7 лет

Кризис 17 лет возрастная психология: Кризис 17 лет (возрастная психология): кратко и по сути

Кризис 17 лет (возрастная психология): кратко и по сути

Кризис 17 лет – это один из периодов скачкообразного и бурного развития человека, когда вся его жизнь становится совершенно не такой, как раньше. Он связан с глобальными изменениями круга интересов, общения, деятельности. Юноши и девушки постоянно стоят перед выбором, в связи с чем – напряжены и испытывают стресс.

Этому кризису присущи такие признаки, как упрямство, юношеский максимализм, временные нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы. После преодоления кризиса подросток превращается в юношу (девушку): становится более вдумчивым, целенаправленным, логичным и адекватным.

Содержание

  • Определение понятия
  • Причины кризиса юности
    • ЕГЭ
    • Ситуация выбора
    • Ожидания ближайшего окружения
    • Изменение привычной жизни
  • Признаки кризиса юношеского возраста
    • Возникновение страхов
    • Нарушения работы нервной системы
    • Юношеский максимализм
  • Особенности кризиса
  • Риски кризиса юношеского возраста
  • Мои советы родителям
  • Заключение

Определение понятия

Если говорить кратко, то кризис 17 лет в возрастной психологии – это очередной период бурного развития человека, в который он начинает поиск себя, изменяет взаимоотношения с окружающими, приобретает новые цели в жизни и вырабатывает новые для себя стратегии поведения. Несмотря на название, возрастные границы юношеского кризиса – от 16 до 18 лет, в зависимости от жизненной ситуации и развития ребенка.

Причины кризиса юности

Главная причина кризиса юношеского возраста – потребность и необходимость в самоопределении. Юношам и девушкам постоянно приходится сталкиваться с выбором: с кем общаться, чем заниматься, какую выбрать профессию, куда пойти учиться. Такая ситуация – стрессовая для ребенка, поэтому в этот период он находится в напряжении. Наиболее часто старшеклассники и выпускники школы встречаются с проблемами:

ЕГЭ

Выпускные экзамены доставляют школьникам немало хлопот, связанных с выбором предметов и подготовкой к аттестации. Наиболее неприятный момент – неизвестность до самого начала экзамена. Человек готовится по пробным вариантам, но никогда не знает, какой попадется ему в экзаменационной аудитории. Кроме того, на проверку работы требуется 7-14 дней, и все это время выпускнику приходится переживать за свои результаты.

Ситуация выбора

Старший подросток выбирает дальнейший путь после школы, от этого выбора, на его взгляд, зависит вся оставшаяся жизнь. Поэтому его нервная система перевозбуждается при размышлениях о том, куда пойти учиться, кем стать, уезжать ли из родного города или оставаться, какую выбрать форму обучения, совмещать ли учебу с работой или сделать акцент на чем-то одном.

Ожидания ближайшего окружения

Практически от любого ребенка, даже почти взрослого, родители, близкие и друзья чего-то ожидают. Например, что он будет хорошо учиться, сможет успешно сдать экзамены, поступит в престижный вуз. Также общество предъявляет свои требования, которым не так-то легко соответствовать. Выпускника постоянно спрашивают о том, чем он будет заниматься, готов ли к экзаменам, куда собирается поступать, кем хочет работать. Большинство девушек и юношей в кризисе 17 лет еще сами находятся в состоянии неопределенности, поэтому подобные вопросы вызывают у них некоторое напряжение и раздражение.

Изменение привычной жизни

Поступая в учебное заведение после школы или устраиваясь на работу, юноша сталкивается с совершенно новыми для него условиями. Приходится брать на себя больше ответственности, вливаться в новый коллектив, принимать собственные решения, возможно, учиться жить отдельно от родителей, решать свои финансовые вопросы и жилищные проблемы. Период адаптации также оказывается весьма стрессовым.

Все эти ситуации обостряют проявления юношеского кризиса.

Признаки кризиса юношеского возраста

У большинства детей старшего школьного возраста кризис 17 лет проявляется достаточно ярко, поэтому родители вполне могут заметить его самостоятельно, без специальных диагностик. Он характеризуется следующими признаками:

Возникновение страхов

Подросток начинает часто высказывать свои переживания о том, что с ним будет дальше. Его тревожит будущее и все, что с ним связано. Он боится оступиться, ошибиться с выбором пути, не оправдать надежд близких людей, переживает за появление новой ответственности и обязанностей. Если некоторые из страхов реализуются, например, недостаточно высокий балл по ЕГЭ, то ребенок может уйти в глубокую депрессию.

Нарушения работы нервной системы

К ним относятся проблемы вегетативной системы: головокружения, учащенное сердцебиение, нервные тики, скачки давления, диспепсические расстройства, боли в груди и усиление работы потовых желез. Также к невротическим реакциям относятся эмоциональные нарушения: неустойчивое настроение, раздражительность, вспыльчивость, плаксивость, понижение работоспособности, повышение тревожности, усиление самокритики, снижение концентрации внимания, неуверенность в собственных силах и возможностях, пессимизм.

Юношеский максимализм

Так называется симптом кризиса 17 лет, при котором подросток видит мир в черно-белом цвете: для него или все хорошо, или все плохо, ему нужно или все, или ничего. Связан он с нормальной для возраста ригидностью мышления, эгоизмом и недостатком жизненного опыта. К признакам юношеского максимализма относятся:

  • высокая категоричность суждений;
  • упрямство;
  • избыточная самоуверенность;
  • стремление как можно сильнее выделяться среди других людей;
  • завышенные требования к окружающим людям и к самому себе;
  • отсутствие желания идти на компромисс;
  • чрезмерная эмоциональность при спорах и доказательстве своей точки зрения.

Особенности кризиса

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, особенности протекания кризиса юношеского возраста выражаются в изменении трех составляющие личности:

  1. Ведущая деятельность. Из интимно-личностной, бывшей в подростковом возрасте, она превращается в учебно-профессиональную. Человеку в этот период необходимо определиться в жизни, получить профессию, поэтому в норме большинство его личностных ресурсов направляется на обучение и познание нового. Общение со сверстниками отходит на второй план, но не исчезает из жизни юноши полностью.
  2. Социальная ситуация развития. Здесь в период кризиса также происходит огромное количество изменений: круг общения, качество, цели, способы взаимодействий, появляются новые стратегии поведения в конфликтах и спорах, человек учится аргументировать свою точку зрения и успешно работать в команде для решения общих задач. Отношение старших окружающих к юношам и девушкам также становится другим: на них все чаще смотрят не как на детей, а как на взрослых, обращаются на «Вы», больше уважают и позволяют проявить себя.
  3. Возникновение возрастных новообразований ранней юности. Кризис 17 лет завершается новыми качествами личности, среди которых:
  • профессиональное самоопределение;
  • формирование индивидуального стиля мышления;
  • регуляция собственного поведения на основе ценностей и смыслов;
  • формирование логического интеллекта;
  • осознание собственной ценности и индивидуальности;
  • личностное самоопределение.

Противоречием кризиса 17 лет, по концепции Л.С. Выготского является противостояние двух противоположных желаний: общаться и изолироваться. Человеку по-прежнему хочется общения, но для самореализации у него также есть потребность в уединении. Главная его задача – найти баланс между этими явлениями, не потеряв при этом связь с обществом и не отодвинув на задний план реализацию собственных возможностей.

Риски кризиса юношеского возраста

Кризис юношеского возраста в психологии – это нормальный период развития человека, но от того, как юноша или девушка из него выйдет, зависит их дальнейшая жизнь. Иногда кризис оказывается весьма рискованным явлением, причиной чего часто является отсутствие понимающих и здравомыслящих людей рядом, способных адекватно воспринимать происходящее с ребенком и помочь ему с этим справиться.

Одним из неприятных последствий кризиса юношеского возраста может быть неправильное профессиональнее самоопределение. Причины бывают разные: ошибка с выбором, настаивание со стороны родителей; поступление не куда хотелось, а куда взяли или куда пришел без реальной мотивации; поступление «за компанию». Независимо от причин, через 1-3 года обучения человек осознает, что он пошел не по той дороге, по которой ему хотелось. При этом есть два пути: бросить и начать все сначала, или продолжать учиться по специальности, которая не приносит морального удовлетворения. В первом случае зря теряется время и ресурсы на ненужное, как оказалось, обучение, во втором – человек всю жизнь ощущает себя не на своем месте и испытывает постоянный дискомфорт в профессиональной сфере.

Другой риск – возникновение девиаций. В результате постоянного стресса некоторые старшие подростки, по примеру старших родственников или сверстников, могут начать «снимать напряжение» посредством курения, употребления алкоголя и психоактивных веществ.

При проблемах с самооценкой и налаживанием контактов есть риск возникновения трудностей в адаптации к новым условиям: коллективу, преподавателям, формам аттестации и проверки знаний.

Мои советы родителям

Главное, чем могут помочь родители в кризисе юности – дать ребенку больше самостоятельности и ответственности. В этот период человек ждет от родителей понимания, поддержки, доверия и, главное, уважения. Ему идет на пользу прислушивание родителей к его мнению, обсуждение с ним ключевых семейных вопросов, доброжелательные высказывания в правильности выбранного им пути.

Стать ребенку другом в этот период не получится: приятелей он найдет в кругу сверстников. Роль родителя – наставническая, но без навязчивости, чрезмерной требовательности и упреков. Юноша ждет от родителей, что они будут страховать его на случай неудачи, но не станут вмешиваться в его дела без просьбы. К старшим старшеклассники и первокурсники относятся с уважением в том случае, если чувствуют то же самое по отношению к себе. В ином случае в период кризиса 17 лет можно окончательно испортить отношения со своим выросшим чадом.

Заключение

Иногда кажется, что юноша слишком вспыльчивый и агрессивный, плаксивый и депрессивный, неустойчивый и не определившийся, но кризисный период 17 лет – это нормальный этап развития, который обязательно завершится через некоторое время. Это произойдет, когда человек сдаст экзамены, поступит в учебное заведение и адаптируется к новым условиям. В результате успешного выхода из кризиса он сможет более адекватно воспринимать мир, успешно взаимодействовать с окружающими и качественно заниматься своей профессиональной деятельностью.

Понятие кризиса 17 лет

Кризис 17 лет возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Это наиболее тяжелый кризис периода наряду с кризисами трех лет и подростковым.

Большинство 17-тилетних школьников ориентируется на продолжение образования, немногие – на поиски работы.

Выпускники школы, связывающие свои ближайшие жизненные планы с вузом или колледжем, подвержены стрессу, связанному с поступлением и, особенно, со сдачей ЕГЭ. Для тех, кто тяжело переживает кризис, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней.

Отправной точкой теоретических размышлений психологов была романтическая концепция юности, которая была сформулирована Ж-Ж. Руссо. В ней говорилось о стадиальном характере развития человека и о том, что юность занимает в этом процессе особое место.

По мнению Эдуарда Шпранге, юношеский возраст, который тянется у девочек с 13-ти до 19-ти,а у мальчиков с 14-ти до 22-х лет, является стадией духовного развития. Главные новообразования этого возраста, по Шпрангеру, открытие Я, развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни.

Шпрангер делит юность на 2 фазы: 1) 14-17 лет-кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости; 2) 17-20 лет-кризис оторванности, чувства одиночества.

Шарлотта Бюлер уделяла особое внимание разграничению биологического и культурного созревания, которые не совпадают ни по срокам, ни по содержанию. Бюлер выделяет 2 фазы переходного возраста: негативную и позитивную. Негативная фаза начинается еще в допубертатный период. Это период метаний, противоречивых чувств, меланхолии, снижения работоспособности. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, у него появляется новый мир ценностей, он испытывает чувство любви, мечтает.

Важный вклад в понимание юношеской психологии внес представитель гештальтпсихологии Курт Левин.

Он исходил из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой – окружающей ее среды. Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения. Поведение подростка определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью) его положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому.

Жан Пиаже характеризует переходный возраст (12-15 лет) тем, что у подростка созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Усложнение мыслительных действий оказывает важное влияние на все прочие стороны жизни, включая эмоции. Концепция Пиаже получила широкое научное признание. Однако, уделяя все внимание когнитивным процессам, он оставляет в тени развитие мотивационной сферы и эмоциональной жизни ребенка. Сильное влияние на теорию юности оказал психоанализ. Его родоначальник –

Зигмунд Фрейд – выдвинул ряд важных положений о природе юношеской сексуальности эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности.

Эрик Эриксон был самым влиятельным представителем неофрейдизма. Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех автономных процессов: соматического развития, развития сознательного Я и социального развития. Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на 8 фаз, каждая из которых имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития. Для юношеского и взрослого возрастов выделяются следующие стадии.

Юность – характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности. Типичная черта этой фазы – ролевой мораторий. Диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе.

Молодость – характеризуется появлением потребности и способности интимной психической близости с другим человеком, включая сексуальную близость.

Взрослость – характеризуется творческой деятельностью и сопутствующим ей чувством продуктивности. Она проявляется не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство.

Зрелый возраст – характеризуется появлением чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, в отрицательном случае – отчаянием и разочарованием.

Кризис психического здоровья среди молодежи Америки реален и ошеломляет

Первые признаки проблемы начали проявляться примерно в 2014 году: все больше молодых людей говорили, что чувствуют себя подавленными и подавленными. Консультационные центры колледжей сообщили о резком увеличении числа студентов, обращающихся за лечением психических заболеваний.

Несмотря на то, что исследования показали рост симптомов депрессии и самоубийств среди подростков с 2010 года, некоторые исследователи назвали опасения преувеличенными и заявили, что для такого вывода просто недостаточно надежных данных.

Идея о том, что среди молодежи существует эпидемия тревожности или депрессии, «просто миф», написал психиатр Ричард Фридман в The New York Times в прошлом году. Другие предположили, что молодые люди просто более охотно обращались за помощью, когда они в ней нуждались. Или, возможно, работа консультационных центров стала более эффективной.

Но новый анализ большого репрезентативного опроса подтверждает то, что я и другие говорили: эпидемия слишком реальна. На самом деле, рост проблем с психическим здоровьем среди подростков и молодых людей просто ошеломляет.

Эпидемия страданий

Один из лучших способов выяснить, участились ли проблемы с психическим здоровьем, — поговорить с репрезентативной выборкой населения в целом, а не только с теми, кто ищет помощи. Этому способствовало Национальное исследование по употреблению наркотиков и здоровью, проводимое Министерством здравоохранения и социальных служб США.

Было опрошено более 600 000 американцев. Последние тенденции поражают.

С 2009 по 2017 год большая депрессия среди людей в возрасте от 20 до 21 года увеличилась более чем вдвое, увеличившись с 7 до 15 процентов. Депрессия нахлынула 69процентов среди 16-17-летних. Серьезный психологический дистресс, который включает в себя чувство тревоги и безнадежности, вырос на 71 процент среди 18-25-летних с 2008 по 2017 год. процентов больше имели суицидальные мысли. Увеличение было более заметным среди девочек и молодых женщин. К 2017 году каждая пятая девочка в возрасте от 12 до 17 лет пережила тяжелую депрессию в предыдущем году.

Возможно ли, что молодые люди просто стали охотнее признавать наличие проблем с психическим здоровьем? Мои соавторы и я попытались рассмотреть эту возможность, проанализировав данные о фактическом уровне самоубийств, собранные Центрами по контролю и профилактике заболеваний. Самоубийство — это поведение, поэтому изменения в уровне самоубийств не могут быть вызваны большей готовностью признать проблемы.

К сожалению, количество самоубийств в этот период также возросло. Например, уровень самоубийств среди подростков в возрасте от 18 до 19 лет вырос на 56 процентов с 2008 по 2017 год. Также участились и другие виды поведения, связанные с депрессией, в том числе госпитализации в отделения неотложной помощи из-за членовредительства, такого как нанесение порезов, а также госпитализации. при суицидальных мыслях и попытках самоубийства.

Значительный рост проблем психического здоровья в Национальном обзоре по употреблению наркотиков и здоровью наблюдался почти исключительно среди подростков и молодых людей, с меньшими изменениями среди американцев в возрасте 26 лет и старше. Даже после статистического контроля влияния возраста и года мы обнаружили, что депрессия, дистресс и суицидальные мысли были намного выше среди тех, кто родился в середине или конце 19-летнего возраста.90-е, поколение, которое я называю iGen.

Кризис психического здоровья, похоже, является проблемой поколений, а не чем-то, что затрагивает американцев всех возрастов. И это больше, чем что-либо другое, может помочь исследователям понять, почему это происходит.

Изменения в социальной жизни

Всегда трудно определить причины тенденций, но некоторые возможности кажутся менее вероятными, чем другие.

Проблемная экономика и потеря работы, два типичных виновника умственного стресса, похоже, не виноваты. Это связано с тем, что экономический рост в США был сильным, а уровень безработицы значительно снизился с 2011 по 2017 год, когда проблемы с психическим здоровьем росли больше всего.

Маловероятно, что академическое давление было причиной, поскольку подростки iGen в среднем тратили меньше времени на домашнюю работу, чем подростки в 1990-х годах.

Хотя рост проблем с психическим здоровьем произошел примерно в то же время, что и эпидемия опиоидов, этот кризис, похоже, затронул почти исключительно взрослых старше 25 лет. и молодые люди больше, чем любое другое поколение: распространение смартфонов и цифровых медиа, таких как социальные сети, текстовые сообщения и игры.

В то время как пожилые люди также используют эти технологии, молодые люди осваивают их быстрее и полнее, и их влияние на их социальную жизнь становится более заметным. По сути, это радикально изменило их повседневную жизнь.

По сравнению со своими предшественниками, подростки сегодня проводят меньше времени со своими друзьями лично и больше времени общаются в Интернете, что, как показывают исследования, связано с проблемами психического здоровья.

Независимо от причины, рост проблем с психическим здоровьем среди подростков и молодых людей заслуживает внимания, а не отбрасывания как «мифа». Поскольку все больше молодых людей страдают, в том числе чаще совершают попытки самоубийства и чаще лишают себя жизни, кризис психического здоровья среди американской молодежи больше нельзя игнорировать.

Влияние COVID-19 на психическое здоровье подростков и молодежи

Недавний опрос, проведенный ЮНИСЕФ, показывает, что кризис COVID-19 оказывает значительное влияние на психическое здоровье подростков и молодых людей в Латинской Америке и Карибском бассейне.

Экспресс-оценка усилила голоса 8 444 подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 29 лет в девяти странах и территориях региона. В отчете рассказывается о чувствах, с которыми они столкнулись в первые месяцы реагирования на пандемию, и о ситуации в сентябре.

ЮНИСЕФ 2020

Среди участников 27% сообщили о чувстве беспокойства и 15% о депрессии за последние семь дней . Для 30% основной причиной, влияющей на их текущие эмоции, является экономическая ситуация.

ЮНИСЕФ 2020

Общая ситуация в странах и их регионах повлияла на повседневную жизнь молодых людей: 46% сообщают, что у них меньше мотивации заниматься теми делами, которые им обычно нравились. 36% чувствуют себя менее мотивированными к выполнению регулярных обязанностей по дому.

ЮНИСЕФ 2020

Негативное влияние также оказало на их восприятие будущего, особенно в случае с молодыми женщинами, которые имеют и сталкиваются с особыми трудностями. 43% женщин с пессимизмом смотрят в будущее по сравнению с 31% участников-мужчин.

ЮНИСЕФ 2020

Ситуация, вызывающая глубокую обеспокоенность и требующая обращения к национальным органам здравоохранения, заключается в том, что 73% населения почувствовали необходимость обратиться за помощью в отношении своего физического и психического благополучия. Несмотря на это, 40% не обращались за помощью.

ЮНИСЕФ 2020

Эта цифра возрастает до 43% среди женщин. Центры здоровья и специализированные больницы (50%), за которыми следуют центры поклонения (26%) и онлайн-сервисы (23%), являются основными механизмами, куда они обращаются за помощью в случае необходимости.

ЮНИСЕФ 2020

Несмотря на большие трудности, многие подростки и молодые люди нашли разные способы противостоять новым вызовам и справляться со своими эмоциями. Тысячи поделились своей формулой.

Моя формула заключалась в том, чтобы помогать на общественной кухне, чтобы отвлечься и не думать об этой пандемии.
(Игнасио, 15 лет, Аргентина)

Моя формула заключалась в том, чтобы читать и писать то, что заставляет меня чувствовать себя плохо. Во многих случаях я плакал. Я пытался отвлечься рисованием или просмотром сериалов. Covid-19 сильно изменил меня, я даже не узнаю себя.
(Роза, 14 лет, Гватемала)

У всех нас разные возможности для поддержания физического и эмоционального благополучия. Вот почему я не постеснялся попросить о помощи.
(Роберто, 17 лет, Коста-Рика)

Моя формула была такой: я был занят, я больше упражнялся, я сохранял отличный настрой.
(Кристиен, 17 лет, Ямайка)

У меня нет точной формулы. Единственное, я стараюсь не напрягаться, не паниковать и продолжать свой обычный распорядок дня. В конце концов я сказал себе, что стресс наносит больше вреда, чем сам вирус.
(Джеймс, 22 года, Гаити)

Моя формула заключалась в том, чтобы изменить привычки, вставать рано, чтобы быть более продуктивным, самосознание также очень помогает мне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *