7 лет

Игры для детей 6 7 лет на компьютере: Игры для Детей 6 Лет

Исследование представлений детей 6,5-7 лет о компьютерных играх

Автор: Абаленский Артём Сергеевич

Научный руководитель: Абаленская Зоя Витальевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №1 (15) февраль 2018 г.

Дата публикации: 19.03.2018 2018-03-19

Статья просмотрена: 103 раза

Скачать электронную версию

Библиографическое описание:

Абаленский, А. С. Исследование представлений детей 6,5-7 лет о компьютерных играх / А. С. Абаленский, З. В. Абаленская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 1.1 (15.1). — С. 2-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/15/1181/ (дата обращения: 20.03.2023).



 

В статье особое место уделяется проблеме организации игры и развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Результаты проведённого интервью дошкольников, посвящённого выявлению представлений детей 6,5-7 лет о компьютерных играх, помогли ответить на вопросы о наиболее популярных компьютерных играх среди девочек и мальчиков, частоте и способе их использования, а также включенности родителей в процесс взаимодействия дошкольников с ИКТ. В статье приводится рейтинг компьютерных игр среди детей 6,5-7 лет. Дается анализ представлений дошкольников о конкретных компьютерных играх.

Ключевые слова: компьютерные игры, дошкольный возраст, дети 6,5-7 лет, интервью.

 

Сегодня как в науке, так и в практике дошкольного воспитания сложилось весьма противоречивое отношение к детской игре. Реальность такова, что, начиная с дошкольного возраста, дети приобщаются к компьютерной игре. В связи с этим организация игры и развитие игровой деятельности как ведущей в развитии дошкольника становится сложной и важной проблемой [1].

До сих пор ведутся споры о необходимости оградить ребенка дошкольного возраста от компьютерных игр. Нам стало интересно узнать, а что сами дети дошкольного возраста говорят о компьютерных играх, какие именно игры их привлекают и чем?

Целью исследования стало изучение представлений детей 6,5-7 лет о компьютерных играх.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, интервью. Среди большого числа методов исследования в психологии особняком стоит метод интервью, т.к. предполагает высокий уровень включенности исследователя и влияние его личностных качеств на процесс. Относительно нашего исследования, мы считаем, что именно данный метод дает возможность получения наиболее полных и актуальных знаний о предмете исследования.

В исследовании приняли участие воспитанники подготовительных групп МБОУ лицей «Технический» г.о. Самара в возрасте 6,5-7 лет, в количестве 54 человек.

Детям предлагалось выступить в роли интервьюера и ответить на следующие вопросы: «В какие игры на планшете, сотовом телефоне ты играешь?», «Про что эта игра?», «Почему она тебе интересна?». Все ответы фиксировались в протоколе. Сводная таблица ответов детей приведена ниже (Таблица 1). Далее проводилась обработка полученных данных и их интерпретация.

Таблица 1

Название игры

Ответы детей на вопрос: «Про что эта игра?»

Ответы детей на вопрос: «Почему она тебе интересна?»

1

«Говорящий кот Том» (My Talking Tom)

«Эта игра про котика»

«В этой игре кота можно хватать за хвост, трогать, гладить по животику, чтобы он мурлыкал, кормить. Котик умеет ходить в туалет. Котик повторяет забавно слова. Можно играть в мини-игры и зарабатывать деньги, а потом их тратить. Покупать коту костюмы, еду, менять цвет шерсти, менять обстановку в комнате»

2

«Соник Бум» (Sonic Boom)

«Эта игра про синего ёжика, который очень быстрый. Он быстрее всех»

«В этой игре надо бегать и собирать колечки В ней есть разные герои: Соник, Соник XZ, Доктор Эгман, Шедон, Тейлс, Наклс, Эми» «Когда мы выходи на прогулку, то играем в героев этой игры. Бегаем друг за другом»

3

«Лего-Ниндзяго» (Lego Ninja go)

«Эта игра про лего-человечков-ниндзя»

«В этой игре можно бегать, прыгать, драться со злодеями, атаковать сзади, выбирать оружие: сурикены, нунчаки»

4

«Трансформеры» (Transformers)

«Эта игра про роботов-трансформеров- автоботов, которые сражаются с злодеями-десептиконами»

«В этой игре можно выбрать своего героя. Можно сражаться со злодеями, чтобы они Землю не уничтожили. В этой игре есть босы-десептиконы, пока ты сражаешься с простыми, появляются супер опасные, с которыми сложно справиться. Можно переходить на разные уровни»

5

«Черепашки Ниндзя» (Teenage Mutant Ninja Turtles)

«Эта игра про мутантов Черепашек Нинздзя, которые сражаются со злодеями, чтобы они не уничтожили Землю»

«В этой игре надо собирать карточки, на которых изображены герои, их можно добавлять в игру. Есть карточки с пиццей, мутагеном. Можно самому использовать атаки»

6

«Майнкрафт» (Minecraft)

«Эта игра про мир из квадратов, там ничего нет круглого»

«В этой игре всё квадратное и даже Земля. В этой игре надо добывать ресурсы: золото, изумруды, алмазы, руда. Строить дом. У главного героя. Стива, есть кирка, топор, мотыга. Когда наступает ночь, надо спасаться от зомби, скелетов, «криперов». А утром всё нормально. Есть еще мирные жители»

7

«Шедоу Файт» (Shadow Figt)

«Эта игра про ниндзя»

«В этой игре надо сражаться со злодеями и получать деньги. На них можно купить оружие»

8

«Drive Ahead»

«Эта игра про машины. Она называется «Разбей голову противнику»»

«В этой игре надо сразиться с противником. Надо какой-то частью машины попасть в голову противника и разбить ее, за это дают очки»

9

Игры на развитие внимания, памяти, мышления

Не смогли объяснить

«Эти игры устанавливают родители, чтоб мы были умными»

В процессе исследования было выявлено, что 92% детей не умеют пользоваться компьютером, а именно клавиатурой и мышью. 94% детей пользуются сотовым телефоном родителей и планшетом, могут самостоятельно устанавливать приложения с играми.

Анализ данных показал, что и мальчики, и девочки играют в игру «Говорящий кот Том» (My Talking Tom). Детей привлекает в ней то, что веселый питомец повторяет все фразы, сказанные ему его хозяином своим забавным голосом, чем доставляет радость.

Кроме того, кота можно гладить, кормить и играть с ним.

Девочкам, в отличие от мальчиков нравятся развивающие игры. Мальчики готовы в них поиграть только совместно со взрослым, если он их установит. И мальчикам, и девочкам нравятся так же игры, где что-то нужно собирать (монеты, алмазы, цветочки и т.д.), преодолевать препятствия, переходить на следующий уровень. Мальчики самостоятельно устанавливают такие игры как «Соник Бум» (Sonic Boom), «Лего-Ниндзяго» (Lego Ninja go), «Трансформеры» (Transformers), «Черепашки Ниндзя» (Teenage Mutant Ninja Turtles), «Майнкрафт» (Minecraft), «Шедоу Файт» (Shadow Figt), «Drive Ahead». По большей части родители, особенно мамы, имеют слабое представление, про что эти игры и как их воспринимают мальчики. Мальчики. видят в этих играх возможность сразиться с неприятелем («злодеем», «босом» и др.), побывать в разных ролях, заработать награду, им нравится действие (собирать, бегать, прыгать, атаковать). В данном случае компьютерная игра выступает компенсаторным механизмом в жизни дошкольника, которому часто запрещается делать в реальности то, что позволено в виртуальном мире. Как видим из ответов детей, им не так уж и много нужно, а именно побегать, попрыгать, сразиться и получить награду. Возможно, если взрослый в реальной жизни позволит удовлетворить дошкольнику данные потребности, то компьютерные игры станут менее привлекательными. На наш взгляд игры «Шедоу Файт» (Shadow Figt), «Drive Ahead» должны быть под запретом для дошкольников. Мальчики не смогли точно объяснить, про что эти игры, но они достаточно привлекательны для них за счет выраженной агрессии в сюжете игры.

Итак, необходимо глубже изучать механизмы и результаты воздействия компьютерных игр на формирование психических структур и становление личности в дошкольном возрасте. На этой основе создавать квалифицированные психологические экспертные советы продукции для детей.

 

Литература:

 

  1. Батенова Ю. В. Игра, компьютерная игра, игровая деятельность: сравнительный анализ понятий / Ю. В. Батенова // Мир образования — образование в мире. — 2012. — № 2. — С.85–90.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, эта, дошкольный возраст, ответ детей, мальчик, ребенок, игровая деятельность, компьютерная игра, злодей.

Ключевые слова

компьютерные игры, дошкольный возраст, интервью, дети 6, 5-7 лет

компьютерные игры, дошкольный возраст, дети 6,5-7 лет, интервью

Похожие статьи

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст. ..

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.

Значение

игры для дошкольников | Статья в журнале…

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности. ..

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая

Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Дошкольный возрастэто особенный период развития ребенка. В этом возрасте формируется вся психическая жизнь человека и устанавливаются отношение с…

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста

Игра — основной вид деятельности ребёнка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребёнка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребёнок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни…

Игра как основной вид деятельности детей младшего…

Для детей один из главных видов деятельностиигра. Ребенок живет играя. Играэто самостоятельный вид деятельности, в котором малыши ативно вступают в общение со сверстниками.

Влияние сюжетно-ролевых

игр на развитие игровой

игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне; игра как средство приобретения и проработки знаний. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой. ..

Сюжетно-ролевая

игра как средство проявления качеств…

– подбор игр направленных на формирование качеств мужественности мальчиков дошкольного возраста

О. П. Нагель и О. В. Румянцева утверждают, что для формирования основ мужественности у дошкольников, современным педагогам важно определиться со…

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая

С возрастом увеличиваются возможности детей отражать в игре разные события: поездку на море, поход в лес

Сначала малыши приглядываются, во что играет во дворе соседский мальчик.

Игра — одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве.

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст

Игра — одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не

Во что играют современные дети? Наблюдение за свободной деятельностью детей показало, что значительная часть дошкольников в…

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.

Значение

игры для дошкольников | Статья в журнале…

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая. ..

Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Дошкольный возрастэто особенный период развития ребенка. В этом возрасте формируется вся психическая жизнь человека и устанавливаются отношение с…

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста

Игра — основной вид деятельности ребёнка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребёнка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребёнок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни. ..

Игра как основной вид деятельности детей младшего…

Для детей один из главных видов деятельностиигра. Ребенок живет играя. Играэто самостоятельный вид деятельности, в котором малыши ативно вступают в общение со сверстниками.

Влияние сюжетно-ролевых

игр на развитие игровой

игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне; игра как средство приобретения и проработки знаний. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой. ..

Сюжетно-ролевая

игра как средство проявления качеств…

– подбор игр направленных на формирование качеств мужественности мальчиков дошкольного возраста

О. П. Нагель и О. В. Румянцева утверждают, что для формирования основ мужественности у дошкольников, современным педагогам важно определиться со…

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая

С возрастом увеличиваются возможности детей отражать в игре разные события: поездку на море, поход в лес

Сначала малыши приглядываются, во что играет во дворе соседский мальчик.

Игра — одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве.

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст

Игра — одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не

Во что играют современные дети? Наблюдение за свободной деятельностью детей показало, что значительная часть дошкольников в…

Компьютерные игры в жизни дошкольников — Психологическая наука и образование — 2012. Том 17. № 2

Аннотация

В статье отражены результаты психологического анализа компьютерных игр для детей дошкольного возраста. Приводится классификация компьютерных игр, основанная на содержании и действиях играющего. На основе представленной типологии предлагается разделение игр на ролевые, то есть те, в которых играющий принимает на себя определенную роль, и неролевые, в которых играющий либо не принимает на себя роль компьютерного персонажа, либо таковой вообще отсутствует. Авторами предлагается дополнение существующей классификации, а именно введение «обучающих» и «развивающих» компьютерных игр. Проводится анализ достоинств и недостатков компьютерных игр, выделяются их характерные особенности, они сопоставляются с самодеятельной игрой ребенка дошкольного возраста. Отмечается, что для развития дошкольников компьютер может стать обогащающим элементом развивающей предметной среды. Он способствует развитию познавательной активности детей, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности. В заключение обращается внимание, что компьютерные игры в современных условиях представляют собой своеобразную форму освоения действительности, однако лишь дополняют, а не заменяют самодеятельную игру дошкольника.

Ключевые слова: компьютерные игры, дошкольный возраст, самодеятельная игра

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гуляева Е. В., Токарчук Ю.А. Компьютерные игры в жизни дошкольников // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 2. С. 5–12.

Полный текст

Стремительное развитие информационных технологий приводит к снижению возрастной планки юных пользователей компьютеров. Сейчас подавляющее большинство дошкольников уже владеют основными навыками общения с компьютерной техникой. Это общение начинается с компьютерных игр, которые привлекают детей, и они все чаще и чаще стремятся к экрану монитора, нежели к своим собственным реальным игрушкам.

Остается лишь вопрос – как относиться к данной тенденции?

Общеизвестно, что дошкольный возраст – это период, когда фактически складывается личность ребенка. Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра [14], которая определяет формирование основных но­вообразований и способствует наряду с другими деятельностями становлению базисных характеристик личности ребенка. Происходит некий распад прежде совместной деятельности со взрослым. У ребенка возникает потребность «быть как взрослый», ко­торую он реализует в игре. Значимым становится круг сверстников как партнеров по игре. Более того, игра, являясь ведущим типом деятельности, определяет переход на новую возрастную стадию развития ребен­ка. По мнению Л.С. Выготского, «Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития» [3, с. 74]. Из игры формируются различные творческие виды деятельности – конструирование, рисование, восприятие сказки. Возникают и развиваются новые формы общения – внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.

Таким образом, в игре ребенок развивается, учится входить в положение другого человека, прослеживать и понимать ситуацию изнутри, что особенно важно в межличностных отношениях. Ребенок учится выстраивать взаимоотношения со сверстником – сотрудничать, договариваться, слышать его, в чем-то поступаться своими амбициями ради общего дела, а в чем-то настаивать на своем. Все это формируется и оттачивается в игре.

Игра, по мнению С.Л. Новоселовой, представляет собой форму практического размышления ребенка об окружающей действительности [5, с. 8], который как бы играет со своими знаниями и представлениями об окружающем мире. В ее работах подчеркивается, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры [5, с. 36], то есть камешек может стать монеткой для ребенка, играющего в «магазин». Эта способность и является основанием для использования компьютера в качестве игрового средства. Таким образом, при усло­вии, что ребенок будет самостоятельно выстраивать игровой сюжет, нейтральные до определенного времени предметы в компьютерной игре приобретут игровое значение.

Несмотря на то что в литературе можно встретить большое количество классификаций компьютерных игр, единая классификация в настоящий момент отсутствует [2, с. 7]. Наиболее интересной представляется классификация, предложенная Р. Е. Радеевой и Е.О. Смирновой, основывающаяся на общепринятом делении игр по содержанию и действиям играющего. По объему она весьма обширна, в связи с чем в данной статье будет приведена с сокращениями. Авторы предлагают следующее разделение [9].

  1. Головоломки и традиционные игры, перенесенные на компьютер. Группа этих игр разделена на статические и динамические. Первые – это в большинстве своем традиционные, адаптированные для компьютера, а также специально созданные новые компьютерные игры. Динамические же игры и головоломки направлены на развитие логического мышления и сообразительности. В них развиваются также скорость реакции, умение оперативно оценивать изменяющуюся обстановку игры.

  2. Аркады (платформеры). Их задача – управление движением героя игры и проведение его через последовательность лабиринтов, препятствий и т. п. Положение играющего может быть описано как позиция «вне ситуации». Характер героя не персонифицирован, его особенности не выделены и не имеют значения для игры. Герой может быть заменен без изменения смыслового значения игры. Ролевое поведение невозможно из-за отсутствия в ней смыслового плана.

  3. Стратегии. Характеризуются прежде всего четким положением играющего над игровой реальностью – это, как правило, моделирование процессов управления, командования. Роль в стратегиях вводится в начале игры как обозначение позиции, занимаемой играющим. Она изменяется с развитием объекта, но изменяются только титул (долж­ность) и полномочия, т. е. возможности игра­ющего. В такой игре не отражена система че­ловеческих отношений, хотя действие является обобщенным, сокращенным и отражает логику реальной деятельности человека. Важно отметить, что для детей дошкольного возраста более характерны игры с элементами стратегии.

  4. Симуляторы. Их основное отличие в том, что играющий находится внутри ситуации. Здесь, кроме скорости реакции и сенсомоторной координации, становятся значимыми образная память и ориентация в трехмерном пространстве, а также конкретные навыки, соответствующие моделируемой реальности.

  5. Игры-повествования. Они представляют собой игры с непрерывным развивающимся сюжетом. Их можно определить как интерактивное кино или мультфильм, где разворачивающееся на экране действие требует непосредственного вмешательства играющего. Действие отделено от играющего и передается им герою.

Основываясь на данной классификации, все игры можно разделить на ролевые и неролевые.

К первой группе относятся симуляторы, в которых положение играющего обозначается как «внутри ситуации». Подобная позиция обусловливает практически полную идентификацию играющего с персонажем в игре. Игры-повествования также относятся к ролевым играм, но, в отличие от игр-симуляторов, играющий как бы со стороны наблюдает за своим персонажем, управляет его действиями. Такой тип игр предполагает менее выраженное отождествление себя с игровым персонажем. Игры-стратегии представляют собой тип ролевых игр, в которых роль конкретно не обозначена, а воображается играющим, управляющим деятельностью компьютерных персонажей. Ко второй – головоломки, традиционные игры, перенесенные на компьютер, и аркады. Характерной особенностью данной группы игр является то, что играющий либо не принимает на себя роль компьютерного персонажа (как это происходит в аркадах), либо игровой персонаж как таковой отсутствует (в головоломках и традиционных играх, перенесенных на компьютер).

Таким образом, приведенная классификация представляется наиболее удачной, поскольку в ней достаточно подробно описаны типы компьютерных игр; каждый представленный вид компьютерной игры можно охарактеризовать с точки зрения роли; перечисленные виды компьютерных игр рассчитаны на детей дошкольного возраста и старше. Однако важно заметить, что данная классификация включает в себя не все виды компьютерных игр. В этой связи представляется важным ее дополнить.

Во-первых, в ее состав необходимо включить обучающие игры. Они представляют содержание различных предметных областей в наглядной форме, благодаря чему ребенок гораздо успешнее овладевает материалом. Более того, наглядность материала варьиру­ется в зависимости от уровня развития ребенка. Специально разработанные обучающие компьютерные игры, соответствующие возрасту ребенка и его уровню развития, обеспечи­вают поэтапное формирование его пространственных представлений. Однако для благоприятного развивающего воздействия необходимо учитывать следующие условия.

  1. Организация совместной дея­тельности как взрослого с ребенком, так и детей между собой. Такой процесс обучения становится более продуктивным, поскольку дети лучше усваивают способы выполнения задач. Наиболее удачным является попарное объединение детей.

  2. Введение соревновательных моментов отрицательно сказывается на обучении, так как многие дети излишне волнуются и попадают в стрессовую ситуацию.

  3. Для фиксации внимания детей на полученных результатах целесообразно использовать нейтральные по своему влиянию способы – веселая и грустная мелодия, смеющееся и печальное личико и т. п. [7, с. 84].

Во-вторых, в предложенной классификации не указаны развивающие игры, которые формируют у детей произвольное запоминание, внимание и зрительно-моторную координацию. Происходит развитие высших психических функций – восприятия, памяти, мышления и речи.

Развивающие и обучающие игры могут относиться как к классу ролевых, так и неролевых.

Таким образом, компьютерная игра, как и сюжетно-ролевая, является символико-моделирующей деятельностью. Действие, происходящее в ней, нереально, смыслы отдельных действий неясны без понимания правил и условностей игры. Однако важно отметить, что специфическая особенность всех перечисленных видов компьютерных игр – это игра в заранее заданных рамках. То есть перед ребенком ставится конкретная игровая задача, которую он должен решить, действуя в соответствии с заложенной в игру стратегией, используя заданный игровой материал. Помимо этого процесс решения игровых задач непрерывен. Ребенку, только что решившему одну игровую задачу, сразу же предлагается следующая, и так далее. То есть функция целеполагания, постановки игровых задач в данном случае полностью регламентирована компьютерной игрой, элемент самостоятельной активности, творчества ребенка в рамках игры как бы выпадает. И ребенок в реальной жизни оказывается либо неспособным самостоятельно задавать игровые задачи, ставить перед собой цели, либо испытывает с этим значительные трудности [12]. Кроме того, решать игровые задачи оказывается возможным только определенным образом, заданным разработчиками игры. Ребенок не составляет плана своих действий, а лишь методом проб и ошибок достигает поставленную цель. Таким образом, компьютерные игры, за исключением некоторых развивающих и обучающих, не предполагают самостоятельной возможности выбора способов действий, что является необходимым условием для полноценного развития ребенка.

Тем не менее, использование компьютерных игр для развития дошкольников, безусловно, имеет ряд достоинств. Например, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме привлекательно для ребенка, так как подобные игры вызывают у него яркие эмоции. Компьютерные игры становятся увлекательными посредством интеграции аудио- и видеозаписи, тем самым подстегивая непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Помимо этого, если ребенок правильно решает игровую задачу, герои сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.

Кроме вышеперечисленного, играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать и прогнозировать результат своих действий. А.В. Запорожец в своих трудах утверждал, что мышление составляет интеллектуальную базу для развития деятельности. Процесс овладения обобщенными способами действий, т. е. нахождение общего метода реше­ния нескольких схожих игровых задач, приводит к повышению уровня осуществления деятельности. Согласно его концепции амплификации (обогащения), чем выше интеллектуальный уровень, на котором осуществляется деятельность, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности [4].

Компьютерные игры, как и некоторые игры-фантазирования, с одной стороны, позволяют моделировать ситуации, недоступные для дошкольника в повседневной жизни. Но, с другой стороны, данные игры могут приобретать патологическую окраску, в результате чего ребенок как бы приобретает еще одну, но уже виртуальную жизнь, где у него есть возможность бороться с пришельцами, иметь несколько жизней и пр., с чем он никогда не столкнется в реальности. Переживая в течение дня ту или иную ситуацию, произошедшую в компьютерной игре, ребенок тем самым отодвигает на второй план реальные жизненные события.

Однако компьютерные игры не в состоянии заменить традиционную детскую игру, поскольку не удовлетворяют одну из главных потребностей ребенка дошкольного возраста – потребность в межличностном общении со сверстниками. Безусловно, существуют он-лайн игры, позволяющие взаимодействовать со сверстниками, перемещая человека в виртуальную действительность. Но это не реализация потребности, а некое ее замещение, поскольку, во-первых, в компьютерных играх эмоциональный компонент общения со сверстником несколько смазывается и притупляется — выражение эмоций в игре может и не отражать реального настроения играющего. Это значит, что игроки не получат адекватной обратной связи друг от друга. Во-вторых, в общении посредством компьютерной игры полностью отсутствует невербальный компонент (мимика, жестикуляция, пантомимика и т. д.), который существенно дополняет вербальный компонент межличностного общения. В-третьих, он-лайн игры (в отличие от самодеятельных игр, основным содержанием которых является совместная деятельность) основаны на параллельном взаимодействии играющих. Другими словами, он-лайн игра сопоставима с «игрой рядом», когда играющие находятся в общем игровом пространстве, но каждый предоставлен самому себе. Таким образом, в компьютерных играх утрачиваются богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов [11].

Тем не менее, прослеживается тенденция вытеснения компьютерными играми реальной игры из жизни дошкольника. Все больше свободного времени дети проводят за компьютером. В соответствии с данными Между­народной ассоциации игры этому способствует ряд причин [10, с. 29].

  1. Взрослые не понимают важности игры для ребенка. Игра противо­поставляется полезной работе как что-то необязательное.

  2. Безопасность компьютерной игры. Родители опасаются выпускать детей играть на улицу без присмотра. Гораздо легче контролировать ребенка в стенах дома.

  3. Давление образовательных уч­реждений и приоритет обучающих занятий. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра.

А между тем именно игра, возникающая по инициативе ребенка, и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте [6, с. 85]. В процессе ее дети свободно экспериментируют, используя свои знания об окружающем мире. Они самостоятельно выбирают тему игры, подбирают игровой материал, ставят и решают игровые задачи в соответствии со своими собственными замыслами. Именно это и развивает личность ребенка. Игра – это всегда спонтанность, непредсказуемость, активное опробование себя и предмета игры [10, с. 30]. Она не должна быть запрограммированной, соответствовать обязательным правилам или строгому плану. Разыгрывание запланированных в компьютерной игре сюжетов и прямая организация игровых ситуаций не является игрой в полном смысле этого слова и не оказывает необходимого развивающего эффекта.

Так или иначе, полностью исключать компьютерные игры из жизни ребенка не стоит. Но необходимо помнить, что согласно гигиеническим требованиям к организации работы детей и подростков с компьютером детям 3–7 лет можно проводить за компьютером не более 10–15 минут в день [8].

Если вы решили открыть для ребенка мир компьютерных игр, начинать стоит со среднего дошкольного возраста. Однако бывают ситуации, когда ребенок в силу определенных обстоятельств, занятости родителей либо активно проявляемого им интереса к компьютерным играм начинает взаимодействовать с компьютером в более раннем возрасте, тогда стоит подбирать игры с учетом его возраста, содержания игры и индивидуальных психологических особенностей самого ребенка.

В младшем дошкольном возрасте стоит отдать предпочтение играм, направленным на развитие восприятия [1]. Игры этого жанра получили широкое распространение, поэтому нет необходимости рекомендовать конкретные. Можно предложить игры, в которых необходимо собрать целостную картину из нескольких элементов, ориентируясь на образец, либо найти два одинаковых предмета, разложить фигуры разных цветов и размеров по местам. Это развивает не только восприятие цвета, размера и формы предметов, но и мышление ребенка.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до 6–7 лет) рекомендуются разнообразные игры, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картину. Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее определенными персонажами и вместе придумать про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для этого специальные игры (драматизации), в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия, как в мультфильме. Сразу необходимо сделать оговорку: это ни в коем случае не те игры, в которых нужно создать игровой персонаж (выбрать внешность, одежду и пр.) и действовать согласно игровому сценарию, чтобы затем появилась возможность добавить своему персонажу игровые предметы или способности. Это своеобразное «замещение Я» более «крутым» образом, который действует в рамках предлагаемых программой задач. Такого вида игры ни в коем случае не рекомендуются дошкольникам, потому что игровые задачи они должны ставить самостоятельно.

В этой связи бесспорным преимуществом игр-драматизаций над традиционными игровыми компьютерными программами выступает тот факт, что они не подавляют и не деформируют сферу целеобразования ребенка: здесь все игровые задачи ребенок ста­вит себе сам, а не выбирает их из предложенных и тем более не подчиняется каскаду задач, которые ставит перед играющим программа, превращая игрока в послушного исполнителя замыслов ее разработчиков. Ребенок ставит себе игровые задачи сам точно так же, как он делает это в традиционных сюжетных самодеятельных играх, и поэтому такие компьютерные игры не искажают специфику дошкольной игры и не уничтожают ее подлинно развивающей сути [13].

В процессе игр-драматизаций также происходит и развитие ролевых диалогов и бесед, что особенно важно для детей среднего дошкольного возраста. Взрослым следует поощрять любые ролевые высказывания детей, а если они не могут придумать самостоятельно сюжет, необходимо им помочь, включившись в ролевую беседу.

Для детей этого возраста подойдут развивающие и обучающие игры, направленные на познавательное развитие ребенка. В качестве примера можно привести серию игр на развитие памяти, логики, навыков чтения и счета, а также изучение иностранных языков «Баба Яга». Их достоинство проявляется в следующем:

  • во-первых, их герой – популярный персонаж детских сказок;

  • во-вторых, игры этой серии основаны на методике опережающего обучения;

  • в-третьих, здесь используются красочная мультипликация и анимация.

Эти игры озвучены известными актерами, в них используются стихи популярных детских авторов. Данная серия сделана в виде игры-повествования с элементами стратегии, аркад и головоломок. В ней сочетаются как ролевые, так и неролевые формы игры. Возможно, что ребенку-дошкольнику поначалу справиться с ними будет сложно, поэтому играть необходимо вместе с ним: то, что ребенок пока не может сделать самостоятельно, он сможет сделать вместе с взрослым. К тому же совместная деятельность оказывает положительное воздействие не только на познавательное развитие ребенка, но и на детско-родительские отношения.

Таким образом, не компьютер должен управлять деятельностью ребенка, предлагая ему задания, а, наоборот, ребенку важно использовать компьютер как средство для решения своих собственных задач развития. Именно поэтому хороши развивающие и обучающие игры, игры-драматизации, рисовалки, головоломки и т. д. В первом случае компьютер выступает исключительно как тренажер, а во втором позволяет развиваться деятельности ребенка, обогащая его разными способами действий, обогащая его опыт. Компьютер – обогащающий элемент развивающей предметной среды. Он является средством, которое способствует развитию познавательной активности дошкольников, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности, благодаря развитию регулятивных способностей (т. е. подчинению правилам) и возможности коммуникативного взаимодействия в игре. Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения окружающей действительности. Однако важно отметить, что они должны лишь дополнять, а не замещать самодеятельные игры.

Литература

  1. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Виды компьютерных игр // Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994.
  2. Войскунский А.Е. «За» и «против» компьютерных игр / Войскунский А.Е., Аветисова А.А. // Игра, обучение и Интернет. М., 2006.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
  4. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
  5. Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления. Дисс. … д-ра психол. наук. М., 2002.
  6. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3.
  7. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».
  9. Радеева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры. Электронная версия: http://www. childpsy.ru/lib/articles/id/10345.php
  10. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Право на игру // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. № 1.
  11. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М., 2005.
  12. Трифонова Е.В. Становление дошкольника как субъекта деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения (теория и практика деятельностного подхода) // Детский сад от А до Я. 2011. № 2.
  13. Трифонова Е.В. Режиссерские игры детей дошкольников. М., 2011.
  14. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Гуляева Евгения Владимировна, сотрудник Научно-исследовательского института дошкольного образования им. А. В. Запорожца, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Токарчук Юлия Александровна, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0690-0694, e-mail: [email protected]

Лучшие компьютерные игры для детей

Быстрые ссылки

  • Видеоигры для детей от 2 до 4 лет
  • Видеоигры для детей от 5 до 7 лет
  • Видеоигры для детей от 8 до 9 лет
  • Видеоигры для детей от 10 до 12 лет

Трудно выбрать подходящие видеоигры для детей! Вариантов так много, а времени почти нет; вы вряд ли сможете играть в каждую игру для своего ребенка заранее, чтобы сказать, все ли в порядке.

СВЯЗАННЫЕ: Лучшие ролевые игры для детей

К счастью, мы здесь, чтобы помочь. Компьютерные игры предлагают широчайший выбор доступных игр, и мы здесь, чтобы рассказать вам о некоторых из них, которые понравятся вашим детям.

Обновлено Габриэль Хьюстон от 28 января 2023 г.: Компьютерные игры не всегда приходят на ум, когда вы думаете о детях, играющих в видеоигры, особенно с учетом того, что такие платформы, как Nintendo, позиционируют себя как удобные для всей семьи. , но не забывайте о своем компьютере совсем! Там есть много игр для детей, и вам даже не придется покупать новую консоль, чтобы играть в нее.

Видеоигры для детей от 2 до 4 лет

Dorfromantik

Dorfromantik — это очаровательная игра-головоломка, в которой вам предстоит самостоятельно построить небольшую долину . Механиков, которые нужно освоить, очень мало — вы просто поворачиваете плитку и щелкаете, чтобы разместить ее!

В игре есть множество режимов для любых действий игрока, но базовые настройки сложны, но при этом достаточно увлекательны, чтобы удерживать внимание ребенка.

Minecraft

Можно ли вообще говорить о компьютерных играх для детей, не упоминая Minecraft? То, что начиналось как дружелюбная, уютная, немного сложная инди-игра, превратилось в франшизу стоимостью в миллиард долларов, признанную во всем мире!

Надо признать, что популярность оправдана. Если вы хотите познакомить ребенка с видеоиграми, вы не ошибетесь, начав с Minecraft, приключенческой игры на выживание, в которой вам нужно делать все, что вы хотите, в песочнице с открытым миром.

СВЯЗАННЫЕ С: Лучшие ритм-игры в Steam

Видеоигры для детей от 5 до 7 лет

Космическая программа Kerbal

Космическая программа Kerbal просит вас помочь маленькому инопланетному виду (Kerbals) построить свой космический корабль! Реалистичный физический движок определяет, оторветесь ли вы от земли.

Как и некоторые другие в этом списке, в игре есть несколько различных режимов, которые можно адаптировать под каждого. Если ребенок в вашей жизни не является поклонником основного режима истории, вы всегда можете использовать режим творческого стиля и просто построить самые крутые ракеты, какие только сможете!

Переварено! 2

Вы покупаете ребенка, который любит вызовы? Если это так, вы обязательно сорвете джекпот с Overcooked! игры. Они помещают игрока в роль шеф-повара на очень хаотичной и популярной кухне, пытаясь выполнить все их заказы. (Не спрашивайте нас, почему кто-то хочет купить гамбургер с кузова движущегося грузовика.)

В игры можно играть в одиночку или совместно — полностью зависит от вас, хотите ли вы услышать все крики, которые раздастся, когда кто-нибудь играет вместе. В любом случае, вы обязательно получите удовольствие!

Potion Craft

В игре Potion Craft вы играете за алхимика, который только что открыл свой собственный магазин! Покупая травы и другие ингредиенты у местных торговцев, вы постепенно создаете книгу рецептов, полную зелий для лечения недугов, позволяет людям летать, погружать их в глубокий сон и многое другое.

Potion Craft начиналась как инди-игра с ранним доступом, , но официально вышла в декабре 2022 года. Тем не менее, она часто получает бесплатные обновления, которые делают игру еще интереснее! Игровая механика довольно проста для понимания, как только вы освоите ее, и нет таймера, чтобы добавить давления или стресса, поэтому у детей младшего возраста не должно возникнуть проблем с игрой после того, как они освоят основы.

СВЯЗАННЫЕ: Лучшие игры с открытым миром для детей

Видеоигры для детей от 8 до 9 лет

Portal 2

Не обманывайтесь цифрой в названии; вам не нужно играть в Portal, чтобы насладиться Portal 2. Как и его предшественник, , это игра-головоломка, в которой вы используете специальную пушку, чтобы стрелять в порталы, которые переносят вас на огромные расстояния в мгновение ока.

Пока вы решаете эти ожидающие разума испытательные камеры, вам также придется смириться с роботом, который за всем присматривает, ГЛаДОС. Ее сухое чувство юмора (наряду с некоторыми другими персонажами, представленными в этой игре) является одной из причин, по которой Portal 2 так любим.

Sea Of Thieves

Многие дети мечтают когда-нибудь стать пиратами. Благодаря Sea of ​​Thieves они действительно могут воплотить в жизнь свои мечты! Этот эксклюзив для Xbox — это то, от чего вы никогда не захотите отказываться, как только почувствуете вкус открытого моря и собственного корабля под ногами.

Вы будете заниматься всеми лучшими пиратскими делами: совершать набеги на древние крепости в поисках добычи, сражаться со скелетами, собирать награды и даже совершать набеги на корабли других пиратов! В конце концов, другие люди могут играть в ту же игру, что и вы, так что вам нужно быть осторожным, куда вы плывете.

Castle Crashers

Castle Crashers — это дурацкая игра в жанре hack-and-slash с боковой прокруткой , которая пользуется популярностью уже более десяти лет! Он был разработан The Behemoth, теми же людьми, которые работали над Alien Hominid и Battleblock Theater. Их отличительный художественный стиль невероятно изобретателен, и вы никогда не устанете смотреть на него!

По общему признанию, Castle Crashers во многом основан на юморе о горшке, что делает его более подходящим для детей, чем для взрослых. Взрослые определенно все еще могут получить удовольствие от этого, и чувство юмора у всех разное, но это, скорее всего, найдет отклик у молодых людей, которые только открывают для себя то, что может предложить мир юмора, и все еще получают удовольствие от пукнуть. шутки каждый раз.

Stardew Valley

Stardew Valley — игра-симулятор, в которой вы играете за фермера, который только что переехал в маленькую деревню, подальше от большого города. Ваше время уходит на расчистку фермы, выращивание растений, знакомство с местными жителями, изучение ближайших заброшенных шахт и многое другое.

На первый взгляд эта игра может показаться скучной, но мы обещаем, что в ней есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Что-то в монотонности сбора урожая и посадки новых культур, ловли сезонного улова и ежедневного общения с друзьями действительно освежает.

СВЯЗАННЫЕ: Самые требовательные к графике компьютерные игры

Видеоигры для детей от 10 до 12 лет

Dave The Diver

Dave the Diver — это чудесная творческая игра с ранним доступом, в которой игрок играет роль подводного исследователя! Днем вы будете спускаться под воду, ловить редкую и экзотическую рыбу и, честно говоря, просто наслаждаться видом. Ночью вы используете свой улов, чтобы управлять суши-рестораном и радовать своих клиентов.

В своем обзоре для TheGamer Райан Бэмси похвалил великолепный художественный стиль игры и выброс адреналина , который он получил во время опасных путешествий в глубины океана. Вы должны сбалансировать свой кислород с вашими действиями там, поэтому вам действительно нужно расставлять приоритеты, а иногда и принимать важное решение о том, делать ли еще что-то или подняться наверх подышать воздухом.

Stellaris

Stellaris — это управленческая игра, а это означает, что вы можете любить или ненавидеть ее. Тем не менее, люди, которые любят это, просто не могут насытиться. В общем, представьте, если бы в играх Civilization у вас было управляет целым скоплением звездных систем в галактике, , а не одним жалким правительством на Земле.

Подружитесь ли вы с другими галактическими империями или завоюете их, зависит от вас, но все это приводит к одному: кризису финальной игры. Насколько хорошо вы справитесь с этим, будет зависеть от того, насколько грозной, опасной и защищённой вы сделали свою империю.

Наша жизнь: Начало и всегда

Наша жизнь: Начало и всегда — визуальная новелла. Это означает, что игрок просто выбирает варианты диалога по мере развития сюжета. Вам отведена роль местного жителя городка Сансет Берд, который только что встретил мальчика, который переехал вниз по улице: Коув.

Пока вы с Коувом будете расти вместе, вы столкнетесь со всеми испытаниями и невзгодами жизни. Коув может стать влюбленным в детстве, партнером на всю жизнь, старым лучшим другом или просто знакомым, все зависит от вашего выбора. То, каким вырастет Ков вместе с другими персонажами истории, тоже будет зависеть от вас.

Psychonauts

Psychonauts — культовая классическая игра, впервые вышедшая на оригинальной Xbox. Тем не менее, с версией, легко доступной на ПК, и наконец выпущенной второй игрой, нет причин, по которым вы не должны представлять ее следующим поколениям.

«Психонавты» рассказывает о маленьком мальчике по имени Раз, который убегает из своего семейного цирка, чтобы посетить тренировочный лагерь для детей-экстрасенсов. Затеваются шутки, когда он понимает, что другие дети, кажется, сходят с ума… в буквальном смысле!

NEXT: Лучшие аксессуары для ПК

Скачать детские игры для Windows 7

  1. Zuma — это пробная версия игры-головоломки «три в ряд», разработанной PopCap Games. В этой популярной и очень захватывающей аркадной игре вы управляете лягушкой, которая может…

  2. Tux Typing — бесплатная настольная программа, разработанная для того, чтобы научить детей печатать в увлекательной и увлекательной форме. Пользователей знакомят с Tux, пингвином Linux, и…

  3. Raft для Windows — увлекательная игра на выживание и рукоделие, подходящая как для детей, так и для взрослых. Это морское приключение в открытом мире, в котором вы окажетесь на плоту в…

  4. Tux Paint — бесплатная программа для рисования для компьютеров и ноутбуков, специально разработанная для детей. Весь набор кнопок находится на главном экране, чтобы…

  5. Fall Guys: Ultimate Knockout — это платная онлайн-игра в жанре «королевская битва», которую вы можете загрузить на свое устройство Windows. В игре на выживание вы сражаетесь с 59игроки,…

  6. Feed and Grow: Fish — это платная игра-симулятор выживания и водных видов спорта для пользователей Windows. Разработанная Old B1ood, игра предлагает многопользовательские функции наряду с…

  7. Коллекция Sonic Dreams Collection была создана Арчи Пракашем и Arcane Kids как неофициальный сборник игр Sonic для ПК. Некоторые из игр…

  8. Toca Kitchen 2 — популярная детская кулинарная игра, в которой игроки могут экспериментировать с приготовлением различных блюд и подачей их гостям. Как кулинарная игра…

  9. Struckd — это инструмент для создания 3D-игр, который позволяет пользователям создавать свои собственные игры, не разбираясь в сложном программировании, а затем делиться ими с…

  10. GCompris — это мощная пробная версия игры для Windows. , которая относится к категории компьютерных игр с подкатегорией «Детские игры» (точнее, «Образовательные») и…

  11. Animal Jam — бесплатная игра для Windows, входящая в категорию компьютерных игр с подкатегорией «Детские игры» и созданный National Geographic. Из…

  12. Toontown Online — это массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра (MMORPG), разработанная студией виртуальной реальности Disney. Здесь вы будете создавать и…

  13. LEGO® STAR WARS™: The Force Awakens — Deluxe Edition основан на фильме «Пробуждение силы», и да, в нем есть огромный спойлер к фильму (который…

  14. KIDS — это приключенческая игра, разработанная Playables и изданная Double Fine Presents.В игре очень сюрреалистичная и жуткая атмосфера в том смысле, что она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *