5 лет

Логика задания 5 лет: Логические задачи для детей 5

Содержание

Логические задачи для детей 5

Занимательная математика / Логические задачи / 5 – 6 лет

Развитие логики у детей среднего дошкольного возраста начинается с занимательных задачек на сообразительность. На ЛогикЛайк 3500 заданий, которые хочется решать.

Выберите возраст для старта

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

На LogicLike.com дети учатся рассуждать, развивают логику, способности к математике и познавательный интерес.

В курсе развития мышления LogicLike

есть всё, что вы искали!

  • Пройдите 3 стартовые главы курса логики – и откройте доступ к разным категориям. Попробуйте «Логические задачи», «Истина и ложь», «3D‑мышление» и другие.

Логические задания и задачи

Вопросы на логику и загадки

Четвёртый лишний

3D-мышление

Закономерности

Перестановки

Начать курс!

Какие задания нравятся детям?

Чтобы завоевать и удержать внимание ребенка, задания на логику должны быть интересными, яркими, красочными и разнообразными.

Перед вами онлайн-платформа с коллекцией именно таких авторских логических задач и головоломок для детей с 5 лет.

Мы научим ребёнка решать любые задачи! Начните заниматься на ЛогикЛайк по 15-20 минут в день.

Простые логические задания с ответами

Подборка из обучающего курса ЛогикЛайк

Задача 1. Про лягушек

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Условие: Лягушка ЖУ любит сидеть на розовой кувшинке.
Лягушка ИЯ никогда не выбирает ни розовую, ни голубую.

Вопрос: На какой кувшинке должна сидеть каждая из лягушек?

Cмотреть решение

Ответ:

ЖУ — на розовой, ИЯ — на жёлтой, ЖА — на голубой.

Решение
Сначала выбираем лягушку, о которой точно известно, на какой кувшинке она хотела бы сидеть. ЖУ – на розовой кувшинке.
Так как ИЯ не выбирает ни розовую, ни голубую, поместим её на жёлтую.

ЖА сидит на оставшейся голубой кувшинке.

Задача 2. Про рыбок и аквариум

Чтобы решать задачи, нажмите «Начать занятия»!

Догадайся, сколько рыбок нужно запустить в пустой аквариум.

Узнать ответ

Ответ:

5.

Взять подсказку

Подсказка

В каждом последующем аквариуме на одну рыбку больше, чем в предыдущем.

Задача 3. Продолжи ряд изображений

Чтобы решать задачи, нажмите «Начать занятия»!

Условие: Картинки расставили в определённом порядке (в виде закономерности).

Задание: Подумай, какой элемент ряда будет следующим.

Узнать ответ

Ответ:

Монета.

Взять подсказку

Подсказка

Закономерность состоит в чередовании неживых и живых предметов.

В блоге мы предлагаем примеры заданий для ознакомления, а также загадки на логику текстовые и в картинках, простые вопросы и загадки для детей 5-6 лет.

ЛогикЛайк — очень приятное окружение, в котором можно оставить дошкольника наедине с увлекательными головоломками, загадками и задачами или позаниматься с ним вместе.

Попробуйте курс ЛогикЛайк «ВСЯ ЛОГИКА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ»

  • Гибкий ум и уверенность Когда дети решают задачи и головоломки на LogicLike, они тренируют «извилины» и развивают смекалку.
  • Фундамент для IT Алгоритмы, закономерности, логика — всё это у нас есть. Мы учим работать с информацией, тренируем память и мышление — формируем потенциал успеха в IT-профессиях.
  • Свобода родителю
    Потратьте 20-30 минут на себя, пока ребёнок занят полезным делом.

Начать курс!

Задача 4. Карандаши

Чтобы решать задачи, нажмите «Начать занятия»!

Выбери подходящий карандаш с соблюдением следующих условий: не синий и не жёлтый, не самый длинный и не самый короткий.

Узнать ответ

Ответ:

Зелёный карандаш.

Задача 5. На постранственное мышление

Чтобы решать задачи, нажмите «Начать занятия»!

Условие: На столе лежат квадратные салфетки одинакового размера одна на одной так, как на рисунке. Юра играл с канцелярскими кнопками и приколол салфетки к столу.

Вопрос: Салфетка какого цвета не будет приколота кнопкой?

Узнать ответ

Ответ:

Синяя.

Задача 6. Найди правильное отражение

Чтобы решать задачи, нажмите «Начать занятия»!

Условие: Девочка стала перед зеркалом.

Задание: Найди зеркало с её отражением.

Узнать ответ

Ответ:

Зеркало №1.

Комментарий:
Девочка смотрит вправо, значит, в отражении она смотрит влево.

Взять подсказку

Подсказка

Зеркало «разворачивает» изображение.

Учим решать любые логические задачи

Более 150 000 детей и родителей со всего мира уже занимаются на сайте ЛогикЛайк. Подключайтесь и развивайте логику и мышление!

Начать обучение! Начать обучение

Мы научим ребёнка

Рассуждать и принимать решения

Решать любые логические задачи

Мыслить гибко и нестандартно

Задачи для 5 лет – Подготовка к школе и развивающие задания для детей Мама7я

Задачи для детей 5 лет

Распечатать задачи для 5 лет для занятий вы сможете на сайте mama7ya. ru. Представленный перечень задач для 5 лет поможет организовать полезные развивающие занятия дома и вы с легкостью будите выполнять различные упражнения с ребенком от самых легких увлекательных задач до сложных интересных задач.

  • Логические задачи для 5 лет
  • Задачи для 5 лет с ответами
  • Задачи для 5 лет по математике
  • Задачи для дошкольников 5 лет
  • Игра задача для 5 лет
  • Детские задачи для 5 лет
  • Задачи для детского сада 5 лет
  • Задачи в стихах для 5 лет
  • Задачи в картинках для 5 лет
  • Решаем задачи для детей 5 лет
  • Развивающие задачи для 5 лет
  • Онлайн задачи для 5 лет
  • Занимательные задачи для 5 лет
  • Арифметические задачи для детей 5 лет
  • Познавательные задачи для детей 5 лет
  • Задачи на смекалку для 5 лет
  • Интересные задачи для 5 лет

Логические задачи для 5 лет

Логические задачи для детей 5 лет

В лесу растет 3 березы и 2 клена. Давайте посчитаем, сколько деревьев растет в лесу.

Задачи на логику для ребенка 5 лет

На столе стояло 5 свечей. Все пять свечей зажгли, но одна самая короткая быстро свеча сгорела. Сколько свечей осталось гореть на столе?

Задачи для 5 лет на логику

Маша собрала 4 грибочка и положила их в корзину, а по пути домой нпшла еще 2 грибочка. Сколько грибов принесла домой Маша?

Логические задачи для 5 лет с картинками

Саша смастерил 2 поделки в понедельник, а в среду решил смастерить еще 4 поделки. Сколько поделок смастерил Саша за неделю?

Логические задачи для 5 лет онлайн

В вазочке лежало 7 конфет. Надя захотела попить чай с конфетами и решила взять 2 конфетки к чаю. Сколько конфет осталось в вазочке?

Задачи для 5 лет

Задачи для 5 лет с ответами

Тима собрал 5 камней для поделки и решил поделиться 2 камнями с Сашей. Сколько камней осталось у Тима для поделки?

Задачи для 5 лет по математике

Воробьям в кормушку положили 10 семечек. Через час один воробей проголодался и съел 3 семечки. Сколько в следующий раз воробей сможет съесть семечек, когда проголодается?

Математическая задача для 5 лет

У Светы было 5 красивых разноцветных гелевых ручек. После рисования картины чернилы в одной из 5 ручек закончились. Сколько ручек для рисования в следующий раз сможет использовать Света?

Задачи по математике для детей 5 лет

Никита смог подтянуться на уроке физкультуры 4 раза, а после урока ему еще захотелось попробовать подтянуться 2 раза. Сколько всего раз Никитп смог подтянуться?

Математические задачи для детей 5 лет

На лавочке сидело 3 кошки и грелись на солнышке. Одна из кошек увидела бабочку капустницу и решила ее догнать. Сколько кошек осталось греться на лавочке?

Задачи для дошкольников 5 лет

Задачи по математике для дошкольников 5 лет

На столе лежало 5 ложек. 4 убрали на место. Сколько ложек осталось на столе?

Математические задачи для дошкольников 5 лет

Света взяла в библиотеке почитать летом 7 книг. В первый месяц лета она успела прочитать 3 захватывающих рассказа про принцесс. Сколько книг осталось прочитать Свете за оставшиеся месяцы лета?

Задачи для детей 5 лет

Логические задачи для дошкольников 5 лет

В электричке ехало 9 пассажиров. Когда электричка стала подъезжать к остановочной станции из нее вышло 6 пассажиров. Сколько пассажиров продолжили свой путь в электричке дальше?

Игра задача для 5 лет

Игры задачи для ребенка 5 лет

Мама испекла утром 8 пирожков с капустой. Пока пирожки были с пылу с жару дети сразу съели 6 пирожков. Сколько пирожков с капустой останется им к полднику?

Детские задачи для 5 лет

Детские задачи для детей 5 лет

Над морем в ясную погоду летало 4 чайки, а через два часа прилетели еще 2 чайки. Сколько чаек стало летать над морем?

Задачи для детского сада 5 лет

На карусели вечером каталось 7 детей. Трое детей решили пойти поиграить в песочницу и построить высокие песочные замки. Сколько детей осталось кататься на карусели?

Задачи в стихах для 5 лет

Папа слон слону сынишке

Подарил 4 книжке

Слон сынишка очень рад

Прочитал он все подряд.

Попросил еще слоненок

прикупить еще книжонок

ты купи еще три книжки

буду я читать без передышки

Сколько книг прочёл слоненок?

Задачи в картинках для 5 лет

Мама с дочкой пришли в магазин ккпить дочке сандалии на лето. Они попросили продавца померить 4 пары. 2 пары сандалии осказались малы, а остальные пары подошли по размеру и мама их купила. Сколько сандалий купила мама дочке в обувном магазине?

Решаем задачи для детей 5 лет

Задачи развивающие для детей 5 лет

В люстре горело 6 ламп, но вдруг в комнате стало темнее и Вася понял в чем дело. . Посмотрев на потолок он понял, что в люстре одновременно перегорело 2 лампочки и нужно их заменить. Сколько лампочек осталось гореть в люстре?

Развивающие задачи для 5 лет

На пушистой ёлочке висело 5 шишек, подул сильный ветер и на снег упали 2 шишки. Сколько шишек осталось висеть на ёлочке?

Онлайн задачи для 5 лет

Задачи онлайн для детей 5 лет

На лужайке летало 2 бабочки капустницы и сели они на цветочки собрать пыльцу. Потом прилетело еще 2 бабочки. Сколько бабочек прилетело на лужайку?

Занимательные задачи для 5 лет

Занимательные задачи для детей 5 лет

Как то раз медведь пошел мед искать. И по пути ему встретилось 3 пчелы. Значит мед уже близко подумал медведь. Пройдя еще немного он встретил еще 4 пчелы, которые летели собирать нектар с цветов для приготовления меда. Сколько всего пчел встретил медведь на своем пути пока искал мед?

Арифметические задачи для детей 5 лет

Лена купила в канцелярском магазине 3 красных ручки, а потом еще решила купить пачку карандашей разныз цветов, состоящую из 6 штук. Сколько ручек и карандашей купила Лена в канцелярском магазине?

Познавательные задачи для детей 5 лет

В корзине лежало 7 мячей. Утром в мячи пришли поиграть Вера и Слава и каждый из них взял по мячу. Сколько мячей осталось лежать в корзине?

Задачи на смекалку для 5 лет

Катя собрала в саду себе в корзинку 3 сливы и 4 яблока. А Оля собрала с грядки 2 морковки и 3 лука? Сколько всего овощей было собрано?

Интересные задачи для 5 лет

Интересные задачи для детей 5 лет

В вазочке на кухонном столе лежало 8 яблок. В полдник троим детям раздали по 2 яблочка каждому. Сколько яблок осталось лежать в вазочке?

Дооперациональная стадия когнитивного развития по Пиаже

Стадия Пиаже, совпадающая с ранним детством, называется Дооперациональная стадия . По Пиаже, эта стадия возникает в возрасте от 2 до 7 лет. На дооперационном этапе детей используют символы для представления слов, изображений и идей, поэтому дети на этом этапе участвуют в ролевой игре. Руки ребенка могут стать крыльями самолета, когда он летает по комнате, или ребенок с палкой может стать отважным рыцарем с мечом. Дети также начинают использовать язык на дооперациональном этапе, но они не могут понять взрослую логику или мысленно манипулировать информацией. Срок Operational относится к логическому манипулированию информацией, поэтому дети на этом этапе считаются до -оперативными. Детская логика основана на их собственных личных знаниях о мире до сих пор, а не на общепринятых знаниях.

Рисунок 4.8

Предоперационный период делится на два этапа: Символический Функциональный Подстадия происходит в возрасте от 2 до 4 лет, а — в 9 лет.0006 Характеризован на ребенок, который может умственно , представляющий объект Не и . в решение проблем. Интуитивное Подстадия Мысли, длительность от 4 до 7 лет, это отмеченный по большее зависимость от интуитивное мышление, а не просто восприятие (Thomas, 1979). На этом этапе дети задают много вопросов, пытаясь понять окружающий мир, используя незрелые рассуждения. Давайте рассмотрим некоторые утверждения Пиаже о когнитивных способностях детей в этом возрасте.

Игра в притворство: В настоящее время любимое занятие – притворяться. У игрушки есть качества, выходящие за рамки того, для чего она была разработана, и теперь ее можно использовать для обозначения персонажа или объекта, в отличие от того, что изначально задумывалось. Плюшевый мишка, например, может быть ребенком или королевой далекой страны. Пиаже считал, что детские ролевые игры помогают детям закреплять новые схемы, которые они развивают когнитивно. Таким образом, эта игра отражала изменения в их представлениях или мыслях. Однако дети также учатся, притворяясь и экспериментируя. Их игра не просто отражает то, чему они научились (Berk, 2007).

Эгоцентризм: Эгоцентризм в раннем детстве относится к склонности маленьких детей не принимать точку зрения других, и вместо этого ребенок думает, что все видят, думают и чувствуют так же, как и они . Эгоцентричный ребенок не способен сделать вывод о точке зрения других людей и вместо этого приписывает ситуации свою собственную точку зрения. Например, у десятилетней Кейко приближается день рождения, поэтому ее мама ведет трехлетнего Кенни в магазин игрушек, чтобы выбрать подарок для его сестры. Он выбирает для нее фигурку Железного человека, думая, что если ему понравится игрушка, то и его сестре тоже.

Рисунок 4.9 «Что видит Долли?»

Классический эксперимент Пиаже по эгоцентризму заключался в том, что детям показывали трехмерную модель горы и просили их описать, что может увидеть кукла, которая смотрит на гору под другим углом (см. рис. 4.9). Дети склонны выбирать картинку, которая представляет их собственное, а не кукольное видение. К 7 годам дети менее эгоцентричны.

Однако даже младшие дети, разговаривая с другими людьми, склонны использовать другую структуру предложений и словарный запас при обращении к ребенку младшего возраста или взрослому старшего возраста. Это свидетельствует о некоторой осведомленности о взглядах других.

Рисунок 4.10 Консервация жидкости. Наливание жидкости в высокий узкий сосуд делает ее больше?

Ошибки сохранения: Сохранение относится к способности распознавать, что перемещение или перестановка материи не меняет количества. Давайте снова посмотрим на Кенни и Кейко. Папа дал кусочек пиццы 10-летней Кейко и еще один кусочек 3-летнему Кенни. Кусок пиццы Кенни был разрезан на пять частей, поэтому Кенни сказал сестре, что получил больше пиццы, чем она. Кенни не понимал, что разрезание пиццы на более мелкие кусочки не увеличивает общую сумму. Это произошло потому, что Кенни показал Центрация, или сфокусирована на только One Характеристика из . объект до Excusion из . Кенни сосредоточился на пяти кусках пиццы против одного куска своей сестры, хотя общая сумма была одинаковой. Кейко смогла рассмотреть несколько характеристик объекта, а не только одну. Поскольку у детей не развито это понимание сохранения, они не могут выполнять мыслительные операции.
Классический эксперимент Пиаже, связанный с консервацией, включает жидкость (Crain, 2005). Как видно на рис. 4.10, ребенку показывают два стакана (как показано на рисунке а), наполненных до одного уровня, и спрашивают, одинаково ли в них стакан. Обычно ребенок соглашается, что у них одинаковая сумма.

Затем экспериментатор переливает жидкость из одного стакана в более высокий и тонкий стакан (как показано на рис. b). Ребенка снова спрашивают, одинаково ли количество жидкости в двух стаканах. Дооперационный ребенок обычно говорит, что в более высоком стакане теперь больше жидкости, потому что он выше (как показано на рисунке c). Ребенок сосредоточился на высоте стакана и не может сохранить.

Ошибки классификации: Дооперационные дети с трудом понимают, что объект можно классифицировать более чем одним способом. Например, если показать три белые пуговицы и четыре черные пуговицы и спросить, черных пуговиц или пуговиц больше, ребенок, скорее всего, ответит, что черных пуговиц больше. Они не учитывают общий класс кнопок. Поскольку у детей нет этих общих классов, их рассуждения обычно трансдуктивны , то есть делает ошибочные выводы из одного конкретного примера в другой. Например, дочь Пиаже, Люсьен, заявила, что не спала, значит, еще не полдень. Она не понимала, что послеобеденное время — это период времени, и ее сон был лишь одним из многих событий, произошедших днем ​​(Crain, 2005). По мере расширения словарного запаса ребенка и разработки большего количества схем его способность классифицировать объекты улучшается.

Анимизм: Анимизм относится к приписыванию жизненных качеств объектам . Чашка жива, стул, который падает и ударяет ребенка по лодыжке, подлый, а игрушки должны оставаться дома, потому что они устали. Мультфильмы часто показывают объекты, которые кажутся живыми и приобретают реалистичные качества.

Маленькие дети, кажется, действительно думают, что движущиеся объекты могут быть живыми, но после трехлетнего возраста они редко называют объекты живыми (Berk, 2007).

Критика Пиаже: Подобно критике сенсомоторного периода, некоторые психологи пытались показать, что Пиаже также недооценивал интеллектуальные способности дооперационного ребенка. Например, конкретный опыт детей может повлиять на то, когда они смогут сохранять. Дети гончаров в мексиканских деревнях знают, что изменение формы глины не меняет количество глины в гораздо более раннем возрасте, чем дети, не имеющие подобного опыта (Price-Williams, Gordon, & Ramirez, 19). 69). Crain (2005) указал, что дооперациональные дети могут рационально мыслить над математическими и научными задачами, и они не настолько эгоцентричны, как предполагал Пиаже. Исследования по теории психического (обсуждаемые далее в этой главе) показали, что дети преодолевают эгоцентризм к 4–5 годам, что происходит раньше, чем указывал Пиаже.

Предоперационная стадия Пиаже (возраст 2–7 лет): определение и примеры

Предоперационная стадия — это вторая стадия в теории когнитивного развития Пиаже. Эта стадия начинается примерно в два года и длится примерно до семи лет. В этот период дети мыслят на символическом уровне, но еще не используют познавательные операции.

Мышление ребенка на этом этапе до-(до) операций. Это означает, что ребенок не может использовать логику или трансформировать, комбинировать или разделять идеи (Piaget, 1951, 1952).

Развитие ребенка состоит из накопления опыта о мире посредством адаптации и продвижения к (конкретной) стадии, когда он может использовать логическое мышление.

В конце этой стадии дети могут мысленно представлять события и объекты (семиотическая функция) и участвовать в символической игре.

Оглавление

основные характеристики

Центрирование

Центрирование – это тенденция сосредотачиваться только на одном аспекте ситуации в определенный момент времени. Когда ребенок может сосредоточиться более чем на одном аспекте ситуации, в то же время у него есть способность децентрироваться.

На этом этапе детям трудно думать более чем об одном аспекте любой ситуации одновременно; и у них есть проблемы с децентрацией в социальной ситуации, как и в несоциальных контекстах.

Эгоцентризм

Эгоцентризм относится к неспособности ребенка увидеть ситуацию с точки зрения другого человека. Эгоцентричный ребенок предполагает, что другие люди видят, слышат и чувствуют точно так же, как ребенок.

В теории развития Жана Пиаже это особенность дооперационного ребенка. Мысли и общение детей обычно эгоцентричны (т. е. о самих себе).

Игра

В начале этого этапа дети часто участвуют в параллельной игре. То есть они часто играют в одной комнате с другими детьми, но играют рядом с другими, а не с ними.

Каждый ребенок поглощен своим личным миром, а речь эгоцентрична. То есть основная функция речи на этом этапе — экстернализировать мышление ребенка, а не общаться с другими.

Ребенок еще не понял социальной функции ни языка, ни правил.

Символическая репрезентация

Ранний предоперационный период (2-3 года) характеризуется резким увеличением использования детьми символической функции.

Это способность превращать одну вещь — слово или объект — в нечто иное, чем она сама. Язык, пожалуй, самая очевидная форма символизма, которую демонстрируют маленькие дети.

Однако Пиаже (1951) утверждает, что язык не способствует когнитивному развитию, а просто отражает то, что ребенок уже знает, и мало способствует новым знаниям. Он считал, что когнитивное развитие способствует развитию речи, а не наоборот.

Притворная (или символическая) игра

Малыши часто притворяются людьми, которыми они не являются (например, супергероями, полицейскими), и могут играть эти роли с реквизитом, который символизирует предметы из реальной жизни. Дети также могут придумать воображаемого товарища по играм.

«В символической игре маленькие дети совершенствуют свои знания о людях, объектах и ​​действиях и таким образом создают все более сложные представления о мире» (Борнштейн, 1996, стр. 293).

По мере развития дооперациональной стадии эгоцентризм снижается, и дети начинают получать удовольствие от участия другого ребенка в своих играх, и игра «давай притворяйся» становится более важной.

Чтобы это сработало, потребуется какой-то способ регулирования отношений каждого ребенка с другим, и из этой потребности мы видим начало ориентации на других с точки зрения правил.

Анимизм

Это вера в то, что неодушевленные предметы (такие как игрушки и плюшевые мишки) имеют человеческие чувства и намерения. Под анимизмом Пиаже (1929) понимал, что для дооперационального ребенка мир природы жив, сознателен и имеет цель.

Пиаже выделил четыре стадии анимизма:
  1. В возрасте до 4 или 5 лет ребенок верит, что почти все живо и имеет цель.
  2. На втором этапе (5-7 лет) цель имеют только движущиеся предметы.
  3. На следующем этапе (7-9 лет) живыми считаются только объекты, которые движутся самопроизвольно.
  4. На последнем этапе (9-12 лет) ребенок понимает, что живы только растения и животные.

Искусственность

Это убеждение в том, что определенные аспекты окружающей среды создаются людьми (например, облака в небе).

Необратимость

Это невозможность обратить направление последовательности событий в исходную точку.

Задание “Три горы”

Жан Пиаже использовал задание “Три горы” (см. рисунок ниже), чтобы проверить, эгоцентричны ли дети. Эгоцентричные дети предполагают, что другие люди увидят тот же вид на три горы, что и они.

Согласно Пиаже, в возрасте 7 лет мышление перестает быть эгоцентричным, так как ребенок может видеть больше, чем свою собственную точку зрения.

Цель : Пиаже и Инхельдер (1956) хотели выяснить, в каком возрасте дети децентрируются, т. е. перестают быть эгоцентричными.

Метод: Ребенку показывают изображение трех гор; самая высокая гора покрыта снегом. На другом несколько деревьев, а на третьем церковь. Ребенок стоит с одной стороны витрины, а с другой стороны от нее кукла.

Ребенку разрешалось пройтись вокруг модели, посмотреть на нее, затем сесть сбоку. Затем куклу помещают на разные позиции на столе.

Ребенку показывают изображения сцены с разных точек зрения и просят выбрать вид, который лучше всего соответствует тому, что кукла может «видеть».

Затем ребенку показывают 10 фотографий гор, сделанных с разных точек, и просят указать, на какой из них изображен вид куклы.

Пиаже предположил, что если ребенок правильно выбрал карточку с видом куклы, он не был эгоцентричным. Эгоцентризм проявлял ребенок, который выбирал карточку с изображением увиденного.

Находки – Обычно четырехлетний ребенок сообщает о том, что можно увидеть с его точки зрения, а не о том, что можно увидеть с точки зрения куклы.

Шестилетние дети больше знали о других точках зрения, но по-прежнему склонны выбирать неправильную. Это свидетельствует об эгоцентризме, поскольку ребенок предполагал, что кукла «видела» горы так же, как и он.

Четырехлетние дети почти всегда выбирали картинку, изображающую то, что они могли видеть, и не показывали, что взгляд куклы будет отличаться от этого.

Шестилетние дети часто выбирали картинку, отличную от их собственной точки зрения, но редко выбирали правильную картинку с точки зрения куклы. Только семи- и восьмилетние дети последовательно выбирали правильную картинку.

Заключение – В возрасте 7 лет мышление больше не является эгоцентричным, поскольку ребенок может видеть больше, чем его собственная точка зрения.

Оценка — Было высказано предположение, что задачи Пиаже на этом этапе могли недооценивать способности ребенка из-за ряда факторов, включая сложный язык, незнакомые материалы, отсутствие контекста и неверное истолкование детьми намерения экспериментатора.

В более поздних исследованиях были предприняты попытки более четко задавать вопросы и представлять ситуации, с которыми дети могут легче разобраться
.

Критическая оценка

Исследование куклы-полицейского

Мартин Хьюз (1975) утверждал, что задача с тремя горами не имеет смысла для детей и усложняется тем, что дети должны сопоставлять вид куклы с фотографией.

Хьюз придумал задачу, которая понятна ребенку. Он показал детям модель, состоящую из двух пересекающихся стен, куклы-мальчика и куклы-полицейского. Затем он поместил куклу-полицейского в разные положения и попросил ребенка спрятать куклу-мальчика от полицейского.

Хьюз сделал это, чтобы убедиться, что ребенок понял, о чем его спрашивают, поэтому, если он/она делал ошибки, их объясняли, и ребенок пытался снова. Интересно, что было сделано очень мало ошибок.

Эксперимент начался. Хьюз принес вторую куклу-полицейского и поместил обеих кукол в конце двух стен, как показано на иллюстрации выше.

Ребенка попросили спрятать мальчика от обоих полицейских, то есть он должен был учитывать две разные точки зрения. 9В выборку 0013

Hughes вошли дети в возрасте от трех с половиной до пяти лет, из которых 90 процентов дали правильные ответы. Даже когда он придумал более сложную ситуацию, с большим количеством стен и третьим полицейским, 90 процентов четырехлетних детей добились успеха.

Это показывает, что к четырем годам дети в значительной степени утратили свое эгоцентрическое мышление, потому что они способны принимать точку зрения другого. Эксперимент

Хьюза позволил им продемонстрировать это, потому что задание имело смысл для ребенка, а Пиаже — нет. Предположение, что различия в «значении», которое дети приписывают ситуации, может привести к тому, что они сдадут или не сдадут задание.

Задание «Вертушка»

В тесте на эгоцентризм Борке (1975) ребенку даются две идентичные модели трехмерной сцены (использовалось несколько разных сцен, включая различное расположение игрушечных людей и животных и модель горы, похожая на Пиаже и Инхельдера). Одна из моделей установлена ​​на поворотном столике
, поэтому ребенок может легко повернуть ее.

После практического занятия, на котором ребенок знакомится с материалами и идеей смотреть на вещи с точки зрения другого человека, вводится кукла (в исследовании Борке это был персонаж Гроувер из «Улицы Сезам», программы, дети были знакомы).

Куклу Гроувера поместили так, чтобы она «смотрела» на модель с определенной точки зрения, и ребенку было предложено поворачивать другую модель до тех пор, пока его взгляд на модель не совпадет с тем, что мог видеть Гроувер.

Borke (1975) обнаружил, что с помощью модели «горы» трехлетние дети выбирали правильный вид в 42% случаев, а четырехлетние дети выбирали правильный вид в 67% случаев. С другими дисплеями точность трехлетних детей увеличилась до 80%, а четырехлетних — до 9.3%.

Ограничения в мышлении ребенка

Пиаже сосредоточил большую часть описания этой стадии на ограничениях в мышлении ребенка, определив ряд умственных задач, которые дети, по-видимому, не в состоянии выполнить.

К ним относятся неспособность децентрировать, сохранять, понимать сериацию (неспособность понять, что объекты могут быть организованы в логическую серию или порядок) и выполнять задачи включения.

Дети на предоперационном этапе способны сосредоточиться только на одном аспекте или измерении проблемы (т. е. на концентрации). Например, предположим, что вы расположили два ряда блоков таким образом, что ряд из 5 блоков длиннее, чем ряд из 7 блоков.

Дети, находящиеся в предоперационном периоде, обычно могут сосчитать кубики в каждом ряду и назвать число, содержащееся в каждом. Однако, если вы спросите, в каком ряду больше, они, скорее всего, скажут, что это тот, который образует более длинный ряд, потому что они не могут одновременно сосредоточиться и на длине, и на количестве. Эта неспособность к децентрации способствует дооперационному эгоцентризму ребенка.

Сохранение — это понимание того, что что-то остается неизменным в количественном отношении, даже если его внешний вид меняется. Говоря более технически, консервация — это способность понять, что перераспределение материала не влияет на его массу, количество или объем.

Возможность решения этой и других «сохранительных» задач сигнализирует о переходе к следующему этапу.

Итак, что эти задачи говорят нам об ограничениях предоперационного мышления в целом?

Пиаже сделал ряд связанных выводов:

  1. Понимание этих ситуаций «связано с восприятием». По изменениям во внешнем виде материалов ребенок делает вывод, что изменение произошло.
  2. Мышление «сосредоточено» на одном аспекте ситуации. Дети замечают изменения уровня воды или длины глины, не замечая, что одновременно с этим изменились и другие аспекты ситуации.
  3. Мышление сосредоточено на состояниях, а не на преобразованиях. Дети не могут отследить, что произошло с материалами, и просто делают интуитивное суждение, основанное на том, как они выглядят «сейчас».
  4. Мышление «необратимо» в том смысле, что ребенок не может понять, что обратное преобразование вернет материал в исходное состояние. Обратимость — важнейший аспект логического (операционального) мышления более поздних стадий.

Ссылки

Борке, Х. (1975). Возвращение к горам Пиаже: изменения в эгоцентрическом ландшафте. Психология развития, 11(2) , 240.

Пиаже, Дж. (1929). Представление ребенка о мире . Лондрес, Рутлдж и Кеган Пол.

Пиаже, Дж. (1951). Эгоцентрическая мысль и социоцентрическая мысль. Ж. Пиаже, Социологические исследования , 270-286.

Пиаже, Дж., и Кук, М.Т. (1952). Истоки интеллекта у детей . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Международного университета.

Пиаже, Дж., и Инхелдер, Б. (1956). Детское представление о пространстве .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *