Кризис 6 7 лет у детей: Кризис 6-7 лет или «Кризис первоклашки» //Психологическая газета
Кризис 6-7 лет или «Кризис первоклашки» //Психологическая газета
Детские психологи выделяют четыре основных возрастных кризиса: первого года жизни, трех, семи и 13-14 лет. Кризис 6-7 лет или «Кризис первоклашки», как его ещё называют, не обязательно начинается по школьному звонку. Часть детей испытывает его уже в пять лет, к другим он приходит к семи. Поэтому на возраст ориентироваться не стоит. Если до 7 лет ведущая роль в жизни малыша принадлежит игровой деятельности, то к семи годам она сменяется учебной. Таким образом, заканчивается дошкольный период и начинается новый этап в развития ребенка – младший школьный возраст.
Многие родители отмечают, что их ребенок в преддверии школы становится непослушным и упрямым, капризным и раздражительным. Сталкиваясь с возрастным кризисом своего ребенка, чаще всего родители испытывают растерянность. Перепробовав все привычные методы воспитания – от поощрений до наказаний, они с ужасом понимают своё бессилие и чувствуют отдаление ребенка. Что же происходит на самом деле? Как понять своего ребенка и как себя с ним вести в этот непростой период?
Всему виной скачкообразное становление нервной системы. Представьте, что вы только что прокатились на американских горках. Почва уходит из-под ног, в голове сумбур. Примерно так же себя чувствует шестилетка. К этому времени знаний ребенка об окружающем его мире становится достаточно, чтобы понять, что мир гораздо больше, чем до этого представлялось. Если раньше подражать окружающим, играть было достаточно, теперь оказывается, что существуют понятия, которые нельзя потрогать или обыграть. Попытки сделать это приводят к куче сломанных машин и стриженых кукол.
В конце концов все любимые вещи остаются заброшенными, а ролевые игры забытыми. Это не значит, что малыш откажется от похода в детский магазин, не попросит что-то купить. Но теперь игрушка важна ему как статусная вещь. Он хвастает ею перед сверстниками, радуется просто тому, что у него это есть.
На первый план выходит другой вид деятельности: обучение. Ребёнок с жадностью впитывает в себя знания. Круг интересов – книги, познавательные передачи, исследования.
Ребенок внезапно осознаёт, как невелик его кругозор. У него возникает неосознанное подозрение, что взрослые не всё при нём рассказывают.
Отсюда и появляется «прилипчивость». Родители не отпускаются ни на минуту, все «взрослые» разговоры впитываются и анализируются. Попытки занять малыша чем-то другим, «чтобы не развешивал уши», заканчиваются обидами.
Поскольку мир оказался огромным, со множеством неизведанных вещей, появляются страхи. Шестилетний ребенок внезапно осознаёт, что существуют болезни, несчастные случаи, стихийные бедствия. Впервые приходит мысль, что мамы или его самого может не быть. Постепенно он свыкнется с этой мыслью, но в шесть лет подобное открытие просто ошеломляет.
Как проявляется возрастной кризис 6-7 лет?
Основной признак – резкое изменение поведения. Был послушным – стал грубияном.
Появление страхов. Особенно частой является боязнь смерти своей или ближайших родственников.
Чувство потери контроля над ребенком. Вы ни как не можете повлиять на те или иные действия ребенка.
Отсутствие интереса к игре. Дочь клянчила новую куклу, а получив, забросила или тут же испортила.
Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.
Как помочь ребенку преодолеть этот кризисный период?
В сущности, для взрослого критический период развития ребенка оказывается кризисом собственной системы воспитания. Поведение ребенка меняется, и родители обнаруживают, что их прежние методы воспитания уже не работают. Если взрослому удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, то происходит успешное разрешение кризиса. Вот несколько рекомендаций, как вести себя с ребенком старшего дошкольного возраста:
1. Постарайтесь найти баланс между предоставлением ребенку большей самостоятельности (действия ребенка в этом возрасте направляются желанием поступать «как взрослый») и сохранением семейного уклада.
2. Соблюдайте гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. Ребенок должен понимать, что получение новых прав сопряжено с появление новых обязанностей (например, теперь ребенок может сам сходить в гости к другу, но также он может ходить за хлебом в магазин рядом с домом).
3. При негативизме спокойно и твердо настаивайте на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила.
4. Поощряйте расширение сферы интересов ребенка, поддерживайте интерес к миру людей и вещей, организуйте походы в музеи, на экскурсии.
5.Сохраняйте и оберегайте общее положительное отношение ребенка к самому себе. Не сравнивайте неудачи ребенка с успехами других детей.
Кризис 6-7 лет
10.06.2012
В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л. С. Выготский выделил кризис 6-7 лет. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку вдруг становится ясно, что у него присутствуют собственные переживания. Ребенок понимает, что они принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него смысл. Это связано с весьма специфическим новообразованием – обобщением переживания, т. е. меняется отношение ребенка к окружающему миру.
По мнению Л. И. Божович, кризис 6-7 лет вызван появлением новообразования – так называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не задумывался о своем месте в жизни. Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для него актуальными. В данном возрасте у детей появляется осознание своего социального «я». Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость.
Л. И. Божович указывала, что у ребенка в возрасте 6–7 лет появляется потребность в деятельности, которая обеспечивает его социальную позицию. Внутренняя позиция входит в противоречия с той социальной ситуацией, в которой находится ребенок в данный момент. С точки зрения взрослых он еще мал, а оттого беспомощен и несамостоятелен. Но в своих глазах ребенок уже взрослый, а потому может осуществлять социально значимую деятельность. Как считает Божович, в основе кризиса 6–7 лет находится конфликт, который возникает от столкновения появившихся в процессе развития новых потребностей и неизменившего образа жизни ребенка и отношения к нему окружающих людей.
Отношения окружающих взрослых людей не дают возможности ребенку удовлетворить потребности, которые у него появились. Это приводит к возникновению фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются появившимися к этому времени психическими новообразованиями.В старшем дошкольном возрасте дети могут быть подразделены на две группы:
- дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности;
- дети, которые по внутренним предпосылкам еще не готовы к учебной деятельности, находятся на уровне игровой деятельности.
Для детей, принадлежащих к первой группе, кризис 6-7 лет становится следствием необходимости замены игровой деятельности на деятельность учебную. У детей, принадлежащих ко второй группе, негативных симптомов не будет, если не стремиться слишком быстро начать учебную деятельность. Если же дети, принадлежащие ко второй группе, начнут учиться с 6 лет, то произойдет насильственный слом деятельности. Это станет заметно по кризисным проявлениям.
Л. С. Выготский изучал стабильные и критические возрасты. Он указывал, что стабильные возрасты состоят из двух этапов. На первом этапе идет накопление изменений, формирование предпосылок нового возраста. На втором этапе уже имеющиеся предпосылки реализуются, т. е. ведут за собой значительные изменения личности. Выготский считал, что у всех критических возрастов есть трехчленное строение, т. е. они состоят из следующих фаз: предкритической, собственно критической, посткритической.
Кризис 6-7 лет можно рассмотреть согласно знанию об этих фазах.
На докритической фазе ребенка уже не устраивает «чистая» игра как ведущий тип деятельности. Ребенок пока не осознает, с чем связана эта неудовлетворенность. Уже есть все предпосылки для того, чтобы от игровой деятельности переходить к учебной. На докритической фазе начинается период модификации игры, приспособления ее к новым задачам освоения норм, мотивов, целей деятельности. Игра видоизменяется, приближается к имитации деятельности. Существенно изменяются в лучшую сторону отношения между ребенком и окружающими людьми (имеется в виду совершенствование коммуникативных умений и навыков). Идет активный процесс подготовки ребенка к обучению в школе. Во время докритической фазы еще недостаточно сформированы предпосылки перехода от игровой к учебной деятельности. Ребенка вполне устраивает игра, его устраивает позиция, которую он занимает в обществе, т. е. ребенка не тяготит, что окружающие взрослые считают его маленьким. Тем не менее, в процессе общения с друзьями-школьниками, в процессе подготовки в детском саду или дома к школе, а также под воздействием других причин у ребенка формируется субъективное желание пойти в школу.
После модификации игровой деятельности у ребенка проявляется заметный интерес к неигровым формам деятельности, например к конструированию, лепке, рисованию, а затем постепенно ребенок переходит к деятельности, которая положительно оценивается взрослыми людьми. Например, ребенок стремится что-то сделать по дому, выполняет поручения взрослых, желает чему-то научиться и т. д. В данный период у ребенка формируется стремление пойти в школу, он уже имеет определенное представление об учебной деятельности. Но у старшего дошкольника сам переход в школу – событие, которое возможно только в будущем. Соответственно, дошкольник попадает в латентный период. Ребенок готов учиться, но сам процесс обучения еще не начат. Чем дальше отстоят друг от друга сроки готовности и возможности пойти в школу, тем сильнее в поведении ребенка проявляются негативные симптомы.
Критическая фаза характеризуется дискредитацией мотивов игровой деятельности. Они уже практически не интересуют ребенка, у него появляется желание пойти в школу. Ребенок воспринимает себя как взрослого. Его тяготит несоответствие занимаемой социальной позиции и своих устремлений. Для данный фазы характерен психологический дискомфорт и негативные симптомы в поведении. Нередко складывается впечатление, что у ребенка тяжелый характер. Негативные симптомы имеют функцию – привлечь внимание к себе, к своим переживаниям, а также внутренние причины – у ребенка происходит переход на новый возрастной этап. Критическая фаза связана с началом обучения в школе. Ребенок может ощущать, что вполне готов к школе. Ему может быть интересно готовиться к школе, вполне возможно, что у ребенка есть определенные успехи в подготовке к школьным занятиям. Но во время начала обучения у ребенка возникают проблемы. Они могут быть как серьезными, так и не очень, например, замечания учителя, неудачи в выполнении заданий и т. д. После нескольких неудач ребенок уже отказывается идти в школу. Он переживает несоответствие позиции школьника и своих желаний и возможностей. Постепенно у ребенка появляется все больше причин для того, чтобы не желать идти в школу. Ребенку может быть трудно сидеть и выполнять задания учителя, его не устраивает распорядок дня, установленный для школьника. Соответственно, ребенок утрачивает интерес к учебе. Нередко в этом случае родители усложняют ситуацию дополнительными занятиями, которые проводят самостоятельно дома. В поведении ребенка появляются негативные дополнительные симптомы, капризы, упрямство. Только постепенно благодаря игровой деятельности, которая очень важна для ребенка в такой период, и благодаря учебной деятельности, которую ребенок постепенно осваивает, происходит подготовка предпосылок перехода к учебной деятельности.
Посткритическая фаза характеризуется тем, что с началом школьного обучения у ребенка появляется осознание своего нового социального положения. Негативная кризисная симптоматика исчезает, ребенок понимает, что отношение к нему изменилось. Он уже «взрослый», у него есть занятия и обязанности.
У некоторых детей кризис начинается в самом начале школьного обучения. В этом случае схема протекания кризиса будет иной. Посткритическая фаза возможна только при постепенном освоении учебной деятельности. Ребенок постепенно осознает соответствие своих возможностей требованиям в школе, создается мотивация. Первые успехи приводят к тому, что ребенок начинает комфортно чувствовать себя в школе.
Невнимание к ребенку во время кризиса 6-7 лет может привести к риску заболевания неврозом.
Ключевые слова: Кризис, Ребенок
Источник: Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Материалы по теме |
---|
Кризис семи лет Абдурахманов Р.А., История психологии |
Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Симптомы кризиса семи лет Смирнова Е.О., Детская психология |
Феноменология кризиса трех лет Слободчиков В.И., Психология развития человека |
Кризис трех лет Абдурахманов Р.А., История психологии |
Кризис трехлетнего возраста у ребенка Психология развития (детство, юность, молодость): история и проблематика : учебное пособие. .. |
Болезнь как кризисная ситуация Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб… |
Роль матери в развитии ребенка Исаев Д.Н. – Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у… |
5 ключей к преодолению шестилетнего кризиса
4 минуты
Кризисы, которые случаются на протяжении всей жизни, нормальны и необходимы. Узнайте больше о шестилетнем кризисе и о том, как помочь ребенку пройти этот этап.
Последнее обновление: 22 февраля 2021 г.
Жизнь наших детей полна приспособлений и дезадаптаций практически с рождения. Шестилетний кризис — один из кризисов, которые им предстоит преодолеть по мере своего развития.
Детство полно опасностей, дисбалансов, достижений, неудач и т. д. Но почему? Потому что дети должны расти, и на этом пути у них будут взлеты и падения. Кроме того, они откроют свои пределы и все свои возможности. Это этап исследования, и, как и в любом процессе, они учатся на ошибках.
В детстве дети начинают формировать свою личность. Они начинают этот процесс в возрасте шести лет и продолжают в подростковом возрасте. Эти кризисы необходимы вашему ребенку, чтобы понять, кто он такой. Хотите узнать, как помочь ребенку преодолеть шестилетний кризис? Продолжай читать.
Почему дети переживают шестилетний кризис?
С самого рождения мозг ребенка не перестает развиваться. По мере роста их мыслительные способности и способности к действиям увеличиваются, причем очень быстро.
На этом этапе, учитывая потребность в автономии и независимости, они будут отвергать правила и ограничения, которые вы установили в доме. В этот период у них будет гораздо более широкий словарный запас, и из-за этого они оставят позади приступы гнева и неконтролируемый плач. Вместо этого они начнут использовать бранные слова и оскорбления, чтобы выразить свой гнев и разочарование.
В этом возрасте детей очень чувствительны и больше проявляют свои чувства. Нормально видеть, как они прыгают от радости, а затем, через несколько минут, беспричинно злятся на весь мир. Поэтому мы должны быть осторожны с тем, насколько они чувствительны на данном этапе. Мы должны следить за тем, что мы говорим им, как лесть, так и наказание, потому что они могут очень легко обидеться.
Поведение детей во время шестилетнего кризиса
- Они оправдываются.
- Они в плохом настроении без причины.
- Эмоционально нестабилен. Они посмеются, а потом разозлятся.
- Они часто серьезны и задумчивы.
- Они упрямы, мятежны и иногда властны.
- Постоянно жалуются на несправедливость жизни и на то, что их никто не любит.
- Они будут сопротивляться правилам и авторитету.
- Их отношения станут очень трудными.
- Они становятся более активными и динамичными.
- Трудности с принятием решений.
- Они не перестают думать о последствиях своих действий; они не очень вдумчивы.
Такое поведение абсолютно нормально на данном этапе. Мозг шестилетнего ребенка очень незрелый и все еще развивается. Их эмоциональные и когнитивные способности постоянно растут.
Ключи к преодолению шестилетнего кризиса
Во время шестилетнего кризиса родители должны позволить ребенку быть более самостоятельным. Однако им также необходимо установить четкие ограничения и правила, которые помогут им сосуществовать.
Сохраняйте спокойствие
Когда ваш ребенок переживает эмоциональный всплеск, важно сохранять спокойствие. Вы должны понимать, что это часть их развития и что им нужно наблюдать за другими, чтобы научиться управлять своими эмоциями.
Адаптируйте правила и ограничения к возрасту вашего ребенка
Дети постоянно растут, и поэтому методы, которые мы использовали с ними ранее, не принесут им пользы. Они уже умеют делать что-то самостоятельно, и поэтому им нужны новые правила и ограничения, адаптированные к их возрасту.
Будьте последовательны в своих последствиях
Если ваш ребенок нарушает правила, вы должны быть последовательны в своих последствиях за его действия.
Работайте над их привычками и распорядком дня
Очень важно работать над их привычками, так как они начинают ходить в школу. В этом возрасте у них есть школьные обязанности, о которых они должны заботиться. Поначалу это может быть сложно, но установление этого распорядка заставит вас чувствовать себя лучше.
Расскажите ребенку об их эмоциях, слушайте их и сопереживайте им
Поговорите со своим ребенком и сообщите ему, насколько он важен для вас. Слушайте их, когда им есть что вам сказать. Уделите им все свое внимание. Кроме того, когда они расстроены, сядьте с ними, потому что именно тогда они нуждаются в вас больше всего. Помогите им понять свои эмоции, когда они их чувствуют, и поставьте себя на их место. Тогда оттуда все будет намного проще.
Шестилетний кризис, как и все кризисы, которые возникнут в жизни вашего ребенка, является ключевым для его развития. Они должны построить свою личность, и в этом процессе будут взлеты и падения.
Если вы хотите как можно лучше помочь своему ребенку, применяйте эти ключи на практике. Они действительно могут помочь в данный момент. Кроме того, обязательно сохраняйте спокойствие и создайте хорошую атмосферу дома.
Это может вас заинтересовать…
Кризис 7-летней давности: с чем он связан?
4 минуты
Вы слышали о кризисе семилетней давности? Это совершенно нормальный этап в развитии личности ребенка. Сегодня мы расскажем вам то, что вам нужно знать.
Последнее обновление: 16 октября 2020 г.
Кризис 7-летнего возраста — это просто фаза развития, на которой дети начинают формировать собственную личность и личность. В этом возрасте мозг детей претерпевает серьезные изменения, влияющие на поведение, которое они принимают.
Что мы подразумеваем под этим? Какие типы поведения характерны для 7-летнего кризиса? Как нам лучше с этим справиться?
Мы ответим на эти вопросы в следующих строках. Если у вас есть ребенок, который вступает в этот возраст, вам наверняка будет интересно то, что мы должны сказать.
Кризис 7 лет у детей
Мозг ребенка постоянно растет и созревает. На самом деле, в возрасте 7 лет достигает, примерно, размера мозга взрослого человека. На это указывает исследование, опубликованное в Center Londres 94 .
Кроме того, когда наступает этот возраст, процесс миелизации достигает завершения. В то же время происходят важных изменений на физическом, психологическом и социальном уровне. То есть в 7 лет малыши становятся старше и начинают напряженный и долгий путь к половой зрелости.
Таким образом, мы можем ожидать определенных изменений в поведении наших детей. Точно так же не о чем беспокоиться. Помните, что это нормальная часть развития ребенка, широко известная как семилетний кризис.
В 7 лет дети должны познавать мир самостоятельно. В результате они развивают большую степень автономии и независимости. Кроме того, они начинают осознавать себя, а именно:
- Реальный я: Это характеристики, которые человек приписывает себе. Это ответ на вопрос « Кто я? » или « Какой я?
- Идеальное Я: Это относится к характеристикам, которыми человек хотел бы обладать. Это ответ на вопрос « Кем бы я хотел быть? » или « Каким я должен быть?»
Это заставляет их хотеть укрепить свою личность и индивидуальность, чтобы отличаться от других людей. Это включает в себя очень сложный процесс внутреннего поиска и размышления. Этот процесс в сочетании с недостатком зрелости и импульсивного контроля вызывает у детей бунтарское и вызывающее поведение.
Характеристика этой фазы развития
Как мы уже видели, можно считать 7-летний кризис фазой переутверждения личности. На этом сложном этапе обычно наблюдаются следующие виды поведения, которые в большей или меньшей степени могут встречаться у детей:
- Отрицание или неповиновение авторитету (родителям, учителям и т. д.).
- Несоблюдение правил.
- Доминирующие установки.
- Внезапная смена настроения, от смеха к плачу и наоборот.
- Навязывание своей воли другим.
- Частые приступы гнева и гнева.
- Капризное поведение.
- Признаки бунтарства Когда дела идут не так, как хотелось бы.
- Автоматический отрицательный ответ на все, что им предлагается.
- Беспокойное и даже гиперактивное поведение, постоянное движение.
Кажется безнадежным, не так ли? К счастью, в большинстве случаев все эти неадекватные формы поведения со временем исчезают. Вскоре малыши становятся достаточно взрослыми и полностью развивают свои управляющие функции.
Кроме того, вы можете контролировать и изменять такое отношение и поведение с помощью ряда образовательных и педагогических рекомендаций.
Как пережить семилетний кризис?
У вас есть ребенок, который переживает семилетний кризис или приближается к нему? Первое, что вы должны знать, это то, что вы должны наберитесь терпения – это будет сложный этап для вас обоих.
Вот несколько рекомендаций, чтобы наилучшим образом встретить этот этап детства:
- Установите ряд правил , которым необходимо следовать дома, и постарайтесь четко объяснить их.
- Избегайте постоянных и непропорциональных наказаний, потому что они мало или вообще ничего не дадут. Они только разозлят и вас, и вашего ребенка, и вы потеряете контроль.
- Подкрепляйте позитивным образом (лестью, жестами, объятиями и т.