Возрастные особенности детей 5 6 лет по экспериментированию: Развитие познавательной активности детей 5-6 лет ,через эксперементирование .
Родительское собрание в старшей группе на тему “Возрастные особенности детей 5-6 лет” | Материал (старшая группа) по теме:
Родительское собрание
«Что нужно знать о ребенке 5 – 6 лет?»
Цель: познакомить родителей с особенностями и условиями образовательной работы в старшей группе.
Задачи:
– познакомить родителей с возрастными особенностями детей 5-6- лет; задачами воспитания на предстоящий год;
– выработать единые подходы к воспитанию и обучению детей.
Доклад «Возрасные особенности детей 5-6 лет.»
Ребенок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек- Паук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы.
В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный).
Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7—10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера.
Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.
Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Круг чтения ребенка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).
Ответы на вопросы родителей.
Подведение итогов сорания
Притча «ПРОРОК»
И женщина с ребенком на груди сказала: «Скажи нам о детях».
И он ответил так: «Ваши дети- это не ваши дети. Они- сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе.
Они появляются через вас, но не из вас, и хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть свои собственные думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам, ведь их души живут в доме завтра, который вам не посетить даже в ваших мечтах. Вы можете стараться быть похожими на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя, потому что Жизнь идет не назад и не дожидается Вчера.»
Восточный философ и поэт Халил Джебран.
ДЕТСКИЙ САД КАЛИПСО
вкл. .
Годовой план 22-23 одод 4_ЭЦП
ОП ДО ГБОУ СОШ №4 22-23_ЭЦП
Приложение 1 учебный план_ЭЦП
Приложение 2 календарный учебный график 22-23_ЭЦП
Приложение 3 РП младшей группы_ЭЦП
Приложение 3 РП средняя группа_ЭЦП
Приложение 3 РП подготовительная 22-23_ЭЦП
приложение 4 РП педагога-психолога_ЭЦП
приложение 5 РП музыка 22-23_ЭЦП
приложение 6 РП воспитания 22-23_ЭЦП
приложение 7 Календарный план воспитательной работы_ЭЦП
приложение 8 Календарный план воспитательной работы младшаягруппа_ЭЦП
приложение 8 Календарный план воспитательной работы средняя группа_ЭЦП
приложение 8 Календарный план воспитательной работы подготовительная группа_ЭЦП
приложение 9 Календарный план воспитательной работы психолога_ЭЦП
приложение 10 Календарный план воспитательной работы музыкального_ЭЦП
приложение 11 РЕЖИМЫ 22-23 ОДОД4_ЭЦП
приложение 12 Расписание занятий_ЭЦП
Положение об ОДОД ЭЦП
Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательным учреждением и родителями воспитанников_ЭЦП
Правила приёма обучающихся_ЭЦП
Правила внутреннего распорядка обучающихся, родителей (законных представителей) Отделения дошкольного образования детей
вкл. .
В детском саду “Калипсо” предлагаются следующие платные образовательные услуги:
1. Французский язык для малышей “В гостях у лисенка Луи”, 3 раза в неделю.
Преподаватель: Третьякова Екатерина Сергеевна
2. Погружение в математику для дошкольников “Раз ступенька, два ступенька”, “Игралочка” 2 раза в неделю.
Преподаватель: Афанасьева Анастасия Александровна
Учебные пособия: “Раз ступенька, два ступенька” Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина (ФГОС ДО), “Игралочка” Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова (ФГОС ДО)
3. Вокально-хоровые занятия для дошкольников “Доремишки”, 2 раза в неделю
Преподаватель: Щербакова Вероника Андреевна
4. Комплекс спортивных занятий, включает в себя элементы гимнастики, аэробики, йоги и даже единоборств “Фитнес для малышей”, 2 раза в неделю
Преподаватель: Красовская Алина Германовна
5. Обучение дошкольников игре в шахматы “Ход конем”, 2 раза в неделю
Преподаватель: Горячев Михаил Юрьевич
4. Индивидуальные занятия малышей с логопедом “Учимся говорить правильно”.
Преподаватель: Третьякова Екатерина Сергеевна
КАТАЛОГ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД (51 Кбайт)
ДОГОВОР ПЛАТНЫХ УСЛУГ (82 Кбайт)
КВИТАНЦИЯ НА ОПЛАТУ (68 Кбайт)
Как заполнить договор и оплатить платные услуги
О противодействии коррупции
вкл. .
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга Об организации деятельности государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга от 26.10.2021 №2954-р. (1.06 Мбайт)
Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
— Питание в ОДОД
— Для родителей
— Паспорт дорожной безопасности
— Прием в детский сад
РУКОВОДСТВО, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ И СОТРУДНИКИ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГРУППА “ДЕЛЬФИНЯТА”
ГРУППА “КОТИКИ”
ГРУППА “УМНИКИ И УМНИЦЫ”
вкл. .
Место нахождения образовательного учреждения: 199178, Санкт-Петербург, 12 линия, В.О., д.11, литер А
Место осуществления деятельности: 199178, Санкт-Петербург, 12 линия, В.О., д.11, литер А
Контактный телефон: 8(812) 325-25-12, 321-90-51 (время доступа с 7.00-19.00)
Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Режим работы ОДОД: понедельник-пятница с 7.00-19.00, выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации
Возраст | Особенности режима работы группы | Кол-во свободных мест |
Младшая 3-4 года | 12 часов | 0 |
Средняя 4-5 лет | 12 часов | 0 |
Подготовительная 5-7 лет | 12 часов | 0 |
Страница сайта отдела образования администрации района с информацией о комплектовании ДОУ, находящихся в ведении администрации района
“ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ”
ВАЖНО Подтверждение права на льготное зачисление ребенка в ОУ (18. 11 Кбайт)
Документы, необходимые для подачи заявления:
1. Паспорт родителя (законного представителя)
2. Свидетельство о рождении ребенка
3. Форма 3 или 8 или 9
4. СНИЛС ребенка
Документы, подлежащие заполнению при поступлении в детский сад:
1. Заявление на прием в детский сад (32 Кбайт)
2. Согласие на обработку персональных данных (52 Кбайт)
3. Заявление на компенсацию (77.5 Кбайт)
вкл. .
В детском саду “Калипсо” имеется:
1. Музыкально-физкультурный зал оснащенный современным оборудованием.
2. Кабинет лечебной физкультуры оборудованный тренажерами фирмы “ТИСА” из натурального дерева.
3. Интерактивный кабинет, кабинет развивающих игр оснащенный интерактивными досками и столами.
4. Медицинский кабинет
Каждая группа оборудована бактерицидной лампой “Дезар” (позволяющей обеззараживать помещения в присутствии людей), в буфетных всех групп имеются посудомоечные машинки
5. Младшая группа «Дельфинята»
6. Средняя группа«Котики»
7. Подготовительная группа «Умники и умницы»
8. Оборудованная муниципальная детская площадка
Детский сад “Калипсо” оборудован на бюджетные средства.
Еще статьи…
- Фотографии с праздников
- Масленица в Калипсо
Что это такое и как они используются?
Кем был Пиаже и каковы этапы его развития?
Жан Пиаже был швейцарским психологом, изучавшим развитие детей в начале 20 века. Его теория интеллектуального или когнитивного развития, опубликованная в 1936 году, до сих пор используется в некоторых областях образования и психологии. Он фокусируется на детях от рождения до подросткового возраста и характеризует различные этапы развития, в том числе:
- язык
- мораль
- память
- рассуждение
При разработке своей теории Пиаже сделал несколько предположений о детях:
- Дети строят свои собственные знания на основе своего опыта.
- Дети учатся чему-то самостоятельно, без влияния взрослых или детей старшего возраста.
- Дети по своей природе мотивированы к обучению. Им не нужны награды в качестве мотивации.
Всего имеется четыре стадии:
- сенсомоторная стадия
- дооперационный этап
- конкретный операционный этап
- формальный операционный этап
Стадии охватывают диапазон возрастов от рождения до 2 лет и юношеской взрослой жизни.
Стадии Пиаже зависят от возраста и отмечены важными характеристиками мыслительных процессов. Они также включают цели, которых дети должны достичь по мере прохождения определенного этапа.
В своей теории Пиаже использует множество терминов для объяснения когнитивного развития и того, как оно достигается на разных стадиях.
Схема — это термин, который он использовал для представления строительных блоков знаний. Вы можете думать о схемах как о различных каталожных карточках внутри мозга. Каждый из них информирует человека о том, как реагировать на новую информацию или ситуации.
Например, представьте себе человека, который идет в продуктовый магазин за молоком. В этом случае схема представляет собой запомненный образец поведения, который можно применить к данной ситуации. Человек помнит, как проходить между рядами, находить молоко, выбирать предпочтительный вид, а затем платить на кассе. Всякий раз, когда человеку поручают получить молоко, этот конкретный «сценарий» или схема вызывается из памяти.
Другие важные термины:
- Ассимиляция — это использование существующей схемы и ее применение к новой ситуации или объекту.
- Аккомодация меняет подходы, когда существующая схема не работает в конкретной ситуации.
- Равновесие — это движущая сила, которая продвигает вперед все разработки. Пиаже не верил, что развитие идет устойчиво. Вместо этого он двигался семимильными шагами в соответствии с опытом.
Как лица, осуществляющие уход, могут использовать схемы?
Родители и учителя могут помочь ребенку разработать различные схемы, чтобы способствовать обучению и развитию на всех этапах. Это может быть достигнуто путем предоставления детям большого количества контактов с внешним миром. Знакомство с разнообразным опытом обучения на практике с раннего возраста может помочь создать эти внутренние каталожные карточки. Затем, когда дети становятся старше, речь идет о расширении опыта и применении его к новым, даже гипотетическим ситуациям.
Итак, как именно этапы Пиаже можно применить к образованию? По сути, речь идет о том, чтобы распознать стадию, на которой ребенок находится в настоящее время, и приспособиться к этому уровню развития.
Учителя и родители могут помочь, предоставив детям различный опыт или способы исследовать и экспериментировать с окружающей их средой. Благодаря этому опыту дети могут получить практическое понимание различных концепций.
Для маленьких детей, поступающих в дошкольные учреждения и детские сады, теории Пиаже больше соответствуют игровым школьным программам или средам, в которых детям предлагаются возможности для проб и ошибок и взаимодействия с реальным миром.
Философию Пиаже можно включить в любую образовательную программу.
Примеры:
- Возможность проб и ошибок. Сосредоточьтесь на процессе обучения, а не на конечном результате.
- Предоставление детям наглядных пособий и другого реквизита, например моделей, для иллюстрации различных идей и концепций.
- Использование примеров из реальной жизни для рисования сложных идей, таких как текстовые задачи по математике.
- Предоставление возможности классифицировать или группировать информацию. Контуры и иерархии являются хорошими примерами и позволяют детям создавать новые идеи на основе предыдущих знаний.
- Предлагает задачи, требующие аналитического или логического мышления. В этом случае в качестве инструмента можно использовать головоломки.
Вы также можете помочь своему ребенку на всех этапах, придерживаясь его особого стиля обучения в то время:
Сенсомоторный
- Используйте настоящие предметы в игровой деятельности.
- Подключите игру к пяти чувствам.
- Внедрение распорядка для самых маленьких детей. Они предсказуемы и могут быть очень полезны для развития коммуникации.
Предоперационный
- Дети лучше всего учатся на практике. Позвольте им активно взаимодействовать с различными вещами в их окружении, включая книги, людей, игры и предметы.
- Задавайте вопросы, пока дети занимаются повседневными делами, и дайте им возможность придумать свои собственные идеи.
- Обращайте внимание на новые вещи и побуждайте детей задавать вам вопросы об этих вещах.
Работа с бетоном
- Создание графиков времени, трехмерных моделей, научных экспериментов и других способов манипулирования абстрактными понятиями.
- Используйте головоломки и загадки для развития аналитического мышления.
- Сосредоточьтесь на открытых вопросах.
Формальная операционная
- Предлагайте пошаговые объяснения концепций и используйте диаграммы и другие наглядные пособия.
- Исследуйте гипотетические ситуации. Вы можете связать их с текущими событиями или социальными проблемами.
- По возможности расширяйте понятия. Например, если вы говорите о Гражданской войне, обсудите другие вопросы, разделившие страну с того времени.
Есть некоторые критические замечания по поводу стадий Пиаже. В частности, исследователи 1960-х и 1970-х годов утверждали, что Пиаже мог недооценивать способности детей, используя в своих наблюдениях запутанные термины и особенно сложные задачи. В других исследованиях дети успешно продемонстрировали знание определенных понятий или навыков, когда они были представлены в более простой форме.
Теория Пиаже также предполагает, что дети определенной стадии в первую очередь будут находиться на этой стадии по всем направлениям со всеми поставленными перед ними задачами. Другие исследователи обнаружили, что существует целый ряд способностей, связанных с когнитивными задачами. Другими словами, некоторые дети могут преуспевать или бороться в одной области по сравнению с другой.
Теория Пиаже также объясняет, что попытки научить детей особенно сложным понятиям не увенчались бы успехом. Тем не менее, в некоторых случаях дети могут усвоить передовые идеи даже при кратком обучении. Дети могут быть более адаптируемыми и компетентными, чем это предполагают стадии Пиаже.
Наконец, Пиаже в своей работе в первую очередь изучал белых детей среднего класса из развитых стран. В результате его результаты могут быть искажены для этой подгруппы людей и могут не применяться напрямую к другим группам или местам.
Лев Выготский разработал свою теорию детского развития в то же время, когда Пиаже разрабатывал свою собственную теорию. Как и Пиаже, Выготский считал, что дети развиваются поэтапно. В отличие от Пиаже, Выготский считал, что обучение и развитие связаны с социальными взаимодействиями и культурой. В то время как Пиаже считал, что дети учатся, делая что-то, Выготский считал, что они учатся, когда им показывают.
Мария Монтессори поделилась с Пиаже некоторыми идеями, в том числе о том, как дети проходят этапы. Их теории схожи, пока дети не достигают трехлетнего возраста. В школе классы Монтессори в большей степени ориентированы на детей. Классы Piaget в большей степени ориентированы на учителя и сосредоточены на рутине, хотя в них есть гибкость и возможности для занятий, ориентированных на детей.
Работа Жана Пиаже помогла людям понять, как формируются знания на разных этапах детства, начиная с рождения. Его философия до сих пор используется в классах от дошкольного до 12-го класса. Понимание различных этапов может помочь вам лучше понять своего ребенка и способствовать его обучению.
Дети не понимают, что другие люди имеют ложные убеждения, до 6 или 7 лет
28 сентября 2021 г.
Новая работа в области психологии развития перевернула десятилетия исследований, предполагающих, что дети в возрасте 4 лет обладают теорией разума.
Обладание теорией разума означает понимание того, как думают другие, включая способность кого-то другого иметь ложные убеждения. В эксперименте по теории разума ребенок решает, будет ли персонаж по имени Макси искать плитку шоколада в синей, красной или зеленой коробке после того, как он вышел из комнаты и шоколадку перенесли. Когда есть два возможных места расположения плитки шоколада, дети могут ответить правильно, не понимая, как думают другие люди. Когда мест больше двух, дети должны понимать, как у Макси может быть ложное убеждение, чтобы ответить правильно. Исследования показывают, что дети не могут надежно понять ложные убеждения других, пока им не исполнится 6 или 7 лет. Фото Роберта Юинга/ASU Скачать полное изображение
В знаменитом эксперименте по теории разума, который включает ложные убеждения, дети смотрят сцены с участием персонажа по имени Макси, его матери и плитки шоколада. Макси кладет плитку шоколада в синюю коробку и уходит. Без ведома Макси появляется его мать и перекладывает шоколад из синей коробки в зеленую коробку. После того, как мать Макси уходит, Макси возвращается, а затем ребенка спрашивают, где Макси будет искать шоколад.
К 4 годам дети могут правильно ответить: Макси будет искать в синем ящике.
Но понимают ли маленькие дети, что, поскольку Макси не видел, как его мать передвинула шоколад, он ошибочно полагает, что шоколад все еще находится в синей коробке?
Ответ отрицательный, согласно Уильяму Фабрициусу, адъюнкт-профессору психологии Университета штата Аризона. Более десяти лет Фабрициус и его сотрудники проводили новые эксперименты, а также анализировали предыдущие эксперименты, которые в совокупности показывают, что дети на самом деле не понимают ложных убеждений, пока им не исполнится 6 или 7 лет.
Эта работа была опубликована в Монографиях Общества исследований детского развития 28 сентября.
«Когда мы переоцениваем то, что маленькие дети понимают о разуме и, следовательно, то, как другие думают, мы можем ожидать от них слишком многого с точки зрения социального поведения или успеваемости в школе», — сказал Фабрициус, ведущий автор статьи.
Три места, где можно спрятать плитку шоколада
Одним из первых способов, с помощью которых исследовательская группа проверила, что дети на самом деле понимают о ложном убеждении Макси, было добавление третьего возможного места, где можно спрятать плитку шоколада.
В этих экспериментах есть синий ящик, зеленый ящик и красный ящик. Макси снова кладет шоколадку в синюю коробку. Его мать снова перекладывает плитку шоколада в зеленую коробку.
Когда маленьких детей спрашивают, где Макси будет искать шоколад, они в 50% случаев отвечают на синюю коробку и в 50% случаев на красную коробку.
«Когда есть только два места, 4- и 5-летние дети могут ответить правильно, не понимая, что у Макси ложное представление о местонахождении плитки шоколада», — сказал Фабрициус. «Добавление третьего местоположения приводит к тому, что они случайно угадывают между двумя пустыми местоположениями. Поскольку маленькие дети могут пройти задание на ложное убеждение с двумя вариантами, не понимая мыслительный процесс Макси, этот эксперимент не проверяет теорию сознания».
Случайный выбор, который дети делают, когда есть три возможных места расположения плитки шоколада, предполагает, что они полагаются на свое элементарное понимание зрения и знания. Эта исследовательская группа назвала этот процесс «рассуждением перцептивного доступа».
Дети используют перцептивные рассуждения следующим образом:
- Видение ведет к знанию.
- Люди, которые чего-то не видят, не знают об этом.
- Люди, которые не знают, всегда поступят неправильно.
Основываясь на этих правилах, 4- и 5-летние дети считают, что когда Макси возвращается, он не видит, что шоколад находится в зеленой коробке, поэтому он не знает, что шоколад находится в зеленой коробке. Дети рассуждают, что Макси сделает неправильный выбор и будет искать в пустом месте.
Если имеется только одно пустое место (синее поле), дети по умолчанию отвечают правильно. Когда есть две пустые локации (синий и красный ящики), они угадывают.
Что происходит, когда Макси искренне верит, а его мать оставляет плитку шоколада в покое
Другой способ, которым исследовательская группа проверила, что маленькие дети понимают о мыслях других, заключался в том, чтобы плитка шоколада оставалась там, где ее положил Макси. Когда Макси возвращается, у него есть истинное представление о том, где находится шоколад.
В этом эксперименте Макси снова кладет плитку шоколада в синюю коробку и уходит. На этот раз, когда мама Макси входит, она оставляет плитку шоколада на месте.
Даже при наличии всего двух вариантов — синего и зеленого прямоугольников — маленькие дети не справляются с заданием на истинное убеждение. Неверно отвечают, что Макси сделает неправильный выбор и посмотрит в зеленую коробку.
«Пользователи с мышлением перцептивного доступа имеют незрелое представление о том, что знание связано с текущей ситуацией, и еще не понимают, что у людей есть воспоминания, которые сохраняются в разных ситуациях. Они не понимают, что Макси мог вспомнить, как положил плитку шоколада в синюю коробку, — сказал Фабрициус. «Доказательства этой серии экспериментов согласуются с тем, что дети не понимают мысленных представлений, пока им не исполнится 6 или 7 лет.
Что означает перцептивное мышление для дошкольников
Тот факт, что маленькие дети не понимают истинных или ложных убеждений и вместо этого полагаются на перцептивный доступ, имеет отношение к тому, как их обучают.
«Существует сильная корреляция между теорией разума и способностью ребенка делиться, быть социально адекватным и иметь возможность решать проблемы и планировать», — сказала Энн Купфер, директор Лаборатории изучения детей ASU и соавтор монографии.
Лаборатория сотрудничает с факультетом психологии развития, чтобы применить результаты исследований на практике, и внедрила выводы из монографии в свою дошкольную программу.
«Педагогам важно знать, в каком возрасте ребенок, наконец, может осознать, что то, что он чувствует, думает или чего хочет, не обязательно совпадает с тем, что чувствуют, думают или хотят все остальные», — сказал Купфер.
Совместное использование игрушки — обычная ситуация, требующая от сотрудников лаборатории использовать то, как маленькие дети используют рассуждения перцептивного доступа. Купфер описал ситуацию, в которой ребенок хочет игрушку, но с ней играет другой одноклассник. Ребенок берет игрушку, и, поскольку он счастлив держать игрушку, он думает, что все счастливы. Но ребенок, только что потерявший игрушку, начинает плакать, а ребенок, взявший игрушку, недоумевает.
«Вот где мы вступаем. В этой ситуации мы рассказываем, что происходит, и ролевые реакции, основанные на том, что дети понимают из рассуждений перцептивного доступа», — сказал Купфер. «Мы говорим ребенку, который плачет: «Я вижу, ты расстроен и увидел, что Джонни забрал у тебя игрушку». Ты поэтому расстроен?» Затем мы подражаем и просим плачущего ребенка рассказать Джонни, почему они расстроены, потому что он взял их игрушку. Затем мы направляем Джонни посмотреть на лицо грустного ребенка и сказать: «Она только что сказала вам, что расстроена». Почему она расстроена?» Тогда Джонни может ответить: «Потому что я взял ее игрушку» 9.0003
Этот пример демонстрирует, как педагоги могут помочь детям узнать о мысленных представлениях других людей. Ребенок, взявший игрушку, начинает понимать, почему он чувствует себя счастливым, а другой ребенок — нет — это предшествует теории разума.