6 лет

Занятие по математике для детей 5 6 лет – (56 ) . , – .

Занятие по математике для детей 5-6 лет «Друзья»

Программное содержание: расширять знания об окружающем, учить детей ориентироваться в пространстве; познакомить с количественным составом числа 4 из единиц и из двух меньших чисел; учить составлять множество из четырех единиц и выделять его элементы; сравнивать два множества; закрепить знание цифр; формировать умение делить целое по части и составлять целое из частей; развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход занятия по математике

Воспитатель обращает внимание детей на одежду своего товарища, на его прическу, обувь и другие особенности внешнего вида.

Игра «Во что одет твой товарищ»?

Дети становятся парами, лицом друг к другу, запоминают особенности внешнего вида стоящего напротив. После этого дети по команде воспитателя отворачиваются друг от друга и отвечают на вопросы воспитателя по очереди.

Затем воспитатель приглашает детей сесть за столы.

— Ребята, помните, недавно шел снег и его выпало так много, что можно было кататься на санках. И мы катались. Но санки у нас были всего одни. Мы катали друг друга по очереди и не ссорились. Как, ребята, можно назвать детей, которые играют вместе, делятся игрушками и не ссорятся? (Друзьями).

— Вот сейчас я расскажу вам стихотворение про друзей, которые играли на снегу, а потом:

Повалился в снег Алеша,

А потом — Сережа,

А потом—Маринка,

А за ней — Иринка»

— Сколько на снегу детей? (4)

— Давайте нарисуем на листе бумаги детей, но обозначим их так: Алешу— треугольником, Сережу — кружком. Маринку — прямоугольником, а Иринку — квадратом.

Воспитатель показывает на мольберте, как правильно нужно расположить изображение.

«Сколько всего детей? (4). Обведем их графом. Сколько Алеш? Сколько Сереж? Сколько Иринок? Сколько Маринок? (1).

Напротив каждого изображения воспитатель ставит цифру 1», подводит итог:

— Значит, 4 — это: 1, 1, 1, 1.

Затем дети рисуют такой же граф у себя на листах бумаги. Для закрепления воспитатели повторяет те же вопросы.

Далее идет следующее задание:

— Ребята, скажите, сколько надо взять карандашей разного цвета, чтобы каждому досталось по одному? (4).

Воспитатель рисует на мольберте следующий граф, рядом с предыдущим.

— Скажите, сколько всего я изобразила разноцветных карандашей?

Сколько красных? Сколько синих? Сколько зеленых? Сколько черных? Значит, 4 — это: 1,1,1,1.

Дети рисуют такой же граф у себя на бумаге. Воспитатель предлагает проверить, всем ли досталось по карандашу, провести стрелочки от каждого ребенка к цветному кружочку.

Затем дети переворачивают лист на другую сторону. Он разделен вертикальными линиями на три части. В первой — воспитатель предлагает изобразить детей из стихотворения в ряд,

— Сколько было детей? (4). Ставим цифру 4. Сколько было Мальчиков? (2). Ставим цифру 2. Обведем их графом и обозначим каждый граф цифрой 2, Так что же такое 4? (Это 2 и 2)

— Играли дети в снегу, а потом пошли домой и вынесли, на улицу:

Алеша, Сережа и Маринка — санки, а Иринка — лыжи. Сколько вещей вынесли дети? (4). Нарисуем граф. Сколько было санок? (3). Обведем новым графом и поставим цифру 3. Сколько было лыж? (1). Так что это такое 4? Это 3 и 1. Дети выполняют это задание у себя на листах.

— Поиграли дети с санками и лыжами, надоело им. Они пошли домой и вынесли: Алеша — клюшку, а Иринка, Маринка и Сережа — коньки. Сколько вещей вынесли дети теперь? (4). Рисуем гpaф, Обозначаем цифрой 4. Сколько было клюшек? (1). Сколько было коньков? (3).

Дети рисуют граф, ставят фишки с цифрами. Вместе с воспитателем подводят итог:

— Значит 4 — это 1 и З. Молодцы, ребята, правильно справились с заданием. А теперь давайте отдохнем, поиграем в интересную игру. Тихонько встаньте из-за столов и. подойдите ко мне. Игра называется «Сложи картинку» Это игра-эстафета. Нужно внимательно сосчитать кружочки на карточке и положить карточку изображением вверх на ту клеточку, где стоит такая же цифра. Если все выполнят задание правильно, то получится большая картина.

Воспитатель предлагает детям разбиться на две команды и по очереди бегут до картины и выкладывают каждый свою карточку. После игры воспитатель подводит итог и хвалит детей, а также отмечает ошибки. Игра проводится 2 раза.

Затем воспитатель предлагает детям сесть на ковер, отдохнуть и поговорить.

Проводится игра «Кто больше назовет действий».

— Ребята, какие вы знаете профессии? (Дети называют). А теперь я назову профессию, а вы будете называть действия, которые выполняют люди данной профессии. Каждый называет по одному действию. За правильный ответ я дам фишку, а в конце игры мы подсчитаем, сколько у кого фишек. Победителем будет тот, кто наберет больше всех фишек.

— Молодцы, ребята, все вы много знаете, А сейчас давайте сядем за столы. У вас на столах лежат конверты, в которые Незнайка положил разрезанные картинки. Он их перепутал и не знает, как правильно сложить. Давайте мы ему поможем.

Дети складывают разрезные картинки, рассказывают об изображенном сюжете из сказки.

— Молодцы, ребята. А теперь Я приглашаю вас на ковер. Представьте, что вы — легкие снежинки. Полетели снежинки плавно по воздуху, закружились, Плавно, и спокойно опустились снежинки на землю и лежат неподвижно. Расслабились полностью. А теперь спокойно встаем. Посмотрите глазками на  меня. Вот и подошло к концу наше с вайи занятие» Все молодцы, занимались хорошо.

И. Житко

vscolu.ru

годовой план упражнений по возрасту

Содержание статьи

Сегодня  требования к уровню знаний будущего первоклассника чрезвычайно высоки.  Для того чтобы ребенок легко осваивал программу начальной школы, родители и воспитатели детских садов проводят подготовительные занятия по математике для детей 5 лет. Основная задача взрослых – сделать правильную выборку тем для изучения, грамотно и в игровой форме объяснить, закрепить полученные знания, перевести их в умения и навыки.  Математика относится к базовым дисциплинам в школе. Ее азам малыша начинают учить в возрасте 4 лет. К 6 годам накапливается багаж знаний, необходимый для успешной адаптации на школьных уроках.

Принципы обучения

При знакомстве маленьких детей с математикой важно следовать нескольким принципам, позволяющим грамотно построить процесс обучения.

  1. Поэтапность. Ребенок только начинает пробовать себя в новой роли ученика – бесполезно требовать от него усвоения всего материала целиком. После каждой пройденной темы следуют занятия на закрепление и повторение ранее пройденного материала. Уровень сложности темы, упражнений также должен быть обоснован.
  2. Комплексность. Математика для детей 5 лет включает в себя не только правила счета, сложение, вычитание, но и задачи на логику, умение ориентироваться в пространстве, знание геометрических фигур и т. д.
  3. Позитивное подкрепление. Похвала важна для малышей. Так они имеют стимул к решению задачи и радуются первым успехам.
  4. Доступность. Не все дети быстро осваивают материал. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания по математике, лучше предложить другое упражнение, с которым он справится.
  5. Предметность и наглядность. Малыши не сразу начинают считать «про себя». Долгое время им необходимо визуальное подкрепление.
  6. Ненавязчивость.
    Любое упражнение предлагается в форме игры и не носит обязательного характера. Основная цель – заинтересовать и объяснить. Если ребенку неинтересно, он не воспримет информацию должным образом.

Программа обучения

Предлагаем рассмотреть программу обучения математике, разработанную для дошкольников. Занятия рассчитаны на группу учеников. Однако родитель, принявший решение обучать ребенка самостоятельно, также может прибегнуть к данному курсу, адаптировав подвижные игры под одного малыша. Для этого достаточно проявить фантазию и по возможности привлечь к участию остальных членов семьи.

В подготовительной группе детского сада по нормативам проводится 2 развивающих занятия в неделю длительностью 35 и 20 минут, итого 70 уроков за год. Как любая другая дисциплина, математика требует практики. Поэтому мы ввели дополнительные 10 занятий для лучшего освоения особо сложных тем.  Первые и последние пять уроков посвящены повторению ранее изученного материала (1, 14 блоки). Остальные занятия  разделены на блоки в соответствии с  темой.

Тематический план занятий на год

БлокТема или вид деятельностиПорядковый номер занятий
1Повторение изученного материала. К 5-летнему возрасту ребенок должен знать и уметь:

·         считать до 20 в прямом порядке;

Подписывайтесь на бесплатный закрытый эфир

Как развивать ребенка ГАРМОНИЧНО

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ И ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ПЛАН ИГР НА НЕДЕЛЮ

Нажимая на кнопку “Отправить заявку”, я даю согласие на обработку персональных данных

·         сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;

·         узнавать треугольник, круг, квадрат;

·         знать левую, правую руку;

·         ориентироваться в пространстве – «близко-далеко», «низко-высоко».

1-5
2Прямой, обратный порядок чисел от  1 до 20. Считаем любые окружающие предметы.6-8
Подвижная игра. Прятки придутся по вкусу непоседливым ученикам. Так они отработают навык счета в прямом порядке. Впоследствии можно предложить ведущему обратный порядок отсчета.9
Повторение10
3Мало, много. В качестве инвентаря подойдут счетные палочки, мягкие игрушки, пуговицы.11-13
Подвижная игра.14
Повторение15
4Больше, меньше. Методисты рекомендуют ассоциировать этот знак с крокодилом, а числа – с его едой.  Он откроет пасть в сторону большей тарелки.16-19
Повторение20
5Направления движения. Учащиеся уже знают левую и правую руку. Научить их ориентироваться в пространстве с помощью прямых вопросов и команд не составит труда. «Подними левую ногу», «закрой правое ухо», « возьми за руку соседа справа», «сколько машин у ворот слева?»21-24
Подвижная игра. Хороший вариант – поиск сокровищ по нарисованной карте с указателями «Налево» и «Направо», «Вперед», «Назад».25
6Фигуры в геометрии.26-30
Повторение31
7Устный счет от заданного числа. Среди любимых малышами упражнений на закрепление этой темы – расставить по порядку перемешанные числа. На данном этапе можно попробовать расширить знакомый объем чисел с 20 до 30.32-36
Подвижная игра. К примеру, наклейте детям на одежду числа и предложите их встать по порядку, пока играет музыка. Не успевших встать на свое место крадет волк. Оставшиеся обменяются наклейками, затем повторят упражнение.37
Повторение38
8Порядковые и количественные числительные. Глядя на несколько одинаковых предметов, ученики отвечают на вопрос «сколько?». Глядя на несколько предметов разного цвета, отвечают на вопрос «Который из них красный?»39-40
Повторение41-42
9Четное – нечетное. На выручку родителям и воспитателям приходят разные стороны улицы. Во время прогулки или экскурсии обращайте внимание ребенка на порядковые номера домов.43-46
Подвижная игра.47
Повторение48
10Счет по пятеркам. Ребенку интересно понять, как сгруппированы минуты на часах и почему, отсчитывая десять делений, мы говорим «2 часа».49-54
Повторение55
11Групповой счет. Подразумевает счет предметов в отдельных группах и счет количества групп. Например, три яблока в двух корзинках.56-60
Подвижная игра61
Повторение62
12Решение простых задач на сложение и вычитание. Задачи иллюстрируются картинками и игрушками. Например, в гараже было 5 машин, на одной водитель  повез ребят в детский сад. Сколько осталось машин в гараже?63-67
Повторение68-70
13Деление целого числа на части.71-75
14Повторение76-80

Задания и упражнения по возрасту

Приведем несколько примеров подходящих по возрасту  упражнений. По аналогии читатель без труда составит свои игровые задания для прохождения программы обучения.

Ребенка 5 лет заинтересуют следующие виды деятельности.

  • На листе нарисованы цифры. Используя образец, ребенок обводит их определенными цветами.
  • Учиться сложению можно на палочках. Так, для решения примера 3+2 ученик сначала выложит три палочки, потом доложит еще две, внимательно пересчитает общее количество и даст ответ.
  • К концу обучающего курса можно пробовать провести графический диктант. Он требует предварительной подготовки. На тетрадном листе изображается несложный рисунок по клеткам. Учащиеся продублируют его под диктовку: «2 клетки вниз, 4 клетки вправо». Несмотря на свою сложность, упражнение вызывает восторг у дошкольников.

Подвижные игры

В силу возраста дошкольники неусидчивы и шумливы.  Простой способ завоевать их внимание – поиграть. Любое детское развлечение  может включать элементы счета, требовать применения логики, знаний основ геометрии. Достаточно лишь немного изменить правила игры.

  • Игра «Заяц, сколько времени?». Участники находятся на одной линии. Ведущий (заяц) на небольшом расстоянии от них. Цель игры – добраться быстрее остальных до ведущего, затем ударить его по ладошке. Участники по очереди произносят четверостишие:

Заяц, заяц, сколько времени?

Я спешу на день рожденья.

У меня часы стоят,

Ничего не говорят.

Ведущий назначает количество шагов и способ их прохождения: 5 муравьиных шагов, 4 шага великана, 3 прыжка на месте и т. д.

  • Игра «Кис-кис, мяу». От количества сказанного ведущим «гав» зависит количество сделанных прыжков участниками. При слове «мяу» необходимо присесть.
  • «Жмурки» помогут детям лучше ориентироваться в пространстве, если ведущему давать подсказки «вперед», «назад», «вправо», «влево» вместо хлопков.
  • Игра «Съедобное-несъедобное» легко превращается в игру «Четное-нечетное».

Чтобы обучить ребенка математике,  мало объяснить правила и дать несколько веселых заданий. Важно помочь ребенку понять предмет, полюбить его и научиться применять знания в повседневной жизни.

razvivashka.online

Конспект занятия по математике для детей 5-6 лет на тему

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

«Детско – юношеский центр «Приобский»

Тема занятия

«Представление о времени»

предмет: математика

адресовано детям шести лет

год обучения: первый год

Разработала:

Родионова Любовь

Борисовна

Бийск

2014

Тема занятия: «Представление о времени»

Год обучения: первый год

Возраст детей: шесть лет

Продолжительность занятия: 25минут

Цель:

  • Содействовать развитию представления о частях суток как мере измерения времени, представление о текучести и периодичности времени.

  • Способствовать формированию понятия о размерностях, счет до 5.

  • Создать условия для развития способности ориентироваться в пространстве.

Задачи:

образовательные:

1.закреплять представления о частях суток

2.закреплять порядковый счет в пределах 5

3.совершенствовать способность ориентироваться в пространстве

развивающие:

развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие и память

воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, формировать навык полных ответов на вопросы.

Тип занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма проведения: занятие

Форма организации: групповая

Методы обучения: словесные, игровые, наглядные, практико-ориентированной деятельности.

Оснащение занятия:

дидактический материал: (три мостика-полоски разной длины, игрушка ежа, палочки, модели яблок, игрушка медведя. модель забора с “досками” разной ширины, модель яблони с яблоками, модель замка, модели лестниц разной длины

демонстрационный материал: модель суток, Волшебник Время, изображение мальчика, карточки с изображением действий детей в разное время суток, карта с изображением пути по которому идет мальчик, модели изображения солнца в разное время суток.

Планируемые результаты:

1.Развить представления о частях суток как мере измерения времени, представление о текучести и периодичности времени.

Сформировать понятия о размерностях, счет до 5.

2. Развить внимание, логическое мышление, зрительное восприятие и память

3. Закрепить умение на поставленный вопрос.

Содержание занятия:

1 этап “Подготовительный”

Цель этапа:

Содействовать развитию представления о частях суток как мере измерения времени, представление о текучести и периодичности времени.

Методы, используемые на этапе: словесные, наглядные.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент:

– Здравствуйте дети. Сегодня я вам прочту сказку о времени.

-Жил был волшебник Время (показываю модель Волшебника). Он был очень сильный и могущественны. не было на свете людей сильнее, чем волшебник Время. Все люди на Земле всегда должны были делать то, что прикажет Время.

– Как только скажет Время: “Наступило утро. Пора вставать….”,- все люди скорее встают, одеваются, умываются, завтракают.(креплю изображение утреннего солнышка на доске) Как только скажет Время: “Наступила ночь. Пора спать”. (креплю изображение ночного солнышка на доске) Все скорее раздеваются, ложатся в постель и засыпают. Так было всегда. И все радовались, что живет на свете мудрый волшебник Время. Все слушались волшебника, и никто никуда не опаздывал, ничего не путал. Все люди знали, когда надо вставать, когда садиться за стол, когда работать, когда играть.

– Но однажды случилось вот что: появился один непослушный мальчик. (показываю изображение мальчика) “Не хочу, – говорит, – Время слушать. Что хочу, то и буду делать”. Время говорит: “Наступил вечер, хватит гулять, пора идти домой…” А непослушный мальчик кричит: ” Не пойду домой. Хочу гулять”. И вот, этот мальчик гуляет в темноте, ночью. Все спят, а он шумит, бегает, мешает. Время говорит: “Наступило утро, пора вставать”. А мальчик вставать не хочет: “Не хочу глаза открывать, не хочу умываться. Спать хочу”. Так и продолжалось….. И никто ничего с этим мальчиком не мог поделать.

– Рассердилось тут Время: “Коли ты меня не слушаешься, уйду от вас. Живите без меня….”

– Что тут началось! Волшебник Время ушел. Никто теперь не знает, когда вставать, когда за стол садиться, когда в школу идти.

– Мама мальчика привела в школу, а дети все уходят. Одни люди спать ложатся, другие просыпаются, третьи обед варят, четвертые на работу идут, а пятые с работы возвращаются. Все перепуталось.

– Понял мальчик, что натворил, да уже поздно было.

Дети здороваются.

Дети сидят полукругом.

2 этап “Основной”

Цель этапа:

Способствовать формированию понятия о размерностях, счет до 5.

Создать условия для развития способности ориентироваться в пространстве.

Методы, используемые на этапе: словесные, проблемного обучения, наглядные.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Примечание

– Отправился мальчик искать волшебника Время.

Долго ли, коротко он шел, только дошел он до речки.

– Ребята, как перебраться через речку?

– Давайте поможем мальчику.

– Какой мостик нужно перекинуть через речку?

– Какой мостик нужно через речку перекинуть?(мостик равный ширине реки)

– Ребята, почему вы выбрали именно этот мостик?

Прикладываю мостик к “реке”

– Молодцы, правильно мостик подобрали.

– Перебрался мальчик через речку, идет дальше….

– Видит, сидит на дороге мама Ежиха и плачет. Пожалел ее мальчик, спросил, что случилось. Ежиха отвечает: “Несла я ежатам яблоки в корзинке, упала, уронила корзинку, яблоки выпали и раскололись на части. Что мне теперь делать?”

– Ребята, давайте вместе с мальчиком поможем Ежихе собрать яблоки.

– Мне нужно пять помощников.

(приглашаю выполнить задание пятерых детей)

– Каждое яблоко разломилось на части, вам нужно сложить их так, что бы получилось яблоко.

– Молодцы, садитесь на свои места.

– Сколько всего яблок вы собрали?

– Сколько яблок зеленого цвета?

– Сколько яблок красного цвета?

– Сколько больших яблок?

– Сколько маленьких яблочек?

– Молодцы, вы верно посчитали.

– Ежиха поблагодарила мальчика и вас ребята. Пошел мальчик дальше. Шел он, шел, и вдруг услышал, кто-то ревет. Смотрит, сидит возле забора медведь и ревет: “Хочу яблоко, яблоко хочу”.

(педагог показывает детям игрушку медведя).

– Оказывается, за забором стоит яблоня, а Мишка-медведь к ней никак пролезть не может.

– «Эх ты, – глупенький Мишка». – сказал мальчик. И показал медведю другую дыру.

– Ребята, как вы думаете, в какую дыру в заборе пролезет мишка?

– Медведь в нее раз – и пролез.

– Почему же в нее медведь пролез?

На доске наглядно прикладываем медведя к широкому проему в заборе.

– Помог мальчик медведю и дальше отправился.

– Вдруг на его пути встал высокий замок.

– Как же мальчику в замок взобраться?

С помощью чего, он это может сделать?

– Мальчику любая лестница подойдет?

– А как узнать, какая лестница нужна мальчику?

– Давайте померим.

– Ребята, какую лестницу вы выбрали?

– Почему?

– Молодцы, садитесь на места.

– Забрался мальчик на самую вершину замка. И кто же его здесь встречает?

Волшебник Время.

– С помощью мостика.

Дети предлагают разные варианты мостиков, после подбора мостиков останавливаются на нужном.

– Потому что этот мостик можно перекинуть от одного берега до другого, и он широкий мальчик не упадет.

Дети складывают яблоки.

– Пять.

-Два яблока

– Три яблока

– Больших яблок два

– Маленьких яблочек три.

– Медведь пролезет в широкую дыру, потому что мишка толстый

-Дыра широкая, и медведь толстый. Дыра как раз для медведя.

– Мальчик может взобраться в замок с помощью лестницы.

– Нет.

– Чтобы узнать какая лестница подойдет нужно померить, поставить лестницу рядом с замком.

– Мы выбрали высокую лестницу.

– Потому что замок высокий, и лестница нужна высокая.

На ковре два шнура изображающие речку, рядом лежат три полоски бумаги изображающие мостики: короткий и широкий; длинный и узкий; мостик равный ширине реки.

На ковре игрушка ежа с корзинкой, возле игрушки “рассыпанные” яблоки (изображение яблок разрезано на части)

На доску выставляю изображение яблони, перед яблоней макет забора с двумя проемами : узкий и широкий

На ковре макет замка, рядом три лестницы разной высоты.

Приглашаю двоих детей, дети по очереди подставляют лестницы к замку.

3 этап «Итоговый»

Цель этапа: целью закрепления знаний детей о частях суток их периодичности и последовательности.

Методы, используемые на этапе: словесные, игровые, наглядные.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Примечание

– Волшебник Время говорит: «Ты исправился, я больше не сержусь на тебя. В дороге всем помогал: и Ежихе, и Медведю; со всеми трудностями справился: и через быструю речку, и в замок смог пробраться».

– А сейчас, Волшебник Время хочет с вами поиграть в игру, которая называется «Когда это мы делаем».

– У вас ребята, картинки с изображением действий. Вы внимательно на них посмотрите и положите ваши картинки рядом с тем солнышком, когда это действие происходит.

– Молодцы ребята, Волшебнику понравилось с вами играть, и он дарит вам Солнышко. Оно теперь будет вам помогать. Солнышко ходит по небу и показывает людям время.

– Когда солнышко поднимается из- за горизонта – это значит, наступило утро.

– Солнышко поднялось высоко в небе. Какое время пришло?

– Солнышко опустилось низко – низко, значит, наступил что?

– Солнышко ушло за горизонт – наступила что?

– А потом Солнышко снова появится из – за горизонта. Так каждые сутки Солнышко показывает людям время: утро, день, вечер, ночь.

Волшебник Время отправляется по своим важным делам. Он прощается и надеется, что вы всегда по солнышку сможете определить время суток.

– Наступил день.

– Наступил вечер.

– Наступила ночь.

– Прощай, Волшебник Время.

На доске изображение: утреннее солнце, дневное солнце, вечернее солнце, ночное солнце.

Детям раздаются картинки с изображением действий: человек спит, делает зарядку, кушает, делает зарядку, чистит зубы, гуляет, и т.д.

Дети прощаются.

infourok.ru

Конспект занятия по математике «С математикой – в космический полёт» для детей 5-6 лет | Открытые уроки

Конспект занятия по математике «С математикой – в космический полёт» для детей 5-6 лет