослого — организовать процесс игры так, чтобы ребенок научился правильно пользоваться средствами коммуникации, а также взаимодействовать с другими без проявления агрессии.
Большое значение в развитие навыков общения отводится сюжетным играм, в которых ребенок приобретает и развивает коммуникативные навыки и получает социальный опыт.
Помимо этого, многие сюжетные игры способствуют формированию нравственных и волевых качеств ребенка. Так, существует ряд игр, которые помогут развить у ребенка доброе отношение к окружающим, научат его сопереживанию, взаимопомощи и взаимовыручке.
Формированию волевых качеств ребенка способствуют игры, в которых есть элементы соревнования. Игры для девочек 6-9 лет исходя из основных психологических особенностей:
- спортивные игры;
- командные игры;
- ролевые игры;
- сюжетные игры.
Учеба у девочек 6-9 лет
Ведущей деятельностью девочки в возрасте 6-9 лет становится учеба. Именно во время учебного процесса возникают и развиваются новые психологические функции и качества. В этот период также происходят глубокие изменения в области переживаний.
Отдельные эмоции и чувства, которые испытывала девочка лет четырех, были мимолетными и ситуативными. В возрасте 6-9 лет переживания приобретают новый смысл, их усложнение приводит к возникновению внутренней жизни ребенка.
Кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривлянье, манерность, искусственная натянутость поведения.
Особенности учебы у девочек 6-9 лет:
- появляется новая система отношений “ребенок-учитель”;
- обучение терпению и кооперативности с помощью опыта;
- язык — как средство общения и мышления;
- память ребенка 6-9 лет развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности.
Тревога у девочек 6-9 лет
Детские неврозы — явление не редкое. Факторов может быть много: тип нервной системы, генетика, деструктивные убеждения родителей, черно-белое мышление семьи и так далее. Ребенок, как губка, впитывает всю атмосферу в доме и привыкает к постоянному ощущению опасности. Как результат — высокая тревога с малых лет со всеми вытекающими.
Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха — угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой.
Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.
Что нужно делать родителям в случае выявления тревоги у девочки 6-9 лет:
- доверительная беседа с ребенком о страхах и тревогах;
- спокойная реакция на ответ ребенка о страхах, без критики и порицаний;
- попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха;
- нарисовать страх или инсценировать его в игре, прожить на воображаемом опыте.
Первая менструация у девочек 6-9 лет
Девочка в возрасте 6-9 лет может начать задавать вопросы касательно своего взросления, о том, как изменится ее фигура в будущем, откуда берутся дети. Это нормальные вопросы и естественный интерес, но бывает так, что одними вопросами только не обходится и у ребенка в возрасте 6-9 начинается менструация.
Самые первые месячные в медицине называются менархе. В среднем они начинаются у девочки в 12-13 лет, однако нормой считается также возраст от 9 до 15 лет. Бывают случаи, когда месячные начинаются и в 7 лет.
Стоит поговорить о менструации до того момента как она началась, когда ребенок неожиданно обнаруживает кровь из половых органов, то часто думает, что умирает и боится сказать родителям.
По каким признакам можно понять, что у девочки 6-9 лет скоро начнутся месячные:
- первые белые выделения из влагалища где-то за пол года до начала менструации;
- увеличение груди и бедер, формирование талии;
- появление волос в области лобка и в подмышечных впадинах;
- плаксивость и раздражительность;
- случаи обмороков за пару недель до первых месячных;
- сильная потливость.
Теперь вы знаете психологию девочек и особенности их развития в возрасте 6-9 лет, можете воспользоваться нашими советами и помочь своему ребенку пережить сложные периоды.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Высокочувствительные дети: что делать и как помочь
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему тревожному ребенку сложнее учиться в школе
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Особенности психологии дошкольника: что нужно знать родителям о детях 5-7 лет
Сексуальность и отношения для детей в возрасте от 6 до 8 лет
Когда мы высаживаем наших детей у ворот школы или прощаемся с ними на автобусной остановке, мы надеемся, что главным событием станут три R, но мы знаем, что чтение, письмо и арифметика — не единственные виды образования, которые дети получают в школе. Как давным-давно заметил Ральф Уолдо Эмерсон: «Я плачу школьному учителю, но именно школьники воспитывают моего сына». Учителя, как и родители, оказываются в центре водоворота: подростки, только начинающие свою сексуальную жизнь, могут практиковаться в поцелуях на игровой площадке, держаться за руки в коридорах и играть в «игры», чтобы экспериментировать с различными видами интимного выражения. Как мы можем убедиться, что наши дети управляются с приглашением в различные игры для сверстников, такие как «Играем в дом», а позже «Правда или действие» или «Семь минут в раю»?
Прозорливый подход одного учителя к ситуации может дать понимание нам как родителям. В ответ на слухи о поцелуях детей этот учитель нашел время, чтобы провести «сессию открытого круга». В среде, где они чувствовали себя в безопасности, дети могли честно поделиться своими опасениями и обсудить способы, которыми они пытались исследовать свою сексуальность. Основными сообщениями учителя были: «Слушайся своей совести — и не участвуй в подвигах, которые заставят тебя идти против этого голоса», «Мальчики и девочки могут быть друзьями», «Дети не должны целовать никого, кроме членов семьи» и «Поговорите со взрослым, если вы когда-нибудь почувствуете страх, нервозность или дискомфорт».
Мы можем многому научиться из того, как учитель справился с этой ситуацией. Мы должны признать, что наши дети сталкиваются с проблемами и давлением в школе, которые нам трудно представить. Но наш ответ все еще может быть утешительным: хотя мы не можем присутствовать на игровой площадке или в коридорах, чтобы направлять наших детей, мы можем дать им набор указателей, подобных тем, которые предлагает этот учитель, чтобы они помнили, когда они что-то делают. повторно в ситуации давления. Чем больше мы осознаем давление, с которым сталкиваются наши дети со стороны своих сверстников, тем больше мы можем вооружить их инструментами для исследования своей сексуальности здоровым и ценностным образом.
В начальных классах дети учатся следовать правилам и развивают дисциплину, особенно с помощью спорта. Их растущие тела позволяют им впервые продемонстрировать силу и грацию. Они уже разрабатывают физические модели мужественности и женственности, и вы заметите, что они идентифицируют себя с определенными стилями по мере развития своей личности.
Физический: Хотя это и необычно, у 7- или 8-летних детей нередко развиваются вторичные половые признаки (такие как рост груди и лобковые волосы), поэтому важно, чтобы вы начали говорить раньше, чем раньше. позже об изменениях, которые происходят с нашим телом, когда мы растем. Дети в этом возрасте также начинают брать на себя больше ответственности за собственную гигиену, поэтому вам нужно будет инициировать беседы, соответствующие их физическому развитию, чтобы они были готовы больше заботиться о себе по мере изменения своего тела.
В начальной школе детей часто знакомят с элементарными уроками полового воспитания или естествознания, которые дают конкретную информацию о различиях между мужской и женской анатомией и стадиях репродукции человека. Важно быть в курсе содержания материала, посвященного сексуальности, чтобы вы могли интегрировать свои разговоры, чтобы совместить то, чему ваши дети учатся в школе, с ценностями вашей семьи. Например, в старших классах начальной школы дети начинают догадываться, услышав в классе или на игровой площадке, что половой акт происходит, когда мужчина вводит свой пенис во влагалище женщины. Вы хотите установить связь между этой информацией и вашими собственными разговорами о сексуальности, особенно потому, что дети могут воспринимать сексуальную информацию как секретную, если она также не рассматривается дома. Вы хотите показать, что воспринимаете сексуальность как нечто естественное и поддерживаете их, чтобы они чувствовали себя комфортно.
Эмоциональный: У детей в этом возрасте начинают крепнуть дружеские отношения и часто появляются лучшие друзья. Эти дружеские отношения становятся все более и более важными, когда они становятся старше. Вместе со своими друзьями дети в начальных классах могут участвовать в играх, в которых они играют в «дом», принимая образы «мамочек» или «папочек». Эти игры часто воссоздают предполагаемые гендерные стереотипы: мужчина идет на работу, а женщина остается дома с детьми или готовит ужин. Вы можете понаблюдать за этой игрой и использовать ее как возможность указать, что многие женщины также ходят на работу. а мужчины также заботятся о детях, готовят и убирают.
В начальной школе дети начинают осознавать сексуальную активность, и их реакция обычно выражается легким отвращением: такие вещи, как поцелуи, считаются «отвратительными» (за исключением родителей — мы надеемся). Шутки начинают развиваться вокруг сексуального юмора, и дети будут смеяться (и петь песни) о том, кто кого любит. По мере того как дети выражают весь спектр эмоций и развивают способность думать самостоятельно, родители обязаны обращать внимание на чувства своего растущего ребенка, будь то радость или печаль, удовольствие или смущение.
Родственники: Школа, друзья и занятия все больше и больше уводят детей из дома. В этом возрасте они узнают, что есть разные виды любви (к семье, друзьям и родителям, а также идея «влюбленности»). По мере того, как они расширяют свои определения любви, вы заметите, что они начинают инициировать жесты заботы — от жестов привязанности во время спортивных мероприятий (например, похлопывание товарища по команде по спине) до объятий друга после долгих летних каникул.
Хотя дети в этом возрасте в первую очередь тяготеют к друзьям своего пола, противоположный пол начинает все больше проявляться. Разговоры о подругах и парнях вызывают бурю эмоций в школе, и мальчики начинают догонять девочек и включать противоположный пол в свою сеть осознания — хотя, по общему признанию, они обычно сильно отстают от девочек в социальном сознании.
Социальный: Дети начальной школы начинают понимать различные обстоятельства, которые приводят к браку или разводу. Они замечают, что отношения часто переходят от дружбы к ухаживанию, затем к свиданиям, затем к влюбленности и, наконец, к браку, и они также могут узнать, что наличие детей не обязательно означает, что люди состоят в браке.
Дети младшего школьного возраста начинают учиться справляться с конфликтами и развивать долгосрочные отношения с другими людьми, определяя качества, которыми они восхищаются и которые они желают видеть в друзьях. В это время дети осознают различия в стилях общения и взаимодействия между семьями и отдельными людьми. Это подходящее время, чтобы помочь вашему ребенку разобраться и понять, почему его или ее ценят или не ценят сверстники. Потратив время на обсуждение дружбы и качеств, способствующих здоровым отношениям (таких как доброта, честная игра, великодушие и понимание), вы поможете своему ребенку выработать привычки, которые будут служить ему или ей на протяжении всей жизни.
Духовный : Благодаря знакомству с религиозными традициями, отличными от их собственных, дети начальной школы узнают, что разные религии или системы верований могут иметь разные ценности. Этот возраст — подходящее время для обсуждения ценностей, которые важны в вашей семье, поскольку они связаны с выбором образа жизни и текущими событиями. Частью понимания ценностей является признание того, что выбор людей может иметь широкие последствия. Системы ценностей важны для того, чтобы помочь детям позже понять, почему секс уместен в одном возрасте, а в другом нет. Когда они приходят к пониманию и принятию этих ценностей, они могут видеть, как ценности определяют, воспринимается ли сексуальность как положительная или отрицательная, что ею можно злоупотреблять или использовать ненадлежащим образом, и что с ней нужно обращаться осторожно.
Если вы приложите усилия, чтобы вступить в открытый диалог со своими детьми о ваших ценностях и вашем восприятии Бога, они будут подготовлены к развитию духовной жизни, предоставляя им еще один ресурс (помимо родителей!) для поиска совета в трудные времена, поскольку их духовная связь становится личной.
Риски раннего полового созревания
Тела, меняющие форму. Трещащие голоса. Волосы прорастают в новых местах. Половое созревание по своей сути является неловким переходом, и не только физическим.
«По мере того, как дети развиваются физически, меняется то, как они думают о себе и как люди относятся к ним в социальном плане», — говорит Джейн Мендл, доктор философии, психолог из Корнельского университета.
Для молодых людей, у которых половое созревание начинается раньше, чем у их сверстников, трансформация оказывается особенно опасной, особенно для девочек. Ранние девочки подвержены повышенному риску ряда психосоциальных проблем, включая депрессию, употребление психоактивных веществ и раннее половое поведение, как описала в недавнем обзоре психолог Университета Флориды Джулия Грабер, доктор философии (9).0011 Гормоны и поведение , 2013). Картина для рано развивающихся мальчиков не столь ясна, но данные свидетельствуют о том, что они тоже могут страдать от негативных последствий взросления раньше своих сверстников.
Это вызывает беспокойство, особенно потому, что средний возраст полового созревания у детей во всем мире, похоже, снижается. Средний возраст первой менструации у девочек в Соединенных Штатах и Европе был около 16 лет назад. Сегодня оно ближе к 13, как описала Сьюзен Юлинг, доктор философии, и ее коллеги в статье 2008 года (9).0011 Педиатрия , 2008). Гораздо меньше исследований изучали сроки полового созревания у мальчиков, отчасти потому, что нет четкого объективного маркера полового созревания у мальчиков, сравнимого с первой менструацией у девочек. Тем не менее, некоторые исследования показали, что мальчики тоже могут развиваться раньше, чем предыдущие поколения.
Сложно понять риски, связанные с ранним созреванием. В конце концов, раннее половое созревание — это не разовое событие — это процесс, который может длиться четыре года и более. «Вещи, происходящие в первый год, могут сильно отличаться от того, что происходило в последний год», — говорит Мендл.
Однако, несмотря на сложность, психологи начинают понимать социальные и экологические факторы, которые делают раннее половое созревание рискованным занятием.
Подгонка
Половое созревание — это процесс, запускаемый выделением гипофизом гормонов, которые сигнализируют организму об усилении выработки половых гормонов эстрогена и прогестерона (у девочек) или тестостерона (у мальчиков), запуская развитие вторичных половых признаков . У девочек половое созревание обычно начинается с развития молочных желез в возрасте от 8 до 13 лет и заканчивается менархе или первой менструацией. У мальчиков половое созревание начинается в возрасте 9 лет.и 14, в среднем, начиная с роста половых органов и заканчивая растительностью на лице и пониженным голосом.
«Преждевременное половое созревание» возникает, когда половое созревание начинается в более раннем возрасте, однако риск для психического здоровья, связанный с ранним половым созреванием, характерен не только для детей, достигших половой зрелости до восьмилетнего возраста. Наоборот, проблемы с психическим здоровьем чаще возникают, когда ребенок развивается нормально, но в группе своих сверстников начинает этот процесс одним из первых.
Большинство подростков не хотят ничего, кроме как вписаться, отмечает Мендл. «Это время, когда вы не хотите отличаться от своих сверстников каким-либо образом, формой или формой». Поэтому, когда ребенок развивается раньше, чем его или ее сверстники, это может иметь долгосрочные последствия для психического здоровья, как показывают несколько исследований. В одном недавнем примере Карен Рудольф, доктор философии из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн, и ее коллеги наблюдали за более чем 160 мальчиками и девочками в течение трех лет. Они обнаружили, что девочки, которые повзрослели раньше, чем их сверстницы, имели повышенный уровень депрессии, которая сохранялась на протяжении всего исследования. Они также обнаружили, что, хотя рано созревающие мальчики изначально имели более низкий уровень депрессии, чем более поздние мальчики, со временем у них появились признаки повышенной тревожности, негативного представления о себе и межличностного стресса. К концу трехлетнего периода исследования показатели депрессии у мальчиков были почти такими же высокими, как и у рано созревающих девочек (9). 0011 Развитие и психопатология , 2014).
Другие исследования показывают, что раннее половое созревание особенно тяжело для девочек. У мальчиков раннее созревание было связано как с интернализованными симптомами (такими как тревога), так и с экстернализованными симптомами (такими как употребление табака), а не с полноценными расстройствами. Для девушек не так. Среди девочек-подростков раннее половое созревание связано с более депрессивными расстройствами, расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, расстройствами пищевого поведения и деструктивными расстройствами поведения.
Из этих расстройств «самая четкая и наиболее последовательная связь между ранним половым созреванием и депрессией у девочек», — говорит Грабер. И для многих женщин половое созревание кажется ключевым периодом в развитии депрессии.
«В детстве мальчики и девочки примерно одинаково подвержены депрессии, но взрослые женщины в два-три раза чаще страдают депрессией, чем мужчины», — говорит Мендл. «Это несоответствие не существует в начале полового созревания, но оно закрепляется к середине полового созревания».
Социальное давление
Что делает раннее взросление таким сложным? Когда дети развиваются рано, то, как они действуют и думают, не всегда соответствует тому, как они выглядят. Другие дети и взрослые могут делать ошибочные предположения о том, на что они способны.
«Уровни когнитивного, социального и эмоционального развития этих детей полностью соответствуют их возрасту, но физически они выглядят старше», — говорит Мендл. «Считается, что это несоответствие лежит в основе трудностей».
Культурные особенности могут сделать период полового созревания особенно трудным для девочек. По словам Мендл, половая зрелость сопряжена с особыми проблемами для молодых женщин. «В частности, есть изменения в восприятии себя как сексуально желанной или физически привлекательной, которые особенно важны для девочек в период полового созревания».
Когда девочки рано взрослеют, у них сразу появляется несколько недостатков, говорит Рудольф. Они более негативно сравнивают себя со сверстниками. Они более тревожны и менее уверены в своих отношениях с семьей и друзьями. И они с большей вероятностью будут проводить время с друзьями — часто со старшими приятелями — которые ведут себя рискованно, например, вступают в половую жизнь в раннем возрасте и употребляют психоактивные вещества. Такое влияние сверстников, по-видимому, является основным фактором риска проблем с психическим здоровьем у рано взрослеющих детей, говорит Рона Картер, доктор философии, психолог из Мичиганского университета. «Если вы общаетесь со сверстниками, [которые] ведут себя рискованно, вы, скорее всего, будете вести себя так же», — говорит она.
Родители тоже имеют влияние. Например, говорит Картер, если дети выглядят старше физически, «родители могут предоставить им больше свободы, чем предполагает их хронологический возраст».
Однако родителям малолетних детей не стоит паниковать. В то время как дети, которые рано взрослеют, подвергаются повышенному риску проблем с психическим здоровьем, шансы все еще в их пользу. «Даже среди тех, кто рано взрослеет, подавляющее большинство нормально переживает период полового созревания», — говорит Грабер.
Раннее половое созревание, ранний стресс
Таким образом, ключевой вопрос для исследователей состоит в том, чтобы понять, какие факторы вызывают у некоторых детей негативные последствия для психического здоровья, связанные с ранним половым созреванием, и какие факторы могут их защитить. Но этот вопрос сложен, потому что многие из социальных факторов, которые могут вызвать проблемы с психическим здоровьем, сами по себе связаны с ранним началом полового созревания, а именно стресс в раннем возрасте, отсутствие отцов в доме, высокий уровень конфликтов в семье и более низкий социально-экономический статус. Хотя причины этой связи неясны, ученые выдвинули гипотезу о том, что нестабильная окружающая среда может сигнализировать организму о том, что он станет половозрелым в более раннем возрасте. «Дети, которые проходят через раннее половое созревание, не случайны», — отмечает Мендл.
Некоторые исследования показывают, что раннее половое созревание может усугубить проблемы, связанные с ранними невзгодами, и еще больше повысить риск депрессии и других проблем с психическим здоровьем. «Эти факторы риска могут быть аддитивными», — говорит Грабер. Она обнаружила, например, что семейные факторы и раннее взросление, по-видимому, взаимодействуют, увеличивая риск употребления психоактивных веществ в раннем возрасте ( Developmental Psychology , 2010). Но одни только семейные факторы не полностью объясняют влияние раннего взросления на употребление психоактивных веществ, отмечает она. «Это может быть частью уравнения, но это не единственный фактор».
С другой стороны, некоторые исследования показывают, что раннее половое созревание может быть менее значительным фактором риска для некоторых детей из неблагополучных семей. Мендл и его коллеги недавно исследовали братьев и сестер и близнецов, чтобы изучить взаимодействие между генетикой, временем полового созревания и факторами окружающей среды. Они обнаружили, что девочки, которые были генетически предрасположены к раннему половому созреванию, чаще испытывали депрессивные симптомы, но эта закономерность сохранялась только среди девочек из более высокого социально-экономического положения. Тем не менее, в целом, дети из более низких социально-экономических сообществ имели более высокие показатели депрессии (9).0011 Клиническая психология , 2015).
Чтобы объяснить эту закономерность, Мендл предполагает, что девочкам из этих неблагополучных сообществ приходилось сталкиваться с рядом факторов риска задолго до полового созревания, и, возможно, у них уже развилась неадекватная реакция на стресс. Для детей из более богатых ресурсами семей раннее половое созревание может стать первым столкновением с эмоциональными трудностями.
Тем временем ученые только начинают разгадывать роль расы и культуры. Афроамериканские девочки, как правило, достигают половой зрелости раньше, чем девочки европейского происхождения, при этом средний показатель для латиноамериканских девочек находится где-то посередине, а американки азиатского происхождения развиваются в среднем последними. Но хотя афроамериканские девочки, как правило, развиваются в числе первых, говорит Картер, есть свидетельства того, что они реже испытывают негативные последствия раннего полового созревания, чем их европейско-американские сверстницы.
Хотя исследователи не до конца понимают причины этой разницы, Картер предполагает, что она может быть связана с социальными и культурными ожиданиями, предъявляемыми к молодым женщинам в разных сообществах. «Я думаю, что это как-то связано с контекстом, в котором происходят [пубертатные] изменения», — говорит она. «Как девушки приспосабливаются к этим изменениям?»
Начинается раньше, длится дольше
Пока исследователи добиваются успехов в понимании последствий раннего созревания, есть одна загвоздка: «Раннее половое созревание» трудно определить. Средний возраст начала полового созревания, по-видимому, несколько раньше, особенно у девочек.
Некоторые причины этого изменения могут быть положительными, говорит Кейт Кинан, доктор философии, психолог из Чикагского университета. Улучшение питания, например, связано с более ранним созреванием. С другой стороны, негативные причины, такие как повышенный стресс и ожирение, также связаны с ранним половым созреванием. Исследователи также изучают, могут ли химические вещества, разрушающие эндокринную систему, такие как бисфенол А, соединение, имитирующее эстроген, когда-то широко встречавшееся в пластике, быть фактором, инициирующим половое созревание. Но, не зная, какие факторы определяют эту тенденцию, говорит Кинан, трудно понять, насколько нужно волноваться.
Поскольку риски, по-видимому, связаны с ранним развитием по сравнению со сверстниками, переход к более раннему среднему половому созреванию может не привести к увеличению числа детей, испытывающих психологические и эмоциональные проблемы. С другой стороны, чем раньше у детей наступает период полового созревания, тем меньше вероятность того, что у них разовьются сильные навыки преодоления трудностей.
«Даже несмотря на то, что масса детей переживает период полового созревания в возрасте 8 или 9 лет, меня все равно беспокоит, что это значит с психологической точки зрения, — говорит Мендл.
В отношении продолжительности или «темпа» раннего полового созревания было проделано относительно мало работы, но это тоже кажется важным, говорит Кинан. Ее исследование показывает, что депрессия связана как с возрастом начала полового созревания, так и с темпом перехода ( Journal of Abnormal Psychology , 2014).
Хотя исследователям еще многое предстоит узнать о раннем половом созревании, их результаты уже предлагают подсказки, которые помогут детям ориентироваться на пути к подростковому возрасту. Дети, которые учатся лучше справляться с трудностями, могут быть защищены от некоторых негативных последствий взросления. Лиза Зонтаг Падилла, доктор философии, RAND Corp., и ее коллеги обнаружили, что среди девочек, которые рано повзрослели, те, у кого были более низкие исполнительные функции, и те, у кого была более высокая реакция на гормон стресса кортизол, чаще испытывали дезадаптацию (9).0011 Психопатология развития , 2012).
Рудольф также обнаружил, что детям с ранее существовавшими эмоциональными проблемами, плохими механизмами приспособления и семейными стрессорами особенно трудно справиться с ранним половым созреванием.