Обучение детей 5 лет чтению: Обучение дошкольников 5-6 лет чтению «Логопедическое чтение»
Научите меня читать! Методика поэтапного обучения чтению детей 5 – 6 лет
Электронная библиотека
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.
— А.С. Макаренко
Автор: О.И. Крупенчук | |
Название: Научите меня читать! Методика поэтапного обучения чтению | |
Формат: PDF | |
Размер: 2,54 Мб | |
Объём: 112 стр. | |
Аннотация: | |
Книга состоит из двух частей – Азбуки и Букваря. Азбука – это знакомство с буквами. Их обыгрывание, запоминание, узнавание; соединение буквы и звука (звуков), которые она может обозначать. Она развивает фонематический слух (умение различать звуки речи), учит определять место звука в слове, тренирует логическое мышление и зрительное внимание. Это доступно детям 5 – 5,5 лет, но не поздно начать и в 6 – 6,5 лет. Букварь – это качественно новая ступень. Здесь мы сливаем известные ребёнку буквы в слоги и слова. Это уже обучение чтению. И приступать к нему специалисты предлагают не раньше 6 – 7 лет. Чтобы обучение чтению стало интересным для самого ребёнка, оно должно быть интерактивным, т. е. происходить при активном участии его самого. Именно для этого автор книги постарался создать систему игровых занятий, где чтение – не механический процесс, а путь к решению задачи, ответ на вопрос. Книга входит в серию ? «Готовимся к школе». | |
Содержание: | |
| |
Примеры страниц: | |
Купить книгу по выгодной цене |
- Просмотров: 26220
Говорят Дети
«Папа, не убивай комара. Вдруг это князь Гвидон летит!» — Миша, 3 года |
Рекомендуем
Прописи для детей
Подготовка к школе | |
Развитие моторики рук | |
Обучение письму | |
Интересные задания | |
Современные методики |
методики и игры для обучения чтению
Обучение дошкольника чтению – непростой и длительный процесс, который требует от родителей терпения и изрядной доли креативности. Некоторые дети не проявляют интереса в обучении этому навыку. Поэтому чтобы увлечь ребёнка, часто появляется необходимость прибегать к различным вариантам занятий. С чего лучше начать и как грамотно организовать процесс?
Аудио-версия статьи “КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА 5-7 ЛЕТ ЧИТАТЬ” Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА 5-7 ЛЕТ ЧИТАТЬ
Содержание
С чего начать
- Учим звуки
- Учимся читать слоги
- Складываем слоги в слова
- Читаем предложения
Методики обучения чтению
- Методика Надежды Жуковой
- Методика Гленна Домана
- Методика Николая Зайцева
- Кубики Чаплыгина
- Слоговые таблицы
- Обучение чтению по Монтессори
Игры для обучения чтению детей 6-7 лет
- Учим буквы
- Учим слоги
- Учимся читать слова
Советы для мам
Прежде чем начать обучать ребёнка чтению, важно определить уровень его интеллектуального развития, обратить внимание на эмоциональную и психическую зрелость. По этим критерием можно понять, насколько дошкольник готов к освоению грамоты. Ведь задача родителей не только научить читать, но и добиться того, чтобы малыш понимал смысл прочитанного. Перед началом занятий убедитесь, что:
- словарный запас ребёнка соответствует нормам по возрасту;
- он умеет грамотно составлять предложения, оформлять свои мысли при разговоре;
- у малыша нет явных проблем с воспроизведением звуков;
- будущий первоклассник хорошо ориентируется в пространстве, знает понятия «право-лево», «верх-низ».
Когда ребёнок будет готов, можно приступать к обучению. Важно, чтобы занятия были регулярными. При этом длительность урока на первых порах не должна превышать 10-15 минут. Постепенно это время может увеличиться до получаса. Чтобы будущему первокласснику было интересно, старайтесь давать задания в игровой форме и ни в коем случае не заставляйте непоседу заниматься, если он не в настроении.
С чего начать
Учим звуки
Начинать изучать звуки рекомендуется с гласных: о, а, у, ы. Сначала покажите ребёнку написанную букву. Произнесите долгий звук, например: «а-а-а-а». Предложите малышу повторить за вами. Вместе вспомните слова, которые начинаются с этого звука.
Потренируйтесь в написании буквы. Обратите внимание ребёнка на то, что звуки – это то, что мы слышим и говорим, а буквы – пишем и видим. Поищите знакомую букву в словах, пусть малыш покажет её пальчиком. Подскажите, что эти звуки можно спеть, и они называются гласными.
Затем приступайте к изучению твёрдых согласных: л, м, н, р. Заранее расскажите малышу, что из-за того, что согласных букв достаточно много, они решили жить в разных городах: в «городе звонких согласных» и «городе глухих согласных». При изучении каждого нового звука обращайте внимание, к какой группе он относится.
Показывая ребёнку буквы, чётко произносите соответствующие звуки. Например, не «эл», а «л», не «мэ», а «м». Этот момент очень важен, иначе в дальнейшем при соединении звуков в слоги у малыша возникнут большие трудности. Вместо «мама» дошкольник начнёт читать «мэамэа», и переучить ребёнка будет непросто. После знакомства с твёрдыми звонкими согласными можно переходить на изучение глухих и шипящих звуков.
Каждое следующее занятие лучше начинать с повторения предыдущего. В конце урока обязательно закрепляйте пройденный материал.
Учимся читать слоги
После изучения части несложных звуков, можно начинать осваивать слоги. Предложите ребёнку поиграть в машиниста и нарисуйте дорожку от одной буквы к другой. Например, «м» очень хочет встретиться с «а». Чтобы звуки поскорей увиделись, паровозику нужно ехать очень быстро, поэтому читать нужно слитно, а не раздельно.
Обратите внимание малыша на то, что согласные с разными гласными читаются неодинаково. Например, НО-НА-НУ-НЫ-НЭ произносятся твёрдо, а НЕ-НЯ-НЮ-НИ-НЁ – мягко. Для более лёгкого запоминания пропойте слоги в виде песенок и сравните их. Можно сказать, что первую мелодию спел большой слон, а вторую – маленький слонёнок. Обязательно проговаривайте правильное произношение слогов вместе с ребёнком. Любые ошибки исправляйте сразу.
Прежде чем приступать к чтению слов, сформируйте у малыша чёткое понимание того, как звуки соединяются в слоги. Начинайте с несложных сочетаний, таких как ло, на, ру, сэ, постепенно усложняя задание и переходя к слогам, которые начинаются с гласных, например, ел, ом, ун, ар.
Складываем слоги в слова
Как только чтение слогов доведено до автоматизма, пробуйте соединять их в слова. Начните с тех, у которых слоги повторяются: «ма-ма», «па-па», «ля-ля». Затем соединяйте различные слоги: «ра-ма», «мы-ло», «но-га». Можно начать читать слова, состоящие из трёх букв. Подбирайте те, что начинаются с простого слога и заканчиваются одной буквой: «ко-т», «ме-л», «но-с», «ле-с» и т.д.
Важно, чтобы на этапе прочтения слова, ребёнок понимал, что оно обозначает. Чтобы слово приобретало для малыша смысл, а не было просто набором букв, после прочтения спросите у ребёнка, что обозначает это слово. Если он не знает, то нужно найти картинку, фотографию или видео и показать ему. Где найти? В картинках или видео Яндекса/Гугла.
Читаем предложения
Когда ребёнок научится читать и понимать смысл слов, переходите к прочтению простых коротких предложений. На этом этапе пора познакомить малыша со знаками препинания. По ним юный читатель будет ориентироваться, где кончается предложение. Основная сложность в том, чтобы ребёнок не забывал предыдущие прочитанные слова.
Поэтому начните с коротких фраз, например, «Маша спит», «Папа идёт на работу». Запомните, вдумчивое и осознанное чтение по слогам важнее, чем беглое и необдуманное.
Методики обучения чтению
Есть десятки методик, которые помогают дошкольника обучить чтению. Выделим несколько наиболее популярных и обозначим их достоинства и недостатки. Чтобы найти «свой» подход, попробуйте разные варианты. Но независимо от того, на какой именно методике вы остановитесь, помните, что обучение не должно проходить в виде строгих уроков. Превратите упражнения в занимательную игру, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для малыша станет в удовольствие, а не в наказание.
Методика Надежды Жуковой
Надежда Сергеевна Жукова – автор пособий по изучению языка и формированию речи. Она же создатель «Букваря», с помощью которого многие мамы обучают своих детей чтению.
По этой методике учились читать и мы с Мишей. Обучение идёт по принципу, как было в советских букварях. От изучения звуков, к складыванию слогов, далее слов, потом предложений.
Знакомство ребёнка происходит с гласными звуками, такими как О, А, У, Ы.
Тут же малыш пробует соединить их в слоги, например, АУ, УА. После усвоения гласных букв автор предлагает перейти к изучению согласных, сначала звонких, а затем глухих и шипящих.
Надежда Жукова не рекомендует учить буквы в алфавитном порядке, та последовательность, которой следует придерживаться, дана в «Букваре». Важное примечание: знакомимся со звуком, а не с буквой, например, «Т», а не «ТЭ», «К» вместо «КЭ».
Складывать знакомые буквы в слоги на страницах пособия помогает маленький человечек, который быстро перебегает от одного звука к другому. Задача ребёнка – провести пальцем по линии и «притянуть» обе буквы. Для удобства все слова поделены на слоги. Так малышу проще начать читать.
В пособии также имеются дополнительные информативные вставки, где даны советы и указания для родителей. Они подсказывают, на чём лучше остановиться подробнее, как объяснить и над чем поработать, если обучение идёт недостаточно эффективно.
Достоинство методики в том, что малыш без труда слышит звуки в словах, может их произнести. Но она подходит детям с 5-6 лет, младшим ребятам для успешного освоения программы требуется определённый уровень знаний.
Методика Гленна Домана
Основа методики Гленна Домана – изучение слова целиком. Система поделена на пять этапов. Сперва малыш учит отдельные слова, которые даны на специальных карточках с соответствующими изображениями. На первом этапе автор предлагает 15 слов, наиболее близких малышу. Например, фрукты, игрушки, имена близких людей. Когда дошкольник их запомнит, даются слова из другой группы.
Как только этот этап будет успешно усвоен, ребёнок переходит к следующему, основа которого запоминание словосочетаний. К старым словам прибавляется описание, например, «красное яблоко», «высокая пирамидка», «воздушный шар».
На третьем этапе уделяется внимание прочтению простых предложений. Нужно заготовить пять фраз и показывать их ребёнку несколько раз в день. Так на протяжении 4-5 дней. Затем два предложения заменяются новыми.
Четвёртый этап – изучение распространённых предложений. Например, было «медведь спит», а стало «медведь крепко спит».
На заключительном этапе малыш знакомится с книгой. В ней должно быть от 50 до 100 изученных слов. На одной странице – одно предложение крупным шрифтом.
Методика Гленна Домана помогает ребёнку запомнить большое количество слов, пополнить словарный запас. Но здесь есть и недостатки: в школе дети не могут справиться с делением слова на слоги, т.к. они воспринимают его только целиком. Также методика не очень удобна из-за того, что нужно иметь много карточек.
Методика Николая Зайцева
Большую популярность получила методика раннего развития по Зайцеву. В учебно-игровые материалы входят таблицы, счётные палочки и кубики, с помощью которых малыши учатся читать. Суть методики: «не учиться, а играть!». Всё обучение построено на игровой деятельности. Автор предложил разделять слова не на слоги, а на склады. Это так называемые пары гласных и согласных, объединение согласных с твёрдым или мягким знаком, а также одна буква.
У каждого вида кубика свой размер, цвет и звучание. Так малыш сможет запоминать не только сами буквы и склады, но и их характеристики. Например, на железных кубиках изображены звонкие сочетания букв, на деревянных – глухие, большие кубики обозначают твёрдые гласные, а маленькие – мягкие.
Плюс методики в том, что она по ней могут заниматься ребята любого возраста, а в основе учебного материала лежит игра. Ребёнок сможет овладеть необходимыми навыками легко и ненавязчиво.
Однако, несмотря на простоту и удобство обучения, у кубиков Зайцева есть недостатки. Часто дошкольники неправильно понимают фонетический (по звукам) и морфологический (не могут выделить корень) состав слова, что создаёт определённые проблемы в школьном обучении. Кроме этого, система Зайцева основана на складах, в то время как школьные программы ориентированы на чтение по слогам. Склады и слоги часто отличаются. Например, слово «дуб» имеет два склада «ду» и «б», а если поделить слово на слоги, то он будет только один «дуб». Переучиться под требования учителей не так просто.
Подробнее о принципах методики Николая Зайцева, её преимуществах и недостатках можно прочесть в нашей предыдущей статье: Кубики Зайцева. Методика обучения чтению, игры и упражнения.
Кубики Чаплыгина
Евгений Васильевич Чаплыгин – российский педагог, тренер, отец троих детей, создатель кубиков «Читаю легко».
Динамические кубики Чаплыгина помогают непринуждённо и быстро научить детей читать. В комплекте 10 одинарных и 10 двойных, которые соединены специальными платформами. Чёрным цветом выделены согласные звуки, красным – гласные. К материалу прилагаются «Шпаргалка» для родителей с готовым вариантом организации занятий.
Здесь, так же как и в методике Николая Зайцева используется складовый способ обучения чтению. Автор убеждён, что именно таким образом ребёнку легче учиться. Ведь когда малыш начинает гулить, лепетать, говорить, он использует склады.
Перед началом работы стоит познакомить ребёнка с материалом: дать потрогать, покрутить и понюхать кубики. Затем можно приступить к изучению складов. Чтобы поменять одну пару букв на другую, нужно покрутить кубик вокруг оси. При занятии с материалом малыш использует все каналы восприятия: он видит кубики, крутит их, составляет слова, говорит и слышит. Так материал усваивается легче.
При этом методика Евгения Чаплыгина не копирует кубики Зайцева. Главное отличие в упрощении. Здесь автор не использует разделение звуков на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Все часто используемые склады педагог разместил на тридцати кубиках, в то время как у Зайцева их больше шестидесяти.
Кубики Чаплыгина изготовлены из дерева, а не из картона. Они продаются в готовом виде, что упрощает подготовку к занятиям. Однако цена у такого пособия выше.
К достоинствам можно отнести то, что малышу не требуется заучивать буквы, он достаточно быстро понимает, как образуются сочетания и без труда запоминает их во время игровой деятельности. Автор методики указывает на скорый результат занятий. Чтобы освоить принципы чтения, достаточно трёх дней, при условии, если ребёнок уже знал буквы.
Недостаток опять же в складовой системе. При обучении в школе ребёнку придётся переучиваться видеть в словах слоги. Методика исключает проработку букв, вследствие чего дети могут «съедать» окончания в словах.
Слоговые таблицы
Для отработки техники чтения хорошо подходят слоговые таблицы. Как по ним заниматься? Сначала слоги читает взрослый и не спеша проводит по дугам. Малыш внимательно слушает и следит за движением указки. Таблицы можно читать как слева направо, так и сверху вниз.
После знакомства со слогами ребёнок включается в процесс. Он читает таблицу совместно со взрослым. Следите, чтобы малыш проводил пальцем по дугам. После чего дайте дошкольнику продемонстрировать самостоятельное чтение.
Затем потренируйтесь читать с ударением. Отметьте в таблице простым карандашом ударные слоги. Покажите ребёнку, как их нужно читать, потом пусть малыш попробует сделать это сам. В следующий раз измените ударения и снова прочитайте слоги.
Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение по слогам, усложните задание. Предложите дошкольнику закрыть глаза, прочитайте любой слог и попросите его представить его, затем пусть покажет пальчиком то место, где вы читали.
Этот тренировочный материал достаточно эффективен, однако, для малыша это наименее интересная методика из всех предложенных. Поэтому придётся проявить максимум фантазии, чтобы заинтересовать ребёнка. Можно, например, придумать историю про инопланетянина. Он оставил послание в виде русских слогов. Чтоб их расшифровать, нужно прочитать, что написано. Пусть «наны» будет «здравствуйте», а «дады» «прощайте» и т.д.
Обучение чтению по Монтессори
Суть методики Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Автор предлагает детям учиться самостоятельно, без наставлений взрослых, специальных книг и уроков. Всё построено по принципу обучающей среды.
Задача родителей – вовремя подхватить интерес ребёнка к чтению и создать вокруг него зону русского языка.
Это могут быть:
- карточки с подписанными изображениями – для обогащения словарного запаса;
- мелкие предметы, чтобы развивать фонематический слух;
- трафареты, инструменты для обводок и штриховок – помогут малышу подготовить руку к письму;
- наборы для ознакомления с прописными буквами: шероховатый алфавит, сделанный из бархатной бумаги и ёмкость с насыпанной мукой, чтобы выводить буквы;
- вырезанные из цветного картона буквы, из которых малыш будет составлять слова, гласные – красные, согласные – голубые.
Педагог рекомендует начинать обучение с письма, только затем приступать к чтению. По наблюдениям Марии Монтессори детям легче изобразить букву и познакомиться с ней, чем воспринять абстрактный образ в книге. В первую очередь это должны быть прописные буквы, т.к. малышам проще выводить округлые движения.
В методике Монтессори нет места утомительным упражнениям. В основе лежит игра и яркие материалы. Ребёнок получает возможность самостоятельно заниматься с предметами. Взрослые только наблюдают и при необходимости подсказывают. Большинство монтессори-материалов не только обучают чтению, но и тренируют пальчики – развивают мелкую моторику.
Однако методика Марии Монтессори больше ориентирована на занятия в группе. Создать необходимую среду в домашних условиях может быть проблематично: нужна подготовка и дорогостоящие материалы.
Игры для обучения чтению детей 6-7 лет
Изучив разные методики по обучению чтению, видим, что большинство специалистов сходятся в одном: лучший способ приобщить малыша к чтению – это игра. Ведь занятия проходят легче и эффективнее, когда они интересны ребёнку. Чтобы сделать уроки увлекательными и занимательными, а также закрепить пройденный материал, предлагаем подборку игр для дошкольников.
Учим буквы
«Помоги найти предметы»
Положите перед ребёнком лист с изображением разных предметов. Его задача – найти и отметить те картинки, которые начинаются на заданную букву.
«Фантазёр»
Для того чтобы малыш без труда запоминал буквы, полезно соотносить их с реальными предметами. Напишите букву и предложите ребёнку пофантазировать, на что она похожа.
Можно вместе дорисовать то, чего не хватает, или пусть кроха сам попробует дополнить рисунок. На что, например, могут быть похожи некоторые буквы? «А» напоминает лестницу, ствол дерева с дуплом или крышу дома, из «В» легко сделать очки, «Ж» превращается в жука, «О» становится солнышком или пирогом, а из «Ф» получится человечек с руками в бок.
«Собери букву»
Распечатайте или напишите одну букву на листе. Она должна быть крупной и яркой. Разрежьте лист на несколько частей. Можно в виде квадратиков, треугольников или полосок. Задача малыша – собрать пазл.
«Волшебный мешочек»
Для этой игры можно использовать буквы из наборов или вырезать их самостоятельно из картона. Положите материал в непрозрачный пакет или мешочек. Предложите ребёнку доставать по одной букве и отгадывать её на ощупь не подглядывая. Если малыш ошибётся, исправьте его, а букву положите обратно. В следующий раз он уже ответит верно.
Когда ребёнок начнёт без труда называть все буквы, усложните игру. Сначала можно придумывать слова, которые начинаются с заданной буквы или оканчиваются на неё. Затем в мешочек можно добавить другие мелкие предметы, например, монеты, пуговки, скрепки. Так можно будет дольше поддерживать интерес малыша.
«Мемори»
Для игры приготовьте карточки. Можно самостоятельно распечатать набор букв на листах, обязательно в двойном экземпляре. Разложите их перед малышом так, чтобы он не видел, где какая буква спрятана.
Предложите ребёнку перевернуть любую карточку и назвать букву. Затем он должен будет перевернуть лист обратно и попробовать найти её пару среди других. Его задача – открывать карточки по одной, проверять, что на них написано, запоминать и переворачивать обратно. Как только нужная буква найдётся, малыш забирает оба листа, и игра продолжается. Так до тех пор, пока все пары не будут найдены.
Учим слоги
Игры-ходилки
Поиграйте с ребёнком во всеми любимые бродилки. Кто вперёд пройдёт по слогам и достигнет финиша? Во время игры просите малыша называть тот слог, на который он встанет.
Слоговое домино
Отработать и хорошо запомнить произношение слогов поможет самое обычное домино. Только вместо точек, цифр или картинок выстраивать цепочку нужно будет при помощи сочетаний букв. Малыш сможет закрепить навыки деления слов так, как этого требуют в школе, а именно по слогам.
Магазин
Откройте у себя дома магазин. Выставьте «на продажу» игрушки: робота, машинку, куклу и т.д. В роли покупателя – ребёнок. Продавец – это вы. В качестве денег – бумажки со слогами. Вещь можно купить за соответствующий первый слог слова.
Меняйтесь ролями. Теперь вы становитесь покупателем. Когда будете «приобретать» игрушки, нарочно «платите» не той купюрой. В таком случае продавец не должен будет вам отдавать товар, объяснив причину.
Чтобы игра оставалась интересной, меняйте профиль магазина. Сегодня вы торгуете игрушками, завтра одеждой, послезавтра посудой. Можно использовать не только те вещи, которые есть у вас дома, но и карточки с изображениями. Примечание: в качестве денег можно использовать не только слоги, но и буквы или, наоборот, целые слова.
Учимся читать слова
Собери слова из букв
Многие ребята любят решать загадки и разгадывать ребусы. Одна из таких игр направлена на составление слов из букв. В качестве помощника картинки. Назови, что изображено и расставь буквы в нужном порядке.
Пазлы «Составь слово»
Для обучения ребёнка чтению в игровой форме можно использовать специальные пазлы. Они состоят из двух частей: наверху изображение, внизу – буква, слог или целое слово. Когда малыш соединит кусочки картинки, то сможет прочесть получившееся слово или предложение.
«Почтальон»
Предложите непоседе сыграть роль почтальона. На бумажках-конвертах указано, кому они должны быть доставлены. Его задача – разнести письма адресатам. Это могут быть игрушки или члены семьи.
«Забавные окошки»
Эта игра наверняка понравится вашему ребёнку, т.к. в ней присутствуют сюрпризные моменты. Материалы можно без труда приготовить самостоятельно. Понадобятся два листа бумаги. На первом наклейте или распечатайте картинки с животными, на втором – сделайте прорези под них так, чтобы каждый «житель» смог выглядывать в своё окошко.
На «створках» напишите, кто, как говорит или как называется зверь. Например, там, где живёт собачка, подпишите «гав» или «собака». Вместе с малышом прочтите надпись, после чего откройте окошко. Так ребёнок сможет соотносить слова и предметы.
Советы для мам
Как избежать ошибок при обучении ребёнка чтению? Несколько практических рекомендаций для родителей дошкольника:
- не стоит в качестве пособия использовать азбуку. Зазубривая алфавит, малыш автоматически начинает соотносить букву с конкретной картинкой. Так, «Б» – это барабан, а «Ф» – филин. В результате при чтении слов ребёнок пытается мыслить образами и ассоциациями. Читая слово «ДОМ», ребёнок начинает вспоминать картинки «дятел – огурец – мороженое». К тому же учить нужно не буквы, а звуки, иначе «дэ», «о», «мэ» никак не сложатся в «дом»;
- читайте книги вместе с ребёнком. Дети во многом копируют поведение взрослых. Если они видят, что родители с удовольствием читают, то им самим тоже непременно захочется научиться. Покажите ребёнку, что чтение – дверь к знаниям и новым открытиям. Заинтересованный малыш будет учиться с радостью. Поэтому важно, чтобы в семье была культура чтения;
- не давите на ребёнка. «Тебе 6 лет уже исполнилось, а ты даже буквы толком не знаешь! Как же ты в школе учиться будешь?». Подобные запугивания точно не вызовут никакого желания обучаться, напротив, интерес угаснет окончательно;
- с ребятами 5-6 лет рекомендуется заниматься не более получаса, достаточно будет и 15-20 минут. Если замечаете, что малыш часто отвлекается, стал рассеянным, не хочет выполнять задания, урок стоит прекратить.
К современным детям требования всё жёстче. Желательно, чтобы первоклассник владел базой, знал буквы и умел соединять их в слоги, читал и писал. Как погрузить дошкольника в мир слов? Главная задача родителей – заинтересовать ребёнка, дать ему понять, что читать – это не скучно, а интересно и познавательно. Создавайте игровые ситуации, используйте интересные для непоседы методики. Тогда вы без труда сможете подготовить будущего школьника к новому этапу в жизни.
Как научить детей читать, научить дошкольников (от 3 до 5 лет) читать
Ваш ребенок скоро пойдет в школу? Вы хотите дать ей преимущество в чтении? Тогда читайте о нескольких простых и забавных способах, как научить вашего ребенка читать.
Чтение лежит в основе формального образования. Итак, это одно из первых занятий, которым дошкольник учится в школе. Обучение чтению в раннем возрасте имеет множество преимуществ, начиная от более быстрого развития мозга и заканчивая повышением творческих способностей, воображения и уверенности в себе.
Хотя большинство дошкольников проявляют естественную тягу к чтению, сложности обучения чтению в сочетании с отсутствием надлежащего руководства ослабляют их желание. Если ваш ребенок хочет начать читать, следуйте нашим советам о том, как научить его читать весело и легко.
- Способность читать приходит вместе со способностью узнавать буквы алфавита. Итак, начните с обучения вашего ребенка чтению букв английского алфавита. Вот несколько простых и забавных способов сделать это:
- Чтение вслух : Всегда лучше начинать. Чтение вашему ребенку также вызовет у него желание читать. Так что читайте ей вслух с малых лет. Читайте простые сказки на ночь или стишки. Это подготовит вашего ребенка к обучению чтению и письму. Это поможет в развитии ее речи и научит ее запоминать, слушая.
- Игры с буквами : Есть лучший способ научить вашего ребенка учить и читать буквы алфавита, чем по книге. Вы можете использовать игрушки в форме алфавита, доски с буквами и пазлы. Эти предметы легко доступны в большинстве книжных магазинов. Вы также можете играть в простые игры с буквами, такие как «Расстановка цветов по алфавиту», «Угадай букву» и т. д., чтобы помочь ребенку выучить и прочитать алфавит.
- Создание алфавита ar t: Дети любят играть с красками, пластилином и другими подобными материалами. Таким образом, вы можете направить любовь вашего ребенка к искусству, чтобы научить его буквам алфавита. Соберитесь и сделайте буквы из пластилина, или нарисуйте их на бумаге, или используйте крем для бритья, чтобы создать их, или сделайте их из песка разных цветов. Возможности безграничны.
- Игра «Охота за буквами» : Еще одно увлекательное занятие для знакомства вашего ребенка с буквами — поиск букв. Напишите буквы на карточках и спрячьте их в разных местах дома. А теперь дайте дошкольнице подсказку и попросите ее найти ее.
- Ешьте алфавит : Поедание букв алфавита может быть вкусным наслаждением. Подавайте ребенку еду, расположенную в виде различных букв, или готовьте такие блюда, как доса или чапати, в форме букв. Вы можете быть уверены, что ваш ребенок будет продолжать просить больше.
После изучения букв алфавита вам необходимо помочь ребенку развить понимание фонетики (различные сочетания букв и соответствующие им звуки). Обучение ребенка фонетике поможет ему понять, как произносить слова вслух. Хотя поначалу ваш ребенок может счесть изучение фонетики немного запутанным, хорошее понимание фонетики поможет ему в дальнейшем лучше читать.
Научное исследование фонематической осведомленности (PA) показало, что «обучение PA помогло различным типам детей: нормально развивающимся читателям, а также детям из группы риска и с ограниченными возможностями чтения: дошкольникам, детсадовцам и первоклассникам …» Далее в исследовании наблюдалось что «обучение PA улучшило у дошкольников элементарные навыки распознавания слов. Не только сразу, но и в долгосрочной перспективе».
Вот как обучать фонетике дошкольников:
- Обучение звукам букв: Это должно стать первым шагом в обучении фонетике вашего ребенка. Покажите ребенку букву английского алфавита, а затем скажите, как она звучит. Попросите его повторить за вами.
- Наложение звуков: это следующий шаг. Прочитайте и сделайте так, чтобы ваш ребенок понял, как смешивать согласные и гласные звуки вместе. Например, кастрюля, топ, булочка и так далее.
Практические диаграммы: изучение концепции сочетания и произнесения двух последовательных букв необходимо для хорошего чтения и письма. Это должно быть следующим, чему вы должны научить своего ребенка. Например, как произносить согласно-согласные звуки типа ш, ч, тч (кыш, чу, ловить) и гласно-гласные звуки типа оо и ай (луна, дождь)
Объяснение зрительных слов для дошкольников
Как только ваш ребенок начнет понимать фонетику, вы можете начать поощрять его чтение зрительных слов. Это наиболее распространенные слова, которые встречаются почти на каждой странице книги, такие как я, мой, ты, мы, есть, это, есть, в, может, не, идти, делать, к, а и. Это слова, которые вы не можете представить в виде картинок; однако их можно понять. В английском языке 220 слов для зрения, и вашему ребенку нужно будет их запомнить. Но выучить слова с вида нелегко и требует усилий со стороны вашего ребенка. Вот некоторые из слов для зрения, которым вы можете научить своего дошкольника. Вот как научить дошкольников словам для зрения:
- Используйте карточки: напишите на каждой карточке по одному слову для зрения. Прочитайте эти слова вместе с дошкольником. Когда вы оба закончите читать карточки, спросите ребенка, что он помнит.
- Напишите предложение: дайте ребенку блокнот и карандаш и попросите его написать короткие предложения, используя слова, которые он выучил.
- Напиши рассказ: повторение — ключ к запоминанию слов с листа. Итак, как только ваш ребенок начнет хорошо писать короткие предложения, предложите ему написать собственный короткий рассказ, используя слова, которые он видел.
Сделайте книги доступными
Как ваш ребенок может развить привычку читать, если ему не из чего читать. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы у него всегда были под рукой сборники рассказов или другие интересные материалы для чтения, чтобы он мог взять их и начать читать. Вы также можете держать книги вместе с его игрушками в игровой зоне, чтобы он начал ассоциировать чтение с веселым занятием. Выбирайте простые книги, которые обучают буквам и цифрам, чтобы вовлечь его в чтение так, чтобы он увлекся.
Прилежное следование приведенным выше советам поможет вашему ребенку научиться читать и довольно скоро стать самостоятельным читателем. Но вы должны помнить, что чтение — это не то занятие, к которому вы должны подталкивать ребенка вопреки его желанию. Как родитель, ваша роль состоит в том, чтобы создать для нее подходящие условия, чтобы она начала читать, предоставить ей соответствующие инструменты, а также помочь и поддержать ее в ее усилиях по обучению чтению. Также важно помнить, что каждый ребенок учится в своем собственном темпе.
Так что воздержитесь от сравнения вашей дошкольницы с другими детьми ее возраста. Однако, если вы считаете, что темп обучения вашего ребенка медленнее, чем у других детей, как можно раньше обратитесь к педиатру или специалисту.
Как помочь вашему ребенку научиться читать
Никогда не рано начать знакомить своих малышей с миром книг и чтения, но как лучше всего начать знакомство вашего ребенка с чтением? Если вам интересно, как лучше подготовить вашего дошкольника к его первым шагам в чтении, или если вы хотите поддержать своего ребенка школьного возраста, когда он начинает развивать свои навыки чтения, то это руководство о том, как помочь вашему ребенку научиться читать предложит вам руку помощи, поскольку вы учитесь вместе.
Чтение с дошкольниками
Еще до того, как они научатся говорить, дети любят делиться книгами. Есть так много всего, чем можно наслаждаться: от следования за звуком вашего голоса, когда вы рассказываете историю, до просмотра ярких картинок, помогая перелистывать эти большие страницы. Младенцы могут извлечь много важных уроков о языке, просто слушая, как вы читаете рассказ и говорите о картинках. Однако, возможно, самое важное, чему они учатся, — это ассоциировать книги с весельем, комфортом и удовольствием. Сказки делают время купания, еды или сна лучше! Они превращают повседневную рутину в большие приключения, полные незабываемых персонажей, исследований и игр.
Это одна из причин, почему так важно читать вместе с дошкольниками, а также с детьми старшего возраста. Чем веселее им будет делиться с вами книгами, тем больше вероятность того, что они захотят научиться читать сами. И это удовольствие от чтения и их желание делать это самостоятельно — вот что поможет им пройти через иногда сложные первые этапы обучения чтению.
Вы можете не только читать своему ребенку, но и вместе заниматься чем-то, что поможет ему подготовиться к чтению. Не забывайте, что все дети учатся читать в разном темпе, и нет смысла пытаться научить дошкольника читать до того, как он будет к этому готов. Это, вероятно, просто сделает вас и чувствуют разочарование. Будьте уверены, что если вы поделились с ними большим количеством книг и заставили их петь вместе с вами детские стишки и песенки-боевики, вы уже дали им отличный старт в их путешествии по чтению. Но вот еще несколько вещей, которые вы можете попробовать, если ваш дошкольник проявляет признаки готовности начать учиться читать.
Веселье со словами, буквами и звуками
Слушай!
Одним из ключевых навыков, необходимых детям, когда они начинают учиться читать, и когда вы помогаете им научиться читать, является способность слышать все различные звуки в слове — например, знать, что такое слово, как «собака», состоит из трех звуков: «д», «о» и «г». Хороший способ настроить уши вашего ребенка на эти звуки — поиграть в звуковые и слуховые игры.
• Издайте звук: глупый или осмысленный, громкий или тихий, и попросите ребенка повторить его. Затем попросите их сделать звук для вас, чтобы скопировать.
• Играйте со звуками вокруг вас. Когда вы на прогулке, держите ухо востро и посмотрите, сколько различных звуков вы можете услышать: машины, шаги, пение птиц, ветер в деревьях и так далее. Дайте ребенку балл за каждый звук, который он слышит, и дополнительный балл, если он сможет его скопировать!
• Развлекайтесь, издавая звуки животных. Может ли ваш ребенок издать правильный звук, когда вы произносите название животного (корова, утка, слон…)? Почему бы не добавить несколько забавных действий!
Время рифмовки
Если ваш ребенок может слышать и копировать стишки, у него будет настоящая фора в чтении.
• Произнесите простое односложное слово, например «пат», и попросите ребенка назвать слово, которое рифмуется с ним. Неважно, настоящее это слово (например, «летучая мышь») или выдуманное (например, «дат») — главное, что они услышали и скопировали рифму.
• Назовите имя вашего ребенка (или имя любимой игрушки, или имя друга) и посмотрите, сколько рифмующихся слов сможет придумать ваш ребенок.
• Спойте или расскажите несколько песенок, детских песенок или стихов вместе. Сделайте паузу в конце рифмованной строки и позвольте ребенку добавить рифмующееся слово («Мерцай, мерцай, звездочка, Как мне интересно, что ты…»).
Действовать как читатель
Когда они поделятся с вами книгой, ваш ребенок приобретет некоторые навыки, которые ему понадобятся, когда он начнет читать.
• Указывайте на слова во время чтения. Это поможет вашему ребенку заметить, что слова состоят из групп букв и что слова идут слева направо и сверху вниз на странице. По мере того, как они станут более опытными, вы можете попросить их показать под словами, когда вы читаете. Хвалите их, когда они держат указательный палец под словами и водят им слева направо!
• Используйте такие слова, как «обложка», «страница», «картинка» и «слова», когда говорите о книгах, и хвалите ребенка за правильное использование этих слов.
• Пусть ваш ребенок найдет первую страницу рассказа до того, как вы начнете читать, и предложите ему переворачивать страницы по мере чтения.
• Когда ваш ребенок выбирает книгу для чтения, помогите ему, прочитав заднюю обложку и вместе обсудив историю и картинки на обложке.
• Говорите о книгах во время чтения – расскажите ребенку, что вы думаете об этой истории (или информации в научно-популярной книге), и предложите ему поделиться с вами своими идеями. Вы можете сказать: «Интересно, что будет дальше? чтобы начать разговор с вашим малышом.
• Поощряйте ребенка рассказывать о своем собственном опыте, когда вы читаете вместе. Например, «Это напоминает мне о том, как мы с бабушкой устроили пикник» или «Я тоже не люблю помидоры!»
Знай свою азбуку
Многим дошкольникам нравится учить названия всех букв алфавита. , и есть много интересных способов сделать это.
• Выберите азбуку с красивыми картинками и просмотрите ее вместе. Можете ли вы и ваш ребенок придумать больше слов, начинающихся с каждой буквы?
• Вы можете сделать свой собственный альбом с картинками и словами для каждой буквы.
• Спойте вместе алфавитную песенку.
• Когда вы читаете своему ребенку, иногда просите его сказать вам, с какой буквы начинается слово. (Не делайте этого слишком много за один раз, иначе это может замедлить рассказ и испортить удовольствие!)
Звуки букв
Когда ваш ребенок выучит алфавит, вы можете представить основные звуки букв. Объясните, что, хотя имя буквы А звучит как «ау», звук, который она издает, обычно является коротким звуком «а», как в начале слова «яблоко». Посмотрите вместе букварь, фриз или карточки и помогите ребенку произнести наиболее распространенный звук для каждой буквы.
Используйте короткие гласные («а» в слове «яблоко», «е» в слове «яйцо», «и» в слове «иглу», «о» в слове «осьминог», «у» в слове « зонтик’). Позже они выучат долгие гласные звуки вместе со всеми другими звуками, которые могут издаваться буквами!
Для согласных, таких как «s», «t», «b» и т. д., постарайтесь произносить звуки, не добавляя звук «э» в конце. Таким образом, звук «с» — это «сссс», похожий на шипение змеи, а не «сух», а «т» — это четкий звук «т», а не «тух».
Действительно читает
Как только ваш ребенок выучит свой алфавит и некоторые звуки букв, он может попробовать прочитать некоторые настоящие слова, если захочет!
• Делайте паузу, когда читаете знакомый рассказ, и дайте ему прочитать следующее слово. Поощряйте их произносить звуки буквы и смешивать их вместе, чтобы прочитать слово (например, «Бо-пип в гору, я шпионю за Джеком и… Д-и-лл, Джилл!»).
• Играть в «ищи букву» или «ищи слово». Спросите: «Вы можете найти слово «кошка» на этой странице?» Или «Вы можете найти слово, начинающееся с «м»?»
• Вы можете купить или сделать несколько карточек с простым «CVC» (согласная-гласная- согласные) такие слова, как «шляпа», «ложе», «кончик», «точка», «чашка». Попросите ребенка назвать звук, который издает каждая буква, а затем соедините все звуки вместе, чтобы прочитать слово, например: ‘к-у-п, чашка’.
• Поощряйте ребенка искать слова и буквы в окружающем мире — на плакатах, дорожных знаках, вывесках магазинов и т. д. Хвалите его за то, что он узнает и произнесет некоторые буквы и слова.
• Не поддавайтесь искушению заставлять вашего дошкольника читать больше, чем он хочет. Достаточно нескольких минут чтения или словесных игр! Гораздо лучше, если они получат удовольствие от своего раннего опыта чтения — если они переусердствуют, они могут в конечном итоге почувствовать усталость, скуку и разочарование, и в будущем у них будет меньше желания читать.
Помощь вашему ребенку школьного возраста в чтении
Независимо от того, знали ли они алфавит и звуки букв, когда пошли в школу, или только начали учиться в первый год начальной школы, вы можете многое сделать для поддержки и поощрения когда вы помогаете своему ребенку научиться читать. Многие игры и занятия, предложенные в этой статье в разделе «Развлечение со словами, буквами и звуками» выше, по-прежнему очень подходят для детей школьного возраста, которые только начинают читать. И пока они тренируют свои навыки чтения в школе, вы можете помочь им множеством новых способов.
Полезно немного узнать о методах обучения чтению в школе вашего ребенка. Если учитель вашего ребенка еще не пригласил вас на родительский вечер или собрание по этому поводу или не отправил домой информационный буклет, стоит договориться о встрече, чтобы поговорить о том, что ваш ребенок изучает в школе, и как вы можете помочь . Приведенная ниже информация дает краткий обзор того, как в настоящее время большинство школ в Великобритании обучают раннему чтению.
Как в школах обучают чтению
Чтение — это не один навык, а целый набор навыков, поэтому детям обычно требуется несколько лет, чтобы стать по-настоящему самостоятельными читателями. Каждый ребенок учится читать в разном темпе, и очень важно не беспокоиться, если ваш ребенок «отстает» от других в своем классе. Некоторые дети очень быстро приобретают первоначальные навыки чтения, но затем, кажется, выдыхаются; другим может потребоваться некоторое время, чтобы показать значительный прогресс, но затем они мчатся вперед. И, конечно же, многие дети просто осваивают навыки постепенно и делают медленный и устойчивый прогресс в своем собственном темпе. Но так или иначе, почти каждый ребенок учится читать самостоятельно к моменту перехода в среднюю школу, особенно если он получает большую поддержку дома!
Вообще говоря, мы можем разделить обучение чтению на две основные части – чтение слов и понимание. И чтению слов, и их пониманию обучают одновременно — детям не нужно уметь читать слова, прежде чем они смогут начать понимать истории, и им не нужно понимать истории, прежде чем они смогут научиться читать слова.
Чтение слов – фонетика
В настоящее время в большинстве начальных школ Великобритании в качестве основного подхода к обучению чтению слов используется фонетика. Это означает, что учитель вашего ребенка будет учить его буквам и звукам в определенном порядке, постепенно создавая модели букв и звуков, которые знает ваш ребенок, чтобы он мог читать все более сложные слова.
Большинство школ официально начинают преподавать фонетику в начале первого года обучения в школе. Они начинают с введения небольшой группы букв — обычно «s», «a», «t», «p», «i» и «n». Детей учат по одному звуку на каждую из этих букв (с коротким гласным звуком «а», как в слове «яблоко», и коротким гласным звуком «и», как в слове «иглу»). Они учатся читать слова, произнося буквы, а затем смешивая звуки вместе, чтобы прочитать слово (например, «s-a-t, sat»). Используя эти буквы и их звуки, дети могут быстро читать простые слова, такие как «сат», «булавка», «тап», «яма» и «глоток». Они даже могут прочитать несколько коротких «бессмысленных» предложений, таких как «Пэт в яме».
Буквы и звуки изучаются очень быстро и повторяются снова и снова, пока они не станут очень знакомыми. Затем добавляются новые буквы и звуки, чтобы вскоре дети знали все буквы алфавита и по одному простому звуку на каждую букву.
Как только дети узнают все эти буквы и звуки, они смогут приступить к изучению более сложных звуков и буквенных узоров.
Фонемы и графемы
«Фонема» и «графема» — это звуковые термины, которые ваш ребенок может выучить в школе и о которых может говорить дома. Графемы — это буквы или группы букв, а фонемы — это звуки, которые они издают.
Некоторые графемы состоят из одной буквы, поэтому графема «t» образует фонему «t», а графема «a» образует короткую гласную фонему «a», как в слове «apple». Некоторые графемы и фонемы намного сложнее — например, в слове «ночь» длинная фонема «i» образована трехбуквенной графемой «igh». Итак, хотя в слове «ночь» пять букв, графем всего три — «н-айт-т».
Дети учатся произносить каждую графему по очереди, чтобы прочитать слово – например, «р-ай-н, дождь» или «х-а-пп-й, счастливый».
Дети также узнают, что существует множество различных графем, которые могут образовывать одну и ту же фонему, например. длинная фонема «i» может выглядеть как «igh» в «night», «y» в «fly», «i-e» в «bike», «ie» в «pie», «i» в «mind». … и так далее!
Они также узнают, что одна и та же графема часто может представлять разные фонемы – например, «ou» звучит по-разному в словах «out», «young», «pour», «route» и т. д.
Чтение слов – каверзные слова
Вам не нужно много знать об английском языке, чтобы понять, что не каждое слово следует звуковому коду! Существует множество очень распространенных слов, которые невозможно произнести с помощью базовой фонетики, в том числе многие из наиболее полезных слов английского языка, такие как «the», «was», «one», «were», «their», и т.д. Эти слова просто надо выучить наизусть. К счастью, поскольку они такие знакомые, дети много тренируются с ними!
Понимание
С самого начала школы учитель вашего ребенка будет помогать ему развивать навыки понимания.
Начнем с того, что книги и другие материалы, которые дети читают для себя в школе, как правило, очень просты. Поскольку они предназначены для практики только (или в основном) фонетики, которую изучает ваш ребенок, иногда эти книги для раннего фонетического чтения не рассказывают много истории! Самые ранние книги для чтения в основном посвящены практике чтения слов. Но даже в этих книгах обычно есть простой рассказ или какая-то информация, которая может быть частично передана картинками. Детям предлагается рассказать о прочитанном и поделиться своими мыслями по этому поводу.
Наряду с книгами для раннего фонетического чтения вашему ребенку также будут интересны более длинные и сложные рассказы и информационные книги, которыми учитель поделится с классом или группой. Эти более насыщенные и сложные книги дают вашему ребенку много возможностей обдумать историю или информацию и поделиться своими идеями с другими людьми. Ваш ребенок будет развивать свои навыки понимания с помощью:
• Предположений о том, о чем будет книга, или о том, что произойдет дальше в рассказе.
• Установление связи между книгой и собственным опытом.
• Думаю о том, что могут чувствовать герои книги.
• Наслаждение звуками и значениями новых слов и, возможно, использование этих слов в своей речи или письме.
• Выражение собственного мнения о том, почему персонаж может вести себя так, а не иначе.
• Высказать свое мнение об истории или информации в книге – понравилось ли им это, и если да, то что им понравилось больше всего?
Как помочь вашему ребенку с произношением, сложными словами и пониманием
Учитель вашего ребенка, вероятно, отправит вашего ребенка домой с книгами для чтения на подходящем для него уровне. Как правило, эти книги будут практиковать фонетику, которую ваш ребенок в настоящее время изучает в классе, и они также могут включать некоторые сложные слова, которые ваш ребенок должен знать, как читать.
Вы можете поддержать своего ребенка, слушая, как он читает, помогая ему, когда он застревает, и рассказывая ему о прочитанном.
Помощь, когда ваш ребенок застревает на слове
Если ваш ребенок застревает на определенном слове во время чтения, всегда поощряйте его использовать известные ему звуки, чтобы помочь ему разобраться в этом слове. Попросите их произнести каждую фонему (звук) в слове, а затем смешать фонемы вместе, чтобы прочитать слово, например: ‘т-р-ай-н, поезд’. Если они все еще застревают или слово содержит звуки, которых они еще не знают, покажите им, как произносить и смешивать их, и попросите скопировать вас.
Не волнуйтесь, если есть несколько слов, которые ваш ребенок не может прочитать с первого взгляда – главное, продолжать практиковаться! Если ваш ребенок действительно застрял на слове, можно просто прочитать его и быстро двигаться дальше. Старайтесь не расстраиваться и не раздражаться на них — для начинающих читателей естественно иногда бороться, потому что они учатся делать что-то сложное! Лучше дать им слова, которые они не могут прочитать, чем продолжать останавливаться и замедлять рассказ.
Если ваш ребенок застревает на «каверзном» слове — очень распространенном слове, таком как «где» или «что», которое нельзя прочитать только с помощью фонетики, — вы можете попросить его подумать о значении всего предложения, и используйте первые несколько букв слова, чтобы помочь им понять, какое слово будет иметь наилучший смысл. Опять же, если они действительно застряли, просто прочитайте им слово и двигайтесь дальше. Возможно, стоит составить список сложных общеупотребительных слов, которых они не знают, чтобы вы могли попрактиковаться с ними позже.
Помощь в понимании
Из-за сосредоточенности на фонетике некоторые дети немного зацикливаются на чтении слов в книге, их озвучивании и смешивании, и они могут забыть думать о значении! Это означает, что они могут не следить за историей или понимать информацию в своей книге.
Это вполне понятно, потому что их маленькие мозги заняты тем, что пытаются использовать все звуки, которые они знают, чтобы обработать слова — у них нет места в мозгу, чтобы думать и о значении. Тем не менее, хорошие читатели должны уметь думать о значении, а не просто читать слова. И это требует практики!
Существует множество способов помочь ребенку понять.
• Поговорите с ними о книге, спросите их мнение об истории или поболтайте об информации, содержащейся в книге. думать или что может произойти дальше.
• Расскажите о любых связях книги с вещами, которые ваш ребенок уже знает или сделал, например. «Помнишь, мы ездили на таком поезде в отпуск!» или «Что ты чувствовал, когда потерял своего мишку, как мальчик в книге?»
• Если им понравилась история, предложите им пересказать ее вам – смогут ли они вспомнить основные события? Вернитесь к книге, чтобы напомнить им, если это необходимо.
• Продолжайте читать им книги, а также слушайте, как они читают. В начальной школе дети должны слушать и делиться историями, которые могут оказаться слишком сложными для чтения в одиночку. Прослушивание того, как вы читаете им более длинную книгу, дает вашему ребенку возможность подумать об истории или информации, не сосредотачиваясь на чтении слов. Это действительно поможет тренировать их мышцы понимания!
Не только школьные учебники
Помимо книг для чтения, которые ваш ребенок приносит домой из школы, существует множество других ресурсов, которые вы можете использовать, чтобы помочь своему ребенку. Например, серия «Прочитай сама» помогает детям развивать и совершенствовать свои навыки чтения с помощью иллюстрированных рассказов и научно-популярных произведений, которые постепенно усложняются по мере их развития. Каждая книга тщательно написана, чтобы включить много часто используемых слов, а также ограниченное количество слов-рассказов, которые вводятся и используются на практике.
Основные советы по чтению с детьми школьного возраста
Выберите время
Это звучит очевидно, но стоит проводить сеансы чтения в то время, когда ваш ребенок не слишком голоден, устал или отвлекается, чтобы сосредоточиться. Все люди разные, и вы будете знать время, которое лучше всего подходит для вашего ребенка. Сразу после школы, когда они хотят поиграть, или перед сном, когда у них мало энергии, это может быть не самое лучшее время! Некоторым семьям нравится читать утром перед школой или в середине вечера между чаем и сном. Если вы можете, также стоит выбрать приятное тихое место, где ваш ребенок не будет отвлекаться на другие развлечения (или даже на шумных братьев и сестер!).
Говорите коротко и весело!
Научиться читать – это тяжелая работа для большинства детей! Часто лучше провести короткий, целенаправленный сеанс чтения в течение десяти минут, чем длинный получасовой труд, который утомляет всех. Мало и часто хорошо!
Пусть ваш ребенок перестанет читать, когда он устанет и сыт по горло — вы всегда сможете вернуться к нему позже. Поддерживайте веселую и позитивную атмосферу, болтая о том, что читает ваш ребенок, и помогая ему, если он застрял (см. советы выше). Не забудьте похвалить их за старания!
Идите с интересами вашего ребенка
Помимо книг, которые он приносит домой из школы, предложите вашему ребенку выбрать несколько книг для себя. Библиотека — ваш друг, а книжные магазины также полны прекрасных книг, которые нравятся как детям, так и родителям. Если вы позволите своему ребенку иногда выбирать книги самостоятельно, вы обнаружите, что у него гораздо больше мотивации читать их, и вы всегда можете помочь ему или почитать ему, если он выберет книги, которые в данный момент слишком сложны для него. .
Также стоит помнить, что не все любят истории! А интересы детей меняются по мере взросления, поэтому ключом к успеху является разнообразие. Когда мы думаем о раннем чтении, мы часто думаем о сборниках рассказов, но ваш ребенок получит не меньше удовольствия и необходимую практику чтения, читая комиксы, соответствующие возрасту веб-сайты, научно-популярные книги по интересующим его темам, листовки, журналы, обложки. пакетика с хлопьями… список можно продолжать бесконечно!
Будьте читающей семьей
Даже если ваш ребенок может прочитать целую книгу без какой-либо помощи, все равно важно продолжать читать ему — таким образом, он получает опыт и получает удовольствие от более длинных и сложных книг, и они также получите возможность насладиться особым временем с вами! Ничто не сравнится с чувством, когда ты прижимаешься к книге, которая нравится вам обоим, и отчаянно пытаешься узнать, что будет дальше.