5 лет

Психология детей 4 5 лет: Воспитание детей 4-5 лет| Важные этапы развития| Советы психолога

Психологические особенности детей 4-5 лет | Консультация по теме:

Психологические особенности детей 4-5 лет

У детей в этом возрасте сохраняется непроизвольность психических процессов. Важнейшими новообразованиями являются: завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы воспринимаемой действительности.

Мышление

В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.

Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. Учите ребенка отображать образец, готовую схему. В этом возрасте ребенок:

– складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей

– складывает из кубиков целостную картинку

– собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок

– конструирует из лего по образцу

– собирает по схеме узор мелкой мозаикой

Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.

Память

Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание : помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. В процессе освоения речи и слушании и воспроизведении литературных произведений. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. Развивается воображение. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.

Внимание

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Игры

Игра в этом возрасте проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 – 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.

Взаимоотношения

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Воображение

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует

Движения

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Творчество

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Речь

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

. Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю “почемучками”. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения – познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов

Появляются сложные предложения.

К пяти годам все звуки кроме Л,Р.

Ребенок способен пересказать сказку, прочитать стихотворение.

внимание+память+мышление+речь=Умный ребенок.

Если ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?

Причины речевых нарушений:

  1. Патология беременности
  2. Родовая травма
  3. Заболевания в первые годы жизни
  4. Анестезия
  5. Анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата
  6. Наследственные факторы
  7. Неблагоприятные социально-бытовые условия

Основания для беспокойства:

  1. Грубые грамматические ошибки
  2. Грубые дефекты звукопроизношения

Как развивать речь малыша?

  1. Следите за своей речью: говорите выразительно и внятно;
  2. Ограничьте влияние телевизора и компьютера;
  3. Ежедневно читайте ребенку книги;
  4. Побуждайте к пересказу прочитанного;
  5. Поощряйте речевую активность ребенка, стремление задавать вопросы;
  6. Играйте с ребенком;
  7. Не подражайте неправильному произношению ребенка;
  8. Разумно подбирайте игрушки;
  9. Создайте комфортный психологический климат.

В этом возрасте можно играть с ребенком во всякого рода словесные игры. «Скажи наоборот», «Мама потерялась», «Доскажи словечко» и другие. Они хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное запоминание новых слов, объединенных каким-либо признаком, пополняется активный словарь ребенка, развивается мозг. Если процесс обучения поставлен правильно, играючи, с шутками, с юмором, ребенок с удовольствием будет заниматься.

Ваша речь – образец для подражания!!!

Счастливых минут общения с детьми!!!!

Возрастные особенности детей 4 – 5 лет

Возраст от четырёх до пяти лет – период относительного затишья. Ребёнок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Всё более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

 

В этом возрасте у вашего ребёнка активно проявляются:

Стремление к самостоятельности. Ребёнку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Этические представления. Ребёнок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребёнком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребёнок живёт в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разно-образных фантазиях ребёнок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения. Ребёнок чувствует себя недостаточно защищённым перед большим миром. Он задействует своё магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношения со сверстниками. У ребёнка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений всё больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у неё появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает всё большее место в жизни ребёнка, всё более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность, которая заставляет детей задавать вопросы обо всём, что они видят. Они готовы всё время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них ещё недостаточно развита произвольность, т.е. способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

 

Вам как его родителям важно:

– Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребёнку не позволено нарушать.

Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

– По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребёнке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребёнку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

– Говорить ребёнку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребёнку.

Не перегружать совесть ребёнка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

– Помнить о том, что не стоит при ребёнке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжёлых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребёнка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

– Предоставлять ребёнку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребёнку оценить своё творчество.

– Обеспечить ребёнку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребёнку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие чёткой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.

– Понимать, что ребёнок уже способен достаточно долго и увлечённо заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости её заканчивать стоит предупреждать его заранее.

Быть открытым к вопросам ребёнка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребёнком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

Поделитcя в соцсетях:

Количество просмотров: 2913

Что ещё смотрели люди, читавшие данную статью:
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет [2719]

Что должен знать ребёнок в 9-10 лет [1026]
Говорить ли правду усыновлённому ребёнку? [802]
4 психологические игры для детей от 3 до 10 лет в условиях изоляции [960]
Аутизм [2725]

Как маленькие дети развивают теорию разума

Лорен Лоури
Hanen Certified SLP and Clinical Staff Writer

Если вы когда-либо разговаривали с маленьким ребенком по телефону, вы могли столкнуться со следующей ситуацией:

Дензел еще не понял, что ему нужно дать его отец получает дополнительную информацию о том, что он делает, потому что его отец не может видеть, что он держит. Дензел думает, что его отец видит и думает то же, что и он. Понимание того, что люди не разделяют те же мысли и чувства, что и вы, развивается в детстве и называется «9».0003 теория разума ». Другой способ думать об этом — это способность ребенка «настраиваться» на точки зрения других людей [1]. Эта способность не возникает в одночасье и развивается в предсказуемом порядке.


Как теория разума развивается у типичных детей

В младенчестве и раннем детстве дети приобретают ранние навыки, которые им потребуются для дальнейшего развития теории разума. Эти навыки включают способность [2,3]:

  • обращать внимание на людей и копировать их
  • распознавать эмоции других и использовать слова для их выражения («счастливый», «грустный», «безумный»)
  • знают, что они отличаются от других людей и имеют другие симпатии/антипатии, чем другие
  • знаю, что люди действуют в соответствии с тем, чего они хотят
  • понять причины и последствия эмоций (Если я брошу свою игрушку, мама разозлится)
  • притворяться кем-то другим (например, врачом или кассиром), когда они играют

В возрасте 4-5 лет дети действительно начинают думать о мыслях и чувствах других, и именно тогда возникает настоящая теория разума.

Дети осваивают теорию умений в следующем порядке [1, 4, 5]:

  • Понимание «хотеть» – Разные люди хотят разного, и чтобы получить то, что они хотят, люди действуют по-разному.
  • Понимание «мышления» – У разных людей разные, но потенциально верные представления об одном и том же. Действия людей основаны на том, что, по их мнению, должно произойти.
  • Понимание того, что «видение ведет к знанию» – Если вы чего-то не видели, вы не обязательно об этом знаете (как папа в приведенном выше примере по телефону). Если кто-то чего-то не видел, ему понадобится дополнительная информация, чтобы понять.
  • Понимание «ложных убеждений» – Иногда люди верят в то, что не соответствует действительности, и действуют в соответствии со своими убеждениями, а не в соответствии с тем, что действительно верно.
  • Понимание «скрытых чувств» — Люди могут чувствовать эмоции, отличные от тех, которые они показывают.

Детская теория разума продолжает развиваться после пятилетнего возраста. В течение следующих нескольких лет они учатся предсказывать, что думает или чувствует один человек о том, что думает или чувствует другой человек [4]. Они также начинают понимать сложный язык, основанный на теории разума, такой как ложь, сарказм и образный язык (например, «идет дождь из кошек и собак») [4]. Некоторые эксперты утверждают, что теория развития разума сохраняется на протяжении всей жизни, поскольку у человека появляется больше возможностей познавать людей и их поведение [6, 3].

Как твоя теория разума?

Представьте, что вам вручают коробку ваших любимых конфет. Когда вы открываете коробку, то видите, что вместо конфет она наполнена карандашами. Если бы ваш друг внезапно зашел в комнату и увидел закрытую коробку с изображением конфет, что бы он или она подумал, что находится внутри?

Если вы ответили «конфеты», то вы понимаете «ложные убеждения», что означает, что вы знаете, что кто-то может верить во что-то, что не соответствует действительности, потому что они не обладают теми же знаниями, что и вы.

*Когда задают этот вопрос 3-летним детям, они отвечают «карандашами», потому что они не достигли этой стадии понимания в своей теории развития сознания [7].


Проблемы с теорией сознания

Когда у детей возникают трудности с развитием теории сознания, это затрудняет:

  • понимание того, почему люди делают и говорят то, что они делают
  • поговорить
  • рассказать историю
  • понять точки зрения персонажей в сборниках рассказов
  • подружиться
  • участвовать в притворной игре

Определенные группы детей имеют трудности с теорией развития психики:

  • дети с расстройствами аутистического спектра
  • детей с трудностями в общении
  • детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности
  • жесты глухих детей, чьи слышащие родители не используют язык жестов (эти дети не знакомятся с языком жестов до тех пор, пока не пойдут в школу, и это позднее знакомство влияет на их теорию умственного развития)

Эти группы детей часто нуждаются в лечении, чтобы помочь им развить свою теорию мышления.

Дети с аутизмом развивают теорию умственных способностей в другом порядке, чем при обычном развитии — их понимание «скрытых чувств» появляется раньше, чем они понимают «ложные убеждения» [8].


Помощь маленьким детям настроиться на

Исследования показали, что когда матери используют слова, относящиеся к мышлению и чувствам, когда они разговаривают со своим ребенком, это помогает теории развития разума их ребенка.

То, как родители разговаривают со своим ребенком и играют с ним, может помочь ребенку понять мысли и чувства других людей. Фактически, исследования показали, что когда матери используют слова, относящиеся к мышлению и чувствам, когда они разговаривают со своим ребенком, это помогает теории развития разума их ребенка [9, 10]. Вот несколько простых вещей, которые вы можете делать дома со своим ребенком, чтобы продвигать его или ее теорию мышления [1, 2]:

  • Следуйте указаниям вашего ребенка – Чтобы настроиться, дети должны быть внимательными другим людям. Этого не может произойти, если вы говорите или играете с вещами, которые не интересуют или не интересуют вашего ребенка. Понаблюдайте за интересами вашего ребенка, а затем опуститесь на его или ее физический уровень, чтобы вы были лицом к лицу. Это поможет вашему ребенку обратить на вас внимание и настроиться на выражение вашего лица. Откажитесь от своих представлений о том, что он должен делать или как он должен играть, и присоединяйтесь к его игре, копируя его действия и добавляя к его или ее игровым идеям. Как только вы обратите внимание на одно и то же, у вас будет возможность использовать язык «настройки».
  • Используйте «языковую настройку» – это означает, что вы выражаете свою точку зрения и точку зрения вашего ребенка словами. Представьте, чего хочет, думает или чувствует ваш ребенок, и скажите что-нибудь об этом, например: «О, ты хочешь печенье», «Не волнуйся. Ты думал, что я ушел, а я здесь!» или «Я расстроен, потому что ты бросил свою игрушку» [3]. Вы также можете объяснить, почему другие люди делают то, что делают они, например: «Салли выглядит счастливой. Ей должен очень понравиться ее подарок».
  • Ролевая игра с вашим ребенком, когда вы притворяетесь вместе – Ролевая игра помогает развивать теорию мышления, поскольку она побуждает детей думать и действовать с точки зрения других людей. Когда дети впервые учатся ролевой игре, они притворяются личностями, с которыми они сталкивались в повседневной жизни, например, притворяются мамой, врачом, водителем автобуса или учителем. Оставайтесь в роли, когда играете вместе. Например, если вы притворяетесь врачом, а ваш ребенок является пациентом, говорите и делайте то, что сделал бы врач, и на время избегайте роли родителя в реальной жизни.
  • Используйте книги, чтобы говорить о мыслях и чувствах персонажей. – Разговор о мыслях и чувствах персонажей, их различных идеях и реакциях, а также о том, что персонажи могут делать дальше в истории, помогает продвигать раннюю теорию разума. Но исследования показывают, что важно также связать эти идеи с собственным опытом ребенка [3]. Например, если вы говорите о персонаже, который выглядит грустным, потому что потерял свою любимую игрушку, вы можете связать это со временем, когда ваш ребенок грустил, потому что потерял что-то особенное.

Каждый раз, когда вы общаетесь со своим ребенком и разговариваете с ним, у вас есть возможность выразить словами то, что вы думаете и чувствуете.

Каждый раз, когда вы общаетесь со своим ребенком и разговариваете с ним, у вас есть возможность выразить словами то, что вы думаете и чувствуете. Подобные беседы углубят его понимание собственных мыслей и чувств, того, как другие могут иметь мысли и чувства, отличные от его собственных, и того, как мы все действуем, основываясь на том, что мы думаем и чувствуем.

Дополнительную информацию о теории развития разума у ​​маленьких детей можно найти в TalkAbility™ [1], основанном на исследованиях руководстве и программе вмешательства, направленной на развитие социальных и специальных языковых способностей, необходимых для общения и дружеских отношений.


Ссылки
  1. Sussman, F. (2006). TalkAbility™ — Навыки общения для вербальных детей в спектре аутизма: руководство для родителей . Торонто, Онтарио: Программа изучения раннего языка Ханена.
  2. Вестби, К. и Робинсон, Л. (2014). Перспектива развития для продвижения теории разума. Темы по языковым расстройствам , 34 (4), 362-383.
  3. де Вильерс, Дж. Г. и де Вильерс, Пенсильвания (2014). Роль языка в теории развития психики. Темы по языковым расстройствам , 34 (4), 313-328.
  4. Веллман, Х.М. и Лю, Д. (2004). Масштабная теория интеллектуальных задач. Развитие ребенка , 75 , 759-763.
  5. Петерсон, К.С., Веллман, Х.М. и Слотер, В. (2012). Разум, стоящий за сообщением: Усовершенствованные шкалы теории разума для типично развивающихся детей, а также для детей с глухотой, аутизмом или синдромом Аспергера. Развитие ребенка , 83 (2), 469-485.
  6. Миллер, С.А. (2012). Теория сознания: после дошкольного возраста . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press.
  7. Пернер, Дж., Ликам, С. Р., и Виммер, Х. (1987). Трудности трехлетних детей с ложными убеждениями: случай концептуального дефицита. Британский журнал психологии развития , 5 , 125-137.
  8. Кимби, Ю. (2014). Теория умственных способностей и дефицита при расстройствах аутистического спектра. Темы по языковым расстройствам , 34 (4), 329-343.
  9. Слотер, В., Петерсон, К., и Макинтош, Э. (2007). Следите за тем, что говорит мать: повествовательный ввод и теория разума у ​​типичных детей и детей в спектре аутизма. Развитие ребенка , 78 , 839-858.
  10. Раффман, Т., Слейд, Л., и Кроу, Э. (2003). Взаимосвязь между языком психического состояния детей и матерей и теорией понимания сознания. Развитие ребенка , 73 (3), 734-751.

The Hanen Center — канадская некоммерческая благотворительная организация с глобальным охватом. Его миссия состоит в том, чтобы предоставить родителям, опекунам, педагогам дошкольного образования и логопедам знания и подготовку, необходимые им, чтобы помочь маленьким детям развить наилучшие языковые, социальные навыки и навыки грамотности. Сюда входят дети с задержкой речи или подверженные риску задержки развития речи, дети с проблемами развития, такими как аутизм, и дети с типичным развитием.

Нажмите на ссылки ниже, чтобы узнать больше о том, как Hanen может помочь вам помочь детям общаться:

Поведенческие проблемы у дошкольников, Как справляться с проблемами поведения в дошкольном возрасте, Способы контроля плохого поведения дошкольников

Беспокойство о неприятных моделях поведения вашего малыша? Не волнуйтесь. Вот несколько способов разобраться в них

По мере того, как наши малыши вступают в важный этап дошкольного образования, они испытывают чувство все большей независимости. Однако вместе с этим чувством независимости приходит множество моделей поведения, которые кажутся проблематичными. Родители дошкольников слишком хорошо знакомы с истериками, непослушанием, неповиновением и другими подобными проблемами.

Что такое «поведенческая проблема»?

Термин «поведенческая проблема» относится к любому ненормальному поведению или реакции, которые социально неприемлемы или считаются нормальными для ребенка определенного возраста. Дети ведут себя определенным образом, чтобы удовлетворить некоторые основные потребности или предотвратить надвигающееся разочарование. Хотя для малышей характерно быть вызывающим или непослушным, это ненормально, если такое поведение частое или разрушительное и нарушает повседневную жизнь ребенка дома или в школе.

Что вызывает поведенческие проблемы?

Может быть несколько факторов, которые способствуют трудному или плохому поведению ребенка. К ним относятся изменения в социальной и психологической среде ребенка, такие как события, меняющие жизнь, такие как рождение нового брата или сестры или переезд в новый дом. Кроме того, наше собственное эмоциональное состояние может сильно повлиять на поведение нашего ребенка. Например, если ребенок расстроен из-за проблемы на работе, он может легко почувствовать беспокойство родителя и может отреагировать с беспокойством или агрессией.

Другой распространенной причиной плохого поведения является внимание или его отсутствие. Часто, как родители, мы склонны обращать внимание на нашего ребенка только тогда, когда он плохо себя ведет; мы почти не замечаем или принимаем как должное, когда он ведет себя хорошо. Итак, со временем он узнает, что для того, чтобы привлечь наше внимание, ему нужно плохо себя вести.

Признаки поведенческих проблем у дошкольников

  • Частые вспышки гнева
  • Довольно легко раздражаются или раздражаются
  • Отказ слушать, что вы говорите
  • Неспособность следовать правилам
  • Слишком мало или слишком много еды
  • Агрессивность по отношению к братьям и сестрам или сверстникам
  • Демонстрация склонности драться с другими или причинять им боль
  • Пытаться причинить себе вред
  • Трудно учиться несчастный или напуганный
  • Бросание вещей
  • Плач без необходимости

Как справляться с поведенческими проблемами у дошкольников

Крайне важно, чтобы мы выявляли неприемлемое поведение и его причины и устраняли их как можно раньше. Выбор игнорировать их приводит к тому, что такое поведение становится нормальной реакцией ребенка на жизненные ситуации. Мы, родители, должны следить за тем, чтобы поведенческие проблемы исправлялись как можно раньше, чтобы наши дети получали больше позитивного опыта по мере взросления.

Вот пять распространенных поведенческих проблем у дошкольников и советы, как с ними справиться просто, но эффективно. (Помните, что для ребенка нормально время от времени проявлять одно или несколько из этих действий).

1. Истерики

Большинство дошкольников рано или поздно впадают в истерику. Хотя эти ситуации чрезвычайно смущают и вызывают стресс, немного терпения с вашей стороны может творить чудеса. Дети обычно закатывают истерику, когда не могут справиться с такими эмоциями, как гнев и разочарование, или даже когда не могут контролировать ситуацию. Голод и усталость также могут вызывать истерики у некоторых детей. Иногда дети впадают в истерику, чтобы добиться своего.

Если вы предвидите, что ваш ребенок закатывает истерику в магазине, когда ему отказывают в игрушке, объясните ему до того, как вы пойдете в магазин, что вы собираетесь покупать только продукты, а не игрушки. Тогда она будет лучше подготовлена ​​к тому, чтобы контролировать свои эмоции, когда вдруг увидит игрушку, которую хочет, но получит от вас твердое «нет». С другой стороны, уступка ее истерикам даст ей ошибочное представление о том, что она может получить все, что захочет, в любое время.

Если вы чувствуете, что истерика вашего ребенка является реакцией на ваш собственный стресс, лучшее, что вы можете сделать, это не заставлять его чувствовать себя виноватым за плохое поведение. Вместо этого постарайтесь сначала успокоить себя, а затем успокоить ребенка.

2. Неповиновение

Несомненно, вас расстраивает, когда ваш маленький ребенок наотрез отказывается делать то, что вы ему говорите. Но не теряйте самообладания сразу. Напомните себе, что неповиновение — это признак растущей независимости вашего ребенка. Однако постоянное неповиновение вредно для здоровья. Важно, чтобы вы мотивировали ребенка слушать вас. Хвалите его, когда он идет навстречу. Объясните ему, что он становится более ответственным, когда идет на сотрудничество, чем когда отказывается слушать вас. Один из способов отучить вашего ребенка от неповиновения — предложить ему ограниченный выбор. Это дает ему чувство контроля и заставляет его хотеть сотрудничать с вами. Например, если ваш ребенок отказывается ложиться спать в установленное вами время, вы можете попросить его выбрать, какую пару пижам он хотел бы надеть. Таким образом, он вовлекается в решение, и его чувство свободы не скомпрометировано.

3. Ложь

Для дошкольников является нормальным лгать – либо раздувать правду, чтобы привлечь внимание, либо искажать или уходить от правды, чтобы не попасть в беду. Хотя эта тенденция не вызывает беспокойства, если с ней не справиться достаточно рано, ваш ребенок может превратиться в привычного лжеца. Если вы знаете, что ваш ребенок лжет, отвечайте спокойно и поощряйте его говорить правду. Объясните ей на нескольких простых примерах разницу между правдой и ложью. Вы можете сыграть в игру, называя цвета моря или деревьев, и попросить ее определить, является ли утверждение о цвете правдой или ложью. Обсудите, как ложь может доставить ей больше неприятностей, чем первоначальная ситуация, из которой она хочет выйти. Подчеркните, что она может быть честной, даже если это будет иметь немедленные неблагоприятные последствия. Кроме того, не забывайте быть образцом для подражания, будучи честным и правдивым! Также важно понимать, что для дошкольников часто размыта грань между реальностью и фантазией. В статье под названием «Почему дети лгут и что родители могут с этим поделать», опубликованной на веб-сайте Института детского разума, упоминается заявление доктора Кэрол Брэди, клинического психолога, о том, почему называть ребенка лжецом — большая ошибка. По словам доктора Брейди, рана, которую он наносит, гораздо серьезнее, чем просто то, о чем ребенок солгал.

4. Агрессия

Агрессивное поведение, хотя и тревожное, также довольно часто встречается у дошкольника. Ваш ребенок может бросать предметы, пинать, бить или кусать, чтобы выразить чувство гнева. С другой стороны, такие реакции могут быть вызваны тем, что он не может эффективно выражать свои мысли. Если, например, старший ребенок выхватывает у него игрушку, когда он играет с ней, он может укусить или ударить его, потому что он не может вернуть ее другим способом. Однако иногда он может вести себя таким образом, чтобы проверить вас и посмотреть, сможет ли он добиться своего. Как родители, мы должны установить границы и объяснить, что такое поведение неприемлемо. Помните, однако, что дисциплинирование — это не то же самое, что наказание. Кроме того, дайте ребенку словарный запас эмоций, чтобы он мог говорить о своих чувствах, а не проигрывать их.

5. Суетливые пищевые привычки

Реакция вашего ребенка на еду также может стать поведенческой проблемой. Ваш дошкольник может возиться с едой или переедать, что приведет к нездоровым привычкам в еде. Вы можете помочь своему ребенку выработать здоровые пищевые привычки, поощряя его есть здоровую пищу в установленное время. Не превращайте сладости или шоколад в привычку. Вместо этого зарезервируйте их для спонтанных торжеств. Помните, что ваш ребенок может путать голод с другими эмоциями. Ей может быть скучно, и вместо того, чтобы правильно определить это чувство, она может спутать его с голодом и в результате переесть. Объясните, что голод — это физическое чувство, а не то, что она чувствует в уме.

Общение между вами и вашим ребенком всегда помогает в трудной ситуации. Когда ваш ребенок ведет себя неприемлемым образом, сохраняйте спокойствие. Поговорите с ним и объясните, почему его поведение неприемлемо. Если вы считаете, что ребенок расстроен, предложите ему рассказать о том, что заставляет его так себя чувствовать. Однако, если вы заметили, что плохое поведение происходит часто и, кажется, ухудшается, рекомендуется обратиться за профессиональной помощью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *