5 лет

Игры для маленьких для 4 5 лет: Познавательные Игры для Детей 3-4-5 лет

Почему детям так важно играть?

Каждый родитель хочет, чтобы его дети хорошо развивались. Иногда кажется, что детская игра — пустое развлечение и лучше бы заменить его на что-нибудь более полезное. Однако для ребенка игра — главный способ взаимодействия с миром, освоения новых знаний и навыков.

Хотя взрослым игры часто кажутся слишком простыми или монотонными, в развитии ребенка они играют важную роль. Если мы, взрослые, достаточно основательно включены в реальную жизнь, то детям нужна особая реальность, которую можно создавать вокруг себя. В игре формируется своеобразная модель мира, переработанная в соответствии с потребностями и возможностями ребенка. И хотя эта модель похожа на сказку, она отражает реальный мир и помогает его осваивать.

Для ребенка любая игра — такая же продуктивная деятельность, как работа для взрослого. И если результат взрослой работы — произведенный «продукт», для ребенка результатом игры становятся новые знания о мире (например, «мячик отпрыгивает от пола», «по мокрому полу машинка ездит дальше») и лучшее понимание того, как устроен окружающий мир. Взаимодействуя с другими детьми во время игры, ребенок вырабатывает свой стиль поведения и общения. Словом, игра критически важна для развития, потому что это способ взаимодействия ребенка с миром.

Игра начинается с общения

Приглашение к коммуникации, которая потом станет основой для игры, исходит от взрослого еще в самом раннем возрасте. Например, ответить улыбкой на улыбку. Для этого младенцу нужно научиться управлять своими мышцами и менять выражение лица — для него это серьезная работа. Улыбаясь в ответ или повторяя за взрослым «агу», ребенок не только играет и общается, но и учится повторять за взрослым, подражать ему.

Навыки общения все время совершенствуются, способы взаимодействия усложняются. Появляются «ладушки», а затем, в 3–4 месяца, игры вроде «сороки-вороны», в которых участвует не только открытая ладонь, но и пальчики. К 5–6 месяцам появляется игра в «ку-ку» — она всегда радует ребенка, который еще только открывает тот факт, что окружающие предметы и люди продолжают существовать и после того, как они исчезают из его поля зрения.

В чем смысл любимой игрушки?

Примерно к девятимесячному возрасту у ребенка формируется образ мамы; когда она уходит, возникает тревога. При помощи мягких игрушек он учится справляться с этим чувством. Вначале они играют роль переходного объекта — вроде не мама, но можно прижаться, обнять, и беспокойство уходит. Малыш начинает брать плюшевую зверушку с собой повсюду, и это не что иное, как его первые шаги к самостоятельной жизни.

Примерно в конце первого — начале второго года жизни происходит важное изменение: ребенок начинает ходить. Теперь его возможности намного шире, и он проявляет гораздо большую инициативу. Игра «ку-ку» сменяется на новую — прятки. Взрослым со стороны кажется: ну как можно раз за разом играть в одно и то же? Но для малыша это не одно и то же: проигрывая различные сценарии исчезновения и появления, ребенок каждый раз придумывает новые варианты игры и изучает новые места.

Предметные игры — первый шаг в изучении мира

В 1–3 года ребенок в основном играет в предметные игры. Действуя с предметами, дети на практике изучают их свойства и учатся производить с ними осмысленные действия: собирать и разбирать игрушки, строить башенку из кубиков, раскручивать, ковырять, стучать одним предметом о другой. В ходе такой игры большую роль играет речь взрослого. Когда он сопровождает детскую игру словами — обозначает различные действия, называет качества предметов — это, с одной стороны, увеличивает словарный запас ребенка, развивает его речь. С другой стороны, комментарии взрослого способствуют развитию самих предметных действий — например, сортировки предметов по тем или иным признакам (форме, величине, цвету). С помощью осязания и зрения ребенок начинает изучать свойства предметов, их разнообразие: твердые или мягкие, тяжелые или легкие.

Действия с предметами воспитывают внимание, целеустремленность, сосредоточенность, умение заниматься каким-то одним делом, не отвлекаясь на другие. Большое значение для развития имеют игры с использованием предметов-орудий. Например, забить втулку молоточком, поймать рыбку в воде сачком — словом, все игры, где действия с одним предметом производятся с помощью другого.

Ролевые игры и их значение

Следующим важным шагом в развитии становится умение играть самостоятельно, выбирая себе ту или иную роль.

Говоря о детских играх, чаще всего мы имеем в виду именно ролевые игры: в магазин, парикмахерскую, в дочки-матери, доктора и другие. Период их «расцвета» наступает позже, в 4–5 лет, когда расширяется словарный запас ребенка и моделируются различные жизненные ситуации и занятия.

Понятно, почему малыш так настойчиво просит поиграть с ним: другие люди нужны ему для разыгрывания сюжета. Ролевая игра позволяет ребенку расширить собственные возможности и выйти за их пределы. А еще — примерить на себя роль взрослого и взрослую ситуацию, а затем вернуться в безопасное «здесь и сейчас». С помощью таких игр малыш уже на новом уровне развития отрабатывает ситуацию отделения от матери, закладывая основы своей индивидуальности.

Примерно в этом же возрасте появляются символические игры (всем известное детское «А это у нас будет…»). Так куст с легкостью превращается в дом, а стул — в автобус. В таких играх ребенок постепенно учится воспринимать символы отдельно от реальных предметов и оперировать ими.

Не стоит ограничивать детскую фантазию словами «Но так ведь не бывает» — отделять реальность от вымысла ребенок еще успеет научиться, а вот развитое воображение и творческий подход к решению проблем вырабатываются именно в таких играх.

Свободная игра

Свободная (или неструктурированная) игра — пожалуй, лучший вид игры для маленьких детей. Такие игры не планируются заранее, они просто происходят «сами собой» в зависимости от того, что интересует ребенка в данный момент. В таких играх нет цели и правил, нет победителей и проигравших, зато они позволяют ребенку максимально использовать воображение и заниматься в собственном, комфортном темпе.

Свободной игрой может быть любое творческое занятие, которым ребенок занимается в одиночку или совместно с другими людьми. Среди примеров — бессюжетное рисование, лепка и любое другое творчество, строительство домов из коробок или одеял, исследование новых игровых пространств (шкафы, дворы, парки, детские площадки).

Родителям вовсе не обязательно участвовать в свободной игре ребенка. Главное — не вмешиваться со своими правилами и целями, а предоставить малышу полную свободу, ограниченную лишь правилами безопасности. Иногда все, что нужно сделать, — это «подтолкнуть» ребенка в правильном направлении — в сторону игрушек на полу или к столу с карандашами и бумагой.

Почему игровой мир имеет такую ценность

В игре ребенок может безопасно «прожить» сложные ситуации (например, «Меня забыли», «Я потерялся») и найти способы их решения — ведь в игре потерялся не сам малыш, а сказочная лошадка. Также он может иначе проиграть сюжеты из жизни, которые вызывают у него тревогу. Такая игра часто состоит из темы с вариациями. В ней повторяется общий сценарий, но развиваться он может по-разному: «Я потерялся, но меня нашли», «Я потерялся и стал жить один в новом месте». Так ребенок вырабатывает методы решения жизненных задач: он репетирует различные ситуации во время игры точно так же, как музыкант репетирует перед выступлением.

Уважать детские игры и участвовать в них

Роль взрослого в игре — поддержать ребенка и ободрить его. Это помогает малышу понять, что его мнение ценно, а его идеи и фантазии заслуживают уважения. А вот настаивать на собственном, «правильном» сценарии игры взрослому совершенно не стоит. Реакцией ребенка может стать протест, потеря интереса, отказ играть вместе и даже истерика. Иногда дети, на словах приняв условия взрослого, на самом деле испытывают тревогу и чувство беспомощности: ведь в игре для ребенка важно чувство контроля над ситуацией, а здесь его этого чувства лишают.

Если взрослые избегают игр или тяготятся ими, ребенок напрягается, чувствует недоумение и даже может подумать, что он делает что-то не так и не умеет играть. Малыш также может почувствовать себя одиноким, а в конечном счете все это приводит к снижению его самооценки.

Кроме того, отказываясь от совместной игры, мы упускаем возможность сформировать эмоциональную связь с ребенком. Совместные игры лучше всего учат взрослых понимать своих детей и находить с ними общий язык.

Уметь необязательно

Совместные игры могут быть разными в зависимости от особенностей ребенка — один обрабатывает информацию быстро, другому требуется время. Взрослым важно уловить потребности малыша и подстроиться под них, предлагая, но не навязывая свои варианты. Позвольте ребенку научить вас играть заново.

Часто взрослые говорят, что не умеют играть: это занятие не для них, они вообще ничего не будут делать, раз у них все равно не получается так, как задумал малыш. 

Хорошая новость в том, что родителям в игре совершенно не обязательно превращаться в ребенка. Можно честно сказать, что вы чего-то не можете: признаться, что готовы собрать вместе конструктор или пазл, а вот игра в куклы вам не очень интересна. Попробуйте найти такие занятия, которые подойдут вам обоим.

Важно поддерживать в ребенке желание играть. В первую очередь — не обесценивая это желание словами вроде «Игра — это глупости, давай лучше поучимся или пойдем погуляем». Важно выделять время для игры, когда ребенка никто не будет отвлекать, звать его срочно обедать или призывать заняться чем-то «серьезным». Имейте в виду, что игра — это очень серьезно.

               

Источники:

Журнал и сайт Psychologies

Детский образовательный телеканал «О!»

Лучшие настольные игры для малышей и дошкольников

Ищете простые настольные игры для маленьких детей? Ознакомьтесь с нашими лучшими настольными играми для малышей и дошкольников!


В детстве настольные игры всегда были забавным способом провести время с друзьями и семьей во время ночевок и дождливых дней. Такие игры, как Apples to Apples или Charades , в которые могут играть все, от мамы до вашего младшего ребенка, когда вы застряли в помещении или ищете веселое семейное вечернее развлечение.

Но как родители маленьких детей, продолжать эту традицию иногда бывает сложно, так как многие настольные игры немного сложнее и ориентированы на детей старшего возраста.

Так как приближаются праздники, я хотел составить список наших любимых семейных настольных игр , в том числе и для самых маленьких. Игры, в которых могли бы принять участие наши дошкольники (и даже наши малыши), станут прекрасным дополнением к вечеру семейных игр.

Эти настольные игры тоже подойдут Соответствующие возрасту идеи подарков для детей 3 и 4 лет Практика ключевых навыков для подготовки к детскому саду. Будь то распознавание цветов и букв или сотрудничество и прослушивание, эти забавные настольные игры обязательно развлекут и увлекут малышей!
Этот пост может содержать партнерские ссылки.

CandyLand

Candy Land — классическая настольная игра, которая сразу же понравится маленьким детям. Я имею в виду, какой ребенок не любит игру, украшенную конфетами?! Но помимо красочной визуальной привлекательности и забавных конфетных персонажей, таких как Королева Фростин и Лес карамельного тростника, Candy Land — это простая настольная игра-гонка, идеально подходящая для тех, кто все еще работает над базовыми навыками, такими как обучение следованию указаниям. Игроки по очереди двигают свои фишки к замку, где ждет король Канди!

Память

На самом деле нет более простой игры, чем эта классическая игра на запоминание, в которую дети могут играть в одиночку (во время спокойной активности) или всей семьей, тренируя свои навыки памяти и узнавания.

Для малышей мы предпочитаем держать карточки лицевой стороной вверх, чтобы малыши воспринимали это как игру на узнавание; для дошкольников вы можете перевернуть их, чтобы дети могли усложнить задачу и потренировать навыки памяти!

См.: Подарки для девочек, чтобы сблизиться со своими папами

Йети в моих спагетти

Это новая игра, с которой мы недавно познакомились, но которая показалась очень интересной для детей. Игроки по очереди вынимают воображаемую лапшу из миски со спагетти, где сидит Йети. Если Йети падает, игрок выбывает! Хотя это и не традиционная настольная игра, она по-прежнему предлагает массу развлечений для всей семьи, пока дети развивают мелкую моторику.

Hoot Owl Hoot

Еще один ключевой навык, который необходимо освоить дошкольникам, – это совместная работа. В этой игре с кооперативным соответствием, отмеченной цветовой кодировкой, игроки и занимаются именно этим. Игроки должны работать в команде, чтобы помочь совам вернуться в свои гнезда до восхода солнца. Hoot Owl Hoot также помогает детям научиться творчески решать проблемы, а также развивать свои социальные навыки. Этот обязательно будет крутым ;)!

См.: Обучающие игрушки для детей 5–6 лет

Настольная игра «Развлекайся, катайся и играй»

Это просто одна из ЛУЧШИХ настольных игр для малышей, которые я видел. В набор входит цветной кубик и колода цветных карточек с заданиями. Ваш малыш просто бросает кубик (идентификация цвета), а затем выбирает карточку с той же карточкой, чтобы выполнить простое задание, например «хлопнуть в ладоши» или «найти что-нибудь синее».

Это так просто, но так весело для маленьких детей. Моим детям нравится играть в эту игру, и они никогда не устают катать этот огромный мягкий кубик!

Boggle Junior

Дошкольникам понравится простая детская версия популярной игры для взрослых, которая знакомит с распознаванием букв и слов, сопоставлением, правописанием и памятью. Боггл-младший использует картинки и игры на сопоставление, чтобы дети могли установить связь между предметами и их именами, и по мере того, как дети развивают свои навыки, они могут адаптировать игру, чтобы бросить себе вызов.

См.: Маленькие подарки для дошкольников

Зинго

Если вы думаете, что эта игра звучит как Бинго, вы правы! Zingo — это игра на сопоставление для тех, кто предварительно читает, побуждая их сопоставлять изображения и слова со своими карточками с заданиями. И, как в Бинго, молодые умы должны мчаться, чтобы быть первыми с полной картой и кричать «ЗИНГО!» Эта настольная игра состоит из двух уровней для развития языковых навыков в динамичной игре!

Если вам нужно больше идей подарков для детей в этом году, ознакомьтесь с этим руководством по покупке для дошкольников и детсадов , которое будет постоянно обновляться!

Путешествие с детьми: 9 забавных игр

1. Я шпион

Классическое путешествие «Я шпионю своим маленьким глазом» идеально подходит для маленьких детей. Нужно освежить? Один человек замечает что-то внутри или снаружи машины и повторяет фразу вместе с подсказкой, например: «Я шпионю своим маленьким глазом, что-то синее». Все остальные по очереди пытаются угадать загадочный предмет. 1 st тот, кто правильно угадает, будет следующим.

2. Я иду на пикник

Еще одна классика! Человек с номером 1 st говорит: «Я иду на пикник, и я привезу…», за которым следует предмет, начинающийся с буквы «А», например, анчоусы. Второй игрок повторяет строку с первым пунктом, затем добавляет слово, начинающееся с буквы «Б». Выигрывает тот, кто сможет назвать больше всего предметов в алфавитном порядке.

3. Алфавитная охота

Пусть все ищут каждую букву алфавита, используя дорожные знаки, номерные знаки и рекламные щиты, которые проезжают мимо. Начните с буквы «А». 1 st  человек, прочитавший алфавит по порядку, выигрывает. (В качестве альтернативы попробуйте сделать то же самое с цифрами. )

4. Определите номерной знак (или модель автомобиля)

Выигрывает тот, кто заметит разные номерные знаки из большинства провинций и территорий Канады или штатов США. Или посмотрите, кто будет 1 st , чтобы найти заданное количество различных моделей автомобилей.

5. 20 вопросов

Эта простая игра отлично подходит для самых маленьких. 1 st  игрок думает о человеке, месте или предмете. Все остальные по очереди задают один вопрос, на который можно ответить просто да или нет. После каждого ответа спрашивающий получает одно предположение. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не угадает правильно.

6. Однажды в сказке

По очереди создайте историю вместе! Самый молодой человек начинает с предложения 1 st , за которым следует следующий самый младший, добавляя следующее предложение и так далее. Добавляйте в сюжет забавные повороты, по очереди создавая свою собственную историю. Вы можете захотеть, чтобы кто-то записал веселье на свой смартфон, чтобы вы все могли заново пережить сказку, когда прибудете в пункт назначения.

7. Word Follow Up

1 st игрок выкрикивает слово. Слово следующего игрока должно начинаться с последней буквы слова предыдущего игрока. Например, если вы начинаете с «полотенце», ваш ребенок должен будет придумать слово, начинающееся с буквы «Л». Никаких повторяющихся слов! Добавьте изюминку, выбрав тему перед началом игры, например, животных или страны (эта игра может не подойти дошкольникам).

8. Назовите эту мелодию

Прежде чем выйти из дома, создайте список воспроизведения на цифровом устройстве с песнями, которые знают все. Оказавшись в дороге, воспроизведите несколько секунд каждой песни, затем пассажир приостановит воспроизведение, пока все будут пытаться угадать песню. Чтобы усложнить задачу детям постарше, попробуйте назвать песню и исполнителя. Смешайте это с глупыми песнями, такими как The Wheels on the Bus.

9. Крестики-нолики

В эту старую игру очень просто играть. Вам просто нужны 2 игрока, немного бумаги и карандаш (но 2 могут облегчить ситуацию).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *